0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Следственный комитет РФ установил, куда делись три тонны взрывчатки

Следственный комитет РФ установил, куда делись три тонны взрывчатки

“Ъ” стали известны подробности расследования в отношении руководителей оборонных предприятий, действия которых, по версии СКР, привели к «выбыванию» из собственности РФ 93 турбореактивных двигателей Р-95-300 и 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31. Двигатели незаконно продали на Украину, а составные части Х-31, в том числе их боевые части, содержащие 3,2 тонны взрывчатки, использовали для повторного производства.

По версии главного следственного управления СКР по Московской области, участники группы вступили в преступный сговор для совершения тяжких и особо тяжких преступлений из корыстных побуждений: хищения путем обмана с использованием служебного положения чужого имущества в виде составных частей высокоскоростных авиационных управляемых ракет, единственным поставщиком которых является АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»» (КТРВ) и входящие в нее оборонные предприятия. В группу, установило следствие, входили экс-гендиректор ПАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз»» (ТМКБ «Союз») Николай Яковлев, коммерческий директор КТРВ Виктор Ваган, бывшие генеральный и исполнительные директора федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС) Олег Пронин и Владимир Ниязов, руководитель договорного отдела по поставкам сырья ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» (ЮУрСЦУ) Игорь Малолеткин и предприниматель Михаил Дзама. В зависимости от роли каждого из них они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 226 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, а также хищение оружия, взрывчатки или боеприпасов)

Для хищений злоумышленники использовали госконтракт №10209.1005403.16.021, заключенный в июле 2010 года между Минпромторгом России и ФКП ГкНИПАС, в рамках которого последнее должно было утилизировать 4145 авиационных управляемых ракет. Участники группы, считает следствие, в процессе утилизации решили организовать извлечение из 93 стратегических авиационных крылатых ракет Х-55 короткоресурсных двухконтурных турбореактивных двигателей Р-95-300, подготовить и передать в Минпромторг РФ фиктивную документацию, свидетельствующую о полной утилизации ракет, с получением продуктов утилизации только в виде лома черных, цветных и драгоценных металлов.

Как разобранные ракеты оказались на Украине

При этом еще до заключения контракта с министерством, полагает следствие, Николай Яковлев нашел покупателя для двигателей, которым выступило украинское ОАО «Мотор Сiч», получившее и принявшее от Виктора Вагана соответствующее «коммерческое предложение».

После того как в ФКП ГкНИПАС из войсковой части №41952, расположенной в Мигалово (Тверь), поступили на утилизацию ракеты Х-55, руководители полигона, считает следствие, подготовили документы на технологический процесс «Разборка изделия», в соответствии с которым отсоединенные двигатели были упакованы в тару, представленную КТРВ, и оставлены на хранение на территории полигона. В декабре 2010 года руководители полигона отчитались перед Минпромторгом о выполненных работах по утилизации ракет, введя чиновников в заблуждение. А в январе 2011 года в здании ТМКБ «Союз» в подмосковном Лыткарино с представителями «Мотор Сiч» был заключен контракт №1323/658-I11-005-RU643 о продаже двигателей за $2,4 млн, или 73 млн 182 тыс. 750 руб. по тогдашнему курсу ЦБ.

Лом ракет, содержащий драгоценные и цветные металлы, за 10,8 млн руб. был приобретен ЗАО ЮУрСЦУ. Причем в контракте говорилось и о якобы разделанных двигателях. По версии следствия, топ-менеджер ЗАО Малолеткин, зная о том, что в поставке неразделенных ломов и отходов не окажется деталей Р-95-300, обеспечил подписание договора «неосведомленным» о преступных действиях гендиректором предприятия с полигоном. Получив от ЗАО за лом 10,8 млн руб., ФКП ГкНИПАС перечислило их Минпромторгу. В свою очередь, двигатели с территории ФКП ГкНИПАС, где они хранились, грузовиками КТРВ были вывезены в ТМКБ «Союз», а оттуда отправлены на Украину. Полученные за них от «Мотор Сiч» деньги обналичены и похищены участниками криминальной схемы, считает следствие.

Какой приговор был вынесен Михаилу Дзаме

Таким образом, полагают в ГСУ СКР, действия обвиняемых привели к тому, что из собственности Российской Федерации незаконно выбыли 93 двигателя Р-95-300, в результате чего государству в лице Минпромторга был причинен ущерб в особо крупном размере, а именно на сумму 67,6 млн руб. Ее, очевидно, рассчитали, вычтя из денег, полученных от «Мотор Сiч», средства, заработанные на цветном ломе.

Вторую махинацию обвиняемые, по версии следствия, провернули в рамках госконтракта №10209.1005403.16.020, заключенного с Минпромторгом в июле 2010 года. На этот раз ФКП ГкНИПАС должно было разделать еще 2512 авиационных управляемых ракет. Среди них оказались 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» модели Х-31, поступивших на полигон из войсковых частей №23455 и №64365, расположенных в Ульяновской и Астраханской областях соответственно. На этот раз злоумышленников заинтересовали сверхзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели 31ДП, которые вместо разделки отправили в ТМКБ «Союз» якобы на ответственное хранение, а остальные имеющие ценность составные части ракет были переданы в дочерние и зависимые общества КТРВ, где «поступили в повторное производство». Среди них оказались и боевые части ракет, содержащие, согласно заключению экспертов, не менее 3256 кг взрывчатого вещества на основе тротила, гексогена и алюминиевого порошка (смесь МС-2Ц). ЗАО ЮУрСЦУ приобрело весь остальной лом у ФКП ГкНИПАС за 8,1 млн руб., а полигон перечислил эту сумму Минпромторгу. Ущерб по этому эпизоду следствие с помощью экспертов определило в 94,2 млн руб.

Как Олегу Пронину был вынесен обвинительный приговор

За исключением господ Яковлева и Вагана, все остальные участники группы признали свою вину. Уголовные дела Михаила Дзамы и Олега Пронина, как сообщал “Ъ”, были рассмотрены Воскресенским горсудом Московской области в особом порядке. Но если господин Дзама получил два года общего режима, то господин Пронин, признанный активным участником преступления, в результате которого «из собственности РФ незаконно выбыли боевые части оружия массового поражения», проведет пять лет в колонии строгого режима. Как сообщили в ГСУ СКР, сейчас господа Яковлев и Ваган заканчивают ознакомление с материалами своего 200-томного дела, которое затем поступит на утверждение в Мособлпрокуратуру.

Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.

История создания

В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Двигатель
ТТХ Р95-300
Тяга300—350 кг
Длина850 мм
Диаметр315 мм
Вес95 кг

Изначально планировалась установка только двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). Однако, после ряда испытаний в серию пошёл двигатель Р95-300 (изделие 95) разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода.

Двигатель размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне. Перед пуском двигатель выдвигается из корпуса, а его запуск осуществляется пиростартером.

В качестве топлива на КР используется децилин (Т-10) — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает. Поскольку Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО, потому что Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.

Стоит отметить, что при своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Чтобы обеспечить изменение режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты, двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления.

Система наведения

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, несомненно гарантировало бы поражение цели.

В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на МКУ осуществляется на 4 узла подвески.

Технические характеристики

ПараметрХ-55Х-55СМХ-555
Длина, м5,886,04
Диаметр корпуса, м0,5140,77
Размах крыльев, м3,1
Стартовый вес, кг11951455*1280 (1500**)
Масса боевой части, кг410
Мощность боевой части, Кт∼ 200—500
Дальность полёта, км250035002000***
ДвигательТРДД-50 / ТРДД Р95-300
Скорость полёта, км/ч720-830
Высота пуска, м200—12000600—12000200—12000
Высота полёта на маршевом участке, м40—110
Точность ( КВО ), мдо 100до 20

* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках.
** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках.
*** Без конформных топливных баков.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в нескольких модификациях.

Х-55 — базовый вариант.

Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC).

Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. Принята на вооружение с 1987 года.

Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей.

Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.

Х-555 — безусловно, наиболее глубокая модификация ракеты Х-55. В ней улучшенная система управления использует не только инерциально-доплеровскую систему, обеспечивающую коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, но и оптико-электронную систему коррекции и спутниковую навигацию. В результате эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Однако, увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и, как следствие, к уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. Дальность пуска увеличивается до 2500 км лишь с конформными топливными баками.

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

Начиная с 2000 года, НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. А также, в Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

На обоих предприятиях в настоящее время идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. А также, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Боевое применение

С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.

ДатаРакетаКоличествоНоситель
17.11.2015Х-5558Ту-95МС
18.11.2015Х-5558Ту-160
19.11.2015Х-5555Ту-95МС
20.11.2015Х-5556+8Ту-95МС, Ту-160

Аналоги: Х-101 , BGM-109 «Томагавк», AGM-86 ALCM, AGM-129 ACM, AGM-158 JASSM, Циркон (3M22) .

Тактическая авиационная ракета х-23 «гром» («изделие 68»).

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1966 г.
Опробования: 1967-1969 гг.
Принятие на вооружение: 1974 г.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века были совершены опробования по применению ракет РС-2УС класса «воздух-воздух» по наземным целям. Таковой вариант применения был признан вероятным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и не сильный боевой части. В 1965 году Вьетнам, успев убедиться в эффективности американской ракеты AGM-12 «Булл-пап» в разгоревшейся Вьетнамской войне, запросил Советское правительство о возможности поставки ракет класса «воздух-поверхность».

В ответ на данный запрос, ОКБ Микояна совместно с Национальным НИИ авиационных совокупностей создали технические предложения по разработке таковой ракеты. Пройдя одобрение на коллегии Министерства авиационной индустрии (МАП) технические предложения были переданы в ОКБ-134 (с 1966 года — МКБ «Вымпел») и на завод № 455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»).

Читать еще:  Противолодочная торпеда Mk.46 (США)

ОКБ-134 разрабатывала ракету под обозначением Х-23 управляемую лётчиком посредством радиокомандной совокупности наведения. Но, выполнить требования по интеграции совокупности наведения в существующие типы самолётов ОКБ-134 не получалось, сроки исполнения проекта затягивались.

Весной 1966 года ВВС СССР приняли предложение завода № 455 о разработке ракеты на базе отработанного принципа наведения по лучу самолетной РЛС и с применением уже производимых заводом узлов серийных ракет РС-2УС и К-8, включая двигатель, элементы корпусов и аппаратуру наведения, базировавшееся на опыте с применением РС-2УС по наземным целям с самолёта МиГ-19ПМ. Главным требованием к ракете было размещение замечательной 100-килограммовой боевой части.

12 марта 1966 года, для разработки КД ракеты взявшей обозначение Х-66, на заводе № 455 приказом № 100 МАП из серийного отдела, сопровождавшего на производстве ракеты РС-2УС и К-8, было создано умело-конструкторское бюро (ОКБ). Начальником нового ОКБ был назначен Юрий Николаевич Королёв.

Двигатель Х-66 заимствовался у К-8, наряду с этим он оснащался двухсопловым блоком, как у ракеты РС-2УС, выводившим истекающие газы по бокам корпуса (так как в хвостовом отсеке размещалась приемная антенна и аппаратура радиокомандной совокупности наведения). С ракеты РС-2УС была забрана совокупность наведения по направленному радиолучу самолётного радиолокационного прицела РП-21 и узел подвески.

Лётные опробования Х-66 были совершены во время с 1967 по 1968 год и закончились принятием её на вооружение, в соответствии с приказу военного министра № 0075 от 20 июня 1968 года. Создание ракеты Х-66 кроме того не обращая внимания на все примененные в ней инновации, в целом возможно разглядывать лишь как «затыкание дыр» в совокупности оружий фронтовой авиации.
Во-первых, использование данных ракет допускалось только с носителей оснащенных радиолокационными станциями семейства РП-21 — некоторых модификациях МиГ-21, очень маленьких МиГ-23С, экспортных МиГ-23МФ.
Во-вторых, на протяжении применения Х-66 исключалось маневрирование носителя: самолет должен был пикировать на цель под углом до 30°. Наряду с этим угол и курс тангажа должны были быть неизменными. Это увеличивало уязвимость носителя к огню зенитных орудий.

Помимо этого, метка прицела на громадных дальностях закрывала цель, кроме возможность наблюдения летчика за ней.
В-третьих, на протяжении наведения ракеты летчику нужно было функционировать так же, как при поражении цели стрелково-пушечным оружием, но цель нужно было удерживать на метке прицела большое время, а не пара секунд. В боевой обстановке пилоту было достаточно тяжело осуществлять постоянное прицеливание корпусом сверхтяжелой автомобили. Данное событие вело к большому понижению точности попаданий.

Так, создание ракеты Х-66 не снимало задач по разработке более идеальной ракеты. В качестве таковой ракеты еще раньше была задана ракета Х-23. Но сам факт начала разработок в калининградском конструкторском бюро подтолкнул управление авиапромышленности ответу передать во второй половине 60-ых годов двадцатого века тему Х-23 от перегруженного МКБ «Вымпел» в ОКБ Калининградского машиностроительного завода, так к этому времени именовался завод № 455.

С 1966 года ОКБ практически сформировалось в отдельную, независимую организацию, которая с 1976 года именовалась ОКБ «Звезда». Со своей стороны Калининградский машиностроительный завод был переименован в Машиностроительный завод «Стрела». Калининградские конструкторы, ознакомившись с аванпроектом выпущенным «Вымпелом», по большей части, применяли тех. решения, касающиеся совокупности наведения, но в остальном, что касается двигателя, «автопилота» и железа, забрали за базу Х-66, которая внедрялась в серию.

Собранные десять ракет Х-23 («изделие 68») испытывались с конца 1967 года по финиш 1969 года. На этих опробованиях было распознано влияние продуктов горения трассера на приёмник радиокомандной совокупности кроме этого размещённый в хвостовой секции, что потребовало доработки ракет.

Национальные опробования ракеты Х-23 в составе оружия самолётов Миг-23 и Миг-23Б были начаты 20 марта 1970 года. К 3 октября 1973 года, моменту завершения ГИ, было выполнено много пробных пусков. В первой половине 70-ых годов XX века Х-23 была принята на вооружение.

Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане распознал большие недочёты этого изделия, связанные, первым делом, с применением радиокомандной совокупности наведения. По окончании пуска ракеты летчику приходилось в один момент совмещать центральную метку прицела с изображениями цели и ракеты, смотреть за обстановкой, маневрировать, уклоняться от зенитного огня и самолётов противника. На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной совокупностью управления.

В будущем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами Х-25МР.

Ракета Х-23 имела аэродинамическую схему «утка». Наведение радиокомандное визуальное по трассеру способом «трех точек». Трассер установлен на кронштейне под хвостовой частью ракеты. Время телеуправления 27 сек. Для наведения ракет Х-23 употреблялась бортовая самолетная аппаратура наведения «Дельта-Н», «Дельта-НМ».

Вероятно использование подвесного контейнера с аппаратурой наведения — «Дельта-НГ». На учебно-боевых самолетах МиГ-23УБ для наведения ракет Х-23 употреблялась встроенная в правую неподвижную часть крыла аппаратура «Дельта-НМ». На протяжении наведения летчик, смотря за трассером ракеты, корректировал ее отклонение от цели перемещениями вверх-вниз и влево-вправо намерено подвижной кнопки — кнюпеля на ручке управления.

При опробованиях выявилась ненадежность наведения — обстоятельством выяснилось влияние трассера, смонтированного рядом с приемной антенной бортовой совокупности наведения «Дельта-Р1М». Рупорная ее волноводы и антенна нагревались и вибрировали. Ликвидируя недочёты, трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн.

Полуавтоматическое наведение Х-23 осуществлялось посредством теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты по ее трассеру. В этом случае от летчика требовалось лишь удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды. Данный способ был использован в совокупности наведения «Аркан» на Су-24М, где употреблялся телевизионный пеленгатор ракет «Таран-Р», машинально определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию.

Пуск Х-23 был вероятен с пикирования и с горизонтального полета, но по окончании него пилот все же был связан в маневре — ракету необходимо было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель. По данной причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психотерапевтический фактор — натолкнувшись на пламя ПВО, летчик прекращал слежение за целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию.

Частично эти недочёты были устранены в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более трассёром и совершенной системой радиоуправления повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение. Пара поменяна была форма оперения и аэродинамика ракеты. Новое оборудование «Дельта-Р2М» разрешило возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 550 до 1500 км/ч на высоте от 100 до 5000 м. Угол пуска по отношению к цели от 2° до 40°. Подвеска Х-23 осуществлялась на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ).

Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 н/с.

Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная, снаряжена замечательным взрывчатым веществом типа ТГ-40. В двух бортовых сегментах боевой части помещено 1488 готовых поражающих элементов — металлических кубиков с ребром 10 мм, каковые при подрыве разлетались вбок и вперед. БЧ снабжала целое поражение небронированных целей в радиусе до сорока метров и уничтожение защищенных объектов с толщиной брони до 250 мм.

БЧ снабжалась неконтактным взрывателем РОВ-19Л, снабжавшим подрыв при пролете над целью, а при прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные датчики СКД-24.

Для обучения летчиков навыкам боевой работы с ракетой Х-23, спроектирован наземный тренажер ТНР-23.

ТТХ:
Протяженность, мм: 3591 (3630)
Большой диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах крыла, мм: 785
Размах рулей, мм: 424
Стартовый вес ракеты, кг: 289
Вес ракеты в конце активного участка, кг: 225
Вес боевой части, кг: 111
Дальность прицельной стрельбы, км: 2-10
Скорость полета, м/с: 750
Высота применения, м: 100-5000
Круговое возможное отклонение, м: 6
Возможность попадания: 0,56-0,62
Самолет-носитель: МиГ-23, МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23УБ, МиГ-27М, Су-24М, Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М, Як-38.

Х-23М. Компоновочная схема.

Проекции Х-23. Схема.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Издание «Техника-Молодежи» № 2 за 1993 г. Н.Сойко, Н.Якубович. Русские молнии под индексом Х.

Система ракетного наведения

Увлекательные записи:

  • Штурмовик ил-40.
  • Тяжёлый бомбардировщик с-22 «илья муромец».
  • Планер авф-7 «стрекоза» («стрекоза-печатница»).

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1967 г. Опробования: 1974-1982 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. Опыт использования на…

Разработчик: ЦНИИТОЧМАШ Страна: СССР Принятие на вооружение: 1984 г. Управляемая тактическая ракета С-25Л была создана в ЦНИИТОЧМАШ, известном…

Разработчик: МКБ «Вымпел» Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Принятие на вооружение: 1980 г. Точная ракета Х-23, принятая на вооружение в первой…

Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1972 г. Опробования: 1975-1976 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. 15 августа 1972 года вышло…

Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1975 г. Опробования: 1982-1987 гг. Разработка противорадиолокационной ракеты (ПРР) Х-31…

Вымпел: и «Разработчик» Страна: СССР / Российская Федерация Начало разработки: 1983 г. Начало опробований: 1985 г. Принятие на вооружение: 2014 г….

Следственный комитет РФ установил, куда делись три тонны взрывчатки

“Ъ” стали известны подробности расследования в отношении руководителей оборонных предприятий, действия которых, по версии СКР, привели к «выбыванию» из собственности РФ 93 турбореактивных двигателей Р-95-300 и 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31. Двигатели незаконно продали на Украину, а составные части Х-31, в том числе их боевые части, содержащие 3,2 тонны взрывчатки, использовали для повторного производства.

По версии главного следственного управления СКР по Московской области, участники группы вступили в преступный сговор для совершения тяжких и особо тяжких преступлений из корыстных побуждений: хищения путем обмана с использованием служебного положения чужого имущества в виде составных частей высокоскоростных авиационных управляемых ракет, единственным поставщиком которых является АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»» (КТРВ) и входящие в нее оборонные предприятия. В группу, установило следствие, входили экс-гендиректор ПАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз»» (ТМКБ «Союз») Николай Яковлев, коммерческий директор КТРВ Виктор Ваган, бывшие генеральный и исполнительные директора федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС) Олег Пронин и Владимир Ниязов, руководитель договорного отдела по поставкам сырья ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» (ЮУрСЦУ) Игорь Малолеткин и предприниматель Михаил Дзама. В зависимости от роли каждого из них они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 226 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, а также хищение оружия, взрывчатки или боеприпасов)

Для хищений злоумышленники использовали госконтракт №10209.1005403.16.021, заключенный в июле 2010 года между Минпромторгом России и ФКП ГкНИПАС, в рамках которого последнее должно было утилизировать 4145 авиационных управляемых ракет. Участники группы, считает следствие, в процессе утилизации решили организовать извлечение из 93 стратегических авиационных крылатых ракет Х-55 короткоресурсных двухконтурных турбореактивных двигателей Р-95-300, подготовить и передать в Минпромторг РФ фиктивную документацию, свидетельствующую о полной утилизации ракет, с получением продуктов утилизации только в виде лома черных, цветных и драгоценных металлов.

Как разобранные ракеты оказались на Украине

При этом еще до заключения контракта с министерством, полагает следствие, Николай Яковлев нашел покупателя для двигателей, которым выступило украинское ОАО «Мотор Сiч», получившее и принявшее от Виктора Вагана соответствующее «коммерческое предложение».

После того как в ФКП ГкНИПАС из войсковой части №41952, расположенной в Мигалово (Тверь), поступили на утилизацию ракеты Х-55, руководители полигона, считает следствие, подготовили документы на технологический процесс «Разборка изделия», в соответствии с которым отсоединенные двигатели были упакованы в тару, представленную КТРВ, и оставлены на хранение на территории полигона. В декабре 2010 года руководители полигона отчитались перед Минпромторгом о выполненных работах по утилизации ракет, введя чиновников в заблуждение. А в январе 2011 года в здании ТМКБ «Союз» в подмосковном Лыткарино с представителями «Мотор Сiч» был заключен контракт №1323/658-I11-005-RU643 о продаже двигателей за $2,4 млн, или 73 млн 182 тыс. 750 руб. по тогдашнему курсу ЦБ.

Лом ракет, содержащий драгоценные и цветные металлы, за 10,8 млн руб. был приобретен ЗАО ЮУрСЦУ. Причем в контракте говорилось и о якобы разделанных двигателях. По версии следствия, топ-менеджер ЗАО Малолеткин, зная о том, что в поставке неразделенных ломов и отходов не окажется деталей Р-95-300, обеспечил подписание договора «неосведомленным» о преступных действиях гендиректором предприятия с полигоном. Получив от ЗАО за лом 10,8 млн руб., ФКП ГкНИПАС перечислило их Минпромторгу. В свою очередь, двигатели с территории ФКП ГкНИПАС, где они хранились, грузовиками КТРВ были вывезены в ТМКБ «Союз», а оттуда отправлены на Украину. Полученные за них от «Мотор Сiч» деньги обналичены и похищены участниками криминальной схемы, считает следствие.

Какой приговор был вынесен Михаилу Дзаме

Таким образом, полагают в ГСУ СКР, действия обвиняемых привели к тому, что из собственности Российской Федерации незаконно выбыли 93 двигателя Р-95-300, в результате чего государству в лице Минпромторга был причинен ущерб в особо крупном размере, а именно на сумму 67,6 млн руб. Ее, очевидно, рассчитали, вычтя из денег, полученных от «Мотор Сiч», средства, заработанные на цветном ломе.

Вторую махинацию обвиняемые, по версии следствия, провернули в рамках госконтракта №10209.1005403.16.020, заключенного с Минпромторгом в июле 2010 года. На этот раз ФКП ГкНИПАС должно было разделать еще 2512 авиационных управляемых ракет. Среди них оказались 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» модели Х-31, поступивших на полигон из войсковых частей №23455 и №64365, расположенных в Ульяновской и Астраханской областях соответственно. На этот раз злоумышленников заинтересовали сверхзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели 31ДП, которые вместо разделки отправили в ТМКБ «Союз» якобы на ответственное хранение, а остальные имеющие ценность составные части ракет были переданы в дочерние и зависимые общества КТРВ, где «поступили в повторное производство». Среди них оказались и боевые части ракет, содержащие, согласно заключению экспертов, не менее 3256 кг взрывчатого вещества на основе тротила, гексогена и алюминиевого порошка (смесь МС-2Ц). ЗАО ЮУрСЦУ приобрело весь остальной лом у ФКП ГкНИПАС за 8,1 млн руб., а полигон перечислил эту сумму Минпромторгу. Ущерб по этому эпизоду следствие с помощью экспертов определило в 94,2 млн руб.

Как Олегу Пронину был вынесен обвинительный приговор

За исключением господ Яковлева и Вагана, все остальные участники группы признали свою вину. Уголовные дела Михаила Дзамы и Олега Пронина, как сообщал “Ъ”, были рассмотрены Воскресенским горсудом Московской области в особом порядке. Но если господин Дзама получил два года общего режима, то господин Пронин, признанный активным участником преступления, в результате которого «из собственности РФ незаконно выбыли боевые части оружия массового поражения», проведет пять лет в колонии строгого режима. Как сообщили в ГСУ СКР, сейчас господа Яковлев и Ваган заканчивают ознакомление с материалами своего 200-томного дела, которое затем поступит на утверждение в Мособлпрокуратуру.

Работы по созданию ракет класса «воздух-воздух» были начаты на Калининградском машиностроительном заводе (в то время завод № 455, позже объединенный в «Звезда-Стрела») в 1955 году. Результатом стал Калининградский К-5 (АА-1 «Щелочь»). ) семейство ракет с лучевым наведением, в том числе К-51 (РС-2-УС), установленного на Су-9 «Рыбный горшок». ОКБ-4 «Молния» (позднее НПО «Вымпел» ) под руководством Матуса Бисновата продолжило производство таких ракет, как AA-6 Acrid . Между тем, в 1963 году РС-2-УС прошла испытания как ракета класса «воздух-поверхность». Был сделан вывод, что малая боевая часть и неточное наведение сделали такое применение «бессмысленным».

Читать еще:  Авиационная бомба КАБ-500Л (СССР)

Однако в 1965 году Северный Вьетнам запросил у Советского правительства ракету класса «воздух-поверхность»; AGM-12 буллпап был введен в эксплуатацию с ВВС США перед началом войны во Вьетнаме . В апреле 1965 г. ОКБ-134 (позднее НПО «Вымпел») начало работы над этой ракетой под названием проекта Х-23, но у них возникли проблемы с разработкой системы наведения, которая могла бы работать с существующими самолетами. В результате Юрий Николаевич Королев выступил с собственными предложениями, основанными на более ранних экспериментах с РС-2-УС. При Королёве приказом Министерства авиационной промышленности № 100 от 12 марта 1966 года было создано конструкторское бюро по разработке РС-2-УС по надводным целям; в 1976 году это бюро стало ОКБ «Звезда».

Полученное оружие использовало корпус К-8 (АА-3 «Анаб») К-5 системы наведения и движения, но увеличило боевую часть с 13 кг (29 фунтов) до 100 кг (220 фунтов). Это имело большое преимущество: новое оружие можно было установить на любой самолет, способный стрелять из К-5. Проектирование началось в 1966 году, поэтому проект получил название Х-66 или Изделие 66 («Артикул 66»). Х-66 был лучевым орудием, который был испытан на МиГ-21ПФМ и запущен в производство в 1968 году для этого самолета. Х-66 был лишь временным решением, так как требовал, чтобы самолет-пускатель пикировал к цели, чтобы удерживать ее захват. Летные испытания Х-66 начались в 1967 году, и он был принят на вооружение 20 июня 1968 года.

Тем временем Королев взял на себя работу над проектом Х-23, предназначенным для установки на новый МиГ-23 Советского Союза. Х-23 стал развитием конструкции Х-66 с улучшенным топливом и новой системой наведения Дельта-Р1М. Основное практическое отличие заключалось в том, что это было радиокомандное оружие прямой видимости, аналогичное Bullpup, что позволяло вести огонь в горизонтальном полете (в отличие от Х-66). Первые десять были испытаны в начале 1968 года, но значительные задержки были вызваны проблемами с ненадежным наведением, которые в конечном итоге были связаны с генератором дыма, который мешал работе антенны. После того, как приемник был перенесен на удлинение хвостового оперения, правительство провело испытания ракеты на МиГ-23 и МиГ-23Б в период с 20 марта 1970 г. по 3 октября 1973 г., и она была принята на вооружение в 1973 г. Версия Х- 23, Х-25, легла в основу ракетного семейства АС-10 «Карен». Эти технологии были перенесены на Х-23 для создания Х-23М в 1974 году.

Позже Х-23 был лицензирован для местного производства как в Румынии, так и в Югославии. В 1977 году был обстрелян манекен Х-23 с вертолета Ка-252ТБ, прототипа штурмового корабля Камов Ка-29 ТБ «Хеликс-Б».

Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.

История создания

В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Двигатель
ТТХ Р95-300
Тяга300—350 кг
Длина850 мм
Диаметр315 мм
Вес95 кг

Изначально планировалась установка только двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). Однако, после ряда испытаний в серию пошёл двигатель Р95-300 (изделие 95) разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода.

Двигатель размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне. Перед пуском двигатель выдвигается из корпуса, а его запуск осуществляется пиростартером.

В качестве топлива на КР используется децилин (Т-10) — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает. Поскольку Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО, потому что Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.

Стоит отметить, что при своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Чтобы обеспечить изменение режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты, двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления.

Система наведения

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, несомненно гарантировало бы поражение цели.

В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на МКУ осуществляется на 4 узла подвески.

Технические характеристики

ПараметрХ-55Х-55СМХ-555
Длина, м5,886,04
Диаметр корпуса, м0,5140,77
Размах крыльев, м3,1
Стартовый вес, кг11951455*1280 (1500**)
Масса боевой части, кг410
Мощность боевой части, Кт∼ 200—500
Дальность полёта, км250035002000***
ДвигательТРДД-50 / ТРДД Р95-300
Скорость полёта, км/ч720-830
Высота пуска, м200—12000600—12000200—12000
Высота полёта на маршевом участке, м40—110
Точность ( КВО ), мдо 100до 20

* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках.
** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках.
*** Без конформных топливных баков.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в нескольких модификациях.

Х-55 — базовый вариант.

Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC).

Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. Принята на вооружение с 1987 года.

Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей.

Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.

Х-555 — безусловно, наиболее глубокая модификация ракеты Х-55. В ней улучшенная система управления использует не только инерциально-доплеровскую систему, обеспечивающую коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, но и оптико-электронную систему коррекции и спутниковую навигацию. В результате эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Однако, увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и, как следствие, к уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. Дальность пуска увеличивается до 2500 км лишь с конформными топливными баками.

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

Начиная с 2000 года, НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. А также, в Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

На обоих предприятиях в настоящее время идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. А также, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Боевое применение

С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.

ДатаРакетаКоличествоНоситель
17.11.2015Х-5558Ту-95МС
18.11.2015Х-5558Ту-160
19.11.2015Х-5555Ту-95МС
20.11.2015Х-5556+8Ту-95МС, Ту-160

Аналоги: Х-101 , BGM-109 «Томагавк», AGM-86 ALCM, AGM-129 ACM, AGM-158 JASSM, Циркон (3M22) .

Тактическая авиационная ракета х-23 «гром» («изделие 68»).

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1966 г.
Опробования: 1967-1969 гг.
Принятие на вооружение: 1974 г.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века были совершены опробования по применению ракет РС-2УС класса «воздух-воздух» по наземным целям. Таковой вариант применения был признан вероятным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и не сильный боевой части. В 1965 году Вьетнам, успев убедиться в эффективности американской ракеты AGM-12 «Булл-пап» в разгоревшейся Вьетнамской войне, запросил Советское правительство о возможности поставки ракет класса «воздух-поверхность».

В ответ на данный запрос, ОКБ Микояна совместно с Национальным НИИ авиационных совокупностей создали технические предложения по разработке таковой ракеты. Пройдя одобрение на коллегии Министерства авиационной индустрии (МАП) технические предложения были переданы в ОКБ-134 (с 1966 года — МКБ «Вымпел») и на завод № 455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»).

ОКБ-134 разрабатывала ракету под обозначением Х-23 управляемую лётчиком посредством радиокомандной совокупности наведения. Но, выполнить требования по интеграции совокупности наведения в существующие типы самолётов ОКБ-134 не получалось, сроки исполнения проекта затягивались.

Весной 1966 года ВВС СССР приняли предложение завода № 455 о разработке ракеты на базе отработанного принципа наведения по лучу самолетной РЛС и с применением уже производимых заводом узлов серийных ракет РС-2УС и К-8, включая двигатель, элементы корпусов и аппаратуру наведения, базировавшееся на опыте с применением РС-2УС по наземным целям с самолёта МиГ-19ПМ. Главным требованием к ракете было размещение замечательной 100-килограммовой боевой части.

12 марта 1966 года, для разработки КД ракеты взявшей обозначение Х-66, на заводе № 455 приказом № 100 МАП из серийного отдела, сопровождавшего на производстве ракеты РС-2УС и К-8, было создано умело-конструкторское бюро (ОКБ). Начальником нового ОКБ был назначен Юрий Николаевич Королёв.

Двигатель Х-66 заимствовался у К-8, наряду с этим он оснащался двухсопловым блоком, как у ракеты РС-2УС, выводившим истекающие газы по бокам корпуса (так как в хвостовом отсеке размещалась приемная антенна и аппаратура радиокомандной совокупности наведения). С ракеты РС-2УС была забрана совокупность наведения по направленному радиолучу самолётного радиолокационного прицела РП-21 и узел подвески.

Лётные опробования Х-66 были совершены во время с 1967 по 1968 год и закончились принятием её на вооружение, в соответствии с приказу военного министра № 0075 от 20 июня 1968 года. Создание ракеты Х-66 кроме того не обращая внимания на все примененные в ней инновации, в целом возможно разглядывать лишь как «затыкание дыр» в совокупности оружий фронтовой авиации.
Во-первых, использование данных ракет допускалось только с носителей оснащенных радиолокационными станциями семейства РП-21 — некоторых модификациях МиГ-21, очень маленьких МиГ-23С, экспортных МиГ-23МФ.
Во-вторых, на протяжении применения Х-66 исключалось маневрирование носителя: самолет должен был пикировать на цель под углом до 30°. Наряду с этим угол и курс тангажа должны были быть неизменными. Это увеличивало уязвимость носителя к огню зенитных орудий.

Помимо этого, метка прицела на громадных дальностях закрывала цель, кроме возможность наблюдения летчика за ней.
В-третьих, на протяжении наведения ракеты летчику нужно было функционировать так же, как при поражении цели стрелково-пушечным оружием, но цель нужно было удерживать на метке прицела большое время, а не пара секунд. В боевой обстановке пилоту было достаточно тяжело осуществлять постоянное прицеливание корпусом сверхтяжелой автомобили. Данное событие вело к большому понижению точности попаданий.

Так, создание ракеты Х-66 не снимало задач по разработке более идеальной ракеты. В качестве таковой ракеты еще раньше была задана ракета Х-23. Но сам факт начала разработок в калининградском конструкторском бюро подтолкнул управление авиапромышленности ответу передать во второй половине 60-ых годов двадцатого века тему Х-23 от перегруженного МКБ «Вымпел» в ОКБ Калининградского машиностроительного завода, так к этому времени именовался завод № 455.

С 1966 года ОКБ практически сформировалось в отдельную, независимую организацию, которая с 1976 года именовалась ОКБ «Звезда». Со своей стороны Калининградский машиностроительный завод был переименован в Машиностроительный завод «Стрела». Калининградские конструкторы, ознакомившись с аванпроектом выпущенным «Вымпелом», по большей части, применяли тех. решения, касающиеся совокупности наведения, но в остальном, что касается двигателя, «автопилота» и железа, забрали за базу Х-66, которая внедрялась в серию.

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной пробивной способности «ПП» 7H10, 7H10M (СССР)

Собранные десять ракет Х-23 («изделие 68») испытывались с конца 1967 года по финиш 1969 года. На этих опробованиях было распознано влияние продуктов горения трассера на приёмник радиокомандной совокупности кроме этого размещённый в хвостовой секции, что потребовало доработки ракет.

Национальные опробования ракеты Х-23 в составе оружия самолётов Миг-23 и Миг-23Б были начаты 20 марта 1970 года. К 3 октября 1973 года, моменту завершения ГИ, было выполнено много пробных пусков. В первой половине 70-ых годов XX века Х-23 была принята на вооружение.

Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане распознал большие недочёты этого изделия, связанные, первым делом, с применением радиокомандной совокупности наведения. По окончании пуска ракеты летчику приходилось в один момент совмещать центральную метку прицела с изображениями цели и ракеты, смотреть за обстановкой, маневрировать, уклоняться от зенитного огня и самолётов противника. На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной совокупностью управления.

В будущем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами Х-25МР.

Ракета Х-23 имела аэродинамическую схему «утка». Наведение радиокомандное визуальное по трассеру способом «трех точек». Трассер установлен на кронштейне под хвостовой частью ракеты. Время телеуправления 27 сек. Для наведения ракет Х-23 употреблялась бортовая самолетная аппаратура наведения «Дельта-Н», «Дельта-НМ».

Вероятно использование подвесного контейнера с аппаратурой наведения — «Дельта-НГ». На учебно-боевых самолетах МиГ-23УБ для наведения ракет Х-23 употреблялась встроенная в правую неподвижную часть крыла аппаратура «Дельта-НМ». На протяжении наведения летчик, смотря за трассером ракеты, корректировал ее отклонение от цели перемещениями вверх-вниз и влево-вправо намерено подвижной кнопки — кнюпеля на ручке управления.

При опробованиях выявилась ненадежность наведения — обстоятельством выяснилось влияние трассера, смонтированного рядом с приемной антенной бортовой совокупности наведения «Дельта-Р1М». Рупорная ее волноводы и антенна нагревались и вибрировали. Ликвидируя недочёты, трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн.

Полуавтоматическое наведение Х-23 осуществлялось посредством теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты по ее трассеру. В этом случае от летчика требовалось лишь удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды. Данный способ был использован в совокупности наведения «Аркан» на Су-24М, где употреблялся телевизионный пеленгатор ракет «Таран-Р», машинально определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию.

Пуск Х-23 был вероятен с пикирования и с горизонтального полета, но по окончании него пилот все же был связан в маневре — ракету необходимо было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель. По данной причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психотерапевтический фактор — натолкнувшись на пламя ПВО, летчик прекращал слежение за целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию.

Частично эти недочёты были устранены в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более трассёром и совершенной системой радиоуправления повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение. Пара поменяна была форма оперения и аэродинамика ракеты. Новое оборудование «Дельта-Р2М» разрешило возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 550 до 1500 км/ч на высоте от 100 до 5000 м. Угол пуска по отношению к цели от 2° до 40°. Подвеска Х-23 осуществлялась на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ).

Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 н/с.

Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная, снаряжена замечательным взрывчатым веществом типа ТГ-40. В двух бортовых сегментах боевой части помещено 1488 готовых поражающих элементов — металлических кубиков с ребром 10 мм, каковые при подрыве разлетались вбок и вперед. БЧ снабжала целое поражение небронированных целей в радиусе до сорока метров и уничтожение защищенных объектов с толщиной брони до 250 мм.

БЧ снабжалась неконтактным взрывателем РОВ-19Л, снабжавшим подрыв при пролете над целью, а при прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные датчики СКД-24.

Для обучения летчиков навыкам боевой работы с ракетой Х-23, спроектирован наземный тренажер ТНР-23.

ТТХ:
Протяженность, мм: 3591 (3630)
Большой диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах крыла, мм: 785
Размах рулей, мм: 424
Стартовый вес ракеты, кг: 289
Вес ракеты в конце активного участка, кг: 225
Вес боевой части, кг: 111
Дальность прицельной стрельбы, км: 2-10
Скорость полета, м/с: 750
Высота применения, м: 100-5000
Круговое возможное отклонение, м: 6
Возможность попадания: 0,56-0,62
Самолет-носитель: МиГ-23, МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23УБ, МиГ-27М, Су-24М, Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М, Як-38.

Х-23М. Компоновочная схема.

Проекции Х-23. Схема.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Издание «Техника-Молодежи» № 2 за 1993 г. Н.Сойко, Н.Якубович. Русские молнии под индексом Х.

Система ракетного наведения

Увлекательные записи:

  • Штурмовик ил-40.
  • Тяжёлый бомбардировщик с-22 «илья муромец».
  • Планер авф-7 «стрекоза» («стрекоза-печатница»).

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1967 г. Опробования: 1974-1982 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. Опыт использования на…

Разработчик: ЦНИИТОЧМАШ Страна: СССР Принятие на вооружение: 1984 г. Управляемая тактическая ракета С-25Л была создана в ЦНИИТОЧМАШ, известном…

Разработчик: МКБ «Вымпел» Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Принятие на вооружение: 1980 г. Точная ракета Х-23, принятая на вооружение в первой…

Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1972 г. Опробования: 1975-1976 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. 15 августа 1972 года вышло…

Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1975 г. Опробования: 1982-1987 гг. Разработка противорадиолокационной ракеты (ПРР) Х-31…

Вымпел: и «Разработчик» Страна: СССР / Российская Федерация Начало разработки: 1983 г. Начало опробований: 1985 г. Принятие на вооружение: 2014 г….

Следственный комитет РФ установил, куда делись три тонны взрывчатки

“Ъ” стали известны подробности расследования в отношении руководителей оборонных предприятий, действия которых, по версии СКР, привели к «выбыванию» из собственности РФ 93 турбореактивных двигателей Р-95-300 и 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31. Двигатели незаконно продали на Украину, а составные части Х-31, в том числе их боевые части, содержащие 3,2 тонны взрывчатки, использовали для повторного производства.

По версии главного следственного управления СКР по Московской области, участники группы вступили в преступный сговор для совершения тяжких и особо тяжких преступлений из корыстных побуждений: хищения путем обмана с использованием служебного положения чужого имущества в виде составных частей высокоскоростных авиационных управляемых ракет, единственным поставщиком которых является АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»» (КТРВ) и входящие в нее оборонные предприятия. В группу, установило следствие, входили экс-гендиректор ПАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз»» (ТМКБ «Союз») Николай Яковлев, коммерческий директор КТРВ Виктор Ваган, бывшие генеральный и исполнительные директора федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС) Олег Пронин и Владимир Ниязов, руководитель договорного отдела по поставкам сырья ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» (ЮУрСЦУ) Игорь Малолеткин и предприниматель Михаил Дзама. В зависимости от роли каждого из них они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 226 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, а также хищение оружия, взрывчатки или боеприпасов)

Для хищений злоумышленники использовали госконтракт №10209.1005403.16.021, заключенный в июле 2010 года между Минпромторгом России и ФКП ГкНИПАС, в рамках которого последнее должно было утилизировать 4145 авиационных управляемых ракет. Участники группы, считает следствие, в процессе утилизации решили организовать извлечение из 93 стратегических авиационных крылатых ракет Х-55 короткоресурсных двухконтурных турбореактивных двигателей Р-95-300, подготовить и передать в Минпромторг РФ фиктивную документацию, свидетельствующую о полной утилизации ракет, с получением продуктов утилизации только в виде лома черных, цветных и драгоценных металлов.

Как разобранные ракеты оказались на Украине

При этом еще до заключения контракта с министерством, полагает следствие, Николай Яковлев нашел покупателя для двигателей, которым выступило украинское ОАО «Мотор Сiч», получившее и принявшее от Виктора Вагана соответствующее «коммерческое предложение».

После того как в ФКП ГкНИПАС из войсковой части №41952, расположенной в Мигалово (Тверь), поступили на утилизацию ракеты Х-55, руководители полигона, считает следствие, подготовили документы на технологический процесс «Разборка изделия», в соответствии с которым отсоединенные двигатели были упакованы в тару, представленную КТРВ, и оставлены на хранение на территории полигона. В декабре 2010 года руководители полигона отчитались перед Минпромторгом о выполненных работах по утилизации ракет, введя чиновников в заблуждение. А в январе 2011 года в здании ТМКБ «Союз» в подмосковном Лыткарино с представителями «Мотор Сiч» был заключен контракт №1323/658-I11-005-RU643 о продаже двигателей за $2,4 млн, или 73 млн 182 тыс. 750 руб. по тогдашнему курсу ЦБ.

Лом ракет, содержащий драгоценные и цветные металлы, за 10,8 млн руб. был приобретен ЗАО ЮУрСЦУ. Причем в контракте говорилось и о якобы разделанных двигателях. По версии следствия, топ-менеджер ЗАО Малолеткин, зная о том, что в поставке неразделенных ломов и отходов не окажется деталей Р-95-300, обеспечил подписание договора «неосведомленным» о преступных действиях гендиректором предприятия с полигоном. Получив от ЗАО за лом 10,8 млн руб., ФКП ГкНИПАС перечислило их Минпромторгу. В свою очередь, двигатели с территории ФКП ГкНИПАС, где они хранились, грузовиками КТРВ были вывезены в ТМКБ «Союз», а оттуда отправлены на Украину. Полученные за них от «Мотор Сiч» деньги обналичены и похищены участниками криминальной схемы, считает следствие.

Какой приговор был вынесен Михаилу Дзаме

Таким образом, полагают в ГСУ СКР, действия обвиняемых привели к тому, что из собственности Российской Федерации незаконно выбыли 93 двигателя Р-95-300, в результате чего государству в лице Минпромторга был причинен ущерб в особо крупном размере, а именно на сумму 67,6 млн руб. Ее, очевидно, рассчитали, вычтя из денег, полученных от «Мотор Сiч», средства, заработанные на цветном ломе.

Вторую махинацию обвиняемые, по версии следствия, провернули в рамках госконтракта №10209.1005403.16.020, заключенного с Минпромторгом в июле 2010 года. На этот раз ФКП ГкНИПАС должно было разделать еще 2512 авиационных управляемых ракет. Среди них оказались 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» модели Х-31, поступивших на полигон из войсковых частей №23455 и №64365, расположенных в Ульяновской и Астраханской областях соответственно. На этот раз злоумышленников заинтересовали сверхзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели 31ДП, которые вместо разделки отправили в ТМКБ «Союз» якобы на ответственное хранение, а остальные имеющие ценность составные части ракет были переданы в дочерние и зависимые общества КТРВ, где «поступили в повторное производство». Среди них оказались и боевые части ракет, содержащие, согласно заключению экспертов, не менее 3256 кг взрывчатого вещества на основе тротила, гексогена и алюминиевого порошка (смесь МС-2Ц). ЗАО ЮУрСЦУ приобрело весь остальной лом у ФКП ГкНИПАС за 8,1 млн руб., а полигон перечислил эту сумму Минпромторгу. Ущерб по этому эпизоду следствие с помощью экспертов определило в 94,2 млн руб.

Как Олегу Пронину был вынесен обвинительный приговор

За исключением господ Яковлева и Вагана, все остальные участники группы признали свою вину. Уголовные дела Михаила Дзамы и Олега Пронина, как сообщал “Ъ”, были рассмотрены Воскресенским горсудом Московской области в особом порядке. Но если господин Дзама получил два года общего режима, то господин Пронин, признанный активным участником преступления, в результате которого «из собственности РФ незаконно выбыли боевые части оружия массового поражения», проведет пять лет в колонии строгого режима. Как сообщили в ГСУ СКР, сейчас господа Яковлев и Ваган заканчивают ознакомление с материалами своего 200-томного дела, которое затем поступит на утверждение в Мособлпрокуратуру.

Работы по созданию ракет класса «воздух-воздух» были начаты на Калининградском машиностроительном заводе (в то время завод № 455, позже объединенный в «Звезда-Стрела») в 1955 году. Результатом стал Калининградский К-5 (АА-1 «Щелочь»). ) семейство ракет с лучевым наведением, в том числе К-51 (РС-2-УС), установленного на Су-9 «Рыбный горшок». ОКБ-4 «Молния» (позднее НПО «Вымпел» ) под руководством Матуса Бисновата продолжило производство таких ракет, как AA-6 Acrid . Между тем, в 1963 году РС-2-УС прошла испытания как ракета класса «воздух-поверхность». Был сделан вывод, что малая боевая часть и неточное наведение сделали такое применение «бессмысленным».

Однако в 1965 году Северный Вьетнам запросил у Советского правительства ракету класса «воздух-поверхность»; AGM-12 буллпап был введен в эксплуатацию с ВВС США перед началом войны во Вьетнаме . В апреле 1965 г. ОКБ-134 (позднее НПО «Вымпел») начало работы над этой ракетой под названием проекта Х-23, но у них возникли проблемы с разработкой системы наведения, которая могла бы работать с существующими самолетами. В результате Юрий Николаевич Королев выступил с собственными предложениями, основанными на более ранних экспериментах с РС-2-УС. При Королёве приказом Министерства авиационной промышленности № 100 от 12 марта 1966 года было создано конструкторское бюро по разработке РС-2-УС по надводным целям; в 1976 году это бюро стало ОКБ «Звезда».

Полученное оружие использовало корпус К-8 (АА-3 «Анаб») К-5 системы наведения и движения, но увеличило боевую часть с 13 кг (29 фунтов) до 100 кг (220 фунтов). Это имело большое преимущество: новое оружие можно было установить на любой самолет, способный стрелять из К-5. Проектирование началось в 1966 году, поэтому проект получил название Х-66 или Изделие 66 («Артикул 66»). Х-66 был лучевым орудием, который был испытан на МиГ-21ПФМ и запущен в производство в 1968 году для этого самолета. Х-66 был лишь временным решением, так как требовал, чтобы самолет-пускатель пикировал к цели, чтобы удерживать ее захват. Летные испытания Х-66 начались в 1967 году, и он был принят на вооружение 20 июня 1968 года.

Тем временем Королев взял на себя работу над проектом Х-23, предназначенным для установки на новый МиГ-23 Советского Союза. Х-23 стал развитием конструкции Х-66 с улучшенным топливом и новой системой наведения Дельта-Р1М. Основное практическое отличие заключалось в том, что это было радиокомандное оружие прямой видимости, аналогичное Bullpup, что позволяло вести огонь в горизонтальном полете (в отличие от Х-66). Первые десять были испытаны в начале 1968 года, но значительные задержки были вызваны проблемами с ненадежным наведением, которые в конечном итоге были связаны с генератором дыма, который мешал работе антенны. После того, как приемник был перенесен на удлинение хвостового оперения, правительство провело испытания ракеты на МиГ-23 и МиГ-23Б в период с 20 марта 1970 г. по 3 октября 1973 г., и она была принята на вооружение в 1973 г. Версия Х- 23, Х-25, легла в основу ракетного семейства АС-10 «Карен». Эти технологии были перенесены на Х-23 для создания Х-23М в 1974 году.

Позже Х-23 был лицензирован для местного производства как в Румынии, так и в Югославии. В 1977 году был обстрелян манекен Х-23 с вертолета Ка-252ТБ, прототипа штурмового корабля Камов Ка-29 ТБ «Хеликс-Б».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector