3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗРК «Оса»

ЗРК «Оса»

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» — автоматизированное средство ПВО, которое используется для отражения воздушных атак противника на малых дальностях. Его технические характеристики обеспечивают прикрытие от воздушных ударов мотострелковой или танковой дивизии. Ракетный комплекс действует как на марше, так и в процессе боя.

Разработка ЗРК «Оса» в 60-х гг. XX века была обусловлена тем фактором, что авиация, избегая зенитных управляемых ракет, пыталась атаковать противника на сверхмалых высотах. В результате ЗРК, которые были на вооружении в те годы, оказались чуть ли не бесполезными. Если их тактико-технические характеристики отлично подходили для борьбы с высоколетящими воздушными объектами, то для низколетящих они не представляли практически никакой опасности.

Поскольку новая стратегия нападения авиации стремительно распространялась по всему миру, многие развитые страны стремились, как можно быстрее, решить задачи по проектированию новых ЗРК, которые бы эффективно противостояли низколетящим целям. Однако технический уровень развития даже столь мощного государства, как Соединенные Штаты Америки, не позволял разрабатывать ЗРК, который бы успешно поражал низколетящие цели. В этом плане их сильно опередили советские конструкторы, которые сделали прорыв в создании новых видов вооружения.

Летом 1965 года на полигоне в Эмбе начались испытания первого экспериментального образца изделия 9К33-“ОСА”. Хотя первые испытания были не очень успешными и комплекс требовал конструктивной переработки, специалисты тогда еще отмечали его уникальность. И до сего дня отдельные характеристики комплекса остаются непревзойденными зарубежными аналогами. Оригинальное техническое исполнение некоторых его систем, навигационная аппаратура открывали расчету возможность вести обзор воздушного пространства даже при движении. А выбрав цель, обстрелять ее с короткой остановки.

После проведенных мероприятий по доработке и совершенствованию комплекса он был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск. После очередной модернизации на вооружение принят новый вариант зенитного ракетного комплекса 9К33М “ОСА-АК”. В отличие от своего старшего брата, он мог бороться с малоразмерными целями типа вертолета. Причем эта цель поражалась как в положении зависания, так и готовая к взлету – на нулевой высоте.

Хотя боевые возможности ЗРК были достаточно высокими, модернизация его продолжалась. Так, в середине 80-х годов семейство “ОС” пополнилось новым образцом 9К33М3 “ОСА-АКМ”. Зенитный ракетный комплекс “ОСА-АКМ” предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых (танковых) соединений от средств воздушного нападения. Он способен поражать низколетящие воздушные цели, в том числе самолеты, вертолеты и дистанционно
пилотируемые летательные аппараты.

В состав комплекса входят боевая машина, транспортно-заряжающая машина, средства технического обслуживания, а также юстировочная и автономная контрольно-испытательная станции. Боевая машина комплекса “ОСА-АКМ” оснащена аппаратурой, которая обеспечивает обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей на марше и стоянке, осуществляет их обстрел одной или двумя ракетами с интервалом между пусками 4 с, а также средствами связи и навигации. Современное электронное оборудование позволяет использовать комплекс как автономно, так и в режиме централизованного целеуказания. В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения (СОЦ) и сопровождения цели (ССЦ), система наземного радио-запросчика (HРЗ), двухканальные радиолокационные станции визирования ракет (СВР) и передачи команд (СПК), телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и HРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

Поиск ведется станцией обнаружения путем кругового обзора пространства на расстояние 20-30 км. Обстрел цели может осуществляться как одной ракетой, так и очередью из двух. Способ наведения ракеты на цель – командный, по методу трех точек. Время перевода комплекса из походного в боевое положение составляет 4 мин.

Hа пусковой установке размещены шесть транспортно-пусковых контейнеров с управляемыми ракетами. Для осуществления пусков они имеют направляющие, удерживающие замки, электрические разъемы и две крыши, которые открываются при нажатии кнопки “Пуск”. Ракета 9М33М3 имеет боевую часть осколочно-фугасного действия. Она выполнена по аэродинамической схеме “Утка”. Рули управления установлены в носовой части корпуса. В процессе полета для уменьшения скорости вращения корпуса, возникающего под действием аэродинамического момента косой обдувки, крылья ракеты объединены в блок, свободно вращающийся относительно продольной оси.

Hаведение на цель радиокомандное. Ракета обладает высокими маневренными свойствами, что позволяет поражать скоростные, низковысотные, малоразмерные и бронированные цели, маневрирующие со значительной перегрузкой. Она поставляется в войска в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение длительного времени. Боезапас пополняется с помощью транспортнозаряжающей машины.

Траектория полета ракеты состоит из двух участков. Hа первом ракета не управляется. После ее захвата станцией визирования по углам места и дальности она начинает управляться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по радиокомандам, поступающим с СПК. Автопилот отрабатывает команды и отклоняет рули ракеты на требуемый угол. При подлете к цели срабатывает радиовзрыватель и выдается сигнал на подрыв боевой части. Если этого не произошло, то на 25-28-й секунде полета ракета по сигналу часового механизма самоликвидируется. В качестве транспортной базы комплекса “ОСА-АКМ” используется плавающее шасси 5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). Hа нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л.с.). Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе – до 80 км/ч.

Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя. Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке. Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса “ОСА-АКМ” имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Аппаратура комплекса выполнена с учетом новейших технических достижениях, имеет развитый функциональный контроль, что обеспечивает высокую эксплуатационную надежность. Расчет зенитной самоходной установки состоит из командира, операторов поиска, угловых координат, дальности и механика-водителя.

Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке – от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя. Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения, специальное оборудование используется для создания внутри рабочего отсека башни нормальных условий обитаемости. Оснащена боевая машина и средствами пожаротушения. Боевая работа комплекса осуществляется следующим образом. Антенна СОЦ непрерывно вращается со скоростью 33 об./мин., обеспечивая последовательный обзор пространства в заданном секторе по углу места. Сигналы, отраженные от цели, принимаются той же антенной, а затем преобразуются и поступают на индикатор кругового обзора. Одновременно цели опознаются системой HРЗ, совмещенной с СОЦ. Антенна ССЦ по данным станции обнаружения наводится с необходимой для захвата цели точностью по азимуту и грубо – по углу места. Оператор поиска подводит маркер на индикаторе кругового обзора к цели и нажимает кнопку целеуказания. При этом счетно-решающий прибор вырабатывает команды на поворот антенно-пускового устройства. Операторы угловых координат и дальности производят захват цели на автоматическое сопровождение, бортовая ЭВМ вырабатывает точные координаты, осуществляя подготовку к стрельбе. За 6 секунд до входа цели в зону поражения зажигается табло “Внимание”, а затем -“Цель в зоне”. По команде производится пуск ракеты. Через определенное время она захватывается широким лучом СВР, и начинается ее автоматическое сопровождение. При подлете к цели на 350 м на борт ракеты передается команда на взведение радиовзрывателя. При накоплении на нем определенного количества импульсов производится подрыв боевой части. И осколки с довольно высокой степенью эффективности поражают цель. Этот комплекс и его модификации разработаны специалистами HПО “Антей” под руководством главного конструктора Иосифа Дризе и его заместителя Валентина Осипова. Состоят они на вооружении армий СHГ, а также поставляются в ряд стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Хорошо проявили себя в различных локальных конфликтах. Hа их счету – не один десяток сбитых воздушных целей. Простота конструкции основного оборудования комплекса, удобство и надежность его эксплуатации, а также высокая боевая эффективность обеспечили ему хорошую репутацию среди военных специалистов.

ТАКТИКО-ТЕХHИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА

Зона поражения при скорости цели 1100 км/ч, м:
по высоте 25 – 5000
по дальности 1500 – 10000
по курсовому параметру 6000
Зона поражения при скорости цели 1800 км/ч, м:
по высоте 100 – 5000
по дальности 1500 – 10000
по курсовому параметру 4000

Зона поражения цели при скорости 0-360 км/ч, при наблюдении в телевизионно-оптический визир, м:
по высоте 10 – 25
по дальности 2000 – 6500
Вероятность поражения неманеврирующей цели одной ракетой в зоне поражения (без применения помех): 0.4 – 0.96
Количество ракет 6
Скорость передвижения, км/ч:
по суше 65
на плаву 8
Масса боевой машины, кг 18300

Что входит в состав комплекса?

В состав комплекса входит:

  • боевая машина 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М33,
  • транспортно-заряжающая машина 9Т217Б с восемью ЗУР,
  • средства контроля и технического обслуживания.

Помимо этого, в состав боевой машины входят:

    радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком;

Зенитный ракетный комплекс 9К33 «Оса»

Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного комплекса «Оса» (9К33) началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 г. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания. Новыми были и требования по обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем с коротких остановок. Вес ЗУР не должен был превышать 60-65 кг, что позволяло бы двум военнослужащим осуществлять вручную операции по заряжению пусковой установки.

Читать еще:  Буксируемая зенитная установка 2А13 ЗУ-23 (СССР)

Основным предназначением комплекса было прикрытие от низколетящих целей сил и средств мотострелковых дивизий. Одновременно Постановлением задавалась разработка корабельного ЗРК «Оса-М» с использованием ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса «Оса».

Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9АЗЗ комплекса 9КЗЗ было определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса и машины был назначен М.М.Косичкин. Разработку ракеты поручили КБ завода № 82 Мосгорсовнархоза во главе с А.В.Потопаловым.

На формирование концепции построения ЗРК «Оса» определенное влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию автономного самоходного ЗРК «Маулер» с размещением всех его средств на шасси широко внедряемого в те годы гусеничного многоцелевого бронетранспортера (БТР) М-113. Отметим, что, в конечном счете, американцам не удалось создать этот комплекс.

Разработка комплекса «Оса» и в СССР шла очень не просто. Неоднократно срывались сроки отработки узлов ракеты, шасси и всего комплекса. В итоге к 1962 году работы фактически так и не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем. Эта неудача была предопределена излишним оптимизмом в оценке перспектив развития отечественных твердых топлив и элементной базы бортовой аппаратуры системы управления. На стадии разработки тактико-технических требований комплекс носил наименование «Эллипсоид»

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 г., завод № 82 (Тушинский Машиностроительный завод) был освобожден от работ по ракете 9МЗЗ с подключением вместо него ОКБ-2 ГКАТ во главе с Грушиным, устанавливался и новый срок начала испытаний – II кв. 1965 г. Корректировались требования к ракете. Допустимое значение стартовой массы было удвоено и доведено до реально достижимого уровня – 110-115 кг. Предписывалось обеспечить поражение целей с ЭПР МИГ-19, летящих со скоростью 500 м/с на дальности 8-10 км при высоте полета от 50-100 м до 5 км, а тех же целей на дозвуковых скоростях – на дальности до 10-13 км и высотах до 6-7 км.

Распоряжением СМ СССР были установлен и новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания – II кв. 1970 г. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ МРП (бывшего НИИ-20 ГКРЭ) В.П.Ефремов, его заместителем – И.М. Дризе. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам разработку плавающего корпусного колесного шасси 937 (позднее – 5937 или «Основа») для ЗРК «Оса» поручили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома.

В марте-июне 1970 г. на Эмбенском полигоне успешно прошли заводские испытания ЗРК, а с июля 1970 г. по февраль 1971 г. – совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 г. Одновременно ЗРК «Оса-М» поступил на вооружение кораблей ВМФ.

В настоящее время производство комплекса завершено. ЗРК 9К33 «Оса» поставлялся в Анголу , Алжир, Грецию, Индию, Ирак, Иорданию, Ливию, Польшу, Сирию, Югославию. Комплекс находится на вооружении 19 стран мира.

На западе комплекс получил обозначение SA-8 «Gecko».

Состав

ЗРК 9K33 «Оса» состоял из:

боевой машины 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М33,

транспортно-заряжающей машины 9Т217Б с восемью ЗУР,

средств контроля и технического обслуживания, смонтированных на автомобилях.

Боевая машина 9А33Б размещалась на трехосном шасси БАЗ-5937, снабженном водометом для движения на плаву, с мощным ходовым дизельным двигателем, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя). Обеспечивалась авиатранспортабельность самолетом Ил-76 и перевозка по железной дороге в пределах габарита 02-Т.

Размещенная на боевой машине 9А33Б за транспортно-пусковыми контейнерами РЛС обнаружения целей представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной, что позволяло производить поиск и обнаружение целей при движении комплекса. РЛС осуществляла круговой поиск вращением антенны со скоростью 33 об./мин, а по углу места – пререброской луча в одно из трех положений при каждом обороте антенны. При импульсной мощности излучения 250 кВт, чувствительности приемника порядка 10Е-13 Вт, ширине луча по азимуту 1°, по углу места – от 4° в двух нижних положения луча и до 19° в верхнем положении (общий сектор обзора по углу места составлял 27°) станция обнаруживала истребитель на дальности 40 км при высоте полета 5000 м (27 км – на высоте 50 м). Станция была хорошо защищена от активных и пассивных помех.

Установленная на боевой машине РЛС сопровождения цели сантиметрового диапазона волн при импульсной мощности излучения 200 кВт, чувствительности приемника 2×10Е-13 Bт и ширине луча 1° обеспечивала захват цели на автосопровождение на дальности 23 км при высоте полета 5000 ми 14 км при высоте полета 50 м. Среднеквадратичное отклонение автосопровождения цели составляли 0.3 д.у. (делений угломера т.е. 0.06°) по угловым координатам и 3 м по дальности. Станция имела систему селекции движущихся целей и различные средства защиты от активных помех. При сильных активных помехах возможно сопровождение с помощью телевизионно-оптического визира и РЛС обнаружения.

В системе радиокомандного наведения комплекса «Оса» применялись два комплекта антенн широкого и среднего лучей для захвата и ввода в луч станции сопровождения цели двух ЗУР при пуске с минимальным интервалом (3-5 с). При стрельбе по низколетящим целям (на высотах 50-100 м) использовался метод «горки», обеспечивающий подлет ЗУР к цели сверху, что позволяло снизить ошибки выведения ракеты на цель, исключив срабатывание радиовзрывателя от земли.

ЗУР 9М33 выполнена по схеме «утка». Ракета не стабилизируется по крену, в связи с чем, в бортовой аппаратуре предусмотрен раскладчик команд. Для уменьшения кренового момента, создаваемого воздействием на крылья возмущенного рулями воздушного потока, крыльевой блок был выполнен свободно вращающимся на подшипнике относительно продольной оси ракеты, Основные блоки ракеты – аппаратура радиоуправления (командный радиоблок) и радиовизирования (литерный ответчик), автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом – располагались в носовой части ЗУР. В хвостовой части ракеты были расположены двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, а также трассеры для сопровождения ракеты с помощью телевизионно-оптического визира. ЗУР не требовала предстартовой подготовки, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ.

Ракета поставлялась в войска в боеготовном виде и не требовала подстроечных и проверочных работ при эксплуатации (кроме регламентных проверок раз в год).

Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (с уменьшением максимальной дальности до 4-6 км для целей на малых высотах – 50-100 м). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с дальняя граница зоны поражения не превышала 7,1 км на высотах 200-5000 м. Параметр составлял от 2 до 4 км. Рассчитанная по результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С («Фантом-2″) одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.

Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения комплекса по грунтовым дорогам днем – 36 км/ч, ночью – 25 км/ч при максимальных скоростях по шоссе до 80 км/ч. На плаву скорость достигала 7…10 км/ч.

Серийное производство боевых средств ЗРК «Оса» было организовано: – боевой машины 9А33Б – на Ижевском электромеханическом заводе МРП, – ЗУР 9М33 – на Кировском машиностроительном заводе им.ХХ партсъезда МАП.

Сложности при разработке ЗРК «Оса»

Разработка ЗРК «Оса» в СССР тоже продвигалась довольно медленно. Назначенные КБ и НИИ не справлялись с поставленными задачами. Одни главные конструкторы, отвечающие за разработку разных узлов, сменивались другими, но и такая мера не помогала.

Осенью 1964 г. назначили нового разработчика, которым стал ЗУР-МКБ «Факел». Тогда главным конструктором этого предприятия был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси тоже была передана другому предприятию – Брянскому автомобильному заводу.

Главным конструктором ЗРК стал Ефремов, директор НИЭИ Минрадиопрома СССР.

После столь масштабной перестановки, создание ЗРК «Оса» пошла куда успешнее и в 1970 году на Эмбинский полигн поступил первый прототип комплекса. Там он успешно прошел все испытания.

Осенью 1971 года ЗРК передали на вооружение армии СССР, а через год он поступил на вооружение ПВО Сухопутных войск. Общественность впервые увидела ЗРК «Оса» на военном параде, проходящем в ноябре 1975 года на Красной площади в Москве.

Описание и характеристики ЗРК «Оса»

ЗРК «Оса» способен самостоятельно следовать за мотострелковыми и танковыми дивизиями в разных погодных условиях. Благодаря уникальной конструкции шасси он получил прекрасную плавучесть и видимость. Также он отличается высокой эффективностью и имеет хорошую защиту от помех.

Состав мобильного самоходного ЗРК «Оса»:

  • Заряжающая машина.
  • Машина 9А33Б, оснащенная средствами наведения и пуска ракет.
  • Системы разведки.
  • Управляемая ракета 9М33.

Как заряжающая, так и боевая машины располагаются на плавающих шасси БАЗ-5937. Это трехосное шасси имеет отличную проходимость в условиях бездорожья и может преодолевать водные преграды. К тому же, оно оборудовано следующими устройствами:

  • Навигацией.
  • Генератором отбора мощности.
  • Системами жизнеобеспечения.
  • Системы электроснабжения.

Этот комплекс, кроме того, что способен передвигаться самостоятельно, может транспортироваться на железнодорожном транспорте или грузовых самолетах ИЛ-76. Мощный двигатель обеспечивает ЗРК «Оса» максимальную скорость до 80 километров в час по шоссе. По грунтовым дорогам комплекс передвигается со скоростью до 55 километров в час.

При необходимости, ЗРК может пылить со скоростью до 10 километров в час. В таком случае, двигатель обеспечивает работу специального водомета. Что касается шасси, то оно способно буксировать прицепы до 7 200 килограмм.

Читать еще:  Буксируемая зенитная установка Bofors L/70 (Швеция)

За обнаружение воздушных целей противника отвечает мощная радиолокационная станция. Она обнаруживает воздушные цели, находясь как в движении, так и на месте. К тому же, ЗРК может идентифицировать цели по принципу «свой – чужой».

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» проходило на двух предприятиях:

  • Ижевский электромеханический завод отвечал за производство самой боевой машины.
  • Кировский машиностроительный завод отвечал за производство зенитных управляемых ракет.

Стоит отметить, что до 1975 года ЗРК «Оса» производилась без серьезных модернизаций. И только в этом году на вооружение Сухопутных войск поступил модернизированный ЗРК «Оса-АК». Произошли следующие изменения:

  • Вместо 4 ракет 9М33 появилось 6 ракет модификации 9М33М2.
  • Увеличилась зона поражения. Теперь комплекс мог поражать самолеты, скорость которых достигала 500 метров в секунду (базовая модель могла сбивать самолеты только если их скорость не превышала 420 метров в секунду).
  • Поменялось место размещения радиоэлектронной аппаратуры. Ее большую часть поместили на новой элементной базе. Благодаря такому нововведению удалось уменьшить вес комплекта, повысить общую надежность и снизить энергопотребление.
  • Ракеты с новыми взрывателями. Их конструкция изменилась, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения целей с 50 метров до 25 метров.

Как видите, модернизированный ЗРК существенно превосходил базовую модель по вышеперечисленным характеристикам.

Летом 1965 года на полигоне в Эмбе начались испытания первого экспериментального образца изделия 9К33-“ОСА”. Хотя первые испытания были не очень успешными и комплекс требовал конструктивной переработки, специалисты тогда еще отмечали его уникальность. И до сего дня отдельные характеристики комплекса остаются непревзойденными зарубежными аналогами. Оригинальное техническое исполнение некоторых его систем, навигационная аппаратура открывали расчету возможность вести обзор воздушного пространства даже при движении. А выбрав цель, обстрелять ее с короткой остановки.

После проведенных мероприятий по доработке и совершенствованию комплекса он был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск. После очередной модернизации на вооружение принят новый вариант зенитного ракетного комплекса 9К33М “ОСА-АК”. В отличие от своего старшего брата, он мог бороться с малоразмерными целями типа вертолета. Причем эта цель поражалась как в положении зависания, так и готовая к взлету – на нулевой высоте.

Хотя боевые возможности ЗРК были достаточно высокими, модернизация его продолжалась. Так, в середине 80-х годов семейство “ОС” пополнилось новым образцом 9К33М3 “ОСА-АКМ”. Зенитный ракетный комплекс “ОСА-АКМ” предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых (танковых) соединений от средств воздушного нападения. Он способен поражать низколетящие воздушные цели, в том числе самолеты, вертолеты и дистанционно
пилотируемые летательные аппараты.

В состав комплекса входят боевая машина, транспортно-заряжающая машина, средства технического обслуживания, а также юстировочная и автономная контрольно-испытательная станции. Боевая машина комплекса “ОСА-АКМ” оснащена аппаратурой, которая обеспечивает обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей на марше и стоянке, осуществляет их обстрел одной или двумя ракетами с интервалом между пусками 4 с, а также средствами связи и навигации. Современное электронное оборудование позволяет использовать комплекс как автономно, так и в режиме централизованного целеуказания. В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения (СОЦ) и сопровождения цели (ССЦ), система наземного радио-запросчика (HРЗ), двухканальные радиолокационные станции визирования ракет (СВР) и передачи команд (СПК), телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и HРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

Поиск ведется станцией обнаружения путем кругового обзора пространства на расстояние 20-30 км. Обстрел цели может осуществляться как одной ракетой, так и очередью из двух. Способ наведения ракеты на цель – командный, по методу трех точек. Время перевода комплекса из походного в боевое положение составляет 4 мин.

Hа пусковой установке размещены шесть транспортно-пусковых контейнеров с управляемыми ракетами. Для осуществления пусков они имеют направляющие, удерживающие замки, электрические разъемы и две крыши, которые открываются при нажатии кнопки “Пуск”. Ракета 9М33М3 имеет боевую часть осколочно-фугасного действия. Она выполнена по аэродинамической схеме “Утка”. Рули управления установлены в носовой части корпуса. В процессе полета для уменьшения скорости вращения корпуса, возникающего под действием аэродинамического момента косой обдувки, крылья ракеты объединены в блок, свободно вращающийся относительно продольной оси.

Hаведение на цель радиокомандное. Ракета обладает высокими маневренными свойствами, что позволяет поражать скоростные, низковысотные, малоразмерные и бронированные цели, маневрирующие со значительной перегрузкой. Она поставляется в войска в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение длительного времени. Боезапас пополняется с помощью транспортнозаряжающей машины.

Траектория полета ракеты состоит из двух участков. Hа первом ракета не управляется. После ее захвата станцией визирования по углам места и дальности она начинает управляться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по радиокомандам, поступающим с СПК. Автопилот отрабатывает команды и отклоняет рули ракеты на требуемый угол. При подлете к цели срабатывает радиовзрыватель и выдается сигнал на подрыв боевой части. Если этого не произошло, то на 25-28-й секунде полета ракета по сигналу часового механизма самоликвидируется. В качестве транспортной базы комплекса “ОСА-АКМ” используется плавающее шасси 5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). Hа нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л.с.). Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе – до 80 км/ч.

Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя. Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке. Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса “ОСА-АКМ” имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Аппаратура комплекса выполнена с учетом новейших технических достижениях, имеет развитый функциональный контроль, что обеспечивает высокую эксплуатационную надежность. Расчет зенитной самоходной установки состоит из командира, операторов поиска, угловых координат, дальности и механика-водителя.

Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке – от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя. Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения, специальное оборудование используется для создания внутри рабочего отсека башни нормальных условий обитаемости. Оснащена боевая машина и средствами пожаротушения. Боевая работа комплекса осуществляется следующим образом. Антенна СОЦ непрерывно вращается со скоростью 33 об./мин., обеспечивая последовательный обзор пространства в заданном секторе по углу места. Сигналы, отраженные от цели, принимаются той же антенной, а затем преобразуются и поступают на индикатор кругового обзора. Одновременно цели опознаются системой HРЗ, совмещенной с СОЦ. Антенна ССЦ по данным станции обнаружения наводится с необходимой для захвата цели точностью по азимуту и грубо – по углу места. Оператор поиска подводит маркер на индикаторе кругового обзора к цели и нажимает кнопку целеуказания. При этом счетно-решающий прибор вырабатывает команды на поворот антенно-пускового устройства. Операторы угловых координат и дальности производят захват цели на автоматическое сопровождение, бортовая ЭВМ вырабатывает точные координаты, осуществляя подготовку к стрельбе. За 6 секунд до входа цели в зону поражения зажигается табло “Внимание”, а затем -“Цель в зоне”. По команде производится пуск ракеты. Через определенное время она захватывается широким лучом СВР, и начинается ее автоматическое сопровождение. При подлете к цели на 350 м на борт ракеты передается команда на взведение радиовзрывателя. При накоплении на нем определенного количества импульсов производится подрыв боевой части. И осколки с довольно высокой степенью эффективности поражают цель. Этот комплекс и его модификации разработаны специалистами HПО “Антей” под руководством главного конструктора Иосифа Дризе и его заместителя Валентина Осипова. Состоят они на вооружении армий СHГ, а также поставляются в ряд стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Хорошо проявили себя в различных локальных конфликтах. Hа их счету – не один десяток сбитых воздушных целей. Простота конструкции основного оборудования комплекса, удобство и надежность его эксплуатации, а также высокая боевая эффективность обеспечили ему хорошую репутацию среди военных специалистов.

ТАКТИКО-ТЕХHИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА

Зона поражения при скорости цели 1100 км/ч, м:
по высоте 25 – 5000
по дальности 1500 – 10000
по курсовому параметру 6000
Зона поражения при скорости цели 1800 км/ч, м:
по высоте 100 – 5000
по дальности 1500 – 10000
по курсовому параметру 4000

Зона поражения цели при скорости 0-360 км/ч, при наблюдении в телевизионно-оптический визир, м:
по высоте 10 – 25
по дальности 2000 – 6500
Вероятность поражения неманеврирующей цели одной ракетой в зоне поражения (без применения помех): 0.4 – 0.96
Количество ракет 6
Скорость передвижения, км/ч:
по суше 65
на плаву 8
Масса боевой машины, кг 18300

Что входит в состав комплекса?

В состав комплекса входит:

  • боевая машина 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М33,
  • транспортно-заряжающая машина 9Т217Б с восемью ЗУР,
  • средства контроля и технического обслуживания.

Помимо этого, в состав боевой машины входят:

    радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком;

История ЗРК «Оса»

Согласно постановлению Совета Министров и ЦК КПСС от 27.10.1960 года, работы по разработке нового ЗРК были начаты в этом же 1960 году. За разработку отвечал НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Всем процессом руководил Тарановский, которого в скором будущем сменил Косичкин.

По сей день перед советскими конструкторами не ставили столько сложную задачу по созданию автономного ЗРК. По задумке, новая система зенитно-ракетного комплекса должна совмещать на единой базе такие устройства:

  • Средства обнаружения и сопровождения разных типов воздушных целей.
  • Средства навигации.
  • Средства топографии.
  • Пусковое устройство, которое бы отвечало за запуск зенитной управляемой ракеты.
  • Независимые источники электроснабжения.
Читать еще:  Реактивная система залпового огня LARS (Германия)

Плюс ко всему новый ЗРК комплекс должен быть еще и плавучим. Уже после нескольких попыток разработки специалистам стало ясно, что одному НИИ-20 с такой задачей не справиться. Поэтому разработку ЗРК поручили целому ряду НИИ и конструкторским бюро:

  • Ответственным за весь проект, как уже было указано выше, был НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике. К тому же, данному НИИ была поручена разработка боевой машины.
  • Ответственным за разработку и тестирование зенитной управляемой ракеты назначили конструкторское бюро №82. Главный конструктор, отвечающий за создание ракеты – А. Потопалов.
  • Кутаисский автомобильный завод отвечал за разработку самоходного шасси.
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за создание общей системы электропитания зенитно-ракетного комплекса.

Вместе с разработкой самоходного ЗРК «Оса» проходила разработка аналогичной системы «Оса-М», главная задача которого заключалась в обеспечении защиты кораблей военно-морского флота от разного вида низколетящих воздушных угроз.

Поскольку военная разведка в 60 гг. успешно работала в США, правительству СССР было известно, что потенциальный противник занимается разработкой своего автономного и мобильного ЗРК, располагающегося на самоходном шасси. Это была новинка, обозначающаяся как «Маулер». Ее задача заключалась в обеспечении защиты американских войск от низколетящих воздушных целей на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

В результате, создание советского ЗРК велась быстрыми темами. Но со временем стало понятно, что такая паника была напрасной, поскольку американский проект провалился – он был свернут летом 1965 года.

Зенитный ракетный комплекс 9К33 «Оса»

Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного комплекса «Оса» (9К33) началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 г. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания. Новыми были и требования по обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем с коротких остановок. Вес ЗУР не должен был превышать 60-65 кг, что позволяло бы двум военнослужащим осуществлять вручную операции по заряжению пусковой установки.

Основным предназначением комплекса было прикрытие от низколетящих целей сил и средств мотострелковых дивизий. Одновременно Постановлением задавалась разработка корабельного ЗРК «Оса-М» с использованием ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса «Оса».

Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9АЗЗ комплекса 9КЗЗ было определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса и машины был назначен М.М.Косичкин. Разработку ракеты поручили КБ завода № 82 Мосгорсовнархоза во главе с А.В.Потопаловым.

На формирование концепции построения ЗРК «Оса» определенное влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию автономного самоходного ЗРК «Маулер» с размещением всех его средств на шасси широко внедряемого в те годы гусеничного многоцелевого бронетранспортера (БТР) М-113. Отметим, что, в конечном счете, американцам не удалось создать этот комплекс.

Разработка комплекса «Оса» и в СССР шла очень не просто. Неоднократно срывались сроки отработки узлов ракеты, шасси и всего комплекса. В итоге к 1962 году работы фактически так и не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем. Эта неудача была предопределена излишним оптимизмом в оценке перспектив развития отечественных твердых топлив и элементной базы бортовой аппаратуры системы управления. На стадии разработки тактико-технических требований комплекс носил наименование «Эллипсоид»

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 г., завод № 82 (Тушинский Машиностроительный завод) был освобожден от работ по ракете 9МЗЗ с подключением вместо него ОКБ-2 ГКАТ во главе с Грушиным, устанавливался и новый срок начала испытаний – II кв. 1965 г. Корректировались требования к ракете. Допустимое значение стартовой массы было удвоено и доведено до реально достижимого уровня – 110-115 кг. Предписывалось обеспечить поражение целей с ЭПР МИГ-19, летящих со скоростью 500 м/с на дальности 8-10 км при высоте полета от 50-100 м до 5 км, а тех же целей на дозвуковых скоростях – на дальности до 10-13 км и высотах до 6-7 км.

Распоряжением СМ СССР были установлен и новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания – II кв. 1970 г. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ МРП (бывшего НИИ-20 ГКРЭ) В.П.Ефремов, его заместителем – И.М. Дризе. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам разработку плавающего корпусного колесного шасси 937 (позднее – 5937 или «Основа») для ЗРК «Оса» поручили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома.

В марте-июне 1970 г. на Эмбенском полигоне успешно прошли заводские испытания ЗРК, а с июля 1970 г. по февраль 1971 г. – совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 г. Одновременно ЗРК «Оса-М» поступил на вооружение кораблей ВМФ.

В настоящее время производство комплекса завершено. ЗРК 9К33 «Оса» поставлялся в Анголу , Алжир, Грецию, Индию, Ирак, Иорданию, Ливию, Польшу, Сирию, Югославию. Комплекс находится на вооружении 19 стран мира.

На западе комплекс получил обозначение SA-8 «Gecko».

Состав

ЗРК 9K33 «Оса» состоял из:

боевой машины 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М33,

транспортно-заряжающей машины 9Т217Б с восемью ЗУР,

средств контроля и технического обслуживания, смонтированных на автомобилях.

Боевая машина 9А33Б размещалась на трехосном шасси БАЗ-5937, снабженном водометом для движения на плаву, с мощным ходовым дизельным двигателем, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя). Обеспечивалась авиатранспортабельность самолетом Ил-76 и перевозка по железной дороге в пределах габарита 02-Т.

Размещенная на боевой машине 9А33Б за транспортно-пусковыми контейнерами РЛС обнаружения целей представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной, что позволяло производить поиск и обнаружение целей при движении комплекса. РЛС осуществляла круговой поиск вращением антенны со скоростью 33 об./мин, а по углу места – пререброской луча в одно из трех положений при каждом обороте антенны. При импульсной мощности излучения 250 кВт, чувствительности приемника порядка 10Е-13 Вт, ширине луча по азимуту 1°, по углу места – от 4° в двух нижних положения луча и до 19° в верхнем положении (общий сектор обзора по углу места составлял 27°) станция обнаруживала истребитель на дальности 40 км при высоте полета 5000 м (27 км – на высоте 50 м). Станция была хорошо защищена от активных и пассивных помех.

Установленная на боевой машине РЛС сопровождения цели сантиметрового диапазона волн при импульсной мощности излучения 200 кВт, чувствительности приемника 2×10Е-13 Bт и ширине луча 1° обеспечивала захват цели на автосопровождение на дальности 23 км при высоте полета 5000 ми 14 км при высоте полета 50 м. Среднеквадратичное отклонение автосопровождения цели составляли 0.3 д.у. (делений угломера т.е. 0.06°) по угловым координатам и 3 м по дальности. Станция имела систему селекции движущихся целей и различные средства защиты от активных помех. При сильных активных помехах возможно сопровождение с помощью телевизионно-оптического визира и РЛС обнаружения.

В системе радиокомандного наведения комплекса «Оса» применялись два комплекта антенн широкого и среднего лучей для захвата и ввода в луч станции сопровождения цели двух ЗУР при пуске с минимальным интервалом (3-5 с). При стрельбе по низколетящим целям (на высотах 50-100 м) использовался метод «горки», обеспечивающий подлет ЗУР к цели сверху, что позволяло снизить ошибки выведения ракеты на цель, исключив срабатывание радиовзрывателя от земли.

ЗУР 9М33 выполнена по схеме «утка». Ракета не стабилизируется по крену, в связи с чем, в бортовой аппаратуре предусмотрен раскладчик команд. Для уменьшения кренового момента, создаваемого воздействием на крылья возмущенного рулями воздушного потока, крыльевой блок был выполнен свободно вращающимся на подшипнике относительно продольной оси ракеты, Основные блоки ракеты – аппаратура радиоуправления (командный радиоблок) и радиовизирования (литерный ответчик), автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом – располагались в носовой части ЗУР. В хвостовой части ракеты были расположены двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, а также трассеры для сопровождения ракеты с помощью телевизионно-оптического визира. ЗУР не требовала предстартовой подготовки, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ.

Ракета поставлялась в войска в боеготовном виде и не требовала подстроечных и проверочных работ при эксплуатации (кроме регламентных проверок раз в год).

Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (с уменьшением максимальной дальности до 4-6 км для целей на малых высотах – 50-100 м). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с дальняя граница зоны поражения не превышала 7,1 км на высотах 200-5000 м. Параметр составлял от 2 до 4 км. Рассчитанная по результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С («Фантом-2″) одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.

Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения комплекса по грунтовым дорогам днем – 36 км/ч, ночью – 25 км/ч при максимальных скоростях по шоссе до 80 км/ч. На плаву скорость достигала 7…10 км/ч.

Серийное производство боевых средств ЗРК «Оса» было организовано: – боевой машины 9А33Б – на Ижевском электромеханическом заводе МРП, – ЗУР 9М33 – на Кировском машиностроительном заводе им.ХХ партсъезда МАП.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector