1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета

Баллистическая ракета

Баллисти́ческая раке́та — разновидность ракетного оружия. Большую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении (см. Баллиста).

Нужная скорость и направление полёта сообщаются баллистической ракете на активном участке полёта системой управления полётом ракеты. После отключения двигателя остаток пути боевая часть, являющаяся полезной нагрузкой ракеты, движется по баллистической траектории. Баллистические ракеты могут быть многоступенчатыми, в этом случае после достижения заданной скорости отработавшие ступени отбрасываются. Такая схема позволяет уменьшить текущий вес ракеты, тем самым позволяя увеличить её скорость.

Баллистические ракеты могут запускаться с разнообразных пусковых установок: стационарных — шахтных или открытых, мобильных — на базе колёсного или гусеничного шасси, самолётов, кораблей и подводных лодок.

По области применения баллистические ракеты делятся на стратегические и тактические. Часто можно встретить разделение ракет по дальности полёта, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Здесь приводится классификация, принятая в договоре о ликвидации ракет средней и малой дальности:

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических, их оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса [1] при межконтинентальной дальности) и бо́льшая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО.

Конструкция

15А15 проектировалась при ограничении на геометрические характеристики её транспортно-пускового контейнера (под существовавшие ШПУ ракет РС-10 ).

Двухступенчатая ракета МР УР-100 выполнена в двух диаметрах : корпус первой ступени имеет диаметр равный 2,25 м. , второй — 2,1 м. Ступени соединяются между собой слабоконическим соединительным отсеком, который при разделении ступеней разрушается удлинённым кумулятивным зарядом , опоясывающим соединительный отсек в его средней части.

Конструкция первой ступени

В состав корпуса первой ступени ракеты входят также хвостовой и топливные отсеки. Топливный отсек, состоящий из верхней ёмкости (для окислителя ) и нижней (для горючего ), — сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава. Ёмкости (баки) окислителя и горючего разделены сферическим промежуточным днищем. Нижнее сферическое днище бака горючего направлено выпуклостью вовнутрь бака, образуя вместе с хвостовым отсеком полость для размещения
ДУ ступени.

ДУ первой ступени 15А15 состоит из двух двигателей:

  • основного (маршевого) — 15Д168
  • рулевого — 15Д167 .

Однокамерный маршевый ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива выполнен по замкнутой схеме и закреплён на ступени неподвижно. В состав рулевого двигателя входят четыре поворотные (шарнирно закреплённые) камеры сгорания и один ТНА . В рулевом двигателе реализована открытая схема процесса сгорания компонентов топлива.

Конструкция второй ступени

ДУ второй ступени 15Д169 ( РД-862 ) ракеты 15А15 состоит из однокамерного, неподвижно закреплённого на корпусе ступени ЖРД с турбонасосной подачей компонентов топлива и замкнутой схемой . Этот двигатель имеет ряд оригинальных решений по рабочим процессам: по системе охлаждения камеры сгорания, по процессу газогенерации и другим, которые в конечном счёте позволили получить рекордную величину удельного импульса тяги для ЖРД такого класса (3300 м/с в пустоте). Оригинален и способ создания управляющих сил и моментов при полёте второй ступени: управление по тангажу и рысканью обеспечивается вдувом газа в закритическую часть сопла ЖРД, а по крену — четырьмя небольшими соплами, рабочее тело для которых вырабатывается в газогенераторе ТНА двигателя.

Головная часть

К корпусу второй ступени 15А15 с помощью разрывных болтов крепится разделяющаяся головная часть с четырьмя боевыми блоками, прикрытая обтекателем с изменяемой геометрией . В состав РГЧ входит герметичный приборный отсек , в котором размещается система управления ракетой, и твердотопливная ДУ разведения боевых блоков .

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект р . Читать дальше »

Всего через несколько месяцев после принятия на вооружение комплекса 15П015 с ракетой 15А15 (МР-УР100) 16 августа 1976г. постановлением Правительства СССР КБ «Южное» была поручена разработка РК с улучшенными тактико-техническими характеристиками. В декабре 1976г. эскизный проект комплекса с ракетой, получившей индекс 15А16, был разработан и представлен Заказчику.

Модернизация комплекса преследовала цель существенного повышения эффективности боевого применения при минимальных доработках и касалась, главным образом, разделяющейся головной части и ступени разведения. Первая и вторая ступень использовались без изменений, а ступень разведения заменялась новой непосредственно на заправленной компонентами топлива ракете, стоящей в ШПУ. Проект шахтной пусковой установки 15П716 высокой защищенности от наземного ядерного взрыва был ра . Читать дальше »

Постановлением правительства СССР N 682-218 от 19 августа 1970г. головным организациям — КБ «Южное» и ЦКБМ — была задана разработка проектов модернизации стратегического ракетного комплекса УР-100, стоящего на боевом дежурстве. В соответствии с этим постановлением КБ «Южное» поручалась разработка ракетного комплекса с межконтинентальной ракетой МР-УР100 (15А15) с выходом на летно-конструкторские испытания в 1973г. Задача заключалась в модернизации комплекса УР-100 с минимальными сроками и затратами. Ракета УР-100 (8К84) легкого класса была разработана ЦКБМ, принята на вооружение РВСН в 1967г., была сравнительно недорога и выпускалась в массовом количестве для скорейшего наращивания военного потенциала СССР в соревновании с США. Всего было развернуто около тысячи ракет. В связи с моральным старением ракеты УР-100 было необхо . Читать дальше »

Читать еще:  Зенитная установка «Artemis 30» (Греция)

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты 8К84 была начата в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 марта 1963 года. Ракета 8К84 создавалась в ответ на американский проект «Мinuteman-1». МБР 8К84 должна была быть пригодна для крупносерийной постройки, размещаться в шахтных пусковых установках одиночного старта с дистанционным управлением пуском, иметь гарантийный срок эксплуатации не менее пяти лет и сохранять высокую боевую готовность на протяжении всего срока эксплуатации.

Первые пуски 8К84 по программе летно-конструкторских испытаний на полигоне Байконур проводились с наземной пусковой установки. В 1964 году началось строительство ШПУ ОС. Для испытаний на полигоне были построены десять шахт глубиной 32 метра и один . Читать дальше »

Ввиду обострения международной обстановки правительство СССР обязывает ОКБ-586 ускорить разработку комплекса Р-16, выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г. Чтобы уложиться в такие крайне сжатые сроки конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам 8К63 и 8К65. Первоначально 8К64 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692. . Читать дальше »

27 ноября 1951 г. Р-2 принята на вооружение БОН РГВК и 30 ноября 1951 года последовал приказ министра вооружений Устинова Д. Ф. об органи . Читать дальше »

Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского, с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу [2] (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:

  • скоростью ракеты в любой момент, развиваемой под воздействием тягиракетного двигателя
  • удельным импульсом ракетного двигателя
  • массой ракеты в начальный и конечный момент времени

Формула Циолковского и сегодня составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет. В 1903 году учёный, в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последовавших её продолжениях (1911 и 1914), разработал некоторые положения теории полёта ракет (как тела переменной массы) и использования жидкостного ракетного двигателя.

В 1917 году Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта и команды Вернера фон Брауна.

К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.

В 1920-х годах научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.

Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР) [3] , но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 (V2) стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.

Конструкция

15А15 проектировалась при ограничении на геометрические характеристики её транспортно-пускового контейнера (под существовавшие ШПУ ракет РС-10 ).

Двухступенчатая ракета МР УР-100 выполнена в двух диаметрах : корпус первой ступени имеет диаметр равный 2,25 м. , второй — 2,1 м. Ступени соединяются между собой слабоконическим соединительным отсеком, который при разделении ступеней разрушается удлинённым кумулятивным зарядом , опоясывающим соединительный отсек в его средней части.

Конструкция первой ступени

В состав корпуса первой ступени ракеты входят также хвостовой и топливные отсеки. Топливный отсек, состоящий из верхней ёмкости (для окислителя ) и нижней (для горючего ), — сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава. Ёмкости (баки) окислителя и горючего разделены сферическим промежуточным днищем. Нижнее сферическое днище бака горючего направлено выпуклостью вовнутрь бака, образуя вместе с хвостовым отсеком полость для размещения
ДУ ступени.

ДУ первой ступени 15А15 состоит из двух двигателей:

  • основного (маршевого) — 15Д168
  • рулевого — 15Д167 .

Однокамерный маршевый ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива выполнен по замкнутой схеме и закреплён на ступени неподвижно. В состав рулевого двигателя входят четыре поворотные (шарнирно закреплённые) камеры сгорания и один ТНА . В рулевом двигателе реализована открытая схема процесса сгорания компонентов топлива.

Конструкция второй ступени

ДУ второй ступени 15Д169 ( РД-862 ) ракеты 15А15 состоит из однокамерного, неподвижно закреплённого на корпусе ступени ЖРД с турбонасосной подачей компонентов топлива и замкнутой схемой . Этот двигатель имеет ряд оригинальных решений по рабочим процессам: по системе охлаждения камеры сгорания, по процессу газогенерации и другим, которые в конечном счёте позволили получить рекордную величину удельного импульса тяги для ЖРД такого класса (3300 м/с в пустоте). Оригинален и способ создания управляющих сил и моментов при полёте второй ступени: управление по тангажу и рысканью обеспечивается вдувом газа в закритическую часть сопла ЖРД, а по крену — четырьмя небольшими соплами, рабочее тело для которых вырабатывается в газогенераторе ТНА двигателя.

Читать еще:  Реактивная система залпового огня Teruel-3 (Испания)

Головная часть

К корпусу второй ступени 15А15 с помощью разрывных болтов крепится разделяющаяся головная часть с четырьмя боевыми блоками, прикрытая обтекателем с изменяемой геометрией . В состав РГЧ входит герметичный приборный отсек , в котором размещается система управления ракетой, и твердотопливная ДУ разведения боевых блоков .

Одной из главных задач, успешно решённых при конструировании УР-100, являлось уменьшение времени от отдачи команды на пуск до старта ракеты. Для этого был предпринят целый комплекс мер, начиная с того, что ракета могла быть заправлена на всё время нахождения на боевом дежурстве — 10 лет.

На УР-100 установлены совмещенные топливные баки, что уменьшило длину конструкции и привело к постоянному диаметру, равному 2 метрам. Для облегчения операций с ракетой и предохранения её от воздействия окружающей среды ракета помещалась в транспортно-пусковой контейнер, в котором находилась с момента выпуска на заводе до старта. В этом контейнере ракета транспортировалась по железной дороге и на грунтовой тележке, и в нём же устанавливалась в шахту. Заправочные горловины были выведены на верхний шпангоут контейнера. Торцы контейнера были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты.

Весь комплекс принятых мер привёл к тому, что от получения команды до пуска проходило менее 3 минут; в большой мере это время лимитировалось временем раскрутки гироскопов — в отличие от американских ракет Минитмен, с которыми приходилось «конкурировать», УР-100 имела узлы вращения гироскопов на обычных подшипниках, что делало невозможным поддержку гироскопов в раскрученном состоянии в течение боевого дежурства. В инерциальной системе управления использовалась гиростабилизированная платформа с тремя двухстепенными гироблоками поплавкового типа.

Первоначально ракета была снабжена радиокомандным комплексом коррекции бокового отклонения, затем он был снят. Для увеличения точности использовалась система стабилизации центра масс, датчиками в которой были поплавковые интегрирующие акселерометры бокового и нормального ускорения, и система регулирования кажущейся скорости.

Могла использоваться как МБР с «лёгкой» ГЧ массой 770 кг или как БРСД с более мощной ГЧ около полутора тонн.

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект р . Читать дальше »

Всего через несколько месяцев после принятия на вооружение комплекса 15П015 с ракетой 15А15 (МР-УР100) 16 августа 1976г. постановлением Правительства СССР КБ «Южное» была поручена разработка РК с улучшенными тактико-техническими характеристиками. В декабре 1976г. эскизный проект комплекса с ракетой, получившей индекс 15А16, был разработан и представлен Заказчику.

Модернизация комплекса преследовала цель существенного повышения эффективности боевого применения при минимальных доработках и касалась, главным образом, разделяющейся головной части и ступени разведения. Первая и вторая ступень использовались без изменений, а ступень разведения заменялась новой непосредственно на заправленной компонентами топлива ракете, стоящей в ШПУ. Проект шахтной пусковой установки 15П716 высокой защищенности от наземного ядерного взрыва был ра . Читать дальше »

Постановлением правительства СССР N 682-218 от 19 августа 1970г. головным организациям — КБ «Южное» и ЦКБМ — была задана разработка проектов модернизации стратегического ракетного комплекса УР-100, стоящего на боевом дежурстве. В соответствии с этим постановлением КБ «Южное» поручалась разработка ракетного комплекса с межконтинентальной ракетой МР-УР100 (15А15) с выходом на летно-конструкторские испытания в 1973г. Задача заключалась в модернизации комплекса УР-100 с минимальными сроками и затратами. Ракета УР-100 (8К84) легкого класса была разработана ЦКБМ, принята на вооружение РВСН в 1967г., была сравнительно недорога и выпускалась в массовом количестве для скорейшего наращивания военного потенциала СССР в соревновании с США. Всего было развернуто около тысячи ракет. В связи с моральным старением ракеты УР-100 было необхо . Читать дальше »

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты 8К84 была начата в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 марта 1963 года. Ракета 8К84 создавалась в ответ на американский проект «Мinuteman-1». МБР 8К84 должна была быть пригодна для крупносерийной постройки, размещаться в шахтных пусковых установках одиночного старта с дистанционным управлением пуском, иметь гарантийный срок эксплуатации не менее пяти лет и сохранять высокую боевую готовность на протяжении всего срока эксплуатации.

Первые пуски 8К84 по программе летно-конструкторских испытаний на полигоне Байконур проводились с наземной пусковой установки. В 1964 году началось строительство ШПУ ОС. Для испытаний на полигоне были построены десять шахт глубиной 32 метра и один . Читать дальше »

Ввиду обострения международной обстановки правительство СССР обязывает ОКБ-586 ускорить разработку комплекса Р-16, выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г. Чтобы уложиться в такие крайне сжатые сроки конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам 8К63 и 8К65. Первоначально 8К64 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс MGM-51 Shillelagh (США)

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692. . Читать дальше »

27 ноября 1951 г. Р-2 принята на вооружение БОН РГВК и 30 ноября 1951 года последовал приказ министра вооружений Устинова Д. Ф. об органи . Читать дальше »

Конструкция

15А15 проектировалась при ограничении на геометрические характеристики её транспортно-пускового контейнера (под существовавшие ШПУ ракет РС-10 ).

Двухступенчатая ракета МР УР-100 выполнена в двух диаметрах : корпус первой ступени имеет диаметр равный 2,25 м. , второй — 2,1 м. Ступени соединяются между собой слабоконическим соединительным отсеком, который при разделении ступеней разрушается удлинённым кумулятивным зарядом , опоясывающим соединительный отсек в его средней части.

Конструкция первой ступени

В состав корпуса первой ступени ракеты входят также хвостовой и топливные отсеки. Топливный отсек, состоящий из верхней ёмкости (для окислителя ) и нижней (для горючего ), — сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава. Ёмкости (баки) окислителя и горючего разделены сферическим промежуточным днищем. Нижнее сферическое днище бака горючего направлено выпуклостью вовнутрь бака, образуя вместе с хвостовым отсеком полость для размещения
ДУ ступени.

ДУ первой ступени 15А15 состоит из двух двигателей:

  • основного (маршевого) — 15Д168
  • рулевого — 15Д167 .

Однокамерный маршевый ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива выполнен по замкнутой схеме и закреплён на ступени неподвижно. В состав рулевого двигателя входят четыре поворотные (шарнирно закреплённые) камеры сгорания и один ТНА . В рулевом двигателе реализована открытая схема процесса сгорания компонентов топлива.

Конструкция второй ступени

ДУ второй ступени 15Д169 ( РД-862 ) ракеты 15А15 состоит из однокамерного, неподвижно закреплённого на корпусе ступени ЖРД с турбонасосной подачей компонентов топлива и замкнутой схемой . Этот двигатель имеет ряд оригинальных решений по рабочим процессам: по системе охлаждения камеры сгорания, по процессу газогенерации и другим, которые в конечном счёте позволили получить рекордную величину удельного импульса тяги для ЖРД такого класса (3300 м/с в пустоте). Оригинален и способ создания управляющих сил и моментов при полёте второй ступени: управление по тангажу и рысканью обеспечивается вдувом газа в закритическую часть сопла ЖРД, а по крену — четырьмя небольшими соплами, рабочее тело для которых вырабатывается в газогенераторе ТНА двигателя.

Головная часть

К корпусу второй ступени 15А15 с помощью разрывных болтов крепится разделяющаяся головная часть с четырьмя боевыми блоками, прикрытая обтекателем с изменяемой геометрией . В состав РГЧ входит герметичный приборный отсек , в котором размещается система управления ракетой, и твердотопливная ДУ разведения боевых блоков .

Индексы и наименования межконтинентальных баллистических ракет, ракет средней и малой дальности

СССР (Россия)

Отечественное наименованиеКодовое наименование
Оперативно-боевой индексИндекс ГРАУПо Договорам ОСВ, СНВ, РСМДСШАНАТО
Р-18А11SS-1AScunner
Р-28Ж38SS-2Sibling
Р-5М8К51SS-3Shyster
Р-11М8К11SS-1BScud A
Р-78К71SS-6Sapwood
Р-7А8К74SS-6Sapwood
Р-128К63Р-12SS-4Sandal
Р-12У8К63УР-12SS-4Sandal
Р-148К65Р-14SS-5Skean
Р-14У8К65УР-14SS-5Skean
Р-168К64SS-7Saddler
Р-16У8К64УSS-7Saddler
Р-98К75SS-8Sasin
Р-9А8К75SS-8Sasin
Р-268К66
УР-2008К81SS-X-10Scrag
РТ-18К95
УР-1008К84SS-11 mod.1Sego
УР-100М (УР-100 УТТХ)8К84МSS-11Sego
УР-100К15А20РС-10SS-11 mod.2Sego
УР-100У15А20УРС-10SS-11Sego
Р-368К67SS-9 mod.1Scarp
Р-36орб.8К69SS-9 mod.3Scarp
РТ-28К98РС-12SS-13 mod.1Savage
РТ-2П8К98ПРС-12SS-13 mod.2Savage
РТ-158К96SS-14Scamp/Scapegoat
РТ-208К99SS-15Scrooge
Темп-2С15Ж42РС-14SS-16Sinner
РСД-10 «Пионер»15Ж45РСД-10SS-20Saber
УР-100Н15А30РС-18АSS-19 mod.1Stiletto
УР-100НУ15А35РС-18БSS-19 mod.2Stiletto
МР УР-10015А15РС-16АSS-17 mod.1Spanker
МР УР-100У15А16РС-16БSS-17 mod.2Spanker
Р-36М15А14РС-20АSS-18 mod.1Satan
Р-36МУ15А18РС-20БSS-18 mod.2Satan
Р-36М2 «Воевода»15А18МРС-20ВSS-18 mod.3Satan
РТ-2ПМ «Тополь»15Ж58РС-12МSS-25Sickle
«Курьер»15Ж59SS-X-26
РТ-23У15Ж60РС-22АSS-24 mod.1Scalpel
РТ-2315Ж52РС-22БSS-24 mod.2Scalpel
РТ-23У «Молодец»15Ж61РС-22ВSS-24 mod.3Scalpel
РТ-2ПМ2 «Тополь-М»15Ж65РС-12М2SS-27Sickle B
РТ-2ПМ1 «Тополь-М»15Ж55РС-12М1SS-27Sickle B
РС-24 «Ярс»SS-X-29
Наименование ракетыТип и серия ракеты
(способ базирования)
Система вооружения
(ракетный комплекс)
«Редстоун»PGM-11A
«Юпитер»PGM-19A
«Тор»PGM-17AWS-315A
«Атлас-D»CGM-16DWS-107A
«Атлас-E»CGM-16EWS-107A-1
«Атлас-F»HGM-16F
«Титан-1»HGM-25AWS-107A-2
«Титан-2»LGM-25CWS-107A-2
«Минитмен-1A»LGM-30AWS-130
«Минитмен-1B»LGM-30B
«Минитмен-2»LGM-30FWS-133B
«Минитмен-3»LGM-30G
«Минитмен-3A»LGM-30G
«Пискипер» (MX)LGM-118A
«Першинг-1А»MGM-31
«Першинг-2»MGM-31B
«Миджитмен»MGM-134A

Примечание. Буквенно-цифровые индексы имеют следующие значения:

…GM — управляемая ракета для поражения наземных целей;
С… — пуск ракеты осуществляется с незащищенной наземной пусковой установки;
H… — при пуске ракета поднимается на поверхность из подземного укрытия;
L… — пуск ракеты осуществляется из ШПУ;
M… — пуск ракеты осуществляется с подвижной пусковой установки;
P… — пуск ракеты осуществляется с обвалованной наземной пусковой установки;
… — 30… — порядковый номер типа;
… — … — порядковый номер серии;
WS — WeaponSystem — система вооружения, ракетный комплекс.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector