15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

100-мм нарезная танковая пушка Д10-ТГ (СССР)

100-мм нарезная танковая пушка Д10-ТГ (СССР)

Подготовка к массовому производству Т-54 образца 1946 года, известного также как Т-54-1, началась уже в 1946 году сразу на трёх заводах: заводе № 183 в Нижнем Тагиле , ХЗТМ в Харькове и ОЗТМ в Омске . По плану, за оставшиеся месяцы 1946 года завод № 183 должен был выпустить 165 машин. В реальности же, за 1946 год изготовлены были всего три предсерийных Т-54: два — к июлю и один — в октябре. И даже эти машины не были приняты государственной комиссией, которая потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. Всего в том году КБ завода № 183 пришлось внести в конструкцию танка 649 различных изменений.

План 1947 года был уже скорректирован в сторону уменьшения. Всего за год планировалось 400 Т-54, из них 250 — на заводе № 183, 100 — на ХЗТМ и 50 — на ОЗТМ. Однако реальность и в этот раз не совпала с планами. Две головные машины первой серии поступили на государственные ходовые испытания и испытания обстрелом в апреле и проходили их по май того же года. По заключению комиссии, образцы выдержали испытания, хотя и с рядом замечаний. Было рекомендовано производство установочной серии Т-54, но — после выполнения списка на 1490 изменений различных деталей и узлов танка, составленного комиссией. Последовавшие доработки вновь отложили начало производства танка и первая серия из 20 танков была произведена лишь в конце года, таким образом доведя производство за 1947 год до 22 машин, все из которых были выпущены заводом № 183.

Полномасштабное производство Т-54, уже на всех трёх заводах, удалось развернуть лишь в 1948 году . За год было выпущено 593 танка, из них 285 — на заводе № 183, 218 — на ХЗТМ и 90 — на ОЗТМ. Однако уже вскоре после начала войсковой эксплуатации, из танковых частей, получивших первые Т-54, стали во все инстанции в массовом порядке поступать рекламации на многочисленные дефекты машины. Танки регулярно выходили из строя, вдобавок, серийные машины оказались существенно переутяжелены по сравнению с проектом и обладали неудовлетворительной проходимостью. Из пяти поставленных на гарантийные испытания танков, государственная комиссия не приняла ни одного. Представители танковых частей на совещании у министра Вооружённых сил Н. А. Булганина в целом положительно отозвались о новом танке, но отметили, что начало серийного производства оказалось явно преждевременным. К этому прибавились и результаты испытаний Т-54 обстрелом, проведённых в 1947 году и показавших то, что было обнаружено ещё в 1943 — 1944 годах : при попадании в нижнюю часть башни, её заман давал очень высокий шанс рикошета снаряда в тонкую крышу корпуса, со всеми вытекающими последствиями. Результатом этого в январе 1949 года стало решение правительства об остановке выпуска танка.

Читать еще:  Хранение огнестрельного оружия в автомобиле

На последовавших за этим многочисленных совещаниях, специалисты сходились в том, что одной из главных проблем Т-54 являлась перегруженность. Единственным, за счёт чего можно было снизить массу танка, являлась броневая защита. Снижение защиты лобовой части корпуса ниже 100 мм представлялось нецелесообразным, однако лобовая часть башни и без того уступала корпусу в защищённости. Выход из этого положения был найден в изменении формы и размеров башни. Разработанная КБ завода № 183 уже в 1948 году новая башня, имевшая приближенную к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела.

Первый Т-54 с новой башней поступил на испытания 29 августа 1949 года, ещё два контрольных танка были собраны в сентябре. По результатам их испытаний, в ноябре было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. Серийные машины отличались, помимо замены башни, уменьшением лобовой брони корпуса до 100 мм, с увеличением наклона нижней бронеплиты. Также были ликвидированы пулемёты на надгусеничных полках и заменены одним, жёстко закреплённым внутри корпуса и ведшим огонь через отверстие в лобовой плите. Гусеницы шириной 500 мм были заменены новыми, шириной 580 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт до приемлемого уровня. Средний вес Т-54-2 снизился по сравнению с серийными Т-54-1 в среднем на 1700 кг, что, вкупе с продолжавшейся доводкой отдельных узлов, позволило значительно поднять надёжность танка.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 8К71 Р-7 (СССР)

Дальнейшее развитие

В начале 1944 г. на танке Т-34 танковая пушка Ф-34 калибра 76,2 мм была заменена на более мощную пушку калибра 85 мм. Это сделало устаревший истребитель танков СУ-85 практически устаревшим, поскольку его 85-мм пушка Д-5Т теперь также использовалась более гибким средним танком. Конструкторскому бюро Ф.Ф. Петрова на Артиллерийском заводе № 9 была поставлена ​​задача создать для предполагаемого СУ-100 100-мм противотанковое орудие, которое могло бы использоваться на шасси СУ-85 . Для достижения этой цели команда Петрова модифицировала морскую пушку С-34 для использования в боевой бронированной машине.

Д-10 является высокой скоростью пушкой мм калибра 100 (диаметр отверстия), с длиной ствола 53,5 калибров. Начальная скорость снаряда 895 м / с обеспечивала ему хорошие противотанковые характеристики по меркам конца войны. С оригинальными боеприпасами он мог пробить около 164 мм стального броневого листа на расстоянии 1000 м, что делало его лучше, чем немецкий 75-мм KwK 42, установленный на танке Panther, а также 88-мм орудие KwK 36 Tiger I. Испытания против танков «Пантера» на Кубинке показали, что Д-10Т может пробивать глас «Пантеры» на расстояние до 1500 метров. Характеристики бронепробиваемости еще больше увеличились с развитием APDS (Armor-Piercing, Discarding Sabot) и других более современных типов боеприпасов после Второй мировой войны. После войны был разработан более эффективный осколочно-фугасный снаряд с увеличенным диаметром ствола 100 мм.

Первоначально он был разработан , чтобы оснастить СУ-100 истребителя танков , как D-10S (для samokhodnaya , «самоходный»), а затем был установлен на пост-войны Т-54 основной боевой танк , как D-10Т (для танковая , прил . Между двумя версиями не было значительной разницы в функциональности или производительности. Также он проходил испытания на Т-34-100 , Т-44-100 , КВ-100 , ИС-2 ( объект 245 ).

Читать еще:  Автомат Никонова АН-94 "Абакан"

В 1955 году к новому варианту орудия Д-10ТГ добавили стабилизатор (вертикально-плоскостной СТП-1 Горизонт ) и эвакуатор ствола. В 1956 году для танков Т-54Б и Т-55 началось производство последующего варианта пушки Д-10Т2С, оснащенного двухплоскостной системой стабилизации орудия Циклон . Версии Д-10 были установлены на новые танки еще в 1979 году, и тысячи до сих пор остаются на вооружении в разных странах.

Возвращаясь к своим военно-морским корням, вариант Д-10 был установлен в качестве орудия береговой артиллерии в Финляндии в 1960-х годах. Это оружие имеет обозначение 100 56 TK в финских ВМС и состоит из полной башни танка Т-55 без стабилизатора, но снабженной ручным подъемником боеприпасов, желобом для использованных гильз и устройством наведения орудия, позволяющим вести огонь с закрытых позиций. контроль. Также была увеличена максимальная высота ствола, а в башне была установлена ​​новая прицельная оптика, в некоторых случаях включая термографическую камеру для использования в ночное время.

Модификации

Т-54 (1946)

100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренная с пулеметом СГ-43 , два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребного на Т-34 и Т-44 ). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Т-54 (1949)

Новая форма башни, заман (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранили только в кормовой части. Один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм (вместо 500 мм). Толщина ВЛД уменьшена с 120 мм до 100 мм.

Т-54 (1951)

Новая полусферическая башня. Прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением, изменена конструкция гитары.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: