Атомный ракетный крейсер
Содержание
Атомный ракетный крейсер
Атомный ракетный крейсер — подкласс ракетных крейсеров, отличающийся от других кораблей этого класса наличием ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Первые атомные крейсеры появились в 1960-х годах. В связи со значительной сложностью и крайне высокой стоимостью они имелись лишь в ВМС сверхдержав — США и СССР. В настоящий момент атомные ракетные крейсеры эксплуатируются только ВМФ России.
Содержание
- 1 Общие сведения
- 2 Постройка и испытания
- 2.1 История создания USS Albany (CA-123).
- 2.2 Предпосылки модернизации в ракетный крейсер.
- 2.3 Модернизация
- 2.4 Конструкция
- 2.5 Вооружение
- 2.5.1 Зенитное вооружение
- 2.5.2 Противолодочное вооружение
- 2.5.3 Противокорабельное вооружение
- 2.5.4 Стратегическое ударное вооружение
- 2.5.5 Авиационное вооружение
- 3 Служба
- 3.1 История службы до модернизации
- 3.2 История службы после модернизации
- 3.3 Однотипные корабли
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 5.1 Источники
- 5.2 Галерея изображений
- 5.3 Эту статью требуется викифицировать!
FF-1037 “Bronstein” 16.05.1961 / 31.03.1962 / 15.06.1963
FF-1038 “McCloy” 01.09.1961 / 09.06.1962 / 21.10.1963
Фрегаты типа «Бронштейн» (англ. Bronstein class frigates) — первые ракетные эскортные корабли ВМС США (серия из двух единиц). Первоначально классифицированы как эскортные эсминцы (destroyer escort, DE), а в 1975 году переклассифицированы в фрегаты (FF). Основной их задачей являлось противолодочное прикрытие десантных сил, кораблей снабжения и гражданских конвоев.Фрегаты типа «Бронштейн» были вторым (после «Дили») послевоенным типом эскортных эсминцев и первым типом, конструкция которых разрабатывалась полностью с нуля. Характерной особенностью этих кораблей было применение противолодочной ракетной системы ASROC и новой гидроакустической станции AN/SQS-26AX. До этого океанский эскорт осуществлялся в США эсминцами традиционного типа, вооружёнными бомбосбрасывателями и реактивными бомбомётами. Другой особенностью была новая форма корпуса (высокий надводный борт, скошенный под острым углом форштевень, вырез для буксируемой антенны на корме). На кораблях был применён также беспилотный вертолёт, не оправдавший возлагавшихся на него надежд. Головной корабль серии, FF-1037 «Бронштейн» был заложен 16 мая 1961 года на верфи Авондейл (Avondale Shipyards, Нью-Орлеан, шт. Луизиана) и вступил в строй 15 июня 1963 года.
В начале 1960-х годов океанские эскортные силы США состояли в основном из старых эсминцев времён Второй мировой войны, совершенно не удовлетворявших современным требованиям противолодочной обороны. ВМФ США предпринимали усилия, чтобы изменить ситуацию и вооружить эскортные корабли более современным противолодочным оружием, чем глубинные бомбы и бомбомёты типа «хеджхог». В качестве предшественников фрегатов типа «Бронштейн» следует назвать нереализованный проект дешёвого океанского эскортного эсминца «Клод Джонс» а также проект «Дили» (Dealey).
Основным оружием фрегатов типа «Бронштейн» был противолодочный ракетный комплекс ASROC, который имел 8-контейнерную поворотную пусковую установку Mk112 для противолодочных ракет. Боеголовка ракеты представляла собой малогабаритную 305-мм электрическую противолодочную торпеду Mk44 массой 450 кг с акустической системой самонаведения. Ракетный ускоритель c инерциальным наведением доставлял торпеду в указанную при старте точку на поверхности в радиусе 1,6-10 км. В качестве системы обнаружения подводных целей использовался смонтированный в носовой части корабля сонар EDO/General Electric AN/SQS-26AX (позднее заменён на AN/SQS-26AXR) а также буксируемая ГАС AN/SQR-15. Наведение противолодочного оружия осуществлялось системой управления Mk 114.
Артиллерийское вооружение состояло из спаренной 76-мм установки Mk33 с длиной ствола 50 калибров. Дальность стрельбы – 12,8 км, скорострельность – 50 выстрелов в минуту, максимальный угол возвышения – 85°, масса снаряда – 6 кг. Наведение осуществлялось системой управления артиллерийским огнём Mk56 с радаром AN/SPG-35.
Корабли несли по два трёхтрубных торпедных аппарата Mk32 для пуска 324-мм противолодочных торпед Mk46 (боезапас 14 торпед). Дальность хода торпеды — до 11 км, скорость — 40 узлов, система наведения – активная/пассивная акустическая, масса боеголовки — 44 кг. Корабли имели по две стационарных 6-ствольных пусковых установки Mk33 Loral Hycor для запуска инфракрасных помех на расстояние до 4 км и противоторпедную систему Mk6 Fanfare. Электронное оборудование состояло из радара обзора воздушной обстановки Lockheed AN/SPS-40 (диапазон E/F, дальность до 320 км), радара обзора поверхности Raytheon AN/SPS-10 (диапазон G), навигационного радара Marconi LN-66 (диапазон I).
Корабли были оснащены спутниковыми системами связи SSR-1, WSC-3 УКВ-диапазона. Средства электронного противодействия включали детекторы облучения радаром WLR-1, WLR-3; постановщики помех ULQ-6. Авиационное вооружение первоначально состояло из беспилотного вертолёта QH-50 DASH, от которого впоследствии отказались ввиду его неэффективности. Вертолёт базировался на взлётно-посадочной площадке в кормовой части корабля, ангар отсутствовал.
В отличие от эсминцев военного времени с гладкой палубой и большой седловатостью корпуса, «Бронштейн» имел более простой корпус с высоким бортом, скошенным под углом 45° форштевнем и вырезом на корме для буксируемого сонара. Стационарный сонар, смонтированный в носовом бульбе увеличил осадку корабля почти на 3 метра. Трубы и мачты были объединены в единую конструкцию, называемую мачтотрубой («mack» = mast + stack). Дым из котельных отделений проходил внутри трубчатой мачты и выходил через специальные направленные назад и в стороны патрубки. Одним из недостатков проекта была одновальная двигательная установка, полностью перенесённая с эскортных эсминцев типа «Дили» и не позволявшая этому более крупному кораблю развить скорость более 26 узлов. Слабым было артиллерийское вооружение, которое к тому же было единственным средством ПВО, предусмотренным на корабле.
В декабре 1983 года у атлантического побережья США фрегат «Макклой» (USS McCloy (FF-1038)) типа «Бронштейн» проводил испытания системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) с буксируемой гидроакустической антенной. За фрегатом наблюдала советская АПЛ К-324. Во время слежения К-324 намотала на винт 400 м кабеля антенны, в результате чего лишилась хода и была вынуждена всплыть. Лодка была взята под плотную опеку эсминцами «Питерсон» и «Николсон» (типа «Спрюэнс»), которые совершали рискованные манёвры за кормой лодки, пытаясь всеми способами вернуть намотавшийся кабель. Через 10 дней лодка была взята на буксир советским судном «Алдан» и отбуксирована на Кубу для ремонта.
1 октября 1993 года оба корабля были проданы Мексике. “Бронштейн” вступил в состав ВМС Мексики под названием E-42 “Hermenegildo Galeana” (в дальнейшем реклассифицирован в F202), “МакКлой” – под названием E-40 “Nicolas Bravo” (реклассифицирован в F201)
Водоизмещение:
2360 т (стандартное),
2960 т (полное)
Длина 113,4 м
Ширина 12,5 м
Осадка 7,0 м (сонар),
4,1 м (днище)
Двигатели 2 котла Foster-Wheeler, 1 турбина Westinghouse
Мощность 22000 л. с. (16,2 МВт)
Движитель 1
Скорость хода 26 узлов (48,2 км/ч)
Дальность плавания 4000 морских миль на 15 узлах
Экипаж 196 человек (16 офицеров)
Вооружение:
Артиллерия – 1 × 2 — 76-мм/50 Mk32
Противолодочное вооружение – 1 × 8 ПЛУР ASROC Mk116
Минно-торпедное вооружение – 2 × 3 торпедных аппарата Mk32
Компания ASROC начала разработку в качестве программы Rocket Assisted Torpedo (RAT) на испытательной станции военно-морской артиллерии в Чайна-Лейк в начале 1950-х годов для разработки противолодочного оружия надводного корабля против новых подлодок после Второй мировой войны, которые работали тише и с гораздо большей скоростью. и мог атаковать с гораздо большей дальности с помощью высокоскоростных самонаводящихся торпед. Кроме того, целью было воспользоваться преимуществами современных гидролокаторов с гораздо большей дальностью обнаружения. Торпеда с увеличенным радиусом действия, доставляемая с парашютом с воздуха, дала бы военным кораблям возможность атаковать вражеские подводные лодки с минимальным предварительным уведомлением. Программа RAT состояла из трех этапов: RAT-A, RAT-B и RAT-C. RAT-A (и его последователь, RAT-B) были попытками разработать компактную и экономичную противолодочную боевую систему для небольших боевых кораблей, но оказались либо ненадежными, либо имели слишком малую дальность действия. RAT-C — это программа по разработке противолодочного оружия, использующего глубинную ядерную бомбу. Для этого потребуется дальность не менее 8000 ярдов, чтобы избежать потенциального ущерба от подводного взрыва. В отличие от оригинальных ракет программы RAT, RAT-C был значительно больше, чтобы обеспечить необходимую дальность полета, и должен был быть установлен на более крупные военные корабли. После провала программ RAT-A и RAT-B, RAT-C был преобразован из автономного ядерного противолодочного оружия в оружие, которое могло использовать не только глубинную ядерную бомбу, но и самонаводящуюся противолодочную торпеду. Чтобы добиться необходимой точности, ракетную установку RAT-C пришлось модернизировать, установив более крупные боковые стабилизаторы. Эта программа, наконец, объединила надежность и точность, а также необходимую дальность действия. Однако до того, как RAT-C достиг первоначального рабочего состояния в 1960 году на борту большого лидера эсминцев ВМС США USS Norfolk , его название было изменено на нынешнее ASROC. ASROC был впервые развернут в 1961 году и в конечном итоге сделал подавляющее большинство надводных боевых кораблей USN ядерными.
Первая система ASROC с пусковой установкой МК-112 «Спичечный коробок» была разработана в 1950-х годах и установлена в 1960-х годах. Эта система была снята с производства в 1990-х годах и заменена системой вертикального запуска RUM-139 ASROC или «VLA».
После того, как надводный корабль, патрульный самолет или противолодочный вертолет обнаружит подводную лодку противника с помощью гидролокатора или других датчиков, он может передать положение подлодки кораблю, оборудованному ASROC, для атаки. Атакующий корабль затем выпустит ракету ASROC с акустической самонаводящейся торпедой или ядерную глубинную бомбу W44 по неуправляемой баллистической траектории к цели. В заранее определенной точке на траектории ракеты полезная нагрузка отделяется от ракеты и развертывает парашют, чтобы обеспечить приводнение и попадание в воду на низкой скорости и с минимальным обнаруживаемым шумом. Вход в воду активирует торпеду, которая управляется собственной гидролокаторной системой, и наводится на цель с помощью активного или пассивного гидролокатора .
Глубинная ядерная бомба W44
Глубинная ядерная бомба W44 поступила на вооружение в 1961 году, но не использовалась после одного или двух испытаний до вступления в силу Договора об ограниченном запрещении ядерных испытаний, запрещающего подводные ядерные испытания. Всего было произведено 575 единиц оружия. W44 весил 77 кг (170 фунтов), имел диаметр 35 см (13,75 дюйма) и длину 64 см (25,3 дюйма). После отделения полезной нагрузки неуправляемый W44 быстро затонул до заданной глубины, где взорвалась боеголовка мощностью 10 килотонн . ASROC с ядерным оружием никогда не использовался в бою. Ракеты ASROC с W44 были сняты с вооружения к 1989 году, когда все типы ядерных глубинных бомб были сняты с вооружения.
Второе поколение атомных ракетных крейсеров
Атомные ракетные крейсеры США
После некоторой паузы американские ВМС возобновили строительство атомных крейсеров. Это было связано как с накопленным опытом, так и с закладкой первого атомного авианосца типа «Нимиц». В 1970 году были заложены два корабля типа «Калифорния». Их основное вооружение вновь оказалось зенитным — 2 ПУ ЗРК «Тартар». Имелся также стандартный набор противолодочных средств, а артиллерия усилилась за счёт установки двух автоматизированных орудий калибра 127 мм. Энергетическая установка была значительно улучшена и появилась возможность брать на борт вертолёт, но лишь на посадочную площадку. Водоизмещение крейсеров этого типа превысило 10 000 тонн. Предполагалось построить 5 крейсеров типа «Калифорния», но от дальнейшего развития проекта отказались в пользу крейсеров типа «Вирджиния».
Крейсеры типа «Вирджиния» были усовершенствованным типом атомных крейсеров. В отличие от типа «Калифорния» на них установили ПУ для более дальнобойных ракет «Терьер», а также ангар для вертолёта. В перегруз можно было взять две винтокрылых машины. Крейсеры вступили в строй в период между 1976 и 1980 годами.
В 1980-х годах крейсеры типа «Калифорния» и «Вирджиния» прошли серьёзную модернизацию. Устаревшие зенитные ракеты были заменены на «Стандарт SM-2ER», ближнюю оборону обеспечивали 20-мм. зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс». Крейсеры получили также и ударное оружие — КР «Томагавк» и ПКР «Гарпун», превратившись таким образом в многоцелевые корабли. Следует заметить, что по возможностям ПВО они даже после модернизации серьёзно уступали крейсерам типа «Тикондерога», оснащённым системой «Иджис». Все они были списаны во второй половине 1990-годов.
В 1970-х годах в США велись проектные работы над атомным крейсером нового поколения CSGN (Cruiser strike, guided missile, nuclear). При водоизмещении близком к «Лонг Бич» этот корабль должен был нести ПУ для перспективных крылатых ракет SLCM, впоследствии принятую на вооружение как «Томагавк» (Tomahawk), ПУ ПКР «Гарпун», зенитную систему «Иджис», а также 203-мм. артустановку и вертолёты. До строительства дело не дошло — американский флот предпочёл строить относительно недорогие, но многочисленные «Тикондерога» с газотурбинной ЭУ.
Атомные ракетные крейсеры СССР
в 1960-х годах главной задачей Советского ВМФ считалась борьба с атомными ПЛ вероятного противника. Это привело к появлению невиданного ранее класса — больших противолодочных кораблей (БПК), чьей задачей стала ПЛО в морской и океанской зоне. Первенцем этих программ стал БПК проекта 61, считавшийся вполне удачным кораблём. На его концептуальной базе в 1962 году и начал создаваться проект 1144 атомного БПК. В соответствии с веяниями времени водоизмещение корабля поначалу ограничивалось 8000 тонн. Основным вооружением нового БПК должен был стать перспективный Универсальный ракетный комплекс (УРК), способный поражать все типы целей — воздушные, надводные и подводные. Дополнять его должны были артустановки калибра 57-76 мм, РБУ, торпедные аппараты и беспилотный вертолёт.
Фактически УРК остался на бумаге, беспилотный вертолёт также не был создан и в ТТЗ 1969 года состав вооружения был определён из противолодочного ракетного комплекса «Метель», ЗРК С-300Ф, ПУ ПКР «Малахит», артустановок калибра 130-мм. (А-217) и 30-мм. (АК-630), а также двух пилотируемых вертолётов Ка-252.
Всего было заложено и построено 4 тяжёлых атомных ракетных крейсеров (сокращённо ТАРКР) проекта 1144: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Юрий Андропов». Ещё один крейсер, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», был зачислен в списки Советского ВМФ, но не закладывался и 4 октября 1990 г. снят со строительства на Балтийском заводе.
С конца 1960-х годов параллельно с атомным БПК разрабатывался и атомный крейсер проекта 1165. Его основным вооружением предполагалось сделать ПКР «Гранит» (36—48 ракет в боекомплекте) и ЗРК С-300Ф. Ввиду того, что БПК 1144 постепенно приобретал черты многоцелевого корабля, в 1971 году было принято решение об объединении двух проектов [8] .
Содержание
- 1 Общие сведения
- 2 Постройка и испытания
- 2.1 История создания USS Albany (CA-123).
- 2.2 Предпосылки модернизации в ракетный крейсер.
- 2.3 Модернизация
- 2.4 Конструкция
- 2.5 Вооружение
- 2.5.1 Зенитное вооружение
- 2.5.2 Противолодочное вооружение
- 2.5.3 Противокорабельное вооружение
- 2.5.4 Стратегическое ударное вооружение
- 2.5.5 Авиационное вооружение
- 3 Служба
- 3.1 История службы до модернизации
- 3.2 История службы после модернизации
- 3.3 Однотипные корабли
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 5.1 Источники
- 5.2 Галерея изображений
- 5.3 Эту статью требуется викифицировать!
FF-1037 “Bronstein” 16.05.1961 / 31.03.1962 / 15.06.1963
FF-1038 “McCloy” 01.09.1961 / 09.06.1962 / 21.10.1963
Фрегаты типа «Бронштейн» (англ. Bronstein class frigates) — первые ракетные эскортные корабли ВМС США (серия из двух единиц). Первоначально классифицированы как эскортные эсминцы (destroyer escort, DE), а в 1975 году переклассифицированы в фрегаты (FF). Основной их задачей являлось противолодочное прикрытие десантных сил, кораблей снабжения и гражданских конвоев.Фрегаты типа «Бронштейн» были вторым (после «Дили») послевоенным типом эскортных эсминцев и первым типом, конструкция которых разрабатывалась полностью с нуля. Характерной особенностью этих кораблей было применение противолодочной ракетной системы ASROC и новой гидроакустической станции AN/SQS-26AX. До этого океанский эскорт осуществлялся в США эсминцами традиционного типа, вооружёнными бомбосбрасывателями и реактивными бомбомётами. Другой особенностью была новая форма корпуса (высокий надводный борт, скошенный под острым углом форштевень, вырез для буксируемой антенны на корме). На кораблях был применён также беспилотный вертолёт, не оправдавший возлагавшихся на него надежд. Головной корабль серии, FF-1037 «Бронштейн» был заложен 16 мая 1961 года на верфи Авондейл (Avondale Shipyards, Нью-Орлеан, шт. Луизиана) и вступил в строй 15 июня 1963 года.
В начале 1960-х годов океанские эскортные силы США состояли в основном из старых эсминцев времён Второй мировой войны, совершенно не удовлетворявших современным требованиям противолодочной обороны. ВМФ США предпринимали усилия, чтобы изменить ситуацию и вооружить эскортные корабли более современным противолодочным оружием, чем глубинные бомбы и бомбомёты типа «хеджхог». В качестве предшественников фрегатов типа «Бронштейн» следует назвать нереализованный проект дешёвого океанского эскортного эсминца «Клод Джонс» а также проект «Дили» (Dealey).
Основным оружием фрегатов типа «Бронштейн» был противолодочный ракетный комплекс ASROC, который имел 8-контейнерную поворотную пусковую установку Mk112 для противолодочных ракет. Боеголовка ракеты представляла собой малогабаритную 305-мм электрическую противолодочную торпеду Mk44 массой 450 кг с акустической системой самонаведения. Ракетный ускоритель c инерциальным наведением доставлял торпеду в указанную при старте точку на поверхности в радиусе 1,6-10 км. В качестве системы обнаружения подводных целей использовался смонтированный в носовой части корабля сонар EDO/General Electric AN/SQS-26AX (позднее заменён на AN/SQS-26AXR) а также буксируемая ГАС AN/SQR-15. Наведение противолодочного оружия осуществлялось системой управления Mk 114.
Артиллерийское вооружение состояло из спаренной 76-мм установки Mk33 с длиной ствола 50 калибров. Дальность стрельбы – 12,8 км, скорострельность – 50 выстрелов в минуту, максимальный угол возвышения – 85°, масса снаряда – 6 кг. Наведение осуществлялось системой управления артиллерийским огнём Mk56 с радаром AN/SPG-35.
Корабли несли по два трёхтрубных торпедных аппарата Mk32 для пуска 324-мм противолодочных торпед Mk46 (боезапас 14 торпед). Дальность хода торпеды — до 11 км, скорость — 40 узлов, система наведения – активная/пассивная акустическая, масса боеголовки — 44 кг. Корабли имели по две стационарных 6-ствольных пусковых установки Mk33 Loral Hycor для запуска инфракрасных помех на расстояние до 4 км и противоторпедную систему Mk6 Fanfare. Электронное оборудование состояло из радара обзора воздушной обстановки Lockheed AN/SPS-40 (диапазон E/F, дальность до 320 км), радара обзора поверхности Raytheon AN/SPS-10 (диапазон G), навигационного радара Marconi LN-66 (диапазон I).
Корабли были оснащены спутниковыми системами связи SSR-1, WSC-3 УКВ-диапазона. Средства электронного противодействия включали детекторы облучения радаром WLR-1, WLR-3; постановщики помех ULQ-6. Авиационное вооружение первоначально состояло из беспилотного вертолёта QH-50 DASH, от которого впоследствии отказались ввиду его неэффективности. Вертолёт базировался на взлётно-посадочной площадке в кормовой части корабля, ангар отсутствовал.
В отличие от эсминцев военного времени с гладкой палубой и большой седловатостью корпуса, «Бронштейн» имел более простой корпус с высоким бортом, скошенным под углом 45° форштевнем и вырезом на корме для буксируемого сонара. Стационарный сонар, смонтированный в носовом бульбе увеличил осадку корабля почти на 3 метра. Трубы и мачты были объединены в единую конструкцию, называемую мачтотрубой («mack» = mast + stack). Дым из котельных отделений проходил внутри трубчатой мачты и выходил через специальные направленные назад и в стороны патрубки. Одним из недостатков проекта была одновальная двигательная установка, полностью перенесённая с эскортных эсминцев типа «Дили» и не позволявшая этому более крупному кораблю развить скорость более 26 узлов. Слабым было артиллерийское вооружение, которое к тому же было единственным средством ПВО, предусмотренным на корабле.
В декабре 1983 года у атлантического побережья США фрегат «Макклой» (USS McCloy (FF-1038)) типа «Бронштейн» проводил испытания системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) с буксируемой гидроакустической антенной. За фрегатом наблюдала советская АПЛ К-324. Во время слежения К-324 намотала на винт 400 м кабеля антенны, в результате чего лишилась хода и была вынуждена всплыть. Лодка была взята под плотную опеку эсминцами «Питерсон» и «Николсон» (типа «Спрюэнс»), которые совершали рискованные манёвры за кормой лодки, пытаясь всеми способами вернуть намотавшийся кабель. Через 10 дней лодка была взята на буксир советским судном «Алдан» и отбуксирована на Кубу для ремонта.
1 октября 1993 года оба корабля были проданы Мексике. “Бронштейн” вступил в состав ВМС Мексики под названием E-42 “Hermenegildo Galeana” (в дальнейшем реклассифицирован в F202), “МакКлой” – под названием E-40 “Nicolas Bravo” (реклассифицирован в F201)
Водоизмещение:
2360 т (стандартное),
2960 т (полное)
Длина 113,4 м
Ширина 12,5 м
Осадка 7,0 м (сонар),
4,1 м (днище)
Двигатели 2 котла Foster-Wheeler, 1 турбина Westinghouse
Мощность 22000 л. с. (16,2 МВт)
Движитель 1
Скорость хода 26 узлов (48,2 км/ч)
Дальность плавания 4000 морских миль на 15 узлах
Экипаж 196 человек (16 офицеров)
Вооружение:
Артиллерия – 1 × 2 — 76-мм/50 Mk32
Противолодочное вооружение – 1 × 8 ПЛУР ASROC Mk116
Минно-торпедное вооружение – 2 × 3 торпедных аппарата Mk32