1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Техника и вооружение 1997 11-12

Содержание

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 56

Техника и вооружение 1997 11-12

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ

ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА

Ноябрь-декабрь 1997 г.

Ракетная техника отечественного ВМФ

Публикуется по многочисленным просьбам читателей.

Предисловие

В былые годы по внешнему виду корабля специалист легко мог определить его класс, габариты, скорость, число орудий, приблизительно оценить калибр и длину ствола. А по калибру и длине ствола орудия элементарно рассчитывалась дальность стрельбы и другие баллистические данные.

После замены орудий на крылатые ракеты все, кого это интересовало, оказались в полнейшем неведении относительно содержания больших ангаров на палубах кораблей. Позже ангары заменили менее габаритными цилиндрами, но знали только, что это ракеты, все остальное было строжайшей государственной тайной. Даже сам класс ракеты – «корабль-корабль», «корабль-подводная лодка» или «корабль- воздух» – был секретен.

Этот очерк развития ракетного оружия отечественного ВМФ не претендует на роль исчерпывающего справочника. С одной стороны, данные многих ракет еще закрыты, и о таких комплексах дается лишь краткая хронологическая справка. Много сложностей возникает в связи с частой переклассификацией ракет и кораблей, переименование и слияние различных предприятий и т. п. К примеру, термин «крылатые ракеты» был введен приказом МО СССР от 30 октября 1959 г. До этого они назывались у нас самолетами- снарядами.

Данная публикация рассчитана на всех, кто интересуется историей отечественного флота. Аналогичного издания о ракетном вооружении нашего флота пока нет ни в открытой, ни в закрытой литературе. Она может служить дополнением к справочникам по корабельному составу, выпущенным С.С. Бережным и А.С. Павловым, а также к книге «Советская корабельная артиллерия», написанной автором этой публикации.

I . БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

РАКЕТЫ НАДВОДНОГО СТАРТА

В 1949 году в ЦК Б-18 был разработан предэскизный проект подводной лодки П-2. Один из вариантов проекта предусматривал оснащение ее баллистическими ракетами. Лодка должна была нести 12 баллистических ракет Р-1. Причем жидкий кислород хранился не в баках ракет, а в специальной цистерне с тепловой изоляцией, а для восполнения потерь от непрерывного испарения использовалась сжижительная установка. В кислородный бак ракеты жидкий кислород подавался лишь при подготовке ее к пуску. Запуск производился в надводном положении со стабилизированного стола. Ввиду сложности проекта работы над ним были прекращены.

Дизельная ракетная подводная лодка пр. 629

Баллистическая ракета Р-11ФМ комплекса Д-1

26 января 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1* «О проведении проект- но-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружение». Главным конструктором ПЯ был назначен Н.Н. Исанин, а ракеты – С.П. Королев.

В августе 1955 года вышло Постановление СМ о начале разработки для подводных лодок пр. 611-АВ баллистических ракет Р- 11ФМ.

Первая ракета для ГШ проектировалась на базе армейской ракеты Р-Н (8А61), принятой на вооружение в июле 1955 года. Ее морской вариант Р-11ФМ (8А61ФМ) не имел существенных отличий за исключением устройств, воспринимавших нагрузку от корсетного устройства пусковой установки, и обеспечения герметизации приборного и двигательного отсеков.

Параметры движения ракеты при старте с качающегося основания должны были обеспечить ее безударный выход из захватов пусковой установки, раскрывавшихся после прохождения ракетой начального участка пути.

Ориентация осей бортовых гироприборов 2* относительно плоскости искусственного горизонта и стабилизируемого азимута производились корабельными счетно- решающими приборами (КСРП) «Доломит».

Для обеспечения безударного выхода ракеты из захватов пускового устройства и уменьшения начальных возмущений ракеты от качки подводной лодки использовался специальный прибор – упредитель старта – определял момент включения двигательной установки ракеты таким образом, чтобы старт ракеты происходил при минимальном значении угла отклонения продольной оси ракеты от вертикали.

Летные испытания Р-11ФМ начались в начале 1955 г. на полигоне Капустин Яр (Государственном центральном полигоне). Первоначально ракеты запускались с неподвижной пусковой установки, а затем с качающегося стенда СМ-49, имитировавшего качку ПЛ. Стенд был выполнен на базе стабилизированной платформы 130-мм артустановки БЛ-109А.

В1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ из королевского ОКБ-1 передали в СКБ-385 в город Златоуст. А производство ракеты было переведено туда же на завод № 385, где с 1953 года велось серийное производство армейских ракет Р-11. 11 марта 1955 года главным конструктором СКБ-385 был назначен В. П. Макеев, ранее работавший в ОКБ-1 под руководством Королева.

В ЦКБ-16 под руководством Исанина на базе большой подводной лодки пр. 611 был создан проект опытной ракетной лодки В- 611. ВМФ выделил для переоборудования в ракетную подводную лодку Б-67 постройки 1953г. Переоборудование происходило в г. Молотовске (Северодвинск). В ходе модернизации одна из четырех групп аккумуляторных батарей в 4-ом отсеке была выгружена, затем был очищен весь 4-й отсек и там поместили две ракетные шахты с внутренним диаметром 2 метра и длиной 14 метров.

1* – далее по тексту просто – Постановление

От ППШ к баллистическим ракетам

Специальное КБ, которое со временем превратилось в единственного в СССР разработчика ракетных комплексов для подводных лодок, появилось на Урале не случайно. После выхода 13 мая 1946 года знаменитого постановления «Вопросы реактивного вооружения» необходимо было срочно создавать базу для разработки и производства различных ракетных систем. С учетом наличия у бывших союзников по Антигитлеровской коалиции атомного вооружения и его явной нацеленности на Москву было принято решение создавать дублирующий центр по разработке и производству ракет на Урале, как можно дальше от западных границ страны.

Читать еще:  Баллистическая ракета PGM-11 Redstone (США)

Но создавать производство столь сложной техники на пустом месте было невозможно, а из всех военных предприятий лучше всего годились для перевода на выпуск новой продукции артиллерийские заводы и заводы по производству стрелкового вооружения. Так Златоустовский завод №66, на котором в годы войны делали и пулеметы Максима, и винтовку СВТ-40, и противотанковое ружье Дегтярева, и легендарный ППШ, неожиданно для себя получил в декабре 1947 года «ракетную» специализацию. Для разворачивания нового производства отвели площади бывшего завода №385 по выпуску крупнокалиберного оружия, который в мае 1945 года стал частью завода №66. Поэтому и новое СКБ по ракетам дальнего действия, созданное в Златоусте, получило такой же номер — 385.

Златоустовский оружейный завод №66 в начале 1940-х годов

В ЭТОТ ДЕНЬ: постановление о разработке БРПЛ — Р-11ФМ, запуск РН «Вертикаль», спутников Молния-1-24, Королев назначен начальником отдела № 3 НИИ-88, родился конструктор Полищук ГМ и министр Афанасьев СА.

30 августа 1955 года принято постановление правительства о разработке первой БРПЛ — Р-11ФМ — на базе армейской БРДД Р-11.

Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов 611АВ и 629. Разработана в ОКБ-1.

30 августа 1977 года запущена геофизическая ракета «Вертикаль-5» для проведения исследований коротковолнового излучения солнечной короны, метеоритных частиц.

Вертикаль — серия советских одноступенчатых геофизических ракет для реализации международной программы сотрудничества в области исследования и использования космического пространства (Интеркосмос).

30 августа 1973 года боевым расчётом космодрома «Плесецк» запущен спутник связи “Молния-1-24”.

«Молния-1» — первый советский телекоммуникационный спутник.

Одной из важных областей применения космической техники в народном хозяйстве страны является обеспечение дальней телефонно-телеграфной связи и передач программ телевидения Комические аппараты «Молния-1+» входили в систему связи и боевого управления Ракетных войск стратегического назначения.
Производился в КБ прикладной механики в Красноярске с 1967 по 1983 годы. Представляет собой развитие спутников-ретрансляторов «Молния-1», которые были первоначально разработаны в ОКБ-1 и позже переданы в ОКБ-10 (КБПМ, нынешнее ОАО ИСС). КА «Молния-1» предназначались для работы в одиночном режиме, и поэтому их запуск осуществлялся в жестко определенное стартовое окно для обеспечения оптимальных условий освещенности солнечных батарей.
КА «Молния-1+» обладал уникальной системой управления ориентацией, где управление движением объекта вокруг центра масс по трем осям осуществлялось одним гироскопом. Так как солнечные батареи были жестко прикреплены к корпусу, КА должен был постоянно ориентирован на Солнце. Это достигалось с помощью массивного гироскопа, установленного внутри спутника.

30 августа 1946 года С.П. Королёв назначен начальником отдела № 3 НИИ-88.

Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения СССР создан 13 мая 1946 года на базе артиллерийского завода № 88.

26 августа 1946 — юридически утверждено образование отдела 3, начальником которого приказом директора НИИ-88 Л. Р. Гонора от 30 августа 1946 года назначен главный конструктор С. П. Королев.

Отдел 3, входивший в состав Специального конструкторского бюро НИИ-88, стал ядром предприятия, которое ныне называется Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С. П. Королева.

Получил свое открытое наименование — «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» 1 января 1967 года.

Институт участвовал во всех советских и российских космических программах. В нём работали многие выдающиеся учёные: С. П. Королёв, М. К. Янгель, А. М. Исаев, Ю. А. Мозжорин, В. Ф. Уткин и другие.

30 августа 1940 года родился Полищук Георгий Максимович.

Полищук Георгий Максимович. Зам. рук. Федерального космического агентства (2004-2005), ген. конструктор и ген. директор НПО им. С.А.Лавочкина (2005-2009). Генерал-лейтенант. Д.т.н. Профессор. Действ. член РАКЦ, РАЕН. Лауреат Гос. премии и премии Правительства РФ.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 56

Техника и вооружение 1997 11-12

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ

ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА

Ноябрь-декабрь 1997 г.

Ракетная техника отечественного ВМФ

Публикуется по многочисленным просьбам читателей.

Предисловие

В былые годы по внешнему виду корабля специалист легко мог определить его класс, габариты, скорость, число орудий, приблизительно оценить калибр и длину ствола. А по калибру и длине ствола орудия элементарно рассчитывалась дальность стрельбы и другие баллистические данные.

После замены орудий на крылатые ракеты все, кого это интересовало, оказались в полнейшем неведении относительно содержания больших ангаров на палубах кораблей. Позже ангары заменили менее габаритными цилиндрами, но знали только, что это ракеты, все остальное было строжайшей государственной тайной. Даже сам класс ракеты – «корабль-корабль», «корабль-подводная лодка» или «корабль- воздух» – был секретен.

Этот очерк развития ракетного оружия отечественного ВМФ не претендует на роль исчерпывающего справочника. С одной стороны, данные многих ракет еще закрыты, и о таких комплексах дается лишь краткая хронологическая справка. Много сложностей возникает в связи с частой переклассификацией ракет и кораблей, переименование и слияние различных предприятий и т. п. К примеру, термин «крылатые ракеты» был введен приказом МО СССР от 30 октября 1959 г. До этого они назывались у нас самолетами- снарядами.

Данная публикация рассчитана на всех, кто интересуется историей отечественного флота. Аналогичного издания о ракетном вооружении нашего флота пока нет ни в открытой, ни в закрытой литературе. Она может служить дополнением к справочникам по корабельному составу, выпущенным С.С. Бережным и А.С. Павловым, а также к книге «Советская корабельная артиллерия», написанной автором этой публикации.

I . БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

РАКЕТЫ НАДВОДНОГО СТАРТА

В 1949 году в ЦК Б-18 был разработан предэскизный проект подводной лодки П-2. Один из вариантов проекта предусматривал оснащение ее баллистическими ракетами. Лодка должна была нести 12 баллистических ракет Р-1. Причем жидкий кислород хранился не в баках ракет, а в специальной цистерне с тепловой изоляцией, а для восполнения потерь от непрерывного испарения использовалась сжижительная установка. В кислородный бак ракеты жидкий кислород подавался лишь при подготовке ее к пуску. Запуск производился в надводном положении со стабилизированного стола. Ввиду сложности проекта работы над ним были прекращены.

Дизельная ракетная подводная лодка пр. 629

Баллистическая ракета Р-11ФМ комплекса Д-1

26 января 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1* «О проведении проект- но-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружение». Главным конструктором ПЯ был назначен Н.Н. Исанин, а ракеты – С.П. Королев.

В августе 1955 года вышло Постановление СМ о начале разработки для подводных лодок пр. 611-АВ баллистических ракет Р- 11ФМ.

Читать еще:  Тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун» (СССР)

Первая ракета для ГШ проектировалась на базе армейской ракеты Р-Н (8А61), принятой на вооружение в июле 1955 года. Ее морской вариант Р-11ФМ (8А61ФМ) не имел существенных отличий за исключением устройств, воспринимавших нагрузку от корсетного устройства пусковой установки, и обеспечения герметизации приборного и двигательного отсеков.

Параметры движения ракеты при старте с качающегося основания должны были обеспечить ее безударный выход из захватов пусковой установки, раскрывавшихся после прохождения ракетой начального участка пути.

Ориентация осей бортовых гироприборов 2* относительно плоскости искусственного горизонта и стабилизируемого азимута производились корабельными счетно- решающими приборами (КСРП) «Доломит».

Для обеспечения безударного выхода ракеты из захватов пускового устройства и уменьшения начальных возмущений ракеты от качки подводной лодки использовался специальный прибор – упредитель старта – определял момент включения двигательной установки ракеты таким образом, чтобы старт ракеты происходил при минимальном значении угла отклонения продольной оси ракеты от вертикали.

Летные испытания Р-11ФМ начались в начале 1955 г. на полигоне Капустин Яр (Государственном центральном полигоне). Первоначально ракеты запускались с неподвижной пусковой установки, а затем с качающегося стенда СМ-49, имитировавшего качку ПЛ. Стенд был выполнен на базе стабилизированной платформы 130-мм артустановки БЛ-109А.

В1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ из королевского ОКБ-1 передали в СКБ-385 в город Златоуст. А производство ракеты было переведено туда же на завод № 385, где с 1953 года велось серийное производство армейских ракет Р-11. 11 марта 1955 года главным конструктором СКБ-385 был назначен В. П. Макеев, ранее работавший в ОКБ-1 под руководством Королева.

В ЦКБ-16 под руководством Исанина на базе большой подводной лодки пр. 611 был создан проект опытной ракетной лодки В- 611. ВМФ выделил для переоборудования в ракетную подводную лодку Б-67 постройки 1953г. Переоборудование происходило в г. Молотовске (Северодвинск). В ходе модернизации одна из четырех групп аккумуляторных батарей в 4-ом отсеке была выгружена, затем был очищен весь 4-й отсек и там поместили две ракетные шахты с внутренним диаметром 2 метра и длиной 14 метров.

1* – далее по тексту просто – Постановление

От ППШ к баллистическим ракетам

Специальное КБ, которое со временем превратилось в единственного в СССР разработчика ракетных комплексов для подводных лодок, появилось на Урале не случайно. После выхода 13 мая 1946 года знаменитого постановления «Вопросы реактивного вооружения» необходимо было срочно создавать базу для разработки и производства различных ракетных систем. С учетом наличия у бывших союзников по Антигитлеровской коалиции атомного вооружения и его явной нацеленности на Москву было принято решение создавать дублирующий центр по разработке и производству ракет на Урале, как можно дальше от западных границ страны.

Но создавать производство столь сложной техники на пустом месте было невозможно, а из всех военных предприятий лучше всего годились для перевода на выпуск новой продукции артиллерийские заводы и заводы по производству стрелкового вооружения. Так Златоустовский завод №66, на котором в годы войны делали и пулеметы Максима, и винтовку СВТ-40, и противотанковое ружье Дегтярева, и легендарный ППШ, неожиданно для себя получил в декабре 1947 года «ракетную» специализацию. Для разворачивания нового производства отвели площади бывшего завода №385 по выпуску крупнокалиберного оружия, который в мае 1945 года стал частью завода №66. Поэтому и новое СКБ по ракетам дальнего действия, созданное в Златоусте, получило такой же номер — 385.

Златоустовский оружейный завод №66 в начале 1940-х годов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 56

Техника и вооружение 1997 11-12

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ

ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА

Ноябрь-декабрь 1997 г.

Ракетная техника отечественного ВМФ

Публикуется по многочисленным просьбам читателей.

Предисловие

В былые годы по внешнему виду корабля специалист легко мог определить его класс, габариты, скорость, число орудий, приблизительно оценить калибр и длину ствола. А по калибру и длине ствола орудия элементарно рассчитывалась дальность стрельбы и другие баллистические данные.

После замены орудий на крылатые ракеты все, кого это интересовало, оказались в полнейшем неведении относительно содержания больших ангаров на палубах кораблей. Позже ангары заменили менее габаритными цилиндрами, но знали только, что это ракеты, все остальное было строжайшей государственной тайной. Даже сам класс ракеты – «корабль-корабль», «корабль-подводная лодка» или «корабль- воздух» – был секретен.

Этот очерк развития ракетного оружия отечественного ВМФ не претендует на роль исчерпывающего справочника. С одной стороны, данные многих ракет еще закрыты, и о таких комплексах дается лишь краткая хронологическая справка. Много сложностей возникает в связи с частой переклассификацией ракет и кораблей, переименование и слияние различных предприятий и т. п. К примеру, термин «крылатые ракеты» был введен приказом МО СССР от 30 октября 1959 г. До этого они назывались у нас самолетами- снарядами.

Данная публикация рассчитана на всех, кто интересуется историей отечественного флота. Аналогичного издания о ракетном вооружении нашего флота пока нет ни в открытой, ни в закрытой литературе. Она может служить дополнением к справочникам по корабельному составу, выпущенным С.С. Бережным и А.С. Павловым, а также к книге «Советская корабельная артиллерия», написанной автором этой публикации.

I . БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

РАКЕТЫ НАДВОДНОГО СТАРТА

В 1949 году в ЦК Б-18 был разработан предэскизный проект подводной лодки П-2. Один из вариантов проекта предусматривал оснащение ее баллистическими ракетами. Лодка должна была нести 12 баллистических ракет Р-1. Причем жидкий кислород хранился не в баках ракет, а в специальной цистерне с тепловой изоляцией, а для восполнения потерь от непрерывного испарения использовалась сжижительная установка. В кислородный бак ракеты жидкий кислород подавался лишь при подготовке ее к пуску. Запуск производился в надводном положении со стабилизированного стола. Ввиду сложности проекта работы над ним были прекращены.

Дизельная ракетная подводная лодка пр. 629

Баллистическая ракета Р-11ФМ комплекса Д-1

26 января 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1* «О проведении проект- но-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружение». Главным конструктором ПЯ был назначен Н.Н. Исанин, а ракеты – С.П. Королев.

В августе 1955 года вышло Постановление СМ о начале разработки для подводных лодок пр. 611-АВ баллистических ракет Р- 11ФМ.

Первая ракета для ГШ проектировалась на базе армейской ракеты Р-Н (8А61), принятой на вооружение в июле 1955 года. Ее морской вариант Р-11ФМ (8А61ФМ) не имел существенных отличий за исключением устройств, воспринимавших нагрузку от корсетного устройства пусковой установки, и обеспечения герметизации приборного и двигательного отсеков.

Параметры движения ракеты при старте с качающегося основания должны были обеспечить ее безударный выход из захватов пусковой установки, раскрывавшихся после прохождения ракетой начального участка пути.

Читать еще:  Стратегический ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Россия)

Ориентация осей бортовых гироприборов 2* относительно плоскости искусственного горизонта и стабилизируемого азимута производились корабельными счетно- решающими приборами (КСРП) «Доломит».

Для обеспечения безударного выхода ракеты из захватов пускового устройства и уменьшения начальных возмущений ракеты от качки подводной лодки использовался специальный прибор – упредитель старта – определял момент включения двигательной установки ракеты таким образом, чтобы старт ракеты происходил при минимальном значении угла отклонения продольной оси ракеты от вертикали.

Летные испытания Р-11ФМ начались в начале 1955 г. на полигоне Капустин Яр (Государственном центральном полигоне). Первоначально ракеты запускались с неподвижной пусковой установки, а затем с качающегося стенда СМ-49, имитировавшего качку ПЛ. Стенд был выполнен на базе стабилизированной платформы 130-мм артустановки БЛ-109А.

В1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ из королевского ОКБ-1 передали в СКБ-385 в город Златоуст. А производство ракеты было переведено туда же на завод № 385, где с 1953 года велось серийное производство армейских ракет Р-11. 11 марта 1955 года главным конструктором СКБ-385 был назначен В. П. Макеев, ранее работавший в ОКБ-1 под руководством Королева.

В ЦКБ-16 под руководством Исанина на базе большой подводной лодки пр. 611 был создан проект опытной ракетной лодки В- 611. ВМФ выделил для переоборудования в ракетную подводную лодку Б-67 постройки 1953г. Переоборудование происходило в г. Молотовске (Северодвинск). В ходе модернизации одна из четырех групп аккумуляторных батарей в 4-ом отсеке была выгружена, затем был очищен весь 4-й отсек и там поместили две ракетные шахты с внутренним диаметром 2 метра и длиной 14 метров.

1* – далее по тексту просто – Постановление

В ЭТОТ ДЕНЬ: постановление о разработке БРПЛ — Р-11ФМ, запуск РН «Вертикаль», спутников Молния-1-24, Королев назначен начальником отдела № 3 НИИ-88, родился конструктор Полищук ГМ и министр Афанасьев СА.

30 августа 1955 года принято постановление правительства о разработке первой БРПЛ — Р-11ФМ — на базе армейской БРДД Р-11.

Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов 611АВ и 629. Разработана в ОКБ-1.

30 августа 1977 года запущена геофизическая ракета «Вертикаль-5» для проведения исследований коротковолнового излучения солнечной короны, метеоритных частиц.

Вертикаль — серия советских одноступенчатых геофизических ракет для реализации международной программы сотрудничества в области исследования и использования космического пространства (Интеркосмос).

30 августа 1973 года боевым расчётом космодрома «Плесецк» запущен спутник связи “Молния-1-24”.

«Молния-1» — первый советский телекоммуникационный спутник.

Одной из важных областей применения космической техники в народном хозяйстве страны является обеспечение дальней телефонно-телеграфной связи и передач программ телевидения Комические аппараты «Молния-1+» входили в систему связи и боевого управления Ракетных войск стратегического назначения.
Производился в КБ прикладной механики в Красноярске с 1967 по 1983 годы. Представляет собой развитие спутников-ретрансляторов «Молния-1», которые были первоначально разработаны в ОКБ-1 и позже переданы в ОКБ-10 (КБПМ, нынешнее ОАО ИСС). КА «Молния-1» предназначались для работы в одиночном режиме, и поэтому их запуск осуществлялся в жестко определенное стартовое окно для обеспечения оптимальных условий освещенности солнечных батарей.
КА «Молния-1+» обладал уникальной системой управления ориентацией, где управление движением объекта вокруг центра масс по трем осям осуществлялось одним гироскопом. Так как солнечные батареи были жестко прикреплены к корпусу, КА должен был постоянно ориентирован на Солнце. Это достигалось с помощью массивного гироскопа, установленного внутри спутника.

30 августа 1946 года С.П. Королёв назначен начальником отдела № 3 НИИ-88.

Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения СССР создан 13 мая 1946 года на базе артиллерийского завода № 88.

26 августа 1946 — юридически утверждено образование отдела 3, начальником которого приказом директора НИИ-88 Л. Р. Гонора от 30 августа 1946 года назначен главный конструктор С. П. Королев.

Отдел 3, входивший в состав Специального конструкторского бюро НИИ-88, стал ядром предприятия, которое ныне называется Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С. П. Королева.

Получил свое открытое наименование — «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» 1 января 1967 года.

Институт участвовал во всех советских и российских космических программах. В нём работали многие выдающиеся учёные: С. П. Королёв, М. К. Янгель, А. М. Исаев, Ю. А. Мозжорин, В. Ф. Уткин и другие.

30 августа 1940 года родился Полищук Георгий Максимович.

Полищук Георгий Максимович. Зам. рук. Федерального космического агентства (2004-2005), ген. конструктор и ген. директор НПО им. С.А.Лавочкина (2005-2009). Генерал-лейтенант. Д.т.н. Профессор. Действ. член РАКЦ, РАЕН. Лауреат Гос. премии и премии Правительства РФ.

Ракетчики переезжают в Миасс

Именно Макеев, получив новое назначение и приняв СКБ, оценил, что развернуть серьезные исследовательские работы по совершенно новой теме, равно как и производство новых ракет, на прежней базе оружейного завода уже не получится. По его предложению конструкторское бюро вместе с производственной базой решено было перевести в расположенный неподалеку Миасс, где уже вовсю работал завод по выпуску тяжелых грузовиков, а значит, имелась вся необходимая транспортная инфраструктура. Местом для размещения СКБ-385 определили северную окраину города, на которой вскоре началось строительство и конструкторских корпусов, и испытательной базы, и производство. Но не только: по инициативе Виктора Макеева одновременно с разметкой площадей для КБ и завода началось планирование жилого комплекса для тех, кто будет здесь работать. Как рассказывают миасские старожилы, Макеев лично ездил по будущему жилому городку, указывая, где разместить дома для конструкторов и рабочих, где запланировать будущий Дворец культуры, где — бассейн и крытый спорткомплекс, и даже распорядился о проектировании и строительстве яхт-клуба (!) для своих подчиненных.

Декабрьское постановление Совмина СССР о развертывании производства баллистических ракет на Урале стало важнейшей вехой в истории СКБ-385 и города Миасса, превратившегося в один из центров отечественного ракетостроения. Взяв на себя разработку и производство морской баллистической ракеты Р-11ФМ, КБ Макеева быстро — всего за четыре года — довело ее до продукта, принятого на вооружение. Это произошло в феврале 1959 года, и почти в это же время бюро вместе с заводом окончательно переехали на новое место жительства в Миасс. Кстати, несмотря на хлопоты по организации работы на новом месте, специалисты бюро сумели спроектировать и запустить в производство следующий морской ракетный комплекс с ракетой Р-13, который поступил на вооружение годом позже своего предшественника. А всего за всю историю своего существования Государственный ракетный центр имени Виктора Макеева создал три поколения морских ракетных комплексов — семь базовых типов баллистических ракет, которыми вооружались и вооружаются все ракетные подводные лодки СССР и России.

Проходная Государственного ракетного центра имени академика Макеева в городе Миассе

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector