22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗРК «Роланд»: оборона в любых условиях

ЗРК «Роланд»: оборона в любых условиях. Как Франция и ФРГ создали высокотехнологичный комплекс ПВО

Появление на рубеже 50-х и 60-х гг. ХХ века на вооружении ВВС СССР и его союзников сверхзвуковых тактических самолетов, способных нести ядерное оружие, заставило крепко призадуматься стратегов НАТО. Отныне объекты, находящиеся в приграничной зоне, могли быть эффективно поражены в случае гипотетического военного конфликта в Европе. Существующие же средства ПВО уже не обеспечивали надежной защиты.

Особо остро проблема ПВО встала перед руководством ФРГ — страны, находящейся на переднем крае противостояния ОВД и НАТО. Не удивительно, что именно в этой стране появилась концепция комплекса ПВО ближнего действия для прикрытия объектов корпусного звена — позиций тактических ракет и артиллерии, командных пунктов, узлов связи, складов и т.п. Комплекс должен был быть относительно дешевым — ведь подобных объектов, требующих прикрытия, насчитывалось довольно много. Естественно, можно было увеличить дальность стрельбы комплекса, прикрыв тем самым сразу несколько объектов. Но подобное решение было признано нецелесообразным — в случае одновременной атаки нескольких объектов, прикрываемых одной огневой единицей, все равно огонь мог вестись лишь по одной из групп самолетов, другие же действовали безнаказанно.

Оставалось выбрать средство поражения для нового комплекса: ракета или пушка? Выбор был далеко не предопределенным. Если при создании комплексов большей дальности ракета была вне конкуренции, то для комплексов ближней ПВО считались вполне подходящими пушки. Они были дешевле ракет, к тому же зенитки можно использовать не только для поражения воздушных целей, но и — в случае необходимости — наземных. В конечном итоге, в 1962 г. в ФРГ приняли решение о параллельной разработке двух комплексов ПВО — артиллерийского для дивизий (будущая ЗСУ «Гепард») и ракетного для корпусного звена. От ЗРК требовалась высокая подвижность и способность действовать в условиях применения оружия массового поражения. То есть, комплекс должен был иметь гусеничное шасси и герметичное боевое отделение. В то же время, поскольку корпусные объекты находятся, как правило, на некотором удалении от линии соприкосновения войск, снижались требования к броневой защите ЗРК, и не требовалось обеспечить возможность поражения наземных целей.

Подобные требования выдвигали и военные специалисты Франции. Правда, ситуация здесь была несколько иной. Французская армия действовала во второй линии обороны, поэтому «первую скрипку» в обеспечении ПВО играла истребительная авиация и ЗРК средней дальности «Хок». Для войсковой ПВО предусматривалось создание ЗРК ближнего действия, которые, в отличие от ФРГ, должны были стать основным средством — развертывание многочисленных ЗСУ не предусматривалось.

Специалисты обеих стран предусматривали полную автономность новых ЗРК — все элементы комплекса должны были монтироваться на одном шасси.

Литература

“Charles de Gaulle”

Франция является второй после США страной, ВМС которой имеют в своем составе авианосцы с ядерной энергетической установкой. Решение о строительстве двух новых авианосцев Bretagne и Provence, оснащенных ядерной энергетической установкой было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 г. . Авианосцы должны были заменить авианосцы Clemenceau и Foch постройки 60-х годов.

Контракт на строительство первого из них, получившего название Richelieu, был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 г. В основу проекта были положены разработки атомного авианосца РН-75, выполненные в 1981 г., а также созданные впоследствии варианты проектов РА-78, РА-82 и РА-88. Закладка корабля состоялась 14.04.1989г., на воду был спущен 14.05.1994 г., ходовые испытания проводились с 1995 г., в строй корабль вступил 30.09.2000 г. (по другим данным – в июле 2000 г.) под обозначением R 91 Charles de Gaulle. Весьма существенная задержка со вступлением корабля в строй объясняется многочисленными дефектами механизмов, выявленными в ходе испытаний. При этом даже официально принятый командованием ВМС Франции после всех ремонтов корабль в первом же своем походе потерял из-за заводского дефекта часть лопасти гребного винта и вернулся на базу.

Читать еще:  Ракетный комплекс с оперативно-тактическими ракетами Р-11 (8А61) и Р-11М (8К11) (СССР)

Основные архитектурные и конструктивные решения авианосца Charles de Gaulle достаточно традиционны. Он представляет собой авианосец с оборудованной паровыми катапультами угловой полетной палубой и надстройкой островного типа, сдвинутой к правому борту. Корпус корабля изготовлен целиком из стали, все соединения выполнены методом электросварки. Основные несущие конструкции, включая полетную палубу, сделаны из броневой стали. По длине корпус разделен водонепроницаемыми переборками на ряд главных водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость корабля при затоплении любых трех смежных отсеков. Имеется также второе дно, которое является конструктивной зашитой от навигационных повреждений. Специальную конструктивную защиту имеет реакторный отсек, а также погреба боезапаса и авиатоплива.

Угловая полетная палуба расположена под углом 8,3° к диаметральной плоскости корабля. Она достаточно больших размеров (21,6 х 195 м), однако для обеспечения нормального взлета самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С Hawkeye ее длину планируется увеличить на 4 м. Взлет самолетов осуществляется с помощью двух паровых катапульт C-13F американской конструкции, изготовленных во Франции по лицензии. Они имеют длину стартовой дорожки 75 м и обеспечивают взлет самолетов взлетной массой до 25 т.

За катапультами авианосца «Шарль де Голль» смонтированы отражатели газовой струи реактивных самолетов при взлете, которые представляют собой охлаждаемые панели сотовой конструкции и в нерабочем состоянии заваливаются заподлицо с полетной палубой. Сама полетная палуба в районе старта покрыта алюминиевыми охлаждаемыми водой панелями, предотвращающими корродирование палубы.

Под полетной палубой расположен одноярусный ангар вместимостью до 40 летательных аппаратов размерами 29 х 138 м и высотой 6,1 м. В самом ангаре и в расположенных в непосредственной близости от него помещениях смонтированы приборы и оборудование, позволяющие проводить техническое обслуживание и текущий ремонт летательных аппаратов и их аппаратуры, а также осуществлять заправку топливом, кислородом и сжатым воздухом. Здесь же производится пополнение боекомплекта самолетов. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 млн л, погребов авиационного боезапаса – 4900 м3.

Подача самолетов из ангара на полетную палубу производится с помощью двух самолетоподъемников, расположенных по правому борту. Оба они бортового типа. По одному такому самолетоподъемнику было смонтировано наряду с палубным самолетоподъемником на авианосцах типа Clemenceau. Опыт их совместной эксплуатации показал явное преимущество бортовых самолетоподъемников: они не требуют больших вырезов в полетной палубе, которые не только снижают их прочность, но и препятствуют взлету самолетов при опущенном самолетоподъемнике. Кроме того, за счет возможности выхода хвостового оперения самолета за пределы грузовой платформы существенно расширяется типаж базирующихся на авианосце летательных аппаратов. Время полного подъема (опускания) подъемника не превышает 15 с.

В связи с размещением самолетоподъемников в средней и кормовой частях корабля надстройка сдвинута в его носовую часть и расположена по правому борту. Благодаря отсутствию дымовой трубы и воздухоприемных шахт котельных вентиляторов, размеры надстройки сокращены до минимума. В ней оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения. На случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки в надстройке устроен также флагманский командный пост.

При проектировании надстройки и корабля особое внимание уделялось повышению живучести за счет снижения радиолокационной и акустической заметности, усилению мер безопасности в отношении находящихся на борту боеприпасов, запасов авиационного топлива и т. п. Значительного снижения эффективной площади рассеивания удалось достичь за счет плавного изменения углов наклона бортовых поверхностей надводной части корпуса и надстройки, закругленного сопряжения элементов конструкций, оптимального размещения оружия и технических средств. Все наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Кроме того, применяется специальная краска с повышенной степенью поглощения сигналов РЛС.

Читать еще:  Неуправляемая ракета MGR-1 «Honest John» (США)

Для снижения уровня акустического поля, основной составляющей которого являются шумы, создаваемые гребными винтами и корабельными механизмами, применяются специальные малошумные винты, амортизаторы механизмов и средства вибропоглощения. Живучесть корабля обеспечивается комплексом мер конструктивной защиты, автоматическими противопожарными и водоотливной системами, а также средствами защиты от оружия массового поражения. В частности, основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционньгх установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, а также необходимые приборы для контроля уровней заражения.

Размещение экипажа на корабле «Шарль де Голль» соответствует достаточно высоким стандартам обитаемости. Есть отдельные зоны для отдыха, приема пиши и сна. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом на авианосце предусмотрена возможность размещения на некоторое время полка морской пехоты численностью около 800 человек.

Авианосец имеет 2-вальную ядерную главную энергетическую установку с двумя атомными реакторами К15, изготовленными французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Суммарная мощность ГЭУ – 76 200 л.с., кампания активных зон реакторов составляет 5 лет. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага.
Авианосец «Шарль де Голль» способен развивать и в течение длительного времени поддерживать наибольшую скорость хода 27 узлов. Автономность по запасам составляет 45 суток, благодаря наличию специального оборудования возможно пополнение запасов в море. Электроэнергетическая установка включает 4 турбогенератора мощностью по 4000 кВт, 4 турбогенератора мощностью по 250 кВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1100 кВт. Таким образом, суммарная мощность электроэнергетической установки равна 21 400 кВт.

В состав базирующейся на авианосце «Шарль де Голль» авиагруппы предполагается включить до 36 истребителей-бомбардировщиков Super Etandard или Rafale M, 2-3 самолета ДРЛО Е-2С Hawkeye и 2 поисково-спасательных вертолета AS.565 MB Panther. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие ЛА, предназначенных для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок, и наличие сильного ударного ядра – по числу истребителей-бомбардировщиков Charles de Gaulle лишь в 1,5 раза слабее, чем американский авианосец типа Nimitz, в то время как его полное водоизмещение меньше в 2,5 раза.

Состав установленного на авианосце артиллерийского и ракетного оборонительного вооружения соответствует американской концепции, которая возлагает задачи противовоздушной и противолодочной обороны авианосца прежде всего на корабли охранения авианосной ударной группы. Поэтому артиллерийское и ракетное вооружение собственно авианосца предназначено в основном для поражения воздушных целей, случайно преодолевших зоны ПВО кораблей охранения. Оно включает две 6-зарядные пусковые установки ЗРК Sadral, две 16-зарядные установки вертикального пуска ракет А50 ЗРК Aster-15 и восемь одноствольных 20-мм артустановок GIAT-20F2.

На авианосце «Шарль де Голль» имеется самое современное радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система SENTT 8, РЛС обнаружения воздушных целей DRBJ-11В, 3-координатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV-15D, РЛС дальнего обнаружения воздушных целей DRBV-26D, 2 навигационные РЛС DRBN-34 (Decca 1229), РЛС управления полетами Racal-1229 и NPBP-20A, РЛС управления огнем ЗРК Arabel и оптико-электронная станция обнаружения воздушных и надводных целей DIBV-I Vampir. Имеются также системы радиоэлектронной борьбы ARBR-17 и ARBR-33, 4 пусковые установки системы AMBL 2А Sagaie (постановка завес из противорадиолокационных отражателей) и система противоторпедной защиты SLAT.

Читать еще:  Неуправляемая ракета MGR-3 «Little John» (США)

Постройка авианосца Charles de Gaulle обошлась Франции в 3,2 млрд долларов. Это произвело на французских законодателей такое же сильное впечатление, какое на американских сенаторов – расходы на создание первого в мире атомного авианосца Enterprise. Поэтому запланированная закладка второго французского авианосца была отменена и в обозримом будущем вряд ли состоится.

Тактико-технические характеристики:
Изготовитель: DCNS
Строительство начато: 14 апреля 1989 года
Спущен на воду: 7 мая 1994 года
Введён в эксплуатацию: 18 мая 2001 года

Водоизмещение:
– 42000 тонн полное
Размеры:
– Длина: 261,5 м
– Ширина: 64,36 м
– Высота: 75 м
Двигатели:
– Два водяных атомных реактора К15
– Скорость хода: 27 узлов
– Автономность плавания: 45 дней
Экипаж авианосца Шарль де Голль
– 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование
Вооружение:
Авиапарк включает до 40 самолётов следующих типов:
– истребителей палубного базирования: Rafale M
– модифицированных для палубного взлёта и посадки штурмовиков: Super Étendard
– самолётов ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye
– вертолётов: SA-365
Средства ПВО включают:
-ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие – по левому борту в задней части корабля, дальность поражения аэродинамической цели ЗУР “Астер 15” составляет 30 км.;
-ЗРК «Садрал» (Sadral): две 6-контейнерные пусковые установки по правому и по левому борту, 35-45 м сзади от пусковых установок ЗРК «Астер»;
– 8 20-мм одноствольных артиллерийских установок Giat 20F2 (720 выстр./мин).

Порядок боевой работы комплекса

В типичной ситуации боевого применения ЗРК «Роланд» цель обнаруживается радиолокационной станцией кругового обзора MPDR-16 с параболической антенной. Этот радар представляет собой импульсно-доплеровскую станцию с дальностью действия 16 км. РЛС способна обнаруживать и сопровождать самолеты, движущиеся со скоростью от 50 до 450 м/с, а также вертолеты (в том числе находящиеся в режиме висения). Антенна радара вращается со скоростью 60 об/мин, что гарантирует высокую частоту обновления информации о воздушной обстановке и, как следствие, — высокую точность целеуказания (ошибка определения места цели, движущейся со скоростью 900 км/ч, не превышает 250 м). Радар MPDR-16 работает в диапазоне L (частота 1,0-2,0 ГГц, длина волны 15-30 см). С РЛС сопряжено устройство опознавания «свой-чужой» (MSR-400/5 на германских ЗРК и NRAI-6A на французских).

В варианте «Роланд-1» после обнаружения цели РЛС MPDR-16 сопровождение на дальности примерно 10 км берет на себя оператор, используя монокулярный оптический визир. После пуска ракеты инфрагониометр ТСА принимает сигналы маркера, находящегося в хвостовой части ракеты, и сопровождает его. Ось оптического визира вместе с информацией о расстоянии до цели, сообщаемой РЛС MPDR-16, служат для автоматического расчета команд управления для ракеты. Система наведения ракеты в значительной мере базируется на решениях, апробированных на противотанковых ракетах второго поколения «Норд Авиасьон» SS-11B1 и SS-12.

В ЗРК «Роланд-2» возможно радиолокационное слежение с помощью РЛС «Домино 30». Эта станция имеет антенну типа Кассегрена с гироскопическим стабилизирующим устройством и работает в диапазоне Ku (частота 15,35-17,35 ГГц, длина волны 1,7-2,0 см). Моноимпульсный радар излучает два луча — для слежения за целью и за ракетой. При возникновении помех РЛС слежение автоматически берет на себя инфракрасная система. Оператор также может взять на себя слежение за целью через оптический канал — так он поступает в том случае, когда замечает сбой или неточность в работе радиолокационного канала.

Аппаратура ЗРК «Роланд» обеспечивает одновременное наведение только одной ракеты на одну цель. После пуска двух ракет возможно перезаряжание ПУ еще в то время, когда осуществляется наведение последней выпущенной ракеты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: