12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум»

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум»

Блог Комментарии к записи Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» отключены 282 Просмотров

Похожие статьи

7 ТОП Обзор Лучший чехол для Xiaomi Redmi Note 8 Pro

10-ТОП Лучший телефон в подарок на новый год 2019-2020?

Vivo U3 выпущен в Китае как конкурент Redmi Note 8 Pro

Чехол для iPhone 11 Pro подтверждает новый дизайн

Ракетные корабли на воздушной подушке «Самум» и «Бора», входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.

Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути – катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами – это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность – 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.

С одной стороны корабль – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.

Благодаря противокорабельному ракетному комплексу «Москит» из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.

Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей – «Самум», бортовой номер 616.

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии – «Самум». На воду он был спущен 12.10.1992 г.
NATO-вская классификация кораблей этого типа – «BORA CLASS»

После постройки «Самум» был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. – в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран.

В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.

Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение – борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк».

По бортам «Самума» установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит».

В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-хтонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.

После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.

Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда – до 8 км.

«Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

«Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.

Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.

При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.

Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) – более 40 узлов.

Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК «Оса-МА»

Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода

Взгляд на противоположный берег. Домики в Апполоновке

Спускаемся в недра «Самума». Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей

«Почтовое отделение» корабля.

Кубрик, где живет корабельная команда

Резервуар для питьевой воды в жилом кубрике

Читать еще:  Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» (Россия)

Столовая команды. Идет подготовка к ужину

Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках)…

… двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с. (на 2 винта)…

… и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.

Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет

Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок

Клинья для аварийного ремонта в случае получения кораблем пробоин во время боя

Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.

Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.

Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ

Комплекс выстреливаемых помех ПК-16 (СССР)

ТАКР «КИЕВ»: СПРАВОЧНЫЙ РАКУРС

Памятные события и даты

Создание первого отечественно корабля, оснащённого палубными самолётами, началась с проектных работ Невского ПКБ, развёрнутых в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 685-251 от 02.09.1968 года. Работы над проектом 1143 (шифр «Кречет»), как был обозначен этот корабль, возглавил главный конструктор А.В. Маринич . Первоначально считалось, что будет иметь место логическое продолжение линии противолодочных крейсеров-вертолётоносцев проекта 1123 (ПКР «Москва», ПКР «Ленинград).

Противолодочный крейсер «Москва»

Однако всё резко изменилось, когда в эскизных проработках по требованию ВМФ был обозначен авиационный комплекс с самолётами Як-36М, а в состав вооружения по личному указанию Главнокомандующего ВМФ включён ударный ракетный комплекс «Базальт». Получался совершенно иной корабль. От ПКР проекта 1123 в нём оставались только часть названия (к ПКР добавлялись слова «с авиационным вооружением») и ряд серийно освоенных образцов оружия и вооружения.

Противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев»

16 октября 1968 года было утверждено ТТЗ на ПКР с авиационным вооружением проекта 1143. Технический проект корабля был разработан Невским ПКБ в самые короткие сроки. После его утверждения 30 апреля 1970 года началось подготовка производства Черноморского судостроительного завода и развёртывание строительства корабля в Николаеве.

21 июля 1970 года состоялась закладка «Киева» на «нулевом» стапеле ЧСЗ.

В первой половине 1972 года был открыт штат ПКР «Киев» и состоялось назначение первой небольшой группы офицеров экипажа.

26 декабря 1972 года корабль был спущен на воду. У достроечной стенки Большого ковша завода продолжалось насыщение его оборудованием, образцами вооружения.

В течение 1973 года была сформирована основная часть экипажа. В период достроечных работ личный состав крейсера проходил обучение и стажировки в организациях промышленности и на кораблях Черноморского флота. В марте 1975 года экипаж был заселён на корабль.

15 апреля 1975 года на корабле был тожественно поднят Военно-морской флаг. 17-18 апреля «Киев» совершил переход из Николаева в Севастополь. Начались заводские ходовые испытания, которые были завершены в последние дни июля. С августа по октябрь в целом успешно прошли государственные испытания.

К ноябрю крейсер вернулся на ЧСЗ для устранения замечаний по испытаниям, ревизии и подготовки к переходу на Северный флот.

28 декабря 1975 года по результатам проведённых государственных испытаний противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев» был передан ВМФ. Приёмный акт по второму (завершающему) этапу государственных испытаний был подписан 3 декабря 1976 года в Североморске.

15 июня 1976 года крейсер «Киев» был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Через месяц (16 июля) начался переход корабля к месту постоянного базирования, совмещённый с его первой боевой службой.

В феврале 1977 года специальным постановлением правительства ПКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР. 14 марта 1977 года приказом Главнокомандующего ВМФ корабль был переклассифицирован в тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР). Он стал первым представителем нового класса боевых кораблей отечественного флота.

В июне 1977 года ТАКР «Киев» был введён в состав кораблей ВМФ первой линии. С марта 1977 по март 1978 года он завоевал звания лучшего корабля ВМФ по ПВО, применению УРО и решению задач противолодочного поиска. Крылья его обходного мостика украсили три (!) призовые звезды. Таких результатов за первый год службы ни до, ни после «Киева» не достигал ни один надводный корабль ВМФ.

Последовавшие далее боевые службы выполнялись крейсером с неизменно высокими оценками. В мае 1980 года за успехи в боевой и политической подготовке, а также в ознаменование 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина, корабль был награждён Ленинской юбилейной почётной гра­мотой.

За время военно-морской службы корабль принял участие в десятках учений Северного и Черноморского флотов, 5-й Средиземноморской эскадры и ВМФ. Наиболее известны среди них учения «Север-77», «Разбег-79», «Атлантика-80», «Натяг» ( 1982 г .), «Атлантика-85». Своеобразным апофеозом учебно-боевой деятельности крейсера стало его участие в масштабных учениях войск и флотов Организации Варшавского договора «Запад-81» ( 1981 г .) и «Щит-82» ( 1982 г .)

По результатам учений «Запад-81» в ноябре 1981 года ТАКР «Киев» был награждён вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях».

Родина высоко оценила вклад крейсера в укрепление обороноспособности страны. В 1985 году ТАКР «Киев» за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов был награждён орденом Красного Знамени.

В период с 1976 по 1987 год крейсером выполнено 10 боевых служб в Атлантике и Средиземном море. С 1975 по 1989 год за 1232 ходовых дня им пройдено 240850 миль. С честью пронеся Военно-морской флаг по морям и океанам, корабль достойно выдержал все выпавшие на его долю испытания. В 1987 году завершился очередной цикл его боевой эксплуатации. Требовался не самый сложный ремонт преимущественно машинно-котельного оборудования. Но только в декабре 1989 года корабль был поставлен в судоремонт на мурманском СРЗ-35, выйти из которого ему не было суждено.

21 декабря 1989 г . ТАКР «Киев» был выведен в резерв 1-й категории. Меньше чем через два года — 7 августа 1991 года — последовал перевод корабля в резерв 2-й категории, совмещённый с выводом из состава сил постоянной готовности.

В День ВМФ 26 июля 1992 года Краснознамённый военно-морской флаг ТАВКР * «Киев» был заменён на Андреевский.

30 июня 1993 года — крейсер приказом Главнокомандующего ВМФ был исключён из со­става ВМФ. Причина была сформулирована почти откровенно: «…в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования».

28 августа 1994 года на ТАВКР «Киев» в торжественной обстановке был спущен Андреевский флаг, экипаж расформирован.

Так закончилась служба в ВМФ тяжёлого авианесущего крейсера «Киев». Была она, несомненно, славной, но для корабля такого класса совсем короткой – 18 лет и 8 месяцев, если считать, начиная со дня его приёма в состав ВМФ 28 декабря 1975 года и до дня спуска Военно-морского флага — 28 августа 1994 года. Ещё короче выглядит жизненный путь крейсера, если отсчёт вести от 17 апреля 1975 года, когда корабль начал своё первое плавание, и до дня последнего его выхода в море — 7 августа 1989 года. Всего-то получается 14 лет и без десяти дней 4 месяца …

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной пробиваемости «С-100» (Россия)
Особенности и основные ТТХ

Возвращаясь к рубежу конца 60-х – начала 70-х годов, следует заметить, что новый ПКР со смещённой « по-авианосному » к правому борту надстройкой и полётной палубой с консольным свесом ( спонсоном ) смотрелся не просто эффектно. Со многих ракурсов он был просто красив. Глаз радовали корабельная стать, соразмерность пропорций, выверенная чёткость силуэтных линий. Шарма добавляли нетрадиционные для ВМФ украшения: носовое — якорь с красной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми крыльями, похожими на эмблему ВВС, а также название корабля, составленное из литых бронзовых литер. Оно помещалось в носовой части на обоих бортах, а также повторялось в верхней части транца кормы, под Государственным гербом СССР. «Крылатый якорь», в частности, весил 1,2 т и имел внушительные размеры — 9,6 ´ 2,6 м. Он был отлит из бронзы. Поначалу же, при спуске корабля на воду, на его месте был установлен окрашенный деревянный макет.

По сравнению с проектом 1123 это был совершенно другой, значительно более крупный, доминирующий по всем показателям корабль. Его ударная мощь не шла ни в какое сравнение с предшественниками – ПКР «Москва» и «Ленинград» (сравнивать было просто не с чем). Фактически в составе флота появился универсальный корабль. Он мог решать противолодочные задачи, задачи уничтожения надводных и береговых (если потребуется) объектов противника, а также быть кораблём управления соединения (объединения) надводных кораблей, палубной и приданной авиации.

Авиационный комплекс «Киева» включал самолёты вертикального взлёта-посадки Як-36М (после принятия на вооружение ВМФ – Як-38) и корабельные вертолёты Ка-25 различного назначение: противолодочные, разведки и целеуказания , спасатели (с 1982 года – новые, более современные, вертолёты Ка-27 в тех же модификациях). Первоначально по проекту корабль мог брать на борт до 22-х самолётов и вертолётов в различных количественных сочетаниях. После снятия в 1977 году ограничений по размещению летательных аппаратов в ангаре их число на борту могло увеличиваться до 36 единиц.

На корабле были установлены ракетные комплексы различного назначения, ствольная артиллерия, торпедные аппараты и реактивные бомбомётные установки. Комплексы оружия (не считая комплекса УРО «Базальт»), по сравнению с ПКР проекта 1123, численно были увеличены вдвое. Ракетно-артиллерийское вооружение размещалось как в носовой части, так и в задней части надстройки. Пусковые установки «Ураган-1143» комплекса УРО размещались в задней половине носовой части корабля.

Пусковые установки ЗРК средней дальности «Шторм» и 76-мм универсальные артустановки АК-726 размещались по одной в нос и корму от надстройки. Два ЗРК самообороны « Оса-М » — ромбообразно, по левому и правому бортам в нос и корму от надстройки. Артиллерийские 30-мм зенитные автоматы АК-630М располагались по периметру корабля. Такое расположение оружия позволяло вести круговой обстрел воздушных и надводных целей.

Торпедные аппараты по аналогии с проектом 1123 размещались побортно в специальных закрывающихся вырезах-амбразурах. Противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» и реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 размещались на баке.

При сохранении многих образцов оружия и вооружения по проекту 1123 новый ПКР получал целый ряд более современных систем и комплексов. Их испытания и передача ВМФ осуществлялись на «Киеве» с 1975 по 1977 год. Это были, в частности, комплекс УРО «Базальт», РЛС освещения воздушной обстановки «Фрегат», комплексы связи «Тайфун-1», « Цунами-БМ », навигационный комплекс «Салгир-1143», система привода и посадки летательных аппаратов « Привод-СВ », гидроакустический комплекс «Платина», станция радиотехнического поиска «Кольцо», БИУС «Аллея-2» и др. В общей сложности – 24 (!) совершенно новых образца.

ГЭУ крейсера проекта 1143 представляла собой «удвоенный» вариант ГЭУ противолодочного крейсера «Москва». На «Киеве» она разделялась на два эшелона (носовая и кормовая машины) и включала в себя 8 паровых котлов и 4 ГТЗА * . В качестве движителей использовались 4х-лопастные бронзовые винты. В состав корабельной электростанции входили 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 000 кВт.

Создание корабля сопровождалось решением целого ряда сложных технических проблем, как, например, формирование беспиллерсной конструкции огромного ангарного помещения, покрытие полётной палубы специальным термостойким покрытием, защищающим её от воздействия высокотемпературных (более 1000 ° С) газовых струй вертикально взлетающих самолётов.

Система набора корпуса корабля по всей длине была продольной, в оконечностях – поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали марки АК-25 толщиной до 30 мм и марки АК-27 свыше 35 мм . Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из сплава АМГ. Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. В его средней части находилось (сверху вниз) шесть палуб и две платформы. Надстройка (снизу вверх) поднималась девятью ярусами. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения. Они так же, как погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударного комплекса, оснащались подводной конструктивной защитой.

Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении прикрывало район машинных и котельных отделений. От района ЦКП и погребов боезапаса двойное дно переходило в двойной борт, прикрывающий бортовые цистерны.

Боеспособность корабля должна была сохраняться даже при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м . Непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырёх смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три смежных отсека). Мореходные качества корабля позволяли безопасно плавать при любом состоянии моря. Использование оружия обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно.

Полётная палуба вместе со спонсоном общей площадью 6200 м 2 совмещала взлётный участок с посадочной полосой. На ней располагались 7 взлётно-посадочных позиций для СВВП и вертолётов. На правом борту в кормовой части было расположено 10 технических позиций для обслуживания лётной техники. Самолёты и вертолёты размещалась в ангаре (130×22,5×6,6 м) и на полётной палубе. Их подъём и спуск осуществлялся двумя подъёмниками, один из которых находился по левому борту надстройки, другой — за её кормовой частью. Перемещение летательных аппаратов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару – с использованием системы продольно-поперечной буксировки. Ангар оборудовался системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров авиакеросина , водораспыления , воздушно-пенного пожаротушения и сигнализации. При необходимости пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон.

Конкретизация данных и основные ТТХ корабля представлены ниже.

Длина по кильватерной линии (миделю), м ……………………………………………………. 234

Ширина по кильватерной линии (миделю), м ……………………………………….…………… 31

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум»

Блог Комментарии к записи Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» отключены 283 Просмотров

Читать еще:  Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция)

Похожие статьи

7 ТОП Обзор Лучший чехол для Xiaomi Redmi Note 8 Pro

10-ТОП Лучший телефон в подарок на новый год 2019-2020?

Vivo U3 выпущен в Китае как конкурент Redmi Note 8 Pro

Чехол для iPhone 11 Pro подтверждает новый дизайн

Ракетные корабли на воздушной подушке «Самум» и «Бора», входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.

Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути – катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами – это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность – 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.

С одной стороны корабль – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.

Благодаря противокорабельному ракетному комплексу «Москит» из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.

Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей – «Самум», бортовой номер 616.

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии – «Самум». На воду он был спущен 12.10.1992 г.
NATO-вская классификация кораблей этого типа – «BORA CLASS»

После постройки «Самум» был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. – в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран.

В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.

Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение – борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк».

По бортам «Самума» установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит».

В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-хтонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.

После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.

Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда – до 8 км.

«Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

«Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.

Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.

При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.

Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) – более 40 узлов.

Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК «Оса-МА»

Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода

Взгляд на противоположный берег. Домики в Апполоновке

Спускаемся в недра «Самума». Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей

«Почтовое отделение» корабля.

Кубрик, где живет корабельная команда

Резервуар для питьевой воды в жилом кубрике

Столовая команды. Идет подготовка к ужину

Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках)…

… двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с. (на 2 винта)…

… и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.

Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет

Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок

Клинья для аварийного ремонта в случае получения кораблем пробоин во время боя

Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.

Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.

Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector