27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С-60 — 57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка обр

С-60 — 57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка обр. 1950 г.

57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка обр. 1950 г. С-60, была разработана в КБ Л. К. Локтева и поступила на вооружение Советской Армии в начале 1950-х годов взамен 37-мм буксируемой зенитной пушки обр. 1939 г.

Пушка предназначена для уничтожения воздушных целей на высоте до 6000 м (с применением артиллерийского вычислителя ПУАЗО) или 5500 м (при использовании полуавтоматического зенитного прицела), а также наземных, в том числе бронированных, целей на дальности до 12 000 м. В настоящее время для наведения и корректировки огня, для этих целей применяются интегрированные радиолокационно-вычислительные комплексы, по типу комплекса ВАЗА.

Пушка С-60 применяется в составе батареи. Для уничтожения воздушных целей используются унитарные выстрелы с осколочными трассирующими снарядами ОР-281 и 0Р-281У, а для уничтожения наземных бронированных целей — унитарные выстрелы с бронебойными трассирующими снарядами БР-281 и БР-281У. Осколочные снаряды оснащаются расположенным в боевой части взрывателем с самоликвидатором.

57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка С-60 обр. 1950 г.

Штатным тягачом пушки С-60 может быть автомобиль с колесной формулой 6х6: (ЗИЛ-151, «Урал-375Д» и др.) или артиллерийский тягач.

Кроме государств бывшего Советского Союза она состоит на вооружении армий более 35 стран, в том числе бывшего Варшавского договора, а также Алжира, Китая, Кубы, Египта, Индонезии, Ирака, Ирана, Ливии и бывшей Югославии. Орудие производилось в СССР, а также по лицензии в Польше и Китае (Тип 59).

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

А вернее её отсутствие. Да, укладки снарядов в передней и задней частях кузова прикрыты 12-мм бронещитками, однако подрыв боеукладки — меньшее, что должно волновать водителя зенитной самоходки 29-К.

Любой поражающий элемент на поле боя, от винтовочной пули до мельчайшего осколка артиллерийского снаряда, является критической угрозой существованию 29-К. Попадая под пулемётный обстрел, эта самоходка чаще всего не способна продержаться под градом свинца и 10 секунд, а тратить на неё целый снаряд противник скорее всего не захочет, так что даже случайного союзника гибель 29-К никак не спасёт. Экипаж из 6 человек, разбросанный по всей длине самоходки, позволяет выдержать пару-тройку пулемётных очередей, но не более, после чего противник перенесёт огонь чуть в сторону от уже уничтоженных артиллеристов, на чём боевая история 29-К и будет безвременно завершена. Захват точек (если до них удаётся добраться) также является делом выдающейся храбрости, ведь случайного арт-снаряда упавшего в 5 метрах от 29-К будет достаточно, чтобы полностью или на половину сократить экипаж бравых зенитчиков. Если же водитель 29-К замешкается и задержит свою машину на открытой местности хотя бы на несколько минут, то враждебно настроенные военно-воздушные силы быстро продемонстрируют ему ошибочность такого решения, уничтожив беззащитную зенитку одним точным пулемётным проходом.

В общем и целом, живучесть у 29-К никакая, и единственный шанс уцелеть на поле боя — это как можно реже попадаться противнику на глаза прячась по кустам и оврагам, либо выводить из строя танки противника раньше, чем те успеют повернуть свою башню и дать прицельного пулемётного стрекача.

Подвижность

В мечтах о светлом коммунистическом будущем, труженик тыла, грузовичок ЯГ-10, способен развить скорость в 70 км/ч, но на гораздо менее прозаичных, реальных полях сражений, будучи перегружен тяжеленным дальнобойным зенитным орудием, этот красный чемпион способен выдать лишь 17-20 км/ч, да и то, если косогор под колесом не подвернётся. А вот если уж косогор подвернулся и, за каким-то непонятным бесом, ЯГ-10 вынужден ехать в горку, то тут радость принесут и 7-10 км/ч, ведь иначе он просто скатится обратно вниз, несмотря на потуги водителя занять позицию повыгоднее или уйти из под неотвратимого арт-удара. В жарких песках зарубежных пустынь или на родных заснеженных просторах западной Европы, ЯГ-10 и вовсе не выдаст более 16 км/ч, но и на том ему спасибо.

В качестве памятки водителю сего чуда инженерной мысли, указано, что лучшим вариантом добраться до места боя, является активное пользование сетью городских и грунтовых дорог, на которых скорость и манёвренность ЯГ-10 существенно возрастают, но вместе с тем возрастает и риск попасть под вражеский обстрел. Кстати, один раз попав под обстрел противника, команда 29-К, скорее всего, больше под него не попадёт не разу, потому что под первым же обстрелом вся по братски и поляжет. Занять позицию в кустах на дальнем холме 29-К, также не сможет, ведь максимальный преодолеваемый подъем составляет всего 13°, а это немного меньше, чем немного. Когда же над головами зенитчиков разверзнутся облака, и с неба посыплются вражеские арт-снаряды, команда 29-К сможет наблюдать за фейерверком из первых рядов, ведь сделать что-то ещё кроме этого она всё равно не успеет.

Подвижность перегруженного ЯГ-10, пожалуй, даже хуже чем его живучесть, а значит на фоне подвижности, живучесть 29-К можно назвать положительной стороной. Для всех тех, кто захочет попробовать себя в роли мастера скрытных противотанковых засад совет будет простой — крепитесь.

Описание и характеристики орудия

Зенитное орудие 70-К имело ствол моноблок, навинтной казённик и вертикальный клиновой затвор. Автоматика ЗАУ работала за счёт энергии отдачи ствола при коротком откате ствола. Питание автомата патронами — непрерывное, вертикальное, велось с помощью обойм на 5 патронов. В откате участвовал пружинный досылатель броскового типа, связанный с казёнником.

Читать еще:  Артиллерийская установка АК-630 (СССР)

Охлаждение АУ было воздушным и являлось неудачным: так у 37-мм ствола с воздушным охлаждением длина непрерывной очереди составляла лишь 100 выстрелов по сравнению с не менее чем 158 у ствола с водяным охлаждением. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало заменять [1] , либо ждать его охлаждения около 1,5 часов.

  • Число орудий в АУ — 1
  • Длина ствола полная, мм/калибров — 2720/73,5 (с пламегасителем)
  • Длина нарезной части — 2054
  • Объём каморы — 0,267 дм³
  • Число нарезов — 16
  • Длина хода нарезов — 25 клб
  • Глубина нарезов — 0,45 мм
  • Скорость вертикального наведения (вручную)- 15 градусов
  • Скорость горизонтального наведения (вручную) — 19, 6 градусов
  • Длина отката — 150—170 мм
  • Высота линии огня — 10195 мм
  • Радиус обметания, дульным срезом/казённой частью — 2800/1080 мм
  • Вес качающейся части — 555 кг
  • Вес откатных частей ствола — 127,5 кг
  • Вес вращающейся части — 1100 кг
  • Общая масса АУ — 1350 кг
  • Расчёт — 5-6 чел.
  • Начальная скорость снаряда — 880 м/с
  • Дальность стрельбы баллистическая — 8400 м
  • Дальность стрельбы баллистическая по самоликвидатору — 4000 м
  • Масса осколочно-трассирующего патрона/снаряда — 1496/732 г
  • Масса бронебойно-трассирующего патрона/снаряда — 1522/758 г
  • Масса и марка пороха — 210 г (порох марки 7/7)

Конструкция 57-мм зенитной пушки С-60

Зенитная пушка С-60 является автоматическим оружием, действующим по принципу короткого отката ствола, запираемого с помощью поворота затвора. Ствол с нарезным каналом заканчивается однокамерным многооконным дульным тормозом.

На стволе установлен накатник пружинного типа. В орудии применяются поршнево-винтовой затвор, двигающийся вдоль оси пушки (перед первым выстрелом он открывается вручную), люлька цилиндрического типа, два пружинных уравновешивающих механизма буксирного типа, гидравлический шпиндельный тормоз отката с выравнивателем объема жидкости, полуавтоматический прицел векторного типа, щитовое прикрытие, четырехколесное шасси, подвешенное на рессорах опорных катков, а также верхний станок лафета с платформой, на которой расположены сиденья для трех дежурных.

На люльке расположен спусковой механизм, состоящий из автоматического и ножного спусков, а также механизм отвода затвора вручную. Пушка оснащена оборудованием для охлаждения ствола (после производства очереди из 40—50 выстрелов), принцип работы которого, основан на перекачивании жидкости через канал ствола.

C-60 приспособленная на шасси грузовика «Урал». Авторы занятной самоделки — сирийская арабская армия

Наведение орудия в обеих плоскостях производится с помощью электрического привода или вручную. Причем во время наведения вручную подъемный механизм имеет одну скорость наведения, а поворотный — две. Подъемный механизм установлен на платформе с левой стороны пушки, а поворотный механизм — с правой.

Питание С-6О происходит из обойм емкостью 4 выстрела, которыми вручную снаряжается магазин боеприпасов, расположенный с левой стороны люльки орудия.

В боевом положении орудие опирается на четыре винтовых подъемника (по одному с каждой стороны орудия), расположенных на откидных плечах, причем в случае необходимости из него можно вести стрельбу и из походного положения.

57-мм автоматическая зенитная пушка С-60 (СССР)

Опыт, накопленный ПВО за годы Великой Отечественной войны, требовал введения более мощной автоматической зенитной пушки, чем имевшиеся 37- и 40-мм орудия. В 1944 году начались опытно-конструкторские работы по 57-мм автоматической зенитной пушке. Точнее, заново создавался весь артиллерийский комплекс, включающий кроме орудия и боеприпасов средства обнаружения и сопровождения целей, приборы управления огнем, призванные уменьшить время реакции и качественно повысить точность стрельбы. Разработку пушки на конкурсной основе вели завод № 88, завод № 4 им. Ворошилова и ЦАКБ. В ЦАКБ, вскоре переименованном в ЦНИИАВ (г. Калининград МО), проектирование орудия вела группа Л.А. Локтева под общим руководством главного конструктора В. Г. Грабина.

Этот проект и выбрало ГАУ. Полигонные испытания орудия, получившего обозначение С-60, начались в конце 1946 года и выявили ряд существенных недостатков. Доработанный образец успешно прошел испытания на Донгузском полигоне в августе — сентябре 1949 года. В январе 1950 года «57-мм автоматическая зенитная пушка С-60» была принята на вооружение. С того же года велось ее серийное производство, к которому привлекли заводы №№4, 7, 92, 946.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

Автоматика орудия работала по схеме отдачи ствола с коротким ходом. Ствол-моноблок выполнен заодно с казенной частью. Запирание канала ствола производилось продольно скользящим поршневым затвором при его повороте. Подвижная система откатывалась и накатывалась внутри люльки. В люльке установлены гидравлические тормоз отката, буфер и пружинный накатник. Ствол снабжен дульным тормозом. С левой стороны люльки расположен магазин, в который вставлялись обоймы по четыре выстрела. К особенностям С-60 относились принудительная досылка патрона в камору ствола, экстракция стреляной гильзы и ее удаление за пределы автомата.

Установка орудия включала: станок с платформой, механизмами наводки, уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием; автоматический зенитный прицел; повозку. Платформа станка вращалась относительно повозки на шариковом погоне. На станке смонтированы подъемный и поворотный механизмы, спусковой механизм с ножным спуском. Наведение возможно с помощью ручных механизмов и следящего электрического привода, в ручном, полуавтоматическом или автоматическом режиме. Уравновешивающий механизм — пружинный. Автоматический зенитный прицел — механический, построительного типа. Повозка снабжена торсионным подрессориванием и четырьмя автомобильными колесами. На позиции откидывались боковые опоры, орудие вывешивалось на домкратах повозки.

БОЕКОМПЛЕКТ

Для стрельбы использовались унитарные выстрелы (патроны) со стальной или латунной гильзой. Боекомплект составляли выстрелы с осколочно-трассирующими и с бронебойно-трассирующими снарядами. Наличие бронебойных выстрелов позволяло вести борьбу с наземными бронецелями.

ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА

Зенитная батарея С-60 включала 6-8 орудий. Для управления огнем батареи поначалу использовался комплекс приборов, включавший стереоскопический дальномер Д-49, РЛС орудийной наводки СОН-9 (9А) и прибор управления зенитным огнем ПУАЗО-5А или ПУАЗО-6-60. В дальнейшем в НИИ-20 под руководством М. М. Косичкина для батарей С-60 был разработан радиолокационно-приборный комплекс РПК-1 «Ваза». РПК-1 размещался на автомобиле «Урал-375» и включал РЛС, телевизионно-оптический визир, аналоговый счетно-решающий прибор. Дальность обнаружения воздушных целей составляла 55 км, автоматического сопровождения — до 40 км. Данные целеуказания с ПУАЗО или с РПК-1 поступали на орудия по синхронным передачам и отрабатывались электрическими приводами пушек.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс «Sea Dart» (Великобритания)

С-60 стал первым отечественным артиллерийским комплексом с дистанционным наведением орудий с помощью следящих приводов. При боевой работе с зенитным прицелом на платформе орудия размещались пять номеров расчета (наводчики по азимуту и углу возвышения, установщики дальности и курса, заряжающий). При стрельбе по данным ПУАЗО оставались два-три номера. В состав зенитного артиллерийского комплекса входили также тягачи, передвижная электростанция трехфазного тока, ремонтная мастерская, подвижная артиллерийская ремонтная мастерская. Тягачами служили автомобили ЗиС-151, «Урал-375Д», позднее «Урал-4320», гусеничный АТ-П.

Модификации
АК-725 — Морская артиллерийская установка на базе пушки АЗП-57. Принята на вооружение в 1958 г.
ЗСУ-57-2 — Самоходная зенитная установка с двумя пушками АЗП-57 (индекс установки С-68). Рассматривался проект её использования /в новой башне/ при модернизации ПТ-76
АУ220М — универсальный необитаемый боевой модуль.
2С38 — зенитная пушечная установка на шасси БМП-3.

БОЕВОЙ ОПЫТ

Первое боевое применение С-60 состоялось в ходе Корейской войны. Боевой опыт заставил провести доработку орудия, и впоследствии оно демонстрировало высокую надежность и меткость. С-60 поставлялись более чем 40 странам, включая страны Варшавского Договора, Вьетнам, Кубу, страны Африки и Ближнего Востока. Они использовались в ходе Вьетнамской войны, арабо-израильских и ирано-иракской войн, войны в Заливе 1991 года. В Китае под обозначением Тип 59 выпускали копию С-60 с незначительными изменениями. Свои варианты выстрелов к С-60 выпускались в Китае и Венгрии.

Технические характеристики С-60
Тип оружия: одноствольная автоматическая пушка
Калибр: 57 мм
Выстрел: 57×348 мм SR
Энергия: 1400 кДж
Принцип действия: использование энергии отдачи при выстреле
Длина ствола: 4850 мм/85 клб
Нарезы: 24шт
Масса в боевом положении: 4,8 т
Зона обстрела по дальности: 6000 м
Зона обстрела по высоте: 5000 м
Максимальная скорость воздушной цели: 300 м/с
Скорострельность: 105-120 выстр./мин:
Практическая скорострельность: 70 выстр./мин
Максимальный угол возвышения: 87 град.
Минимальный угол склонения: -4 град.
Начальная скорость снаряда: 1000 м/с
Масса патрона: 6,61 кг
Масса снаряда: 2,8 кг
Боеприпасы: ОТ, ОЗТ, БЗТ, БРТ
Расчет: 6-8 человек
наведение на цель: ручное, электрическое, полуавтоматическое по нуль-индикаторам и автоматическое по данным радиоприборного комплекса РПК-1 (станции орудийной наводки СОН или прибора управления зенитным огне — ПУАЗО)

Вооружение

Основное орудие

Зенитное орудие 3-К (76-мм), которое пробивает практически всех на своём ранге. Благодаря совокупности характеристик: превосходной баллистики, отличной перезарядки, хорошей точности и мощности снаряда это орудие является фактически самым лучшим на своём БРе. Точность и баллистика снаряда позволяют уничтожать противника на дистанции 1.5-2 км. При топовом экипаже и купленных асах скорострельность возрастает до 12-13 встр./мин (4.7-5 сек), тем самым не давая врагам расслабиться. Имея такое превосходное орудие, мы можем успешно, на равных бороться с врагами находясь и на 1.0 БРа выше своего. Наша основная и главная проблема это очень медленная скорость наведения. Не редко бывает когда мы просто не успеваем довернуть орудие, поэтому эффективность даже по танкам ограничена, не говоря уж о самолётах.

Боекомплект состоит всего из двух снарядов, это бронебойный каморный снаряд БР-361 и осколочно-фугасный О-361. Бронебойный снаряд обладает отличным бронепробитием в 139 мм с 10 м и 124 мм с 500 м. Фугасный снаряд содержит 621 гр. взрывчатки, отлично подходит для уничтожения ЗСУ и САУ со слабой бронёй и открытыми рубками, и конечно самолётов (т.к пушка всё таки зенитная). Самое интересное — часто каморный снаряд БР-361 со 150 гр. взрывчатки, при пробитии танка в боевое отделение гарантирует «ваншот» противника не смотря на размеры танка и кол-во его экипажа. Так же довольно чувствительный взрыватель и его короткая задержка, позволяет стрелять по зениткам и др. машинам со слабой бронёй не применяя фугасный снаряд. Так же боеукладку можно не выгружать из-за превосходной скорострельности и небольшого размера боеукладки.

Недостатком автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательной работы основных механизмов: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора.

Соотношение между временем цикла — откат-накат ствола и временем работы всех остальных механизмов автомата (1 к 2) говорило о нерациональности используемой схемы. Свободное движение патронов в приёмнике допускало возможность их перекоса в магазине и задержкам.

Проведённые в 1940 году сравнительные испытания между советской 37-мм артустановкой 61-К и 40-мм американской ЗАУ «Бофорс» показали, что они не имеют существенных различий в своих основных характеристиках.

Конструкция 57-мм зенитной пушки С-60

Зенитная пушка С-60 является автоматическим оружием, действующим по принципу короткого отката ствола, запираемого с помощью поворота затвора. Ствол с нарезным каналом заканчивается однокамерным многооконным дульным тормозом.

На стволе установлен накатник пружинного типа. В орудии применяются поршнево-винтовой затвор, двигающийся вдоль оси пушки (перед первым выстрелом он открывается вручную), люлька цилиндрического типа, два пружинных уравновешивающих механизма буксирного типа, гидравлический шпиндельный тормоз отката с выравнивателем объема жидкости, полуавтоматический прицел векторного типа, щитовое прикрытие, четырехколесное шасси, подвешенное на рессорах опорных катков, а также верхний станок лафета с платформой, на которой расположены сиденья для трех дежурных.

На люльке расположен спусковой механизм, состоящий из автоматического и ножного спусков, а также механизм отвода затвора вручную. Пушка оснащена оборудованием для охлаждения ствола (после производства очереди из 40—50 выстрелов), принцип работы которого, основан на перекачивании жидкости через канал ствола.

C-60 приспособленная на шасси грузовика «Урал». Авторы занятной самоделки — сирийская арабская армия

Наведение орудия в обеих плоскостях производится с помощью электрического привода или вручную. Причем во время наведения вручную подъемный механизм имеет одну скорость наведения, а поворотный — две. Подъемный механизм установлен на платформе с левой стороны пушки, а поворотный механизм — с правой.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка Caesar (Франция)

Питание С-6О происходит из обойм емкостью 4 выстрела, которыми вручную снаряжается магазин боеприпасов, расположенный с левой стороны люльки орудия.

В боевом положении орудие опирается на четыре винтовых подъемника (по одному с каждой стороны орудия), расположенных на откидных плечах, причем в случае необходимости из него можно вести стрельбу и из походного положения.

57-мм автоматическая зенитная пушка С-60 (СССР)

Опыт, накопленный ПВО за годы Великой Отечественной войны, требовал введения более мощной автоматической зенитной пушки, чем имевшиеся 37- и 40-мм орудия. В 1944 году начались опытно-конструкторские работы по 57-мм автоматической зенитной пушке. Точнее, заново создавался весь артиллерийский комплекс, включающий кроме орудия и боеприпасов средства обнаружения и сопровождения целей, приборы управления огнем, призванные уменьшить время реакции и качественно повысить точность стрельбы. Разработку пушки на конкурсной основе вели завод № 88, завод № 4 им. Ворошилова и ЦАКБ. В ЦАКБ, вскоре переименованном в ЦНИИАВ (г. Калининград МО), проектирование орудия вела группа Л.А. Локтева под общим руководством главного конструктора В. Г. Грабина.

Этот проект и выбрало ГАУ. Полигонные испытания орудия, получившего обозначение С-60, начались в конце 1946 года и выявили ряд существенных недостатков. Доработанный образец успешно прошел испытания на Донгузском полигоне в августе — сентябре 1949 года. В январе 1950 года «57-мм автоматическая зенитная пушка С-60» была принята на вооружение. С того же года велось ее серийное производство, к которому привлекли заводы №№4, 7, 92, 946.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

Автоматика орудия работала по схеме отдачи ствола с коротким ходом. Ствол-моноблок выполнен заодно с казенной частью. Запирание канала ствола производилось продольно скользящим поршневым затвором при его повороте. Подвижная система откатывалась и накатывалась внутри люльки. В люльке установлены гидравлические тормоз отката, буфер и пружинный накатник. Ствол снабжен дульным тормозом. С левой стороны люльки расположен магазин, в который вставлялись обоймы по четыре выстрела. К особенностям С-60 относились принудительная досылка патрона в камору ствола, экстракция стреляной гильзы и ее удаление за пределы автомата.

Установка орудия включала: станок с платформой, механизмами наводки, уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием; автоматический зенитный прицел; повозку. Платформа станка вращалась относительно повозки на шариковом погоне. На станке смонтированы подъемный и поворотный механизмы, спусковой механизм с ножным спуском. Наведение возможно с помощью ручных механизмов и следящего электрического привода, в ручном, полуавтоматическом или автоматическом режиме. Уравновешивающий механизм — пружинный. Автоматический зенитный прицел — механический, построительного типа. Повозка снабжена торсионным подрессориванием и четырьмя автомобильными колесами. На позиции откидывались боковые опоры, орудие вывешивалось на домкратах повозки.

БОЕКОМПЛЕКТ

Для стрельбы использовались унитарные выстрелы (патроны) со стальной или латунной гильзой. Боекомплект составляли выстрелы с осколочно-трассирующими и с бронебойно-трассирующими снарядами. Наличие бронебойных выстрелов позволяло вести борьбу с наземными бронецелями.

ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА

Зенитная батарея С-60 включала 6-8 орудий. Для управления огнем батареи поначалу использовался комплекс приборов, включавший стереоскопический дальномер Д-49, РЛС орудийной наводки СОН-9 (9А) и прибор управления зенитным огнем ПУАЗО-5А или ПУАЗО-6-60. В дальнейшем в НИИ-20 под руководством М. М. Косичкина для батарей С-60 был разработан радиолокационно-приборный комплекс РПК-1 «Ваза». РПК-1 размещался на автомобиле «Урал-375» и включал РЛС, телевизионно-оптический визир, аналоговый счетно-решающий прибор. Дальность обнаружения воздушных целей составляла 55 км, автоматического сопровождения — до 40 км. Данные целеуказания с ПУАЗО или с РПК-1 поступали на орудия по синхронным передачам и отрабатывались электрическими приводами пушек.

С-60 стал первым отечественным артиллерийским комплексом с дистанционным наведением орудий с помощью следящих приводов. При боевой работе с зенитным прицелом на платформе орудия размещались пять номеров расчета (наводчики по азимуту и углу возвышения, установщики дальности и курса, заряжающий). При стрельбе по данным ПУАЗО оставались два-три номера. В состав зенитного артиллерийского комплекса входили также тягачи, передвижная электростанция трехфазного тока, ремонтная мастерская, подвижная артиллерийская ремонтная мастерская. Тягачами служили автомобили ЗиС-151, «Урал-375Д», позднее «Урал-4320», гусеничный АТ-П.

Модификации
АК-725 — Морская артиллерийская установка на базе пушки АЗП-57. Принята на вооружение в 1958 г.
ЗСУ-57-2 — Самоходная зенитная установка с двумя пушками АЗП-57 (индекс установки С-68). Рассматривался проект её использования /в новой башне/ при модернизации ПТ-76
АУ220М — универсальный необитаемый боевой модуль.
2С38 — зенитная пушечная установка на шасси БМП-3.

БОЕВОЙ ОПЫТ

Первое боевое применение С-60 состоялось в ходе Корейской войны. Боевой опыт заставил провести доработку орудия, и впоследствии оно демонстрировало высокую надежность и меткость. С-60 поставлялись более чем 40 странам, включая страны Варшавского Договора, Вьетнам, Кубу, страны Африки и Ближнего Востока. Они использовались в ходе Вьетнамской войны, арабо-израильских и ирано-иракской войн, войны в Заливе 1991 года. В Китае под обозначением Тип 59 выпускали копию С-60 с незначительными изменениями. Свои варианты выстрелов к С-60 выпускались в Китае и Венгрии.

Технические характеристики С-60
Тип оружия: одноствольная автоматическая пушка
Калибр: 57 мм
Выстрел: 57×348 мм SR
Энергия: 1400 кДж
Принцип действия: использование энергии отдачи при выстреле
Длина ствола: 4850 мм/85 клб
Нарезы: 24шт
Масса в боевом положении: 4,8 т
Зона обстрела по дальности: 6000 м
Зона обстрела по высоте: 5000 м
Максимальная скорость воздушной цели: 300 м/с
Скорострельность: 105-120 выстр./мин:
Практическая скорострельность: 70 выстр./мин
Максимальный угол возвышения: 87 град.
Минимальный угол склонения: -4 град.
Начальная скорость снаряда: 1000 м/с
Масса патрона: 6,61 кг
Масса снаряда: 2,8 кг
Боеприпасы: ОТ, ОЗТ, БЗТ, БРТ
Расчет: 6-8 человек
наведение на цель: ручное, электрическое, полуавтоматическое по нуль-индикаторам и автоматическое по данным радиоприборного комплекса РПК-1 (станции орудийной наводки СОН или прибора управления зенитным огне — ПУАЗО)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: