25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица CAESAR — CAESAR self-propelled howitzer

Самоходная гаубица CAESAR — CAESAR self-propelled howitzer

CAESAR ( CAMION Equipe d’ООН Système d’Artillerie ; французский : Грузовик оснащен артиллерийской системой ) является французский самоходный 155 мм / 52 калибра gun- гаубица , установленная на 6×6 шасси грузовика. В примерах, построенных для французской армии, используется шасси Renault Sherpa 10, в примерах, построенных для экспорта, используется шасси Unimog U2450L 6×6 . Платформа CAESAR была разработана бывшей GIAT Industries (теперь известной как Nexter ) и эксплуатируется вооруженными силами Франции, Индонезии, Саудовской Аравии и Таиланда.

Описание конструкции [ править ]

Самоходная артиллерийская установка на колёсном шасси (6×6) с кабиной для расчёта в передней части и артиллерийским орудием установленном открыто в задней части.

Кабина — бронированная, обеспечивает защиту от пуль калибра до 7,62 мм и осколков снарядов. Вместимость — 5 чел. Имеется система кондиционирования воздуха.

Вооружение: модернизированный вариант 155-мм орудия TR F1. Длина ствола составляет 52 калибров.

Установка оборудована системой управления огнём «Сигма-30», в состав которой входит приёмник навигационной систем NAVSTAR. Имеется автоматическая система подачи снарядов. Максимальная скорострельность орудия — 6 выстр./мин. Приводы системы наведения — гидравлические (основной) и ручной (вспомогательный).

Угол горизонтальной наводки при углах вертикальной наводки от 17 до 66 град. составляет 34 град, а при стрельбе прямой наводкой (углы вертикальной наводки от -3 до +10 град.) — 48 град. Наведение орудия выполняется с помощью системы управления огнём в автоматическом режиме, также может осуществляться вручную с помощью оптических приборов.

Для стрельбы применяются осколочно-фугасные, кассетные, дымовые, осветительные снаряды, активно-реактивные снаряды, а также противотанковые управляемые снаряды BONUS. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом — 42 км.

Система может транспортироваться самолётами C-130, С-160, A400M.

САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8×8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»

Министерство обороны Дании сообщило, что на шведском полигоне в Карлслога прошли первые стрельбы самоходной 155-мм гаубицы CAESAR 8×8 для датской армии. Эта установка разработана французской компанией Nexter совместно с чешской компанией Tatra. Известно, что новая САУ находится на вооружении ещё четырёх стран: Франции, Саудовской Аравии, Индонезии и Таиланда. В 2017 году Дания заказала 15 таких гаубиц, а в этом году законтрактовала ещё четыре.

Первые образцы новой гаубицы появились в 1994 году. Изначально 155-мм пушка была выполнена в варианте буксируемого орудия под названием TRF1. «Цезарь» является самоходной версией орудия. Орудие устанавливалось на шестиосные платформы Unimog 6×6 или Renault 6×6. Использование этих моделей шасси было обусловлено необходимостью транспортировки установки с помощью транспортного самолёта C-130. Однако эта совместимость сыграла злую шутку. Проблема заключалась в том, что габариты самолёта ограничивали максимальный перевозимый боезапас орудия, накладывали ограничение на бронирование и механизмы полуавтоматического заряжания. Из-за этого страдала боевая эффективность «Цезаря».

В стремлении расширить боевые возможности своего орудия французы обратились к чешской компании Tatra с просьбой разработать шасси, без оглядки на необходимость совмещения установки с C-140. Новое шасси 8×8, мощностью 410 л.с. лишено вышеупомянутых недостатков и стало максимально «гибким». Так как Caesar нацелен в первую очередь на рынок вооружений, то разработчикам была важна возможность адаптировать установку под требования заказчика.

Справка

Tatra является регулярным победителем некоторых сложнейших внедорожных ралли и гонок по всему миру, включая оригинальную гонку Париж — Дакар. Высокая проходимость их машин реализована, в основном, благодаря независимой подвеске с качающимися мостами, соединённой с пневматическими амортизаторами, что позволяет получить феноменальный ход колеса и постоянный контакт с грунтом, а следовательно, и оптимальное сцепление.

Несмотря на повышенный интерес к «Цезарю», вероятность того, что он в скором времени заполонит арсеналы разных стран, крайне мала. Дело в том, что у французской компании достаточно малые производственные мощности, которые не сравнятся с такими гигантами индустрии, как General Dynamics и Rheinmetall. Для наращивания объёмов производства САУ французская компания планирует провести слияние с концернами KMW и KANT.

Российская «Коалиция» против НАТО

Комплекс 2с35 «Коалиция-СВ» можно назвать российским аналогом «Цезаря». В первую очередь, из-за орудия — на 2С38 установлена пушка 2А88, калибра 152 мм. Во многом это орудие схоже как по характеристикам с французским, так и по предназначению: «Цезарь» и «Коалиция» созданы для уничтожения бронетехники и живой силы противника, а также разрушения фортификаций. Но во многом устройство установок отличается, и каждая из них имеет свои особенности.

САУ «Коалиция» была создана как своеобразный ответ на лучшие образцы артиллерийского вооружения НАТО. В начале 1990-х годов страны НАТО заключили «Совместный меморандум о баллистике». Данный документ регулировал требования к артиллерийским орудиям. Страны альянса приступили к работам над новыми САУ, а также модификацией уже существующих. Например, Германия выпустила САУ PzH 2000, на базе ранее отменённого проекта PzH 70. Россия также приняла меры по модификации своей артиллерии. В частности, в строй были возвращены САУ «Малка», известные как «Пион-М». Были начаты работы по модернизации гаубицы 2С19 «Мста», принятой на вооружение в 1989 году. После принятия меморандума о баллистике «Мста» начала стремительно отставать по характеристикам, и было принято решение о производстве модифицированной версии — 2С33 «Мста-СМ».

«»Коалиция-СВ» и «Мста» — системы разного направления. В перспективе «Коалиция» — это машина, которая предназначена для отдельных артиллерийских бригад, то есть специальных артподразделений. А «Мста» постепенно перейдёт в мотострелковые и танковые подразделения, отдельные дивизионы и артполки», — сообщает главный конструктор специального конструкторского бюро «Уралтрансмаш» Валерий Кукис.

«Коалиция» сделана на базе шасси танка Т-90. Орудие разработано специально для «Коалиции», на базе гаубицы Б-4. Среди предлагаемых вариантов также рассматривался вариант установки двуствольного орудия. В ходе испытаний, проводимых с 2004-го по 2005 год, от этой идеи пришлось отказаться: одноствольное орудие показало себя гораздо более надёжным и эффективным.

Стоит отметить, что разрабатывается и колёсная версия под названием «Коалиция-СВ-КШ». В качестве шасси будет использоваться доработанная и усиленная база грузового автомобиля КамАЗ-6560. Боевое отделение останется необитаемым, а экипаж будет располагаться в бронированной кабине.

Впервые мир увидел «Коалицию» на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. После прохода по Красной площади стало известно, что «Коалиция-СВ» поступит на вооружение Российской армии в 2020 году. Первыми новую САУ опробуют солдаты танковых подразделений, дислоцированных в Западном военном округе.

Издание National Interest отмечает, что «Коалиция-СВ» имеет существенное преимущество даже над самыми модернизированными вариантами M109 версии PIM, так как по дальности стрельбы основная американская САУ, возможно, существенно уступает «Коалиции-СВ», а дальность стрельбы, по мнению экспертов, является решающим преимуществом в артиллерийской дуэли.

Артиллерия нового поколения

Среди основных преимуществ «Цезаря» эксперты отмечают относительную дешевизну производства. Однако это преимущество влечёт за собой и существенные недостатки. Несмотря на дополнительное бронирование, реализованное в новом шасси, общий уровень защиты всё ещё остаётся достаточно низким. В то время как танковое шасси «Коалиции» гарантирует экипажу уровень защиты, аналогичный Т-90. Само орудие тоже хорошо защищено, в отличие от открытой пушки «француза». Но открытая пушка, а также конструкция, которая позволяет наклонить пушку параллельно земле, делают «Цезаря» более незаметным.

Читать еще:  Экспериментальный беспилотный ГЛА X-43A Hyper-X (США)

Как ни парадоксально, но скрытность французской САУ перестаёт быть преимуществом из-за слабой проходимости шасси по бездорожью. Разработчики отмечают, что 410-сильный двигатель позволяет развить скорость по шоссе до 80 км/ч. Но так как САУ предназначена для дислокации на огневых позициях вдалеке от поля сражения, желательно в местах, обеспечивающих маскировки — лесах и горах, то возникает необходимость преодоления пересечённой местности. А у «Цезаря» с этим проблемы. В то же время «Коалиция» с лёгкостью преодолевает сложные маршруты — за счёт гусеничного шасси. Мощность двигателя «Коалиции» составляет 1.000 л.с. Несмотря на большую, по сравнению с «Цезарем», мощность, скорость хода установки меньше из-за большой массы — 48 тонн против 30 — и гусеничного шасси.

Орудие «Цезаря» также проигрывает «Коалиции». Дальность стрельбы при использовании реактивных снарядов составляет 42 км. Российская САУ может стрелять на 80 км. Точность попадания на столь далёкие дистанции обеспечивается благодаря специальным управляемым снарядам, которые могут корректировать свой курс и ориентироваться по системе ГЛОНАСС.

Российская установка может перевозить почти в два раза больше снарядов — 70 против 40 у Caesar. Что касается скорострельности, то французская модель может совершать 6-8 выстрелов в минуту. Информация о скорострельности «Коалиции» на данный момент засекречена, однако известно, что артустановка может совершить более 10 выстрелов в минуту.

Важно, что электронные системы, установленные в САУ, действуют по схожему принципу. В «Коалиции» и «Цезаре» реализована система единого взаимодействия. За счёт использования современного оборудования установки могут быть интегрированы в единую систему связи, благодаря которой улучшается взаимодействие с командованием и другими подразделениями. Цифровые каналы связи позволяют оперативно отслеживать ситуацию на местности и выполнять автономный расчёт и корректировку стрельбы. Российская и французская системы следуют общемировому тренду на организацию подразделений бронетехники в единую информационную сеть.

Уже сейчас очевидно, что Caesar 8×8 пал жертвой необходимости адаптации установки под суровые требования. Даже несмотря на то, что отпала необходимость «подгонять» габариты машины под возможность транспортировки с помощью самолёта, разработчики всё равно были вынуждены «срезать углы» и адаптировать своё творение под непредсказуемые пожелания зарубежных заказчиков. Российским конструкторам предоставлена определённая «творческая свобода», ограниченная лишь требованиями Министерства обороны России и необходимостью догнать и перегнать обновлённые самоходки НАТО.

«Коалиции» всё ещё значительно превосходит «француза» в дальности стрельбы, носимом боезапасе и мощности. Мощная пушка останется главным преимуществом российской установки, даже когда на свет появится колёсная версия «Коалиции», которой предстоит гораздо более тесное противостояние с «Цезарем».

На вооружении

  • Франция — 77 единиц, по состоянию на 2012 год [11]
  • Таиланд — 6 единиц, по состоянию на 2012 год [11]
  • Индонезия — заказано 37 единиц, по состоянию на 2012 год [12]
  • Саудовская Аравия — 132 единицы, по состоянию на 2012 год [11][13]

«Циркон»: российское гиперзвуковое оружие вышло на новый уровень (Синьхуа)

Внешне береговое орудие А-222 похоже на автомобильную пушку. В качестве базы в нем используется автомобиль МАЗ-543 с колесной формулой 8 × 8, на котором установлен 130-мм артиллерийский комплекс, соединивший в себе технические и конструкторские решения, характерные для корабельной автоматической пушки АК-130 и самоходной гаубицы 2С19. Орудиями А-222 в сочетании с береговыми ракетными комплексами «Бастион-П» оснащают главным образом береговые войска ВМФ для запуска противокорабельных ракет с берега.

САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» — это автоматическая турель от гусеничной гаубицы «Коалиция-СВ» с 152-мм пушкой 2А88, поставленная на внедорожное шасси КамАЗ-6560 с колесной формулой 8 × 8. Все это сильно улучшило характеристики САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ»: она обладает высокой степенью автоматизации турели и большой скорострельностью, к тому же длина ствола новейшей пушки 2А88 составляет 52 калибра, а дальность высокоточной стрельбы достигает около 40 километров.

Данный образец вооружения имеет вполне очевидные недочеты — большой вес и затраты. Собственный вес пушки 2А88 составляет 35 тонн, что сильно снижает ее мобильност, а автоматическая турель по современным расценкам на рынке вооружения обходится весьма недешево и представляет собой вызов для российской экономики. И все же стране необходимо обеспечить вооружением и военной техникой многочисленные войска, заменить устаревшие пушки на новые. В такой ситуации Россия нуждается в дешевых и эффективных САУ на колесном шасси для восполнения дефицита и замены все еще состоящих на вооружении пушках на прицепах.

К тому же российская артиллерия превосходно показала себя в ходе гражданской войны на Украине в 2014 году и последовавшей за ней войне в Сирии. Нагрузка на Вооруженные силы, возросшая после этого, способствовала интенсификации разработки недорогих колесных САУ. Эти машины разработаны не только для того, чтобы соответствовать требованиям российской армии, но и для сохранения определенного количества самоходных артиллерийских установок в рядах Вооруженных сил. А также, что самое главное, работа по созданию колесных САУ станет хорошей тренировкой для ее разработчиков. Учитывая ситуацию в стране, прибыль от торговли оружием занимает значительное место в рамках ВВП России. В настоящее время колесные САУ, такие как французский «Цезарь» (CAESAR) или шведский «Арчер» (Archer) пользуются популярностью на международном рынке вооружения и хорошо продаются. Как крупный поставщик вооружения, Россия со своими колесными САУ не может не ухватить лакомый кусок этого «торта».

САУ «Мальва» показала могущество и силу российской армии

Устройство самоходной артиллерийской установки 2С43 «Мальва» помогает ей быстро развертываться и свертываться, время перехода из походного в боевой режим не превышает одну минуту. В отличие от обычных пушек, процесс перемещения и заряжания снаряда в САУ может проходить практически без помощи человека, что в значительной степени экономит время и человеческие ресурсы. В соответствии с боевой обстановкой, колесная САУ может быстро поменять направление и повернуться лицом к противнику, расположившемуся у нее за спиной. За короткий промежуток времени машины способна повернуться на 180 градусов и молниеносно отреагировать на ситуацию. САУ «умнее» обычной пушки, высокий уровень информатизации достигается благодаря возможности переносить на себе большое количество электронного оборудования. Французская САУ CAESAR оснащена трехкоординатной системой инерциальной навигации и позиционирования «Сигма-30» (Sigma 30), которая снабжает орудие данными о точном местоположении цели. Основываясь на результатах радиолокационного наблюдения, внутренняя система управления огнем осуществляет опознавание цели и определение ее принадлежности к дружественным войскам или силам противника, а система автоматической передачи данных поддерживает связь и обмен данными между САУ и вышестоящим командованием.

Принятие на вооружение новой колесной САУ станет большим достижением для российской артиллерии. Данное орудие не только обладает повышенной живучестью, стратегической маневренностью, оно также стало лучше реагировать в условиях экстремальной ситуации. Во время войны в Сирии САУ проявила себя не только в крупных сражениях, но и в уличных боях, оказывая мощную огневую поддержку. Легковесная колесная гаубица обладает хорошей маневренностью и отлично подходит для передвижения по дорогам со сложным рельефом.

Читать еще:  Авиационная ракета малой дальности Р-73Э (СССР)

Тип боеприпасов, применяемых пушками зависит от ситуации. Например, французская САУ «Цезарь» располагает разными снарядами для определенных обстоятельств. Могут использоваться гранаты, снаряды с насадкой для истечения донных газов, картечь, управляемые ракеты, мины, дымовые и осветительные снаряды.

Во время Сирийской и Афганской войны российские военные поняли все недостатки стационарных артиллерийских орудий, например, их недостаточную мобильность. Главное преимущество колесных САУ не в огневой мощи, а в маневренности. При помощи транспортного самолета С-130 одну САУ CAESAR с боеприпасами можно перевезти из Франции в Африку. Для самоходного артиллерийского орудия, передвигающегося на колесном шасси, достаточно всего лишь наличие проходимой дороги. Отличная стратегическая и тактическая мобильность колесных САУ подходит для современной артиллерии, от которой требуется переместить орудие на дальнее расстояние, быстро нанести удар и удалиться. Колесные САУ увеличили мощь и скорость обеспечения поддержки со стороны артиллерии. Учитывая все преимущества этих орудий, их принятие на вооружение поможет российской армии еще более уверенно чувствовать себя в рамках локальных вооруженных конфликтов.

Колесная САУ — мощное орудие, способное приспосабливаться к ситуациям на фронте. Улучшение маневренности и жизнеспособности самоходной артиллерийской установки сделало из нее более совершенное средство поддержки на поле боя и более наглядно раскрыло понятие «бога сухопутной войны».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Этот ВАТ отнюдь не ВАТ…

И ссылаются, в частности, на статью, опубликованную на сайте еженедельника «Военно-промышленный курьер» (http://vpk-news.ru) в выпуске за номером 26 (494) от 10 июля 2013 года.

Из нее следует, что шасси КАМАЗ-6560 (как и все семейство к которому оно относится) изначально создавалось для обычных транспортных операций по перевозке грузов, а не по техническим требованиям военных.

То есть КАМАЗ-6560 даже не относится к военной автомобильной технике (ВАТ). И при его создании не было соблюдено ключевое требование для ВАТ — обеспечение возможности передвижения по всем типам дорог и участкам местности. КамАЗ-6560 этому требованию изначально не отвечает.

Помимо этого, любой системе оружия на шасси КАМАЗ-6560 будет присущ целый букет врожденных недостатков. В их числе недостаточная габаритная ширина и высокое расположение центра масс.

Даже у обычного грузового автомобиля платформа для полезной нагрузки, расположена выше балки моста, выше узла подвески, выше рессоры. Это примерно 130 сантиметров. А у авто большой грузоподъемности типа «КамАЗ» данный показатель составляет все полтора метра. При этом центр масс у них расположен настолько высоко, что риск опрокидывания установки становится неоправданно высоким даже при движении по неровной грунтовке.

То, что подобные опасения не являются чрезмерными свидетельствует ДТП случившееся в октябре 2015 года недалеко от Сочи, когда ЗРПК «Панцирь-С1» на базе шасси КамАЗ-6560 не вписался в поворот на извилистом «серпантине» и потерпел крушение. К счастью, обошлось без пострадавших, машину поставили «на ноги» и она своим ходом прибыла в расположение части. Но, как отмечают эксперты, данное ЧП никак нельзя назвать случайным. Более того, в некотором роде, оно является запрограммированным особенностями конструкции.

Большая погрузочная высота этого шасси также затрудняет вписывание систем оружия на его базе в ж/д и авиагабариты. Имеет место недостаточная проходимость в связи с применением неразрезных мостов, зависимой подвески, недостаточной габаритной ширины. На испытаниях была выявлена недостаточная плавность хода. Еще один недостаток — низкая средняя скорость передвижения по пересеченной местности.

Примером того как шасси влияет на судьбу всей артсистемы можно считать САУ созданную еще во времена социалистической Чехословакии.

155 mm AU F1.

Французская 155mm самоходная гаубица AU F1, является заменой для стоявшей ранее на вооружении в армии Франции 155-мм самоходной гаубицы Mk F3 155mm, которая стояла на вооружение до 1976 года. Все Mk F3 были заменены к 1977 году на GCT 155 AU F1. В 1980 году эту же (первую в серии САУ) приняла на вооружение Саудовская Аравия. Несмотря на то, что САУ AU F1 на 60% тяжелее, чем американская М109а6, AU F1 более скорострельная, и имеет более сложную систему управления огнем. САУ была в производстве с 1977 по 1985 годы, в дальнейшем (по настоящее время) машины проходят постоянную модернизацию.

Операторы

Текущие операторы

  • Франция : первый заказ (на 5 гаубиц) был передан 20 сентября 2000 года. Первые пять единиц были поставлены в 2003 году. По результатам оценки основной заказ в 72 единицы был сделан в конце 2004 года. В июле 2008 года была поставлена ​​первая пушка калибра. Первая серия из восьми была поставлена французской армии . Хотя заказ еще не подписан, было установлено требование еще 32 CAESAR на шасси Tatra 8 * 8 для замены последнего Auf1 к 2030 году.
  • Индонезия : индонезийская армия приобрела 37 единиц CAESAR за 240 миллионов долларов, первые два из которых прибыли в середине сентября 2012 года. Еще 18 были приобретены в рамках последующего приказа, подписанного в феврале 2017 года.

Будущие операторы

  • Дания : 14 марта 2017 года CAESAR 8×8 был выбран в качестве новой артиллерийской системы Королевской датской армии . 19 гаубиц будут закуплены и установлены на грузовики Tatra 8 × 8. Поставки начнутся в 2021 году.
  • Марокко
  • Чешская Республика : В июне 2020 года CAESAR 8×8 выиграла контракт на 200 миллионов евро для чешской армии. Чешская армия решила закупить 52 гаубицы, которые будут установлены на чешскую Tatra 815–7T3RC1 8 × 8.

Описание конструкции

Самоходная артиллерийская установка на колёсном шасси (6х6) с кабиной для расчёта в передней части и артиллерийским орудием установленном открыто в задней части.

Кабина — бронированная, обеспечивает защиту от пуль калибра до 7,62 мм и осколков снарядов. Вместимость — 5 чел. Имеется система кондиционирования воздуха.

Вооружение: модернизированный вариант 155-мм орудия TR F1. Длина ствола составляет 52 калибров.

Установка оборудована системой управления огнём «Сигма-30», в состав которой входит приёмник навигационной систем NAVSTAR. Имеется автоматическая система подачи снарядов. Максимальная скорострельность орудия — 6 выстр./мин. Приводы системы наведения — гидравлические (основной) и ручной (вспомогательный).

Угол горизонтальной наводки при углах вертикальной наводки от 17 до 66 град. составляет 34 град, а при стрельбе прямой наводкой (углы вертикальной наводки от −3 до +10 град.) — 48 град. Наведение орудия выполняется с помощью системы управления огнём в автоматическом режиме, также может осуществляться вручную с помощью оптических приборов.

Для стрельбы применяются осколочно-фугасные, кассетные, дымовые, осветительные снаряды, активно-реактивные снаряды, а также противотанковые управляемые снаряды BONUS. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом — 42 км.

Система может транспортироваться самолётами C-130, С-160.

САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8×8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»

Министерство обороны Дании сообщило, что на шведском полигоне в Карлслога прошли первые стрельбы самоходной 155-мм гаубицы CAESAR 8×8 для датской армии. Эта установка разработана французской компанией Nexter совместно с чешской компанией Tatra. Известно, что новая САУ находится на вооружении ещё четырёх стран: Франции, Саудовской Аравии, Индонезии и Таиланда. В 2017 году Дания заказала 15 таких гаубиц, а в этом году законтрактовала ещё четыре.

Первые образцы новой гаубицы появились в 1994 году. Изначально 155-мм пушка была выполнена в варианте буксируемого орудия под названием TRF1. «Цезарь» является самоходной версией орудия. Орудие устанавливалось на шестиосные платформы Unimog 6×6 или Renault 6×6. Использование этих моделей шасси было обусловлено необходимостью транспортировки установки с помощью транспортного самолёта C-130. Однако эта совместимость сыграла злую шутку. Проблема заключалась в том, что габариты самолёта ограничивали максимальный перевозимый боезапас орудия, накладывали ограничение на бронирование и механизмы полуавтоматического заряжания. Из-за этого страдала боевая эффективность «Цезаря».

Читать еще:  Тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка» (СССР)

В стремлении расширить боевые возможности своего орудия французы обратились к чешской компании Tatra с просьбой разработать шасси, без оглядки на необходимость совмещения установки с C-140. Новое шасси 8×8, мощностью 410 л.с. лишено вышеупомянутых недостатков и стало максимально «гибким». Так как Caesar нацелен в первую очередь на рынок вооружений, то разработчикам была важна возможность адаптировать установку под требования заказчика.

Справка

Tatra является регулярным победителем некоторых сложнейших внедорожных ралли и гонок по всему миру, включая оригинальную гонку Париж — Дакар. Высокая проходимость их машин реализована, в основном, благодаря независимой подвеске с качающимися мостами, соединённой с пневматическими амортизаторами, что позволяет получить феноменальный ход колеса и постоянный контакт с грунтом, а следовательно, и оптимальное сцепление.

Несмотря на повышенный интерес к «Цезарю», вероятность того, что он в скором времени заполонит арсеналы разных стран, крайне мала. Дело в том, что у французской компании достаточно малые производственные мощности, которые не сравнятся с такими гигантами индустрии, как General Dynamics и Rheinmetall. Для наращивания объёмов производства САУ французская компания планирует провести слияние с концернами KMW и KANT.

Российская «Коалиция» против НАТО

Комплекс 2с35 «Коалиция-СВ» можно назвать российским аналогом «Цезаря». В первую очередь, из-за орудия — на 2С38 установлена пушка 2А88, калибра 152 мм. Во многом это орудие схоже как по характеристикам с французским, так и по предназначению: «Цезарь» и «Коалиция» созданы для уничтожения бронетехники и живой силы противника, а также разрушения фортификаций. Но во многом устройство установок отличается, и каждая из них имеет свои особенности.

САУ «Коалиция» была создана как своеобразный ответ на лучшие образцы артиллерийского вооружения НАТО. В начале 1990-х годов страны НАТО заключили «Совместный меморандум о баллистике». Данный документ регулировал требования к артиллерийским орудиям. Страны альянса приступили к работам над новыми САУ, а также модификацией уже существующих. Например, Германия выпустила САУ PzH 2000, на базе ранее отменённого проекта PzH 70. Россия также приняла меры по модификации своей артиллерии. В частности, в строй были возвращены САУ «Малка», известные как «Пион-М». Были начаты работы по модернизации гаубицы 2С19 «Мста», принятой на вооружение в 1989 году. После принятия меморандума о баллистике «Мста» начала стремительно отставать по характеристикам, и было принято решение о производстве модифицированной версии — 2С33 «Мста-СМ».

«»Коалиция-СВ» и «Мста» — системы разного направления. В перспективе «Коалиция» — это машина, которая предназначена для отдельных артиллерийских бригад, то есть специальных артподразделений. А «Мста» постепенно перейдёт в мотострелковые и танковые подразделения, отдельные дивизионы и артполки», — сообщает главный конструктор специального конструкторского бюро «Уралтрансмаш» Валерий Кукис.

«Коалиция» сделана на базе шасси танка Т-90. Орудие разработано специально для «Коалиции», на базе гаубицы Б-4. Среди предлагаемых вариантов также рассматривался вариант установки двуствольного орудия. В ходе испытаний, проводимых с 2004-го по 2005 год, от этой идеи пришлось отказаться: одноствольное орудие показало себя гораздо более надёжным и эффективным.

Стоит отметить, что разрабатывается и колёсная версия под названием «Коалиция-СВ-КШ». В качестве шасси будет использоваться доработанная и усиленная база грузового автомобиля КамАЗ-6560. Боевое отделение останется необитаемым, а экипаж будет располагаться в бронированной кабине.

Впервые мир увидел «Коалицию» на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. После прохода по Красной площади стало известно, что «Коалиция-СВ» поступит на вооружение Российской армии в 2020 году. Первыми новую САУ опробуют солдаты танковых подразделений, дислоцированных в Западном военном округе.

Издание National Interest отмечает, что «Коалиция-СВ» имеет существенное преимущество даже над самыми модернизированными вариантами M109 версии PIM, так как по дальности стрельбы основная американская САУ, возможно, существенно уступает «Коалиции-СВ», а дальность стрельбы, по мнению экспертов, является решающим преимуществом в артиллерийской дуэли.

Артиллерия нового поколения

Среди основных преимуществ «Цезаря» эксперты отмечают относительную дешевизну производства. Однако это преимущество влечёт за собой и существенные недостатки. Несмотря на дополнительное бронирование, реализованное в новом шасси, общий уровень защиты всё ещё остаётся достаточно низким. В то время как танковое шасси «Коалиции» гарантирует экипажу уровень защиты, аналогичный Т-90. Само орудие тоже хорошо защищено, в отличие от открытой пушки «француза». Но открытая пушка, а также конструкция, которая позволяет наклонить пушку параллельно земле, делают «Цезаря» более незаметным.

Как ни парадоксально, но скрытность французской САУ перестаёт быть преимуществом из-за слабой проходимости шасси по бездорожью. Разработчики отмечают, что 410-сильный двигатель позволяет развить скорость по шоссе до 80 км/ч. Но так как САУ предназначена для дислокации на огневых позициях вдалеке от поля сражения, желательно в местах, обеспечивающих маскировки — лесах и горах, то возникает необходимость преодоления пересечённой местности. А у «Цезаря» с этим проблемы. В то же время «Коалиция» с лёгкостью преодолевает сложные маршруты — за счёт гусеничного шасси. Мощность двигателя «Коалиции» составляет 1.000 л.с. Несмотря на большую, по сравнению с «Цезарем», мощность, скорость хода установки меньше из-за большой массы — 48 тонн против 30 — и гусеничного шасси.

Орудие «Цезаря» также проигрывает «Коалиции». Дальность стрельбы при использовании реактивных снарядов составляет 42 км. Российская САУ может стрелять на 80 км. Точность попадания на столь далёкие дистанции обеспечивается благодаря специальным управляемым снарядам, которые могут корректировать свой курс и ориентироваться по системе ГЛОНАСС.

Российская установка может перевозить почти в два раза больше снарядов — 70 против 40 у Caesar. Что касается скорострельности, то французская модель может совершать 6-8 выстрелов в минуту. Информация о скорострельности «Коалиции» на данный момент засекречена, однако известно, что артустановка может совершить более 10 выстрелов в минуту.

Важно, что электронные системы, установленные в САУ, действуют по схожему принципу. В «Коалиции» и «Цезаре» реализована система единого взаимодействия. За счёт использования современного оборудования установки могут быть интегрированы в единую систему связи, благодаря которой улучшается взаимодействие с командованием и другими подразделениями. Цифровые каналы связи позволяют оперативно отслеживать ситуацию на местности и выполнять автономный расчёт и корректировку стрельбы. Российская и французская системы следуют общемировому тренду на организацию подразделений бронетехники в единую информационную сеть.

Уже сейчас очевидно, что Caesar 8×8 пал жертвой необходимости адаптации установки под суровые требования. Даже несмотря на то, что отпала необходимость «подгонять» габариты машины под возможность транспортировки с помощью самолёта, разработчики всё равно были вынуждены «срезать углы» и адаптировать своё творение под непредсказуемые пожелания зарубежных заказчиков. Российским конструкторам предоставлена определённая «творческая свобода», ограниченная лишь требованиями Министерства обороны России и необходимостью догнать и перегнать обновлённые самоходки НАТО.

«Коалиции» всё ещё значительно превосходит «француза» в дальности стрельбы, носимом боезапасе и мощности. Мощная пушка останется главным преимуществом российской установки, даже когда на свет появится колёсная версия «Коалиции», которой предстоит гораздо более тесное противостояние с «Цезарем».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector