Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
Содержание
- 1 Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
- 1.1 Независимое военное обозрение
- 1.2 Евростратегический пейзаж
- 1.3 Увязки и развязки
- 1.4 Независимое военное обозрение
- 1.5 «Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
- 1.6 «Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
- 1.7 Независимое военное обозрение
- 1.8 Скелеты в шкафу
- 1.9 Независимое военное обозрение
Независимое военное обозрение
5:41 / 23.08.15
Российское оружие: Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
Разработка новой фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 — по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 — по системе управления; НИИ-125 — твердотопливные заряды двигателя; завод «Баррикады» — наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Первоначально на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве химической боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» / Фото:www.dogswar.ru
Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.
Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.
Блоки сопел двигателей 1-й (вверху) и 2-й (внизу) ступеней ракеты 9М76 комплекса 9К76 «Темп-С» / Фото: http://military.tomsk.ru
В середине 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), остальные характеристики остались без изменений. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Помимо «Темпа-С» в начале 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на твердом топливе. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность — до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.
Тактико-технические показатели
Дальность стрельбы, км | 900 |
КВО, м | 3000 (2000) |
Количество ступеней | 2 |
Длина, мм | 12380 (12780) |
Максимальный диаметр, мм | 1010 |
Стартовый вес, кг | 9300 |
Вес БЧ, кг | 530 |
Вес зарядов РДТТ, кг | 6880 |
Шасси | МАЗ-543А |
Длина ПУ, мм | 11490 |
Ширина ПУ, мм | 3050 |
Двигатель | Д12А-525А |
Мощность, л.с. | 525 |
Запас топлива,л | 520 |
Наименьший радиус разворота, м | 13.5 |
При написании материала использовались данные открытых интернет источников:
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта Информационно — новостная система «Ракетная техника».
Евростратегический пейзаж
Традиционная картина «евростратегического» кризиса, вызвавшего к жизни переговоры по РСМД, описана во всех источниках и начинается она с того, что Советский Союз в августе 1976-го начал развертывать в Белоруссии новейшие ракетные комплексы 15П645 «Пионер» (дальность до 5000 км, головная часть с мегатонным моноблоком или тремя боевыми блоками по 150 кт).
Формально «Пионеры» меняли развернутые там же устаревшие ракеты Р-12 и Р-14 (героини Карибского кризиса 1962 года). Фактически же эта система вооружения ломала баланс сил в Европе: СССР получал возможность почти беспрепятственно уничтожить ядерной атакой все важные военные объекты НАТО в Европе, включая портовую инфраструктуру, что помешало бы доставлять из США войска, вооружения и материальные запасы. В сочетании с крупной группировкой сил общего назначения Варшавского договора это давало Москве решающее военное преимущество в полномасштабном конфликте.
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «ПИОНЕР»
И вот после этого якобы все и началось. На самом деле, следует задаться вопросом: с чем, помимо создания ракетно-ядерных систем нового поколения, были связаны действия СССР? В начале 1970-х США взяли курс на массированное применение высокоточного оружия, в частности, дальнобойных крылатых ракет. В ядерной стратегии Вашингтона начался сдвиг в сторону концепции «обезглавливающего» («контрэлитного») удара, предусматривающего хирургически точное уничтожение командных центров и военно-политического руководства страны.
На это самим США Москва ответила созданием и развертыванием тяжелых межконтинентальных носителей с разделяющимися головными частями. А Европе — «Пионерами».
НАТО в 1979-м отреагировала на «Пионеры» так называемой концепцией «двойного решения», выстроенной в логике кнута и пряника. В качестве пряника предлагалось инициировать переговоры и пойти на взаимные уступки по восстановлению стратегического баланса. В качестве кнута — разместить в Европе с 1983 года американские ракеты средней дальности Pershing II и крылатые ракеты наземного старта (GLCM, одна из версий «Томагавков»).
Увязки и развязки
За четыре года были опробованы несколько вариантов выхода из кризиса. В 1981-м Вашингтон предложил «нулевой вариант»: мы не вводим ракеты в Европу, вы уничтожаете свои «Пионеры». Это Москву по понятным причинам не устраивало, и в ответ в НАТО поступило другое предложение: мы отводим «Пионеры» за Урал, а в Европе не только не разворачивают «Першинги», но и выводят оттуда все тактическое ядерное оружие США и ликвидируют систему его оперативного базирования. США по столь же понятным причинам отказались.
Параллельно разворачивался новый акт гонки вооружений, важной частью которого была американская Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) в области защиты от советских ракет. СССР немедленно попробовал привязать вопрос о «Пионерах» к ограничению систем ПРО.
В 1983 году в ФРГ развертываются ракеты Pershing II с дальностью 1800 км. К декабрю 1985-го в Европе находилось уже 108 пусковых установок таких ракет. Также к 1987 году были развернуты 304 из 464 запланированных пусковых установок крылатых ракет GLCM.
«Першинг 2» — американская двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности
Pershing II несла корреляционную систему наведения на конечном участке по радиолокационным картам местности (RADAG). Входя в атмосферу, боевой блок сравнивал наблюдаемую под собой картину с заложенными в памяти образцами, и корректировал полет. В результате сравнительно маломощная (регулируемый выход от 5 до 80 кт) боеголовка могла эффективно использоваться для точнейшего выбивания командных центров, узлов связи и ключевых военных объектов (в первую очередь — тех же пусковых «Пионеров») в европейской части СССР. Подлетное время составляло от пяти до восьми минут в зависимости от размещения объекта. По сути, в руках НАТО оказывался некий аналог симметрично действующего инструмента стратегической изоляции европейского театра, каким был для Союза «Пионер».
Одновременно началось развертывание в Западной Европе пусковых установок ракет GLCM, а борьба с низколетящими малозаметными крылатыми ракетами на тот момент числилась в перечне главных головных болей советских военных.
Союз отреагировал жестко: на территорию ГДР и Чехословакии были выдвинуты оперативно-тактические ракеты, в том числе 9К714 «Ока» (угроза позиционным районам «Першингов»), а в Атлантику, поближе к берегам США, вышли на постоянное боевое патрулирование устаревающие лодки проекта 667А, которым была поставлена задача при случае нанести «кинжальный» удар по континентальной территории. В ответ США анонсировали развертывание в Европе нейтронных боеголовок для баллистических ракет.
Независимое военное обозрение
5:41 / 23.08.15
Российское оружие: Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
Разработка новой фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 — по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 — по системе управления; НИИ-125 — твердотопливные заряды двигателя; завод «Баррикады» — наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Первоначально на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве химической боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» / Фото:www.dogswar.ru
Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.
Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.
Блоки сопел двигателей 1-й (вверху) и 2-й (внизу) ступеней ракеты 9М76 комплекса 9К76 «Темп-С» / Фото: http://military.tomsk.ru
В середине 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), остальные характеристики остались без изменений. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Помимо «Темпа-С» в начале 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на твердом топливе. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность — до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.
Тактико-технические показатели
Дальность стрельбы, км | 900 |
КВО, м | 3000 (2000) |
Количество ступеней | 2 |
Длина, мм | 12380 (12780) |
Максимальный диаметр, мм | 1010 |
Стартовый вес, кг | 9300 |
Вес БЧ, кг | 530 |
Вес зарядов РДТТ, кг | 6880 |
Шасси | МАЗ-543А |
Длина ПУ, мм | 11490 |
Ширина ПУ, мм | 3050 |
Двигатель | Д12А-525А |
Мощность, л.с. | 525 |
Запас топлива,л | 520 |
Наименьший радиус разворота, м | 13.5 |
При написании материала использовались данные открытых интернет источников:
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта Информационно — новостная система «Ракетная техника».
«Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
В предыдущей статье о семействе самых эффективных и востребованных советских четырехосных военных автомобилей-шасси МАЗ-543 (8х8) мы познакомились с их основными параметрами и способностями, а также узнали, что на них базировалась добрая сотня разных видов вооружения и специального оснащения. Действительно, общий состав обширного набора спецнадстроек и кузовов на автомобилях 543-го семейства не поддается полному учету, описанию или упоминанию всех систем, о которых до настоящего времени нет подробных сведений, а часть из них остается закрытой темой.
С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.
В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.
Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)
Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)
Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.
Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)
Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.
Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.
Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543
На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72
Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении
В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.
Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением
Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1
Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР
С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.
Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)
СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)
Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)
Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.
Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.
Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)
СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)
Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.
Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой
Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.
К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.
Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства — яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.
Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)
В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)
Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции
Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».
Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)
В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.
Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении
Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.
Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»
Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии
С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.
Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)
Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)
Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».
Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.
Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»
В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.
Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)
Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC
На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.
«Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
В предыдущей статье о семействе самых эффективных и востребованных советских четырехосных военных автомобилей-шасси МАЗ-543 (8х8) мы познакомились с их основными параметрами и способностями, а также узнали, что на них базировалась добрая сотня разных видов вооружения и специального оснащения. Действительно, общий состав обширного набора спецнадстроек и кузовов на автомобилях 543-го семейства не поддается полному учету, описанию или упоминанию всех систем, о которых до настоящего времени нет подробных сведений, а часть из них остается закрытой темой.
С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.
В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.
Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)
Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)
Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.
Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)
Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.
Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.
Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543
На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72
Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении
В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.
Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением
Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1
Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР
С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.
Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)
СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)
Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)
Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.
Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.
Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)
СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)
Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.
Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой
Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.
К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.
Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства — яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.
Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)
В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)
Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции
Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».
Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)
В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.
Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении
Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.
Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»
Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии
С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.
Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)
Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)
Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».
Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.
Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»
В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.
Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)
Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC
На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.
Независимое военное обозрение
5:41 / 23.08.15
Российское оружие: Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
Разработка новой фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 — по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 — по системе управления; НИИ-125 — твердотопливные заряды двигателя; завод «Баррикады» — наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Первоначально на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве химической боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» / Фото:www.dogswar.ru
Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.
Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.
Блоки сопел двигателей 1-й (вверху) и 2-й (внизу) ступеней ракеты 9М76 комплекса 9К76 «Темп-С» / Фото: http://military.tomsk.ru
В середине 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), остальные характеристики остались без изменений. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Помимо «Темпа-С» в начале 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на твердом топливе. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность — до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.
Тактико-технические показатели
Дальность стрельбы, км | 900 |
КВО, м | 3000 (2000) |
Количество ступеней | 2 |
Длина, мм | 12380 (12780) |
Максимальный диаметр, мм | 1010 |
Стартовый вес, кг | 9300 |
Вес БЧ, кг | 530 |
Вес зарядов РДТТ, кг | 6880 |
Шасси | МАЗ-543А |
Длина ПУ, мм | 11490 |
Ширина ПУ, мм | 3050 |
Двигатель | Д12А-525А |
Мощность, л.с. | 525 |
Запас топлива,л | 520 |
Наименьший радиус разворота, м | 13.5 |
При написании материала использовались данные открытых интернет источников:
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта Информационно — новостная система «Ракетная техника».
Скелеты в шкафу
Что отличает договор РСМД от группы режимов по стратегическим наступательным вооружениям, так это общая скандальность и постоянные взаимные претензии участников.
Претензии России к США сводятся к двум моментам. Первый возник в конце 1990-х и был связан с разработкой «ракет-мишеней», имитирующих ракеты средней дальности для испытаний систем ПРО (Hera, 1100-1200 км; MRT-1, 1100 км; LRALT, 2000 км). Образцы производились на базе ступеней межконтинентальной ракеты Minuteman II. При этом, скажем, та же Hera несла систему наведения от ракеты Pershing II.
Вторая претензия появилась несколько лет назад, и предъявляется к наземным огневым средствам европейского компонента американской глобальной системы ПРО — так называемым Aegis Ashore. В них используются те же пусковые установки Mk.41, что и на флоте. Но на флоте из них запускают и крылатые ракеты Tomahawk. Таким образом, объекты Aegis Ahore (один уже введен в эксплуатацию в Румынии, еще один в 2018 году поставят на дежурство в северной Польше) рассматриваются Москвой как наземные пусковые установки крылатых ракет, развернутые у российских границ.
У США к России тоже было несколько вопросов. Поначалу, например, сомнения вызвал ракетный комплекс РС-26 «Рубеж», который специалисты считают чем-то вроде «акселерата средней дальности»: ракета, предназначенная для использования в запрещенном диапазоне РСМД, но формально имеющая большую максимальную дальность. Продемонстрированная на испытаниях дальность «Рубежа» составила 5800 км, что позволяет юридически вывести ракету из-под действия режимов РСМД.
Но главная претензия — это крылатая ракета 9М729, о которой вообще мало что известно достоверно. Американцы утверждают, что Россия испытала и развернула некоторое количество увеличенных пусковых установок для ракетного комплекса «Искандер-М», позволяющих использовать крылатые ракеты увеличенной дальности (по сравнению со штатной 9М728, которая летает на договорные 500 км). По их мнению, это, по сути, наземная версия ракеты 3М14 от комплекса «Калибр», то есть Россия пытается восстановить линию вооружений, пресекшуюся на «Рельефе».
Боевые пуски крылатых ракет ОТРК «Искандер-М»
Россия в ответ заявляет, что 9М729 действительно существует, но никаких договоров не нарушает.
«Характеристики 9М729 полностью соответствуют Договору», — заявил неделю назад глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов.
Генерал Владимир Дворкин, бывший глава 4-го ЦНИИ Минобороны, а ныне один из ведущих экспертов ИМЭМО РАН, на это заметил, что 11-й пункт 7-й статьи договора разрешает испытания крылатых ракет морского или авиаицонного базирования с наземных установок, которые предназначены только для этих испытаний и которые отличаются от пусковых для КР наземного старта.
«Можно предположить, что американцы иначе, чем мы, трактуют признаки отличия», — подчеркнул он.
Независимое военное обозрение
5:41 / 23.08.15
Российское оружие: Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
Разработка новой фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 — по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 — по системе управления; НИИ-125 — твердотопливные заряды двигателя; завод «Баррикады» — наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Первоначально на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве химической боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» / Фото:www.dogswar.ru
Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.
Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.
Блоки сопел двигателей 1-й (вверху) и 2-й (внизу) ступеней ракеты 9М76 комплекса 9К76 «Темп-С» / Фото: http://military.tomsk.ru
В середине 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), остальные характеристики остались без изменений. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Помимо «Темпа-С» в начале 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на твердом топливе. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность — до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.
Тактико-технические показатели
Дальность стрельбы, км | 900 |
КВО, м | 3000 (2000) |
Количество ступеней | 2 |
Длина, мм | 12380 (12780) |
Максимальный диаметр, мм | 1010 |
Стартовый вес, кг | 9300 |
Вес БЧ, кг | 530 |
Вес зарядов РДТТ, кг | 6880 |
Шасси | МАЗ-543А |
Длина ПУ, мм | 11490 |
Ширина ПУ, мм | 3050 |
Двигатель | Д12А-525А |
Мощность, л.с. | 525 |
Запас топлива,л | 520 |
Наименьший радиус разворота, м | 13.5 |
При написании материала использовались данные открытых интернет источников:
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта Информационно — новостная система «Ракетная техника».