Опытные тяжелые танки: объект 277, объект 279, объект 770
Примерно в 1956 году ГБТУ Советской Армии разработало новые тактико-технические требования к тяжелому танку. На их основании три конструкторских коллектива в Ленинграде и Челябинске приступили фактически на конкурсной основе к разработке нового тяжелого танка, призванного заменить танк Т-10.Тяжелый танк (объект 277) был спроектирован в 1957 году в КБ Главного конструктора ленинградского Кировского завода Ж. Я. Котина, с использованием отдельных конструктивных решений танков ИС-7 и Т-10. Машина имела классическую компоновку, с задним расположением силового отделения и ведущих колес. Корпус был сварен из гнутых броневых листов с переменной толщиной и углами наклона броневых деталей. Лобовая часть корпуса цельнолитая, днище корытообразной конструкции. Литая, обтекаемой формы башня, с толщиной стенок от 77-мм до 290-мм, имела удлиненную кормовую часть для размещения механизированной укладки боекомплекта пушки. Амбразура под артсистему выполнена замкнутой — маска пушки отсутствовала.
Подвеска индивидуальная, с пучковыми торсионами и гидравлическими амортизаторами, установленными на первом, втором и восьмом узлах подвески. Танк был оснащен системами противоатомной защиты, термодымовой аппаратурой, системой очистки приборов наблюдения и оборудованием подводного вождения. Экипаж танка состоял из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Машина обладала хорошей маневренностью. При массе 55 т она развивала скорость 55 км/ч.
В 1958 году изготовили два образца объекта 277, они прошли испытания, которые вскоре прекратили, а все работы были свернуты. В ходе разработки объекта 277 проектировался его вариант с газотурбинным двигателем мощностью 1000 л. с. объект 278, но он не был построен. От других, разработанных в то время машин, 277-й выгодно отличался использованием отработанных и апробированных агрегатов и систем. Тяжелый танк объект 277 находится в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 277
По тем же тактико-техническим требованиям коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка — объект 279, единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший. Машина имела классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.
Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269-мм, а башни — 305-мм. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором вооружения «Гроза», стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Объект 279 был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения.
Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемета — из 300 патронов. Устанавливался 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель с горизонтальным расположением цилиндров ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач. Особое внимание заслуживала ходовая часть танка — четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.
Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса. Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину. Из всех разработанных одновременно машин, объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м 3 , имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту. В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена. В настоящее время объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 279
Еще одним конкурсным тяжелым танком стал объект 770, разработанный под руководством Главного конструктора Челябинского тракторного завода П. П. Исакова. В отличие от 277-го он создавался полностью на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Корпус объекта 770 литой, с дифференцированной по высоте и длине толщиной брони. Наклонная часть бортов выполнена не в одной плоскости, а под разными углами: от 64° до 70° к вертикали и с переменной толщиной от 65-мм до 84-мм.
Толщина лобовой брони корпуса достигала 120-мм. Для повышения бронестойкости кромок по всему периметру корпуса был выполнен бурт. Башня литая, также с переменной толщиной и углами наклона стенок. Лобовая броня башни имела толщину 290-мм. Стык башни с корпусом был защищен. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней пулемета КПВТ. Спаренная установка имела двухплоскостной стабилизатор «Гроза», автоматизированную систему наведения, прицел-дальномер ТПД-2С, дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения и механизм заряжания.Боекомплект состоял из 26 артвыстрелов и 250 патронов к пулемету. В качестве силовой установки на объекте 770 использовался 10-цилиндровый, четырехтактный, двухрядный дизель ДТН-10 с вертикальным расположением цилиндров, наддувом от компрессора и водяным охлаждением. Он был установлен в кормовой части танка перпендикулярно его продольной оси. Мощность двигателя составляла 1000л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия гидромеханическая, с комплексным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами был включен в силовую схему трансмиссии параллельно. Трансмиссия обеспечивала одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода и механическую передачу заднего хода.
В ходовой части было шесть опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией на борт. Гусеницы имели закрепленные пальцы. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. Механизм натяжения гусениц гидравлический. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Экипаж танка состоял из 4 человек. Механик-водитель осуществлял управление с помощью рукоятки мотоциклетного типа. Объект 770 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматической противопожарной системой, термодымовой аппаратурой, ночными приборами и гирополукомпасом. Для внешней связи устанавливалась радиостанция Р-113, а для внутренней — переговорное устройство Р-120. Объект 770 был выполнен на высоком техническом уровне. Литые башня и корпус с ярко выраженным дифференцированным бронированием обеспечивали повышенную снарядостойкость. Машина имела хорошие маневренные качества и была легка в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания, все три опытных тяжелых танка, объект 770 представлялся им наиболее перспективным. Опытный образец этой машины хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 770
Свертывание работ над тяжелыми танками
22 июля 1960 года на полигоне Капустин Яр состоялся показ образцов военной техники руководству страны во главе с Н. С. Хрущевым. Вот как вспоминал об этом событии главный конструктор Уральского вагоностроительного завода Л. Н. Карцев, представлявший тогда свой ракетный танк ИТ-1:
«На следующее утро поехали на площадку, где была сосредоточена бронетанковая техника. Образцы стояли на отдельных бетонных площадках недалеко друг от друга. Справа от нас на соседней площадке стоял опытный образец тяжелого танка, вокруг которого прохаживался Ж. Я. Котин. После осмотра ИТ-1 Н. С. Хрущев направился к тяжелому танку ленинградского Кировского завода. Несмотря на попытки Котина протолкнуть на вооружение новый тяжелый танк, Хрущев принял решение прекратить производство серийного тяжелого танка Т-10 и запретил вообще проектировать тяжелые танки».
Надо сказать, что большой поклонник ракетной техники, Хрущев был противником танков вообще, считая их ненужными. В том же 1960 году в Москве, на конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники с участием всех заинтересованных сторон — военных, конструкторов, ученых, представителей промышленности, Хрущев вновь подтвердил свое решение: как можно быстрее завершать серийное производство Т-10М, а разработку новых тяжелых танков прекратить. Мотивировалось это невозможностью обеспечить большой отрыв тяжелых танков по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы от средних танков.
Сильное влияние оказало и увлечение Хрущева ракетами: в соответствии с заданием правительства все танковые КБ страны проектировали в то время машины с ракетным вооружением (объекты 150, 287, 775 и др.). Считалось, что эти боевые машины способны полностью заменить пушечные танки. Если решение о прекращении серийного производства при всей его небесспорности можно считать хоть чем-то обоснованным, то прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьезной военно-технической ошибкой, в определенной степени повлиявшей на дальнейшее развитие отечественного танкостроения. В конце 50-х годов были реализованы технические решения, которые оказались актуальными и для 90-х годов: 130-мм пушка с продувкой канала ствола сжатым воздухом, электромеханические и гидромеханические трансмиссии, литой корпус, гидропневматическая подвеска, единый блок двигателя и трансмиссии и другие.
Только спустя 10-15 лет после появления на тяжелых танках механизмов заряжания, прицелов-дальномеров, досылателей и т. д. они были внедрены на средних танках. Но решение было принято и тяжелые танки сошли со сцены, средние же, наращивая свои боевые характеристики, превратились в основные. Если же рассмотреть тактико-технические характеристики основных боевых танков 90-х годов, то можно сделать следующие выводы: боевая масса современных основных современных танков колеблется от 46 т у нашего Т-80У до 62 т у британского «Челленджера»; все машины вооружены гладкоствольными или нарезными («Челленджер») пушками калибра 120-125-мм; мощность силовой установки колеблется в пределах 1200-1500 л. с., а максимальная скорость — от 56 («Челленджер») до 71 («Леклерк») км/ч.
Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг».
М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.;
Карпенко А. В. Тяжелые танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995);
Rolf Hilmes: Kampfpanzer heute und morgen: Konzepte — Systeme — Technologien.
Танк имел классическую схему компоновки с традиционным размещением трех членов экипажа в боевом отделении. Экипаж состоял из 4 человек. Рабочее место механика-водителя располагалось по центру отделения управления в носовой части корпуса. Рабочие места командира танка и наводчика размещались в боевом отделении слева от пушки, заряжающего — справа от нее. Забронированный объем танка составлял 12,71 м. Из указанного объема на отделение управления приходилось 1,14 м на боевое отделение — 7,49 м и на МТО — 4,08 м. Характерной особенностью и новым техническим решением стал цельнолитой корпус, борта которого отличались дифференцированной по длине и высоте толщиной брони. Его лобовая броня не пробивалась 122-мм бронебойным снарядом с дальности 200 м при всех углах обстрела. Наклонная часть бортов имела переменные углы наклона (от 64 до 70 градусов) и переменную толщину (65-84 миллиметра). Подобный подход был применен и в бронировании лба корпуса. Чтобы повысить бронестойкость кромок, по всему периметру корпуса выполнили бурт. Башня, как и корпус танка, была цельнолитой, с переменными углами наклона и толщиной стенок. Стык башни и корпуса защищался. Литая башня имела уширенную лобовую часть для установки оптического прицел-дальномера и удлиненную корму для размещения полуавтоматического механизма заряжания.
110 мм / 66° 85 мм / 71°
184 мм / 50° 90 мм / 70°
152 мм / 50° 80 мм / 70°
Вооружение [ править ]
Вооружение состояло из 130-мм нарезной пушки М-65 и спаренного 14,5-мм пулеметом КПВТ. Пушка имела двухплоскостной стабилизатор «Гроза» и механизированную боеукладку с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность 5-7 выстрелов в минуту. У наводчика устанавливались стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С и ночной прицел ТПН. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -5 до +16,5°. Механизм поворота башни имел гидрообъемный и ручной приводы управления. Скорость вращения башни изменялась в пределах от 0,05 до 18 град./с. Боекомплект к пушке состоял из 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 18 находились в полуавтоматическом механизме заряжания в башне. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1030 м/с на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм. 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект пулемета — 250 патронов.
Двигатель и трансмиссия [ править ]
Двигатель 10-цилиндровый, четырёхтактный дизель ДТН-10 (1000 л. с.) с водяным охлаждением, наддувом от компрессора и вертикальным расположением цилиндров устанавливался в кормовой части перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 18 кВт (25 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Заправка воздушных баллонов производилась с помощью компрессора АК-150Н, имевшего привод от коробки передач. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях на танке устанавливался форсуночный подогреватель.
В системе воздухоочистки использовался один двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень воздухоочистителя была выполнена в виде батареи, состоявшей из 176 горизонтально расположенных циклонов. Вторая ступень состояла из двух групп кассет, работавших параллельно. В каждой группе устанавливались последовательно три кассеты. Удаление пыли осуществлялось с помощью специального эжекционного устройства. Емкость двух внутренних- топливных баков составляла 900 л, дополнительных наружных — 300 л. Запас хода но шоссе достигал 300 км. Дизель ДТН-10 не выдержал испытаний из-за возникновения крутильных колебаний в зоне рабочих частот вращения 2500 об./мин. В качестве резервного варианта для танка заводом 77 в Барнауле был создан четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель УТД-42 с наддувом. Он развивал максимальную мощность 735 кВт (1000 л.с.).
Двигатель соединялся с двухпоточной гидромеханической трансмиссией с планетарной коробкой передач и комплексным гидротрансформатором. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия имела массу 1800 кг и занимала объем 0,52 м. Двухреакторная комплексная гидропередача ГТК-П была установлена в дополнительном потоке мощности. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами в силовую схему трансмиссии был включен параллельно. Трансмиссией обеспечивалось 3 передачи переднего (одна механическая и две гидромеханические) и одна механическая передача заднего хода. Особенностью коробки передач и ее привода была возможность запуска двигателя с буксира, а также осуществление торможения двигателем (включением первой передачи и заднего хода). Передаточное число механической передачи составляло 12,7, а гидромеханической — 2,8. Механизмы поворота -ПМП с двойным подводом мощности, бортовые редукторы -планетарные, однорядные. Остановочный тормоз был выполнен в виде одного центрального тормоза, когда одновременно включалось сразу несколько фрикционных устройств. Все фрикционные устройства трансмиссии работали в масле.
Управление поворотом танка производилось с помощью штурвала мотоциклетного типа. При нейтрали в коробке передач и повороте штурвала при работающем двигателе гусеницы вращались в противоположные стороны, поэтому был возможен неустойчивый поворот на месте вокруг центра масс машины.
Ходовая часть [ править ]
В ходовой части применялись гидропневматическая подвеска, гусеницы с открытым металлическим шарниром и гидравлический механизм натяжения гусениц, На каждый борт приходилось по 6 опорных катков большого диаметра имеющих внутреннюю амортизацию. Ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами было расположено сзади. Особенностью конструкции гусеничного движителя было отсутствие поддерживающих катков.
Оборудование [ править ]
Объект 770 был оборудован противоатомной защитой, термодымовой аппаратурой, автоматической противопожарной системой, гирополукомпасом, ночными приборами, а также системой обогрева обитаемых отделений. Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113, внутренняя — танковым переговорным устройством Р-120.
Конструкция тяжелого танка «Объект 279»
Тяжелый танк «Объект 279» имел классическую компоновку, корпус машины выполнен в виде литой конструкции из четырех массивных деталей, соединенных сваркой. На бортовые поверхности корпуса устанавливались разнесенные стальные экраны криволинейного профиля, обеспечивавшие дополнительную противокумулятивную защиту и придававшими корпусу обтекаемую форму.
Чрезвычайно мощная лобовая броня (192 мм) склонялась на 60 градусов и имела угол подворота до 45 градусов: что обеспечивало эквивалент брони уже толщиной до 550 мм. Уровень защиты «Объекта 279» обеспечивал непоражаемость при обстреле БТС из любого танкового орудия того времени даже на ближайших дистанциях.
Тяжелый танк «Объект 279» сбоку. Выглядит как вполне обычный танк, не правда ли?
Башня танка полусферическая цельнолитая, имела равномерный мощный броневой пояс по всему периметру с толщиной по нормали 305 мм и наклоном 30 градусов.
Вооружение танка состояло из 130-мм нарезного орудия М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Дульная энергия орудия достигала 15-16 МДж — в 1,5 раза больше, чем у современных 120-125-мм гладкоствольных пушек. Заряжание орудия полуавтоматическое, обеспечивающее боевую скорострельность до 7 выстрелов в минуту.
Стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С с независимой стабилизацией.
Ночной прицел ТПН, совмещенный с прибором ИК-подсветки Л-2
Полуавтоматическая система управления огнем.
Чуть ли не половина этих новшеств появилась на серийных боевых машинах только к середине 1960-х г.г.
«Объект 279», вид снизу-спереди.
Ходовая часть танка была совершенно уникальной, ее узлы монтировались на двух несущих конструкциях (одновременно с этим — топливных баках), проходящих под днищем танка, и включали в себя 4 гусеничные цепи, 24 одиночных опорных катка с внутренней амортизацией на регулируемой гидропневматической подвеске — по 6 на каждый гусеничный движитель, 12 малых поддерживающих катков схожей конструкции, 4 ленивцев и 4 ведущих колес. Таким образом достигалось фактическое отсутствие клиренса, невозможность посадки на грунт и крайне низкое удельное давление — 0,6 кг/кв. см.
Ещё один интересный факт — не смотря на кажущуюся массивность 4-х гусеничной ходовой части «Объекта 279», за счет оригинальной конструкции, она была даже ниже на 500 кг «обычной» 2-х гусеничной ходовой части тяжелого танка Т-10.
Дополнительное оборудование танка включало радиостанцию Р-113, термодымовую аппаратуру, систему радиационной, химической и биологической защиты, систему пожаротушения.
Модель тяжелого танка «Объект 279»
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Применение в бою
В бою Объект 279 — грозная машина и эффективно показывает себя во всех режимах игры. Благодаря наличию стабилизатора, мощных снарядов и отличного кругового бронирования, машина наиболее эффективно может показывать себя на первой или второй линии атаки, а также в качестве своеобразного ДОТа, удерживая точку от атаки неприятеля. Однако стоит помнить, что перезарядка Объект 279 заметно длительнее, чем у его противников, поэтому не рекомендуется выезжать сразу на несколько противников, если нет уверенности, что они не смогут поразить этот тяжёлый танк. В большинстве случаев Объект 279 встречает на своем пути различные модификации M60 и Leopard I (включая модификации Leopard A1A1 и Leopard A1A1 (L/44) оснащенные ОБПС ). Если M60 и первые леопарды не представляют особой угрозы, то танки с ОБПС — опасные противники из-за очень мощных снарядов. Бронирование танка полностью защищает от всех каморных снарядов в игре, а броня корпуса способна выдержать также некоторые кумулятивные снаряды (например от британской пушки L7), а также дает защиту от некоторых ОБПС (например, от снарядов KPz-70).
Игра на второй линии атаки позволяет Объект 279 оставаться в относительной безопасности, при этом имея возможность уничтожать противников с одного выстрела благодаря мощным снарядам. Стоит остерегаться врагов, которые атакуют по флангам — невысокая скорость поворота башни не позволит быстро отреагировать на внезапно появившуюся угрозу.
Роль снайпера не подходит для Объект 279. Несмотря на прекрасное заброневое действие, перезарядка и баллистика орудия не лучшие для своего боевого рейтинга поэтому роль снайпера будет малоэффективна.
К тому же, ввиду небольших значений УВН , Объект 279 не может эффективно воевать на холмистой местности.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
Отличная бронезащита
Мощные каморные снаряды
Хорошая проходимость
Высокая скорость перезарядки, учитывая крупный калибр
Хорошая живучесть
Отличная скорость заднего хода
Наличие стабилизатора
Небольшие значения УВН
Отсутствие зенитного пулемёта
Уязвимые баки в ходовой
Опытные тяжелые танки: объект 277, объект 279, объект 770
Примерно в 1956 году ГБТУ Советской Армии разработало новые тактико-технические требования к тяжелому танку. На их основании три конструкторских коллектива в Ленинграде и Челябинске приступили фактически на конкурсной основе к разработке нового тяжелого танка, призванного заменить танк Т-10.Тяжелый танк (объект 277) был спроектирован в 1957 году в КБ Главного конструктора ленинградского Кировского завода Ж. Я. Котина, с использованием отдельных конструктивных решений танков ИС-7 и Т-10. Машина имела классическую компоновку, с задним расположением силового отделения и ведущих колес. Корпус был сварен из гнутых броневых листов с переменной толщиной и углами наклона броневых деталей. Лобовая часть корпуса цельнолитая, днище корытообразной конструкции. Литая, обтекаемой формы башня, с толщиной стенок от 77-мм до 290-мм, имела удлиненную кормовую часть для размещения механизированной укладки боекомплекта пушки. Амбразура под артсистему выполнена замкнутой — маска пушки отсутствовала.
Подвеска индивидуальная, с пучковыми торсионами и гидравлическими амортизаторами, установленными на первом, втором и восьмом узлах подвески. Танк был оснащен системами противоатомной защиты, термодымовой аппаратурой, системой очистки приборов наблюдения и оборудованием подводного вождения. Экипаж танка состоял из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Машина обладала хорошей маневренностью. При массе 55 т она развивала скорость 55 км/ч.
В 1958 году изготовили два образца объекта 277, они прошли испытания, которые вскоре прекратили, а все работы были свернуты. В ходе разработки объекта 277 проектировался его вариант с газотурбинным двигателем мощностью 1000 л. с. объект 278, но он не был построен. От других, разработанных в то время машин, 277-й выгодно отличался использованием отработанных и апробированных агрегатов и систем. Тяжелый танк объект 277 находится в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 277
По тем же тактико-техническим требованиям коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка — объект 279, единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший. Машина имела классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.
Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269-мм, а башни — 305-мм. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором вооружения «Гроза», стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Объект 279 был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения.
Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемета — из 300 патронов. Устанавливался 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель с горизонтальным расположением цилиндров ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач. Особое внимание заслуживала ходовая часть танка — четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.
Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса. Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину. Из всех разработанных одновременно машин, объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м 3 , имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту. В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена. В настоящее время объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 279
Еще одним конкурсным тяжелым танком стал объект 770, разработанный под руководством Главного конструктора Челябинского тракторного завода П. П. Исакова. В отличие от 277-го он создавался полностью на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Корпус объекта 770 литой, с дифференцированной по высоте и длине толщиной брони. Наклонная часть бортов выполнена не в одной плоскости, а под разными углами: от 64° до 70° к вертикали и с переменной толщиной от 65-мм до 84-мм.
Толщина лобовой брони корпуса достигала 120-мм. Для повышения бронестойкости кромок по всему периметру корпуса был выполнен бурт. Башня литая, также с переменной толщиной и углами наклона стенок. Лобовая броня башни имела толщину 290-мм. Стык башни с корпусом был защищен. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней пулемета КПВТ. Спаренная установка имела двухплоскостной стабилизатор «Гроза», автоматизированную систему наведения, прицел-дальномер ТПД-2С, дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения и механизм заряжания.Боекомплект состоял из 26 артвыстрелов и 250 патронов к пулемету. В качестве силовой установки на объекте 770 использовался 10-цилиндровый, четырехтактный, двухрядный дизель ДТН-10 с вертикальным расположением цилиндров, наддувом от компрессора и водяным охлаждением. Он был установлен в кормовой части танка перпендикулярно его продольной оси. Мощность двигателя составляла 1000л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия гидромеханическая, с комплексным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами был включен в силовую схему трансмиссии параллельно. Трансмиссия обеспечивала одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода и механическую передачу заднего хода.
В ходовой части было шесть опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией на борт. Гусеницы имели закрепленные пальцы. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. Механизм натяжения гусениц гидравлический. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Экипаж танка состоял из 4 человек. Механик-водитель осуществлял управление с помощью рукоятки мотоциклетного типа. Объект 770 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматической противопожарной системой, термодымовой аппаратурой, ночными приборами и гирополукомпасом. Для внешней связи устанавливалась радиостанция Р-113, а для внутренней — переговорное устройство Р-120. Объект 770 был выполнен на высоком техническом уровне. Литые башня и корпус с ярко выраженным дифференцированным бронированием обеспечивали повышенную снарядостойкость. Машина имела хорошие маневренные качества и была легка в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания, все три опытных тяжелых танка, объект 770 представлялся им наиболее перспективным. Опытный образец этой машины хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 770
Свертывание работ над тяжелыми танками
22 июля 1960 года на полигоне Капустин Яр состоялся показ образцов военной техники руководству страны во главе с Н. С. Хрущевым. Вот как вспоминал об этом событии главный конструктор Уральского вагоностроительного завода Л. Н. Карцев, представлявший тогда свой ракетный танк ИТ-1:
«На следующее утро поехали на площадку, где была сосредоточена бронетанковая техника. Образцы стояли на отдельных бетонных площадках недалеко друг от друга. Справа от нас на соседней площадке стоял опытный образец тяжелого танка, вокруг которого прохаживался Ж. Я. Котин. После осмотра ИТ-1 Н. С. Хрущев направился к тяжелому танку ленинградского Кировского завода. Несмотря на попытки Котина протолкнуть на вооружение новый тяжелый танк, Хрущев принял решение прекратить производство серийного тяжелого танка Т-10 и запретил вообще проектировать тяжелые танки».
Надо сказать, что большой поклонник ракетной техники, Хрущев был противником танков вообще, считая их ненужными. В том же 1960 году в Москве, на конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники с участием всех заинтересованных сторон — военных, конструкторов, ученых, представителей промышленности, Хрущев вновь подтвердил свое решение: как можно быстрее завершать серийное производство Т-10М, а разработку новых тяжелых танков прекратить. Мотивировалось это невозможностью обеспечить большой отрыв тяжелых танков по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы от средних танков.
Сильное влияние оказало и увлечение Хрущева ракетами: в соответствии с заданием правительства все танковые КБ страны проектировали в то время машины с ракетным вооружением (объекты 150, 287, 775 и др.). Считалось, что эти боевые машины способны полностью заменить пушечные танки. Если решение о прекращении серийного производства при всей его небесспорности можно считать хоть чем-то обоснованным, то прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьезной военно-технической ошибкой, в определенной степени повлиявшей на дальнейшее развитие отечественного танкостроения. В конце 50-х годов были реализованы технические решения, которые оказались актуальными и для 90-х годов: 130-мм пушка с продувкой канала ствола сжатым воздухом, электромеханические и гидромеханические трансмиссии, литой корпус, гидропневматическая подвеска, единый блок двигателя и трансмиссии и другие.
Только спустя 10-15 лет после появления на тяжелых танках механизмов заряжания, прицелов-дальномеров, досылателей и т. д. они были внедрены на средних танках. Но решение было принято и тяжелые танки сошли со сцены, средние же, наращивая свои боевые характеристики, превратились в основные. Если же рассмотреть тактико-технические характеристики основных боевых танков 90-х годов, то можно сделать следующие выводы: боевая масса современных основных современных танков колеблется от 46 т у нашего Т-80У до 62 т у британского «Челленджера»; все машины вооружены гладкоствольными или нарезными («Челленджер») пушками калибра 120-125-мм; мощность силовой установки колеблется в пределах 1200-1500 л. с., а максимальная скорость — от 56 («Челленджер») до 71 («Леклерк») км/ч.
Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг».
М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.;
Карпенко А. В. Тяжелые танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995);
Rolf Hilmes: Kampfpanzer heute und morgen: Konzepte — Systeme — Technologien.
Описание конструкции [ править ]
Корпус и бронирование [ править ]
Танк имел классическую схему компоновки с традиционным размещением трех членов экипажа в боевом отделении. Экипаж состоял из 4 человек. Рабочее место механика-водителя располагалось по центру отделения управления в носовой части корпуса. Рабочие места командира танка и наводчика размещались в боевом отделении слева от пушки, заряжающего — справа от нее. Забронированный объем танка составлял 12,71 м. Из указанного объема на отделение управления приходилось 1,14 м на боевое отделение — 7,49 м и на МТО — 4,08 м. Характерной особенностью и новым техническим решением стал цельнолитой корпус, борта которого отличались дифференцированной по длине и высоте толщиной брони. Его лобовая броня не пробивалась 122-мм бронебойным снарядом с дальности 200 м при всех углах обстрела. Наклонная часть бортов имела переменные углы наклона (от 64 до 70 градусов) и переменную толщину (65-84 миллиметра). Подобный подход был применен и в бронировании лба корпуса. Чтобы повысить бронестойкость кромок, по всему периметру корпуса выполнили бурт. Башня, как и корпус танка, была цельнолитой, с переменными углами наклона и толщиной стенок. Стык башни и корпуса защищался. Литая башня имела уширенную лобовую часть для установки оптического прицел-дальномера и удлиненную корму для размещения полуавтоматического механизма заряжания.
110 мм / 66° 85 мм / 71°
184 мм / 50° 90 мм / 70°
152 мм / 50° 80 мм / 70°
Вооружение [ править ]
Вооружение состояло из 130-мм нарезной пушки М-65 и спаренного 14,5-мм пулеметом КПВТ. Пушка имела двухплоскостной стабилизатор «Гроза» и механизированную боеукладку с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность 5-7 выстрелов в минуту. У наводчика устанавливались стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С и ночной прицел ТПН. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -5 до +16,5°. Механизм поворота башни имел гидрообъемный и ручной приводы управления. Скорость вращения башни изменялась в пределах от 0,05 до 18 град./с. Боекомплект к пушке состоял из 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 18 находились в полуавтоматическом механизме заряжания в башне. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1030 м/с на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм. 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект пулемета — 250 патронов.
Двигатель и трансмиссия [ править ]
Двигатель 10-цилиндровый, четырёхтактный дизель ДТН-10 (1000 л. с.) с водяным охлаждением, наддувом от компрессора и вертикальным расположением цилиндров устанавливался в кормовой части перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 18 кВт (25 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Заправка воздушных баллонов производилась с помощью компрессора АК-150Н, имевшего привод от коробки передач. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях на танке устанавливался форсуночный подогреватель.
В системе воздухоочистки использовался один двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень воздухоочистителя была выполнена в виде батареи, состоявшей из 176 горизонтально расположенных циклонов. Вторая ступень состояла из двух групп кассет, работавших параллельно. В каждой группе устанавливались последовательно три кассеты. Удаление пыли осуществлялось с помощью специального эжекционного устройства. Емкость двух внутренних- топливных баков составляла 900 л, дополнительных наружных — 300 л. Запас хода но шоссе достигал 300 км. Дизель ДТН-10 не выдержал испытаний из-за возникновения крутильных колебаний в зоне рабочих частот вращения 2500 об./мин. В качестве резервного варианта для танка заводом 77 в Барнауле был создан четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель УТД-42 с наддувом. Он развивал максимальную мощность 735 кВт (1000 л.с.).
Двигатель соединялся с двухпоточной гидромеханической трансмиссией с планетарной коробкой передач и комплексным гидротрансформатором. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия имела массу 1800 кг и занимала объем 0,52 м. Двухреакторная комплексная гидропередача ГТК-П была установлена в дополнительном потоке мощности. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами в силовую схему трансмиссии был включен параллельно. Трансмиссией обеспечивалось 3 передачи переднего (одна механическая и две гидромеханические) и одна механическая передача заднего хода. Особенностью коробки передач и ее привода была возможность запуска двигателя с буксира, а также осуществление торможения двигателем (включением первой передачи и заднего хода). Передаточное число механической передачи составляло 12,7, а гидромеханической — 2,8. Механизмы поворота -ПМП с двойным подводом мощности, бортовые редукторы -планетарные, однорядные. Остановочный тормоз был выполнен в виде одного центрального тормоза, когда одновременно включалось сразу несколько фрикционных устройств. Все фрикционные устройства трансмиссии работали в масле.
Управление поворотом танка производилось с помощью штурвала мотоциклетного типа. При нейтрали в коробке передач и повороте штурвала при работающем двигателе гусеницы вращались в противоположные стороны, поэтому был возможен неустойчивый поворот на месте вокруг центра масс машины.
Ходовая часть [ править ]
В ходовой части применялись гидропневматическая подвеска, гусеницы с открытым металлическим шарниром и гидравлический механизм натяжения гусениц, На каждый борт приходилось по 6 опорных катков большого диаметра имеющих внутреннюю амортизацию. Ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами было расположено сзади. Особенностью конструкции гусеничного движителя было отсутствие поддерживающих катков.
Оборудование [ править ]
Объект 770 был оборудован противоатомной защитой, термодымовой аппаратурой, автоматической противопожарной системой, гирополукомпасом, ночными приборами, а также системой обогрева обитаемых отделений. Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113, внутренняя — танковым переговорным устройством Р-120.
История создания тяжелого танка «Объект 279»
В 1957-1959 гг. до стадии прототипов дошли три прототипа тяжелого танка: «Объект 770» (Челябинск), «Объект 277» (Ленинград) и «Объект 279» (Ленинград). При этом ленинградский «Объект 277» представлял развитие Т-10, а вот «Объект 279» был полностью новой разработкой, причем такой смелой и интересной, что до сих пор она считается одной из самых необычных в истории мирового танкостроения.
Работы над «Объектом 279» возглавил Л. С. Троянов (ранее работавший над ИС-4). Выделялась эта машина буквально всем, но наиболее характерной деталью, разумеется была необычная ходовая часть состоящая не из пары, а из двух пар гусениц размещенных под днищем танка.
В отличие от двух других прототипов, «Объект 279» обладал завидной проходимостью на пересеченной местности, чуть ли не абсолютной защитой, и мог действовать в условиях радиоактивного заражения местности. Однако конструкция была слишком необычной, и как следствие слишком «сырой».
Тяжелый танк «Объект 279»
По результатам испытаний (1959 г.) «Объект 279» был отмечен как имеющий серьезные недостатки ходовой части, слишком высокий силуэт, низкую поворотливость, высокие сложность внутреннего устройства и цену.
Проект тем не менее не отвергли, и скорее всего даже предполагалась его доводка до более «кондиционного» состояния, однако 22 июля 1960 г. на демонстрации новой техники на полигоне Капустин Яр Н.С. Хрущев категорически запретил прием на вооружение любых танков массой более 37 т.
В карьере «Объекта 279» была поставлена точка, а работы по машине свернуты. Единственный сохранившийся тяжелый танк типа «Объект 279», ныне экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке. Интересен тот факт, что до самого появления Т-80У, «Объект 279» оставался самым защищенным и мощным танком в мире, имеющий рекордный уровень защищенности достигнутый без применения динамической защиты.
Тяжелый танк «Объект 279» на испытаниях.
Танк был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объём (11,47 м³) среди всех тяжелых танков. Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.
Броневой корпус и башня [ править | править код ]
Корпус танка был сварен из четырёх крупных литых броневых элементов криволинейной формы. Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм. Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°. Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему её периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°. Снаружи корпус танка и борта башни имели несъёмные тонколистовые противокумулятивные экраны, дополняющие их обводы до вытянутого эллипсоида. Принятая схема бронирования обеспечивала надёжную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.
Вооружение [ править | править код ]
Двигатель [ править | править код ]
В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л. с.) или 2ДГ-8М (1000 л. с.) с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые ПМП. Для изменения скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано.
Ходовая часть [ править | править код ]
В ходовой части применялась нерегулируемая гидропневматическая подвеска и ленточный четырёхгусеничный движитель. В состав двигателя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Подобными по системе жидкостной подвески Объекту 279 являются японский танк Type 74 и шведский Stridsvagn 103.
Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.
Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
Другие системы [ править | править код ]
Танк оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА, ОПВТ и системой обогрева боевого отделения. Экипаж состоял из четырёх человек.
В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка ещё двух танков не была завершена.
Историческая справка
Объект 279 — советский тяжёлый танк необычной конструкции, который был разработан Ленинградским конструкторским бюро в 1957 году. Танк предназначался для прорыва обороны противника и ведению боевых действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности. Помимо двух пар широких гусениц, которые обеспечивают танку превосходную проходимость, он имеет обтекаемые формы, которые, по замыслу конструкторов, должны были уберечь танк от мощных взрывных волн. К тому же, оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объём (11,47 кубических метров) среди всех тяжелых танков.
В начале 1956 года Главное бронетанковое управление МО СССР сформулировало основные тактико-технические требования для нового тяжёлого танка, который должен был поступить на вооружение на рубеже в ближайшие несколько лет. В частности, вес танка должен быть около 50-60 тонн, в то же время планировалось оснастить Объект 279 новым 130-мм орудием. Техническое задание на разработку танка было выдано двум конструкторским бюро: Челябинскому тракторному заводу и Ленинградскому заводу им. Кирова. Отбор должен был происходить на конкурсной основе.
Создаваемый танк должен был заменить все имеющиеся машины и лишиться главного недостатка Т-10М — слабой бронезащиты, а так же иметь возможность эффективно бороться со всеми существующим и перспективными танками вероятного противника. С 1958 по 1959 года было представлено три прототипа, но лишь один из них, под обозначением «Объект 279», создавался заново, став одной из самых необычных и смелых моделей во всей истории мирового танкостроения.
Основным вооружением танка было 130-мм нарезное орудие М-65. С орудием был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ. Данное орудие было разработано во второй половине 1950-х годов для вооружения перспективных тяжелых танков и САУ. Вес орудия составлял чуть более 4 тонн, а длина равнялась приблизительно 60 калибрам. Дульная энергия орудия составляла 15-16 МДж, что в 1,5 раза превышает показатели современных 120-мм и 125-мм гладкоствольных пушек.
Процесс боепитания орудия был частично автоматизирован. Совместная работа кассетного полуавтомата заряжания и заряжающего позволяли добиться скорострельности около 5-7 выстрелов в минуту.
Основной изюминкой проекта была ходовая часть, которая располагалась на 4 гусеничных движителях, расположенных под днищем корпуса. С каждого борта танка располагался блок из 2-х гусеничных движителей, в состав каждого из которых входило по шесть сдвоенных опорных катков и по три поддерживающих ролика. Такая ходовая часть не имела аналогов в отечественном танкостроении. Конструкция ходовой обеспечивала танку почти полное отсутствие клиренса, невозможность его посадки на грунт и достаточно низкое удельное давление на уровне 0,6 кг/кв. см.
По результатам проведенных испытаний, которые прошли в 1959 году, у танка был выявлен ряд серьезных недостатков ходовой части. В частности, это были потери КПД при движении на вязком грунте, низкая поворотливость, сложность обслуживания, ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Уже тогда стало ясно что «Объекту 279» не суждено стать серийным танком.