2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1 (СССР)

Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1 (СССР)

  • Главная
  • Новости
  • Фото/Видео
    • Фото
    • Видео
  • BLOG
    • Авиация и кино
    • Военная авиация
    • Авиация и музыка
    • Авиация и литература
    • Авторские статьи
    • Стюардессы
    • Полезная информация
    • Авиа юмор
    • Статьи
    • Календарь
    • Обзоры полетов
    • Вероятность катастрофы
    • Онлайн табло
    • Расчет расстояния
    • Биржа акций
    • Сравнение авиатехники
    • Разговоры в кабине пилотов
    • Узнать самолет по номеру рейса
  • Энциклопедия
    • Авиация и кино
    • Военная авиация
    • Гражданская авиация
    • Авиация и литература
    • Полезная информация
    • Вертолеты
    • Летчики
    • Заводы
    • Учебные заведения
    • Униформа
    • Авиа игры
    • Агрегаты и узлы авиа техники
    • Авиакатастрофы
    • Арсенал
    • Боевые самолеты
    • Беспилотные л.а.
  • Статьи
  • Самолёты
  • Аэропорты
  • Вертолеты
  • Авиакомпании
  • Авиабилеты

Транспортное средство

Каждый TEL несет четыре готовые к пуску ракеты, но обычно не имеет ракет для перезарядки. Перезарядка выполняется вручную и обычно занимает около 5 минут. Ящики для ракет опускаются для транспортировки, чтобы уменьшить общую высоту машины. У водителя и командира есть перископы для просмотра за пределами машины при закрытых люках.

Другим важным изменением в шасси БРДМ-2, помимо новой башни, является удаление опорных колес (которые, предположительно, предназначены для улучшения внедорожных характеристик). У водителя и командира есть системы инфракрасного зрения. Автомобиль имеет стандартную защиту NBC ( ядерную, биологическую и химическую ), включая избыточное давление. Ракеты складываются по бокам башни, что значительно снижает высоту машины во время полета. Каждый автомобиль весит около 7 тонн (7,7 коротких тонн) и оснащен двигателем мощностью 104 кВт (140 л.с.) и центральной системой контроля давления в шинах.

Тактико-технические характеристики

У этого ЗРК ТТХ отличаются высокой скоростью реакции и мобильностью. Время готовности снаряда к запуску может варьироваться от пяти до десяти секунд, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется техника. Прием целеуказаний осуществляется за 3-5 секунд. Искажение данных по азимуту на расстоянии 6 – 25 км от объекта составляет – 1,5 градуса.

Кроме того у ЗРК «Стрела-10» достойные характеристики дальности стрельбы, а именно максимальная дистанция до цели с показателем вероятности поражения цели до 99,5 процентов равна 5 километрам. При этом высота полета варьируется в пределах от 25 до 3500 м. Скорость движения ракеты на встречных курсах составляет около 1500 км в час, вдогонку – до 1110 км в час. Распознавание воздушных целей происходит на дальности до 12 тыс. метров.

Перевод установки в боевое положение из маршевого занимает не больше 20 с. Время полной перезарядки (четыре ракеты) варьируется в пределах 2-3 минут. На свертывание активных боевых средств уходит 3 минуты.

Общий вес ЗРК «Стрела-10» составляет 12,3 тонны. При этом машина развивается скорость движения по плаву до 6 км в час, а на грунте до 61,5 км в час.

Развертывание

Стрела-1 использовалась в батареях ПВО ближнего действия советских мотострелковых и танковых полков. Батарея состояла из артиллерийского взвода из четырех ЗСУ-23-4 « Шилка» и взвода ЗРК из четырех машин «Стрела-1».

Взвод «Стрела-1» содержит, помимо командирской машины, один TEL, оснащенный пассивной радиолокационной системой обнаружения, аналогичной радиолокационному приемнику , и еще несколько (обычно три) без какой-либо радиолокационной системы. Система радиолокационного обнаружения представляет собой 9С16 «Плоский бокс» и состоит из четырех датчиков, установленных вокруг БРДМ, что обеспечивает охват на 360 градусов. Эта система не излучает радиолокационную энергию, но может обнаруживать радиоволны, излучаемые самолетом, предупреждая транспортное средство о приближающемся летательном аппарате и помогая в обнаружении целевого самолета с помощью оптической системы. Типичная тактика предусматривает запуск двух ракет по каждой цели, чтобы повысить вероятность ее поражения.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Р-60 (СССР)

В России система 9К31 «Стрела-1» была заменена системой 9К35 «Стрела-10» .

Модификации

«Стрела-10М» 9К35 М

Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.

«Стрела-10М2»

ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М3» 9К35М

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.

«Стрела-10М4» 9К35М4

В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.

«Стрела-10МН»

Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.

ЗУР 9М333

Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».

Ракеты и наведение

По данным ряда российских источников, оригинальный 9М31 ( обозначение Минобороны США SA-9A «Гаскин-Mod0» ) имел зону надежного поражения целей от 900 до 4200 метров. Некоторые западные, а также некоторые российские источники дают гораздо более высокие оценки дальности от 800 до 6500 м (от 0,5 до 4 миль); они могут относиться к максимальной дальности стрельбы по приближающейся цели и минимальной дальности при удалении, которые, очевидно, представляют собой большую зону действия, поскольку цель должна достичь зоны перехвата только к тому времени, когда ракета достигнет ее.

Ракета эффективна против целей, удаляющихся с максимальной скоростью 220 м / с или приближающихся со скоростью 310 м / с.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.651 (СССР)

Боеголовка в первую очередь предназначалась для прямого попадания в цель и имела контактный и магнитный взрыватели, но также содержала резервный оптический неконтактный взрыватель для подрыва боевой части в случае близкого поражения. Ракета также имела необычный предохранительный механизм на случай промаха; вместо самоуничтожающегося взрывателя, если оптический взрыватель не обнаруживает цель в течение 13–16 секунд, срабатывает предохранительный механизм боеголовки, предотвращающий ее детонацию при ударе.

Привод осуществляется одноступенчатым ракетным двигателем на твердом топливе , который зажигается на расстоянии нескольких метров от пусковой трубы: когда выкидной заряд выбрасывает ракету из контейнера, она тянет за собой провод сзади. Основная ракета загорается, когда ракета достигает конца провода на расстоянии нескольких метров и отрезается от него.

Головка искателя представляет собой необычную конструкцию, в которой используются элементы детектора неохлаждаемого сульфида свинца (PbS), но с необычным механизмом слежения. Неохлаждаемые элементы PbS обычно используются для обнаружения излучения только с короткими длинами волн, менее 2 микрометров. Только очень горячие объекты излучают сильно на таких коротких длинах волн, ограничивая системы теплового наведения, использующие неохлаждаемые элементы детектора PbS, до столкновения с реактивными целями в задней полусфере, хотя винтовые самолеты и вертолеты, конечно, могут быть задействованы с любого направления, с которого идет выхлоп или видны другие очень горячие части двигателя.

Однако ГСН 9М31 использует элементы PbS иначе, чем обычно. Воспользовавшись тем фактом, что чистое небо дает сильное и постоянное фоновое излучение в диапазоне менее 2 микрометров, достигая максимума при длинах волн видимого света (от 0,4 до 0,7 микрометра), при которых PbS при температуре 295 кельвинов все еще обеспечивает отклик, головка искателя используется для отслеживать изменение излучения цели по сравнению с фоном. Метод называется оптическим фотоконтрастным наведением. Преимущество фотоконтрастного метода самонаведения перед традиционными головками самонаведения с тепловым наведением, использующими элементы PbS, состоит в том, что он устраняет наиболее серьезный недостаток ракет раннего поколения с инфракрасным самонаведением: полное отсутствие возможности фронтального поражения против приближающихся реактивных самолетов. Даже охлаждаемые головки самонаведения с ранним охлаждением обычно имели лишь ограниченные возможности взаимодействия передней полусферы, часто сводящиеся к нулю в случае, если струи приближались точно к стрелку.

Однако у нового искателя фотоконтраста были и свои собственные серьезные ограничения, которые заключались в довольно строгих метеорологических условиях, которые должны были соблюдаться, чтобы искатель мог обнаруживать и отслеживать цель: он мог поражать цели только на фоне условия ясного неба или сплошной облачности, минимум 20 градусов от солнца и минимум 2 градуса над горизонтом. Тем не менее, после изучения условий поля боя и тактики самолетов в прошлых конфликтах, в которых использовалась ПВО ближнего действия, был сделан вывод, что условия, позволяющие использовать такую ​​систему самонаведения, были достаточно обычными, чтобы сделать ее экономически эффективным выбором конструкции и лучший компромисс, чем единственная доступная в то время практическая альтернатива — инфракрасное наведение, ограниченное задним полушарием.

Тот факт, что «Стрела-1» будет дополнена ИК-самонаведением «Стрела-2» и управляемой РЛС ЗУ ЗСУ-23-4, возможно, повлиял на решение в пользу столь необычной системы самонаведения. Основным преимуществом этого выбора было то, что он сделал Стрела-1 единственной системой ПВО в советском танковом или мотострелковом полку, которая могла поражать приближающиеся цели на расстоянии до нескольких километров — ЗСУ сдерживала очень небольшая дальность, а Стрела- 2 из-за того, что он ограничивался атаками наземных штурмовиков после того, как самолет уже нанес удар.

Читать еще:  Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии А-150 (СССР)

9М31М

Хотя 9М31 был принят на вооружение после государственных испытаний в 1968 году, испытательный комитет также предложил улучшения, которые должны быть внесены в это оружие как можно скорее. В результате этих доработок в 1970 году был принят на вооружение 9М31М «Стрела-1М» (обозначение Минобороны США SA-9B «Гаскин-Mod1» ).

В новой версии было внесено множество незначительных улучшений в тактико-технические характеристики ракеты: она имела немного более тяжелую боевую часть, более точную систему наведения для повышения вероятности прямого попадания и увеличенную дальность действия. В ряде западных, а также в нескольких российских источниках снова сообщается, что дальность действия достигает 8000 м (от 0,35 до 5 миль), тогда как, например, Петухов и Шестов, Лаппи и ряд российских веб-источников приводят гораздо более скромные показатели производительности. ; с учетом характеристик аналогичных систем, по крайней мере, дальность перехвата 8000 м кажется маловероятной для такой небольшой ракеты с большим лобовым сопротивлением.

Модификации

«Стрела-10М» 9К35 М

Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.

«Стрела-10М2»

ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М3» 9К35М

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.

«Стрела-10М4» 9К35М4

В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.

«Стрела-10МН»

Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.

ЗУР 9М333

Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector