51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АК-176 — AK-176

АК-176 — AK-176

АК-176 представляет собой советский военно — морской пушки установлены в закрытом турели, которые могут быть использованы против моря, прибрежных и воздушных целей, в том числе противокорабельных ракет низколетящих. Система предназначена для вооружения судов малого водоизмещения и состоит из артиллерийской установки с РЛС управления огнем MR-123-02 / 76. Обладает высокой живучестью за счет автономного использования артиллерийской установки, управляемой с оптического прицела, при отсутствии управления со стороны РЛС, а также возможностью ведения огня даже при потере питания.

Конструкция [ править ]

Одноствольная автоматическая артиллерийская установка закрытого типа. Ствол моноблочный, с постоянной нарезкой. Затвор вертикальный, клиновой. Автоматика действует за счёт энергии отката. Охлаждение ствола непрерывное, производится забортной водой, прогоняемой через кожух ствола [1] .

Питание орудия непрерывное, двухстороннее, безобойменное. Механизмы подачи состоят из двух групп, левой и правой и связаны в единую кинематическую цепь. Система подачи включает в себя платформу, на которой находятся два горизонтальных транспортёра с обоймами на 76 патронов каждый, два цепных элеватора и два маятника с приводом. В экстренных ситуациях возможно ручное заряжание [1] .

Башня АК-176 впервые в отечественной практике изготовлена из лёгкого металла — алюминиево-магниевого сплава AМг6. Его толщина 4 мм, он защищает установку только от забортной воды и атмосферных воздействий. Предложение изготовить башню из броневой стали не было принято, так как даже 5-миллиметровая броня утяжелила бы установку на тонну. Приводы башни и механизмов орудия электрические [1] .

Для наведения АК-176 возможны три способа:

  • Дистанционно-автоматически, под управлением корабельной радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/175;
  • Полуавтоматически, с помощью башенного оптического прицела К-221А;
  • Вручную, с помощью визиров ВД-221, расположенных в самой установке [1] .

Стрельба ведётся со скорострельностью 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальная продолжительность непрерывной очереди — 70 выстрелов, после чего требуется охлаждение в течение 25-30 минут. Время перехода из походного положения в боевое — 3 минуты, из боевого в режим стрельбы — 15 секунд. Боеприпасы унифицированы с установкой АК-726. Масса унитарного патрона 12,8 кг, масса зенитного и осколочно-фугасного снарядов — 5,9 кг. Снаряды снаряжены 400 граммами взрывчатого вещества A-IX-2 [2] .

Расчёт установки в штатном режиме — 2 человека, командир и электрик. Для обслуживания установки в ручном режиме расчёт увеличивается до 4 человек [2] .

История

Работы над новой артиллерийской системой калибра 76,2 мм, используемой главным образом для противовоздушной обороны, а также для поражения морских целей, были начаты в 1954 году конструкторским бюро ЦКБ-7 (позднее бюро «Арсенал», главный конструктор П.Тюрин). Основной частью системы является двухствольная артиллерийская башня (имеющая заводское обозначение ЗИФ −67), включает также систему управления огнём. Новое развитие проект получил в 1956-57 годах. Прототип башни ЗИФ-67 был изготовлен в 1958 году. Два различных варианта башни были отправлены на морские испытания с 1960 до 1961 года на двух противолодочных кораблях проекта 159, ПЛК-1 и ПЛК-17, на Чёрное и Балтийское моря. После испытаний был выбран вариант башни с упрощённой системой подачи боеприпаса как более надёжный, и началось производство системы и её монтаж на новых кораблях. Полная версия системы АК-726, с радаром управления огнём МР-105, была впервые установлена на ракетном крейсере «Грозный» (проект 58) и на эсминце «Комсомолец Украины» (проект 61) в 1962 году.

Система была официально принята на вооружение 24 июня 1964 года. С этого времени АК-726 стала одной из самых распространённых артсистем на советских кораблях, а также экспортировалась за рубеж. Однако из-за низкой эффективности поражения морских целей, наряду с небольшим калибром, с 1980-х годов на новых кораблях эти установки были заменены на систему АК-100 (калибра 100 мм).

  • калибр: 76,2 мм
  • длина ствола: 59 калибров (L/59)
  • количество стволов: 2
  • углы: −10° +85°
  • скорострельность: 90-107 выстрелов/мин. (на один ствол)
  • масса патрона: 12,4 кг
  • масса снаряда: 5,9 кг
  • начальная скорость: 980 м/с
  • дальность стрельбы: до 15 км.

«Глобус», «Спрут» и «Альбатрос»: что за корабли стоят на рейде Северной Двины?

В Архангельске вовсю идут приготовления ко Дню ВМФ. Столица Поморья, как и вся страна, отметит его 28 июля — в последнее воскресенье месяца. Первые мероприятия в рамках празднования уже состоялись, а на рейд Северной Двины со вчерашнего дня подтягиваются корабли Северного флота.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Bristol Bloodhound (Великобритания)

Как на пресс-конференции, посвящённой празднику, рассказал заместитель командира по военно-политической работе Беломорской военно-морской базы Северного Флота Станислав Руссиян, Северную Двину в этом году украсят девять кораблей и судов специального назначения. «Регион 29» рассказывает о тех четырёх кораблях, что уже могут наблюдать архангелогородцы.

Малый противолодочный корабль «Онега»

«Онега», как и её систер-шип «Нарьян-Мар», который также входит в состав Беломорской военно-морской базы, относится к проекту 1124М (шифр «Альбатрос»). Всего в СССР было построено 88 «альбатросов», что сделало эту серию кораблей самой массовой в Советском флоте. Адмирал Сергей Горшков называл эти очень удачные для своего времени корабли «рабочими лошадками флота».

«Онега», вошедшая в состав СФ в 1991 году, имеет полное водоизмещение в 1220 тонн. Её длина — больше 71 метра, а ширина — чуть более 10 метров. Экипаж корабля — 86 человек.

«Онега», как и другие корабли проекта, предназначена для обеспечения развертывания стратегических ракетоносцев (другими словами, она должна отгонять чужие подводные лодки от своих), охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. В открытом море применение кораблей не предполагается.

Для успешного выполнения поставленных задач «Онега» и её аналоги несут довольно серьёзный набор вооружения. Так на борту МПК установлены артиллерийские установки АК-176 калибром 76 миллиметров и АК-630М калибром 30 миллиметром (она способна совершить до 5 тысяч выстрелов в минуту!), зенитный ракетный комплекс «Оса-М», реактивный бомбомёты и торпедные аппараты, две гидроакустические станции.

Отметим, что несмотря на отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет, «альбатросы» могут атаковать корабли противниками ракетами зенитными. Так, 10 августа 2008 года в ходе «Пятидневной войны» МПК «Суздалец» из ЗРК обстрелял три грузинских сторожевых катера.

Добавим, что «Онега» и «Нарьян-Мар» совсем недавно приняли участие в учениях на Белом море. Во время одного из боевых упражнений они гонялись за самой большой в мире подводной лодкой — АПЛ «Дмитрий Донской».

Пограничный патрульный корабль «Беломорье»

ППК проекта 6547С служит в составе Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району — об этом сигнализирует окраска корабля. Изначально он носил название «Спрут» и квалифицировался как патрульное судно.

«Беломорье» предназначено для патрулирования рыболовных зон РФ, проверки соблюдения правил рыболовства, конфискации и доставки в порт браконьерских орудий лова. Водоизмещение корабля — 835 тонн, длина — 66 метров, ширина — 14.

Экипаж корабля — всего 15 человек. Его сокращения удалось добиться благодаря использованию средств автоматизации и компьютеризации. Дополнительно корабль позволяет разместить на борту группу до 10 человек — рыбных инспекторов, пограничников, научную экспедицию.

Корабль не несёт вооружения, но на него можно воткнуть артиллерийскую установку калибра до 57 милиметров. Кроме того, на «Беломорье» может базироваться вертолёт либо скоростной катер.

Малый транспорт «ВТР-140»

Малый морской сухогрузный транспорт, который в свою «юность» был средним десантным кораблём проекта 773. В 60-70-х годах их массово строили для СССР на Северной верфи в польском Гданьске. Всего с 1964 по 1986 год со стапелей сошли 107 кораблей данного типа и их модификаций.

Средние десантные корабли наподобие ВТР-140 входили в состав не только советского ВМФ, но и ВМС Польши, Вьетнама, Египта, Алжира, Ливии, Йемена, Эфиопии, Кубы, Сирии, Болгарии и Индии. К достоинствам этих десантных кораблей можно отнести конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа.

В лучшие годы ВТР-140 в него помещалось пять единиц техники массой до 35 тонн. Флоту его передали в 1972 году как СДК-85. Свое нынешнее имя транспорт получил в 1995 году, а в 2014 его отремонтировали на «Красной кузнице».

Судно размагничивания «Владимир Котельников»

Судно размагничивания проекта 17994 (шифр «Глобус»). В состав Северного флота «Владимир Котельников» вошёл в 2007 году. Его водоизмещение 1362 тонны, длина — почти 65 метров, ширина — 12.

Корпус судна и механизмы «Владимира Котельникова» выполнены из маломагнитной стали, кроме того, судно снабжено необходимой измерительной аппаратурой и значительным количеством специального кабеля.

«Владимир Котельников», как и другие корабли размагничивания, предназначен для уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов. В военных целях размагничивание кораблей используют для снижения вероятности подрыва на минах с магнитным или индукционным взрывателем.

Ради размагничивания корабль, который подвергается этой процедуре, опутывают специальным кабелем и создают в нём магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля.

Эпилог

Наблюдать эти корабли в Архангельске вживую можно, как уже сказано выше, прямо сейчас. Но одним лишь их присутствием программа празднования Дня ВМФ в Архангельске не ограничивается. Весь перечень праздничных мероприятий и время их проведения доступен по ссылке.

Конструкция корабельной артустановки АК-176

Артиллерий­ская установка АК-176 представляет собой од­ноствольную автоматическую артиллерийскую установку башенного типа, имеющую калибр 76,2 мм и длину ствола в 59 калибров. Ствол установки — моноблок с ко­жухом, затвор — вертикальный, клиновой, а автоматиче­ская работа — за счет энергии отката. Охлаждение ство­ла — наружное, непрерывное, со специальной системой прогона забортной воды между кожухом и моноблоком.

Читать еще:  Противокорабельный ракетный комплекс П-120 «Малахит» (СССР)

Подача боезапаса — обойменная, с двух сторон, связанных в единую кинематическую цепь приводом от единого элек­тродвигателя. Возможна и ручная подача боезапаса в аварийном режиме, но численность расчета в таком слу­чае возрастает с двух до четырех человек.

Башня выпол­нена из алюминиево-магниевого сплава, наведение орудия может выполняться тремя спо­собами:

  • дистанционно-автоматически с помощью элект­роследящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС уп­равления стрельбой;
  • полуавтоматическим — с поста ви­зирной колонки при помощи ЭСП-221;
  • ручным — по ви­зирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башне АУ и с помощью прицела «Конденсор-221-А».

Скорость вер­тикального наведения от ЭСП-221 достигает 30 град/сек (вручную — 1,3 град/сек), скорость горизонтального на­ведения — 35 и 3 град/сек (соответственно). Угол гори­зонтального наведения башни на оба борта не превыша­ет 175 градуса.

Стрельба возможна в трех режимах: 30, 60 и 120 выстрелов в ми­нуту и время приведения установки в боевое положение из походного не превышает 3 минут, а из боевой готов­ности № 1 возможно открытие огня уже через 15 секунд.

Боеприпасы унифицированы с 76-мм спаренной установ­кой АК-726. Для поражения надводных и береговых це­лей снаряд снабжен головным ударным взрывателем ВГ-67, а для ведения зенитного огня — неконтактным (радиолокационным взрывателем АР-51Л (обеспечивает­ся эффективное поражение цели при промахе до 8 мет­ров).

Наведение АК-176 осуществляется от РЛС «Вым­пел-221» (МР-123/176).

Корабельная артиллерийская установка АК-176

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Основные пользователи АК-726

  • ВМФ СССР (позднее ВМФ России, ВМС Украины и ВМС Азербайджана)
  • ВМС Польши
  • ВМС Вьетнама
  • ВМС Сирии
  • ВМС Индии
    и прочие страны.

Конструкция [ править ]

Одноствольная автоматическая артиллерийская установка закрытого типа. Ствол моноблочный, с постоянной нарезкой. Затвор вертикальный, клиновой. Автоматика действует за счёт энергии отката. Охлаждение ствола непрерывное, производится забортной водой, прогоняемой через кожух ствола [1] .

Питание орудия непрерывное, двухстороннее, безобойменное. Механизмы подачи состоят из двух групп, левой и правой и связаны в единую кинематическую цепь. Система подачи включает в себя платформу, на которой находятся два горизонтальных транспортёра с обоймами на 76 патронов каждый, два цепных элеватора и два маятника с приводом. В экстренных ситуациях возможно ручное заряжание [1] .

Башня АК-176 впервые в отечественной практике изготовлена из лёгкого металла — алюминиево-магниевого сплава AМг6. Его толщина 4 мм, он защищает установку только от забортной воды и атмосферных воздействий. Предложение изготовить башню из броневой стали не было принято, так как даже 5-миллиметровая броня утяжелила бы установку на тонну. Приводы башни и механизмов орудия электрические [1] .

Для наведения АК-176 возможны три способа:

  • Дистанционно-автоматически, под управлением корабельной радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/175;
  • Полуавтоматически, с помощью башенного оптического прицела К-221А;
  • Вручную, с помощью визиров ВД-221, расположенных в самой установке [1] .

Стрельба ведётся со скорострельностью 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальная продолжительность непрерывной очереди — 70 выстрелов, после чего требуется охлаждение в течение 25-30 минут. Время перехода из походного положения в боевое — 3 минуты, из боевого в режим стрельбы — 15 секунд. Боеприпасы унифицированы с установкой АК-726. Масса унитарного патрона 12,8 кг, масса зенитного и осколочно-фугасного снарядов — 5,9 кг. Снаряды снаряжены 400 граммами взрывчатого вещества A-IX-2 [2] .

Расчёт установки в штатном режиме — 2 человека, командир и электрик. Для обслуживания установки в ручном режиме расчёт увеличивается до 4 человек [2] .

Пушка питается 152 готовыми к стрельбе выстрела и имеет настраиваемую скорострельность 30, 60 и 120 выстрелов в минуту. Скорость 120 об / мин достигается за счет выстрела 75 очередей, но после этого пистолет должен остыть в течение 30 минут. АК-176 эффективен против ракет, так как способен сбивать AT-2 Swatter (имитирующий противокорабельную ракету Harpoon ), делая в среднем 25 выстрелов на каждое убийство.

В конце 1980-х была представлена ​​модернизированная версия АК-176М с новой системой управления огнем МР-123-02, телевизионным наведением и лазерным дальномером . Это орудие все еще находится в производстве (АК-176М1) и является основной артиллерийской системой среднего калибра для всех малых советских кораблей и широко экспортируется.

АК-176МА , дальнейшее усовершенствование конструкции, предназначенное для новых классов кораблей, таких как корветы типа Каракурт и патрульные корабли проекта 22160 , завершил свои испытания в 2017 году. АК-176МА отличается повышенной точностью, скрытой конструкцией башни, и значительно уменьшенная масса до 9 тонн. Он заменит старые орудия на кораблях-носителях в процессе их модернизации.

Эквивалентная система НАТО — 76-мм пушка Otobreda , еще одна 3-дюймовая пушка со скоростью вращения 120 об / мин, но советское оружие предшествовало ей на несколько лет, находясь на вооружении с конца 70-х годов, а Ото третьего поколения было готово примерно в середине 80-х.

«Глобус», «Спрут» и «Альбатрос»: что за корабли стоят на рейде Северной Двины?

В Архангельске вовсю идут приготовления ко Дню ВМФ. Столица Поморья, как и вся страна, отметит его 28 июля — в последнее воскресенье месяца. Первые мероприятия в рамках празднования уже состоялись, а на рейд Северной Двины со вчерашнего дня подтягиваются корабли Северного флота.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс LY-60 (Китай)

Как на пресс-конференции, посвящённой празднику, рассказал заместитель командира по военно-политической работе Беломорской военно-морской базы Северного Флота Станислав Руссиян, Северную Двину в этом году украсят девять кораблей и судов специального назначения. «Регион 29» рассказывает о тех четырёх кораблях, что уже могут наблюдать архангелогородцы.

Малый противолодочный корабль «Онега»

«Онега», как и её систер-шип «Нарьян-Мар», который также входит в состав Беломорской военно-морской базы, относится к проекту 1124М (шифр «Альбатрос»). Всего в СССР было построено 88 «альбатросов», что сделало эту серию кораблей самой массовой в Советском флоте. Адмирал Сергей Горшков называл эти очень удачные для своего времени корабли «рабочими лошадками флота».

«Онега», вошедшая в состав СФ в 1991 году, имеет полное водоизмещение в 1220 тонн. Её длина — больше 71 метра, а ширина — чуть более 10 метров. Экипаж корабля — 86 человек.

«Онега», как и другие корабли проекта, предназначена для обеспечения развертывания стратегических ракетоносцев (другими словами, она должна отгонять чужие подводные лодки от своих), охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. В открытом море применение кораблей не предполагается.

Для успешного выполнения поставленных задач «Онега» и её аналоги несут довольно серьёзный набор вооружения. Так на борту МПК установлены артиллерийские установки АК-176 калибром 76 миллиметров и АК-630М калибром 30 миллиметром (она способна совершить до 5 тысяч выстрелов в минуту!), зенитный ракетный комплекс «Оса-М», реактивный бомбомёты и торпедные аппараты, две гидроакустические станции.

Отметим, что несмотря на отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет, «альбатросы» могут атаковать корабли противниками ракетами зенитными. Так, 10 августа 2008 года в ходе «Пятидневной войны» МПК «Суздалец» из ЗРК обстрелял три грузинских сторожевых катера.

Добавим, что «Онега» и «Нарьян-Мар» совсем недавно приняли участие в учениях на Белом море. Во время одного из боевых упражнений они гонялись за самой большой в мире подводной лодкой — АПЛ «Дмитрий Донской».

Пограничный патрульный корабль «Беломорье»

ППК проекта 6547С служит в составе Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району — об этом сигнализирует окраска корабля. Изначально он носил название «Спрут» и квалифицировался как патрульное судно.

«Беломорье» предназначено для патрулирования рыболовных зон РФ, проверки соблюдения правил рыболовства, конфискации и доставки в порт браконьерских орудий лова. Водоизмещение корабля — 835 тонн, длина — 66 метров, ширина — 14.

Экипаж корабля — всего 15 человек. Его сокращения удалось добиться благодаря использованию средств автоматизации и компьютеризации. Дополнительно корабль позволяет разместить на борту группу до 10 человек — рыбных инспекторов, пограничников, научную экспедицию.

Корабль не несёт вооружения, но на него можно воткнуть артиллерийскую установку калибра до 57 милиметров. Кроме того, на «Беломорье» может базироваться вертолёт либо скоростной катер.

Малый транспорт «ВТР-140»

Малый морской сухогрузный транспорт, который в свою «юность» был средним десантным кораблём проекта 773. В 60-70-х годах их массово строили для СССР на Северной верфи в польском Гданьске. Всего с 1964 по 1986 год со стапелей сошли 107 кораблей данного типа и их модификаций.

Средние десантные корабли наподобие ВТР-140 входили в состав не только советского ВМФ, но и ВМС Польши, Вьетнама, Египта, Алжира, Ливии, Йемена, Эфиопии, Кубы, Сирии, Болгарии и Индии. К достоинствам этих десантных кораблей можно отнести конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа.

В лучшие годы ВТР-140 в него помещалось пять единиц техники массой до 35 тонн. Флоту его передали в 1972 году как СДК-85. Свое нынешнее имя транспорт получил в 1995 году, а в 2014 его отремонтировали на «Красной кузнице».

Судно размагничивания «Владимир Котельников»

Судно размагничивания проекта 17994 (шифр «Глобус»). В состав Северного флота «Владимир Котельников» вошёл в 2007 году. Его водоизмещение 1362 тонны, длина — почти 65 метров, ширина — 12.

Корпус судна и механизмы «Владимира Котельникова» выполнены из маломагнитной стали, кроме того, судно снабжено необходимой измерительной аппаратурой и значительным количеством специального кабеля.

«Владимир Котельников», как и другие корабли размагничивания, предназначен для уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов. В военных целях размагничивание кораблей используют для снижения вероятности подрыва на минах с магнитным или индукционным взрывателем.

Ради размагничивания корабль, который подвергается этой процедуре, опутывают специальным кабелем и создают в нём магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля.

Эпилог

Наблюдать эти корабли в Архангельске вживую можно, как уже сказано выше, прямо сейчас. Но одним лишь их присутствием программа празднования Дня ВМФ в Архангельске не ограничивается. Весь перечень праздничных мероприятий и время их проведения доступен по ссылке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: