4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Береговой ракетный комплекс РУБЕЖ

1 Тема от Евгений Канунников 02.12.2017 20:15:16

  • Евгений Канунников
  • Модератор
  • Неактивен

Тема: Береговой ракетный комплекс РУБЕЖ.

«Рубеж» (индекс ГРАУ 4К51, по кодификации НАТО: SSC-3 «Styx») — мобильный береговой ракетный комплекс с дозвуковой противокорабельной крылатой ракетой «П-15М». Принят на вооружение береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ СССР в 1978 году, активно поставлялся на экспорт в 1980-х годах.
Разработка нового мобильного берегового комплекса с крылатой ракетой П-15М была начата МКБ «Радуга» совместно. Ранее принятый на вооружение «Редут» с сверхзвуковой ПКР П-35 был запрещён к экспорту, и «Рубеж» должен был заменить в поставках за рубеж устаревшую «Сопку».

В 1974 году для испытаний комплекса на Черноморском флоте был образован 1267-й отдельный береговой ракетный дивизион. Пуски проходили в Крыму в районе мыса Фиолент, всего в 1975—1977 годах было проведено 23 пуска (в том числе 4 бросковых).

Постановлением Совета Министров СССР № 853—875 от 22 октября 1978 года комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР.
В штатный состав дивизиона комплекса входит 4 самоходные пусковые установки 3С51, 4 транспортно-заряжающие машины и опционально—обзорная РЛС большой дальности на вышке 40В6.

Пусковая установка 3С51 была разработана в московском «КБ Машиностроения».[1] На тяжёлом колёсном шасси повышенной проходимости с формулой 8×8 МАЗ-543 размещались все основные элементы комплекса: кабина управления с РЛС 3Ц51 «Гарпун» (дальность обнаружения-до 100 км), газотурбинная установка электропитания и поворотная платформа с двумя контейнерами для ракет КТ-161. Основная часть электронных систем перекочевала в почти неизменном виде с ракетных катеров проекта 205У. В отличие от более ранних «Сопки» и «Редута», установка автономна и может независимо от машин дивизиона обнаруживать и обстреливать надводные цели.

В начале 80-х 3С51 в производстве заменила СПУ 3С51М, отличающаяся использованием усовершенствованного шасси МАЗ-543М.

Перевод СПУ в боевое положение занимает до 5 минут, при этом с помощью электрического подъёмника мачта с антенной РЛС поднимается на высоту в 7,3 метра, а контейнеры разворачиваются в положение для пуска (возможен поворот на ±110° относительно кормы с углом возвышения до 20°).

Штатно в двух контейнерах КТ-161 находится одна крылатая ракета П-15М (3М51) с активной радиолокационной ГСН и одна П-15М (3М51ТГС) с тепловой ГСН «Снегирь», их экспортные варианты известны как П-21/П-22. Все они имеют одинаковую механику полёта: при пуске ракета выбрасывается из контейнера твердотопливным ускорителем, далее раскрываются крылья и запускается ЖРД. С их помощью набирается скорость и высота, далее по мере выработки топлива отстреливается ускоритель, и ПКР снижается для маловысотного маршевого полёта (25, 50 или 250 метров—в зависимости от введённого перед стартом). Параметры полёта удерживаются с помощью инерциальной системы управления, по прибытии же в заданный район включается головка самонаведения, которая обнаруживает и захватывает цель. При её поражении ракета делает «горку» с целью удара в палубу, фугасная боевая часть инициируется контактным взрывателем.
Продолжаю тему моделей на базе МАЗ-543, это четвертая в линейке от Трубача. Модель оставляет двоякое ощущение. Вроде хорошая детализация, но увы очень много не будет видно. Не понятно ухудшение качества изготовления рамы, когда собирал Эльбрус все штифты входили с легким натягом, а в последних двух они болтаются в пазах, про СМЕРЧ ничего не могу сказать.
Сборку начал в виду отсутствия нужной краски для БМР-3М, чтобы заполнить пустоту на рабочем столе. Руки требуют дела.


Присутствует небольшой облой. Вроде мелочь, а не приятно. Некоторые детали редукторов тоже имеют люфт.

Ну и небольшой лайфхак, позаимствованный у Тайгер моделс. Если имеете дело с большим количеством литником, то лучше промаркировать их полоской скотча с названием литника.

Мобильный противокорабельный ракетный комплекс «Сопка» создавался филиалом ОКБ-155-1 (ныне МКБ «Радуга») в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 2004—1073 от 1 декабря 1955 года.

В рамках заводских испытаний на полигоне Песчаная балка в Крыму было проведено 4 пуска с 27 ноября по 21 декабря 1957 года, в том числе два последних—залпом. Они в целом завершились успешно, только во втором пуске крылатая ракета вместо корабля-цели навелась на швартовую бочку.

В ходе государственных испытаний с 19 августа по 14 октября 1958 года на том же полигоне было проведено ещё 11 пусков (1 полностью успешный, 7 частично и 3 неудачных), по итогам которых 19 декабря того же года комплекс был принят на вооружение приказом главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова.

Эксплуатация

Несмотря на изначальную экспортную направленность, «Рубеж» в 1980-х годах заступил на вооружение всех четырёх советских флотов, рассматриваясь как более мобильная и недорогая альтернатива «Редуту». После распада СССР эти комплексы перешли к России и Украине.

Экспортные версии с ракетами П-21/П-22 в 1980-х получили как страны ОВД (ГДР, Болгария, ПНР, Румыния), так и не входящие в него государства: Югославия, Куба, Вьетнам, Индия, Ливия, Сирия, Алжир, Йемен и другие.

«Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8

В предыдущей статье о семействе самых эффективных и востребованных советских четырехосных военных автомобилей-шасси МАЗ-543 (8х8) мы познакомились с их основными параметрами и способностями, а также узнали, что на них базировалась добрая сотня разных видов вооружения и специального оснащения. Действительно, общий состав обширного набора спецнадстроек и кузовов на автомобилях 543-го семейства не поддается полному учету, описанию или упоминанию всех систем, о которых до настоящего времени нет подробных сведений, а часть из них остается закрытой темой.

С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.

В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.

Читать еще:  Зенитно-ракетная система 9К81 С-300В (СССР)

Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)

Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)

Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.

Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)

Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.

Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.

Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543

На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72

Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении

В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.

Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением

Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1

Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР

С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.

Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)

СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)

Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)

Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.

Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)

Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.

Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)

СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)

Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.

Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой

Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.

К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.

Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства — яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.

Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)

В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)

Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции

Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».

Читать еще:  Палубнобашенная артиллерийская установка Melara Super Rapid (Франция)

Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)

В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.

Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении

Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.

Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»

Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии

С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.

Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)

Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)

Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».

Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.

Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»

В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.

Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)

Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC

На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.

Защитники польского побережья

Военный флот Польши неизбежно остаётся в тени более мощных и развитых ВМС других стран, однако его судьба насыщена интересными событиями. Ярким примером является польская береговая артиллерия, которая заслуженно гордится героической обороной в сентябре 1939 года. Преодолев многочисленные трудности и перевооружившись новейшими противокорабельными ракетами, система береговой обороны Польши заново рождается буквально на наших глазах.

Трудное начало: береговая артиллерия в 1921-1939 годах

По итогам Версальского мира восстановившая независимость Вторая Речь Посполитая получила 140 км балтийского побережья в районе Гданьского залива. Полноценные военно-морские силы у страны отсутствовали, их строительству мешали сухопутные конфликты с соседями, экономический кризис и слабость промышленной базы. Процесс развития польских ВМС (Marynarka Wojenna) в межвоенный период был сложным и противоречивым, что ярко отразилось на береговой компоненте флота.

В январе 1921 года командование Войска Польского сформировало Полк береговой артиллерии, получивший на вооружение целую коллекцию орудий российского, французского и австрийского происхождения. Впрочем, уже в следующем году полк расформировали, а амбициозные планы закупок 220-мм и даже 350-мм морских орудий так и остались нереализованными. Все средства, выделявшиеся флоту, уходили на строительство военно-морской базы в Гдыне, которую пришлось создавать буквально с нуля.

Только в 1924 году в новом порту установили два закупленных во Франции 100-мм морских орудия Canet образца 1891 года (100 mm armata morska Canet wz. 1891). Изначально ими планировали вооружить имевшиеся у Польши мореходные канонерские лодки, но пушки оказались слишком тяжёлыми для небольших кораблей. В 1928 году береговая оборона пополнилась шестью 105-мм французскими пушками Schneider образца 1913 года (105 mm armata wz. 13 Schneider) – буксируемыми орудиями армейского образца. К 1932 году для этих скромных сил были оборудованы огневые позиции и склады боеприпасов на подходах к главной базе польских ВМС в Гдыне.

Реформатором польской береговой артиллерии, приведшим её в боеспособное состояние, стал командор-подпоручик Гелиодор Ласковский, занимавший должность начальника службы артиллерии и вооружения ВМС. В 1933 году он инициировал контракт на закупку четырёх новейших 152-мм морских орудий Bofors образца 1930 года. В 1935 году орудия были поставлены в Польшу и получили название 152,4 mm armata nadbrzeżna Bofors wz. 35. Осенью того же года башенноподобные установки поставили на Хельской косе. Каждое орудие размещалось на тщательно оборудованных бетонных огневых позициях и получало качественную маскировку. К 1938 году смонтировали современную французскую систему управления огнём.

Новая батарея №31 на Хельской косе стала гордостью польских ВМС. После скоропостижной смерти командора-подпоручика Ласковского в 1936 году она получила имя своего создателя (31. Bateria im. Heliodora Laskowskiego). В 1937 году началось выполнение контракта на поставку Польше второй батареи 152-мм орудий с возможностью их железнодорожного базирования. До начала Второй мировой войны передать пушки заказчику так и не успели – они остались в Швеции и использовались в береговой обороне Хельсингборга. Из-за начала боевых действий не удалось реализовать и планы по закупке 305-мм орудий в Швеции или Франции.

С началом немецкой агрессии береговая артиллерия (прежде всего, батарея №31 под командованием капитана Збигнева Пшибышевского) стала ключевым элементом героической обороны военно-морской базы в Оксывье и Хельской косы. На протяжении месяца батареи выдержали обстрелы главным калибром броненосцев «Schelswig-Holstein» и «Schlesien», атаки пикирующих бомбардировщиков Люфтваффе, противостояли немецким эсминцам и тральщикам в Гданьском заливе, а также армейской артиллерии Вермахта. Вместе с последними защитниками Хеля артиллеристы батареи №31 организованно сдались 2 октября 1939 года, полностью исчерпав возможности сопротивления. Известно, что в бою погибла только одна 100-мм пушка Canet, остальные орудия уцелели благодаря отличной маскировке, и были повреждены расчётами перед сдачей в плен.

Нельзя не упомянуть трагическую послевоенную судьбу героя обороны Хельской косы Збигнева Пшибышевского. После освобождения из плена он остался в Польской Народной Республике, был повышен в звании до командора-поручика и к 1949 году стал начальником службы артиллерии ВМС. Уже в следующем году его арестовали по фальсифицированному «делу командоров» – обвинению группы старших морских офицеров с довоенным стажем в шпионаже и диверсиях. В декабре 1952 года Пшибышевского расстреляли, но уже в 1956 году посмертно реабилитировали. После восстановления доброго имени командор заслуженно считается одним из величайших героев в истории польского флота.

Читать еще:  Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-1 (Франция)

Возрождение: береговая артиллерия после 1945 года

До осени 1946 года Хельскую косу контролировали советские вооружённые силы. После их ухода началось возрождение береговой артиллерии польских ВМС, которым досталась целая коллекция орудий, оставленных немцами. Благодаря этому, наконец, удалось реализовать довоенный план и сформировать Дивизион железнодорожной артиллерии (Dywizjon Artylerii Kolejowej), который вооружили пятью французскими 194-мм орудиями, известными под немецким обозначением 194 mm K(E) 486(f). Эти старые (конструкции ещё 1893 года), но мощные пушки несли службу до 1952 года, после чего их сдали на слом.

Наиболее ценное вооружение довоенной польской береговой обороны – четыре 152-мм «бофорса» – благополучно пережило бои сентября 1939 года. Хотя польские расчёты постарались их повредить, немцы отремонтировали орудия и использовали их в системе береговой обороны Готенхафена (Гдыни). К несчастью, уже в 1946 году на одном из «бофорсов» взорвались боеприпасы, защищённая огневая позиция оказалась частично разрушена. В условиях переориентации Польши на СССР обслуживание орудий с помощью Швеции и закупка там снарядов выглядели маловероятными, поэтому заслуженные пушки сняли с вооружения. Позднее два «бофорса» передали музеям (Музею ВМС в Гдыне и Музею Войска Польского в Варшаве), ещё два – утилизировали.

Замена довоенным орудиям нашлась быстро. Ещё летом 1946 года на военно-морской базе Гдыня сформировали 31-й дивизион береговой артиллерии (31. Dywizjon Artylerii Nadbrzeżnej) – три четырёхорудийных батареи, вооружённых советскими 130-мм морскими пушками Б-13 в башенноподобных установках. Первым командиром дивизиона стал знаменитый Збигнев Пшибышевский, вскоре после этого ушедший на повышение в штаб ВМС и ставший жертвой политических репрессий.

До 1957 года польские ВМС реализовали масштабную программу усиления береговой обороны побережья. Были сформированы 11 четырёхорудийных батарей стационарной артиллерии (Baterei Artylerii Stałej, BAS), основным вооружением которых оставались башенноподобные установки Б-13. Самой мощной стала батарея №3 (3.BAS) на Хельской косе, введённая в строй в 1956 году и имевшая 152-мм орудия МУ-2 в башенноподобных установках. Батареи №27 (Хель) и №28 (Оксывье), введённые в строй в 1957 году, вооружились скорострельными 100-мм орудиями Б-34У в башенноподобных установках, предназначенными для борьбы с катерами и десантными средствами.

Орудия новой системы береговой обороны размещались на тщательно замаскированных бетонированных огневых позициях (с учётом положительного опыта довоенной батареи №31). Каждая батарея получала современные системы управления огнём и оборудовалась замаскированными наблюдательными пунктами. В конце 50-х годов все BAS оснастили артиллерийскими РЛС «Залп-Б» и системами опознавания «Кремний-2».

К 60-м годам польские ВМС получила весьма сильную, неплохо вооружённую и оснащённую систему береговой артиллерии. Тем не менее, к тому времени стало понятно, что будущее за противокорабельными ракетами. Военное командование ПНР, несмотря на все политические и экономические ограничения, старалось принимать меры для усиления обороноспособности страны.

В 1963 году береговая оборона получила дивизион мобильных ракетных комплексов С-2 «Сопка» – две пусковых установки с комплектом 16 противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Для обслуживания комплексов был сформирован 9-й дивизион береговой артиллерии (9. Dywizjon Artylerii Nadbrzeżnej), базировавшийся в городе Устка на побережье Балтийского моря. Опыт эксплуатации этой ракетной системы никак нельзя было назвать положительным, в отличие от успешного использования польским флотом советских ракетных катеров проекта 205 с противокорабельными ракетами П-15.

Комплексы С-2 относились к первому поколению противокорабельных ракет и быстро устарели морально. Они отличались ненадёжными системами наведения, не были достаточно мобильными и требовали долгой подготовки к стрельбе. По мере исчерпания боеприпасов желания продолжить их закупку не возникло. Последние пуски ракет КС-1 прошли в 1971 году, а в 1973 или 1975 году комплексы С-2 «Сопка» были сняты с вооружения польских ВМС. Обе пусковые установки достались музеям и ныне находятся в экспозициях Музея Белого Орла (Скаржиско-Каменна) и Музея ВМС (Гдыня).

9-й дивизион береговой артиллерии продолжил своё существование как база хранения и обслуживания противокорабельных ракет морского базирования П-15, которыми вооружались ракетные катера польского флота. Вопрос с береговыми ракетными системами для польских ВМС никак не удавалось решить. В 80-е годы изучалась возможность покупки в СССР новых на тот момент комплексов 4К51 «Рубеж» с ракетами П-15М, но экономический и политический кризис в ПНР перечеркнул эти планы. Как следствие, в 1988 году 9-й дивизион береговой артиллерии расформировали.

Созданная в 50-е годы система береговой артиллерии уже со следующего десятилетия стала рассматриваться как морально устаревшая. Личный состав батарей постепенно сокращался, стрельбы проводились всё реже. С 1973 года начался процесс ликвидации BAS с консервацией орудий. Впрочем, конец польской береговой артиллерии настал лишь в 90-е годы, когда практически все артсистемы были демонтированы и утилизированы. Сохранились три орудия Б-13 на батарее №11 в Гдыне и одно орудие Б-34У на батарее №27 в Хеле – все они превратились в туристические объекты.

Новое начало: современные береговые ракетные комплексы ВМС

Третья Речь Посполитая долгое время не имела ни береговой артиллерии, ни противокорабельных ракет берегового базирования. Рост национальной экономики и вступление страны в НАТО позволили изменить ситуацию к лучшему. В декабре 2008 года Минобороны Польши заключило договор с норвежской компанией Kongsberg Defence & Aerospace о покупке противокорабельных ракет берегового базирования NSM. Первоначальная партия ракет составляла 12 единиц, в декабре 2010 года дополнительно было закуплено ещё 38. Известно, что общая стоимость программы создания береговой ракетной части составила не менее 900 млн злотых (от 240 млн долларов США).

Противокорабельная ракета NSM, ставшая основой береговой обороны польских ВМС, обладает следующими характеристиками: масса боеголовки – 125 кг, дальность полёта – до 180 км, максимальная скорость – 0,9 Мах. В качестве мобильных носителей ракет, РЛС, систем управления и связи были выбраны польские грузовые автомобили марки Jelcz с колёсными формулами 6×6 и 8×8.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector