0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочный ракетный комплекс РПК-2 «Вьюга» (СССР)

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 «Вьюга-65» / Д-90Т, ракета 81РТ

Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. «О создании новых противолодочных ракетных комплексов». Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор — Федор Федорович Петров, ведущий конструктор — Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С («спецзаряд»), вариант калибра 650 мм — Д-90Т («торпедный»). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования — были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса «Вьюга» (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ — для пуска из 533 мм торпедных аппаратов «Вьюга-53» / 81РА и для 650 мм ТА — «Вьюга-65» / 81РТ. Расшифровка обозначений: «РА» — ракета атомная, «РТ» — ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса «Вьюга-65» как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже — ОКБ «Новатор»), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.

Примечания[править | править код]

  1. Военный энциклопедический словарь. / Под ред. С. Ф. Ахромеева, ИВИМО СССР. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 598 — 863 с.
  2. Артиллерия // Энциклопедия «Кругосвет».
  3. 12Lehmann, Jörn
    . Einhundert Jahre Heidekrautbahn: eine Liebenwalder Sicht. — Berlin: ERS-Verlag, 2001. — S. 57 — 95 s. — (Liebenwalder Heimathefte; 4) — ISBN 3-928577-40-9.
  4. Zborowski, H. von
    ;
    Brunoy, S.
    ;
    Brunoy, O.
    BMW-Developments. // History of German Guided Missiles Development. — P. 297—324.
  5. 1234Backofen, Joseph E.
    Shaped Charges Versus Armor—Part II. //
    Armor
    : The Magazine of Mobile Warfare. — Fort Knox, KY: U.S. Army Armor Center, September-October 1980. — Vol. 89 — No. 5 — P. 20.
  6. Gatland, Kenneth William
    . Development of the Guided Missile. — L.: Iliffe & Sons, 1954. — P. 24, 270—271 — 292 p.
  7. 12Schilling, M.
    The Development of the V-2 Rocket Engine. // History of German Guided Missiles Development. — P. 296.
  8. Benecke, Theodor
    . Summary of German Developments in Guided Missiles. // History of German Guided Missiles Development. — P. 2.
  9. Колесов Н. Д.
    Экономический фактор победы в Великой Отчественной войне. // Великая Отечественная война: правда и вымысел : сборник статей. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. — Вып. 3 — С. 17.
  10. Шатагин Н. И.
    ,
    Прусанов И. П.
    Советская Армия — армия нового типа. — М.: Воениздат, 1957. — С. 224—280 с.
  11. Fitzsimons, Bernard
    . The Illustrated Encyclopedia of 20th Century Weapons and Warfare. — N.Y.: Columbia House, 1978. — Vol. 10 — P. 2603—2685 p.
  12. Перельман Я. И.
    Циолковский, его жизнь, изобретения и научные труды. — М.: Гостехнотеориздат, 1932. — С. 54 — 64 с.
  13. Г. Б.
    Зарубежные новинки артиллерийского вооружения. //
    Военный вестник
    : Общевойсковой и пехотный журнал РККА. — М.: Красная звезда, январь 1936. — № 1 — С. 65-67.
  14. К. А.
    Боевые зажигательные средства (по данным иностранной печати). //
    Вестник противовоздушной обороны
    . — М.: КОГИЗ, май 1936. — № 5 — С. 55-56.
  15. Ракета / Штернфельд А. // Рави — Роббиа. — М. : Советская энциклопедия, 1941. — С. 202. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 48).
  16. Чуйков В. И.
    Гвардейцы Сталинграда идут на запад. — М.: «Советская Россия», 1972. — С. 87-88 — 256 с.
  17. Чуйков В. И.
    В боях за Украину (Гвардейцы Сталинграда в боях против фашистских захватчиков за освобождение Советской Украины). — К.: Политиздат Украины, 1972. — С. 73 — 192 с.
  18. Чуйков В. И.
    От Сталинграда до Берлина. — М.: Воениздат, 1980. — С. 359 — 672 с. — (Военные мемуары).
  19. Jung, Philippe
    . The True Beginnings of French Astronautics 1938—1959 (Part 1). //
    History of Rocketry and Astronautics
    : Proceedings of the Thirty-Third History Symposium of the International Academy of Astronautics : Amsterdam, the Netherlands, 1999. — San Diego, Calif.: Univelt, 2007. — P. 83, 88 — 544 p. — (AAS History Series ; 28) — ISSN 0730-3564 — ISBN 978-0-87703-539-8.
  20. New Anti-tank Missile Ideas. // Aircraft
    : Official Organ of the Royal Aeronautical Society. — November 1965. — Vol. 45 — No. 2 — P. 24.
  21. Ваннах М.
    Арабская улица в цифровую эпоху Архивная копия от 13 февраля 2011 на Wayback Machine. //
    Компьютерра
    . — 10.02.2011
  22. Lipinski, Henry S.
    Supporting Research Feasibility Studies for Recoilless Rifle Ammo. // Army Research Task Summary. — Washington, D.C.: U.S. Army Research Office, Office of the Chief of Research and Development, 1961. — P. 307.
  23. Javelin против «Корнета»: какой ПТРК страшнее для танков // Свободная пресса, ноя 2016
  24. Храмчихин Александр.
    Глава 5. Военное строительство в Китае // Дракон проснулся? : Внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России : [рус.]. — 2 изд. — Москва : Ключ-С, 2020. — С. 63—64. — 192 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-906751-22-5.

История создания и ТТХ

Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного оружия. Среди них – два корабельных противолодочных ракетных комплекса: «Вихрь» для вооружения надводных кораблей и «Вьюга» для подводных лодок.

РПК-2 «Вьюга» (Индекс ГРАУ 81Р, по классификации НАТО SS-N-15 Starfish) — советский противолодочный ракетный комплекс многоцелевых АПЛ ВМФ СССР и ВМФ России. РПК-2 был принят на вооружение советского Военно-Морского Флота еще в 1969 году. В разное время данными ракетами вооружались отечественные многоцелевые ПЛА проектов 705, 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ(К) «Щука» и 971 «Щука-Б».

Стрельба противолодочными ракетами «Вьюга» осуществлялась через обычные 533-мм торпедные аппараты многоцелевых подводных лодок. Комплекс разрабатывался первоначально как аналог американского противолодочного комплекса Subrock. Впоследствии концепция комплекса была значительно скорректирована и получила свойства уникальности.

Разработка комплекса началась по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. “О создании новых противолодочных ракетных комплексов”. Разработка велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 Свердловска (генеральный конструктор – Ф.Ф. Петров, ведущий конструктор – Н.Г. Кострулин). Первоначальный вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С (“спецзаряд”). Следующий вариант калибра 650 мм – Д-90Т (“торпедный”).

В ОКБ-9 был также разработан проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты. По экспериментальным исследованиям были получены положительные результаты (испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке).

План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса “Вьюга” (тема Б-XII-54) был утвержден 31.01.1961 на ВПК при Совмине СССР. Разработка ядерной боевой части была поручена ВНИИА (главный конструктор А.А. Бриш). Системы управления ракет разрабатывал НИИ-25 (главный конструктор А.С. Абрамов). Испытательные стенды и опытную подводную лодку для испытаний разработало СКБ-143 (главный конструктор А.В. Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с различными ТТХ: для пуска из 533 мм торпедных аппаратов “Вьюга-53” / 81РА и для 650 мм ТА – “Вьюга-65” / 81РТ (“РА” – ракета атомная, “РТ” – ракета с торпедой).

АПЛ, оснащаемые ракетным противолодочным комплексом:

  • Подводные лодки проекта 705
  • Подводные лодки проекта 671 «Ёрш»
  • Подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»
  • Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука»
  • Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»
  • Подводная лодка проекта 661

В первую очередь была начата разработка комплекса “Вьюга-65″(как более сложного). План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. Результаты работ по комплексу были признаны неудовлетворительными. Через год вместе с группой конструкторов рабочая группа была переведена в ОКБ-8 Свердловска (позже – ОКБ “Новатор”). Главным конструктором комплекса назначен Л.В. Люльев.

Ракета 81РТ комплекса “Вьюга” выстреливались из горизонтального торпедного аппарата подводной лодки с глубины 50-60 метров. Происходил разворот ракеты на подводном участке. Автономная инерциальная бортовая система управления осуществляла стабилизацию и управление ракетой на подводном участке, а также ктивном и пассивном участках воздушной траектории. В качестве управляющих органов ракеты использовались решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата

Пробные пуски ракето-торпед “Вьюга-65” и “Вьюга-53” велись на Черном море: Сначала испытательные пуски ракет проводились с опытного стенда городе в Николаеве. Позднее – на полигоне у мыса Фиолент в Крыму. С 1964 года проводились пуски ракет с подводной лодки. Для этого по проекту, разработанному СКБ-143, на заводе №444 в городе Николаев была переоборудована опытная ПЛ С-65 проекта 613 – в носовой надстройке установлены два 650 мм торпедных аппарата.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 РТ-2ПМ «Тополь» (СССР)

Испытания ракетного комплекса. Хронология

ДатаПусковая платформаТип ракетКоличество пусковОписание
июль-август 1962 г.Донгузский полигон650 мм, макет9 пусковТретий этап испытаний, сухопутный, отработка отделения торпеды
октябрь-декабрь 1962 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пускаПервый этап испытаний твердотопливной маршевой ступени Д-93 / “Вьюга-65”, отработка выхода из торпедного аппарата и подводного участка траектории
апрель 1963 г. – февраль 1964 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У9 пусковВторой этап испытаний “Вьюги-65”, отработка подводного участка траектории
1965 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пуска“Вьюга-65”, успешным был всего один пуск
февраль 1965 г. – май 1967 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, макеты Д-95А с инерциальной системой управления, Д-95Б с телеметрическим оборудованием и ракеты 81РА21 пуск“Вьюга-53”, испытания на полигоне у Феодосии (Крым)
с 16 мая по 25 июля 1968 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, ракеты 81РА17 пусков“Вьюга-53”, Государственные испытания
Комплекс РПК-2 “Вьюга” с ракетой 81Р калибра 533 мм был принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР №617-209 от 4 августа 1969 г.

Пусковая установка – штатные 650-мм торпедные аппараты, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.

Глубина старта – 50-60 м.

Скорость выхода ракеты из ТА – 17 м/с.

ТТХ ракеты 81РТ: конструкция – классическая одноступенчатая твердотопливная ракета с решетчатыми аэродинамическими рулями, совершавшая полет по баллистической траектории с самонаводящейся торпедой в качестве боевой части.

Компоновка ракеты комплекса «Вьюга-65»: 1 – противолодочная торпеда АТ-2; 2 – тормозные щитки; 3 – устройство стабилизации торпеды; 4 – парашют; 5 – вытяжной парашют; 6 – приборный отсек; 7- узел стыковки; 8- короб кабельной сети; 9 – твердотопливный двигатель; 10- решетчатые рули.

Система управления и наведение – система управления ракет инерциальная разработки НИИ-25 ГКАТ (г.Москва), органы управления аэродиамические решетчатые рули. Управление ракетой происходит на всех этапах траектории. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК “Рубин” (и подобных).

На опытовой ПЛ пр.613РВ установлена система управления стрельбой “Вьюга К-613РВ”. На атомных ПЛ в состав вооружения которых входил комплекс использовались приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) “Ладога”. ПУТС “Ладога” впервые создан с использованием цифровой БЦВМ. Разработан ЦКБ “Полюс” Минсудпрома СССР, принят на вооружение в 1973 г.

  • стартовый – 4 х РДТТ
    Масса топлива – ок.25 кг
    Время работы – менее 5 сек
    Тип топлива – баллиститные пороха разработки НИИ-130
  • маршевый – РДТТ с узлом отсечки тяги для регулировки дальности, вскрываемым по команде бортовой аппаратуры системы управления, что позволяло точно обеспечить требуемое значение конечной скорости.
  • Масса топлива – ок.1500 кг
  • Время работы – ок.20 сек
  • Тип топлива – смесевое топливо разработки НИИ-130

ТТХ ракет:

81РТ
Калибр650 мм
Длина8200 мм
Массаболее 2200 кг
Дальность действиядо 40 км (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина пуска ракетыдо 50 м (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина поражения ПЛ противникадо 600 м

Типы БЧ:

Масса более 2200 кг

Дальность действия до 40 км

Глубина пуска ракеты до 50 м

Глубина поражения ПЛ противника до 600 м

Типы БЧ: ракета 81РТ (“торпедная”) – оснащалась управляемой торпедой АТ-2 приводнявшейся на парашюте в районе цели.

Предполагалось оснащение ракет двумя типами боевых частей: ударостойким специальным зарядом (ядерной БЧ) и самонаводящейся головной частью с обычным зарядом взрывчатого вещества весом 80-100 кг и неконтакным взрывателем. Самонаводящаяся головная часть должна была поражать вражеские подводные лодки, идущие со скоростью до 35-40 узлов на глубинах до 400 м и находящиеся в пределах действия системы самонаведения на удалении до 1 км. При этом скорость самой самонаводящейся головной части должна была составлять 40-45 узлов при запасе хода 8-9 км.

Поскольку не имелось ни внешних каналов управления, ни системы самонаведения, коррекции траектории полета цели не производилось. Высокое поражающее действие ядерной боевой части делал такую коррекцию излишней. Спецзаряд мощностью около 5 кт должен был гарантированно поразить подводную лодку противника в радиусе до 1500 м. Атомные ракетоносные подводные лодки были ее главной целью, но таковыми могли быть и дизельные лодки. При необходимости запуск ракеты можно было производить и с надводного корабля.

Траектория ракеты включала первый подводный участок траектории, активный и пассивный воздушные участки. С помощью сжатого воздуха ракета выстреливалась из штатного горизонтального торпедного аппарата подводной лодки, находящейся на глубине 40-60 м. После выхода из аппарата ракета производила разворот в вертикальной плоскости, включался стартовый двигатель, и ракета выходила из воды в воздух. В воздухе включался маршевый двигатель, продолжался разгон ракеты, активный участок траектории продолжался до отключения двигателя (время работы определялось заданной дальностью полета), по его окончании ракета продолжала полет по баллистической траектории. Инерциальная система вырабатывала команды управления, органами управления служили решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата.

https://posredi.ru/raketnyj-protivolodochnyj-kompleks-vjuga-tth.html 2020-06-02T19:00:22+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества армия,вооруженные силы,исследование,ракета,Россия Ракетный противолодочный комплекс ‘ВЬЮГА’ свердловского ОКБ-9 История создания и ТТХ Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного. lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz lesovoz_6996@mail.ru Author Посреди России

РПК-5 Ливень РБУ-10000

Ракетный противолодочный комплекс. Количество направляющих ПУ — 6. РПК «Ливень» разработан Московским институтом теплотехники, главный конструктор Н.П.Мазуров (группа разработчиков удостоена Государственной премии СССР за его создание) по решению ВПК при СМ СССР от 2 июля 1969 г. и по решению ВПК при СМ СССР №241 от 12.09.1972 г. Комплекс предназначен для поражения подводных лодок и торпед. Эскизный проект комплекса принят в 3-м квартале 1971 г. Бросковые испытания ракет с макетами гравитационных снарядов РПК по ПЛ-мишени пр.690 проводились с 23 апреля по 9 июня 1975 г. Пуски ракет по ПЛ-мишени пр.690 производились так же в ходе командно-тактических учений Черноморского флота в 1980 г. Испытания комплекса проводились с опытового малого противолодочного корабля МПК-5 пр.1124А (заводской №702).

В 1982 г. комплекс принят на вооружение. Серийное производство реактивных снарядов комплекса велось Петропавловским заводом тяжелого машиностроения (г.Петропавловск, источник). Предполагалось вооружить комплексом СКР пр.11540 «Ястреб» и другие корабли, но разработка комплекса была прекращена.

РПК-7 Ветер — SS-N-16 STALLION (1984 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-7 «Ветер», ракеты 86Р, 88Р, 100РУ — SS-N-16 STALLION

Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ «Новатор») по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор — Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 «О развитии работ по созданию подводного оружия» от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) — лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1984 г.


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК «Тверь» пр.949А ракеты комплексов «Водопад» и РПК-7 «Ветер», 2015 г. (фото — С.Коновалов, https://structure.mil.ru).

История создания и ТТХ

Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного оружия. Среди них – два корабельных противолодочных ракетных комплекса: «Вихрь» для вооружения надводных кораблей и «Вьюга» для подводных лодок.

РПК-2 «Вьюга» (Индекс ГРАУ 81Р, по классификации НАТО SS-N-15 Starfish) — советский противолодочный ракетный комплекс многоцелевых АПЛ ВМФ СССР и ВМФ России. РПК-2 был принят на вооружение советского Военно-Морского Флота еще в 1969 году. В разное время данными ракетами вооружались отечественные многоцелевые ПЛА проектов 705, 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ(К) «Щука» и 971 «Щука-Б».

Стрельба противолодочными ракетами «Вьюга» осуществлялась через обычные 533-мм торпедные аппараты многоцелевых подводных лодок. Комплекс разрабатывался первоначально как аналог американского противолодочного комплекса Subrock. Впоследствии концепция комплекса была значительно скорректирована и получила свойства уникальности.

Разработка комплекса началась по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. “О создании новых противолодочных ракетных комплексов”. Разработка велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 Свердловска (генеральный конструктор – Ф.Ф. Петров, ведущий конструктор – Н.Г. Кострулин). Первоначальный вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С (“спецзаряд”). Следующий вариант калибра 650 мм – Д-90Т (“торпедный”).

В ОКБ-9 был также разработан проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты. По экспериментальным исследованиям были получены положительные результаты (испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке).

План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса “Вьюга” (тема Б-XII-54) был утвержден 31.01.1961 на ВПК при Совмине СССР. Разработка ядерной боевой части была поручена ВНИИА (главный конструктор А.А. Бриш). Системы управления ракет разрабатывал НИИ-25 (главный конструктор А.С. Абрамов). Испытательные стенды и опытную подводную лодку для испытаний разработало СКБ-143 (главный конструктор А.В. Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с различными ТТХ: для пуска из 533 мм торпедных аппаратов “Вьюга-53” / 81РА и для 650 мм ТА – “Вьюга-65” / 81РТ (“РА” – ракета атомная, “РТ” – ракета с торпедой).

АПЛ, оснащаемые ракетным противолодочным комплексом:

  • Подводные лодки проекта 705
  • Подводные лодки проекта 671 «Ёрш»
  • Подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»
  • Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука»
  • Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»
  • Подводная лодка проекта 661

В первую очередь была начата разработка комплекса “Вьюга-65″(как более сложного). План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. Результаты работ по комплексу были признаны неудовлетворительными. Через год вместе с группой конструкторов рабочая группа была переведена в ОКБ-8 Свердловска (позже – ОКБ “Новатор”). Главным конструктором комплекса назначен Л.В. Люльев.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 15А18 Р-36М УТТХ (СССР)

Ракета 81РТ комплекса “Вьюга” выстреливались из горизонтального торпедного аппарата подводной лодки с глубины 50-60 метров. Происходил разворот ракеты на подводном участке. Автономная инерциальная бортовая система управления осуществляла стабилизацию и управление ракетой на подводном участке, а также ктивном и пассивном участках воздушной траектории. В качестве управляющих органов ракеты использовались решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата

Пробные пуски ракето-торпед “Вьюга-65” и “Вьюга-53” велись на Черном море: Сначала испытательные пуски ракет проводились с опытного стенда городе в Николаеве. Позднее – на полигоне у мыса Фиолент в Крыму. С 1964 года проводились пуски ракет с подводной лодки. Для этого по проекту, разработанному СКБ-143, на заводе №444 в городе Николаев была переоборудована опытная ПЛ С-65 проекта 613 – в носовой надстройке установлены два 650 мм торпедных аппарата.

Испытания ракетного комплекса. Хронология

ДатаПусковая платформаТип ракетКоличество пусковОписание
июль-август 1962 г.Донгузский полигон650 мм, макет9 пусковТретий этап испытаний, сухопутный, отработка отделения торпеды
октябрь-декабрь 1962 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пускаПервый этап испытаний твердотопливной маршевой ступени Д-93 / “Вьюга-65”, отработка выхода из торпедного аппарата и подводного участка траектории
апрель 1963 г. – февраль 1964 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У9 пусковВторой этап испытаний “Вьюги-65”, отработка подводного участка траектории
1965 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пуска“Вьюга-65”, успешным был всего один пуск
февраль 1965 г. – май 1967 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, макеты Д-95А с инерциальной системой управления, Д-95Б с телеметрическим оборудованием и ракеты 81РА21 пуск“Вьюга-53”, испытания на полигоне у Феодосии (Крым)
с 16 мая по 25 июля 1968 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, ракеты 81РА17 пусков“Вьюга-53”, Государственные испытания
Комплекс РПК-2 “Вьюга” с ракетой 81Р калибра 533 мм был принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР №617-209 от 4 августа 1969 г.

Пусковая установка – штатные 650-мм торпедные аппараты, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.

Глубина старта – 50-60 м.

Скорость выхода ракеты из ТА – 17 м/с.

ТТХ ракеты 81РТ: конструкция – классическая одноступенчатая твердотопливная ракета с решетчатыми аэродинамическими рулями, совершавшая полет по баллистической траектории с самонаводящейся торпедой в качестве боевой части.

Компоновка ракеты комплекса «Вьюга-65»: 1 – противолодочная торпеда АТ-2; 2 – тормозные щитки; 3 – устройство стабилизации торпеды; 4 – парашют; 5 – вытяжной парашют; 6 – приборный отсек; 7- узел стыковки; 8- короб кабельной сети; 9 – твердотопливный двигатель; 10- решетчатые рули.

Система управления и наведение – система управления ракет инерциальная разработки НИИ-25 ГКАТ (г.Москва), органы управления аэродиамические решетчатые рули. Управление ракетой происходит на всех этапах траектории. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК “Рубин” (и подобных).

На опытовой ПЛ пр.613РВ установлена система управления стрельбой “Вьюга К-613РВ”. На атомных ПЛ в состав вооружения которых входил комплекс использовались приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) “Ладога”. ПУТС “Ладога” впервые создан с использованием цифровой БЦВМ. Разработан ЦКБ “Полюс” Минсудпрома СССР, принят на вооружение в 1973 г.

  • стартовый – 4 х РДТТ
    Масса топлива – ок.25 кг
    Время работы – менее 5 сек
    Тип топлива – баллиститные пороха разработки НИИ-130
  • маршевый – РДТТ с узлом отсечки тяги для регулировки дальности, вскрываемым по команде бортовой аппаратуры системы управления, что позволяло точно обеспечить требуемое значение конечной скорости.
  • Масса топлива – ок.1500 кг
  • Время работы – ок.20 сек
  • Тип топлива – смесевое топливо разработки НИИ-130

ТТХ ракет:

81РТ
Калибр650 мм
Длина8200 мм
Массаболее 2200 кг
Дальность действиядо 40 км (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина пуска ракетыдо 50 м (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина поражения ПЛ противникадо 600 м

Типы БЧ:

Масса более 2200 кг

Дальность действия до 40 км

Глубина пуска ракеты до 50 м

Глубина поражения ПЛ противника до 600 м

Типы БЧ: ракета 81РТ (“торпедная”) – оснащалась управляемой торпедой АТ-2 приводнявшейся на парашюте в районе цели.

Предполагалось оснащение ракет двумя типами боевых частей: ударостойким специальным зарядом (ядерной БЧ) и самонаводящейся головной частью с обычным зарядом взрывчатого вещества весом 80-100 кг и неконтакным взрывателем. Самонаводящаяся головная часть должна была поражать вражеские подводные лодки, идущие со скоростью до 35-40 узлов на глубинах до 400 м и находящиеся в пределах действия системы самонаведения на удалении до 1 км. При этом скорость самой самонаводящейся головной части должна была составлять 40-45 узлов при запасе хода 8-9 км.

Поскольку не имелось ни внешних каналов управления, ни системы самонаведения, коррекции траектории полета цели не производилось. Высокое поражающее действие ядерной боевой части делал такую коррекцию излишней. Спецзаряд мощностью около 5 кт должен был гарантированно поразить подводную лодку противника в радиусе до 1500 м. Атомные ракетоносные подводные лодки были ее главной целью, но таковыми могли быть и дизельные лодки. При необходимости запуск ракеты можно было производить и с надводного корабля.

Траектория ракеты включала первый подводный участок траектории, активный и пассивный воздушные участки. С помощью сжатого воздуха ракета выстреливалась из штатного горизонтального торпедного аппарата подводной лодки, находящейся на глубине 40-60 м. После выхода из аппарата ракета производила разворот в вертикальной плоскости, включался стартовый двигатель, и ракета выходила из воды в воздух. В воздухе включался маршевый двигатель, продолжался разгон ракеты, активный участок траектории продолжался до отключения двигателя (время работы определялось заданной дальностью полета), по его окончании ракета продолжала полет по баллистической траектории. Инерциальная система вырабатывала команды управления, органами управления служили решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата.

https://posredi.ru/raketnyj-protivolodochnyj-kompleks-vjuga-tth.html 2020-06-02T19:00:22+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества армия,вооруженные силы,исследование,ракета,Россия Ракетный противолодочный комплекс ‘ВЬЮГА’ свердловского ОКБ-9 История создания и ТТХ Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного. lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz lesovoz_6996@mail.ru Author Посреди России

РПК-7 Ветер — SS-N-16 STALLION (1984 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-7 «Ветер», ракеты 86Р, 88Р, 100РУ — SS-N-16 STALLION

Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ «Новатор») по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор — Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 «О развитии работ по созданию подводного оружия» от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) — лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1984 г.


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК «Тверь» пр.949А ракеты комплексов «Водопад» и РПК-7 «Ветер», 2015 г. (фото — С.Коновалов, https://structure.mil.ru).

История создания и ТТХ

Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного оружия. Среди них – два корабельных противолодочных ракетных комплекса: «Вихрь» для вооружения надводных кораблей и «Вьюга» для подводных лодок.

РПК-2 «Вьюга» (Индекс ГРАУ 81Р, по классификации НАТО SS-N-15 Starfish) — советский противолодочный ракетный комплекс многоцелевых АПЛ ВМФ СССР и ВМФ России. РПК-2 был принят на вооружение советского Военно-Морского Флота еще в 1969 году. В разное время данными ракетами вооружались отечественные многоцелевые ПЛА проектов 705, 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ(К) «Щука» и 971 «Щука-Б».

Стрельба противолодочными ракетами «Вьюга» осуществлялась через обычные 533-мм торпедные аппараты многоцелевых подводных лодок. Комплекс разрабатывался первоначально как аналог американского противолодочного комплекса Subrock. Впоследствии концепция комплекса была значительно скорректирована и получила свойства уникальности.

Разработка комплекса началась по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. “О создании новых противолодочных ракетных комплексов”. Разработка велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 Свердловска (генеральный конструктор – Ф.Ф. Петров, ведущий конструктор – Н.Г. Кострулин). Первоначальный вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С (“спецзаряд”). Следующий вариант калибра 650 мм – Д-90Т (“торпедный”).

В ОКБ-9 был также разработан проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты. По экспериментальным исследованиям были получены положительные результаты (испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке).

План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса “Вьюга” (тема Б-XII-54) был утвержден 31.01.1961 на ВПК при Совмине СССР. Разработка ядерной боевой части была поручена ВНИИА (главный конструктор А.А. Бриш). Системы управления ракет разрабатывал НИИ-25 (главный конструктор А.С. Абрамов). Испытательные стенды и опытную подводную лодку для испытаний разработало СКБ-143 (главный конструктор А.В. Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с различными ТТХ: для пуска из 533 мм торпедных аппаратов “Вьюга-53” / 81РА и для 650 мм ТА – “Вьюга-65” / 81РТ (“РА” – ракета атомная, “РТ” – ракета с торпедой).

АПЛ, оснащаемые ракетным противолодочным комплексом:

  • Подводные лодки проекта 705
  • Подводные лодки проекта 671 «Ёрш»
  • Подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»
  • Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука»
  • Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»
  • Подводная лодка проекта 661

В первую очередь была начата разработка комплекса “Вьюга-65″(как более сложного). План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. Результаты работ по комплексу были признаны неудовлетворительными. Через год вместе с группой конструкторов рабочая группа была переведена в ОКБ-8 Свердловска (позже – ОКБ “Новатор”). Главным конструктором комплекса назначен Л.В. Люльев.

Ракета 81РТ комплекса “Вьюга” выстреливались из горизонтального торпедного аппарата подводной лодки с глубины 50-60 метров. Происходил разворот ракеты на подводном участке. Автономная инерциальная бортовая система управления осуществляла стабилизацию и управление ракетой на подводном участке, а также ктивном и пассивном участках воздушной траектории. В качестве управляющих органов ракеты использовались решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата

Пробные пуски ракето-торпед “Вьюга-65” и “Вьюга-53” велись на Черном море: Сначала испытательные пуски ракет проводились с опытного стенда городе в Николаеве. Позднее – на полигоне у мыса Фиолент в Крыму. С 1964 года проводились пуски ракет с подводной лодки. Для этого по проекту, разработанному СКБ-143, на заводе №444 в городе Николаев была переоборудована опытная ПЛ С-65 проекта 613 – в носовой надстройке установлены два 650 мм торпедных аппарата.

Читать еще:  100-мм нарезная танковая пушка Д10-ТГ (СССР)

Испытания ракетного комплекса. Хронология

ДатаПусковая платформаТип ракетКоличество пусковОписание
июль-август 1962 г.Донгузский полигон650 мм, макет9 пусковТретий этап испытаний, сухопутный, отработка отделения торпеды
октябрь-декабрь 1962 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пускаПервый этап испытаний твердотопливной маршевой ступени Д-93 / “Вьюга-65”, отработка выхода из торпедного аппарата и подводного участка траектории
апрель 1963 г. – февраль 1964 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У9 пусковВторой этап испытаний “Вьюги-65”, отработка подводного участка траектории
1965 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пуска“Вьюга-65”, успешным был всего один пуск
февраль 1965 г. – май 1967 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, макеты Д-95А с инерциальной системой управления, Д-95Б с телеметрическим оборудованием и ракеты 81РА21 пуск“Вьюга-53”, испытания на полигоне у Феодосии (Крым)
с 16 мая по 25 июля 1968 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, ракеты 81РА17 пусков“Вьюга-53”, Государственные испытания
Комплекс РПК-2 “Вьюга” с ракетой 81Р калибра 533 мм был принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР №617-209 от 4 августа 1969 г.

Пусковая установка – штатные 650-мм торпедные аппараты, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.

Глубина старта – 50-60 м.

Скорость выхода ракеты из ТА – 17 м/с.

ТТХ ракеты 81РТ: конструкция – классическая одноступенчатая твердотопливная ракета с решетчатыми аэродинамическими рулями, совершавшая полет по баллистической траектории с самонаводящейся торпедой в качестве боевой части.

Компоновка ракеты комплекса «Вьюга-65»: 1 – противолодочная торпеда АТ-2; 2 – тормозные щитки; 3 – устройство стабилизации торпеды; 4 – парашют; 5 – вытяжной парашют; 6 – приборный отсек; 7- узел стыковки; 8- короб кабельной сети; 9 – твердотопливный двигатель; 10- решетчатые рули.

Система управления и наведение – система управления ракет инерциальная разработки НИИ-25 ГКАТ (г.Москва), органы управления аэродиамические решетчатые рули. Управление ракетой происходит на всех этапах траектории. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК “Рубин” (и подобных).

На опытовой ПЛ пр.613РВ установлена система управления стрельбой “Вьюга К-613РВ”. На атомных ПЛ в состав вооружения которых входил комплекс использовались приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) “Ладога”. ПУТС “Ладога” впервые создан с использованием цифровой БЦВМ. Разработан ЦКБ “Полюс” Минсудпрома СССР, принят на вооружение в 1973 г.

  • стартовый – 4 х РДТТ
    Масса топлива – ок.25 кг
    Время работы – менее 5 сек
    Тип топлива – баллиститные пороха разработки НИИ-130
  • маршевый – РДТТ с узлом отсечки тяги для регулировки дальности, вскрываемым по команде бортовой аппаратуры системы управления, что позволяло точно обеспечить требуемое значение конечной скорости.
  • Масса топлива – ок.1500 кг
  • Время работы – ок.20 сек
  • Тип топлива – смесевое топливо разработки НИИ-130

ТТХ ракет:

81РТ
Калибр650 мм
Длина8200 мм
Массаболее 2200 кг
Дальность действиядо 40 км (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина пуска ракетыдо 50 м (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина поражения ПЛ противникадо 600 м

Типы БЧ:

Масса более 2200 кг

Дальность действия до 40 км

Глубина пуска ракеты до 50 м

Глубина поражения ПЛ противника до 600 м

Типы БЧ: ракета 81РТ (“торпедная”) – оснащалась управляемой торпедой АТ-2 приводнявшейся на парашюте в районе цели.

Предполагалось оснащение ракет двумя типами боевых частей: ударостойким специальным зарядом (ядерной БЧ) и самонаводящейся головной частью с обычным зарядом взрывчатого вещества весом 80-100 кг и неконтакным взрывателем. Самонаводящаяся головная часть должна была поражать вражеские подводные лодки, идущие со скоростью до 35-40 узлов на глубинах до 400 м и находящиеся в пределах действия системы самонаведения на удалении до 1 км. При этом скорость самой самонаводящейся головной части должна была составлять 40-45 узлов при запасе хода 8-9 км.

Поскольку не имелось ни внешних каналов управления, ни системы самонаведения, коррекции траектории полета цели не производилось. Высокое поражающее действие ядерной боевой части делал такую коррекцию излишней. Спецзаряд мощностью около 5 кт должен был гарантированно поразить подводную лодку противника в радиусе до 1500 м. Атомные ракетоносные подводные лодки были ее главной целью, но таковыми могли быть и дизельные лодки. При необходимости запуск ракеты можно было производить и с надводного корабля.

Траектория ракеты включала первый подводный участок траектории, активный и пассивный воздушные участки. С помощью сжатого воздуха ракета выстреливалась из штатного горизонтального торпедного аппарата подводной лодки, находящейся на глубине 40-60 м. После выхода из аппарата ракета производила разворот в вертикальной плоскости, включался стартовый двигатель, и ракета выходила из воды в воздух. В воздухе включался маршевый двигатель, продолжался разгон ракеты, активный участок траектории продолжался до отключения двигателя (время работы определялось заданной дальностью полета), по его окончании ракета продолжала полет по баллистической траектории. Инерциальная система вырабатывала команды управления, органами управления служили решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата.

https://posredi.ru/raketnyj-protivolodochnyj-kompleks-vjuga-tth.html 2020-06-02T19:00:22+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества армия,вооруженные силы,исследование,ракета,Россия Ракетный противолодочный комплекс ‘ВЬЮГА’ свердловского ОКБ-9 История создания и ТТХ Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного. lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz lesovoz_6996@mail.ru Author Посреди России

Крылатая ракета средней дальности П-120 «Малахит»

Комплекс был разработан научно-производственным объединением (НПО) Машиностроение (ОКБ-52) в 1963-1972 годах и представлял собой усовершенствованную модификацию комплекса П 70 «Аметист». При модернизации ракеты была улучшена система наведения, уменьшена высота полета, в 1.5 раза увеличена дальность стрельбы и обеспечена возможность пуска как с надводного положения, так и из-под воды.

ОТ «АМЕТИСТА» К «МАЛАХИТУ»

Первые крылатые ракеты, при всех своих достоинствах, могли стартовать только из надводного положения. Новые идеи дали возможность в конце 50-х годов прошлого века начать разработку крылатых ракет, которые можно было бы запускать из-под воды (такой проект в ОКБ-52 назвали «Аметист»). Во второй половине 60-х годов П-70 «Аметист» был принят на вооружение ВМФ СССР. На «Аметисте» использовался твердотопливный маршевый двигатель. Эта разработка на 10 лет опередила подобные разработки в странах Запада (первая крылатая ракета с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение в США только в 1977 году).

Вслед за «Аметистом» коллектив НПО «Машиностроение» приступил к разработке ракеты П-120 «Малахит», способной стартовать как с подводной лодки в подводном положении, так и с надводного корабля. Одним из требований проекта было обеспечение возможности старта новой ракеты из пусковой установки комплекса П-70.

Читать: Конструкция пистолета МСП «Гроза»

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Ракета П 120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. Стартовая масса составляла 3180 кг. а осколочно-фугасная боевая часть — 840 кг. Принципиальным отличием «Малахита» от «Аметиста» стал стартовый агрегат, обеспечивающий возможность и подводного, и надводного старта. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, которые дополнительно устанавливали на ракетах, запускаемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 был разработан КБ-2 авиазавода № 81 возглавляемого И. И. Картуковым. В неснаряженном состоянии он весил 627± 15 кг, а в снаряженном — 2776±25 кг. Тяга на разгонном режиме составляла 1200-1600 кгс а на маршевом участке — 600-950 кгс. Полное время работы маршевого двигателя составляло 385 с при температуре окружающей среды -2 °С и 360 с — при температуре +32 °С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70). Работы по созданию П-120 проводились под общим руководством генерального конструктора В. Н. Челомея. Комплекс П-120 «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 года. Серийное производство комплекса было развернуто на машиностроительном заводе № 47 в Оренбурге.

Читать: ТОС-1 А «Солнцепек»

С конца 1975 года и до середины 1980 года проводилась модернизация Малахита, была повышена надежность работы бортовой системы управления, существенно увеличились чувствительность, помехозащищенность и избирательность головки самонаведения. Было сокращено время выработки команд в корабельной системе управления Дунай-1234, усовершенствована трехконтейнерная пусковая установка.

Несмотря на то что в 1991 -1995 годах подводные лодки типа 670М, оснащенные П-120 были исключены из состава ВМФ России, «Малахит» до сих пор находится на вооружении малых кораблей флота.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

10 августа 2008 года во время грузиноюгоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой.

Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд.

Читать: ЗРК PAAMS

Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета Миража — Оса. Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector