60 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Crotale (ЗРК)

Crotale (ЗРК)

Кроталь (фр. Crotale — гремучая змея) — французский всепогодный зенитный ракетный комплекс малой дальности, предназначенный для борьбы с воздушными целями в диапазоне средних, малых и предельно малых высот. Может использоваться как для ПВО стратегически важных опорных пунктов, центров управления, стартовых позиций ракет, так и для непосредственного прикрытия боевых порядков войск.

ЗРК Crotale разработан французской фирмой «Thomson-CSF/Matra», и существует в двух вариантах базирования: подвижном наземном и корабельном варианте. Ракета может достичь своей максимальной скорости 2,3 М в течение лишь двух секунд. Принят на вооружение Франции, Финляндии, Греции, Нидерландов. Комплекс с момента создания неоднократно модернизировался.

История создания

В начале 60-х гг. французская фирма «Норд Авиасьон» (вскоре вошедшая в состав концерна «Аэроспасьяль») и немецкая «Мессершмитт-Бельков-Блом» (МББ) начали независимо одна от другой исследования в области зенитных ракетных комплексов малой дальности. Во Франции проект получил обозначение SABA (Sol-Air Basse Altitude — «земля-воздух, малая высота»), в ФРГ — простой индекс Р-250. При этом уже в 1961 г. военные научно-исследовательские учреждения обеих стран начали сотрудничество, результатом которого стала разработка в следующем году тактико-технических требований к будущему ЗРК. А поскольку такие требования в обеих странах были весьма близки, французская и германская фирмы в 1964 г. решили сотрудничать в области создания новой системы оружия. Такое решение сулило существенную экономию средств, что имело определяющее значение для успеха всего, крайне сложного по тем временам, проекта. Новый ЗРК получил название «Роланд», одинаково звучащее в обоих языках. Чтобы закрыть вопрос с дальнейшими корпоративными перипетиями участников проекта, отметим, что с 1973 г. координацию работ осуществлял консорциум «Евромиссайл», созданный фирмами «Аэроспасьяль» и «Мессершмитт-Бельков-Блом», а в настоящее время за проект отвечает европейский аэрокосмический концерн EADS.

Первоначально комплекс разрабатывали в варианте для действий в условиях хорошей видимости — с оптическим слежением за целью (эта модификация получила обозначение «Роланд-1»). Но с 1968 г. по настоянию немецкой стороны началась разработка всепогодного варианта «Роланд-2», снабженного радиолокационным каналом слежения. Почему же поначалу было принято решение, которое, казалось бы, существенно ограничивало боевые возможности ЗРК — отказ от радиолокационного канала слежения? Дело в том, что практически все объекты, для прикрытия которых предназначался «Роланд», были подвижными. В 60-х гг., а также согласно прогнозам развития техники на будущие полтора десятилетия, самолеты могли обнаружить и атаковать такие цели лишь в условиях их визуальной видимости. Но если пилот должен был распознать цель визуально, то и самолет также мог быть увиден. Считалось, что в таких условиях самолет будет поражен прежде, чем он сам сможет нанести удар. А в сложных метеоусловиях тактическая авиация противника попросту не могла атаковать мобильные объекты.

Для ракеты предусмотрели радиокомандную систему наведения, обладающую рядом важных тактических преимуществ. Единственной возможностью срыва наведения в такой системе является постановка помех радиолинии, передающей на ракету команды управления. А это является чрезвычайно трудной задачей, поскольку источник помех должен находиться между пусковой установкой (ПУ) и ракетой. Отказ от полуактивной радиолокационной системы наведения означал существенное удешевление ракеты, а отсутствие на борту ракеты аппаратуры самонаведения позволяло снизить ее вес и улучшить, благодаря этому, маневренность (или же увеличить вес боевой части).

На стадии опытно-конструкторских работ за разработку оптического канала слежения и интеграцию всего комплекса отвечала фирма «Аэроспасьяль», а разработкой радиолокационной станции обнаружения целей занималась МББ. Когда возникла необходимость создания РЛС слежения, ее проектированием занялась французская фирма «Томсон-CSF». Обе страны выбрали свои шасси для ЗРК: легкий танк АМХ-13 во Франции и боевая машина пехоты «Мардер» — в Германии.

Первые бросковые пуски ракет «Роланд» состоялись в 1965 г., а два года спустя начались испытания ракет с действующей системой наведения. В июне 1968 г. при помощи полностью функционирующего комплекса была уничтожена беспилотная мишень СТ-20. Для испытаний ЗРК применялись три прототипа, выполненные на шасси АМХ-13. Предполагалось, что уже в 1970 г. комплекс «Роланд» достигнет первоначальной боевой готовности. Но тут начались проблемы, вызванные, как часто бывает в международных программах, разными взглядами участников на требования к комплексу. Преодоление этих проблем потребовало гораздо больше времени, чем предполагалось.

Естественно, более высокими темпами создавался простой вариант «Роланд-1», но и здесь не обошлось без задержек. Оказалось, что первоначально планировавшееся шасси АМХ-13 не подходит — оно обладало слишком малой грузоподъемностью, а мощность силовой установки была недостаточной для питания электроэнергией элементов комплекса. Поэтому было выбрано новое шасси — модифицированный вариант шасси среднего танка АМХ-30, получивший обозначение АМХ-30R. Войсковые испытания невсепогодного варианта ЗРК на шасси АМХ-30R проходили в 1972-1974 гг. и завершились вполне успешно. В то же время прошло размежевание обоих первых заказчиков «Роланда»: французы приняли решение о закупке «дневного» варианта «Роланд-1», руководство же бундесвера настояло на всепогодном «Роланде-2». При этом и в германском варианте оптический канал слежения считался основным, а радиолокационный рассматривался как резервный, необходимый для успешной боевой работы в условиях характерной для Центральной Европы низкой облачности.

Первые предсерийные образцы «Роланда-1» (пять комплексов) были переданы французским сухопутным войскам в мартедекабре 1977 г. В феврале следующего года начались поставки серийных комплексов, а 1 сентября 1978 г. «Роланд», образно говоря, «пошел в школу» — боевой готовности достигла первая батарея этих ЗРК.

Работы над «Роландом-2» продолжались дольше — главным образом, из-за значительно большего по сравнению с «дневным» вариантом объемом испытаний. Уже в ходе разработки французское военно-политическое руководство решило часть своих «Роландов» также закупить во всепогодном варианте. Поэтому с ноября 1977 г. велись испытания модификации «Роланда 2» на шасси АМХ-30R. В ноябре 1978 г. бундесвер получил первые предсерийные ЗРК «Роланд-2», но необходимость устранения мелких неполадок, выявленных в ходе опытной эксплуатации, отложили принятие на вооружение этого варианта до 1981 г. Первоначальные планы бундесвера предусматривали закупку более 300 ЗРК и 12 200 ракет к ним. Франция же собиралась купить 144 «Роланда-1» и 70 «Роландов-2», а также 10 800 ракет.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» (СССР)

Описание конструкции

ЗРК «Roland» может размещаться на различных шасси: в ВС Франции — шасси среднего танка AMX-30 или на шасси грузовика 6×6 ACMAT, в Бундесвере — шасси боевой машины пехоты Marder или на шасси грузовика 6×6, 8×8 MAN, в национальной гвардии США — шасси M109 (САУ) (позднее M812A1). Боевой расчёт ЗРК состоит из трёх человек: водителя, командира и оператора. Компоновка ЗРК «Roland VT1» в целом, аналогична с компоновкой других модификаций ЗРК «Roland». На унифицированной вращающейся башне установлены: балки для размещения ракет, антенна РЛС обнаружения, антенна РЛС сопровождения цели и ракеты, оптическая и инфракрасная системы сопровождения и антенна передатчика команд. Внутри корпуса пусковой установки смонтированы передатчики и приёмники РЛС обнаружения целей и РЛС сопровождения цели и ракеты, счётно-решающее устройство, пульт управления, два магазина револьверного типа с восемью ракетами в транспортно-пусковых контейнерах, радиостанция, контрольно-измерительные приборы и источник электропитания. Наведение балок-держателей с контейнерами в угломестной плоскости производится автоматически по линии сопровождения цели, в азимутальной плоскости — поворотом башни

Эксплуатанты

Несколько стран эксплуатируют комплексы Crotale и Crotale NG.

  • Бахрейн Бахрейн — 7-ю ПУ оснащены 2 батареи ЗРК Сухопутных войск Бахрейна по состоянию на 2010 год [3]
  • Египет Египет — более 24 ПУ «Crotale» используются командованием ПВО ВВС Египта по состоянию на 2010 год [4]
  • Греция Греция — 9 комплексов «Crotale NG» используется ПВО ВВС Греции и 2 комплекса — ВМС Греции по состоянию на 2010 год [5]
  • Иран Иран — 250 единиц у ВВС Ирана ЗРК FM-80 (китайский вариант «Crotale») по состоянию на 2016 год [6]
  • Ливия Ливия — 24 ПУ «Crotale» на вооружении ПВО Сухопутных войск Ливии по состоянию на 2010 год [7]
  • ОАЭ ОАЭ — ПУ «Crotale» на вооружении ПВО ВВС ОАЭ по состоянию на 2010 год [8]
  • Оман Оман — по 1 восьмизарядной ПУ «Crotale NG» с боезапасом в 16 ракет на вооружении 2-х корветов типа «Qahir Al Amwaj» ВМС Омана по состоянию на 2010 год [9]
  • Пакистан Пакистан — 144 ПУ «Crotale» на вооружении 6 батальонов ПВО ВВС Пакистана по состоянию на 2010 год [10]
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия
    • Сухопутные войска Саудовской Аравии (англ.) русск. — «Crotale» на вооружении по состоянию на 2010 год [11]
    • ВМС Саудовской Аравии — «Crotale» на вооружении 4-х фрегатов типа «Медина» по состоянию на 2010 год [11]
    • ПВО ВВС Саудовской Аравии — до 40 ПУ «Crotale», 73 ПУ «Shahine» и до 68 стационарных постов «Crotale»/«Shahine» на вооружении по состоянию на 2010 год [12]
  • Финляндия Финляндия — 20 ПУ ItO 90 («Crotale NG» установленный на шасси автомобиля Sisu XA-181) используются Сухопутными войсками Финляндии по состоянию на 2010 год [13]
  • Франция Франция
    • ВМС Франции — по 1 восьмиствольной ПУ на вооружении:
      • 7-и эсминцы типа «Жорж Леги» (боезапас 26 ракет) [14]
      • 2-х фрегатов типа «Турвиль» (англ.) русск. (боезапас 26 ракет) [14]
      • 5-и фрегатов типа «Лафайет» (боезапас 16 ракет) [14]
    • ВВС Франции — 8 дивизионов ЗРК типов «Crotale 3000», «Crotale upgraded» и «Crotale NG» на вооружении по состоянию на 2010 год [15]
  • Чили Чили — 5 систем на вооружении ВВС Чили по состоянию на 2010 год [16]
  • Республика Корея Республика Корея — K-SAM Pegasus (114 систем)

  • Португалия Португалия
  • ЮАР ЮАР — первая страна, в вооружённые силы которой поступили ЗРК «Crotale» исходной модели (раньше чем во Франции). [17] Состояли на вооружении 120-го зенитного ракетного дивизиона[en]ВВС ЮАР.

  • США США — в 1972 году финансово-промышленная группа Rockwell Autonetics Group (подразделение корпорации North American Rockwell Corp.) получила лицензию на серийное производство комплексов и их модификацию под требования ВС США. Во Франции была закуплена опытная партия ракет и одна батарея ЗРК «Crotale» вместе с радиолокационными средствами (станциями обнаружения целей и наведения ракет) и со всеми комплектующими, для их испытаний и оценки командованием видов вооружённых сил, прежде всего Армией США. Испытания проходили на ракетных полигонах Уайт-Сэндз в Нью-Мексико и Редстоунского арсенала в Алабаме[18] . На вооружение в США комплекс принят не был и американской промышленностью не производился.

Конструкция

Основным конструкционным элементом ЗРК «Роланд» является вращающаяся башня, на которой смонтированы антенны РЛС и линии передачи команд, а также оптические датчики. Пусковые установки обоих вариантов имели две направляющие для готовых к пуску ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). ТПК имел длину 2600 мм и диаметр 270 мм, а его вес вместе с ракетой составлял 85 кг. После пуска ракеты пустой ТПК сбрасывался с пусковой установки. Срок хранения в ТПК ракет первых серий составлял пять лет без проверки и обслуживания. По бокам вращающейся башни с направляющими и антенными устройствами в корпусе боевой машины находились два вращающихся магазина револьверного типа на четыре ракеты каждый. Таким образом, боекомплект ПУ составлял десять ракет. Перезарядка осуществлялась автоматически, после приведения направляющих в положение для перезарядки, и занимала менее 10 секунд. Пополнение магазинов в корпусе требовало, естественно, больше времени — по нормативам, 8 минут. Расчет ЗРК состоит из трех человек — командира, оператора и механикаводителя.

Читать еще:  Зенитная пушка С-60 (СССР)

При проектировании зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Роланд» был использован опыт создания ранних конструкций фирмы «Норд Авиасьон» — управляемых ракет класса «воздух-земля» «Норд 5103» (AS.20) и «земля-воздух» «Норд 5301» (АСАМ). Ракета «Роланд» является одноступенчатой, выполненной по схеме утка: в носовой части находится четыре дестабилизатора, а в центральной — четыре крыла. Дестабилизаторы и крылья после выхода ракеты из ТПК раскладываются посредством специальных пружин. ЗУР имеет длину 2400 мм, диаметр корпуса 163 мм и размах крыла 500 мм, а ее вес составляет 66 кг. Она снабжена двухрежимным твердотопливным двигателем разработки фирмы SNPE. При старте работает двигатель «Рубэкс» тягой 1600 кгс, разгоняющий ракету в течение 1,7 с до скорости 550 м/с (примерно 1,6 М). Дальше включается в работу маршевый двигатель «Лампир» тягой 200 кгс. Его время работы составляет 13,2 с, что позволяет ракете поражать цели на расстоянии до 6,5 км. Минимальная дальность стрельбы ЗРК составляет 500 м, а диапазон досягаемости по высоте — от 20 до 3000 м.

ЗУР «Роланд» не имеет аэродинамических управляющих поверхностей, а управляется исключительно газодинамическими рулями. Это делает ракету чрезвычайно маневренной — она может выполнять маневры с перегрузкой до 9 g. Поражение цели обеспечивается осколочной боевой частью (БЧ) весом 6,5 кг с принудительной фрагментацией (в заряд взрывчатого вещества впрессованы 65 готовых поражающих элементов). БЧ комплектуется двумя взрывателями — дистанционным и контактным. Радиус поражения при взрыве БЧ составляет 6 м.

Для первых вариантов ЗРК производились ракеты в вариантах «Роланд-1» и «Роланд-2». Первый из них, имеющий инфракрасный маркер для инфрагониометра оптического канала слежения, производился серийно с 1977 г. до начала 80-х гг. Второй, кроме инфракрасного маркера, снабжался радиолокационным ответчиком. Такие ракеты выпускались до конца 80-х гг. Носовая часть ракеты с БЧ производилась в ФРГ, хвостовая, с двигателями — во Франции. Такое «разделение труда» было определено еще в 1964 г., на самых ранних стадиях работы над проектом. Окончательная сборка ЗУР осуществлялась во Франции.

Примечания

  1. 1234567Бишоп, 2003, с. 181
  2. Roland — Army Technology
  3. Bundeswehrplan 2008 (нем .) 45-46. Министерство обороны Германии (März 2007). Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.Проверено 4 сентября 2011.
  4. The Military Balance 2010. — P. 135 .
  5. The Military Balance 2010. — P. 161 .
  6. The Military Balance 2010. — P. 269 .
  7. The Military Balance 2010. — P. 320 .
  8. The Military Balance 2010. — P. 160 .

Комплекс существует в нескольких модификациях :

  • «Crotale» — базовый вариант,
  • «Naval Crotale» — корабельный,
  • «Cactus» — экспортируется в Чили и Южную Африку
  • «Shahine» — экспортируется в Саудовскую Аравию.
  • «Crotale-NG» — наиболее современная модификация

Лицензионное производство в США

«Кроталь» наряду с другими образцами европейской ВВТ, такими как франко-германский «Роланд» и британская «Рапира», участвовал в конкурсе на перевооружение Армии США тактическими системами ПВО войск в рамках программы LOFAADS/SHORADS (Low-level forward-area air-defence system/Short-range air-defence system), предполагавшей замену в войсках ЗРК «Чапарел». В США был образован консорциум во главе с ракетостроительным подразделением корпорации «Рокуэлл» (Rockwell Missile Systems Division). Производство боевых машин с электродвигателями, на которых должна была размещаться пусковая установка, и машин наведения с радиолокационными станциями подсветки цели, должно было быть развёрнуто на заводах машиностроительного подразделения компании «Паккар» (Pacific Car and Foundry Division), который и планировал наладить серийное производство по лицензии. Изготовлением башенных пусковых установок для боевых машин и башенных РЛС для машин наведения должны были заниматься предприятия электромеханического подразделения корпорации «Нортроп» (Northrop Electromechanical Division). [1] Однако, в конкурсе победили ЗРК «Роланд» и от производства американских лицензионных моделей «Кроталя» было решено отказаться.

История создания

В начале 60-х гг. французская фирма «Норд Авиасьон» (вскоре вошедшая в состав концерна «Аэроспасьяль») и немецкая «Мессершмитт-Бельков-Блом» (МББ) начали независимо одна от другой исследования в области зенитных ракетных комплексов малой дальности. Во Франции проект получил обозначение SABA (Sol-Air Basse Altitude — «земля-воздух, малая высота»), в ФРГ — простой индекс Р-250. При этом уже в 1961 г. военные научно-исследовательские учреждения обеих стран начали сотрудничество, результатом которого стала разработка в следующем году тактико-технических требований к будущему ЗРК. А поскольку такие требования в обеих странах были весьма близки, французская и германская фирмы в 1964 г. решили сотрудничать в области создания новой системы оружия. Такое решение сулило существенную экономию средств, что имело определяющее значение для успеха всего, крайне сложного по тем временам, проекта. Новый ЗРК получил название «Роланд», одинаково звучащее в обоих языках. Чтобы закрыть вопрос с дальнейшими корпоративными перипетиями участников проекта, отметим, что с 1973 г. координацию работ осуществлял консорциум «Евромиссайл», созданный фирмами «Аэроспасьяль» и «Мессершмитт-Бельков-Блом», а в настоящее время за проект отвечает европейский аэрокосмический концерн EADS.

Первоначально комплекс разрабатывали в варианте для действий в условиях хорошей видимости — с оптическим слежением за целью (эта модификация получила обозначение «Роланд-1»). Но с 1968 г. по настоянию немецкой стороны началась разработка всепогодного варианта «Роланд-2», снабженного радиолокационным каналом слежения. Почему же поначалу было принято решение, которое, казалось бы, существенно ограничивало боевые возможности ЗРК — отказ от радиолокационного канала слежения? Дело в том, что практически все объекты, для прикрытия которых предназначался «Роланд», были подвижными. В 60-х гг., а также согласно прогнозам развития техники на будущие полтора десятилетия, самолеты могли обнаружить и атаковать такие цели лишь в условиях их визуальной видимости. Но если пилот должен был распознать цель визуально, то и самолет также мог быть увиден. Считалось, что в таких условиях самолет будет поражен прежде, чем он сам сможет нанести удар. А в сложных метеоусловиях тактическая авиация противника попросту не могла атаковать мобильные объекты.

Читать еще:  Ракетный комплекс «Blue Water» (Великобритания)

Для ракеты предусмотрели радиокомандную систему наведения, обладающую рядом важных тактических преимуществ. Единственной возможностью срыва наведения в такой системе является постановка помех радиолинии, передающей на ракету команды управления. А это является чрезвычайно трудной задачей, поскольку источник помех должен находиться между пусковой установкой (ПУ) и ракетой. Отказ от полуактивной радиолокационной системы наведения означал существенное удешевление ракеты, а отсутствие на борту ракеты аппаратуры самонаведения позволяло снизить ее вес и улучшить, благодаря этому, маневренность (или же увеличить вес боевой части).

На стадии опытно-конструкторских работ за разработку оптического канала слежения и интеграцию всего комплекса отвечала фирма «Аэроспасьяль», а разработкой радиолокационной станции обнаружения целей занималась МББ. Когда возникла необходимость создания РЛС слежения, ее проектированием занялась французская фирма «Томсон-CSF». Обе страны выбрали свои шасси для ЗРК: легкий танк АМХ-13 во Франции и боевая машина пехоты «Мардер» — в Германии.

Первые бросковые пуски ракет «Роланд» состоялись в 1965 г., а два года спустя начались испытания ракет с действующей системой наведения. В июне 1968 г. при помощи полностью функционирующего комплекса была уничтожена беспилотная мишень СТ-20. Для испытаний ЗРК применялись три прототипа, выполненные на шасси АМХ-13. Предполагалось, что уже в 1970 г. комплекс «Роланд» достигнет первоначальной боевой готовности. Но тут начались проблемы, вызванные, как часто бывает в международных программах, разными взглядами участников на требования к комплексу. Преодоление этих проблем потребовало гораздо больше времени, чем предполагалось.

Естественно, более высокими темпами создавался простой вариант «Роланд-1», но и здесь не обошлось без задержек. Оказалось, что первоначально планировавшееся шасси АМХ-13 не подходит — оно обладало слишком малой грузоподъемностью, а мощность силовой установки была недостаточной для питания электроэнергией элементов комплекса. Поэтому было выбрано новое шасси — модифицированный вариант шасси среднего танка АМХ-30, получивший обозначение АМХ-30R. Войсковые испытания невсепогодного варианта ЗРК на шасси АМХ-30R проходили в 1972-1974 гг. и завершились вполне успешно. В то же время прошло размежевание обоих первых заказчиков «Роланда»: французы приняли решение о закупке «дневного» варианта «Роланд-1», руководство же бундесвера настояло на всепогодном «Роланде-2». При этом и в германском варианте оптический канал слежения считался основным, а радиолокационный рассматривался как резервный, необходимый для успешной боевой работы в условиях характерной для Центральной Европы низкой облачности.

Первые предсерийные образцы «Роланда-1» (пять комплексов) были переданы французским сухопутным войскам в мартедекабре 1977 г. В феврале следующего года начались поставки серийных комплексов, а 1 сентября 1978 г. «Роланд», образно говоря, «пошел в школу» — боевой готовности достигла первая батарея этих ЗРК.

Работы над «Роландом-2» продолжались дольше — главным образом, из-за значительно большего по сравнению с «дневным» вариантом объемом испытаний. Уже в ходе разработки французское военно-политическое руководство решило часть своих «Роландов» также закупить во всепогодном варианте. Поэтому с ноября 1977 г. велись испытания модификации «Роланда 2» на шасси АМХ-30R. В ноябре 1978 г. бундесвер получил первые предсерийные ЗРК «Роланд-2», но необходимость устранения мелких неполадок, выявленных в ходе опытной эксплуатации, отложили принятие на вооружение этого варианта до 1981 г. Первоначальные планы бундесвера предусматривали закупку более 300 ЗРК и 12 200 ракет к ним. Франция же собиралась купить 144 «Роланда-1» и 70 «Роландов-2», а также 10 800 ракет.

Платформа

На базе «Кроталь» создана универсальная многоцелевая платформа на полноприводном шасси, под установку различных боевых модулей, реализованная в нескольких вариантах исполнения (цифра «4» или «6» в названии указывает на колёсную формулу) и превращающая единицу бронетехники-носитель в боевую машину пехоты, зенитный ракетный или зенитный пушечно-ракетный комплекс, машину управления огнём батареи ракет или командно-штабную машину:

P4R — на четырёхколёсном шасси Hotchkiss-Brandt. Машины всех указанных типов на базе P4R весили около 12 тонн и обслуживались экипажами по два человека (водитель и оператор). [19]

P6R — на шестиколёсном шасси Thomson-CSF, разработанная совместно с компанией-производителем башен для бронетехники SAMM (Societé d’Applications des Machines Motrices). Газотурбинный двигатель мощностью 340 кВт. Предлагалась на экспорт для Бундесвера [19] .

Модули

  • Зенитный ракетный комплексSICA «Shahine» R460 (P4R) или «Sirocco» (P6R). Имеет усовершенствованную модель Shanine 2 с цифровой системой обработки информации SHADL (SHAnine Data-Link), альтернативной РЛС наведения, модифицированной РЛС обнаружения (дальность обнаружения доведена до 19,5 км), а также усовершенствованным инфракрасным дистанционным взрывателем [19] .
  • Боевая машина пехоты — вместо зенитных управляемых ракет, оснащена боевым модулем Sylac с 20-мм спаренной автоматической пушкой, разработанным американо-французским консорциумом Thomson-CSF. Система управления огнём модуля включает в себя бортовой компьютер, телевизионную систему наведения и прицел с гироскопической стабилизацией, а также импульсно-доплеровскую станцию ближней радиолокационной разведки Œil Vert (с фр. — «зелёный глаз»), работающую в диапазоне высот от 0 до 3 км с наклонной дальностью обнаружения целей до 7,5 км (по целям типа «подлетающий вертолёт») и 15 км (типа «самолёт») и позволяющую обнаружить цели летящие с радиальной скоростью от 108 до 1080 км/ч или зависающие в пространстве [19] .

Все перечисленные выше образцы вооружения на базе «Кроталь» были разработаны в конце 1970-х — начале 1980-х, тогда же прошли заводские испытания и предлагались на экспорт, регулярно выступая в качестве экспонатов на различных международных выставках вооружения и военной техники, но в серийное производство запущены не были ввиду отсутствия крупных заказов [19] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: