155-мм пушка M1/M2/M59
Содержание
155-мм пушка M1/M2/M59
155-мм пушка M1/M2/M59 «Долговязый Том» | |
---|---|
![]() | |
Тип | Буксируемая полевая артиллерия |
Страна | ![]() |
История службы | |
На вооружении | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Войны и конфликты | Вторая мировая война, Корейская война |
История производства | |
Разработан | 1930-е |
Характеристики | |
Масса, кг | 13 880 кг в походном положении |
Длина ствола, мм | 6,97 м L/45 |
Экипаж (расчёт), чел. | 14 |
Калибр, мм | 155 мм (6,1 дюймов) |
Затвор | системы Осбери |
Лафет | лафет «M1 Carriage» |
Угол возвышения | −2°/+65° |
Угол поворота | 60° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 40 выстрелов в час |
Начальная скорость снаряда, м/с | 853 м/с |
Максимальная дальность, м | 23,72 км |
Медиафайлы на Викискладе |
155-мм орудие M1/M2 (позже M59), широко известное под прозвищем «Долговязый Том» («Long Tom») — полевая пушка, использовавшаяся вооружёнными силами США во время Второй мировой и Корейской войн. «Долговязый Том» заменил в войсках устаревшие к тому времени французские 155-мм пушки Фийю образца 1917 года.
Содержание
- 1 История создания и производства
- 1.1 Модификации
- 2 Конструкция
- 2.1 Броневой корпус
- 2.2 Вооружение
- 2.3 Средства наблюдения и связи
- 2.4 Ходовая часть
- 3 На вооружении
- 3.1 Современные операторы
- 3.2 Бывшие операторы
- 4 Боевое применение
- 5 Сравнительная характеристика
- 6 Примечания
- 7 Литература
Боевое применение[править | править код]
Война во Вьетнаме
После окончания Второй Мировой войны гаубицы M101 наиболее активно применялась в ходе войны во Вьетнаме. Очень большое количество американских и южновьетнамских орудий было захвачено Северным Вьетнамом.
В ходе операции Lam Son 719 было задействовано 152 южновьетнамских и 6 американских 105-мм орудий. В ходе боевых действий южновьетнамцы потеряли 70 орудий, в основном от контрбатарейной борьбы[1].
В ходе «Пасхального наступления» южновьетнамцы потеряли около 400 орудий M101[2].
В 1975 году северовьетнамцы захватили почти 1000 орудий M101[3].
Всего за время всей войны южане получили не меньше 1680
орудий M101A1, 1624 до конца 1972[4] и 56 в апреле 1975[5]. Все они были либо уничтожены, либо захвачены. Следует учесть, что США потеряли также некоторое количество этих орудий.
Ирано-иракская война
Другим крупным конфликтом с участием гаубиц M101 стала ирано-иракская война. К началу войны Иран имел 370 орудий M101, к концу войны оставалось 130[6].
Перед войной с Ираком у Кувейта имелось 16 орудий M101, в ходе конфликта все они были потеряны[7].
- Длина — 17.1 футов (1 фут = 30, 48 см)
- Габарит по ширине — 6.4 футов
- Высота — 5.2 футов
- Масса — 3004 фунтов (1 фунт = 0,453 кг)
- Дальность стрельбы — 11500 м. (стандартным боеприпасом)
- Дальность стрельбы — 15100 м. (специальным боеприпасом)
- Темп стрельбы — 10 выстрелов в минуту (в течение первых 3-х минут, в дальнейшем — 3 выстрела в минуту)
- Боеприпасы: стандартные боеприпасы НАТО калибра 105 мм
- Обладает низким силуэтом на боевой позиции, при этом вращение ствола осуществляется практически на 360 градусов
- Угол подъёма ствола от 5 до 75 градусов
Буксировка осуществляется 2-тонными грузовиками или универсальными колёсными машинами высокой проходимости. Транспортировка по воздуху осуществляется вертолётами UH-60 или самолётами C-130.
Модификации [ править ]
Были выпущены следующие варианты орудия:
- M1920 — прототип.
- T4 — прототип.
- M1 (1938) — первая производственная серия (20 орудий).
- M1A1 (1941) — измененная конструкция казенника.
- M1A1E1 — прототип с хромированным каналом ствола.
- M1A1E3 — прототип с жидкостным охлаждением.
- M2 (1945) — измененная конструкция казенника.
- T2 — прототип.
- M1 (1938).
- M1A1 — модифицированные лафеты T2.
Орудие устанавливалось на шасси танка M4 «Шерман» при помощи лафета М13. Получившаяся самоходка первоначально носила название 155mm Gun Motor Carriage T83, однако затем название было стандартизировано и заменено на 155 mm Gun Motor Carriage M40. [2] Другая САУ, оснащенная данным орудием — 155mm Gun Motor Carriage T79, базировавшаяся на шасси экспериментального танка T23 — не была запущена в серийное производство. [3]
Разработка 105-миллиметровой гаубицы велась аж с 1919 года. Работы продвигались очень медленно. В 1928 году такое орудие было создано и получило обозначение М1, но в серийное производство не поступило. В 1934 году гаубица была немного модифицирована и получила название М2, но всё равно в производство не пошла. В течение последующих 6 лет конструкторы создавали новый лафет с раздвижными станинами; наконец в марте 1940 года новый лафет был утверждён и гаубица получила обозначение М2А1. В таком виде и с таким названием гаубица была принята на вооружение и в 1941 году поступила в серийное производство. Производство велось Рок-Айлендским арсеналом.
В Армии и Корпусе морской пехоты США гаубица М2А1 стала основным орудием дивизионной артиллерии, сменив в этой роли 75-мм орудие, которое представляло собой выпускаемую по лицензии с 1918 года французскую пушку образца 1897 года. Только в 1930-х годах ствольную группу последней наложили на новый лафет с раздвижными станинами и резиновыми шинами. По мере поступления 105-мм гаубиц 75-мм пушка продолжала служить и дальше, в основном в качестве противотанковой.
До конца Второй мировой войны было построено 8536 орудий. Это относительно немного, для сравнения в Германии за то же время выпустили 15 388 единиц 105-мм гаубиц le.FH.18 и le.FH.18/40, а в СССР — 16 887 122-мм гаубиц М-30. С другой стороны, численность участвовавших в войне американских войск была намного меньше размеров Красной Армии или Вермахта, так что необходимые потребности Армии и Корпуса морской пехоты США в новой гаубице были удовлетворены.
Производство продолжалось до 1953 года, всего было выпущено 10 202 орудия. В 1962 году была введена новая система обозначений и М2А1 была переименована в М101.
В 1964 году была принята на вооружение новая 105-мм гаубица М102, которая должна была сменить в войсках М101. Однако во Вьетнаме выявились её недостатки, для решения которых пришлось вносить серьезные изменения в конструкцию орудия, поэтому производство М102 было прекращено и она не сменила М101, а лишь дополнила её. К 1985 году в американской армии ещё оставалось 500 гаубиц М101.
Боевое применение
В первый раз «Долговязый Том» был использован в бою 24 декабря 1942 г. во время Североафриканской кампании в составе батареи «А» 36-го дивизиона полевой артиллерии. В дальнейшем орудием были оснащены около 49 дивизионов, включая 40, воевавших на европейском театре военных действий и 7 — на тихоокеанском.
Первоначально в качестве тягача для орудия обычно использовался грузовик Mack NO 6×6 7½ ton, в 1943 г. он был заменён тягачом M4. [1]
Находясь на вооружении гоминьдановской армии, несмотря на в два раза большую массу, имела на 4 километра меньшую дальность и проигрывала артиллерийской дуэли в Тайваньском проливе в конце 50-х годов советской пушке М-46.
Броневой корпус
Корпус машины сварен из стальных броневых плит различной толщины и разделен перегородками на три отделения: отделение управления и силовое отделение (размещённые, соответственно, в передней части корпуса слева и справа) и боевое отделение (в кормовой части корпуса).
В задней части машины, между перегородками и стенками корпуса расположен топливный бак.
На крыше передней части корпуса размещены люк механика-водителя и съемные крышки для доступа к силовому отделению, аккумуляторным батареям, воздухофильтрам и отсеку для запасного имущества.
Орудийный расчёт машины броневой защитой не обеспечен, однако для его защиты на САУ могут быть установлены броневые щиты.
Вооружение
203,2-мм гаубица установлена на тумбовой установке M158. Ствол гаубицы представляет собой моноблок с навинтным казёнником; канал ствола и камера заряжания хромированы. Затвор поршневой. Противооткатные устройства гидропневматические, уравновешивающий механизм — пневматический.
Наведение гаубицы на цель производится с помощью панорамного прицела M115. Механизмы наведения гаубицы снабжены гидравлическим и ручным приводами.
Гаубица имеет механизм заряжания (подъёмник и досылатель) с гидравлическим приводом, работающим от общей гидравлической системы машины, однако при необходимости, заряжание может быть произведено и вручную. Для обеспечения устойчивости машины при стрельбе в кормовой части корпуса установлены два откидных сошника с гидравлическим приводом, а также гидравлическое устройство для отключения подвески. Время перевода из походного положения в боевое составляет около 1 минуты.
В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с фугасной гранатой M106. Два выстрела боекомплекта перевозятся на самой САУ, а остальные — на вспомогательной транспортной машине.
Средства наблюдения и связи
Для вождения машины ночью используется инфракрасный перископ.
Ходовая часть
Ходовая часть имеет пять опорных катков (на сторону), одновременно являющихся поддерживающими. Ведущие колёса — переднего расположения. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами для каждого опорного катка. Гусеницы резино-металлические, со съемными резиновыми башмаками.