0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Весомый аргумент: как Россия будет вводить в строй ракеты «Сармат»

Весомый аргумент: как Россия будет вводить в строй ракеты «Сармат»

Два бросковых пуска новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Сармат», показавшие работоспособность пусковой инфраструктуры нового комплекса, позволили перейти к летным испытаниям ракеты с реальными пусками. Они должны начаться в 2019 году. «Известия» изучили историю и перспективы нового вооружения РВСН.

Замена «Воеводы»

Ракетный комплекс «Сармат» проектируется в качестве замены комплекса Р-36М2 «Воевода» советской разработки, до настоящего времени составляющего основу наземной группировки стратегических ядерных сил по числу развернутых боевых блоков (580 зарядов на 58 ракетах в 2018 году). Необходимость разработки новой ракеты была вызвана как физическим устареванием «Воевод», самые молодые из которых поставлены на боевое дежурство в 1992 году, так и тем, что Р-36М2 производилась на Украине — пусть и с широким участием российских поставщиков.

Загрузка баллистической ракеты «Сармат» перед пуском во время испытаний

Длительное время после распада СССР вопрос замены «Воевод» не стоял — более того, договор СНВ-2 в принципе предполагал ликвидацию в перспективе «многозарядных» межконтинентальных ракет наземного базирования.

Первые сообщения о разработке в России новой тяжелой межконтинентальной ракеты появились в начале 2010-х годов, на фоне хронического углубления противоречий между Москвой и Вашингтоном по вопросам противоракетной обороны.

К этому времени у многих специалистов сложилось убеждение о необходимости развития в первую очередь мобильных ракетных комплексов как менее уязвимых в условиях развития высокоточного оружия и известности противнику координат шахтных пусковых установок.

Вместе с тем развитие технологий, позволившее сократить время предстартовой подготовки шахтных ракет до считаных десятков секунд, большой срок службы и высокая надежность ампулизированных МБР на несимметричном диметилгидразине/азотном тетроксиде, а также их высокие тактико-технические характеристики делали разработку новой шахтной ракеты перспективной задачей, а модернизация системы предупреждения о ракетном нападении позволяла рассчитывать на способность шахтной группировки к ответно-встречному удару даже в случае возможного внезапного первого удара противника.

Парадное ракетное

Пробегало подобное фото у меня раньше. Но там расстановка техники другая, и РТ-2 практически не видна была.

Г. Москва, 1968 г. Участники парада на Красной площади от Ракетных войск стратегического назначения. Слева направо: Р-36, РТ-2, РТ-15, РТ-20П.


(Источник иллюстрации)

  • Р-36,
  • РВСН,
  • РТ-2
  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

История создания

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ « Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса — Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36:

  • по точности стрельбы — в 3 раза.
  • по боеготовности — в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты — в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации — в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки — в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки — в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор — В. П. Глушко ). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя — тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10—15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20—25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;
Читать еще:  130-мм нарезная танковая пушка С-26

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления

Система управления ракетой — автономная, инерциальная , трёхканальная с многоярусным мажоритированием . Каждый канал самоиспытывался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно испытанный канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в испытаниях не браковалась.

Разгон гироплатформы ( 15Л555 ) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы — программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина ( БЦВМ ) ( 15Л579 ) 16-разрядная, ПЗУ — куб памяти . Программирование производилось в машинных кодах .

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) — Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля 1973 . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Замена «Воеводы»

Ракетный комплекс «Сармат» проектируется в качестве замены комплекса Р-36М2 «Воевода» советской разработки, до настоящего времени составляющего основу наземной группировки стратегических ядерных сил по числу развернутых боевых блоков (580 зарядов на 58 ракетах в 2018 году). Необходимость разработки новой ракеты была вызвана как физическим устареванием «Воевод», самые молодые из которых поставлены на боевое дежурство в 1992 году, так и тем, что Р-36М2 производилась на Украине — пусть и с широким участием российских поставщиков.

Загрузка баллистической ракеты «Сармат» перед пуском во время испытаний

Длительное время после распада СССР вопрос замены «Воевод» не стоял — более того, договор СНВ-2 в принципе предполагал ликвидацию в перспективе «многозарядных» межконтинентальных ракет наземного базирования.

Первые сообщения о разработке в России новой тяжелой межконтинентальной ракеты появились в начале 2010-х годов, на фоне хронического углубления противоречий между Москвой и Вашингтоном по вопросам противоракетной обороны.

К этому времени у многих специалистов сложилось убеждение о необходимости развития в первую очередь мобильных ракетных комплексов как менее уязвимых в условиях развития высокоточного оружия и известности противнику координат шахтных пусковых установок.

Вместе с тем развитие технологий, позволившее сократить время предстартовой подготовки шахтных ракет до считаных десятков секунд, большой срок службы и высокая надежность ампулизированных МБР на несимметричном диметилгидразине/азотном тетроксиде, а также их высокие тактико-технические характеристики делали разработку новой шахтной ракеты перспективной задачей, а модернизация системы предупреждения о ракетном нападении позволяла рассчитывать на способность шахтной группировки к ответно-встречному удару даже в случае возможного внезапного первого удара противника.

Музей космонавтики в Житомире. Павильонная экспозиция.

Житомир — родина советского конструктора ракет номер один, Сергея Павловича Королева. И поэтому здесь находится музей космонавтики. В принципе, музеев два. Расположены они через дорогу. Один посвящен космонавтике в целом, другой — дом-музей Королева. Времени не хватало, и мы успели посетить только первый. Экспозиция не очень большая, но достойная. Ниже несколько фото изнутри.

Читать еще:  Ракетный комплекс средней дальности 15П696 с ракетой 8К96 РТ-15 (СССР)

1.

Вид музейного зала. На переднем плане спускаемый контейнер геофизической ракеты Р-5В.

  • Р-36,
  • Р-5М,
  • Р-7,
  • музей
  • 6 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

История создания

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ « Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса — Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36:

  • по точности стрельбы — в 3 раза.
  • по боеготовности — в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты — в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации — в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки — в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки — в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор — В. П. Глушко ). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя — тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10—15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20—25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления

Система управления ракетой — автономная, инерциальная , трёхканальная с многоярусным мажоритированием . Каждый канал самоиспытывался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно испытанный канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в испытаниях не браковалась.

Разгон гироплатформы ( 15Л555 ) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы — программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина ( БЦВМ ) ( 15Л579 ) 16-разрядная, ПЗУ — куб памяти . Программирование производилось в машинных кодах .

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) — Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля 1973 . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Читать еще:  Стратегический ракетный комплекс УР-100НУТТХ (СССР)

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Как скоро

Головным разработчиком ракет семейства Р-36М в СССР было днепропетровское КБ «Южное», а их производителем — расположенный там же завод «Южмаш». В РФ роль разработчиков новой системы досталась миасскому КБ Макеева. Поставщик маршевых двигаталей в обоих случаях — химкинский «Энергомаш», а серийное производство планируется развернуть на Красноярском машиностроительном заводе, в настоящее время производящем межконтинентальные БР «Синева» и «Лайнер» для военно-морского флота. Попробуем спрогнозировать сроки принятия «Сармата» на вооружение, отталкиваясь от уже известных нам примеров.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М

Более 40 лет назад, в первой половине 1970-х годов, в СССР создали и приняли на вооружение ракетный комплекс 15П014 (Р-36М) с ракетой 15А14, получивший в НАТО индекс SS-18 Satan (SS-18 mod. 1-3). В феврале 1973 года были начаты летные испытания нового комплекса, завершившиеся два с небольшим года спустя. Пуски проводились с площадок научно-исследовательского испытательного полигона № 5 (более известного как космодром Байконур). Всего в рамках испытаний было запущено 43 ракеты, 36 пусков были признаны успешными. Комплекс встал на боевое дежурство 30 ноября 1975 года и со временем продолжал совершенствоваться.

Два года спустя, осенью 1977-го, на испытания вышел комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18 (SS-18 mod. 4). Основу перспективного изделия составляли первая и вторая ступени от 15А14. Такое заимствование позволило сократить летные испытания до 19 пусков, 17 из которых закончились успешно. В сентябре 1979 года, за два месяца до официального окончания летных испытаний, 15П018 заступил на боевое дежурство. Производство новой системы было весьма активным: в рамках первой очереди были развернуты сразу три полка: в составе 57-й ракетной дивизии в Жангиз-Тобе, 13-й ракетной дивизии в Домбаровском и 62-й в Ужуре.

Еще семь лет спустя, в 1986 году, на испытания вышел, собственно, Р-36М2 «Воевода» (15П018М) с ракетой 15А18М (SS-18 mod. 5, 6). По сути, несмотря на общность индексов, это была новая ракета, главной отличительной чертой которой стала резко возросшая живучесть. «Воеводы» могли стартовать практически через облако близкого ядерного взрыва, выдерживая сильное излучение, попадание крупных кусков грунта и другие неблагоприятные воздействия. Испытания продлились два года, за это время запустили 26 ракет. Успешными оказались 20 пусков. Причины неудачных пусков были устранены, и в дальнейшем ракета подтвердила свою надежность. В августе 1988-го комплекс встал на дежурство, в ноябре того же года был официально принят на вооружение.

Первым стратегическим комплексом постсоветской России стал шахтный 15П165 (РТ-2ПМ2) «Тополь-М» с моноблочной твердотопливной ракетой 15Ж65. Испытания, начавшиеся в 1994 году, продолжались до 2000-го — из 11 пусков неудачей закончился один, развертывание комплекса началось в 1997 году.

Испытания мобильного «Тополя-М» прошли с 2000 по 2004 год. Четырех успешных пусков без сбоев хватило для принятия комплекса на вооружение. Поставки комплекса в войска начались в 2006-м.

Программа испытаний комплекса 15П155М«Ярс» оказалась совсем сжатой: три успешных пуска в 2007–2008 годах, и в 2009-м мобильный комплекс с ракетой 15Ж55М начал поступать в войска. После этого «Ярс» запускали еще не раз — пока что со стопроцентной надежностью.

Пусковая установка комплекса РТ-2ПМ2 Тополь-М

«Сармат» пообещали начать разворачивать в 2020 году. Насколько этот срок реален? По мнению ряда специалистов, ракета выполняется с использованием некоторых технических решений «Воеводы», что упрощает процесс в целом. Одновременно за прошедшее время резко возросли возможности цифрового моделирования, кроме того, накопился опыт испытаний других ракет. С учетом сказанного, можно предположить, что процесс летных испытаний ракеты 15А28 и прочего оборудования комплекса 15П228 уложат в 6–7 пусков (если все пройдет без сбоев) и это займет 3–4 года. Кроме того, учитывая прежнюю практику, первые части на новой ракете могут начать разворачивать и до окончания программы испытаний. Не исключено, что это может начаться действительно в 2020 году, ближе к его концу.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Статьи о боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК) с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) появляются в Интернете достаточно регулярно. Также периодически показывают тематические телевизионные передачи. А посему рассмотрим БЖРК подробнее. Для этого сначала коротко охарактеризуем другие ракетные комплексы с МБР.

1.

Сегодня Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) состоят из шахтных комплексов отдельного старта, а также подвижных грунтовых ракетных комплексов. ( Read more. Collapse )

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector