15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Артиллерия стран Балтии

Артиллерия стран Балтии

Три страны Балтии прошли во многом схожий путь развития своей артиллерии. Начав процесс выхода из СССР ещё до его окончательного распада, они не претендовали на наследие советской армии. Строительство собственных вооружённых сил Литва, Латвия и Эстония начинали с нуля, и этот процесс занял длительное время. Используя различный «секонд-хэнд», все три страны постепенно развивали свою артиллерию в количественном и качественном отношении, сумев достичь вполне приличного уровня.

Армии балтийских государств невелики. До недавнего времени каждая страна располагала одной регулярной бригадой и развитыми иррегулярными структурами ополчения (территориальной обороны). Рост напряжённости в Европе в 2014 году привёл к увеличению численности сухопутных войск Литвы, Латвии и Эстонии, формированию новых частей и перевооружению армий стран Балтии на более современные образцы.

Эстония

Подготовка к формированию первой после восстановления независимости артиллерийской части началась в 1996 году, когда при содействии военных советников из Финляндии была создана соответствующая рабочая группа. В сентябре 1997 года в Финляндии началась подготовка военнослужащих-артиллеристов, а в декабре отсюда же начались поставки матчасти. Всего до февраля 1998 года армия Эстонии получила 38 105-мм буксируемых гаубиц 105 Н 61-37. Это полевое орудие в своё время выпускалось фирмой «Тампелла» по лицензии «Бофорса» (140 единиц), а в 60-е годы прошлого века прошло модернизацию, получив ствол длиной 26 калибров, новый дульный тормоз и другие усовершенствования.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений эстонской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Гаубицы поступили в Артиллерийскую группу, сформированную 20 марта 1998 года путём реорганизации Отдельного Северного пехотного батальона, дислоцированного в небольшом городке Тапа (на севере Эстонии, примерно на полпути от Таллинна до границы с Россией). 1 февраля 2003 года группу подчинили командованию Учебного центра «Тапа». В том же году начались поставки новых орудий — 155-мм гаубиц FH-70, купленных в Германии в количестве 24 экземпляров. В 2008-2009 годах орудия Н 61-37 были заменены 122-мм гаубицами Д-30: 42 таких артсистемы передала Финляндия (они имеют финское обозначение 122 Н 63).

1 июля 2008 года Артиллерийскую группу передали в состав Северо-восточного регионального командования, а 1 января следующего года реорганизовали в Артиллерийский батальон (Suurtükiväepataljon). Наконец, 1 августа 2014 года его включили в состав 1-й пехотной бригады, ранее не имевшей собственной артиллерийской части. Все эти переподчинения и реорганизации не затронули места дислокации части.

Артиллерийская группа (впоследствии батальон) располагала значительным количеством сверхштатного вооружения. Эти излишки пригодились, когда 1 августа 2014 года на базе частей Южного регионального командования была сформирована 2-я пехотная бригада. Гарнизоном для неё стала военная база Таара в городе Выру (юго-восток Эстонии). Её артиллерийский батальон получил гаубицы Д-30, переданные из 1-й бригады. В настоящее время артбатальон 2-й бригады является кадрированной частью, а его полное развёртывание ожидается к 2022 году. Вероятно, к тому времени он получит гаубицы FH-70, поскольку артбатальон 1-й бригады в 2020 году должен получить южнокорейские 155-мм САУ К9 (Эстония заказала 12 таких самоходок с опционом ещё на дюжину).

Несколько слов стоит сказать о миномётном вооружении. Эстонская армия располагает изрядным количеством 120-мм миномётов 2Б11 советского производства (14 единиц) и шведских m/41D (165 единиц). Они находятся на складах, а в пехотных батальонах используются более современные 81-мм миномёты британского, американского и израильского производства.

Латвия

Эта страна, в отличие от Эстонии и Литвы, для формирования первой артиллерийской части использовало вооружение не «западного», а «восточного» образца, купив орудия в Чехии.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений латвийской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Адажи

Первая артиллерийская часть новой латвийской армии — артдивизион мотопехотной бригады – была сформирована 1 сентября 1996 года в посёлке Адажи. Для его укомплектования правительство страны приобрело у Чехии две дюжины 100-мм буксируемых пушек vz. 53. Эта система, весьма напоминающая советскую БС-3, использует унитарные боеприпасы, максимальная дальность стрельбы достигает 21 км.

В начале 2000-х годов сухопутные войска Латвии подверглись реорганизации и сокращению, в ходе которого в 2004 году артдивизион был расформирован. «Реанимация» армии, начавшаяся после 2014 года, привела и к воссозданию регулярной артиллерийской части. 11 декабря 2018 года на базе Адажи состоялась церемония вручения знамени артиллерийскому дивизиону 1-й мотопехотной бригады. Для этой части в апреле 2017 года Латвия приобрела в Австрии солидную партию артиллерийского вооружения, причем за смешные деньги — всего 6 млн евро. Поставки начались в октябре того же года.

В партию вошли 35 155-мм САУ М109А5Ö. Эти артсистемы американского производства в 1998-2007 годах были модернизированы, получив инерциальную навигационную систему (австрийской разработки), аппаратуру сопряжения с автоматизированной системой управления огнём артиллерии EAFLS (также австрийскую), гидропривод затвора и систему механизированного заряжания. Последняя позволяет в течение минуты выпустить серию из десяти снарядов.

Вместе с САУ были приобретены десять машин управления огнем ReStPz и две машины для подготовки механиков-водителей — все они переоборудованы из М109. Следует отметить, что все машины управления огнём и большинство САУ, поставленных в Латвию, — это даже не second-hand, a third-hand. Они переоборудованы из САУ, ранее купленных Австрией из запасов Британской Рейнской армии.

Даугавпилс

В 2004 году орудия vz. 53 передали ополчению (земессардзе), а конкретно — 34-му батальону, дислоцированному в Даугавпилсе. В настоящее время чешские орудия в списках вооружения латвийской армии уже не числятся, а 34-му батальону возвращён статус пехотного.

На вооружении земессардзе также состоят 120-мм миномёты m/41D. Имеется и некоторое количество более современных миномётов того же калибра GrW 86.

Для транспортировки 81-мм миномётов (британских L16 и их американских «клонов» М252) в ополчении используются пикапы «Шевроле», а в регулярных частях — гусеничные транспортёры Bv 206.

Литва

Если в случае с Эстонией «куратором» создания артиллерийской части являлась Финляндия, то для Литвы таким «куратором», обеспечившим поставку орудий и подготовку личного состава, стала Дания. Совместный проект под наименованием LITART реализовывался с января 2000 до февраля 2005 года.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений литовской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Рукла

В декабре 2000 года в городке Рукла в центральной части страны был сформирован артиллерийский батальон «Генерал Ромуалдас Гидрайтис», вошедший в состав единственной в то время регулярной бригады литовских сухопутных войск — 1-й механизированной бригады «Железный волк». Для его вооружения Дания передала 54 105-мм буксируемые гаубицы М101 американского производства (ещё 18 таких орудий в небоеспособном состоянии были переданы для разборки на запчасти).

В июне 2016 года в Руклу прибыли первые 155-мм САУ PzH 2000. Всего Литва приобрела у бундесвера 21 такую самоходку: 16 боевых, 2 учебные для подготовки механиков-водителей (с демонтированной артиллерийской частью) и 3 для разборки на запчасти. Планируется, что в 2019 году артиллерийский батальон «Генерал Ромуалдас Гидрайтис» достигнет полной боеготовности на новой матчасти.

Паюрис

Сверхштатное количество поставленных орудий пригодилось после 2014 года, когда Литва, как и другие страны Балтии, начала увеличение численности своих вооружённых сил. 1 января 2016 года была сформирована 2-я моторизованная бригада «Жемайтия». В её состав вошел артиллерийский батальон «Генерал Матиеус Печулунис», дислоцированный в посёлке Паюрис на западе страны.

Вильнюс

В марте 2017 года в Вильнюсе была сформирована лёгкая пехотная бригада «Аукштайтия» (резервная), основой для которой послужили войска территориальной обороны. Наряду с тремя пехотными батальонами и подразделениями обеспечения в её состав вошёл резервный артиллерийский батальон. В настоящее время артбатальоны бригад «Жемайтия» и «Аукштайтия» продолжают использовать видавшие виды гаубицы М101, но планируется их замена на американские 105-мм буксируемые орудия М119.

Миномётное вооружение литовских сухопутных войск представлено целым рядом образцов. Наиболее массовые среди них — самоходные миномёты М1064 (бронетранспортёры М113 со 120-мм миномётами «Тампелла»). В 2005-2006 годах Литва получила из Германии 42 такие самоходки, а в 2015 году они прошли модернизацию при помощи израильских фирм. Буксируемые (возимые) 120-мм миномёты представлены по крайней мере тремя различными моделями: советскими 2Б11 (20 единиц в 1999 году куплены у Болгарии), румынскими М1982 (18 единиц) и шведскими m/41D (22 единицы, поставленные Финляндией). Кроме того, имеются 60-мм миномёты американского, болгарского и польского производства (соответственно М19, М60 и LM-60).

Подводя итоги, отметим, что все три государства Балтии в последние годы несколько продвинулись в деле перевооружения артиллерии. Все они приступили к перевооружению артиллерийских частей самоходными системами, по финансовым соображениям отдав предпочтение «секонд-хэнду». Если Эстония и Литва выбрали весьма «продвинутые» САУ (К9 и PzH 2000 соответственно), то Латвия остановила свой выбор на более старых, хотя и модернизированных системах М109А5Ö. В итоге благодаря невысокой цене, она смогла приобрести больше самоходок, чем две другие страны вместе взятые. Это позволило Латвии полностью отказаться от устаревших буксируемых артсистем, в то время как в Эстонии продолжают служить гаубицы FH70 и Д-30, а в Литве — ещё более старые М101.

Литература

155-мм самоходная гаубица SP70

В 1963 году военные специалисты НАТО, учитывая роль артиллерии в современном бою. в также существовавшие в то время в армиях стран этого блока разнокалиберность и многотипность артиллерийских орудий, обилие разнотипных боеприпасов для каждого калибра, подписали соглашение об общих требованиях к перспективным буксируемым и самоходным орудиям, В соответствии с этим соглашением они должны иметь калибр 155 мм и максимальную дальность стрельбы 30 км. Кроме того, была достигнута договоренность в отношении стандартизации баллистических характеристик и обеспечения взаимозаменяемости новых 155-мм боеприпасов, которые будут выпускаться в ведущих странах НАТО.

В 1968 году Великобритания и ФРГ (через два года к ним присоединилась Италия) начали совместную разработку 155-мм буксируемой гаубицы FH70, которая в 1976-м была принята на вооружение. К началу 1984 года в артиллерийские части сухопутных войск стран-разработчиц поступило почти 600 таких орудий.

Обладая довольно высокими огневыми возможностями, буксируемая гаубица FH70, однако, не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к орудиям бригадной артиллерии в плане защищенности личного состава расчетов, боеготовности и подвижности, В связи с этим названные выше страны заключили в 1973 году новое соглашение – о совместном создании 155-мм самоходной гаубицы SP70. Межправительственный комитет по ее разработке образовал в Западной Германии объединенное конструкторское бюро, в которое вошли представители нескольких фирм, в том числе “Рейнметалл” (ФРГ) и “ОТО-Мелара” (Италия), а также специалисты английского научно-исследовательского центра по разработке вооружения. Бюро следующим образом распределило ответственность за создание, в затем и производство основных элементов гаубицы:
– Великобритания – башня, боеукладка, магазин для артснарядов, механизм поворота башни, прицельные приспособления, механизм подачи боеприпасов в башню
– Италия – вспомогательная энергоустановка (дизель мощностью 26 кВт с электрогенератором и гидронасосом) для обеспечения работы всех систем башни при неработающем основном двигателе, система питания основного двигателя, люлька и противооткатные устройства гаубицы, подъемный и уравновешивающий механизм
– Германия – гусеничное шасси с главной силовой установкой (без топливной системы), электрические и гидравлические системы, ствол, полуавтомат заряжания. сборка самоходных гаубиц, выпуск инструкции по их эксплуатации

При конструировании самоходной гаубицы бюро было обязано использовать метрическую систему мер, выдержать требования стандартов по ограничению габаритов на перевозки по железной дороге и веса для возможности движения ее по мостам класса грузоподъемности 50 т, а также обеспечить ведение огня имеющимися в НАТО обычными и ядерными боеприпасами. Для сокращения сроков и расходов на разработку SP70 было решено максимально использовать агрегаты, механизмы и узлы от уже созданных и серийно производимых систем оружия, в том числе гаубицы FH70, танков “Леопард” и боевой машины пехоты “Мардер”. На первом этапе, закончившемся в 1980 году, фирмы-разработчицы построили пять опытных образцов самоходной гаубицы, которые были подвергнуты интенсивным лабораторным и полигонным испытаниям. Почти все характеристики гаубицы SP70, за исключением скорострельности, оказались близкими к требуемым. После доработки механизма подачи боеприпасов и внесения некоторых изменений в конструкцию корпуса, противооткатных устройств и ряда других узлов было изготовлено еще десять опытных образцов, которые в 1J382 году прошли инженерные испытания по обширной программе в ФРГ, а в 1983-м – испытывались военнослужащими и представителями фирм на территории стран-разработчиц.

Конструктивно самоходная гаубица SP70 состоит из башни с вооружением и шасси. Башня кругового вращения сварена из пяти основных штампованных и катаных броневых листов алюминиевого сплава, защищающих экипаж от осколков снарядов и мин, а также от огня стрелкового оружия. Она установлена в средней части гусеничного шасси. Погон башни имеет герметизирующее уплотнение, что обеспечивает водонепроницаемость корпуса, а благодаря наличию фильтровентиляционной установки – защиту экипажа от воздействия радиоактивной пыли, химического и биологического оружия Толщина брони башни составляет около 50 мм. В передней части башни на цапфах с быстросъемными подшипниками установлена 155-мм гаубица, представляющая собой орудийную часть буксируемой гаубицы FH70 и имеющая одинаковые с ней баллистические характеристики, Автофретированный ствол рассчитан на максимальное давление пороховых газов около 3800 атм. Он имеет 48 нарезов постоянной крутизны с шагом равным 20 калибрам, снабжен двухкамерным дульным тормозом, уменьшающим примерно на 1/3 силу отката, и эжектором из армированной стекловолокном пластмассы (в отличие от ствола гаубицы FH70). Казенник навернут на трубу ствола с натягом. Общая длина ствола 6022 мм (почти 39 калибров), живучесть при стрельбе на полном (восьмом) заряде составляет 2500 выстрелов. Полуавтоматическим затвор с вертикальным перемещением клина имеет кольцевой обтюратор. Для облегчения герметизации боевого отделения гаубица снабжена цилиндрической люлькой, на правой стороне которой у казенной части прикреплен поворотный рычаг механизма заряжания с приемным лотком для снаряда. Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов отката, расположенных симметрично относительно ствола, и одного гидропневматического накатника. При стрельбе на всех углах возвышения они обеспечивают постоянную длину отката, равную 700 мм. Подъемный механизм орудия гидропневматический. Его цилиндр, прикрепленный своей проушиной к крыше башни, имеет отдельную камеру компенсационного механизма, автоматически обеспечивающего полную уравновешенность качающейся части орудия при любом угле возвышения, что способствует уменьшению рассеивания снарядов при стрельбе. Поворот башни при наведении орудия по азимуту осуществляется с помощью гидропривода. По окончании наводки, а также при выстреле и на марше башня автоматически стопорится многодисковым фрикционным тормозом. Управление поворотом орудия в обеих плоскостях наведения выполняется одной рукояткой через электросервоприводы, а при выходе их из строя – ручным аварийным приводом. В корме башни смонтированы трехрядный магазин на 32 снаряда, подаватель снарядов и девять цилиндрических контейнеров для пороховых (метательных) зарядов.

Из пяти членов экипажа в башне размещены четверо, из них трое – командир. наводчик и заряжающий № 1 – правее орудия. Перед командиром находятся цифровые отображающие устройства пульта управления наводкой орудия по углу возвышения и по азимуту, в также средства управления радиосвязью. Над сиденьем есть люк, через который командир имеет доступ к установленному на турели 7,62-мм пулемету для обстрела воздушных и наземных целей.

Наводчик располагается правее командира, Он имеет панорамный перископический прицел четырехкратного увеличения, используемый при стрельбе с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой применяется перископический прицел шестикратного увеличения. Заряжающий № 1 обслуживает магазин с артиллерийскими снарядами, устанавливая на них вручную взрыватели и управляя со специального пульта всем процессом заряжания гаубицы. По команде командира он нажимает на пульте кнопку с названием нужного снаряда. после чего подаватель автоматически извлекает из магазина снаряд указанного типа и помещает на приемный лоток, с которого досылатель отправляет его в зарядную камору. Достоинством полуавтоматического механизма заряжания гаубицы SP70 является то. что он не требует приведения ствола к какому-то фиксированному углу заряжания, а при выходе из строя электрогидравлического привода можно вести огонь, заряжая орудие вручную. К его недостаткам относится сравнительно малое быстродействие (скорострельность ограничена 6 выстр./мин).

На левой и правой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному входному люку, закрываемому бронированной дверью. Снаружи на передней части башни установлены два четырехствольных дымовых гранатомета, а на задней (кормовой) – шарнирный подъемно-подающий механизм с гидроприводом, предназначенный для пополнения боекомплекта. Сообщается, что при необходимости с его помощью можно вести огонь, получая снаряды не из магазина, а с грунта или с машины подвоза боеприпасов (подают два спешившихся члена экипажа), но при этом скорострельность снижается до 4 выстрелов в минуту. Для стрельбы из гаубицы SP70 применяются выстрелы с осколочно-фугасным, дымовым и осветительным снарядами, входящими в боекомплект буксируемой гаубицы FH70. Английский 155-мм осколочно-фугасный снаряд L15A1 по сравнению с американским М107 имеет большую длину (788 мм против 604 мм), лучшую аэродинамическую форму, а главное – значительно больший вес ВВ (11,3 кг), что увеличивает его эффективность почти в 2 раза. Германские дымовой DM105 и осветительный DM106 снаряды имеют одинаковые с L15A1 баллистические характеристики. Они снабжены дистанционными взрывателями. Четыре капсулы с гексохлорэтаном выталкиваются из корпуса дымового снаряда на высоте около 200 м. После их падения на землю образуется дымовое облако, сохраняющееся в течение примерно 4 мин. Осветительный состав снаряда DN106 отделяется от корпуса на высоте 600-800 м и, опускаясь на парашюте со скоростью 5 м/с, освещает участок местности диаметром до 800 м в течение примерно 1 минуты. В боекомплект SP70 планировалось ввести также активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд с дальностью стрельбы до 30 км. Для поражения бронированных целей, в том числе танков, возможно использование американских артиллерийских снарядов: управляемого М712 “Копперхэд” (с лазерной полуактивной головкой самонаведения) и кассетного М483А1, содержащего 88 кумулятивно-осколочных элементов. Из гаубицы можно вести огонь практически всеми 155-мм боеприпасами, имеющимися в армиях стран НАТО.

Читать еще:  Самоходная гаубица Ceasar (Франция)

Шасси самоходной гаубицы гусеничное, с задним расположением ведущих колес. Оно аналогично шасси западногерманского основного боевого танка “Леопард-1”,однако корпус сварен не из стальных, а из алюминиевых броневых листов. В качестве силовой установки используется восьмицилиндровый V-образный многотопливный дизельный двигатель МВ871 жидкостного охлаждении с турбонаддувом. Практически он представляет собой две трети 12-цилиндрового двигателя танка “Леопард-2” мощностью 1103 кВт (от этого танка взята и бортовая передача). Двигатель установлен в кормовой части корпуса в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и воздушными фильтрами. Разогрев его перед запуском в условиях низких температур производится от вспомогательной энергоустановки.

Ходовая часть шасси имеет по семь сдвоенных алюминиевых опорных катков и по четыре поддерживающих катка на сторону. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом. втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.

Самоходная гаубица SP70 по основным характеристикам превосходила все другие орудия калибра 155 мм, созданные в западных странах в то время, и являлась универсальной артиллерийской системой для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск, поражения бронированных и незащищенных целей, подавления и уничтожения артиллерии противника. Большая дальность стрельбы (до 30 км) позволяет располагать огневые позиции САУ SP70 на значительном удалении от переднего края и тем самым затрудняет противнику их обнаружение. С другой стороны, из этих орудий можно обстреливать цели, как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны противника, расстраивать боевые порядки его войск, сосредоточивать (без смены огневых позиций) огонь большого количества САУ по тому или иному важному объекту.

Сравнительно высокая скорострельность гаубицы дает возможность повысить эффективность внезапных огневых налетов, уничтожать большее количество целей в отведенное время, а также более действенно вести огонь прямой наводкой по движущимся целям. Последнему обстоятельству способствует и хорошая кучность стрельбы, которая благодаря более совершенной конструкции орудия и использованию новых прицельных систем примерно в 2 раза лучше, чем у других гаубиц аналогичного калибра.

Достоинством SP70 считается также относительно малое (всего несколько минут) время перевода ее из походного положения в боевое. Высокая подвижность дает возможность самоходной гаубице действовать в тесном взаимодействии с танковыми частями. Она может быстро покидать огневые позиции и занимать новые, выбирая их в наиболее удобных местах. Броневая защита самоходной гаубицы почти в 2 раза лучше, чем у американской САУ М109, что позволяет ей следовать непосредственно за своими наступающими войсками и выполнять боевые задачи под огнем противника. А наличие фильтровентиляционной установки обеспечивает действия на зараженной местности.

Серийное производство самоходной гаубицы SP70 планировалось начать с 1985 г., а поставки в сухопутные войска стран-разработчиц – в 1987 г. Всего намечалось выпустить около 640 единиц, из которых 400 предназначались для бундесвера. Но постоянно возраставшая стоимость самоходной гаубицы привела к уменьшению заказов на нее, а затем к замораживанию работ над SP70. Логическим завершением стал полный отказ от проекта.

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы SP70
Боевая масса, т 43,5
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении 10020
ширина 3500
высота по крыше башни 2800
клиренс 400
Бронирование, мм – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица с длиной ствола 39клб.; 7,62-мм пулемет; 2х4 дымовых гранатомета
Боекомплект: 32 выстрела, 4000 патронов
Максимальная дальность стрельбы, м:
обычным снарядом 24000
активно-реактивным 30000
Скорострельность, выстр./мин:
повышенная – 6
максимальная – 3 за 10 с
Двигатель “Даймлер-Бенц” MB 871, 8-цилиндровый, V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения, мощность 735 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 68
Запас хода по шоссе, км 420

Артиллерия стран Балтии

Три страны Балтии прошли во многом схожий путь развития своей артиллерии. Начав процесс выхода из СССР ещё до его окончательного распада, они не претендовали на наследие советской армии. Строительство собственных вооружённых сил Литва, Латвия и Эстония начинали с нуля, и этот процесс занял длительное время. Используя различный «секонд-хэнд», все три страны постепенно развивали свою артиллерию в количественном и качественном отношении, сумев достичь вполне приличного уровня.

Армии балтийских государств невелики. До недавнего времени каждая страна располагала одной регулярной бригадой и развитыми иррегулярными структурами ополчения (территориальной обороны). Рост напряжённости в Европе в 2014 году привёл к увеличению численности сухопутных войск Литвы, Латвии и Эстонии, формированию новых частей и перевооружению армий стран Балтии на более современные образцы.

Эстония

Подготовка к формированию первой после восстановления независимости артиллерийской части началась в 1996 году, когда при содействии военных советников из Финляндии была создана соответствующая рабочая группа. В сентябре 1997 года в Финляндии началась подготовка военнослужащих-артиллеристов, а в декабре отсюда же начались поставки матчасти. Всего до февраля 1998 года армия Эстонии получила 38 105-мм буксируемых гаубиц 105 Н 61-37. Это полевое орудие в своё время выпускалось фирмой «Тампелла» по лицензии «Бофорса» (140 единиц), а в 60-е годы прошлого века прошло модернизацию, получив ствол длиной 26 калибров, новый дульный тормоз и другие усовершенствования.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений эстонской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Гаубицы поступили в Артиллерийскую группу, сформированную 20 марта 1998 года путём реорганизации Отдельного Северного пехотного батальона, дислоцированного в небольшом городке Тапа (на севере Эстонии, примерно на полпути от Таллинна до границы с Россией). 1 февраля 2003 года группу подчинили командованию Учебного центра «Тапа». В том же году начались поставки новых орудий — 155-мм гаубиц FH-70, купленных в Германии в количестве 24 экземпляров. В 2008-2009 годах орудия Н 61-37 были заменены 122-мм гаубицами Д-30: 42 таких артсистемы передала Финляндия (они имеют финское обозначение 122 Н 63).

1 июля 2008 года Артиллерийскую группу передали в состав Северо-восточного регионального командования, а 1 января следующего года реорганизовали в Артиллерийский батальон (Suurtükiväepataljon). Наконец, 1 августа 2014 года его включили в состав 1-й пехотной бригады, ранее не имевшей собственной артиллерийской части. Все эти переподчинения и реорганизации не затронули места дислокации части.

Артиллерийская группа (впоследствии батальон) располагала значительным количеством сверхштатного вооружения. Эти излишки пригодились, когда 1 августа 2014 года на базе частей Южного регионального командования была сформирована 2-я пехотная бригада. Гарнизоном для неё стала военная база Таара в городе Выру (юго-восток Эстонии). Её артиллерийский батальон получил гаубицы Д-30, переданные из 1-й бригады. В настоящее время артбатальон 2-й бригады является кадрированной частью, а его полное развёртывание ожидается к 2022 году. Вероятно, к тому времени он получит гаубицы FH-70, поскольку артбатальон 1-й бригады в 2020 году должен получить южнокорейские 155-мм САУ К9 (Эстония заказала 12 таких самоходок с опционом ещё на дюжину).

Несколько слов стоит сказать о миномётном вооружении. Эстонская армия располагает изрядным количеством 120-мм миномётов 2Б11 советского производства (14 единиц) и шведских m/41D (165 единиц). Они находятся на складах, а в пехотных батальонах используются более современные 81-мм миномёты британского, американского и израильского производства.

Латвия

Эта страна, в отличие от Эстонии и Литвы, для формирования первой артиллерийской части использовало вооружение не «западного», а «восточного» образца, купив орудия в Чехии.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений латвийской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Адажи

Первая артиллерийская часть новой латвийской армии — артдивизион мотопехотной бригады – была сформирована 1 сентября 1996 года в посёлке Адажи. Для его укомплектования правительство страны приобрело у Чехии две дюжины 100-мм буксируемых пушек vz. 53. Эта система, весьма напоминающая советскую БС-3, использует унитарные боеприпасы, максимальная дальность стрельбы достигает 21 км.

В начале 2000-х годов сухопутные войска Латвии подверглись реорганизации и сокращению, в ходе которого в 2004 году артдивизион был расформирован. «Реанимация» армии, начавшаяся после 2014 года, привела и к воссозданию регулярной артиллерийской части. 11 декабря 2018 года на базе Адажи состоялась церемония вручения знамени артиллерийскому дивизиону 1-й мотопехотной бригады. Для этой части в апреле 2017 года Латвия приобрела в Австрии солидную партию артиллерийского вооружения, причем за смешные деньги — всего 6 млн евро. Поставки начались в октябре того же года.

В партию вошли 35 155-мм САУ М109А5Ö. Эти артсистемы американского производства в 1998-2007 годах были модернизированы, получив инерциальную навигационную систему (австрийской разработки), аппаратуру сопряжения с автоматизированной системой управления огнём артиллерии EAFLS (также австрийскую), гидропривод затвора и систему механизированного заряжания. Последняя позволяет в течение минуты выпустить серию из десяти снарядов.

Вместе с САУ были приобретены десять машин управления огнем ReStPz и две машины для подготовки механиков-водителей — все они переоборудованы из М109. Следует отметить, что все машины управления огнём и большинство САУ, поставленных в Латвию, — это даже не second-hand, a third-hand. Они переоборудованы из САУ, ранее купленных Австрией из запасов Британской Рейнской армии.

Даугавпилс

В 2004 году орудия vz. 53 передали ополчению (земессардзе), а конкретно — 34-му батальону, дислоцированному в Даугавпилсе. В настоящее время чешские орудия в списках вооружения латвийской армии уже не числятся, а 34-му батальону возвращён статус пехотного.

На вооружении земессардзе также состоят 120-мм миномёты m/41D. Имеется и некоторое количество более современных миномётов того же калибра GrW 86.

Для транспортировки 81-мм миномётов (британских L16 и их американских «клонов» М252) в ополчении используются пикапы «Шевроле», а в регулярных частях — гусеничные транспортёры Bv 206.

Литва

Если в случае с Эстонией «куратором» создания артиллерийской части являлась Финляндия, то для Литвы таким «куратором», обеспечившим поставку орудий и подготовку личного состава, стала Дания. Совместный проект под наименованием LITART реализовывался с января 2000 до февраля 2005 года.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений литовской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Рукла

В декабре 2000 года в городке Рукла в центральной части страны был сформирован артиллерийский батальон «Генерал Ромуалдас Гидрайтис», вошедший в состав единственной в то время регулярной бригады литовских сухопутных войск — 1-й механизированной бригады «Железный волк». Для его вооружения Дания передала 54 105-мм буксируемые гаубицы М101 американского производства (ещё 18 таких орудий в небоеспособном состоянии были переданы для разборки на запчасти).

В июне 2016 года в Руклу прибыли первые 155-мм САУ PzH 2000. Всего Литва приобрела у бундесвера 21 такую самоходку: 16 боевых, 2 учебные для подготовки механиков-водителей (с демонтированной артиллерийской частью) и 3 для разборки на запчасти. Планируется, что в 2019 году артиллерийский батальон «Генерал Ромуалдас Гидрайтис» достигнет полной боеготовности на новой матчасти.

Паюрис

Сверхштатное количество поставленных орудий пригодилось после 2014 года, когда Литва, как и другие страны Балтии, начала увеличение численности своих вооружённых сил. 1 января 2016 года была сформирована 2-я моторизованная бригада «Жемайтия». В её состав вошел артиллерийский батальон «Генерал Матиеус Печулунис», дислоцированный в посёлке Паюрис на западе страны.

Вильнюс

В марте 2017 года в Вильнюсе была сформирована лёгкая пехотная бригада «Аукштайтия» (резервная), основой для которой послужили войска территориальной обороны. Наряду с тремя пехотными батальонами и подразделениями обеспечения в её состав вошёл резервный артиллерийский батальон. В настоящее время артбатальоны бригад «Жемайтия» и «Аукштайтия» продолжают использовать видавшие виды гаубицы М101, но планируется их замена на американские 105-мм буксируемые орудия М119.

Миномётное вооружение литовских сухопутных войск представлено целым рядом образцов. Наиболее массовые среди них — самоходные миномёты М1064 (бронетранспортёры М113 со 120-мм миномётами «Тампелла»). В 2005-2006 годах Литва получила из Германии 42 такие самоходки, а в 2015 году они прошли модернизацию при помощи израильских фирм. Буксируемые (возимые) 120-мм миномёты представлены по крайней мере тремя различными моделями: советскими 2Б11 (20 единиц в 1999 году куплены у Болгарии), румынскими М1982 (18 единиц) и шведскими m/41D (22 единицы, поставленные Финляндией). Кроме того, имеются 60-мм миномёты американского, болгарского и польского производства (соответственно М19, М60 и LM-60).

Подводя итоги, отметим, что все три государства Балтии в последние годы несколько продвинулись в деле перевооружения артиллерии. Все они приступили к перевооружению артиллерийских частей самоходными системами, по финансовым соображениям отдав предпочтение «секонд-хэнду». Если Эстония и Литва выбрали весьма «продвинутые» САУ (К9 и PzH 2000 соответственно), то Латвия остановила свой выбор на более старых, хотя и модернизированных системах М109А5Ö. В итоге благодаря невысокой цене, она смогла приобрести больше самоходок, чем две другие страны вместе взятые. Это позволило Латвии полностью отказаться от устаревших буксируемых артсистем, в то время как в Эстонии продолжают служить гаубицы FH70 и Д-30, а в Литве — ещё более старые М101.

Операторы

Текущие операторы

  • Эстония — 24
  • Италия — 162
  • Япония — 480 Построен по лицензии с использованием боеприпасов Japan Steel Works , также использовался в конструкции японской САУ.
  • Ливан — Действующий номер неизвестен.
  • Марокко — 30
  • Нидерланды — 15 в военном резерве
  • Оман — 12
  • Саудовская Аравия — 72

Бывшие операторы

  • Германия — 150 как FH155-1 (Field Howitzer 155mm Mk1). Последняя часть (225-й горно-артиллерийский дивизион) преобразована в гусеничную артиллерию в 2002 году.
  • Малайзия — 15 единиц.
  • Великобритания — 67 (как гаубица 155 мм L121 с артиллерийским вооружением 155 мм L22 на лафете 155 мм L13 на вооружении ТА до 1999 г.).

Литература

155-мм самоходная гаубица SP70

В 1963 году военные специалисты НАТО, учитывая роль артиллерии в современном бою. в также существовавшие в то время в армиях стран этого блока разнокалиберность и многотипность артиллерийских орудий, обилие разнотипных боеприпасов для каждого калибра, подписали соглашение об общих требованиях к перспективным буксируемым и самоходным орудиям, В соответствии с этим соглашением они должны иметь калибр 155 мм и максимальную дальность стрельбы 30 км. Кроме того, была достигнута договоренность в отношении стандартизации баллистических характеристик и обеспечения взаимозаменяемости новых 155-мм боеприпасов, которые будут выпускаться в ведущих странах НАТО.

В 1968 году Великобритания и ФРГ (через два года к ним присоединилась Италия) начали совместную разработку 155-мм буксируемой гаубицы FH70, которая в 1976-м была принята на вооружение. К началу 1984 года в артиллерийские части сухопутных войск стран-разработчиц поступило почти 600 таких орудий.

Обладая довольно высокими огневыми возможностями, буксируемая гаубица FH70, однако, не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к орудиям бригадной артиллерии в плане защищенности личного состава расчетов, боеготовности и подвижности, В связи с этим названные выше страны заключили в 1973 году новое соглашение – о совместном создании 155-мм самоходной гаубицы SP70. Межправительственный комитет по ее разработке образовал в Западной Германии объединенное конструкторское бюро, в которое вошли представители нескольких фирм, в том числе “Рейнметалл” (ФРГ) и “ОТО-Мелара” (Италия), а также специалисты английского научно-исследовательского центра по разработке вооружения. Бюро следующим образом распределило ответственность за создание, в затем и производство основных элементов гаубицы:
– Великобритания – башня, боеукладка, магазин для артснарядов, механизм поворота башни, прицельные приспособления, механизм подачи боеприпасов в башню
– Италия – вспомогательная энергоустановка (дизель мощностью 26 кВт с электрогенератором и гидронасосом) для обеспечения работы всех систем башни при неработающем основном двигателе, система питания основного двигателя, люлька и противооткатные устройства гаубицы, подъемный и уравновешивающий механизм
– Германия – гусеничное шасси с главной силовой установкой (без топливной системы), электрические и гидравлические системы, ствол, полуавтомат заряжания. сборка самоходных гаубиц, выпуск инструкции по их эксплуатации

При конструировании самоходной гаубицы бюро было обязано использовать метрическую систему мер, выдержать требования стандартов по ограничению габаритов на перевозки по железной дороге и веса для возможности движения ее по мостам класса грузоподъемности 50 т, а также обеспечить ведение огня имеющимися в НАТО обычными и ядерными боеприпасами. Для сокращения сроков и расходов на разработку SP70 было решено максимально использовать агрегаты, механизмы и узлы от уже созданных и серийно производимых систем оружия, в том числе гаубицы FH70, танков “Леопард” и боевой машины пехоты “Мардер”. На первом этапе, закончившемся в 1980 году, фирмы-разработчицы построили пять опытных образцов самоходной гаубицы, которые были подвергнуты интенсивным лабораторным и полигонным испытаниям. Почти все характеристики гаубицы SP70, за исключением скорострельности, оказались близкими к требуемым. После доработки механизма подачи боеприпасов и внесения некоторых изменений в конструкцию корпуса, противооткатных устройств и ряда других узлов было изготовлено еще десять опытных образцов, которые в 1J382 году прошли инженерные испытания по обширной программе в ФРГ, а в 1983-м – испытывались военнослужащими и представителями фирм на территории стран-разработчиц.

Читать еще:  Базовые навыки выживания в природе. Теория и практика

Конструктивно самоходная гаубица SP70 состоит из башни с вооружением и шасси. Башня кругового вращения сварена из пяти основных штампованных и катаных броневых листов алюминиевого сплава, защищающих экипаж от осколков снарядов и мин, а также от огня стрелкового оружия. Она установлена в средней части гусеничного шасси. Погон башни имеет герметизирующее уплотнение, что обеспечивает водонепроницаемость корпуса, а благодаря наличию фильтровентиляционной установки – защиту экипажа от воздействия радиоактивной пыли, химического и биологического оружия Толщина брони башни составляет около 50 мм. В передней части башни на цапфах с быстросъемными подшипниками установлена 155-мм гаубица, представляющая собой орудийную часть буксируемой гаубицы FH70 и имеющая одинаковые с ней баллистические характеристики, Автофретированный ствол рассчитан на максимальное давление пороховых газов около 3800 атм. Он имеет 48 нарезов постоянной крутизны с шагом равным 20 калибрам, снабжен двухкамерным дульным тормозом, уменьшающим примерно на 1/3 силу отката, и эжектором из армированной стекловолокном пластмассы (в отличие от ствола гаубицы FH70). Казенник навернут на трубу ствола с натягом. Общая длина ствола 6022 мм (почти 39 калибров), живучесть при стрельбе на полном (восьмом) заряде составляет 2500 выстрелов. Полуавтоматическим затвор с вертикальным перемещением клина имеет кольцевой обтюратор. Для облегчения герметизации боевого отделения гаубица снабжена цилиндрической люлькой, на правой стороне которой у казенной части прикреплен поворотный рычаг механизма заряжания с приемным лотком для снаряда. Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов отката, расположенных симметрично относительно ствола, и одного гидропневматического накатника. При стрельбе на всех углах возвышения они обеспечивают постоянную длину отката, равную 700 мм. Подъемный механизм орудия гидропневматический. Его цилиндр, прикрепленный своей проушиной к крыше башни, имеет отдельную камеру компенсационного механизма, автоматически обеспечивающего полную уравновешенность качающейся части орудия при любом угле возвышения, что способствует уменьшению рассеивания снарядов при стрельбе. Поворот башни при наведении орудия по азимуту осуществляется с помощью гидропривода. По окончании наводки, а также при выстреле и на марше башня автоматически стопорится многодисковым фрикционным тормозом. Управление поворотом орудия в обеих плоскостях наведения выполняется одной рукояткой через электросервоприводы, а при выходе их из строя – ручным аварийным приводом. В корме башни смонтированы трехрядный магазин на 32 снаряда, подаватель снарядов и девять цилиндрических контейнеров для пороховых (метательных) зарядов.

Из пяти членов экипажа в башне размещены четверо, из них трое – командир. наводчик и заряжающий № 1 – правее орудия. Перед командиром находятся цифровые отображающие устройства пульта управления наводкой орудия по углу возвышения и по азимуту, в также средства управления радиосвязью. Над сиденьем есть люк, через который командир имеет доступ к установленному на турели 7,62-мм пулемету для обстрела воздушных и наземных целей.

Наводчик располагается правее командира, Он имеет панорамный перископический прицел четырехкратного увеличения, используемый при стрельбе с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой применяется перископический прицел шестикратного увеличения. Заряжающий № 1 обслуживает магазин с артиллерийскими снарядами, устанавливая на них вручную взрыватели и управляя со специального пульта всем процессом заряжания гаубицы. По команде командира он нажимает на пульте кнопку с названием нужного снаряда. после чего подаватель автоматически извлекает из магазина снаряд указанного типа и помещает на приемный лоток, с которого досылатель отправляет его в зарядную камору. Достоинством полуавтоматического механизма заряжания гаубицы SP70 является то. что он не требует приведения ствола к какому-то фиксированному углу заряжания, а при выходе из строя электрогидравлического привода можно вести огонь, заряжая орудие вручную. К его недостаткам относится сравнительно малое быстродействие (скорострельность ограничена 6 выстр./мин).

На левой и правой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному входному люку, закрываемому бронированной дверью. Снаружи на передней части башни установлены два четырехствольных дымовых гранатомета, а на задней (кормовой) – шарнирный подъемно-подающий механизм с гидроприводом, предназначенный для пополнения боекомплекта. Сообщается, что при необходимости с его помощью можно вести огонь, получая снаряды не из магазина, а с грунта или с машины подвоза боеприпасов (подают два спешившихся члена экипажа), но при этом скорострельность снижается до 4 выстрелов в минуту. Для стрельбы из гаубицы SP70 применяются выстрелы с осколочно-фугасным, дымовым и осветительным снарядами, входящими в боекомплект буксируемой гаубицы FH70. Английский 155-мм осколочно-фугасный снаряд L15A1 по сравнению с американским М107 имеет большую длину (788 мм против 604 мм), лучшую аэродинамическую форму, а главное – значительно больший вес ВВ (11,3 кг), что увеличивает его эффективность почти в 2 раза. Германские дымовой DM105 и осветительный DM106 снаряды имеют одинаковые с L15A1 баллистические характеристики. Они снабжены дистанционными взрывателями. Четыре капсулы с гексохлорэтаном выталкиваются из корпуса дымового снаряда на высоте около 200 м. После их падения на землю образуется дымовое облако, сохраняющееся в течение примерно 4 мин. Осветительный состав снаряда DN106 отделяется от корпуса на высоте 600-800 м и, опускаясь на парашюте со скоростью 5 м/с, освещает участок местности диаметром до 800 м в течение примерно 1 минуты. В боекомплект SP70 планировалось ввести также активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд с дальностью стрельбы до 30 км. Для поражения бронированных целей, в том числе танков, возможно использование американских артиллерийских снарядов: управляемого М712 “Копперхэд” (с лазерной полуактивной головкой самонаведения) и кассетного М483А1, содержащего 88 кумулятивно-осколочных элементов. Из гаубицы можно вести огонь практически всеми 155-мм боеприпасами, имеющимися в армиях стран НАТО.

Шасси самоходной гаубицы гусеничное, с задним расположением ведущих колес. Оно аналогично шасси западногерманского основного боевого танка “Леопард-1”,однако корпус сварен не из стальных, а из алюминиевых броневых листов. В качестве силовой установки используется восьмицилиндровый V-образный многотопливный дизельный двигатель МВ871 жидкостного охлаждении с турбонаддувом. Практически он представляет собой две трети 12-цилиндрового двигателя танка “Леопард-2” мощностью 1103 кВт (от этого танка взята и бортовая передача). Двигатель установлен в кормовой части корпуса в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и воздушными фильтрами. Разогрев его перед запуском в условиях низких температур производится от вспомогательной энергоустановки.

Ходовая часть шасси имеет по семь сдвоенных алюминиевых опорных катков и по четыре поддерживающих катка на сторону. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом. втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.

Самоходная гаубица SP70 по основным характеристикам превосходила все другие орудия калибра 155 мм, созданные в западных странах в то время, и являлась универсальной артиллерийской системой для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск, поражения бронированных и незащищенных целей, подавления и уничтожения артиллерии противника. Большая дальность стрельбы (до 30 км) позволяет располагать огневые позиции САУ SP70 на значительном удалении от переднего края и тем самым затрудняет противнику их обнаружение. С другой стороны, из этих орудий можно обстреливать цели, как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны противника, расстраивать боевые порядки его войск, сосредоточивать (без смены огневых позиций) огонь большого количества САУ по тому или иному важному объекту.

Сравнительно высокая скорострельность гаубицы дает возможность повысить эффективность внезапных огневых налетов, уничтожать большее количество целей в отведенное время, а также более действенно вести огонь прямой наводкой по движущимся целям. Последнему обстоятельству способствует и хорошая кучность стрельбы, которая благодаря более совершенной конструкции орудия и использованию новых прицельных систем примерно в 2 раза лучше, чем у других гаубиц аналогичного калибра.

Достоинством SP70 считается также относительно малое (всего несколько минут) время перевода ее из походного положения в боевое. Высокая подвижность дает возможность самоходной гаубице действовать в тесном взаимодействии с танковыми частями. Она может быстро покидать огневые позиции и занимать новые, выбирая их в наиболее удобных местах. Броневая защита самоходной гаубицы почти в 2 раза лучше, чем у американской САУ М109, что позволяет ей следовать непосредственно за своими наступающими войсками и выполнять боевые задачи под огнем противника. А наличие фильтровентиляционной установки обеспечивает действия на зараженной местности.

Серийное производство самоходной гаубицы SP70 планировалось начать с 1985 г., а поставки в сухопутные войска стран-разработчиц – в 1987 г. Всего намечалось выпустить около 640 единиц, из которых 400 предназначались для бундесвера. Но постоянно возраставшая стоимость самоходной гаубицы привела к уменьшению заказов на нее, а затем к замораживанию работ над SP70. Логическим завершением стал полный отказ от проекта.

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы SP70
Боевая масса, т 43,5
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении 10020
ширина 3500
высота по крыше башни 2800
клиренс 400
Бронирование, мм – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица с длиной ствола 39клб.; 7,62-мм пулемет; 2х4 дымовых гранатомета
Боекомплект: 32 выстрела, 4000 патронов
Максимальная дальность стрельбы, м:
обычным снарядом 24000
активно-реактивным 30000
Скорострельность, выстр./мин:
повышенная – 6
максимальная – 3 за 10 с
Двигатель “Даймлер-Бенц” MB 871, 8-цилиндровый, V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения, мощность 735 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 68
Запас хода по шоссе, км 420

дизайн

FH70 имел несколько интересных функций, в том числе:

  • казенник с вертикальным скользящим блоком , обеспечивающий обтурацию и содержащий магазин для капсюлей с 12 капсюлями (аналогичный казенник был установлен на немецкий M109G)
  • взрыв огня
  • бортовой двигатель Volkswagen объемом 1700 куб. см для питания гидравлики и помощи при приведении в действие и выключении орудия (с резервным ручным насосом), а также для перемещения орудия до 20 км на малой скорости без буксировки артиллерийским тягачом
  • электронный дисплей данных стрельбы, получающий данные от обычных в остальном азимутальных и вертикальных прицелов.

Длина ствола 39 калибров , максимальная стандартная начальная скорость снаряда 827 м / с. У него был дульный тормоз с КПД 32%.

Другие традиционные особенности включали разделенный след и подошву поворотной платформы. Первоначально он помогал загрузке, но стал одним из первых пользователей тарана. В соответствии с давней практикой в ​​Великобритании, здесь использовалась укладка одним человеком. Все это означало, что орудие могло эксплуатироваться минимальным отрядом из 4 человек (командир, эшелон и 2 заряжающих). Скорострельность очередей составляла 3 выстрела за 15 секунд. Он также был оснащен телескопом для прямой наводки.

При эксплуатации обнаружился ряд конструктивных недостатков. Оборудование было введено в полную эксплуатацию в Великобритании в 1980 году. Стало ясно, что существуют значительные трудности с системой подачи через трубку в любых условиях, кроме идеальных. 1-й полк RHA, подразделение, проводившее войсковые испытания, разработало свои собственные процедуры для решения этих проблем, связанных с загрязнением пылью, и этот процесс со временем стал установлен в официальных руководствах. Что еще более важно, след орудия оказался слабым в точке, где возникала максимальная нагрузка при буксировке оборудования; в результате в 1987 году были произведены работы по модификации британских орудий. Постоянно возникали проблемы с трансмиссией на ВСУ VW Flat-4, а гидравлическая система всегда была уязвима для очевидных проблем, создаваемых внешним небронированным корпусом в бою. условия. Кроме того, несущая конструкция сложного циферблатного прицела была уязвима для повреждений.

Артиллерия стран Балтии

Три страны Балтии прошли во многом схожий путь развития своей артиллерии. Начав процесс выхода из СССР ещё до его окончательного распада, они не претендовали на наследие советской армии. Строительство собственных вооружённых сил Литва, Латвия и Эстония начинали с нуля, и этот процесс занял длительное время. Используя различный «секонд-хэнд», все три страны постепенно развивали свою артиллерию в количественном и качественном отношении, сумев достичь вполне приличного уровня.

Армии балтийских государств невелики. До недавнего времени каждая страна располагала одной регулярной бригадой и развитыми иррегулярными структурами ополчения (территориальной обороны). Рост напряжённости в Европе в 2014 году привёл к увеличению численности сухопутных войск Литвы, Латвии и Эстонии, формированию новых частей и перевооружению армий стран Балтии на более современные образцы.

Эстония

Подготовка к формированию первой после восстановления независимости артиллерийской части началась в 1996 году, когда при содействии военных советников из Финляндии была создана соответствующая рабочая группа. В сентябре 1997 года в Финляндии началась подготовка военнослужащих-артиллеристов, а в декабре отсюда же начались поставки матчасти. Всего до февраля 1998 года армия Эстонии получила 38 105-мм буксируемых гаубиц 105 Н 61-37. Это полевое орудие в своё время выпускалось фирмой «Тампелла» по лицензии «Бофорса» (140 единиц), а в 60-е годы прошлого века прошло модернизацию, получив ствол длиной 26 калибров, новый дульный тормоз и другие усовершенствования.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений эстонской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Гаубицы поступили в Артиллерийскую группу, сформированную 20 марта 1998 года путём реорганизации Отдельного Северного пехотного батальона, дислоцированного в небольшом городке Тапа (на севере Эстонии, примерно на полпути от Таллинна до границы с Россией). 1 февраля 2003 года группу подчинили командованию Учебного центра «Тапа». В том же году начались поставки новых орудий — 155-мм гаубиц FH-70, купленных в Германии в количестве 24 экземпляров. В 2008-2009 годах орудия Н 61-37 были заменены 122-мм гаубицами Д-30: 42 таких артсистемы передала Финляндия (они имеют финское обозначение 122 Н 63).

1 июля 2008 года Артиллерийскую группу передали в состав Северо-восточного регионального командования, а 1 января следующего года реорганизовали в Артиллерийский батальон (Suurtükiväepataljon). Наконец, 1 августа 2014 года его включили в состав 1-й пехотной бригады, ранее не имевшей собственной артиллерийской части. Все эти переподчинения и реорганизации не затронули места дислокации части.

Артиллерийская группа (впоследствии батальон) располагала значительным количеством сверхштатного вооружения. Эти излишки пригодились, когда 1 августа 2014 года на базе частей Южного регионального командования была сформирована 2-я пехотная бригада. Гарнизоном для неё стала военная база Таара в городе Выру (юго-восток Эстонии). Её артиллерийский батальон получил гаубицы Д-30, переданные из 1-й бригады. В настоящее время артбатальон 2-й бригады является кадрированной частью, а его полное развёртывание ожидается к 2022 году. Вероятно, к тому времени он получит гаубицы FH-70, поскольку артбатальон 1-й бригады в 2020 году должен получить южнокорейские 155-мм САУ К9 (Эстония заказала 12 таких самоходок с опционом ещё на дюжину).

Несколько слов стоит сказать о миномётном вооружении. Эстонская армия располагает изрядным количеством 120-мм миномётов 2Б11 советского производства (14 единиц) и шведских m/41D (165 единиц). Они находятся на складах, а в пехотных батальонах используются более современные 81-мм миномёты британского, американского и израильского производства.

Латвия

Эта страна, в отличие от Эстонии и Литвы, для формирования первой артиллерийской части использовало вооружение не «западного», а «восточного» образца, купив орудия в Чехии.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений латвийской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Адажи

Первая артиллерийская часть новой латвийской армии — артдивизион мотопехотной бригады – была сформирована 1 сентября 1996 года в посёлке Адажи. Для его укомплектования правительство страны приобрело у Чехии две дюжины 100-мм буксируемых пушек vz. 53. Эта система, весьма напоминающая советскую БС-3, использует унитарные боеприпасы, максимальная дальность стрельбы достигает 21 км.

В начале 2000-х годов сухопутные войска Латвии подверглись реорганизации и сокращению, в ходе которого в 2004 году артдивизион был расформирован. «Реанимация» армии, начавшаяся после 2014 года, привела и к воссозданию регулярной артиллерийской части. 11 декабря 2018 года на базе Адажи состоялась церемония вручения знамени артиллерийскому дивизиону 1-й мотопехотной бригады. Для этой части в апреле 2017 года Латвия приобрела в Австрии солидную партию артиллерийского вооружения, причем за смешные деньги — всего 6 млн евро. Поставки начались в октябре того же года.

В партию вошли 35 155-мм САУ М109А5Ö. Эти артсистемы американского производства в 1998-2007 годах были модернизированы, получив инерциальную навигационную систему (австрийской разработки), аппаратуру сопряжения с автоматизированной системой управления огнём артиллерии EAFLS (также австрийскую), гидропривод затвора и систему механизированного заряжания. Последняя позволяет в течение минуты выпустить серию из десяти снарядов.

Вместе с САУ были приобретены десять машин управления огнем ReStPz и две машины для подготовки механиков-водителей — все они переоборудованы из М109. Следует отметить, что все машины управления огнём и большинство САУ, поставленных в Латвию, — это даже не second-hand, a third-hand. Они переоборудованы из САУ, ранее купленных Австрией из запасов Британской Рейнской армии.

Читать еще:  Самоходная гаубица G-5 (ЮАР)

Даугавпилс

В 2004 году орудия vz. 53 передали ополчению (земессардзе), а конкретно — 34-му батальону, дислоцированному в Даугавпилсе. В настоящее время чешские орудия в списках вооружения латвийской армии уже не числятся, а 34-му батальону возвращён статус пехотного.

На вооружении земессардзе также состоят 120-мм миномёты m/41D. Имеется и некоторое количество более современных миномётов того же калибра GrW 86.

Для транспортировки 81-мм миномётов (британских L16 и их американских «клонов» М252) в ополчении используются пикапы «Шевроле», а в регулярных частях — гусеничные транспортёры Bv 206.

Литва

Если в случае с Эстонией «куратором» создания артиллерийской части являлась Финляндия, то для Литвы таким «куратором», обеспечившим поставку орудий и подготовку личного состава, стала Дания. Совместный проект под наименованием LITART реализовывался с января 2000 до февраля 2005 года.

Ниже представлена интерактивная карта, на которой маркерами обозначены пункты дислокации артиллерийских подразделений литовской армии. При клике на маркер откроется информация о соответствующем формировании.

Рукла

В декабре 2000 года в городке Рукла в центральной части страны был сформирован артиллерийский батальон «Генерал Ромуалдас Гидрайтис», вошедший в состав единственной в то время регулярной бригады литовских сухопутных войск — 1-й механизированной бригады «Железный волк». Для его вооружения Дания передала 54 105-мм буксируемые гаубицы М101 американского производства (ещё 18 таких орудий в небоеспособном состоянии были переданы для разборки на запчасти).

В июне 2016 года в Руклу прибыли первые 155-мм САУ PzH 2000. Всего Литва приобрела у бундесвера 21 такую самоходку: 16 боевых, 2 учебные для подготовки механиков-водителей (с демонтированной артиллерийской частью) и 3 для разборки на запчасти. Планируется, что в 2019 году артиллерийский батальон «Генерал Ромуалдас Гидрайтис» достигнет полной боеготовности на новой матчасти.

Паюрис

Сверхштатное количество поставленных орудий пригодилось после 2014 года, когда Литва, как и другие страны Балтии, начала увеличение численности своих вооружённых сил. 1 января 2016 года была сформирована 2-я моторизованная бригада «Жемайтия». В её состав вошел артиллерийский батальон «Генерал Матиеус Печулунис», дислоцированный в посёлке Паюрис на западе страны.

Вильнюс

В марте 2017 года в Вильнюсе была сформирована лёгкая пехотная бригада «Аукштайтия» (резервная), основой для которой послужили войска территориальной обороны. Наряду с тремя пехотными батальонами и подразделениями обеспечения в её состав вошёл резервный артиллерийский батальон. В настоящее время артбатальоны бригад «Жемайтия» и «Аукштайтия» продолжают использовать видавшие виды гаубицы М101, но планируется их замена на американские 105-мм буксируемые орудия М119.

Миномётное вооружение литовских сухопутных войск представлено целым рядом образцов. Наиболее массовые среди них — самоходные миномёты М1064 (бронетранспортёры М113 со 120-мм миномётами «Тампелла»). В 2005-2006 годах Литва получила из Германии 42 такие самоходки, а в 2015 году они прошли модернизацию при помощи израильских фирм. Буксируемые (возимые) 120-мм миномёты представлены по крайней мере тремя различными моделями: советскими 2Б11 (20 единиц в 1999 году куплены у Болгарии), румынскими М1982 (18 единиц) и шведскими m/41D (22 единицы, поставленные Финляндией). Кроме того, имеются 60-мм миномёты американского, болгарского и польского производства (соответственно М19, М60 и LM-60).

Подводя итоги, отметим, что все три государства Балтии в последние годы несколько продвинулись в деле перевооружения артиллерии. Все они приступили к перевооружению артиллерийских частей самоходными системами, по финансовым соображениям отдав предпочтение «секонд-хэнду». Если Эстония и Литва выбрали весьма «продвинутые» САУ (К9 и PzH 2000 соответственно), то Латвия остановила свой выбор на более старых, хотя и модернизированных системах М109А5Ö. В итоге благодаря невысокой цене, она смогла приобрести больше самоходок, чем две другие страны вместе взятые. Это позволило Латвии полностью отказаться от устаревших буксируемых артсистем, в то время как в Эстонии продолжают служить гаубицы FH70 и Д-30, а в Литве — ещё более старые М101.

Литература

155-мм самоходная гаубица SP70

В 1963 году военные специалисты НАТО, учитывая роль артиллерии в современном бою. в также существовавшие в то время в армиях стран этого блока разнокалиберность и многотипность артиллерийских орудий, обилие разнотипных боеприпасов для каждого калибра, подписали соглашение об общих требованиях к перспективным буксируемым и самоходным орудиям, В соответствии с этим соглашением они должны иметь калибр 155 мм и максимальную дальность стрельбы 30 км. Кроме того, была достигнута договоренность в отношении стандартизации баллистических характеристик и обеспечения взаимозаменяемости новых 155-мм боеприпасов, которые будут выпускаться в ведущих странах НАТО.

В 1968 году Великобритания и ФРГ (через два года к ним присоединилась Италия) начали совместную разработку 155-мм буксируемой гаубицы FH70, которая в 1976-м была принята на вооружение. К началу 1984 года в артиллерийские части сухопутных войск стран-разработчиц поступило почти 600 таких орудий.

Обладая довольно высокими огневыми возможностями, буксируемая гаубица FH70, однако, не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к орудиям бригадной артиллерии в плане защищенности личного состава расчетов, боеготовности и подвижности, В связи с этим названные выше страны заключили в 1973 году новое соглашение – о совместном создании 155-мм самоходной гаубицы SP70. Межправительственный комитет по ее разработке образовал в Западной Германии объединенное конструкторское бюро, в которое вошли представители нескольких фирм, в том числе “Рейнметалл” (ФРГ) и “ОТО-Мелара” (Италия), а также специалисты английского научно-исследовательского центра по разработке вооружения. Бюро следующим образом распределило ответственность за создание, в затем и производство основных элементов гаубицы:
– Великобритания – башня, боеукладка, магазин для артснарядов, механизм поворота башни, прицельные приспособления, механизм подачи боеприпасов в башню
– Италия – вспомогательная энергоустановка (дизель мощностью 26 кВт с электрогенератором и гидронасосом) для обеспечения работы всех систем башни при неработающем основном двигателе, система питания основного двигателя, люлька и противооткатные устройства гаубицы, подъемный и уравновешивающий механизм
– Германия – гусеничное шасси с главной силовой установкой (без топливной системы), электрические и гидравлические системы, ствол, полуавтомат заряжания. сборка самоходных гаубиц, выпуск инструкции по их эксплуатации

При конструировании самоходной гаубицы бюро было обязано использовать метрическую систему мер, выдержать требования стандартов по ограничению габаритов на перевозки по железной дороге и веса для возможности движения ее по мостам класса грузоподъемности 50 т, а также обеспечить ведение огня имеющимися в НАТО обычными и ядерными боеприпасами. Для сокращения сроков и расходов на разработку SP70 было решено максимально использовать агрегаты, механизмы и узлы от уже созданных и серийно производимых систем оружия, в том числе гаубицы FH70, танков “Леопард” и боевой машины пехоты “Мардер”. На первом этапе, закончившемся в 1980 году, фирмы-разработчицы построили пять опытных образцов самоходной гаубицы, которые были подвергнуты интенсивным лабораторным и полигонным испытаниям. Почти все характеристики гаубицы SP70, за исключением скорострельности, оказались близкими к требуемым. После доработки механизма подачи боеприпасов и внесения некоторых изменений в конструкцию корпуса, противооткатных устройств и ряда других узлов было изготовлено еще десять опытных образцов, которые в 1J382 году прошли инженерные испытания по обширной программе в ФРГ, а в 1983-м – испытывались военнослужащими и представителями фирм на территории стран-разработчиц.

Конструктивно самоходная гаубица SP70 состоит из башни с вооружением и шасси. Башня кругового вращения сварена из пяти основных штампованных и катаных броневых листов алюминиевого сплава, защищающих экипаж от осколков снарядов и мин, а также от огня стрелкового оружия. Она установлена в средней части гусеничного шасси. Погон башни имеет герметизирующее уплотнение, что обеспечивает водонепроницаемость корпуса, а благодаря наличию фильтровентиляционной установки – защиту экипажа от воздействия радиоактивной пыли, химического и биологического оружия Толщина брони башни составляет около 50 мм. В передней части башни на цапфах с быстросъемными подшипниками установлена 155-мм гаубица, представляющая собой орудийную часть буксируемой гаубицы FH70 и имеющая одинаковые с ней баллистические характеристики, Автофретированный ствол рассчитан на максимальное давление пороховых газов около 3800 атм. Он имеет 48 нарезов постоянной крутизны с шагом равным 20 калибрам, снабжен двухкамерным дульным тормозом, уменьшающим примерно на 1/3 силу отката, и эжектором из армированной стекловолокном пластмассы (в отличие от ствола гаубицы FH70). Казенник навернут на трубу ствола с натягом. Общая длина ствола 6022 мм (почти 39 калибров), живучесть при стрельбе на полном (восьмом) заряде составляет 2500 выстрелов. Полуавтоматическим затвор с вертикальным перемещением клина имеет кольцевой обтюратор. Для облегчения герметизации боевого отделения гаубица снабжена цилиндрической люлькой, на правой стороне которой у казенной части прикреплен поворотный рычаг механизма заряжания с приемным лотком для снаряда. Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов отката, расположенных симметрично относительно ствола, и одного гидропневматического накатника. При стрельбе на всех углах возвышения они обеспечивают постоянную длину отката, равную 700 мм. Подъемный механизм орудия гидропневматический. Его цилиндр, прикрепленный своей проушиной к крыше башни, имеет отдельную камеру компенсационного механизма, автоматически обеспечивающего полную уравновешенность качающейся части орудия при любом угле возвышения, что способствует уменьшению рассеивания снарядов при стрельбе. Поворот башни при наведении орудия по азимуту осуществляется с помощью гидропривода. По окончании наводки, а также при выстреле и на марше башня автоматически стопорится многодисковым фрикционным тормозом. Управление поворотом орудия в обеих плоскостях наведения выполняется одной рукояткой через электросервоприводы, а при выходе их из строя – ручным аварийным приводом. В корме башни смонтированы трехрядный магазин на 32 снаряда, подаватель снарядов и девять цилиндрических контейнеров для пороховых (метательных) зарядов.

Из пяти членов экипажа в башне размещены четверо, из них трое – командир. наводчик и заряжающий № 1 – правее орудия. Перед командиром находятся цифровые отображающие устройства пульта управления наводкой орудия по углу возвышения и по азимуту, в также средства управления радиосвязью. Над сиденьем есть люк, через который командир имеет доступ к установленному на турели 7,62-мм пулемету для обстрела воздушных и наземных целей.

Наводчик располагается правее командира, Он имеет панорамный перископический прицел четырехкратного увеличения, используемый при стрельбе с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой применяется перископический прицел шестикратного увеличения. Заряжающий № 1 обслуживает магазин с артиллерийскими снарядами, устанавливая на них вручную взрыватели и управляя со специального пульта всем процессом заряжания гаубицы. По команде командира он нажимает на пульте кнопку с названием нужного снаряда. после чего подаватель автоматически извлекает из магазина снаряд указанного типа и помещает на приемный лоток, с которого досылатель отправляет его в зарядную камору. Достоинством полуавтоматического механизма заряжания гаубицы SP70 является то. что он не требует приведения ствола к какому-то фиксированному углу заряжания, а при выходе из строя электрогидравлического привода можно вести огонь, заряжая орудие вручную. К его недостаткам относится сравнительно малое быстродействие (скорострельность ограничена 6 выстр./мин).

На левой и правой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному входному люку, закрываемому бронированной дверью. Снаружи на передней части башни установлены два четырехствольных дымовых гранатомета, а на задней (кормовой) – шарнирный подъемно-подающий механизм с гидроприводом, предназначенный для пополнения боекомплекта. Сообщается, что при необходимости с его помощью можно вести огонь, получая снаряды не из магазина, а с грунта или с машины подвоза боеприпасов (подают два спешившихся члена экипажа), но при этом скорострельность снижается до 4 выстрелов в минуту. Для стрельбы из гаубицы SP70 применяются выстрелы с осколочно-фугасным, дымовым и осветительным снарядами, входящими в боекомплект буксируемой гаубицы FH70. Английский 155-мм осколочно-фугасный снаряд L15A1 по сравнению с американским М107 имеет большую длину (788 мм против 604 мм), лучшую аэродинамическую форму, а главное – значительно больший вес ВВ (11,3 кг), что увеличивает его эффективность почти в 2 раза. Германские дымовой DM105 и осветительный DM106 снаряды имеют одинаковые с L15A1 баллистические характеристики. Они снабжены дистанционными взрывателями. Четыре капсулы с гексохлорэтаном выталкиваются из корпуса дымового снаряда на высоте около 200 м. После их падения на землю образуется дымовое облако, сохраняющееся в течение примерно 4 мин. Осветительный состав снаряда DN106 отделяется от корпуса на высоте 600-800 м и, опускаясь на парашюте со скоростью 5 м/с, освещает участок местности диаметром до 800 м в течение примерно 1 минуты. В боекомплект SP70 планировалось ввести также активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд с дальностью стрельбы до 30 км. Для поражения бронированных целей, в том числе танков, возможно использование американских артиллерийских снарядов: управляемого М712 “Копперхэд” (с лазерной полуактивной головкой самонаведения) и кассетного М483А1, содержащего 88 кумулятивно-осколочных элементов. Из гаубицы можно вести огонь практически всеми 155-мм боеприпасами, имеющимися в армиях стран НАТО.

Шасси самоходной гаубицы гусеничное, с задним расположением ведущих колес. Оно аналогично шасси западногерманского основного боевого танка “Леопард-1”,однако корпус сварен не из стальных, а из алюминиевых броневых листов. В качестве силовой установки используется восьмицилиндровый V-образный многотопливный дизельный двигатель МВ871 жидкостного охлаждении с турбонаддувом. Практически он представляет собой две трети 12-цилиндрового двигателя танка “Леопард-2” мощностью 1103 кВт (от этого танка взята и бортовая передача). Двигатель установлен в кормовой части корпуса в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и воздушными фильтрами. Разогрев его перед запуском в условиях низких температур производится от вспомогательной энергоустановки.

Ходовая часть шасси имеет по семь сдвоенных алюминиевых опорных катков и по четыре поддерживающих катка на сторону. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом. втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.

Самоходная гаубица SP70 по основным характеристикам превосходила все другие орудия калибра 155 мм, созданные в западных странах в то время, и являлась универсальной артиллерийской системой для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск, поражения бронированных и незащищенных целей, подавления и уничтожения артиллерии противника. Большая дальность стрельбы (до 30 км) позволяет располагать огневые позиции САУ SP70 на значительном удалении от переднего края и тем самым затрудняет противнику их обнаружение. С другой стороны, из этих орудий можно обстреливать цели, как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны противника, расстраивать боевые порядки его войск, сосредоточивать (без смены огневых позиций) огонь большого количества САУ по тому или иному важному объекту.

Сравнительно высокая скорострельность гаубицы дает возможность повысить эффективность внезапных огневых налетов, уничтожать большее количество целей в отведенное время, а также более действенно вести огонь прямой наводкой по движущимся целям. Последнему обстоятельству способствует и хорошая кучность стрельбы, которая благодаря более совершенной конструкции орудия и использованию новых прицельных систем примерно в 2 раза лучше, чем у других гаубиц аналогичного калибра.

Достоинством SP70 считается также относительно малое (всего несколько минут) время перевода ее из походного положения в боевое. Высокая подвижность дает возможность самоходной гаубице действовать в тесном взаимодействии с танковыми частями. Она может быстро покидать огневые позиции и занимать новые, выбирая их в наиболее удобных местах. Броневая защита самоходной гаубицы почти в 2 раза лучше, чем у американской САУ М109, что позволяет ей следовать непосредственно за своими наступающими войсками и выполнять боевые задачи под огнем противника. А наличие фильтровентиляционной установки обеспечивает действия на зараженной местности.

Серийное производство самоходной гаубицы SP70 планировалось начать с 1985 г., а поставки в сухопутные войска стран-разработчиц – в 1987 г. Всего намечалось выпустить около 640 единиц, из которых 400 предназначались для бундесвера. Но постоянно возраставшая стоимость самоходной гаубицы привела к уменьшению заказов на нее, а затем к замораживанию работ над SP70. Логическим завершением стал полный отказ от проекта.

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы SP70
Боевая масса, т 43,5
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении 10020
ширина 3500
высота по крыше башни 2800
клиренс 400
Бронирование, мм – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица с длиной ствола 39клб.; 7,62-мм пулемет; 2х4 дымовых гранатомета
Боекомплект: 32 выстрела, 4000 патронов
Максимальная дальность стрельбы, м:
обычным снарядом 24000
активно-реактивным 30000
Скорострельность, выстр./мин:
повышенная – 6
максимальная – 3 за 10 с
Двигатель “Даймлер-Бенц” MB 871, 8-цилиндровый, V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения, мощность 735 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 68
Запас хода по шоссе, км 420

Операторы

Текущие операторы

  • Эстония — 24
  • Италия — 162
  • Япония — 480 Построен по лицензии с использованием боеприпасов Japan Steel Works , также использовался в конструкции японской САУ.
  • Ливан — Действующий номер неизвестен.
  • Марокко — 30
  • Нидерланды — 15 в военном резерве
  • Оман — 12
  • Саудовская Аравия — 72

Бывшие операторы

  • Германия — 150 как FH155-1 (Field Howitzer 155mm Mk1). Последняя часть (225-й горно-артиллерийский дивизион) преобразована в гусеничную артиллерию в 2002 году.
  • Малайзия — 15 единиц.
  • Великобритания — 67 (как гаубица 155 мм L121 с артиллерийским вооружением 155 мм L22 на лафете 155 мм L13 на вооружении ТА до 1999 г.).
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: