0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Испытания «Булавы» будут продолжены летом 2014 года

Испытания «Булавы» будут продолжены летом 2014 года

Министерство обороны России намерено летом 2014 года возобновить испытания баллистической ракеты морского базирования «Булава», сообщает ИТАР-ТАСС.

В испытательных запусках ракеты будут участвовать две стратегические атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». Согласно планам военных, испытания ракеты планируется возобновить, как только Белое море очистится от льда.

В испытаниях будут задействованы подводные лодки «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Запуски ракет планируется осуществлять из обычного района учений в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, пишет Lenta.ru.

Техническая справка

«Булава-30», МБР Р-30 3М30, (SS-NX-30), межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования

Решение о разработке твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 3М30 морского базирования «Булава-30» (РСМ-56 в международных договорах) состоялось в 1988 г. после 3 неудачных испытаний комплекса стратегического оружия «Барк» (Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева», г. Миасс), созданного на 70-80% к тому времени.

Оно было принято Советом безопасности РФ по инициативе вновь назначенного Главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Куроедова. В результате задача по разработке ракеты с ГРЦ (разработчик всех отечественных БР для подводных лодок, за исключением Р-31) была снята и поставлена Московскому институту теплотехники (МИТ, генеральный конструктор Ю.С. Соломонов).

Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Твердотопливная трехступенчатая МБР «Булава» является одной из самых легких ракет в своем классе.

В настоящее время ракета проходит цикл испытаний (12-14 пусков) непосредственно с боевого корабля, что позволяет экономить время и ресурсы (для сравнения — испытательная программа аналогичной американской МБР «Трайдент 2» потребовала 19 пусков с наземного стенда и 9 с подводной лодки).

Пуски МБР «Булава» производятся с модернизированной АПЛ пр.941УМ класс «Тайфун», бортовой номер ТК-208, которые состоялись:

  • 24.05.2004 г. – взрыв при испытании твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТа), (по данным «Российской газеты» от 24.05.2004 г.)
  • 23.09.2004 г. – успешный «бросковый» пуск габаритно-весового макета с модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.941УМ ТК-208 «Дмитрий Донской» класс «Тайфун» (базируется на Севмашпредприятии, г. Северодвинск) из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок. В прессе этот запуск считается первым по счету
  • 27.09.2005 г., (в 17.20) – успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (п-ов. Камчатка). Примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне
  • 21.12.2005 г. (в 8.19) – успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели
  • 7.09.2006 г. – неудачный пуск из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Ракета через несколько минут после старта упала в море
  • 25.10.2006 г. – неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море
  • 24.12.2006 г. – неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения из-за отказа двигателя третьей ступени, что привело к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта
  • 29.06.2007 г. – удачный пуск в Белом море из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

После последних успешных испытаний было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты. Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», который производит ракеты «Тополь-М».

Обе ракеты высоко унифицированы между собой.

Назначение

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941 «Акула» и 955 «Борей».

Особенности

Маршевые двигатели первой и второй ступени выполнены твердотопливными. Третья ступень, для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории, оснащена жидкостным двигателем. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т., способными менять траекторию полета по высоте и курсу.

Такой маловысотный профиль полета, по мнению экспертов, дает основание причислить ракету к квазибаллистическому типу.Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

В качестве носителей МБР «Булава» планируются новые российские подводные лодки модернизированного пр.941 «Акула» -«Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь», а также пр.955 5 поколения «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которых предполагается построить всего пять субмарин.

Каждая АПЛ будет нести 16 (первая-12) МБР «Булава» с разделяющейся головной частью. Основные характеристики Год принятия на вооружение 2008 (планировался)

Характеристики:

  • Максимальная дальность полета, км — 8000
  • Стартовая масса, т — 36,8
  • Количество ступеней — 3
  • Тип головной части — ядерная разделяющаяся
  • Количество боевых блоков — 6-10
  • Система управления — инерциальная
  • Забрасываемый вес, кг — 1150
  • Длина в пусковом контейнере, м — 12,1
  • Длина без головной части, м — 11,5
  • Максимальный диаметр, м — 2
  • Диаметр пускового контейнера, м — 2,1
  • Длина/масса первой ступени, м/т — 3,8/18,6
Морская ракета «Булава»

Ранее сообщалось, что испытательные запуски «Булавы»планируется возобновить в мае-июне 2014 года. При этом уточнялось, что пуски ракет будут осуществляться из акватории как Белого, так и Баренцева морей.

Военные планировали из имеющейся у них партии баллистических ракет пять единиц вернуть на Воткинский завод для дооснащения носителей телеметрической аппаратурой. Последний до настоящего времени запуск «Булавы» был осуществлен в сентябре 2013 года. Он оказался неудачным.

После запуска с ракетного подводного крейсера «Александр Невский» выдвижная сопловая насадка второй ступени ракеты раскрылась лишь частично и ее двигатель не смог выйти на номинальную тягу. В итоге «Булава» вместо того, чтобы поразить намеченную цель, упала в Северный Ледовитый океан.

Техническая справка

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» (Borei)

История создания

Изучение вопросов по созданию атомной подводной лодки (АПЛ) 4 поколения в СССР были начаты в конце 70 годов. Разработка ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 («Борей») 4 поколения была начата в конце 80 гг. в ЦКБ МТ “Рубин” (г. Санкт Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова.

ходе работ было принято решение отказаться от схемы с двумя корпусами и создавать подводную лодку “классической” схемы с одним прочным корпусом. Закладка первого РПКСН «Юрий Долгорукий» состоялась 2.11.1996 г. на стапелях ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск), 15.04.2007 г. выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. спущен на воду из плавучего дока и ошвартован у достроечной стенки.

Второй и третий РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» заложены в 2004 г. и 19.03.2006 г. со сроками сдачи в 2010 г. и 2011 г. соответственно. Предполагается, что «Владимир Мономах» и последующие за ним АПЛ типа «Борей» будут созданы по уточненному проекту 955А, отличающегося формой корпуса и технологией постройки. По завершению строящихся трех РПКСН пр.955 «Борей» они, вероятнее всего, будут введены в боевой состав Северного флота.

Предполагается, что местом постоянного базирования АПЛ пр.955 «Борей» будут военно-морские базы Камчатки, которые будут готовы принять к принятию РПКСН этого типа в 2009-2010 годах. Всего, по данным СМИ до 2015 г. может быть построено от 5 до 9 АПЛ пр.955 (955А). Предположительно подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят подводные лодки пр.941 «Акула» (Typhoon) и пр.667БРДМ «Дельфин» (Delta-IV).

Назначение

Основное предназначение РПКСН пр.955 класса «Борей» будет заключаться, вероятнее всего, в уничтожении с началом военных действий важных наземных стратегических целей противника. В последующем, после выполнения этой задачи, они могут быть использованы для решения типовых задач, свойственных подводным лодкам.

Особенности разработки и реализации проекта

На основании ограниченной и порой противоречивой информации из открытых источников о создании РПКСН «Юрий Долгорукий» пр.955 («Борей») можно предположить следующее. При создании этого подводного крейсера могла быть реализована идея создания различных типов подводных кораблей на основе общей базовой модели, что обеспечивается современным уровнем развития науки и технологий в области создания оружия и радиоэлектронного оборудования.

Эта модель предполагает исполнение центральных отсеков, носовой и кормовой частей АПЛ, ее главной энергетической установки и основных общекорабельных систем практически одинаковыми.

Основные отличия будут заключаться в целевых модулях главного оружия. Несмотря на конструктивную сложность решения этой задачи, такой метод значительно упрощает и удешевляет строительство подводных лодок, их освоение экипажами, инфраструктуру базирования АПЛ при общем сокращении номенклатуры комплексов технического обслуживания и ремонта. Результатом этого может быть достаточно высокая степень унификации АПЛ 4 поколения.

По архитектуре РПКСН пр.955 «Юрий Долгорукий» представляет собой полуторокорпусную одновальную АПЛ 4 поколения. Прочный корпус корабля разделен на 10 отсеков, обеспечивающие комфортные условия для экипажа. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке.

Цилиндрический прочный корпус окружен оболочкой легкого корпуса, а между ними находятся балластные цистерны и арматура, что увеличивает запас плавучести АПЛ и способствует плаванию в арктических условиях. Ограждения ракетных шахт скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность субмарины.

Главная энергетическая установка корабля выполнена в виде атомной энергетической установки с реактором типа ОК-650, с главным турбозубчатым механизмом и электродвигателем малошумного хода для движения для движения с большой скоростью и малой скоростью соответственно. Для движения корабля может быть использован малошумный винт и водометный движитель типа «pump jet».

Скрытность

РПКСН пр.955 является одной из важнейших характеристик корабля и по заявлениям специалистов это будет самая малошумная атомная подводная лодка в мире, что редполагает реализацию ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. С этой целью АПЛ выполнена однокорпусной и имеет одновальную главную энергетическую установку. Вопрос безопасности личного состава будет решен за счет оснащения лодки всплывающей спасательной камерой для всего экипажа.

Вооружению РПКСН уделено особое внимание. На этапе проектирования предполагалось оснастить АПЛ твердотопливной баллистической ракетой (БР) нового поколения Р-39УТХ «Барк». Однако после нескольких неудачных пусков было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М с 12-16 твёрдотопливными межконтинентальными БР Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Она в значительной степени унифицирована с межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М». Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ пр.955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты).

Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия. Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа «Омнибус» и гидроакустический комплекс типа «Скат» (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).

Технические характеристики:

  • Основной разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»
  • Водоизмещение, т — 24000/17000
  • Главные размерения, м — 170 х 13 х10,5
  • Дальность плавания максимальная, мили .
  • Потребляемая мощность, кВт — 480
  • Напряжение бортовой сети, В — 400
  • перископная .
  • Автономность, сут. — 90
  • 12-16 МБР «Булава»
  • 12-16 533-мм торпеды или ПЛУР
АПЛ проекта 955 «Борей» (Borei)

Изначально контрольные пуски «Булавы» планировалось завершить до конца 2013 года.

Однако вскоре после неудачного запуска ракеты в сентябре 2013 года было объявлено, что окончание испытаний «Булавы» переносится на 2014 год.

Насколько справедливы утверждения Вашингтона о необходимости размещения систем ПРО в восточной Европе? И насколько адекватна реакция Москвы? Мнение российского эксперта. (19.02.2007)

Хотя о внешней политике президент России в своей речи перед Федеральным собранием говорил совсем мало, все его выступление было адресовано Западу. Комментарий Александра Варкентина. (13.05.2006)

  • Дата 10.12.2009
  • ТемыВладимир Мединский, Ракетный комплекс «Искандер»
  • Ключевые словаБулава, России, ракеты, ядерных, обороны
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/Kyri

Также по теме

Испытания «Булавы» будут продолжены летом 2014 года

Министерство обороны России намерено летом 2014 года возобновить испытания баллистической ракеты морского базирования «Булава», сообщает ИТАР-ТАСС.

В испытательных запусках ракеты будут участвовать две стратегические атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». Согласно планам военных, испытания ракеты планируется возобновить, как только Белое море очистится от льда.

В испытаниях будут задействованы подводные лодки «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Запуски ракет планируется осуществлять из обычного района учений в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, пишет Lenta.ru.

Техническая справка

«Булава-30», МБР Р-30 3М30, (SS-NX-30), межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования

Решение о разработке твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 3М30 морского базирования «Булава-30» (РСМ-56 в международных договорах) состоялось в 1988 г. после 3 неудачных испытаний комплекса стратегического оружия «Барк» (Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева», г. Миасс), созданного на 70-80% к тому времени.

Оно было принято Советом безопасности РФ по инициативе вновь назначенного Главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Куроедова. В результате задача по разработке ракеты с ГРЦ (разработчик всех отечественных БР для подводных лодок, за исключением Р-31) была снята и поставлена Московскому институту теплотехники (МИТ, генеральный конструктор Ю.С. Соломонов).

Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Твердотопливная трехступенчатая МБР «Булава» является одной из самых легких ракет в своем классе.

В настоящее время ракета проходит цикл испытаний (12-14 пусков) непосредственно с боевого корабля, что позволяет экономить время и ресурсы (для сравнения — испытательная программа аналогичной американской МБР «Трайдент 2» потребовала 19 пусков с наземного стенда и 9 с подводной лодки).

Пуски МБР «Булава» производятся с модернизированной АПЛ пр.941УМ класс «Тайфун», бортовой номер ТК-208, которые состоялись:

  • 24.05.2004 г. – взрыв при испытании твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТа), (по данным «Российской газеты» от 24.05.2004 г.)
  • 23.09.2004 г. – успешный «бросковый» пуск габаритно-весового макета с модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.941УМ ТК-208 «Дмитрий Донской» класс «Тайфун» (базируется на Севмашпредприятии, г. Северодвинск) из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок. В прессе этот запуск считается первым по счету
  • 27.09.2005 г., (в 17.20) – успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (п-ов. Камчатка). Примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне
  • 21.12.2005 г. (в 8.19) – успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели
  • 7.09.2006 г. – неудачный пуск из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Ракета через несколько минут после старта упала в море
  • 25.10.2006 г. – неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море
  • 24.12.2006 г. – неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения из-за отказа двигателя третьей ступени, что привело к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта
  • 29.06.2007 г. – удачный пуск в Белом море из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

После последних успешных испытаний было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты. Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», который производит ракеты «Тополь-М».

Обе ракеты высоко унифицированы между собой.

Назначение

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941 «Акула» и 955 «Борей».

Особенности

Маршевые двигатели первой и второй ступени выполнены твердотопливными. Третья ступень, для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории, оснащена жидкостным двигателем. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т., способными менять траекторию полета по высоте и курсу.

Такой маловысотный профиль полета, по мнению экспертов, дает основание причислить ракету к квазибаллистическому типу.Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

В качестве носителей МБР «Булава» планируются новые российские подводные лодки модернизированного пр.941 «Акула» -«Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь», а также пр.955 5 поколения «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которых предполагается построить всего пять субмарин.

Каждая АПЛ будет нести 16 (первая-12) МБР «Булава» с разделяющейся головной частью. Основные характеристики Год принятия на вооружение 2008 (планировался)

Характеристики:

  • Максимальная дальность полета, км — 8000
  • Стартовая масса, т — 36,8
  • Количество ступеней — 3
  • Тип головной части — ядерная разделяющаяся
  • Количество боевых блоков — 6-10
  • Система управления — инерциальная
  • Забрасываемый вес, кг — 1150
  • Длина в пусковом контейнере, м — 12,1
  • Длина без головной части, м — 11,5
  • Максимальный диаметр, м — 2
  • Диаметр пускового контейнера, м — 2,1
  • Длина/масса первой ступени, м/т — 3,8/18,6
Морская ракета «Булава»

Ранее сообщалось, что испытательные запуски «Булавы»планируется возобновить в мае-июне 2014 года. При этом уточнялось, что пуски ракет будут осуществляться из акватории как Белого, так и Баренцева морей.

Читать еще:  Боевой модуль Б8Я01 «Бахча-У» (Россия)

Военные планировали из имеющейся у них партии баллистических ракет пять единиц вернуть на Воткинский завод для дооснащения носителей телеметрической аппаратурой. Последний до настоящего времени запуск «Булавы» был осуществлен в сентябре 2013 года. Он оказался неудачным.

После запуска с ракетного подводного крейсера «Александр Невский» выдвижная сопловая насадка второй ступени ракеты раскрылась лишь частично и ее двигатель не смог выйти на номинальную тягу. В итоге «Булава» вместо того, чтобы поразить намеченную цель, упала в Северный Ледовитый океан.

Техническая справка

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» (Borei)

История создания

Изучение вопросов по созданию атомной подводной лодки (АПЛ) 4 поколения в СССР были начаты в конце 70 годов. Разработка ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 («Борей») 4 поколения была начата в конце 80 гг. в ЦКБ МТ “Рубин” (г. Санкт Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова.

ходе работ было принято решение отказаться от схемы с двумя корпусами и создавать подводную лодку “классической” схемы с одним прочным корпусом. Закладка первого РПКСН «Юрий Долгорукий» состоялась 2.11.1996 г. на стапелях ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск), 15.04.2007 г. выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. спущен на воду из плавучего дока и ошвартован у достроечной стенки.

Второй и третий РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» заложены в 2004 г. и 19.03.2006 г. со сроками сдачи в 2010 г. и 2011 г. соответственно. Предполагается, что «Владимир Мономах» и последующие за ним АПЛ типа «Борей» будут созданы по уточненному проекту 955А, отличающегося формой корпуса и технологией постройки. По завершению строящихся трех РПКСН пр.955 «Борей» они, вероятнее всего, будут введены в боевой состав Северного флота.

Предполагается, что местом постоянного базирования АПЛ пр.955 «Борей» будут военно-морские базы Камчатки, которые будут готовы принять к принятию РПКСН этого типа в 2009-2010 годах. Всего, по данным СМИ до 2015 г. может быть построено от 5 до 9 АПЛ пр.955 (955А). Предположительно подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят подводные лодки пр.941 «Акула» (Typhoon) и пр.667БРДМ «Дельфин» (Delta-IV).

Назначение

Основное предназначение РПКСН пр.955 класса «Борей» будет заключаться, вероятнее всего, в уничтожении с началом военных действий важных наземных стратегических целей противника. В последующем, после выполнения этой задачи, они могут быть использованы для решения типовых задач, свойственных подводным лодкам.

Особенности разработки и реализации проекта

На основании ограниченной и порой противоречивой информации из открытых источников о создании РПКСН «Юрий Долгорукий» пр.955 («Борей») можно предположить следующее. При создании этого подводного крейсера могла быть реализована идея создания различных типов подводных кораблей на основе общей базовой модели, что обеспечивается современным уровнем развития науки и технологий в области создания оружия и радиоэлектронного оборудования.

Эта модель предполагает исполнение центральных отсеков, носовой и кормовой частей АПЛ, ее главной энергетической установки и основных общекорабельных систем практически одинаковыми.

Основные отличия будут заключаться в целевых модулях главного оружия. Несмотря на конструктивную сложность решения этой задачи, такой метод значительно упрощает и удешевляет строительство подводных лодок, их освоение экипажами, инфраструктуру базирования АПЛ при общем сокращении номенклатуры комплексов технического обслуживания и ремонта. Результатом этого может быть достаточно высокая степень унификации АПЛ 4 поколения.

По архитектуре РПКСН пр.955 «Юрий Долгорукий» представляет собой полуторокорпусную одновальную АПЛ 4 поколения. Прочный корпус корабля разделен на 10 отсеков, обеспечивающие комфортные условия для экипажа. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке.

Цилиндрический прочный корпус окружен оболочкой легкого корпуса, а между ними находятся балластные цистерны и арматура, что увеличивает запас плавучести АПЛ и способствует плаванию в арктических условиях. Ограждения ракетных шахт скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность субмарины.

Главная энергетическая установка корабля выполнена в виде атомной энергетической установки с реактором типа ОК-650, с главным турбозубчатым механизмом и электродвигателем малошумного хода для движения для движения с большой скоростью и малой скоростью соответственно. Для движения корабля может быть использован малошумный винт и водометный движитель типа «pump jet».

Скрытность

РПКСН пр.955 является одной из важнейших характеристик корабля и по заявлениям специалистов это будет самая малошумная атомная подводная лодка в мире, что редполагает реализацию ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. С этой целью АПЛ выполнена однокорпусной и имеет одновальную главную энергетическую установку. Вопрос безопасности личного состава будет решен за счет оснащения лодки всплывающей спасательной камерой для всего экипажа.

Вооружению РПКСН уделено особое внимание. На этапе проектирования предполагалось оснастить АПЛ твердотопливной баллистической ракетой (БР) нового поколения Р-39УТХ «Барк». Однако после нескольких неудачных пусков было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М с 12-16 твёрдотопливными межконтинентальными БР Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Она в значительной степени унифицирована с межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М». Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ пр.955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты).

Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия. Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа «Омнибус» и гидроакустический комплекс типа «Скат» (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).

Технические характеристики:

  • Основной разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»
  • Водоизмещение, т — 24000/17000
  • Главные размерения, м — 170 х 13 х10,5
  • Дальность плавания максимальная, мили .
  • Потребляемая мощность, кВт — 480
  • Напряжение бортовой сети, В — 400
  • перископная .
  • Автономность, сут. — 90
  • 12-16 МБР «Булава»
  • 12-16 533-мм торпеды или ПЛУР
АПЛ проекта 955 «Борей» (Borei)

Изначально контрольные пуски «Булавы» планировалось завершить до конца 2013 года.

Однако вскоре после неудачного запуска ракеты в сентябре 2013 года было объявлено, что окончание испытаний «Булавы» переносится на 2014 год.

Насколько справедливы утверждения Вашингтона о необходимости размещения систем ПРО в восточной Европе? И насколько адекватна реакция Москвы? Мнение российского эксперта. (19.02.2007)

Хотя о внешней политике президент России в своей речи перед Федеральным собранием говорил совсем мало, все его выступление было адресовано Западу. Комментарий Александра Варкентина. (13.05.2006)

  • Дата 10.12.2009
  • ТемыВладимир Мединский, Ракетный комплекс «Искандер»
  • Ключевые словаБулава, России, ракеты, ядерных, обороны
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/Kyri

Также по теме

Испытания «Булавы» будут продолжены летом 2014 года

Министерство обороны России намерено летом 2014 года возобновить испытания баллистической ракеты морского базирования «Булава», сообщает ИТАР-ТАСС.

В испытательных запусках ракеты будут участвовать две стратегические атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». Согласно планам военных, испытания ракеты планируется возобновить, как только Белое море очистится от льда.

В испытаниях будут задействованы подводные лодки «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Запуски ракет планируется осуществлять из обычного района учений в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, пишет Lenta.ru.

Техническая справка

«Булава-30», МБР Р-30 3М30, (SS-NX-30), межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования

Решение о разработке твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 3М30 морского базирования «Булава-30» (РСМ-56 в международных договорах) состоялось в 1988 г. после 3 неудачных испытаний комплекса стратегического оружия «Барк» (Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева», г. Миасс), созданного на 70-80% к тому времени.

Оно было принято Советом безопасности РФ по инициативе вновь назначенного Главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Куроедова. В результате задача по разработке ракеты с ГРЦ (разработчик всех отечественных БР для подводных лодок, за исключением Р-31) была снята и поставлена Московскому институту теплотехники (МИТ, генеральный конструктор Ю.С. Соломонов).

Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Твердотопливная трехступенчатая МБР «Булава» является одной из самых легких ракет в своем классе.

В настоящее время ракета проходит цикл испытаний (12-14 пусков) непосредственно с боевого корабля, что позволяет экономить время и ресурсы (для сравнения — испытательная программа аналогичной американской МБР «Трайдент 2» потребовала 19 пусков с наземного стенда и 9 с подводной лодки).

Пуски МБР «Булава» производятся с модернизированной АПЛ пр.941УМ класс «Тайфун», бортовой номер ТК-208, которые состоялись:

  • 24.05.2004 г. – взрыв при испытании твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТа), (по данным «Российской газеты» от 24.05.2004 г.)
  • 23.09.2004 г. – успешный «бросковый» пуск габаритно-весового макета с модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.941УМ ТК-208 «Дмитрий Донской» класс «Тайфун» (базируется на Севмашпредприятии, г. Северодвинск) из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок. В прессе этот запуск считается первым по счету
  • 27.09.2005 г., (в 17.20) – успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (п-ов. Камчатка). Примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне
  • 21.12.2005 г. (в 8.19) – успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели
  • 7.09.2006 г. – неудачный пуск из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Ракета через несколько минут после старта упала в море
  • 25.10.2006 г. – неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море
  • 24.12.2006 г. – неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения из-за отказа двигателя третьей ступени, что привело к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта
  • 29.06.2007 г. – удачный пуск в Белом море из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

После последних успешных испытаний было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты. Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», который производит ракеты «Тополь-М».

Обе ракеты высоко унифицированы между собой.

Назначение

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941 «Акула» и 955 «Борей».

Особенности

Маршевые двигатели первой и второй ступени выполнены твердотопливными. Третья ступень, для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории, оснащена жидкостным двигателем. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т., способными менять траекторию полета по высоте и курсу.

Такой маловысотный профиль полета, по мнению экспертов, дает основание причислить ракету к квазибаллистическому типу.Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

В качестве носителей МБР «Булава» планируются новые российские подводные лодки модернизированного пр.941 «Акула» -«Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь», а также пр.955 5 поколения «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которых предполагается построить всего пять субмарин.

Каждая АПЛ будет нести 16 (первая-12) МБР «Булава» с разделяющейся головной частью. Основные характеристики Год принятия на вооружение 2008 (планировался)

Характеристики:

  • Максимальная дальность полета, км — 8000
  • Стартовая масса, т — 36,8
  • Количество ступеней — 3
  • Тип головной части — ядерная разделяющаяся
  • Количество боевых блоков — 6-10
  • Система управления — инерциальная
  • Забрасываемый вес, кг — 1150
  • Длина в пусковом контейнере, м — 12,1
  • Длина без головной части, м — 11,5
  • Максимальный диаметр, м — 2
  • Диаметр пускового контейнера, м — 2,1
  • Длина/масса первой ступени, м/т — 3,8/18,6
Морская ракета «Булава»

Ранее сообщалось, что испытательные запуски «Булавы»планируется возобновить в мае-июне 2014 года. При этом уточнялось, что пуски ракет будут осуществляться из акватории как Белого, так и Баренцева морей.

Военные планировали из имеющейся у них партии баллистических ракет пять единиц вернуть на Воткинский завод для дооснащения носителей телеметрической аппаратурой. Последний до настоящего времени запуск «Булавы» был осуществлен в сентябре 2013 года. Он оказался неудачным.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-12 (СССР)

После запуска с ракетного подводного крейсера «Александр Невский» выдвижная сопловая насадка второй ступени ракеты раскрылась лишь частично и ее двигатель не смог выйти на номинальную тягу. В итоге «Булава» вместо того, чтобы поразить намеченную цель, упала в Северный Ледовитый океан.

Техническая справка

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» (Borei)

История создания

Изучение вопросов по созданию атомной подводной лодки (АПЛ) 4 поколения в СССР были начаты в конце 70 годов. Разработка ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 («Борей») 4 поколения была начата в конце 80 гг. в ЦКБ МТ “Рубин” (г. Санкт Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова.

ходе работ было принято решение отказаться от схемы с двумя корпусами и создавать подводную лодку “классической” схемы с одним прочным корпусом. Закладка первого РПКСН «Юрий Долгорукий» состоялась 2.11.1996 г. на стапелях ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск), 15.04.2007 г. выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. спущен на воду из плавучего дока и ошвартован у достроечной стенки.

Второй и третий РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» заложены в 2004 г. и 19.03.2006 г. со сроками сдачи в 2010 г. и 2011 г. соответственно. Предполагается, что «Владимир Мономах» и последующие за ним АПЛ типа «Борей» будут созданы по уточненному проекту 955А, отличающегося формой корпуса и технологией постройки. По завершению строящихся трех РПКСН пр.955 «Борей» они, вероятнее всего, будут введены в боевой состав Северного флота.

Предполагается, что местом постоянного базирования АПЛ пр.955 «Борей» будут военно-морские базы Камчатки, которые будут готовы принять к принятию РПКСН этого типа в 2009-2010 годах. Всего, по данным СМИ до 2015 г. может быть построено от 5 до 9 АПЛ пр.955 (955А). Предположительно подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят подводные лодки пр.941 «Акула» (Typhoon) и пр.667БРДМ «Дельфин» (Delta-IV).

Назначение

Основное предназначение РПКСН пр.955 класса «Борей» будет заключаться, вероятнее всего, в уничтожении с началом военных действий важных наземных стратегических целей противника. В последующем, после выполнения этой задачи, они могут быть использованы для решения типовых задач, свойственных подводным лодкам.

Особенности разработки и реализации проекта

На основании ограниченной и порой противоречивой информации из открытых источников о создании РПКСН «Юрий Долгорукий» пр.955 («Борей») можно предположить следующее. При создании этого подводного крейсера могла быть реализована идея создания различных типов подводных кораблей на основе общей базовой модели, что обеспечивается современным уровнем развития науки и технологий в области создания оружия и радиоэлектронного оборудования.

Эта модель предполагает исполнение центральных отсеков, носовой и кормовой частей АПЛ, ее главной энергетической установки и основных общекорабельных систем практически одинаковыми.

Основные отличия будут заключаться в целевых модулях главного оружия. Несмотря на конструктивную сложность решения этой задачи, такой метод значительно упрощает и удешевляет строительство подводных лодок, их освоение экипажами, инфраструктуру базирования АПЛ при общем сокращении номенклатуры комплексов технического обслуживания и ремонта. Результатом этого может быть достаточно высокая степень унификации АПЛ 4 поколения.

По архитектуре РПКСН пр.955 «Юрий Долгорукий» представляет собой полуторокорпусную одновальную АПЛ 4 поколения. Прочный корпус корабля разделен на 10 отсеков, обеспечивающие комфортные условия для экипажа. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке.

Цилиндрический прочный корпус окружен оболочкой легкого корпуса, а между ними находятся балластные цистерны и арматура, что увеличивает запас плавучести АПЛ и способствует плаванию в арктических условиях. Ограждения ракетных шахт скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность субмарины.

Главная энергетическая установка корабля выполнена в виде атомной энергетической установки с реактором типа ОК-650, с главным турбозубчатым механизмом и электродвигателем малошумного хода для движения для движения с большой скоростью и малой скоростью соответственно. Для движения корабля может быть использован малошумный винт и водометный движитель типа «pump jet».

Скрытность

РПКСН пр.955 является одной из важнейших характеристик корабля и по заявлениям специалистов это будет самая малошумная атомная подводная лодка в мире, что редполагает реализацию ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. С этой целью АПЛ выполнена однокорпусной и имеет одновальную главную энергетическую установку. Вопрос безопасности личного состава будет решен за счет оснащения лодки всплывающей спасательной камерой для всего экипажа.

Вооружению РПКСН уделено особое внимание. На этапе проектирования предполагалось оснастить АПЛ твердотопливной баллистической ракетой (БР) нового поколения Р-39УТХ «Барк». Однако после нескольких неудачных пусков было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М с 12-16 твёрдотопливными межконтинентальными БР Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Она в значительной степени унифицирована с межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М». Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ пр.955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты).

Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия. Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа «Омнибус» и гидроакустический комплекс типа «Скат» (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).

Технические характеристики:

  • Основной разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»
  • Водоизмещение, т — 24000/17000
  • Главные размерения, м — 170 х 13 х10,5
  • Дальность плавания максимальная, мили .
  • Потребляемая мощность, кВт — 480
  • Напряжение бортовой сети, В — 400
  • перископная .
  • Автономность, сут. — 90
  • 12-16 МБР «Булава»
  • 12-16 533-мм торпеды или ПЛУР
АПЛ проекта 955 «Борей» (Borei)

Изначально контрольные пуски «Булавы» планировалось завершить до конца 2013 года.

Однако вскоре после неудачного запуска ракеты в сентябре 2013 года было объявлено, что окончание испытаний «Булавы» переносится на 2014 год.

Насколько справедливы утверждения Вашингтона о необходимости размещения систем ПРО в восточной Европе? И насколько адекватна реакция Москвы? Мнение российского эксперта. (19.02.2007)

Хотя о внешней политике президент России в своей речи перед Федеральным собранием говорил совсем мало, все его выступление было адресовано Западу. Комментарий Александра Варкентина. (13.05.2006)

  • Дата 10.12.2009
  • ТемыВладимир Мединский, Ракетный комплекс «Искандер»
  • Ключевые словаБулава, России, ракеты, ядерных, обороны
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/Kyri

Также по теме

Испытания «Булавы» будут продолжены летом 2014 года

Министерство обороны России намерено летом 2014 года возобновить испытания баллистической ракеты морского базирования «Булава», сообщает ИТАР-ТАСС.

В испытательных запусках ракеты будут участвовать две стратегические атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». Согласно планам военных, испытания ракеты планируется возобновить, как только Белое море очистится от льда.

В испытаниях будут задействованы подводные лодки «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Запуски ракет планируется осуществлять из обычного района учений в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, пишет Lenta.ru.

Техническая справка

«Булава-30», МБР Р-30 3М30, (SS-NX-30), межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования

Решение о разработке твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 3М30 морского базирования «Булава-30» (РСМ-56 в международных договорах) состоялось в 1988 г. после 3 неудачных испытаний комплекса стратегического оружия «Барк» (Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева», г. Миасс), созданного на 70-80% к тому времени.

Оно было принято Советом безопасности РФ по инициативе вновь назначенного Главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Куроедова. В результате задача по разработке ракеты с ГРЦ (разработчик всех отечественных БР для подводных лодок, за исключением Р-31) была снята и поставлена Московскому институту теплотехники (МИТ, генеральный конструктор Ю.С. Соломонов).

Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Твердотопливная трехступенчатая МБР «Булава» является одной из самых легких ракет в своем классе.

В настоящее время ракета проходит цикл испытаний (12-14 пусков) непосредственно с боевого корабля, что позволяет экономить время и ресурсы (для сравнения — испытательная программа аналогичной американской МБР «Трайдент 2» потребовала 19 пусков с наземного стенда и 9 с подводной лодки).

Пуски МБР «Булава» производятся с модернизированной АПЛ пр.941УМ класс «Тайфун», бортовой номер ТК-208, которые состоялись:

  • 24.05.2004 г. – взрыв при испытании твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТа), (по данным «Российской газеты» от 24.05.2004 г.)
  • 23.09.2004 г. – успешный «бросковый» пуск габаритно-весового макета с модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.941УМ ТК-208 «Дмитрий Донской» класс «Тайфун» (базируется на Севмашпредприятии, г. Северодвинск) из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок. В прессе этот запуск считается первым по счету
  • 27.09.2005 г., (в 17.20) – успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (п-ов. Камчатка). Примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне
  • 21.12.2005 г. (в 8.19) – успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели
  • 7.09.2006 г. – неудачный пуск из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Ракета через несколько минут после старта упала в море
  • 25.10.2006 г. – неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море
  • 24.12.2006 г. – неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения из-за отказа двигателя третьей ступени, что привело к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта
  • 29.06.2007 г. – удачный пуск в Белом море из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

После последних успешных испытаний было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты. Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», который производит ракеты «Тополь-М».

Обе ракеты высоко унифицированы между собой.

Назначение

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941 «Акула» и 955 «Борей».

Особенности

Маршевые двигатели первой и второй ступени выполнены твердотопливными. Третья ступень, для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории, оснащена жидкостным двигателем. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т., способными менять траекторию полета по высоте и курсу.

Такой маловысотный профиль полета, по мнению экспертов, дает основание причислить ракету к квазибаллистическому типу.Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

В качестве носителей МБР «Булава» планируются новые российские подводные лодки модернизированного пр.941 «Акула» -«Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь», а также пр.955 5 поколения «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которых предполагается построить всего пять субмарин.

Каждая АПЛ будет нести 16 (первая-12) МБР «Булава» с разделяющейся головной частью. Основные характеристики Год принятия на вооружение 2008 (планировался)

Характеристики:

  • Максимальная дальность полета, км — 8000
  • Стартовая масса, т — 36,8
  • Количество ступеней — 3
  • Тип головной части — ядерная разделяющаяся
  • Количество боевых блоков — 6-10
  • Система управления — инерциальная
  • Забрасываемый вес, кг — 1150
  • Длина в пусковом контейнере, м — 12,1
  • Длина без головной части, м — 11,5
  • Максимальный диаметр, м — 2
  • Диаметр пускового контейнера, м — 2,1
  • Длина/масса первой ступени, м/т — 3,8/18,6
Морская ракета «Булава»

Ранее сообщалось, что испытательные запуски «Булавы»планируется возобновить в мае-июне 2014 года. При этом уточнялось, что пуски ракет будут осуществляться из акватории как Белого, так и Баренцева морей.

Военные планировали из имеющейся у них партии баллистических ракет пять единиц вернуть на Воткинский завод для дооснащения носителей телеметрической аппаратурой. Последний до настоящего времени запуск «Булавы» был осуществлен в сентябре 2013 года. Он оказался неудачным.

После запуска с ракетного подводного крейсера «Александр Невский» выдвижная сопловая насадка второй ступени ракеты раскрылась лишь частично и ее двигатель не смог выйти на номинальную тягу. В итоге «Булава» вместо того, чтобы поразить намеченную цель, упала в Северный Ледовитый океан.

Техническая справка

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» (Borei)

История создания

Изучение вопросов по созданию атомной подводной лодки (АПЛ) 4 поколения в СССР были начаты в конце 70 годов. Разработка ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 («Борей») 4 поколения была начата в конце 80 гг. в ЦКБ МТ “Рубин” (г. Санкт Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова.

ходе работ было принято решение отказаться от схемы с двумя корпусами и создавать подводную лодку “классической” схемы с одним прочным корпусом. Закладка первого РПКСН «Юрий Долгорукий» состоялась 2.11.1996 г. на стапелях ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск), 15.04.2007 г. выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. спущен на воду из плавучего дока и ошвартован у достроечной стенки.

Второй и третий РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» заложены в 2004 г. и 19.03.2006 г. со сроками сдачи в 2010 г. и 2011 г. соответственно. Предполагается, что «Владимир Мономах» и последующие за ним АПЛ типа «Борей» будут созданы по уточненному проекту 955А, отличающегося формой корпуса и технологией постройки. По завершению строящихся трех РПКСН пр.955 «Борей» они, вероятнее всего, будут введены в боевой состав Северного флота.

Предполагается, что местом постоянного базирования АПЛ пр.955 «Борей» будут военно-морские базы Камчатки, которые будут готовы принять к принятию РПКСН этого типа в 2009-2010 годах. Всего, по данным СМИ до 2015 г. может быть построено от 5 до 9 АПЛ пр.955 (955А). Предположительно подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят подводные лодки пр.941 «Акула» (Typhoon) и пр.667БРДМ «Дельфин» (Delta-IV).

Назначение

Основное предназначение РПКСН пр.955 класса «Борей» будет заключаться, вероятнее всего, в уничтожении с началом военных действий важных наземных стратегических целей противника. В последующем, после выполнения этой задачи, они могут быть использованы для решения типовых задач, свойственных подводным лодкам.

Особенности разработки и реализации проекта

На основании ограниченной и порой противоречивой информации из открытых источников о создании РПКСН «Юрий Долгорукий» пр.955 («Борей») можно предположить следующее. При создании этого подводного крейсера могла быть реализована идея создания различных типов подводных кораблей на основе общей базовой модели, что обеспечивается современным уровнем развития науки и технологий в области создания оружия и радиоэлектронного оборудования.

Эта модель предполагает исполнение центральных отсеков, носовой и кормовой частей АПЛ, ее главной энергетической установки и основных общекорабельных систем практически одинаковыми.

Основные отличия будут заключаться в целевых модулях главного оружия. Несмотря на конструктивную сложность решения этой задачи, такой метод значительно упрощает и удешевляет строительство подводных лодок, их освоение экипажами, инфраструктуру базирования АПЛ при общем сокращении номенклатуры комплексов технического обслуживания и ремонта. Результатом этого может быть достаточно высокая степень унификации АПЛ 4 поколения.

По архитектуре РПКСН пр.955 «Юрий Долгорукий» представляет собой полуторокорпусную одновальную АПЛ 4 поколения. Прочный корпус корабля разделен на 10 отсеков, обеспечивающие комфортные условия для экипажа. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке.

Цилиндрический прочный корпус окружен оболочкой легкого корпуса, а между ними находятся балластные цистерны и арматура, что увеличивает запас плавучести АПЛ и способствует плаванию в арктических условиях. Ограждения ракетных шахт скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность субмарины.

Главная энергетическая установка корабля выполнена в виде атомной энергетической установки с реактором типа ОК-650, с главным турбозубчатым механизмом и электродвигателем малошумного хода для движения для движения с большой скоростью и малой скоростью соответственно. Для движения корабля может быть использован малошумный винт и водометный движитель типа «pump jet».

Скрытность

РПКСН пр.955 является одной из важнейших характеристик корабля и по заявлениям специалистов это будет самая малошумная атомная подводная лодка в мире, что редполагает реализацию ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. С этой целью АПЛ выполнена однокорпусной и имеет одновальную главную энергетическую установку. Вопрос безопасности личного состава будет решен за счет оснащения лодки всплывающей спасательной камерой для всего экипажа.

Вооружению РПКСН уделено особое внимание. На этапе проектирования предполагалось оснастить АПЛ твердотопливной баллистической ракетой (БР) нового поколения Р-39УТХ «Барк». Однако после нескольких неудачных пусков было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М с 12-16 твёрдотопливными межконтинентальными БР Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Она в значительной степени унифицирована с межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М». Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ пр.955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты).

Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия. Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа «Омнибус» и гидроакустический комплекс типа «Скат» (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).

Технические характеристики:

  • Основной разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»
  • Водоизмещение, т — 24000/17000
  • Главные размерения, м — 170 х 13 х10,5
  • Дальность плавания максимальная, мили .
  • Потребляемая мощность, кВт — 480
  • Напряжение бортовой сети, В — 400
  • перископная .
  • Автономность, сут. — 90
  • 12-16 МБР «Булава»
  • 12-16 533-мм торпеды или ПЛУР
АПЛ проекта 955 «Борей» (Borei)

Изначально контрольные пуски «Булавы» планировалось завершить до конца 2013 года.

Читать еще:  Экипировка грибника: Что обязательно нужно брать с собой в лес

Однако вскоре после неудачного запуска ракеты в сентябре 2013 года было объявлено, что окончание испытаний «Булавы» переносится на 2014 год.

Насколько справедливы утверждения Вашингтона о необходимости размещения систем ПРО в восточной Европе? И насколько адекватна реакция Москвы? Мнение российского эксперта. (19.02.2007)

Хотя о внешней политике президент России в своей речи перед Федеральным собранием говорил совсем мало, все его выступление было адресовано Западу. Комментарий Александра Варкентина. (13.05.2006)

  • Дата 10.12.2009
  • ТемыВладимир Мединский, Ракетный комплекс «Искандер»
  • Ключевые словаБулава, России, ракеты, ядерных, обороны
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/Kyri

Также по теме

Испытания «Булавы» будут продолжены летом 2014 года

Министерство обороны России намерено летом 2014 года возобновить испытания баллистической ракеты морского базирования «Булава», сообщает ИТАР-ТАСС.

В испытательных запусках ракеты будут участвовать две стратегические атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». Согласно планам военных, испытания ракеты планируется возобновить, как только Белое море очистится от льда.

В испытаниях будут задействованы подводные лодки «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Запуски ракет планируется осуществлять из обычного района учений в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, пишет Lenta.ru.

Техническая справка

«Булава-30», МБР Р-30 3М30, (SS-NX-30), межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования

Решение о разработке твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 3М30 морского базирования «Булава-30» (РСМ-56 в международных договорах) состоялось в 1988 г. после 3 неудачных испытаний комплекса стратегического оружия «Барк» (Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева», г. Миасс), созданного на 70-80% к тому времени.

Оно было принято Советом безопасности РФ по инициативе вновь назначенного Главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Куроедова. В результате задача по разработке ракеты с ГРЦ (разработчик всех отечественных БР для подводных лодок, за исключением Р-31) была снята и поставлена Московскому институту теплотехники (МИТ, генеральный конструктор Ю.С. Соломонов).

Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Твердотопливная трехступенчатая МБР «Булава» является одной из самых легких ракет в своем классе.

В настоящее время ракета проходит цикл испытаний (12-14 пусков) непосредственно с боевого корабля, что позволяет экономить время и ресурсы (для сравнения — испытательная программа аналогичной американской МБР «Трайдент 2» потребовала 19 пусков с наземного стенда и 9 с подводной лодки).

Пуски МБР «Булава» производятся с модернизированной АПЛ пр.941УМ класс «Тайфун», бортовой номер ТК-208, которые состоялись:

  • 24.05.2004 г. – взрыв при испытании твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТа), (по данным «Российской газеты» от 24.05.2004 г.)
  • 23.09.2004 г. – успешный «бросковый» пуск габаритно-весового макета с модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.941УМ ТК-208 «Дмитрий Донской» класс «Тайфун» (базируется на Севмашпредприятии, г. Северодвинск) из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок. В прессе этот запуск считается первым по счету
  • 27.09.2005 г., (в 17.20) – успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (п-ов. Камчатка). Примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне
  • 21.12.2005 г. (в 8.19) – успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели
  • 7.09.2006 г. – неудачный пуск из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Ракета через несколько минут после старта упала в море
  • 25.10.2006 г. – неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море
  • 24.12.2006 г. – неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения из-за отказа двигателя третьей ступени, что привело к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта
  • 29.06.2007 г. – удачный пуск в Белом море из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

После последних успешных испытаний было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты. Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», который производит ракеты «Тополь-М».

Обе ракеты высоко унифицированы между собой.

Назначение

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941 «Акула» и 955 «Борей».

Особенности

Маршевые двигатели первой и второй ступени выполнены твердотопливными. Третья ступень, для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории, оснащена жидкостным двигателем. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т., способными менять траекторию полета по высоте и курсу.

Такой маловысотный профиль полета, по мнению экспертов, дает основание причислить ракету к квазибаллистическому типу.Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

В качестве носителей МБР «Булава» планируются новые российские подводные лодки модернизированного пр.941 «Акула» -«Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь», а также пр.955 5 поколения «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которых предполагается построить всего пять субмарин.

Каждая АПЛ будет нести 16 (первая-12) МБР «Булава» с разделяющейся головной частью. Основные характеристики Год принятия на вооружение 2008 (планировался)

Характеристики:

  • Максимальная дальность полета, км — 8000
  • Стартовая масса, т — 36,8
  • Количество ступеней — 3
  • Тип головной части — ядерная разделяющаяся
  • Количество боевых блоков — 6-10
  • Система управления — инерциальная
  • Забрасываемый вес, кг — 1150
  • Длина в пусковом контейнере, м — 12,1
  • Длина без головной части, м — 11,5
  • Максимальный диаметр, м — 2
  • Диаметр пускового контейнера, м — 2,1
  • Длина/масса первой ступени, м/т — 3,8/18,6
Морская ракета «Булава»

Ранее сообщалось, что испытательные запуски «Булавы»планируется возобновить в мае-июне 2014 года. При этом уточнялось, что пуски ракет будут осуществляться из акватории как Белого, так и Баренцева морей.

Военные планировали из имеющейся у них партии баллистических ракет пять единиц вернуть на Воткинский завод для дооснащения носителей телеметрической аппаратурой. Последний до настоящего времени запуск «Булавы» был осуществлен в сентябре 2013 года. Он оказался неудачным.

После запуска с ракетного подводного крейсера «Александр Невский» выдвижная сопловая насадка второй ступени ракеты раскрылась лишь частично и ее двигатель не смог выйти на номинальную тягу. В итоге «Булава» вместо того, чтобы поразить намеченную цель, упала в Северный Ледовитый океан.

Техническая справка

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» (Borei)

История создания

Изучение вопросов по созданию атомной подводной лодки (АПЛ) 4 поколения в СССР были начаты в конце 70 годов. Разработка ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 («Борей») 4 поколения была начата в конце 80 гг. в ЦКБ МТ “Рубин” (г. Санкт Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова.

ходе работ было принято решение отказаться от схемы с двумя корпусами и создавать подводную лодку “классической” схемы с одним прочным корпусом. Закладка первого РПКСН «Юрий Долгорукий» состоялась 2.11.1996 г. на стапелях ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск), 15.04.2007 г. выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. спущен на воду из плавучего дока и ошвартован у достроечной стенки.

Второй и третий РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» заложены в 2004 г. и 19.03.2006 г. со сроками сдачи в 2010 г. и 2011 г. соответственно. Предполагается, что «Владимир Мономах» и последующие за ним АПЛ типа «Борей» будут созданы по уточненному проекту 955А, отличающегося формой корпуса и технологией постройки. По завершению строящихся трех РПКСН пр.955 «Борей» они, вероятнее всего, будут введены в боевой состав Северного флота.

Предполагается, что местом постоянного базирования АПЛ пр.955 «Борей» будут военно-морские базы Камчатки, которые будут готовы принять к принятию РПКСН этого типа в 2009-2010 годах. Всего, по данным СМИ до 2015 г. может быть построено от 5 до 9 АПЛ пр.955 (955А). Предположительно подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят подводные лодки пр.941 «Акула» (Typhoon) и пр.667БРДМ «Дельфин» (Delta-IV).

Назначение

Основное предназначение РПКСН пр.955 класса «Борей» будет заключаться, вероятнее всего, в уничтожении с началом военных действий важных наземных стратегических целей противника. В последующем, после выполнения этой задачи, они могут быть использованы для решения типовых задач, свойственных подводным лодкам.

Особенности разработки и реализации проекта

На основании ограниченной и порой противоречивой информации из открытых источников о создании РПКСН «Юрий Долгорукий» пр.955 («Борей») можно предположить следующее. При создании этого подводного крейсера могла быть реализована идея создания различных типов подводных кораблей на основе общей базовой модели, что обеспечивается современным уровнем развития науки и технологий в области создания оружия и радиоэлектронного оборудования.

Эта модель предполагает исполнение центральных отсеков, носовой и кормовой частей АПЛ, ее главной энергетической установки и основных общекорабельных систем практически одинаковыми.

Основные отличия будут заключаться в целевых модулях главного оружия. Несмотря на конструктивную сложность решения этой задачи, такой метод значительно упрощает и удешевляет строительство подводных лодок, их освоение экипажами, инфраструктуру базирования АПЛ при общем сокращении номенклатуры комплексов технического обслуживания и ремонта. Результатом этого может быть достаточно высокая степень унификации АПЛ 4 поколения.

По архитектуре РПКСН пр.955 «Юрий Долгорукий» представляет собой полуторокорпусную одновальную АПЛ 4 поколения. Прочный корпус корабля разделен на 10 отсеков, обеспечивающие комфортные условия для экипажа. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке.

Цилиндрический прочный корпус окружен оболочкой легкого корпуса, а между ними находятся балластные цистерны и арматура, что увеличивает запас плавучести АПЛ и способствует плаванию в арктических условиях. Ограждения ракетных шахт скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность субмарины.

Главная энергетическая установка корабля выполнена в виде атомной энергетической установки с реактором типа ОК-650, с главным турбозубчатым механизмом и электродвигателем малошумного хода для движения для движения с большой скоростью и малой скоростью соответственно. Для движения корабля может быть использован малошумный винт и водометный движитель типа «pump jet».

Скрытность

РПКСН пр.955 является одной из важнейших характеристик корабля и по заявлениям специалистов это будет самая малошумная атомная подводная лодка в мире, что редполагает реализацию ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. С этой целью АПЛ выполнена однокорпусной и имеет одновальную главную энергетическую установку. Вопрос безопасности личного состава будет решен за счет оснащения лодки всплывающей спасательной камерой для всего экипажа.

Вооружению РПКСН уделено особое внимание. На этапе проектирования предполагалось оснастить АПЛ твердотопливной баллистической ракетой (БР) нового поколения Р-39УТХ «Барк». Однако после нескольких неудачных пусков было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М с 12-16 твёрдотопливными межконтинентальными БР Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Она в значительной степени унифицирована с межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М». Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ пр.955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты).

Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия. Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа «Омнибус» и гидроакустический комплекс типа «Скат» (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).

Технические характеристики:

  • Основной разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»
  • Водоизмещение, т — 24000/17000
  • Главные размерения, м — 170 х 13 х10,5
  • Дальность плавания максимальная, мили .
  • Потребляемая мощность, кВт — 480
  • Напряжение бортовой сети, В — 400
  • перископная .
  • Автономность, сут. — 90
  • 12-16 МБР «Булава»
  • 12-16 533-мм торпеды или ПЛУР
АПЛ проекта 955 «Борей» (Borei)

Изначально контрольные пуски «Булавы» планировалось завершить до конца 2013 года.

Однако вскоре после неудачного запуска ракеты в сентябре 2013 года было объявлено, что окончание испытаний «Булавы» переносится на 2014 год.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector