2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десантный корабль

  • 1 История появления
  • 2 Первая Мировая война
  • 3 Вторая Мировая война
    • 3.1 Десантные средства для пехоты
    • 3.2 Танкодесантные корабли
  • 4 Послевоенный период
    • 4.1 Универсальные Десантные Корабли и Вертолетоносцы
    • 4.2 Десантные корабли на воздушной подушке
    • 4.3 Сравнительная характеристика основных современных типов десантных кораблей разных государств
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Галерея изображений
  • 10 Видео

Корабли, с момента их появления, широко использовались для переброски войск и грузов по воде. В античности, в связи с огромной ролью мореплавания для тогдашней цивилизации, флот был необходим для ведения крупных войн. Он позволял быстро перебрасывать на большие расстояния целые армии, а затем и снабжать их, что было затруднительно сделать другими способами. К тому времени относится появление первых кораблей, способных перевозить сотни солдат со всем снаряжением.

Пионером в создании современных специальных высадочных средств в современную эпоху считается Великобритания. Ещё во время Крымской войны в 1854 году британцы применяли паромы для перевозки лошадей с кораблей на берег, представлявшие собой настилы над несколькими рядами связанных между собой пустых бочек. В 1878 году, при высадке на остров Крит британскую Индийскую кавалерию доставляли на берег специально построенные паромы. Эти суда уже обладали характерными признаками будущих десантных кораблей: малой осадкой, просторным трюмом и наличием откидывающейся передней стенки (аппарели), которая служила сходней после того, как носовая часть садилась на грунт.

Одним из ярких примеров десантных операций 19-го века может служить битва при Писагуа ( исп. Pisagua ) времен Второй Тихоокеанской войны , когда 2-го ноября 1879 г. Чилийская армия высадила около 1200 чел. на необорудованное побережье.

В середине 1960-х, ВМФ США занялся вопросами обеспечения ближней противовоздушной обороны для кораблей малого водоизмещения. Существующие зенитно-ракетные комплексы вроде RIM-24 Tartar с балочными пусковыми установками были слишком массивны для установки на корабли размерами меньше эсминцев и кроме того не обладали достаточной маневренностью ракеты чтобы поражать ракеты, подлетевшие вплотную к кораблю.

Некоторое время ВМФ рассматривал возможность адаптации для своих целей армейского тактического ЗРК MIM-46 Mauler, но эта зенитно-ракетная система, хотя и считалась перспективной, страдала от множества технических проблем и так и не была доведена до боевого применения. В конечном итоге, армия отказалась от разработки проекта, адаптировав вместо этого УРВВ AIM-9 Sidewinder на гусеничное шасси и получив не слишком дальнобойный, но зато надёжный и унифицированный по боеприпасам с ВВС, ЗРК MIM-72 Chaparral.

По аналогичному пути решил пойти и флот. Было решено адаптировать для корабельного применения УРВВ AIM-7 Sparrow. Эта ракета с полуактивным радиолокационным имела (формально) дальность действия до 32 км, и могла атаковать приближающиеся летательные аппараты на встречном курсе — в отличие от «Сайдвиндера», который имел тепловую ГСН и мог атаковать неприятельские самолеты только в хвост.

Под названием Basic point defence missile system (BPDMS), адаптация ракеты была проведена очень быстро. Пусковая установка, созданная на базе контейнерной пусковой RUR-5 ASROC, вмещала 8 ракет. Наведение их осуществлялось с помощью управляемых вручную радаров Mark 115. Принцип наведения был прост: оператор получая голосовые инструкции от поста РЛС общего обнаружения наводил радарную установку Mark-115 на визуально отслеживаемую цель, и «подсвечивал» её для полуактивных ГСН ракет. Пусковая установка автоматически повторяла движения радара, и поворачивалась вслед за ним в сторону противника.

Ранняя «Си Спэрроу» была далеко не идеальным оружием. Двигатель ракеты, рассчитанной на запуск с самолета, имел большую продолжительность горения, но малую тягу на старте, из-за чего ракета разгонялась весьма медленно. Дальность её действия была ограничена всего 10 километрами [1]

Габариты пусковой установки ракеты в итоге оказались больше расчетных, что не позволяло устанавливать систему на корабли водоизмещением меньше фрегата. И само по себе наведение ракеты с помощью управляемого вручную радара являлось несовершенным и ненадёжным решением. Необходимость для оператора радара видеть цель визуально ограничивала применение комплекса, делая его бесполезным в условиях плохой видимости. Лишь последующие модификации позволили улучшить характеристики комплекса.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Nike Ajax (США)

  • Масса:

230 кг

  • Длина: 3,64 метра
  • Диаметр: 0,203 м
  • Размах крыльев: 1,02 м
  • Дальность стрельбы:
    • Минимальная — 1,5 км
    • Максимальная — 20-30 км
  • Высота поражения:
    • Минимальная — 6 м
    • Максимальная — 15240 м
  • Боевая часть: осколочно-фугасная WDU-27/B
    • Масса БЧ: 40,5 кг
  • Двигательная установка: РДТТHercules MK-58
  • Скорость полёта: > 3,5 М
  • Пусковая установка: 8-зарядная Mk 29 Mod 1, УВП Mk 41 и Mk 48
  • Система управления стрельбой: Mk 91
  • Стоимость: $165 400
  • Послевоенный период

    Уже во время Второй Мировой обозначились 2 новых класса десантных кораблей, получивших значительное развитие в послевоенный период:

    • Десантные корабли-докиLSD ( англ. Landing Ship, Dock ) — корабли-доки предназначались для транспортировки загруженных десантных барж к месту высадки;
    • Самоходная десантная баржаLCU ( англ. Landing Craft Utility ) — средства доставки личного состава, транспорта и др. грузов с десантного корабля на берег.

    В ситуации, сложившейся после Второй Мировой войны, десантные силы большинства крупнейших морских держав имели весьма ограниченные возможности. Дело в том, что составляющие этих сил требуют крупных и, самое главное, постоянных затрат на подготовку морской пехоты и создание специализированных кораблей. Поэтому в течение многих лет после окончания войны ведущие страны Европы довольствовались приобретенными английскими и американскими судами постройки 1942-1945 годов.

    Опыт Второй Мировой выявил некоторые ограничения для проведения десантных операций на побережье — это необходимый рельеф дна, отсутствие препятствий, преодолимость береговой полосы и т.п. Появление вертолетов радикально изменило представления о высадке десанта на побережье. Как результат, помимо десантных кораблей, способных непосредственно высаживать десант на берег, многие страны, в частности США, стали использовать вертолётоносцы (по классификации СССР) или Универсальные десантные корабли ( англ. Amphibious assault ship ) в современной классификации. Это большие корабли, объединяющие в себе сразу несколько функций — перевозка личного состава (до 2 000 человек) с вооружением и техникой, док-камеру для высадки малых десантных средств и полётную палубу с ангаром для действий десантных вертолётов, вертолётов огневой поддержки и штурмовиков СВВП , а также являются штабом по управлению десантной операцией.

    Универсальные Десантные Корабли и Вертолетоносцы

    Родоначальником специализированного класса вертолетоносцев являются США. Американские и английские крейсера-вертолётоносцы (в т.ч. переданные Франции, Канаде, Австралии, Нидерландам), создавались на базе лёгких авианосцев, японские — из миноносцев. Специализированные крейсера-вертолётоносцы строили также СССР, Франция, Италия. Универсальные десантные корабли (LHA), помимо США, с недавних пор строят также Франция (в т.ч. для России), Испания (в т.ч. для Таиланда), Япония, Южная Корея, Австралия (совместно с Испанией).

    Однако, первая массированная высадка десанта с использованием вертолетов была произведена британцами во время Суэцкого кризиса (операция «Мушкетер») в 1956 г. Для этих целей 2 легких авианосца (HMS Ocean (R68) и HMS Theseus (R64)) были переоборудованы в вертолетоносцы, а авианосцы HMS Albion (R07) и HMS Bulwark (R08) типа Centaur в десантные авианосцы ( англ. Commando Carriers или Landing Platform Helicopter (LPH) ).

    Также очень активно транспортные десантные корабли landing ship logistics (LSL) использовались британскими ВМС в Фолклендской войне. В частности, танкодесантные корабли RFA Sir Percivale, RFA Sir Galahad, RFA Sir Geraint, RFA Sir Lancelot и RFA Sir Tristram, RFA Fort Austin, RFA Stromness и др. были задействованы в операции «Сатон» 20 мая 1982 г.

    ВМС США продолжали развивать идею универсального десантного корабля, разработав несколько разновидностей:

    • Десантный корабль-док — LSD ( англ. Landing Ship Dock )
    • Десантный вертолётоносец — LHA ( англ. Landing Helicopter Assault )
    • Десантный вертолётоносец корабль-док — LHD ( англ. Landing Helicopter Dock )
    • Десантный корабль-док — LPD ( англ. Landing Platform Dock ).

    Как правило, все корабли этого класса имеют вместительный грузовой отсек, возможность погрузки и транспортировки сухопутной техники и личного состава, а также оборудованы для оказания десанту поддержки с воздуха. Относительные различия между основными классами десантных кораблей представлены ниже (см. таблицу). Универсальные десантные корабли типа Tarawa(LHA) были разработаны с учетом опыта Вьетнамской войны и в дальнейшем получили развитие в типе WASP (LHD).

    Читать еще:  Ракетный комплекс большой дальности РК-55 / 3К12 «Рельеф» (СССР)

    Десантный вертолётный корабль-док (синоним — вертолётоносец) — разновидность авианосцев, специально предназначенная для несения вертолётов и самолетов ВВП и поэтому не имеющая самолётного взлётно-посадочного оборудования (катапульт, посадочных тросов). Как правило, одновременно является противолодочным, либо десантным кораблём. Может иметь в составе авиагруппы несколько самолётов с вертикальным или сверхкоротким взлётом. В процессе развития класса крупных десантных кораблей-доков в США выделились такие подклассы как LSD, LHA, LHD, LPD (см. таблицу).

    Модификации [ править | править код ]

    • RIM-7E — первая модель комплекса, принятая на вооружение в 1967 году. Вооружалась ракетой AIM-7E и имела ручное наведение радара подсветки с визуальным отслеживанием цели.
    • RIM-7F — модифицированная версия с ракетой AIM-7H
    • RIM-7H — модификация комплекса, предпринятая по инициативе европейских союзников США по НАТО, желавших оснастить свои лёгкие корабли компактным ЗРК. Первая модель, обозначавшаяся официально как «Sea Sparrow». Использовала ракету RIM-7H (не имевшую авиационного аналога), с раскладным крылом. Это позволяло хранить ракету в более компактных пусковых установках Mk-29, и устанавливать комплекс на более лёгкие корабли. Была усовершенствована и система наведения, РЛС подсветки целей MK-95 получила автоматическое управление и не нуждалась в операторе. Принят на вооружение в 1973 году.
    • RIM-7M — модификация комплекса с новой моноимпульсной ГСН и электроникой, адаптированной к применению на кораблях с автоматизированной системой управления огнём Mark 91. Использовала ракету AIM-7M. Первая версия комплекса, адаптированная также к применению на вертикальных пусковых Mk-41 и Mk-48.
    • RIM-7P — улучшенная версия комплекса под ракету AIM-7P. Имела увеличенный радиус действия, и автопилот, осуществляющий связь с бортовым компьютером по каналу передачи данных.

    Модификации

    • RIM-7E — первая модель комплекса, принятая на вооружение в 1967 году. Вооружалась ракетой AIM-7E и имела ручное наведение радара подсветки с визуальным отслеживанием цели.
    • RIM-7F — модифицированная версия с ракетой AIM-7H
    • RIM-7H — модификация комплекса, предпринятая по инициативе европейских союзников США по НАТО, желавших оснастить свои лёгкие корабли компактным ЗРК. Первая модель, обозначавшаяся официально как «Sea Sparrow». Использовала ракету RIM-7H (не имевшую авиационного аналога), с раскладным крылом. Это позволяло хранить ракету в более компактных пусковых установках Mk-29, и устанавливать комплекс на более лёгкие корабли. Была усовершенствована и система наведения, РЛС подсветки целей MK-95 получила автоматическое управление и не нуждалась в операторе. Принят на вооружение в 1973 году.
    • RIM-7M — модификация комплекса с новой моноимпульсной ГСН и электроникой, адаптированной к применению на кораблях с автоматизированной системой управления огнём Mark 91. Использовала ракету AIM-7M. Первая версия комплекса, адаптированная также к применению на вертикальных пусковых Mk-41 и Mk-48.
    • RIM-7P — улучшенная версия комплекса под ракету AIM-7P. Имела увеличенный радиус действия, и автопилот, осуществляющий связь с бортовым компьютером по каналу передачи данных.

    Вторая Мировая война

    Основное развитие специализированных десантных средств приходится на Вторую мировую войну и послевоенный период, что связано с масштабными и длительными боевыми действиями между США и Японией на просторах Тихого океана и последующим противостоянием СССР и США в холодной войне.
    Главным преимуществом десантных кораблей специализированной постройки является возможность высадки десантов и выгрузки грузов в необорудованных местах побережья, на пляжи, плёсы и др. для этих целей конструкцию их корпуса специально усиливали, по возможности придавая малую осадку и плоское днище. Кроме того, на десантные корабли иногда возлагалась роль непосредственной огневой поддержки десанта, для чего они обычно оснащались артиллерией, зенитными орудиями и ракетами, установками залпового огня (РСЗО).

    Одним из самых ярких примеров десантных операций времен Второй Мировой служит Операция «Нептун» ( англ. Operation Neptune ), день «Д» (англ. D-Day) или высадка в Нормандии ( англ. Normandy landings ) — морская десантная операция, проведенная в период с 6 июня по 25 июля 1944 года силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Являлась первой частью стратегической операции «Оверлорд» ( англ. Operation Overlord ) или Нормандской операции, предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции. Всего в операции было задействовано 6 939 кораблей различного назначения (1213 — боевых, 4126 — десантных и транспортных, 736 — вспомогательных и 864 — торговых судна).

    Читать еще:  Стратегический ракетный комплекс PC-24 «Ярс» (Россия)

    Десантные средства для пехоты

    LCVP, LCA и LCI
    Многие страны начали подготовку заранее, так США еще в в конце 1930-х отправили в разработку прототип Десантного средства для пехоты и автотранспортных средств ( англ. landing craft, vehicle, personnel (LCVP) ). За годы войны было построено более 20 000 LCVP.

    В это же время британцы были заняты разработкой своего десантного средства. Предложенное в ноябре 1938 года вариант Десантно-высадочного средстваLCA ( англ. Landing Craft Assault ) мог перевозить до 36 военнослужащих или 363 кг грузов. LCA стали наиболее популярным десантным средством в странах британского содружества и были задействованы в десантных операциях в Норвегии (1940), во время эвакуации из Дюнкерка (Операция «Динамо» англ. operation Dynamo или Дюнкеркская операция), во множественных операциях на средиземноморье, на дальнем востоке, в операциях Torch и Overlord.

    В процессе эволюции десантных средств появился пехотно-десантный катерLCI ( англ. Landing Craft Infantry ). Этот корабль был способен преодолеть 4000 миль и доставить из глубокого тыла до 200 военнослужащих. Первые LCI появились в 1943 году в Королевских ВМС и ВМС США и всего на верфях США было произведено 923 единицы, из которых 211 переданы по ленд-лизу Королевским ВМС.

    Танкодесантные корабли

    Отдельным подклассом десантных кораблей выступают специализированные средства перевозки тяжелого вооружения. Главным преимуществом десантных кораблей специализированной постройки является возможность высадки десантов и выгрузки грузов в необорудованных местах побережья, на пляжи, плёсы и др. Для этого они имеют усиленную конструкцию корпуса, по возможности малую осадку и плоское днище.

    MLC, TLC, LCT, LST, LCM
    Так на опыте высадке при Галлиполи (Дарданельская операция) в 1926 году был предложен проект моторизованного десантного катера — MLC ( англ. Motor Landing Craft ), который в дальнейшем британские инженеры переработали в малый танкодесантный корабль — TLC ( англ. Tank Landing Craft ), а по номенклатуре армии США они значились как «Landing Craft Tank» (LCT). За годы Второй Мировой класс LCT пополнился 8-ю разновидностями, отличающимися водоизмещением и ходовыми качествами.

    Другим примером специализированного десантного средства для перевозки танков был подкласс танкодесантных кораблейLST ( англ. Landing Ship, Tank ).

    После Дюнкеркской операции в 1940 г. Адмиралтейством была поставлена задача в разработке специального корабля, способного перевозить танки через океан и высаживать их на берег. Первым представителем этого типа явился HMS Boxer (1942). Ранее для этих целей использовали переделанные танкеры (тип Maracaibo). Так как до войны ВМС США не имели десантных средств для перевозки тяжелой техники, но явно в них нуждались, британское Адмиралтейство предложило Корабельному Бюро в США заняться совместным выпуском LST на базе HMS Boxer. Так был разработан проект LST Mk.2 и Mk.3.

    Десантные катера типов LCM 1-8 — многочисленная серия десантных катеров Королевских ВМС и ВМС США времён Второй мировой войны, предназначенная для перевозки транспортных средств. Также как LCT и LST они также могли перевозить танки.

    • Масса:

    230 кг

  • Длина: 3,64 метра
  • Диаметр: 0,203 м
  • Размах крыльев: 1,02 м
  • Дальность стрельбы:
    • Минимальная — 1,5 км
    • Максимальная — 20-30 км
  • Высота поражения:
    • Минимальная — 6 м
    • Максимальная — 15240 м
  • Боевая часть: осколочно-фугасная WDU-27/B
    • Масса БЧ: 40,5 кг
  • Двигательная установка: РДТТHercules MK-58
  • Скорость полёта: > 3,5 М
  • Пусковая установка: 8-зарядная Mk 29 Mod 1, УВП Mk 41 и Mk 48
  • Система управления стрельбой: Mk 91
  • Стоимость: $165 400
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector