Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов» (С-75 «Двина» и «Десна»)
Содержание
20 ноября 1953 г. вышло Постановления Совета Министров СССР (№2838/1201) «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».
Хотя к этому времени уже были закончены работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25, подвижной и мобильной зенитной ракетной системой СССР ещё не обладал. И создать её было необходимо в кратчайшие сроки.
От мобильной установки не требовалось надежности поражения целей системы стационарной… но и стоить она должна была на порядок меньше. На основе КБ-1 для проектирования новой ракеты было создано ОКБ-2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. Все члены ОКБ имели опыт разработки С-25, в том числе, ряд нереализованных наработок, которые вполне могли подойти для нового проекта.
Проектирование станции наведения ракет осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева. Ракета, получившая обозначение В-750 («изделие 1Д») создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта.
К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (ныне г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.
Ракета комплекса С-75 в транспортном положении
Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г., а к декабрю 1956 г. испытания ракеты В-750 были завершены.
Не смотря на необходимость немедленного принятии С-75 (работающего в 6-сантиметровом волновом диапазоне «Д») на вооружение, на чем настаивало руководство страны, сделать это быстро было невозможно — слишком много компонентов необходимо было рассчитать, настроить и претереть друг к другу.
Тогда было принято «временное» решение — начать производство упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон «В») уже хорошо освоенных промышленностью.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. (то есть до окончания испытаний ракеты) упрощенный комплекс под названием СА-75 «Двина» был запущен в производство. Испытания комплекса началиссь уже в 1957 г., были они успешными, поэтому 11 декабря 1957 г. ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение.
Ракета комплекса С-75 в боевом положении
Работы над «продвинутым» (работающего в 6 см диапазоне) вариантом С-75 тем временем продолжались, и в мае 1957 г. опытный образец ЗРК комплекса приступил к испытания. Надо сказать, что отличались СА-75 и С-75 не только длинной волны:
- Аппаратура СА-75 размещалась в 5 тентованных грузовиков ЗИЛ-157, а у С-75, на 3-х двухосных автомобильных прицепах, приводимых в движение тем же грузовиком. Сделано это было не столько ради эргономики, сколько ради увеличения ресурса техники. Пока прицеп на боевом дежурстве стоит на открытом воздухе, автомобиль можно спокойно загнать в бокс.
- С-75 был оснащен автоматизированным прибором пуска АПП-75, новыми пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, спроектированным под новую ракету.
- Новой ракетой В-750Н, а впоследствии В-750ВН («изделие 13Д»).
22 мая 1959 г. после завершения всех испытаний, обновленный комплекс был принят на вооружение СССР как С-75Н «Десна».
Впоследствии, все семейство первых советских мобильных ЗРК для краткости называли просто С-75 и добавляли собственное имя проекта (см. модификации).
Залп ракет зенитного ракетного комплекса С-75
Новый страж неба
Но подлинным рождением С-75 можно считать 22 мая 1959 года, когда на вооружение был принят модернизированный, серийный вариант ЗРК – С-75 «Десна».
Характеристики ЗРК С-75, принятие которого на вооружение было санкционировано в ноябре 1957 года, позволяли ему бороться со всеми имевшимися в то время в мире аэродинамическими целями: дальность поражения составляла 34 км в варианте «Десна» и была доведена до 43 км в варианте «Волхов». Диапазон высот поражения целей был равен 3-22 км в исходном варианте «Двина», а затем расширен до 0,5-30 км в варианте «Десна» и 0,4-30 км в варианте «Волхов». Максимальная скорость поражаемых целей – до 2300 км/ч («Волхов»). Существовали и СБЧ (специальные боевые части) с ядерными зарядами для борьбы с групповыми целями.
Обломки сбитого над кубой американского самолета разведчика U-2.
Источник: https://topwar.ru
С-75 в экспортном варианте «Волга» активно поставлялся за рубеж и стоял или стоит до сих пор на вооружении свыше 40 стран. Также комплекс производился в КНР под индексами Хунци-1 и Хунци-2 (HQ).
Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).
В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:
- Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
- Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
- Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.
В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.
Транспортеры ракет ЗРК С-75
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Стационарность средств системы С-25 не позволяла размещать их на обширной территории и защищать многие промышленные и военные объекты СССР. Возникла необходимость в создании перевозимого зенитного управляемого ракетного оружия для построения территориальнообъектовой обороны страны. С этой целью в 1953 г. перед КБ-1 была поставлена задача создания перебазируемого ЗРК и начата разработка перевозимого зенитного ракетного комплекса С-75.
ЗРК С-75 предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения. ЗРК С-75 разрабатывался на основе принципов, заложенных в ЗРС С-25, в том числе на принципе обеспечения линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРК были найдены и внедрены многие новые научно-технические решения, так как создание перевозимого зенитного ракетного комплекса потребовало решения целого ряда задач.
Для обстрела целей, летящих с любого направления и на всех высотах, конструкция антенного поста размещалась на лафете, вращающемся по азимуту на угол 360°, и имела возможность перемещаться в вертикальной плоскости на угол 0-90°. Для обнаружения сигнала цели на индикаторах и последующего автоматического или ручного сопровождения, а также сопровождения сигналов ответчика ракеты антенная система в наклонной и вертикальной плоскостях имела линейное сканирование в пределах ±10° относительно центра сектора.
Сканеры, перемещающие лучи в пространстве, конструктивно находились внутри антенной системы. Потребовалась разработка метода наведения ракеты на цель с углом упреждения не более 10°. Время сборки антенного поста на позиции после проведения марша должно было быть минимальным и не требовать прецизионных измерений специальными средствами. Комплекс является одноканальным по цели. Он осуществляет поражение цели, совершающей полёт в произвольном направлении, обеспечивая наведение на цель до трёх ракет. Ракеты — двухступенчатые с наклонным стартом. Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени жидкостной. Средства комплекса размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах. Электроснабжение средств ЗРК — от передвижных дизельных электростанций или промышленной сети. В конце 1957 г. были завершены государственные испытания первой модификации ЗРК СА-75 («Двина»), и он был принят на вооружение. В1961 г. на вооружение страны был принят комплекс С-75 «Волхов» в новой модификации, который впоследствии под названием «Волга» стал также поставляться в зарубежные страны. ЗРК ряда С-75 прошли проверку в боевых условиях. 7 октября 1959 г. в районе столицы Китая Пекина с помощью ЗРК СА75 «Двина» был уничтожен тайваньский скоростной разведчик RB-57D. 1 мая 1960 г. над территорией СССР ЗРК С-75 был сбит разведывательный высотный самолёт U-2 «Локхид», а 27 октября 1962 г. — U-2 над Кубой.
Во Вьетнаме (1965-1973 гг.) зенитными ракетными комплексами типа С-75 были сбиты 54 стратегических бомбардировщика В-52, 1109 других самолётов и 130 беспилотных летательных аппаратов. Всего с 1965 по 1972 гг. во Вьетнам было доставлено из Советского Союза 95 ЗРК С-75 и 7658 ракет к ним. ЗРК С-75 использовались во время индо-пакистанской войны 1971г., во время арабо-израильской войны 1973 г. Дальнейшие работы велись в направлении расширения боевых возможностей и тактико-технических характеристик ЗРК С-75. Всего было проведено три крупных модернизации. Модификация комплекса С-75 была установлена на крейсере «Киров».
В 1998-2001 гг. разработан новый вариант модернизированного ЗРК С-75-2 («Волга-2А»). Целью модернизации является: продление сроков эксплуатации за счёт замены основной части аналоговой аппаратуры РСН на современную цифровую аппаратуру; повышение тактико-технических характеристик за счёт реализации цифровых алгоритмов обработки информации и управления; улучшение эксплуатационных характеристик; повышение эффективности поражения современных средств воздушного нападения, в том числе крылатых ракет и других малозаметных целей во всем диапазоне высот и скоростей их полёта.
В состав ЗРК «Волга-2А» входят: модернизированная станция наведения ракет РСН-75ВМ-2А в составе: модернизированная аппаратная кабина управления АВ-2А; модернизированная кабина управления УВ-2А; приёмо-передающая кабина ПВ; прицепы П-1В, П-2В, П-ЗВ; передвижная ремонтная мастерская (ПРМ); ракетная батарея, включающая: до шести пусковых установок ПУ-СМ-90;
до шести транспортно-заряжающих машин; система электроснабжения, включающая: распределительно-преобразовательные кабины РКУ (2 шт.); дизель-электростанции (ДЭС) 5Е96А (2 шт.); передвижную трансформаторную подстанцию (ПТП) 5Е74М-230; средства технического обеспечения; зенитные управляемые ракеты 20Д и 5Я23. Дополнительно ЗРК могут придаваться радиолокационные станции обнаружения и целеуказания П-12 и П-15. В соответствии с разработанной конструкторской документацией модернизация ЗРК базируется на использовании унифицированной цифровой аппаратуры, выполненной с применением технических решений, реализованных в ЗРС С-300ПМУ1.
При модернизации ЗРК «Волга» блоки с аналоговой аппаратурой заменяют блоками, выполненными с использованием современных технологий и элементной базы. Дополнительно вводятся цифровые блоки с новыми функциями: борьба с помехами, АС в телевизионном канале, управление антенной. Время для проведения регламентных работ при этом сокращается примерно в 2 раза. Потребление электроэнергии уменьшается на 20-35%. По оценке ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», разработчика ЗРК «Волга», данная модернизация наиболее целесообразна исходя из критерия стоимость/эффективность.
ДИАЛЕКТИКА ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
Под редакцией докт. технич. наук профессора Минаева В.Н.
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 3 Май 2020 в 0:10 и находится в рубриках 40 — 50-е годы XX века, Развитие в 60 — 80-е годы XX века.
Боевой счет
Комплекс участвовал во множестве войн и конфликтов по всему миру. Применялся для защиты неба Китая и уже в 1959 году открыл свой боевой счет, сбив самолет разведчик RB-57D тайваньских ВВС.
Позже комплекс уничтожил над территорией СССР американский разведывательный аэростат. Затем были сбиты считавшиеся до этого неуязвимыми два разведывательных самолета ВВС США U-2 – над Кубой и СССР, второй случай стал знаменит на весь мир, так как пилот Гэри Пауэрс попал в плен.
В небе Вьетнама во время американской агрессии комплекс уничтожил более двухсот целей. Это подтвержденные статистические данные, но на деле этот показатель может быть выше.
Обломки сбитого над Свердловском американского самолета разведчика U-2.
Источник: https://topwar.ru
В арабо-израильских конфликтах С-75 добился выдающихся результатов, уничтожив свыше 100 израильских самолетов в сумме.
Комплекс активно применялся в годы ирано-иракской войны, в очередной раз подтвердив свои высокие ТТХ. Иранские истребители американского производства F-4 Fantom не могли ничего противопоставить точному огню дивизионов ЗРК С-75 Ирака.
Даже в ходе операции «Буря в пустыне» иракский С-75 противостоял высокотехнологичной американской авиации и записал на свой счет два самолета противника.
В ходе войны в Боснии С-75 смог повредить два британских истребителя Sea Harrier, и это в условиях активного противодействия натовских систем РЭБ.
Последним успехом С-75 стало уничтожение американского разведывательно-ударного БЛА MQ-1 Predator в небе Йемена повстанцами-хуситами.
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Стационарность средств системы С-25 не позволяла размещать их на обширной территории и защищать многие промышленные и военные объекты СССР. Возникла необходимость в создании перевозимого зенитного управляемого ракетного оружия для построения территориальнообъектовой обороны страны. С этой целью в 1953 г. перед КБ-1 была поставлена задача создания перебазируемого ЗРК и начата разработка перевозимого зенитного ракетного комплекса С-75.
ЗРК С-75 предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения. ЗРК С-75 разрабатывался на основе принципов, заложенных в ЗРС С-25, в том числе на принципе обеспечения линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРК были найдены и внедрены многие новые научно-технические решения, так как создание перевозимого зенитного ракетного комплекса потребовало решения целого ряда задач.
Для обстрела целей, летящих с любого направления и на всех высотах, конструкция антенного поста размещалась на лафете, вращающемся по азимуту на угол 360°, и имела возможность перемещаться в вертикальной плоскости на угол 0-90°. Для обнаружения сигнала цели на индикаторах и последующего автоматического или ручного сопровождения, а также сопровождения сигналов ответчика ракеты антенная система в наклонной и вертикальной плоскостях имела линейное сканирование в пределах ±10° относительно центра сектора.
Сканеры, перемещающие лучи в пространстве, конструктивно находились внутри антенной системы. Потребовалась разработка метода наведения ракеты на цель с углом упреждения не более 10°. Время сборки антенного поста на позиции после проведения марша должно было быть минимальным и не требовать прецизионных измерений специальными средствами. Комплекс является одноканальным по цели. Он осуществляет поражение цели, совершающей полёт в произвольном направлении, обеспечивая наведение на цель до трёх ракет. Ракеты — двухступенчатые с наклонным стартом. Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени жидкостной. Средства комплекса размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах. Электроснабжение средств ЗРК — от передвижных дизельных электростанций или промышленной сети. В конце 1957 г. были завершены государственные испытания первой модификации ЗРК СА-75 («Двина»), и он был принят на вооружение. В1961 г. на вооружение страны был принят комплекс С-75 «Волхов» в новой модификации, который впоследствии под названием «Волга» стал также поставляться в зарубежные страны. ЗРК ряда С-75 прошли проверку в боевых условиях. 7 октября 1959 г. в районе столицы Китая Пекина с помощью ЗРК СА75 «Двина» был уничтожен тайваньский скоростной разведчик RB-57D. 1 мая 1960 г. над территорией СССР ЗРК С-75 был сбит разведывательный высотный самолёт U-2 «Локхид», а 27 октября 1962 г. — U-2 над Кубой.
Во Вьетнаме (1965-1973 гг.) зенитными ракетными комплексами типа С-75 были сбиты 54 стратегических бомбардировщика В-52, 1109 других самолётов и 130 беспилотных летательных аппаратов. Всего с 1965 по 1972 гг. во Вьетнам было доставлено из Советского Союза 95 ЗРК С-75 и 7658 ракет к ним. ЗРК С-75 использовались во время индо-пакистанской войны 1971г., во время арабо-израильской войны 1973 г. Дальнейшие работы велись в направлении расширения боевых возможностей и тактико-технических характеристик ЗРК С-75. Всего было проведено три крупных модернизации. Модификация комплекса С-75 была установлена на крейсере «Киров».
В 1998-2001 гг. разработан новый вариант модернизированного ЗРК С-75-2 («Волга-2А»). Целью модернизации является: продление сроков эксплуатации за счёт замены основной части аналоговой аппаратуры РСН на современную цифровую аппаратуру; повышение тактико-технических характеристик за счёт реализации цифровых алгоритмов обработки информации и управления; улучшение эксплуатационных характеристик; повышение эффективности поражения современных средств воздушного нападения, в том числе крылатых ракет и других малозаметных целей во всем диапазоне высот и скоростей их полёта.
В состав ЗРК «Волга-2А» входят: модернизированная станция наведения ракет РСН-75ВМ-2А в составе: модернизированная аппаратная кабина управления АВ-2А; модернизированная кабина управления УВ-2А; приёмо-передающая кабина ПВ; прицепы П-1В, П-2В, П-ЗВ; передвижная ремонтная мастерская (ПРМ); ракетная батарея, включающая: до шести пусковых установок ПУ-СМ-90;
до шести транспортно-заряжающих машин; система электроснабжения, включающая: распределительно-преобразовательные кабины РКУ (2 шт.); дизель-электростанции (ДЭС) 5Е96А (2 шт.); передвижную трансформаторную подстанцию (ПТП) 5Е74М-230; средства технического обеспечения; зенитные управляемые ракеты 20Д и 5Я23. Дополнительно ЗРК могут придаваться радиолокационные станции обнаружения и целеуказания П-12 и П-15. В соответствии с разработанной конструкторской документацией модернизация ЗРК базируется на использовании унифицированной цифровой аппаратуры, выполненной с применением технических решений, реализованных в ЗРС С-300ПМУ1.
При модернизации ЗРК «Волга» блоки с аналоговой аппаратурой заменяют блоками, выполненными с использованием современных технологий и элементной базы. Дополнительно вводятся цифровые блоки с новыми функциями: борьба с помехами, АС в телевизионном канале, управление антенной. Время для проведения регламентных работ при этом сокращается примерно в 2 раза. Потребление электроэнергии уменьшается на 20-35%. По оценке ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», разработчика ЗРК «Волга», данная модернизация наиболее целесообразна исходя из критерия стоимость/эффективность.
ДИАЛЕКТИКА ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
Под редакцией докт. технич. наук профессора Минаева В.Н.
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 3 Май 2020 в 0:10 и находится в рубриках 40 — 50-е годы XX века, Развитие в 60 — 80-е годы XX века.
Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).
В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:
- Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
- Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
- Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.
В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.
Транспортеры ракет ЗРК С-75
Боевой счет
Комплекс участвовал во множестве войн и конфликтов по всему миру. Применялся для защиты неба Китая и уже в 1959 году открыл свой боевой счет, сбив самолет разведчик RB-57D тайваньских ВВС.
Позже комплекс уничтожил над территорией СССР американский разведывательный аэростат. Затем были сбиты считавшиеся до этого неуязвимыми два разведывательных самолета ВВС США U-2 – над Кубой и СССР, второй случай стал знаменит на весь мир, так как пилот Гэри Пауэрс попал в плен.
В небе Вьетнама во время американской агрессии комплекс уничтожил более двухсот целей. Это подтвержденные статистические данные, но на деле этот показатель может быть выше.
Обломки сбитого над Свердловском американского самолета разведчика U-2.
Источник: https://topwar.ru
В арабо-израильских конфликтах С-75 добился выдающихся результатов, уничтожив свыше 100 израильских самолетов в сумме.
Комплекс активно применялся в годы ирано-иракской войны, в очередной раз подтвердив свои высокие ТТХ. Иранские истребители американского производства F-4 Fantom не могли ничего противопоставить точному огню дивизионов ЗРК С-75 Ирака.
Даже в ходе операции «Буря в пустыне» иракский С-75 противостоял высокотехнологичной американской авиации и записал на свой счет два самолета противника.
В ходе войны в Боснии С-75 смог повредить два британских истребителя Sea Harrier, и это в условиях активного противодействия натовских систем РЭБ.
Последним успехом С-75 стало уничтожение американского разведывательно-ударного БЛА MQ-1 Predator в небе Йемена повстанцами-хуситами.
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Стационарность средств системы С-25 не позволяла размещать их на обширной территории и защищать многие промышленные и военные объекты СССР. Возникла необходимость в создании перевозимого зенитного управляемого ракетного оружия для построения территориальнообъектовой обороны страны. С этой целью в 1953 г. перед КБ-1 была поставлена задача создания перебазируемого ЗРК и начата разработка перевозимого зенитного ракетного комплекса С-75.
ЗРК С-75 предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения. ЗРК С-75 разрабатывался на основе принципов, заложенных в ЗРС С-25, в том числе на принципе обеспечения линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРК были найдены и внедрены многие новые научно-технические решения, так как создание перевозимого зенитного ракетного комплекса потребовало решения целого ряда задач.
Для обстрела целей, летящих с любого направления и на всех высотах, конструкция антенного поста размещалась на лафете, вращающемся по азимуту на угол 360°, и имела возможность перемещаться в вертикальной плоскости на угол 0-90°. Для обнаружения сигнала цели на индикаторах и последующего автоматического или ручного сопровождения, а также сопровождения сигналов ответчика ракеты антенная система в наклонной и вертикальной плоскостях имела линейное сканирование в пределах ±10° относительно центра сектора.
Сканеры, перемещающие лучи в пространстве, конструктивно находились внутри антенной системы. Потребовалась разработка метода наведения ракеты на цель с углом упреждения не более 10°. Время сборки антенного поста на позиции после проведения марша должно было быть минимальным и не требовать прецизионных измерений специальными средствами. Комплекс является одноканальным по цели. Он осуществляет поражение цели, совершающей полёт в произвольном направлении, обеспечивая наведение на цель до трёх ракет. Ракеты — двухступенчатые с наклонным стартом. Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени жидкостной. Средства комплекса размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах. Электроснабжение средств ЗРК — от передвижных дизельных электростанций или промышленной сети. В конце 1957 г. были завершены государственные испытания первой модификации ЗРК СА-75 («Двина»), и он был принят на вооружение. В1961 г. на вооружение страны был принят комплекс С-75 «Волхов» в новой модификации, который впоследствии под названием «Волга» стал также поставляться в зарубежные страны. ЗРК ряда С-75 прошли проверку в боевых условиях. 7 октября 1959 г. в районе столицы Китая Пекина с помощью ЗРК СА75 «Двина» был уничтожен тайваньский скоростной разведчик RB-57D. 1 мая 1960 г. над территорией СССР ЗРК С-75 был сбит разведывательный высотный самолёт U-2 «Локхид», а 27 октября 1962 г. — U-2 над Кубой.
Во Вьетнаме (1965-1973 гг.) зенитными ракетными комплексами типа С-75 были сбиты 54 стратегических бомбардировщика В-52, 1109 других самолётов и 130 беспилотных летательных аппаратов. Всего с 1965 по 1972 гг. во Вьетнам было доставлено из Советского Союза 95 ЗРК С-75 и 7658 ракет к ним. ЗРК С-75 использовались во время индо-пакистанской войны 1971г., во время арабо-израильской войны 1973 г. Дальнейшие работы велись в направлении расширения боевых возможностей и тактико-технических характеристик ЗРК С-75. Всего было проведено три крупных модернизации. Модификация комплекса С-75 была установлена на крейсере «Киров».
В 1998-2001 гг. разработан новый вариант модернизированного ЗРК С-75-2 («Волга-2А»). Целью модернизации является: продление сроков эксплуатации за счёт замены основной части аналоговой аппаратуры РСН на современную цифровую аппаратуру; повышение тактико-технических характеристик за счёт реализации цифровых алгоритмов обработки информации и управления; улучшение эксплуатационных характеристик; повышение эффективности поражения современных средств воздушного нападения, в том числе крылатых ракет и других малозаметных целей во всем диапазоне высот и скоростей их полёта.
В состав ЗРК «Волга-2А» входят: модернизированная станция наведения ракет РСН-75ВМ-2А в составе: модернизированная аппаратная кабина управления АВ-2А; модернизированная кабина управления УВ-2А; приёмо-передающая кабина ПВ; прицепы П-1В, П-2В, П-ЗВ; передвижная ремонтная мастерская (ПРМ); ракетная батарея, включающая: до шести пусковых установок ПУ-СМ-90;
до шести транспортно-заряжающих машин; система электроснабжения, включающая: распределительно-преобразовательные кабины РКУ (2 шт.); дизель-электростанции (ДЭС) 5Е96А (2 шт.); передвижную трансформаторную подстанцию (ПТП) 5Е74М-230; средства технического обеспечения; зенитные управляемые ракеты 20Д и 5Я23. Дополнительно ЗРК могут придаваться радиолокационные станции обнаружения и целеуказания П-12 и П-15. В соответствии с разработанной конструкторской документацией модернизация ЗРК базируется на использовании унифицированной цифровой аппаратуры, выполненной с применением технических решений, реализованных в ЗРС С-300ПМУ1.
При модернизации ЗРК «Волга» блоки с аналоговой аппаратурой заменяют блоками, выполненными с использованием современных технологий и элементной базы. Дополнительно вводятся цифровые блоки с новыми функциями: борьба с помехами, АС в телевизионном канале, управление антенной. Время для проведения регламентных работ при этом сокращается примерно в 2 раза. Потребление электроэнергии уменьшается на 20-35%. По оценке ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», разработчика ЗРК «Волга», данная модернизация наиболее целесообразна исходя из критерия стоимость/эффективность.
ДИАЛЕКТИКА ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
Под редакцией докт. технич. наук профессора Минаева В.Н.
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 3 Май 2020 в 0:10 и находится в рубриках 40 — 50-е годы XX века, Развитие в 60 — 80-е годы XX века.