0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С-350 «ВИТЯЗЬ» против MEADS — когда софт равен мощи ракет

Содержание

С-350 «ВИТЯЗЬ» против MEADS — когда софт равен мощи ракет

Россия. Кубинка. Конец июня. В парке «Патриот» грохочет V Международный военно-технический форум «Армия-2019». Сильнейшая военная площадка планеты блистает своими непременными хитами — «Арматой», «Бумерангом», «Коалицией», «Деривацией», десантной самоходкой «Лотос». Среди них есть особый «магнит» для иностранцев в погонах — это новейший российский зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь».

Вместо подробных ТТХ на информационном щите лишь скупые данные. Но и они вдруг заставляют загрустить где-то в Берлине, Милане или североамериканском Нью-Мексико натовский ЗРК MEADS. Но так ли на самом деле уныл новейший ЗРК Альянса в сравнении с российским конкурентом?

Боец с былинным именем

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» обрёл первые контуры на чертёжных столах ещё в 2007-м. Основой послужила экспортная установка KM-SAM. На излёте лихих 90-х она создавалась в «Алмаз-Антее». Уже в «нулевых» эта ЗРК с блеском выиграла международный тендер в Южной Корее. Зарубежные генералы не скрывали восторга — русские зенитные комплексы «уделали» знаменитые «Пэтриоты»!

Вскоре к проекту подоспел и российский заказчик — Минобороны захотел нечто среднее между С-400, «Буками» и «Панцирями». Тогда-то и завертелись заводские шестерёнки уже в пользу России.

Готовый вариант «Витязя» мир увидел в июне 2013-го. Тогда на предприятие-изготовитель ЗРК — Обуховский завод — с инспекцией прибыл Владимир Путин. Президенту новинка пришлась по душе. Он оценил и его актуальность — ползли слухи о том, что НАТО вовсю клепает свой новый зенитный комплекс MEADS. Вскоре выяснилось — под такой аббревиатурой действительно скрывается серьёзный конкурент, который в бирюльки точно играть не будет.

Трансатлантический Франкенштейн

MEADS или Medium Extended Air Defence System, что в переводе — средняя система ПВО — настоящий Франкенштейн. Все агрегаты от разных крупных производителей. На рубеже столетий этот ЗРК «зачали» сразу три родителя: филиал концерна MBDA из Италии, немецкая Lenkflugkorpersyteme (LFK) и конечно же контора «Большого брата» — североамериканская Lockheed Martin.

Любопытно, но MEADS и наш ЗРК «Витязь» начали конкурентную войну ещё на стадии проектов. Поначалу работы над европейским зенитным «конструктором Lego» шли туго — деньги выделялись мизерные. Однако в 2011-м под аккомпанемент пробных пусков уже нашего комплекса «Витязь» кошелёк Альянса прорвало.

Из четырёх миллиардов долларов больше половины передали американцам — они занялись ракетным арсеналом и радиолокацией нового зенитного комплекса. Италии перепало 15% бюджета — инженеры из Апеннин взялись за создание шасси на основе своего автомобиля повышенной проходимости ARIS. Удивительно, но в штабах НАТО при проектировании нового ЗРК решили отказаться от традиционного немецкого автопрома. Впрочем, Берлин тоже не обделили — компании LFK «MBDA Дойчланд» поручили разработку пусковой установки для новой зенитки.

Щедрая подачка разогнала проект так, что уже в ноябре того же года первый образец MEADS вышел с конвейера Lockheed Martin. «Песочницей» для него стал полигон в Нью-Мексико. Агрессивный младенец бодро отстрелялся веером новых ракет PAC-3 MSE, показав, что способен перехватывать цели на все 360 градусов. Впечатлённый увиденным, представитель ВВС Германии, генерал-лейтенант Норберт Финстер, тут же благословил молодого зенитного Франкенштейна на долгую жизнь.

— MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны всего НАТО, — бросил восторженный генерал.

Но отстреляться — это полдела. «Тушку» ЗРК ещё нужно дотащить до пусков.

Брянский «проходимец» и итальянец-тяжеловоз

Выбор шасси для нового ЗРК MEADS кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Фирма ARIS из итальянского городка Ломбардоре знает толк в военных колёсах. Одним из самых успешных проектов фирмы стали малогабаритные тягачи ARIS AGC170 с независимой подвеской. Они до сих пор успешно тягают тяжёлые авиатранспортники С-130 «Геркулес» на европейских аэродромах НАТО. Но главное — ARIS уже шёл в качестве шасси для зенитных установок — с 1980 года именно на их базе был создан ЗРК Spada.

ARIS AGC170 для зенитных комплексов MEADS выпускается в вариантах: 4х2 и 4х4. «Сто семидесятый» — настоящий конструктор, который легко трансформируется под нужды заказчика. Он может нести на себе мобильную будку, ракетную установку, радар системы слежения или защищённый модуль. В паре с полуприцепом, ARIS объединяется уже в сверхпроходимый автопоезд с колесной формулой 8х8.

Боевой конь для российского «Витязя» тоже не лыком шит. Проверенный временем брянский БАЗ-69092 и взвалил себе на плечи наш новый ЗРК. Шестиколёсное шасси установлено на сварной раме лестничного типа. Непревзойдённого «проходимца» делает из БАЗа полный привод сразу на трёх осях и независимая подвеска. Кочки и ухабы, снег, пески, даже болота и речки глубиной в полтора метра по силам брянскому тяжеловесу. Там, где итальянский ARIS будет потеть и хрипеть, для российского БАЗа — разминка.

Дизельное сердце россиянина в виде турбированного ЯМЗ-8491 может разогнать «Витязь» до 80 км/ч по шоссе. Впрочем, конкурент-итальянец может бежать быстрее — до 100 км в час.

Но вот где пока не угнаться ему за нами, так это в тестовых пробегах. В сентябре 2017-го наш «проходимец» прошёл марш-броском через пустыни и степи Калмыкии, а также взобрался на предгорья Эльбруса. Во время этого пробега БАЗ даже побывал в роли буксира-спасателя — с ходу выдернул из песка намертво застрявший БТР.

Но главный итог того марш-броска — доказанная возможность развернуть «Витязь» из походного в боевое положение за рекордные 5 минут. А дальше — дело за ракетами.

Стрелы «Витязя» разят без промаха

В «колчане» российского ЗРК «Витязь» — 12 управляемых ракет. В наличии три варианта по дальности: малый, средний и дальний. Все они работают по принципу «hit-to-kill» («ударное поражение» — англ.). Летящую цель они поражают не самой ракетой, а осколками от близкого подрыва. Причём просто так от «стрел» «Витязя» не отвертеться.

Средние и малые ракеты из арсенала чудо-богатыря имеют ювелирную точность за счёт уникального газодинамического двигателя. Опоясывающие ракету регулируемые сопла с клапанами мгновенно корректируют курс. Ракета буквально преследует цель, словно опытный лётчик-ас, реагируя на все манёвры противника.

Малая ракета тоже способна крутиться за самой вертлявой целью словно волчок — за это отвечают особые решётчатые аэродинамические рули. Ближе к цели траекторию уточнит автономная система радиокомандной коррекции.

Но и этим плюсы арсенала «Витязя» не ограничиваются. Уникальная подвижность ракет максимально сократила «мёртвую» зону зенитного комплекса до одного километра! В том же С300ПС она доходила до пяти километров. Теперь близко подойти к новому ЗРК не выйдет — ракеты «Витязя» «накажут» приближающегося врага ударом спикировавшей сразу после старта ракеты. Поэтому русский зенитный богатырь не нуждается в прикрытии комплексов типа «Панцирь» или «Тор».

Боеголовками кручу — запутать хочу

В арсенале натовского ЗРК MEADS — новенькие управляемые 292-миллиметровые PAC-3 MSE от Lockheed Martin. Их принцип — всё тот же «hit-to-kill». Но есть у PAC-3 и особая «фишка» — десяток боеголовок, часть из которых ложные. Ими, словно опытный напёрсточник, ракета старается запутать радиолокатор противника. Чтобы бить наверняка — ракеты стартуют к цели парой. Разгоняет их маршевый двигатель двукратного включения фирмы Aerojet.

Ещё один козырь MEADS — модульная архитектура. Это делает ЗРК гибкой в применении — установка может быть собрана в нескольких конфигурациях: пусковая установка, ракета-перехватчик, пункт боевого управления, многофункциональная РЛС и РЛС обнаружения. Такой подход позволяет сократить штат техперсонала, а значит, снизить затраты на обслуживание.

Кстати, натовский ЗРК имеет пакет из восьми транспортно-пусковых контейнеров. Это сразу сказывается на скорости боевого развертывания и перезарядки — она доходит до 5-6 минут, что сопоставимо с российским «Витязем». Впрочем, все эти «навороты» вооружений бесполезны, если не сработают электронные «мозги».

Сетецентрический воин НАТО

С-350 «Витязь» имеет многофункциональный и очень шустрый локатор 50Н6. Он способен сканировать небеса со скоростью 40 оборотов в минуту, при этом отслеживать и «держать в уме» одновременно до сотни объектов. Возможна установка сразу двух таких локаторов. Такой тандем даёт полный круговой обзор. Благодаря такой зоркости, залпы «Витязь» производит с богатырским размахом — одним выстрелом способен «завалить» 16 самолётов и беспилотников или дюжину баллистических ракет.

Электронные «мозги» натовской зенитки MEADS — родом из Силиконовой долины. Открытая сетевая архитектура напоминает системный блок компьютера и построена на схожем принципе конструктора: «подключил и воюй». Средства обнаружения, управления и боевого обеспечения «зашиты» в единую виртуальную сеть MEADS Internal Communications Subsystem, сокращенно — MICS.

Налажено и сетевое взаимодействие с другими боевыми машинами НАТО — MEADS прекрасно работает в связке с ракетными комплексами типа Patriot или SLAMRAAM и другими. Электронный мозг MEADS интегрирован также и в систему воздушного командования и управления Североатлантического альянса — NATO’s Air Command and Control System.

Радиолокатор забугорной ЗРК универсален: обнаруживает, классифицирует и даже определяет государственную принадлежность сопровождаемой цели. И всё это ей доступно на расстоянии до 20 км. Эта же РЛС отвечает за наведение ракет. Даже под агрессивным прессингом помех, MEADS сможет одновременно обстреливать до 10 воздушных целей. Да, не 16, как наш «Витязь», но и это немало.

Ударная мощь против «умного» софта

Ключевое преимущество нашего ЗРК С-350 «Витязь» — это противостояние массированной атаке. Современный тактический самолёт может нести на борту до четырёх ракет различного типа и назначения. И здесь способность нашего «Витязя» уничтожить вдвое больше целей может стать решающим фактором!

Словно былинный богатырь, «Витязь» может один управиться с парой-тройкой стальных драконов в лице бомбардировщиков B-52H, прервав полёт американских крылатых ракет AGM-86 или ракет-невидимок ARM-158. Успешной обещает охота и на целую тактическую эскадрилью противника, укомплектованную F-15E «Strike Eagle», F-16 «Fighting Falcon» или F/A-18 «Hornet».

Итак, несомненно, по основным боевым характеристикам наш ЗРК С-350 «Витязь» на сегодня превосходит все западные аналоги, включая собранного по кусочкам натовского монстра по имени MEADS. Однако комплекс из Альянса чуть «умнее» российского конкурента — уже известно, что он «заточен» под сетецентрическую войну.

Как обстоит дело с ЗРК С-350 «Витязь» — пока неизвестно. Выходит, перед нами ничья?

С-350 «ВИТЯЗЬ» против MEADS — когда софт равен мощи ракет

Россия. Кубинка. Конец июня. В парке «Патриот» грохочет V Международный военно-технический форум «Армия-2019». Сильнейшая военная площадка планеты блистает своими непременными хитами — «Арматой», «Бумерангом», «Коалицией», «Деривацией», десантной самоходкой «Лотос». Среди них есть особый «магнит» для иностранцев в погонах — это новейший российский зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь».

Вместо подробных ТТХ на информационном щите лишь скупые данные. Но и они вдруг заставляют загрустить где-то в Берлине, Милане или североамериканском Нью-Мексико натовский ЗРК MEADS. Но так ли на самом деле уныл новейший ЗРК Альянса в сравнении с российским конкурентом?

Боец с былинным именем

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» обрёл первые контуры на чертёжных столах ещё в 2007-м. Основой послужила экспортная установка KM-SAM. На излёте лихих 90-х она создавалась в «Алмаз-Антее». Уже в «нулевых» эта ЗРК с блеском выиграла международный тендер в Южной Корее. Зарубежные генералы не скрывали восторга — русские зенитные комплексы «уделали» знаменитые «Пэтриоты»!

Вскоре к проекту подоспел и российский заказчик — Минобороны захотел нечто среднее между С-400, «Буками» и «Панцирями». Тогда-то и завертелись заводские шестерёнки уже в пользу России.

Готовый вариант «Витязя» мир увидел в июне 2013-го. Тогда на предприятие-изготовитель ЗРК — Обуховский завод — с инспекцией прибыл Владимир Путин. Президенту новинка пришлась по душе. Он оценил и его актуальность — ползли слухи о том, что НАТО вовсю клепает свой новый зенитный комплекс MEADS. Вскоре выяснилось — под такой аббревиатурой действительно скрывается серьёзный конкурент, который в бирюльки точно играть не будет.

Трансатлантический Франкенштейн

MEADS или Medium Extended Air Defence System, что в переводе — средняя система ПВО — настоящий Франкенштейн. Все агрегаты от разных крупных производителей. На рубеже столетий этот ЗРК «зачали» сразу три родителя: филиал концерна MBDA из Италии, немецкая Lenkflugkorpersyteme (LFK) и конечно же контора «Большого брата» — североамериканская Lockheed Martin.

Любопытно, но MEADS и наш ЗРК «Витязь» начали конкурентную войну ещё на стадии проектов. Поначалу работы над европейским зенитным «конструктором Lego» шли туго — деньги выделялись мизерные. Однако в 2011-м под аккомпанемент пробных пусков уже нашего комплекса «Витязь» кошелёк Альянса прорвало.

Из четырёх миллиардов долларов больше половины передали американцам — они занялись ракетным арсеналом и радиолокацией нового зенитного комплекса. Италии перепало 15% бюджета — инженеры из Апеннин взялись за создание шасси на основе своего автомобиля повышенной проходимости ARIS. Удивительно, но в штабах НАТО при проектировании нового ЗРК решили отказаться от традиционного немецкого автопрома. Впрочем, Берлин тоже не обделили — компании LFK «MBDA Дойчланд» поручили разработку пусковой установки для новой зенитки.

Щедрая подачка разогнала проект так, что уже в ноябре того же года первый образец MEADS вышел с конвейера Lockheed Martin. «Песочницей» для него стал полигон в Нью-Мексико. Агрессивный младенец бодро отстрелялся веером новых ракет PAC-3 MSE, показав, что способен перехватывать цели на все 360 градусов. Впечатлённый увиденным, представитель ВВС Германии, генерал-лейтенант Норберт Финстер, тут же благословил молодого зенитного Франкенштейна на долгую жизнь.

— MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны всего НАТО, — бросил восторженный генерал.

Читать еще:  130-мм нарезная танковая пушка С-70 (СССР)

Но отстреляться — это полдела. «Тушку» ЗРК ещё нужно дотащить до пусков.

Брянский «проходимец» и итальянец-тяжеловоз

Выбор шасси для нового ЗРК MEADS кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Фирма ARIS из итальянского городка Ломбардоре знает толк в военных колёсах. Одним из самых успешных проектов фирмы стали малогабаритные тягачи ARIS AGC170 с независимой подвеской. Они до сих пор успешно тягают тяжёлые авиатранспортники С-130 «Геркулес» на европейских аэродромах НАТО. Но главное — ARIS уже шёл в качестве шасси для зенитных установок — с 1980 года именно на их базе был создан ЗРК Spada.

ARIS AGC170 для зенитных комплексов MEADS выпускается в вариантах: 4х2 и 4х4. «Сто семидесятый» — настоящий конструктор, который легко трансформируется под нужды заказчика. Он может нести на себе мобильную будку, ракетную установку, радар системы слежения или защищённый модуль. В паре с полуприцепом, ARIS объединяется уже в сверхпроходимый автопоезд с колесной формулой 8х8.

Боевой конь для российского «Витязя» тоже не лыком шит. Проверенный временем брянский БАЗ-69092 и взвалил себе на плечи наш новый ЗРК. Шестиколёсное шасси установлено на сварной раме лестничного типа. Непревзойдённого «проходимца» делает из БАЗа полный привод сразу на трёх осях и независимая подвеска. Кочки и ухабы, снег, пески, даже болота и речки глубиной в полтора метра по силам брянскому тяжеловесу. Там, где итальянский ARIS будет потеть и хрипеть, для российского БАЗа — разминка.

Дизельное сердце россиянина в виде турбированного ЯМЗ-8491 может разогнать «Витязь» до 80 км/ч по шоссе. Впрочем, конкурент-итальянец может бежать быстрее — до 100 км в час.

Но вот где пока не угнаться ему за нами, так это в тестовых пробегах. В сентябре 2017-го наш «проходимец» прошёл марш-броском через пустыни и степи Калмыкии, а также взобрался на предгорья Эльбруса. Во время этого пробега БАЗ даже побывал в роли буксира-спасателя — с ходу выдернул из песка намертво застрявший БТР.

Но главный итог того марш-броска — доказанная возможность развернуть «Витязь» из походного в боевое положение за рекордные 5 минут. А дальше — дело за ракетами.

Стрелы «Витязя» разят без промаха

В «колчане» российского ЗРК «Витязь» — 12 управляемых ракет. В наличии три варианта по дальности: малый, средний и дальний. Все они работают по принципу «hit-to-kill» («ударное поражение» — англ.). Летящую цель они поражают не самой ракетой, а осколками от близкого подрыва. Причём просто так от «стрел» «Витязя» не отвертеться.

Средние и малые ракеты из арсенала чудо-богатыря имеют ювелирную точность за счёт уникального газодинамического двигателя. Опоясывающие ракету регулируемые сопла с клапанами мгновенно корректируют курс. Ракета буквально преследует цель, словно опытный лётчик-ас, реагируя на все манёвры противника.

Малая ракета тоже способна крутиться за самой вертлявой целью словно волчок — за это отвечают особые решётчатые аэродинамические рули. Ближе к цели траекторию уточнит автономная система радиокомандной коррекции.

Но и этим плюсы арсенала «Витязя» не ограничиваются. Уникальная подвижность ракет максимально сократила «мёртвую» зону зенитного комплекса до одного километра! В том же С300ПС она доходила до пяти километров. Теперь близко подойти к новому ЗРК не выйдет — ракеты «Витязя» «накажут» приближающегося врага ударом спикировавшей сразу после старта ракеты. Поэтому русский зенитный богатырь не нуждается в прикрытии комплексов типа «Панцирь» или «Тор».

Боеголовками кручу — запутать хочу

В арсенале натовского ЗРК MEADS — новенькие управляемые 292-миллиметровые PAC-3 MSE от Lockheed Martin. Их принцип — всё тот же «hit-to-kill». Но есть у PAC-3 и особая «фишка» — десяток боеголовок, часть из которых ложные. Ими, словно опытный напёрсточник, ракета старается запутать радиолокатор противника. Чтобы бить наверняка — ракеты стартуют к цели парой. Разгоняет их маршевый двигатель двукратного включения фирмы Aerojet.

Ещё один козырь MEADS — модульная архитектура. Это делает ЗРК гибкой в применении — установка может быть собрана в нескольких конфигурациях: пусковая установка, ракета-перехватчик, пункт боевого управления, многофункциональная РЛС и РЛС обнаружения. Такой подход позволяет сократить штат техперсонала, а значит, снизить затраты на обслуживание.

Кстати, натовский ЗРК имеет пакет из восьми транспортно-пусковых контейнеров. Это сразу сказывается на скорости боевого развертывания и перезарядки — она доходит до 5-6 минут, что сопоставимо с российским «Витязем». Впрочем, все эти «навороты» вооружений бесполезны, если не сработают электронные «мозги».

Сетецентрический воин НАТО

С-350 «Витязь» имеет многофункциональный и очень шустрый локатор 50Н6. Он способен сканировать небеса со скоростью 40 оборотов в минуту, при этом отслеживать и «держать в уме» одновременно до сотни объектов. Возможна установка сразу двух таких локаторов. Такой тандем даёт полный круговой обзор. Благодаря такой зоркости, залпы «Витязь» производит с богатырским размахом — одним выстрелом способен «завалить» 16 самолётов и беспилотников или дюжину баллистических ракет.

Электронные «мозги» натовской зенитки MEADS — родом из Силиконовой долины. Открытая сетевая архитектура напоминает системный блок компьютера и построена на схожем принципе конструктора: «подключил и воюй». Средства обнаружения, управления и боевого обеспечения «зашиты» в единую виртуальную сеть MEADS Internal Communications Subsystem, сокращенно — MICS.

Налажено и сетевое взаимодействие с другими боевыми машинами НАТО — MEADS прекрасно работает в связке с ракетными комплексами типа Patriot или SLAMRAAM и другими. Электронный мозг MEADS интегрирован также и в систему воздушного командования и управления Североатлантического альянса — NATO’s Air Command and Control System.

Радиолокатор забугорной ЗРК универсален: обнаруживает, классифицирует и даже определяет государственную принадлежность сопровождаемой цели. И всё это ей доступно на расстоянии до 20 км. Эта же РЛС отвечает за наведение ракет. Даже под агрессивным прессингом помех, MEADS сможет одновременно обстреливать до 10 воздушных целей. Да, не 16, как наш «Витязь», но и это немало.

Ударная мощь против «умного» софта

Ключевое преимущество нашего ЗРК С-350 «Витязь» — это противостояние массированной атаке. Современный тактический самолёт может нести на борту до четырёх ракет различного типа и назначения. И здесь способность нашего «Витязя» уничтожить вдвое больше целей может стать решающим фактором!

Словно былинный богатырь, «Витязь» может один управиться с парой-тройкой стальных драконов в лице бомбардировщиков B-52H, прервав полёт американских крылатых ракет AGM-86 или ракет-невидимок ARM-158. Успешной обещает охота и на целую тактическую эскадрилью противника, укомплектованную F-15E «Strike Eagle», F-16 «Fighting Falcon» или F/A-18 «Hornet».

Итак, несомненно, по основным боевым характеристикам наш ЗРК С-350 «Витязь» на сегодня превосходит все западные аналоги, включая собранного по кусочкам натовского монстра по имени MEADS. Однако комплекс из Альянса чуть «умнее» российского конкурента — уже известно, что он «заточен» под сетецентрическую войну.

Как обстоит дело с ЗРК С-350 «Витязь» — пока неизвестно. Выходит, перед нами ничья?

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000»

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» Фото с сайта http://www.armstrade.org

ЦАМТО, 31 мая. Минобороны Перу рассматривает возможность приобретения зенитных ракетных комплексов итальянского производства. Данное заявление было сделано в ходе официального визита министра обороны Перу Педро Катериано в Италию.

В рамках визита обсуждался процесс ратификации парламентом «Меморандума между правительством Италии и Перу в сфере безопасности и обороны, а также продукции оборонного назначения». Данное соглашение охватывает вопросы сотрудничества в области оборонной промышленности, включая приобретение Перу систем ПВО производства итальянской компании.

Напомним, что в апреле 2012 года Министерство обороны Перу аннулировало контракт с международным консорциумом TRIAD в составе «Нортроп Грумман» (США), «Рафаэль» (Израиль) и «Бумар» (Польша) на поставку систем ПВО малой и средней дальности для ВВС страны. Стоимость программы оценивалась в 150 млн дол.

Как сообщает «Инфодифенса» со ссылкой на неназванные источники, ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» (Spada 2000) на базе ЗУР «Аспид-2000».

Процесс оценки ЗРК начался в декабре 2012 года по итогам визита в Италию заместителя министра обороны Перу Якке Валакиви (Jakke Valakivi). В конце февраля 2013 года ВВС Перу провели семинар, в ходе которого были подробно обсуждены характеристики основных доступных на международном рынке систем ПВО. В марте делегация ВВС Перу посетила предприятия MBDA (изготовитель ракеты «Аспид») и «Селекс» (производитель РЛС), а также базы ВВС Италии, где ознакомилась с возможностями и системой обеспечения ЗРК «Спада-2000».

В ходе последнего визита министр обороны Педро Катериано посетил авиабазу ВВС Италии «Ривольто», где ему была предоставлена информация о ЗРК.

В типовой состав ЗРК «Спада-2000+» входит центр обнаружения с РЛС RAC-3D компании «Селекс системи интеграти» и до четырех огневых отделений, которые включают центр управления огнем и две-четыре пусковые установки с шестью ЗУР «Аспид-2000» на каждой.

Масса разработанной компанией MBDA ракеты «Аспид-2000» составляет 240 кг, длина – 3,70 м, диаметр – 0,20 м. ЗУР развивает скорость 2,5М и может поражать цели на дальностях до 25 км и высотах до 5 км.

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000»

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» Фото с сайта http://www.armstrade.org

ЦАМТО, 31 мая. Минобороны Перу рассматривает возможность приобретения зенитных ракетных комплексов итальянского производства. Данное заявление было сделано в ходе официального визита министра обороны Перу Педро Катериано в Италию.

В рамках визита обсуждался процесс ратификации парламентом «Меморандума между правительством Италии и Перу в сфере безопасности и обороны, а также продукции оборонного назначения». Данное соглашение охватывает вопросы сотрудничества в области оборонной промышленности, включая приобретение Перу систем ПВО производства итальянской компании.

Напомним, что в апреле 2012 года Министерство обороны Перу аннулировало контракт с международным консорциумом TRIAD в составе «Нортроп Грумман» (США), «Рафаэль» (Израиль) и «Бумар» (Польша) на поставку систем ПВО малой и средней дальности для ВВС страны. Стоимость программы оценивалась в 150 млн дол.

Как сообщает «Инфодифенса» со ссылкой на неназванные источники, ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» (Spada 2000) на базе ЗУР «Аспид-2000».

Процесс оценки ЗРК начался в декабре 2012 года по итогам визита в Италию заместителя министра обороны Перу Якке Валакиви (Jakke Valakivi). В конце февраля 2013 года ВВС Перу провели семинар, в ходе которого были подробно обсуждены характеристики основных доступных на международном рынке систем ПВО. В марте делегация ВВС Перу посетила предприятия MBDA (изготовитель ракеты «Аспид») и «Селекс» (производитель РЛС), а также базы ВВС Италии, где ознакомилась с возможностями и системой обеспечения ЗРК «Спада-2000».

В ходе последнего визита министр обороны Педро Катериано посетил авиабазу ВВС Италии «Ривольто», где ему была предоставлена информация о ЗРК.

В типовой состав ЗРК «Спада-2000+» входит центр обнаружения с РЛС RAC-3D компании «Селекс системи интеграти» и до четырех огневых отделений, которые включают центр управления огнем и две-четыре пусковые установки с шестью ЗУР «Аспид-2000» на каждой.

Масса разработанной компанией MBDA ракеты «Аспид-2000» составляет 240 кг, длина – 3,70 м, диаметр – 0,20 м. ЗУР развивает скорость 2,5М и может поражать цели на дальностях до 25 км и высотах до 5 км.

С-350 «ВИТЯЗЬ» против MEADS — когда софт равен мощи ракет

Россия. Кубинка. Конец июня. В парке «Патриот» грохочет V Международный военно-технический форум «Армия-2019». Сильнейшая военная площадка планеты блистает своими непременными хитами — «Арматой», «Бумерангом», «Коалицией», «Деривацией», десантной самоходкой «Лотос». Среди них есть особый «магнит» для иностранцев в погонах — это новейший российский зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь».

Вместо подробных ТТХ на информационном щите лишь скупые данные. Но и они вдруг заставляют загрустить где-то в Берлине, Милане или североамериканском Нью-Мексико натовский ЗРК MEADS. Но так ли на самом деле уныл новейший ЗРК Альянса в сравнении с российским конкурентом?

Боец с былинным именем

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» обрёл первые контуры на чертёжных столах ещё в 2007-м. Основой послужила экспортная установка KM-SAM. На излёте лихих 90-х она создавалась в «Алмаз-Антее». Уже в «нулевых» эта ЗРК с блеском выиграла международный тендер в Южной Корее. Зарубежные генералы не скрывали восторга — русские зенитные комплексы «уделали» знаменитые «Пэтриоты»!

Вскоре к проекту подоспел и российский заказчик — Минобороны захотел нечто среднее между С-400, «Буками» и «Панцирями». Тогда-то и завертелись заводские шестерёнки уже в пользу России.

Готовый вариант «Витязя» мир увидел в июне 2013-го. Тогда на предприятие-изготовитель ЗРК — Обуховский завод — с инспекцией прибыл Владимир Путин. Президенту новинка пришлась по душе. Он оценил и его актуальность — ползли слухи о том, что НАТО вовсю клепает свой новый зенитный комплекс MEADS. Вскоре выяснилось — под такой аббревиатурой действительно скрывается серьёзный конкурент, который в бирюльки точно играть не будет.

Трансатлантический Франкенштейн

MEADS или Medium Extended Air Defence System, что в переводе — средняя система ПВО — настоящий Франкенштейн. Все агрегаты от разных крупных производителей. На рубеже столетий этот ЗРК «зачали» сразу три родителя: филиал концерна MBDA из Италии, немецкая Lenkflugkorpersyteme (LFK) и конечно же контора «Большого брата» — североамериканская Lockheed Martin.

Любопытно, но MEADS и наш ЗРК «Витязь» начали конкурентную войну ещё на стадии проектов. Поначалу работы над европейским зенитным «конструктором Lego» шли туго — деньги выделялись мизерные. Однако в 2011-м под аккомпанемент пробных пусков уже нашего комплекса «Витязь» кошелёк Альянса прорвало.

Из четырёх миллиардов долларов больше половины передали американцам — они занялись ракетным арсеналом и радиолокацией нового зенитного комплекса. Италии перепало 15% бюджета — инженеры из Апеннин взялись за создание шасси на основе своего автомобиля повышенной проходимости ARIS. Удивительно, но в штабах НАТО при проектировании нового ЗРК решили отказаться от традиционного немецкого автопрома. Впрочем, Берлин тоже не обделили — компании LFK «MBDA Дойчланд» поручили разработку пусковой установки для новой зенитки.

Щедрая подачка разогнала проект так, что уже в ноябре того же года первый образец MEADS вышел с конвейера Lockheed Martin. «Песочницей» для него стал полигон в Нью-Мексико. Агрессивный младенец бодро отстрелялся веером новых ракет PAC-3 MSE, показав, что способен перехватывать цели на все 360 градусов. Впечатлённый увиденным, представитель ВВС Германии, генерал-лейтенант Норберт Финстер, тут же благословил молодого зенитного Франкенштейна на долгую жизнь.

— MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны всего НАТО, — бросил восторженный генерал.

Но отстреляться — это полдела. «Тушку» ЗРК ещё нужно дотащить до пусков.

Брянский «проходимец» и итальянец-тяжеловоз

Выбор шасси для нового ЗРК MEADS кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Фирма ARIS из итальянского городка Ломбардоре знает толк в военных колёсах. Одним из самых успешных проектов фирмы стали малогабаритные тягачи ARIS AGC170 с независимой подвеской. Они до сих пор успешно тягают тяжёлые авиатранспортники С-130 «Геркулес» на европейских аэродромах НАТО. Но главное — ARIS уже шёл в качестве шасси для зенитных установок — с 1980 года именно на их базе был создан ЗРК Spada.

ARIS AGC170 для зенитных комплексов MEADS выпускается в вариантах: 4х2 и 4х4. «Сто семидесятый» — настоящий конструктор, который легко трансформируется под нужды заказчика. Он может нести на себе мобильную будку, ракетную установку, радар системы слежения или защищённый модуль. В паре с полуприцепом, ARIS объединяется уже в сверхпроходимый автопоезд с колесной формулой 8х8.

Читать еще:  Тактический ракетный комплекс 2К1 «Марс» (СССР)

Боевой конь для российского «Витязя» тоже не лыком шит. Проверенный временем брянский БАЗ-69092 и взвалил себе на плечи наш новый ЗРК. Шестиколёсное шасси установлено на сварной раме лестничного типа. Непревзойдённого «проходимца» делает из БАЗа полный привод сразу на трёх осях и независимая подвеска. Кочки и ухабы, снег, пески, даже болота и речки глубиной в полтора метра по силам брянскому тяжеловесу. Там, где итальянский ARIS будет потеть и хрипеть, для российского БАЗа — разминка.

Дизельное сердце россиянина в виде турбированного ЯМЗ-8491 может разогнать «Витязь» до 80 км/ч по шоссе. Впрочем, конкурент-итальянец может бежать быстрее — до 100 км в час.

Но вот где пока не угнаться ему за нами, так это в тестовых пробегах. В сентябре 2017-го наш «проходимец» прошёл марш-броском через пустыни и степи Калмыкии, а также взобрался на предгорья Эльбруса. Во время этого пробега БАЗ даже побывал в роли буксира-спасателя — с ходу выдернул из песка намертво застрявший БТР.

Но главный итог того марш-броска — доказанная возможность развернуть «Витязь» из походного в боевое положение за рекордные 5 минут. А дальше — дело за ракетами.

Стрелы «Витязя» разят без промаха

В «колчане» российского ЗРК «Витязь» — 12 управляемых ракет. В наличии три варианта по дальности: малый, средний и дальний. Все они работают по принципу «hit-to-kill» («ударное поражение» — англ.). Летящую цель они поражают не самой ракетой, а осколками от близкого подрыва. Причём просто так от «стрел» «Витязя» не отвертеться.

Средние и малые ракеты из арсенала чудо-богатыря имеют ювелирную точность за счёт уникального газодинамического двигателя. Опоясывающие ракету регулируемые сопла с клапанами мгновенно корректируют курс. Ракета буквально преследует цель, словно опытный лётчик-ас, реагируя на все манёвры противника.

Малая ракета тоже способна крутиться за самой вертлявой целью словно волчок — за это отвечают особые решётчатые аэродинамические рули. Ближе к цели траекторию уточнит автономная система радиокомандной коррекции.

Но и этим плюсы арсенала «Витязя» не ограничиваются. Уникальная подвижность ракет максимально сократила «мёртвую» зону зенитного комплекса до одного километра! В том же С300ПС она доходила до пяти километров. Теперь близко подойти к новому ЗРК не выйдет — ракеты «Витязя» «накажут» приближающегося врага ударом спикировавшей сразу после старта ракеты. Поэтому русский зенитный богатырь не нуждается в прикрытии комплексов типа «Панцирь» или «Тор».

Боеголовками кручу — запутать хочу

В арсенале натовского ЗРК MEADS — новенькие управляемые 292-миллиметровые PAC-3 MSE от Lockheed Martin. Их принцип — всё тот же «hit-to-kill». Но есть у PAC-3 и особая «фишка» — десяток боеголовок, часть из которых ложные. Ими, словно опытный напёрсточник, ракета старается запутать радиолокатор противника. Чтобы бить наверняка — ракеты стартуют к цели парой. Разгоняет их маршевый двигатель двукратного включения фирмы Aerojet.

Ещё один козырь MEADS — модульная архитектура. Это делает ЗРК гибкой в применении — установка может быть собрана в нескольких конфигурациях: пусковая установка, ракета-перехватчик, пункт боевого управления, многофункциональная РЛС и РЛС обнаружения. Такой подход позволяет сократить штат техперсонала, а значит, снизить затраты на обслуживание.

Кстати, натовский ЗРК имеет пакет из восьми транспортно-пусковых контейнеров. Это сразу сказывается на скорости боевого развертывания и перезарядки — она доходит до 5-6 минут, что сопоставимо с российским «Витязем». Впрочем, все эти «навороты» вооружений бесполезны, если не сработают электронные «мозги».

Сетецентрический воин НАТО

С-350 «Витязь» имеет многофункциональный и очень шустрый локатор 50Н6. Он способен сканировать небеса со скоростью 40 оборотов в минуту, при этом отслеживать и «держать в уме» одновременно до сотни объектов. Возможна установка сразу двух таких локаторов. Такой тандем даёт полный круговой обзор. Благодаря такой зоркости, залпы «Витязь» производит с богатырским размахом — одним выстрелом способен «завалить» 16 самолётов и беспилотников или дюжину баллистических ракет.

Электронные «мозги» натовской зенитки MEADS — родом из Силиконовой долины. Открытая сетевая архитектура напоминает системный блок компьютера и построена на схожем принципе конструктора: «подключил и воюй». Средства обнаружения, управления и боевого обеспечения «зашиты» в единую виртуальную сеть MEADS Internal Communications Subsystem, сокращенно — MICS.

Налажено и сетевое взаимодействие с другими боевыми машинами НАТО — MEADS прекрасно работает в связке с ракетными комплексами типа Patriot или SLAMRAAM и другими. Электронный мозг MEADS интегрирован также и в систему воздушного командования и управления Североатлантического альянса — NATO’s Air Command and Control System.

Радиолокатор забугорной ЗРК универсален: обнаруживает, классифицирует и даже определяет государственную принадлежность сопровождаемой цели. И всё это ей доступно на расстоянии до 20 км. Эта же РЛС отвечает за наведение ракет. Даже под агрессивным прессингом помех, MEADS сможет одновременно обстреливать до 10 воздушных целей. Да, не 16, как наш «Витязь», но и это немало.

Ударная мощь против «умного» софта

Ключевое преимущество нашего ЗРК С-350 «Витязь» — это противостояние массированной атаке. Современный тактический самолёт может нести на борту до четырёх ракет различного типа и назначения. И здесь способность нашего «Витязя» уничтожить вдвое больше целей может стать решающим фактором!

Словно былинный богатырь, «Витязь» может один управиться с парой-тройкой стальных драконов в лице бомбардировщиков B-52H, прервав полёт американских крылатых ракет AGM-86 или ракет-невидимок ARM-158. Успешной обещает охота и на целую тактическую эскадрилью противника, укомплектованную F-15E «Strike Eagle», F-16 «Fighting Falcon» или F/A-18 «Hornet».

Итак, несомненно, по основным боевым характеристикам наш ЗРК С-350 «Витязь» на сегодня превосходит все западные аналоги, включая собранного по кусочкам натовского монстра по имени MEADS. Однако комплекс из Альянса чуть «умнее» российского конкурента — уже известно, что он «заточен» под сетецентрическую войну.

Как обстоит дело с ЗРК С-350 «Витязь» — пока неизвестно. Выходит, перед нами ничья?

С-350 «ВИТЯЗЬ» против MEADS — когда софт равен мощи ракет

Россия. Кубинка. Конец июня. В парке «Патриот» грохочет V Международный военно-технический форум «Армия-2019». Сильнейшая военная площадка планеты блистает своими непременными хитами — «Арматой», «Бумерангом», «Коалицией», «Деривацией», десантной самоходкой «Лотос». Среди них есть особый «магнит» для иностранцев в погонах — это новейший российский зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь».

Вместо подробных ТТХ на информационном щите лишь скупые данные. Но и они вдруг заставляют загрустить где-то в Берлине, Милане или североамериканском Нью-Мексико натовский ЗРК MEADS. Но так ли на самом деле уныл новейший ЗРК Альянса в сравнении с российским конкурентом?

Боец с былинным именем

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» обрёл первые контуры на чертёжных столах ещё в 2007-м. Основой послужила экспортная установка KM-SAM. На излёте лихих 90-х она создавалась в «Алмаз-Антее». Уже в «нулевых» эта ЗРК с блеском выиграла международный тендер в Южной Корее. Зарубежные генералы не скрывали восторга — русские зенитные комплексы «уделали» знаменитые «Пэтриоты»!

Вскоре к проекту подоспел и российский заказчик — Минобороны захотел нечто среднее между С-400, «Буками» и «Панцирями». Тогда-то и завертелись заводские шестерёнки уже в пользу России.

Готовый вариант «Витязя» мир увидел в июне 2013-го. Тогда на предприятие-изготовитель ЗРК — Обуховский завод — с инспекцией прибыл Владимир Путин. Президенту новинка пришлась по душе. Он оценил и его актуальность — ползли слухи о том, что НАТО вовсю клепает свой новый зенитный комплекс MEADS. Вскоре выяснилось — под такой аббревиатурой действительно скрывается серьёзный конкурент, который в бирюльки точно играть не будет.

Трансатлантический Франкенштейн

MEADS или Medium Extended Air Defence System, что в переводе — средняя система ПВО — настоящий Франкенштейн. Все агрегаты от разных крупных производителей. На рубеже столетий этот ЗРК «зачали» сразу три родителя: филиал концерна MBDA из Италии, немецкая Lenkflugkorpersyteme (LFK) и конечно же контора «Большого брата» — североамериканская Lockheed Martin.

Любопытно, но MEADS и наш ЗРК «Витязь» начали конкурентную войну ещё на стадии проектов. Поначалу работы над европейским зенитным «конструктором Lego» шли туго — деньги выделялись мизерные. Однако в 2011-м под аккомпанемент пробных пусков уже нашего комплекса «Витязь» кошелёк Альянса прорвало.

Из четырёх миллиардов долларов больше половины передали американцам — они занялись ракетным арсеналом и радиолокацией нового зенитного комплекса. Италии перепало 15% бюджета — инженеры из Апеннин взялись за создание шасси на основе своего автомобиля повышенной проходимости ARIS. Удивительно, но в штабах НАТО при проектировании нового ЗРК решили отказаться от традиционного немецкого автопрома. Впрочем, Берлин тоже не обделили — компании LFK «MBDA Дойчланд» поручили разработку пусковой установки для новой зенитки.

Щедрая подачка разогнала проект так, что уже в ноябре того же года первый образец MEADS вышел с конвейера Lockheed Martin. «Песочницей» для него стал полигон в Нью-Мексико. Агрессивный младенец бодро отстрелялся веером новых ракет PAC-3 MSE, показав, что способен перехватывать цели на все 360 градусов. Впечатлённый увиденным, представитель ВВС Германии, генерал-лейтенант Норберт Финстер, тут же благословил молодого зенитного Франкенштейна на долгую жизнь.

— MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны всего НАТО, — бросил восторженный генерал.

Но отстреляться — это полдела. «Тушку» ЗРК ещё нужно дотащить до пусков.

Брянский «проходимец» и итальянец-тяжеловоз

Выбор шасси для нового ЗРК MEADS кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Фирма ARIS из итальянского городка Ломбардоре знает толк в военных колёсах. Одним из самых успешных проектов фирмы стали малогабаритные тягачи ARIS AGC170 с независимой подвеской. Они до сих пор успешно тягают тяжёлые авиатранспортники С-130 «Геркулес» на европейских аэродромах НАТО. Но главное — ARIS уже шёл в качестве шасси для зенитных установок — с 1980 года именно на их базе был создан ЗРК Spada.

ARIS AGC170 для зенитных комплексов MEADS выпускается в вариантах: 4х2 и 4х4. «Сто семидесятый» — настоящий конструктор, который легко трансформируется под нужды заказчика. Он может нести на себе мобильную будку, ракетную установку, радар системы слежения или защищённый модуль. В паре с полуприцепом, ARIS объединяется уже в сверхпроходимый автопоезд с колесной формулой 8х8.

Боевой конь для российского «Витязя» тоже не лыком шит. Проверенный временем брянский БАЗ-69092 и взвалил себе на плечи наш новый ЗРК. Шестиколёсное шасси установлено на сварной раме лестничного типа. Непревзойдённого «проходимца» делает из БАЗа полный привод сразу на трёх осях и независимая подвеска. Кочки и ухабы, снег, пески, даже болота и речки глубиной в полтора метра по силам брянскому тяжеловесу. Там, где итальянский ARIS будет потеть и хрипеть, для российского БАЗа — разминка.

Дизельное сердце россиянина в виде турбированного ЯМЗ-8491 может разогнать «Витязь» до 80 км/ч по шоссе. Впрочем, конкурент-итальянец может бежать быстрее — до 100 км в час.

Но вот где пока не угнаться ему за нами, так это в тестовых пробегах. В сентябре 2017-го наш «проходимец» прошёл марш-броском через пустыни и степи Калмыкии, а также взобрался на предгорья Эльбруса. Во время этого пробега БАЗ даже побывал в роли буксира-спасателя — с ходу выдернул из песка намертво застрявший БТР.

Но главный итог того марш-броска — доказанная возможность развернуть «Витязь» из походного в боевое положение за рекордные 5 минут. А дальше — дело за ракетами.

Стрелы «Витязя» разят без промаха

В «колчане» российского ЗРК «Витязь» — 12 управляемых ракет. В наличии три варианта по дальности: малый, средний и дальний. Все они работают по принципу «hit-to-kill» («ударное поражение» — англ.). Летящую цель они поражают не самой ракетой, а осколками от близкого подрыва. Причём просто так от «стрел» «Витязя» не отвертеться.

Средние и малые ракеты из арсенала чудо-богатыря имеют ювелирную точность за счёт уникального газодинамического двигателя. Опоясывающие ракету регулируемые сопла с клапанами мгновенно корректируют курс. Ракета буквально преследует цель, словно опытный лётчик-ас, реагируя на все манёвры противника.

Малая ракета тоже способна крутиться за самой вертлявой целью словно волчок — за это отвечают особые решётчатые аэродинамические рули. Ближе к цели траекторию уточнит автономная система радиокомандной коррекции.

Но и этим плюсы арсенала «Витязя» не ограничиваются. Уникальная подвижность ракет максимально сократила «мёртвую» зону зенитного комплекса до одного километра! В том же С300ПС она доходила до пяти километров. Теперь близко подойти к новому ЗРК не выйдет — ракеты «Витязя» «накажут» приближающегося врага ударом спикировавшей сразу после старта ракеты. Поэтому русский зенитный богатырь не нуждается в прикрытии комплексов типа «Панцирь» или «Тор».

Боеголовками кручу — запутать хочу

В арсенале натовского ЗРК MEADS — новенькие управляемые 292-миллиметровые PAC-3 MSE от Lockheed Martin. Их принцип — всё тот же «hit-to-kill». Но есть у PAC-3 и особая «фишка» — десяток боеголовок, часть из которых ложные. Ими, словно опытный напёрсточник, ракета старается запутать радиолокатор противника. Чтобы бить наверняка — ракеты стартуют к цели парой. Разгоняет их маршевый двигатель двукратного включения фирмы Aerojet.

Ещё один козырь MEADS — модульная архитектура. Это делает ЗРК гибкой в применении — установка может быть собрана в нескольких конфигурациях: пусковая установка, ракета-перехватчик, пункт боевого управления, многофункциональная РЛС и РЛС обнаружения. Такой подход позволяет сократить штат техперсонала, а значит, снизить затраты на обслуживание.

Кстати, натовский ЗРК имеет пакет из восьми транспортно-пусковых контейнеров. Это сразу сказывается на скорости боевого развертывания и перезарядки — она доходит до 5-6 минут, что сопоставимо с российским «Витязем». Впрочем, все эти «навороты» вооружений бесполезны, если не сработают электронные «мозги».

Сетецентрический воин НАТО

С-350 «Витязь» имеет многофункциональный и очень шустрый локатор 50Н6. Он способен сканировать небеса со скоростью 40 оборотов в минуту, при этом отслеживать и «держать в уме» одновременно до сотни объектов. Возможна установка сразу двух таких локаторов. Такой тандем даёт полный круговой обзор. Благодаря такой зоркости, залпы «Витязь» производит с богатырским размахом — одним выстрелом способен «завалить» 16 самолётов и беспилотников или дюжину баллистических ракет.

Электронные «мозги» натовской зенитки MEADS — родом из Силиконовой долины. Открытая сетевая архитектура напоминает системный блок компьютера и построена на схожем принципе конструктора: «подключил и воюй». Средства обнаружения, управления и боевого обеспечения «зашиты» в единую виртуальную сеть MEADS Internal Communications Subsystem, сокращенно — MICS.

Налажено и сетевое взаимодействие с другими боевыми машинами НАТО — MEADS прекрасно работает в связке с ракетными комплексами типа Patriot или SLAMRAAM и другими. Электронный мозг MEADS интегрирован также и в систему воздушного командования и управления Североатлантического альянса — NATO’s Air Command and Control System.

Радиолокатор забугорной ЗРК универсален: обнаруживает, классифицирует и даже определяет государственную принадлежность сопровождаемой цели. И всё это ей доступно на расстоянии до 20 км. Эта же РЛС отвечает за наведение ракет. Даже под агрессивным прессингом помех, MEADS сможет одновременно обстреливать до 10 воздушных целей. Да, не 16, как наш «Витязь», но и это немало.

Ударная мощь против «умного» софта

Ключевое преимущество нашего ЗРК С-350 «Витязь» — это противостояние массированной атаке. Современный тактический самолёт может нести на борту до четырёх ракет различного типа и назначения. И здесь способность нашего «Витязя» уничтожить вдвое больше целей может стать решающим фактором!

Читать еще:  Баллистическая ракета средней дальности PGM-19 Jupiter / SM-78 (США)

Словно былинный богатырь, «Витязь» может один управиться с парой-тройкой стальных драконов в лице бомбардировщиков B-52H, прервав полёт американских крылатых ракет AGM-86 или ракет-невидимок ARM-158. Успешной обещает охота и на целую тактическую эскадрилью противника, укомплектованную F-15E «Strike Eagle», F-16 «Fighting Falcon» или F/A-18 «Hornet».

Итак, несомненно, по основным боевым характеристикам наш ЗРК С-350 «Витязь» на сегодня превосходит все западные аналоги, включая собранного по кусочкам натовского монстра по имени MEADS. Однако комплекс из Альянса чуть «умнее» российского конкурента — уже известно, что он «заточен» под сетецентрическую войну.

Как обстоит дело с ЗРК С-350 «Витязь» — пока неизвестно. Выходит, перед нами ничья?

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000»

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» Фото с сайта http://www.armstrade.org

ЦАМТО, 31 мая. Минобороны Перу рассматривает возможность приобретения зенитных ракетных комплексов итальянского производства. Данное заявление было сделано в ходе официального визита министра обороны Перу Педро Катериано в Италию.

В рамках визита обсуждался процесс ратификации парламентом «Меморандума между правительством Италии и Перу в сфере безопасности и обороны, а также продукции оборонного назначения». Данное соглашение охватывает вопросы сотрудничества в области оборонной промышленности, включая приобретение Перу систем ПВО производства итальянской компании.

Напомним, что в апреле 2012 года Министерство обороны Перу аннулировало контракт с международным консорциумом TRIAD в составе «Нортроп Грумман» (США), «Рафаэль» (Израиль) и «Бумар» (Польша) на поставку систем ПВО малой и средней дальности для ВВС страны. Стоимость программы оценивалась в 150 млн дол.

Как сообщает «Инфодифенса» со ссылкой на неназванные источники, ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» (Spada 2000) на базе ЗУР «Аспид-2000».

Процесс оценки ЗРК начался в декабре 2012 года по итогам визита в Италию заместителя министра обороны Перу Якке Валакиви (Jakke Valakivi). В конце февраля 2013 года ВВС Перу провели семинар, в ходе которого были подробно обсуждены характеристики основных доступных на международном рынке систем ПВО. В марте делегация ВВС Перу посетила предприятия MBDA (изготовитель ракеты «Аспид») и «Селекс» (производитель РЛС), а также базы ВВС Италии, где ознакомилась с возможностями и системой обеспечения ЗРК «Спада-2000».

В ходе последнего визита министр обороны Педро Катериано посетил авиабазу ВВС Италии «Ривольто», где ему была предоставлена информация о ЗРК.

В типовой состав ЗРК «Спада-2000+» входит центр обнаружения с РЛС RAC-3D компании «Селекс системи интеграти» и до четырех огневых отделений, которые включают центр управления огнем и две-четыре пусковые установки с шестью ЗУР «Аспид-2000» на каждой.

Масса разработанной компанией MBDA ракеты «Аспид-2000» составляет 240 кг, длина – 3,70 м, диаметр – 0,20 м. ЗУР развивает скорость 2,5М и может поражать цели на дальностях до 25 км и высотах до 5 км.

С-350 «ВИТЯЗЬ» против MEADS — когда софт равен мощи ракет

Россия. Кубинка. Конец июня. В парке «Патриот» грохочет V Международный военно-технический форум «Армия-2019». Сильнейшая военная площадка планеты блистает своими непременными хитами — «Арматой», «Бумерангом», «Коалицией», «Деривацией», десантной самоходкой «Лотос». Среди них есть особый «магнит» для иностранцев в погонах — это новейший российский зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь».

Вместо подробных ТТХ на информационном щите лишь скупые данные. Но и они вдруг заставляют загрустить где-то в Берлине, Милане или североамериканском Нью-Мексико натовский ЗРК MEADS. Но так ли на самом деле уныл новейший ЗРК Альянса в сравнении с российским конкурентом?

Боец с былинным именем

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» обрёл первые контуры на чертёжных столах ещё в 2007-м. Основой послужила экспортная установка KM-SAM. На излёте лихих 90-х она создавалась в «Алмаз-Антее». Уже в «нулевых» эта ЗРК с блеском выиграла международный тендер в Южной Корее. Зарубежные генералы не скрывали восторга — русские зенитные комплексы «уделали» знаменитые «Пэтриоты»!

Вскоре к проекту подоспел и российский заказчик — Минобороны захотел нечто среднее между С-400, «Буками» и «Панцирями». Тогда-то и завертелись заводские шестерёнки уже в пользу России.

Готовый вариант «Витязя» мир увидел в июне 2013-го. Тогда на предприятие-изготовитель ЗРК — Обуховский завод — с инспекцией прибыл Владимир Путин. Президенту новинка пришлась по душе. Он оценил и его актуальность — ползли слухи о том, что НАТО вовсю клепает свой новый зенитный комплекс MEADS. Вскоре выяснилось — под такой аббревиатурой действительно скрывается серьёзный конкурент, который в бирюльки точно играть не будет.

Трансатлантический Франкенштейн

MEADS или Medium Extended Air Defence System, что в переводе — средняя система ПВО — настоящий Франкенштейн. Все агрегаты от разных крупных производителей. На рубеже столетий этот ЗРК «зачали» сразу три родителя: филиал концерна MBDA из Италии, немецкая Lenkflugkorpersyteme (LFK) и конечно же контора «Большого брата» — североамериканская Lockheed Martin.

Любопытно, но MEADS и наш ЗРК «Витязь» начали конкурентную войну ещё на стадии проектов. Поначалу работы над европейским зенитным «конструктором Lego» шли туго — деньги выделялись мизерные. Однако в 2011-м под аккомпанемент пробных пусков уже нашего комплекса «Витязь» кошелёк Альянса прорвало.

Из четырёх миллиардов долларов больше половины передали американцам — они занялись ракетным арсеналом и радиолокацией нового зенитного комплекса. Италии перепало 15% бюджета — инженеры из Апеннин взялись за создание шасси на основе своего автомобиля повышенной проходимости ARIS. Удивительно, но в штабах НАТО при проектировании нового ЗРК решили отказаться от традиционного немецкого автопрома. Впрочем, Берлин тоже не обделили — компании LFK «MBDA Дойчланд» поручили разработку пусковой установки для новой зенитки.

Щедрая подачка разогнала проект так, что уже в ноябре того же года первый образец MEADS вышел с конвейера Lockheed Martin. «Песочницей» для него стал полигон в Нью-Мексико. Агрессивный младенец бодро отстрелялся веером новых ракет PAC-3 MSE, показав, что способен перехватывать цели на все 360 градусов. Впечатлённый увиденным, представитель ВВС Германии, генерал-лейтенант Норберт Финстер, тут же благословил молодого зенитного Франкенштейна на долгую жизнь.

— MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны всего НАТО, — бросил восторженный генерал.

Но отстреляться — это полдела. «Тушку» ЗРК ещё нужно дотащить до пусков.

Брянский «проходимец» и итальянец-тяжеловоз

Выбор шасси для нового ЗРК MEADS кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Фирма ARIS из итальянского городка Ломбардоре знает толк в военных колёсах. Одним из самых успешных проектов фирмы стали малогабаритные тягачи ARIS AGC170 с независимой подвеской. Они до сих пор успешно тягают тяжёлые авиатранспортники С-130 «Геркулес» на европейских аэродромах НАТО. Но главное — ARIS уже шёл в качестве шасси для зенитных установок — с 1980 года именно на их базе был создан ЗРК Spada.

ARIS AGC170 для зенитных комплексов MEADS выпускается в вариантах: 4х2 и 4х4. «Сто семидесятый» — настоящий конструктор, который легко трансформируется под нужды заказчика. Он может нести на себе мобильную будку, ракетную установку, радар системы слежения или защищённый модуль. В паре с полуприцепом, ARIS объединяется уже в сверхпроходимый автопоезд с колесной формулой 8х8.

Боевой конь для российского «Витязя» тоже не лыком шит. Проверенный временем брянский БАЗ-69092 и взвалил себе на плечи наш новый ЗРК. Шестиколёсное шасси установлено на сварной раме лестничного типа. Непревзойдённого «проходимца» делает из БАЗа полный привод сразу на трёх осях и независимая подвеска. Кочки и ухабы, снег, пески, даже болота и речки глубиной в полтора метра по силам брянскому тяжеловесу. Там, где итальянский ARIS будет потеть и хрипеть, для российского БАЗа — разминка.

Дизельное сердце россиянина в виде турбированного ЯМЗ-8491 может разогнать «Витязь» до 80 км/ч по шоссе. Впрочем, конкурент-итальянец может бежать быстрее — до 100 км в час.

Но вот где пока не угнаться ему за нами, так это в тестовых пробегах. В сентябре 2017-го наш «проходимец» прошёл марш-броском через пустыни и степи Калмыкии, а также взобрался на предгорья Эльбруса. Во время этого пробега БАЗ даже побывал в роли буксира-спасателя — с ходу выдернул из песка намертво застрявший БТР.

Но главный итог того марш-броска — доказанная возможность развернуть «Витязь» из походного в боевое положение за рекордные 5 минут. А дальше — дело за ракетами.

Стрелы «Витязя» разят без промаха

В «колчане» российского ЗРК «Витязь» — 12 управляемых ракет. В наличии три варианта по дальности: малый, средний и дальний. Все они работают по принципу «hit-to-kill» («ударное поражение» — англ.). Летящую цель они поражают не самой ракетой, а осколками от близкого подрыва. Причём просто так от «стрел» «Витязя» не отвертеться.

Средние и малые ракеты из арсенала чудо-богатыря имеют ювелирную точность за счёт уникального газодинамического двигателя. Опоясывающие ракету регулируемые сопла с клапанами мгновенно корректируют курс. Ракета буквально преследует цель, словно опытный лётчик-ас, реагируя на все манёвры противника.

Малая ракета тоже способна крутиться за самой вертлявой целью словно волчок — за это отвечают особые решётчатые аэродинамические рули. Ближе к цели траекторию уточнит автономная система радиокомандной коррекции.

Но и этим плюсы арсенала «Витязя» не ограничиваются. Уникальная подвижность ракет максимально сократила «мёртвую» зону зенитного комплекса до одного километра! В том же С300ПС она доходила до пяти километров. Теперь близко подойти к новому ЗРК не выйдет — ракеты «Витязя» «накажут» приближающегося врага ударом спикировавшей сразу после старта ракеты. Поэтому русский зенитный богатырь не нуждается в прикрытии комплексов типа «Панцирь» или «Тор».

Боеголовками кручу — запутать хочу

В арсенале натовского ЗРК MEADS — новенькие управляемые 292-миллиметровые PAC-3 MSE от Lockheed Martin. Их принцип — всё тот же «hit-to-kill». Но есть у PAC-3 и особая «фишка» — десяток боеголовок, часть из которых ложные. Ими, словно опытный напёрсточник, ракета старается запутать радиолокатор противника. Чтобы бить наверняка — ракеты стартуют к цели парой. Разгоняет их маршевый двигатель двукратного включения фирмы Aerojet.

Ещё один козырь MEADS — модульная архитектура. Это делает ЗРК гибкой в применении — установка может быть собрана в нескольких конфигурациях: пусковая установка, ракета-перехватчик, пункт боевого управления, многофункциональная РЛС и РЛС обнаружения. Такой подход позволяет сократить штат техперсонала, а значит, снизить затраты на обслуживание.

Кстати, натовский ЗРК имеет пакет из восьми транспортно-пусковых контейнеров. Это сразу сказывается на скорости боевого развертывания и перезарядки — она доходит до 5-6 минут, что сопоставимо с российским «Витязем». Впрочем, все эти «навороты» вооружений бесполезны, если не сработают электронные «мозги».

Сетецентрический воин НАТО

С-350 «Витязь» имеет многофункциональный и очень шустрый локатор 50Н6. Он способен сканировать небеса со скоростью 40 оборотов в минуту, при этом отслеживать и «держать в уме» одновременно до сотни объектов. Возможна установка сразу двух таких локаторов. Такой тандем даёт полный круговой обзор. Благодаря такой зоркости, залпы «Витязь» производит с богатырским размахом — одним выстрелом способен «завалить» 16 самолётов и беспилотников или дюжину баллистических ракет.

Электронные «мозги» натовской зенитки MEADS — родом из Силиконовой долины. Открытая сетевая архитектура напоминает системный блок компьютера и построена на схожем принципе конструктора: «подключил и воюй». Средства обнаружения, управления и боевого обеспечения «зашиты» в единую виртуальную сеть MEADS Internal Communications Subsystem, сокращенно — MICS.

Налажено и сетевое взаимодействие с другими боевыми машинами НАТО — MEADS прекрасно работает в связке с ракетными комплексами типа Patriot или SLAMRAAM и другими. Электронный мозг MEADS интегрирован также и в систему воздушного командования и управления Североатлантического альянса — NATO’s Air Command and Control System.

Радиолокатор забугорной ЗРК универсален: обнаруживает, классифицирует и даже определяет государственную принадлежность сопровождаемой цели. И всё это ей доступно на расстоянии до 20 км. Эта же РЛС отвечает за наведение ракет. Даже под агрессивным прессингом помех, MEADS сможет одновременно обстреливать до 10 воздушных целей. Да, не 16, как наш «Витязь», но и это немало.

Ударная мощь против «умного» софта

Ключевое преимущество нашего ЗРК С-350 «Витязь» — это противостояние массированной атаке. Современный тактический самолёт может нести на борту до четырёх ракет различного типа и назначения. И здесь способность нашего «Витязя» уничтожить вдвое больше целей может стать решающим фактором!

Словно былинный богатырь, «Витязь» может один управиться с парой-тройкой стальных драконов в лице бомбардировщиков B-52H, прервав полёт американских крылатых ракет AGM-86 или ракет-невидимок ARM-158. Успешной обещает охота и на целую тактическую эскадрилью противника, укомплектованную F-15E «Strike Eagle», F-16 «Fighting Falcon» или F/A-18 «Hornet».

Итак, несомненно, по основным боевым характеристикам наш ЗРК С-350 «Витязь» на сегодня превосходит все западные аналоги, включая собранного по кусочкам натовского монстра по имени MEADS. Однако комплекс из Альянса чуть «умнее» российского конкурента — уже известно, что он «заточен» под сетецентрическую войну.

Как обстоит дело с ЗРК С-350 «Витязь» — пока неизвестно. Выходит, перед нами ничья?

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000»

ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» Фото с сайта http://www.armstrade.org

ЦАМТО, 31 мая. Минобороны Перу рассматривает возможность приобретения зенитных ракетных комплексов итальянского производства. Данное заявление было сделано в ходе официального визита министра обороны Перу Педро Катериано в Италию.

В рамках визита обсуждался процесс ратификации парламентом «Меморандума между правительством Италии и Перу в сфере безопасности и обороны, а также продукции оборонного назначения». Данное соглашение охватывает вопросы сотрудничества в области оборонной промышленности, включая приобретение Перу систем ПВО производства итальянской компании.

Напомним, что в апреле 2012 года Министерство обороны Перу аннулировало контракт с международным консорциумом TRIAD в составе «Нортроп Грумман» (США), «Рафаэль» (Израиль) и «Бумар» (Польша) на поставку систем ПВО малой и средней дальности для ВВС страны. Стоимость программы оценивалась в 150 млн дол.

Как сообщает «Инфодифенса» со ссылкой на неназванные источники, ВВС Перу рассматривают возможность закупки ЗРК «Спада-2000» (Spada 2000) на базе ЗУР «Аспид-2000».

Процесс оценки ЗРК начался в декабре 2012 года по итогам визита в Италию заместителя министра обороны Перу Якке Валакиви (Jakke Valakivi). В конце февраля 2013 года ВВС Перу провели семинар, в ходе которого были подробно обсуждены характеристики основных доступных на международном рынке систем ПВО. В марте делегация ВВС Перу посетила предприятия MBDA (изготовитель ракеты «Аспид») и «Селекс» (производитель РЛС), а также базы ВВС Италии, где ознакомилась с возможностями и системой обеспечения ЗРК «Спада-2000».

В ходе последнего визита министр обороны Педро Катериано посетил авиабазу ВВС Италии «Ривольто», где ему была предоставлена информация о ЗРК.

В типовой состав ЗРК «Спада-2000+» входит центр обнаружения с РЛС RAC-3D компании «Селекс системи интеграти» и до четырех огневых отделений, которые включают центр управления огнем и две-четыре пусковые установки с шестью ЗУР «Аспид-2000» на каждой.

Масса разработанной компанией MBDA ракеты «Аспид-2000» составляет 240 кг, длина – 3,70 м, диаметр – 0,20 м. ЗУР развивает скорость 2,5М и может поражать цели на дальностях до 25 км и высотах до 5 км.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector