136 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитно-ракетный комплекс; Стрела-10: история, описание и характеристики

Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10»: история, описание и характеристики

ЗРК 9К35 «Стрела-10» — это зенитно-ракетный комплекс, разработанный в СССР в середине 70-х годов. Основной его задачей является поражение воздушных объектов противника на малых высотах. «Стрела-10» разрабатывалась для прикрытия танковых и механизированных подразделений на марше и непосредственно на поле боя.

Этот зенитно-ракетный комплекс до сих пор находится на вооружении российской армии, кроме того, ЗРК «Стрела-10» продолжает использоваться вооруженными силами Украины, Индии, Беларуси, Азербайджана, Сирии, Казахстана и ряда других стран. За годы эксплуатации комплекса он неоднократно проходил модернизацию, принимал (и принимает) участие в большом количестве вооруженных конфликтов. ЗРК «Стрела-10» традиционно показывает высокие результаты во время учебных стрельбы на полигонах.

Несмотря на свой почтенный возраст, 9К35 «Стрела-10» до сих пор остается надежным и смертоносным оружием. В России по состоянию на 2020 год стоит на вооружении примерно 500 ЗРК «Стрела-10» разных модификаций.

24 июля 1969 года, в соответствии с постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС, началась разработка ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ». Разработка комплекса проходила в Конструкторском бюро точного машиностроения посредством последовательного совершенствования и модификации ЗРК 9К31 «Стрела-1».

В период с января 1973 года по май 1974 года зенитный ракетный комплекс «Стрела-10СВ) прошел испытания на полигоне. В ходе испытаний должны были решить о целесообразности поступления этого комплекса на вооружение. По мнению разработчиков и представителей ГРАУ, этот ЗРК полностью соответствовал предъявленным к нему требованиям. Но, мнение представителей полигона и председателя были иными. К ЗУР предъявлялись претензии в плане недостаточного показателя вероятности поражения цели одной ракетой или при использовании фотоконтрастного и инфракрасного каналов. Были сомнения относительно надежности работы боевой машины и ракет 9М37. Также были замечания по поводу удобства ведения боевым расчетом и к размещению аппаратуры. В результаты, приняли решение, что ЗРК 9К35 может поступить на вооружение только после устранение всех замечаний. Устранить все недочеты удалось к 1976 году, когда комплекс после повторных испытаний поступил на вооружение.

Конструкция самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»

Как уже отмечалось, в качестве основы ЗРК «Стрела-10» используется корпус многоцелевого тягача МТ-ЛБ, цельносварной и герметизированный, из катаных листов стальной брони. Бронирование обеспечивает защиту от пуль и осколков.

Силовая установка боевой машины оснащена V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. В систему питания двигателя входят четыре топливных бака общей ёмкостью 520 л.

Трансмиссия — механическая, ступенчатая, включает в себя шестискоростную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота.

Ходовая часть включает шесть односкатных опорных катков с наружной амортизацией, на борт. Направляющие колёса с грязеочистителями размещены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на двух парах крайних опорных катков по каждому борту. На воде машина приводятся в движение перемоткой гусениц.

Боевые машины комплекса «Стрела-10» всех модификаций выпускались Саратовским агрегатным заводом.

Огонь ведет самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35.

Зенитные ракеты ЗРК «Стрела-10»

Боекомплект каждой боевой машины ЗРК «Стрела-10» составляют восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР), размещённых в транспортно-пусковых контейнерах. Четыре контейнера с ЗУР закреплены на раме пусковой установки, а остальные четыре уложены внутри броневого корпуса боевой машины.

Зенитная ракета типа 9М37 комплекса «Стрела-10СВ» оснащена комбинированной головкой самонаведения (ГСН), имеющей фотоконтрастный и тепловой каналы. Применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.

Модель боевой машины с ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сверху

Усовершенствованная ракета 9М73М ЗРК «Стрела-10М» обладает повышенной помехозащищённостью за счёт способности её головка самонаведения производить селекцию цели по траекторным признакам.

Головка самонаведения зенитной ракеты 9М333 комплекса «Стрела-10М3» имеет уже три канала наведения: фотоконтрастный, тепловой и логической селекции по спектральным и траекторным признакам. Ракета 9М333 применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.

Читать еще:  240-мм миномет М-240 (СССР)

Зенитные ракеты для комплексов семейства «Стрела-10» выпускались на Ковровском механическом заводе, в производстве головок самонаведения для них было задействовано Ленинградское оптико-механическое объединение.

Боевая машина ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сзади

Развертывание

Стрела-1 использовалась в батареях ПВО ближнего действия советских мотострелковых и танковых полков. Батарея состояла из артиллерийского взвода из четырех ЗСУ-23-4 « Шилка» и взвода ЗРК из четырех машин «Стрела-1».

Взвод «Стрела-1» содержит, помимо командирской машины, один TEL, оснащенный пассивной радиолокационной системой обнаружения, аналогичной радиолокационному приемнику , и еще несколько (обычно три) без какой-либо радиолокационной системы. Система радиолокационного обнаружения представляет собой 9С16 «Плоский бокс» и состоит из четырех датчиков, установленных вокруг БРДМ, что обеспечивает охват на 360 градусов. Эта система не излучает радиолокационную энергию, но может обнаруживать радиоволны, излучаемые самолетом, предупреждая транспортное средство о приближающемся летательном аппарате и помогая в обнаружении целевого самолета с помощью оптической системы. Типичная тактика предусматривает запуск двух ракет по каждой цели, чтобы повысить вероятность ее поражения.

В России система 9К31 «Стрела-1» была заменена системой 9К35 «Стрела-10» .

Конструкция самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»

Как уже отмечалось, в качестве основы ЗРК «Стрела-10» используется корпус многоцелевого тягача МТ-ЛБ, цельносварной и герметизированный, из катаных листов стальной брони. Бронирование обеспечивает защиту от пуль и осколков.

Силовая установка боевой машины оснащена V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. В систему питания двигателя входят четыре топливных бака общей ёмкостью 520 л.

Трансмиссия — механическая, ступенчатая, включает в себя шестискоростную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота.

Ходовая часть включает шесть односкатных опорных катков с наружной амортизацией, на борт. Направляющие колёса с грязеочистителями размещены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на двух парах крайних опорных катков по каждому борту. На воде машина приводятся в движение перемоткой гусениц.

Боевые машины комплекса «Стрела-10» всех модификаций выпускались Саратовским агрегатным заводом.

Огонь ведет самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35.

Зенитные ракеты ЗРК «Стрела-10»

Боекомплект каждой боевой машины ЗРК «Стрела-10» составляют восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР), размещённых в транспортно-пусковых контейнерах. Четыре контейнера с ЗУР закреплены на раме пусковой установки, а остальные четыре уложены внутри броневого корпуса боевой машины.

Зенитная ракета типа 9М37 комплекса «Стрела-10СВ» оснащена комбинированной головкой самонаведения (ГСН), имеющей фотоконтрастный и тепловой каналы. Применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.

Модель боевой машины с ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сверху

Усовершенствованная ракета 9М73М ЗРК «Стрела-10М» обладает повышенной помехозащищённостью за счёт способности её головка самонаведения производить селекцию цели по траекторным признакам.

Головка самонаведения зенитной ракеты 9М333 комплекса «Стрела-10М3» имеет уже три канала наведения: фотоконтрастный, тепловой и логической селекции по спектральным и траекторным признакам. Ракета 9М333 применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.

Зенитные ракеты для комплексов семейства «Стрела-10» выпускались на Ковровском механическом заводе, в производстве головок самонаведения для них было задействовано Ленинградское оптико-механическое объединение.

Боевая машина ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сзади

Состав

Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» — это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.

Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.

В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.

Читать еще:  Баллистическая ракета MGM-31 Pershing (США)

На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.

АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86

Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.

ЗРК 9К35 “Стрела-10СВ”

В конце 60-х гг. руководством СССР была признана необходимость создания не только самоходных всепогодных ЗРК с радио-локационными системами, но и относительно недорогого всепогодного ЗРК с оптикоэлектронной системой наведения ракет для оснащения им зенитных батарей мотострелковых (танковых) полков Советской Армии. Работы над созданием нового комплекса, который стал результатом глубокой модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», были начаты в 1969 году, и уже в 1973 году он поступил на испытания.

В состав нового ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» вошли боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и доработок комплекс был принят на вооружение. Боевая машина 9А35 представляет собой гусеничный бронированный тягач МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезаряжение установки четырьмя ЗУР производится вручную за время до 3 минут. Внутри башни имеются место оператора и оптический визир 9Ш-127.

Передняя стенка башни «Стрела-10СВ» выполнена из бронестекла и обеспечивает оператору сектор обзора в 60°. Наведение пусковой установки по азимуту на 360° и по углу места от -5° до +80° обеспечивается электроприводом. ПУ оснащена аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86 в составе когерентно-импульсного радиолокационного дальномера (антенна его расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналого-вычисли-тельного устройства. АОЗ имеет дальность действия до 10 км и предназначена для автоматического определения дальности и скорости цели, вычисления углов упреждения при пуске ракеты, наведения пусковой установки и определения момента пуска ракеты. Кроме того, боевая машина имеет аппаратуру опознавания «свой-чужой», навигационную систему, радиостанцию Р-123М и внутреннее переговорное устройство. В походном положении ПУ складывается на крышу самохода. Время развертывания комплекса в боевое положение – 20 секунд. Электропитание машины осуществляется от генератора, работающего от ходового двигателя или от внешнего источника энергии. В отличие от БМ 9К34 на БМ 9К35 (командирская машина) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгования целей, летящих с включенной радио-локационной аппаратурой.

БМ 9К35М2 и 9К34М2 ЗРК «Стрела-10М2» оснащены дополнительной радио-станцией и аппаратурой приема целеуказания, позволяющей осуществлять автоматический прием координат цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически разворачивать ПУ в направлении на цель. В этом ЗРК реализуется принцип: «выстрелил и забыл». Твердотопливная ЗУР 9М37 имеет неконтактный взрыватель на основе лазерных излучателей, боевую часть со стержневыми элементами и оснащена пассивной головкой самонаведения (ГСН), работающей в двух режимах: фото контрастном, позволяющем сопровождать контрастную на фоне неба цель и в инфракрасном (по тепловому излучению цели). На ЗУР 9М37М установлена усовершенствованная ГСН, способная производить селекцию цели по ее траекторным признакам на фоне тепловых ловушек. В ЗРК «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применена новая ЗУР 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.

Преимуществами ЗРК «Стрела-10» является его низкая стоимость, невосприимчивость к радиопомехам и неуязвимость от противорадиолокационных ракет. Недостатки – невозможность стрельбы в плохих метеоусловиях по целям, заходящим со стороны солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. Боевые машины «Стрела-10» эффективно использовались в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, производимых расчетами практически всегда были очень высокими.

Читать еще:  Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-2 (Франция)

Тактико-технические характеристики ЗРК “Стрела-10СВ”

Боевая масса, т – 10,9
Экипаж, чел. – 3
Толщина брони, мм – до 7
Время реакции ЗРК – до 7 сек
Вероятность поражения цели одной ракетой – 0,6-0,6
Дальность стрельбы, км – 5 (макс.), 0,8 (мин.)
Высота поражаемых целей – 3900 км (макс.)
Максимальная скорость полета ЗУР, м/с – 415
Боекомплект – 4 ЗУР 9М37 (9МЗЗЗ, 9М31)
Двигатель машины – ЯМЗ-238В, дизельный, мощностью 260 л. с.
Максимальная скорость движения, км/ч – 60 (по шоссе), до 6 (на плаву)

Модификации

За долгий период службы ЗРК «Стрела-10» неоднократно подвергался модернизации. Первая из них была проведена уже в 1977 году. ЗРК 9К35М «Стрела-10М» отличался от базовой модели только головкой самонаведения. Теперь ракета выбирала цель по траекторным признакам, и ее было труднее ввести в заблуждения с помощью тепловых ловушек.

Остальные характеристики модификации 9К35 были аналогичны базовой модели. Испытания новой машины проводились в 1978 году, через год она была принята на вооружение.

9К35М2 «Стрела-10М2». Работы над созданием этой модификации ЗРК начались по инициативе МОП и ГРАУ. Комплекс был оснащен аппаратурой приема целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М и КП командира ПВО полка. В ходе модернизации на боевые машины были установлены поплавки для преодоления водных преград с полным боекомплектом и пулеметом. Комплекс был оснащен новой радиостанцией. Испытания новой модификации начались в 1980 году, в 1981 году она была принята на вооружение.

9К35М3 «Стрела-10М3». 1 апреля 1983 года началась очередная модернизация комплекса. Новая модификация должна была обладать более высокой помехозащищенностью, большей дальностью поражения и обеспечивать эффективную стрельбу по всем категориям низколетящих целей: вертолетам, самолетам, крылатым ракетам и беспилотным летающим аппаратам.

Испытания и доработки «Стрелы-10М3» проводились несколько лет, в 1989 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М4». Это первая модификация машины, разработанная уже после распада Советского Союза. Ее основной особенностью является усовершенствованная зенитная ракета с новой тепловизионной системой, системой захвата и сопровождения цели.

«Стрела-10Т». Модификация комплекса, разработанная в Беларуси, на основе ЗРК «Стрела-10М2». Основной особенностью белорусской разработки является новая вычислительная система, комплекс навигации GPS и оптико-электронная система. ЗРК может быть размещён на колёсном шасси.

Для комплексов «Стрела-10» была разработана новая зенитная ракета 9М333, которая имеет более совершенный двигатель, новую ГСН, автопилот, и боевую часть. ЗУР 9М333 помещается в специальный пусковой контейнер. Головка самонаведения имеет не два, а три режима: инфракрасный, фотоконтрастный и помеховый, который значительно повышает помехозащищенность ракеты. Еще одной особенностью 9М333 является ее боевая часть. Она имеет массу пять (а не три кг, как на ЗУР 9М37), что значительно повышает вероятность поражения цели. Также была увеличена длина и сечение поражающих элементов ракеты. Изменились и ее габаритные размеры: длина увеличилась до 2,23 м. 9М333 может быть использована на любой модификации комплекса «Стрела-10».

Развертывание

Стрела-1 использовалась в батареях ПВО ближнего действия советских мотострелковых и танковых полков. Батарея состояла из артиллерийского взвода из четырех ЗСУ-23-4 « Шилка» и взвода ЗРК из четырех машин «Стрела-1».

Взвод «Стрела-1» содержит, помимо командирской машины, один TEL, оснащенный пассивной радиолокационной системой обнаружения, аналогичной радиолокационному приемнику , и еще несколько (обычно три) без какой-либо радиолокационной системы. Система радиолокационного обнаружения представляет собой 9С16 «Плоский бокс» и состоит из четырех датчиков, установленных вокруг БРДМ, что обеспечивает охват на 360 градусов. Эта система не излучает радиолокационную энергию, но может обнаруживать радиоволны, излучаемые самолетом, предупреждая транспортное средство о приближающемся летательном аппарате и помогая в обнаружении целевого самолета с помощью оптической системы. Типичная тактика предусматривает запуск двух ракет по каждой цели, чтобы повысить вероятность ее поражения.

В России система 9К31 «Стрела-1» была заменена системой 9К35 «Стрела-10» .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: