AGM-64 Hornet
AGM-64 Hornet
AGM-64 Hornet | |
Тип | авиационная противотанковая управляемая ракета «воздух—поверхность» |
---|---|
Страна | США ![]() |
История службы | |
Годы эксплуатации | на вооружение не поступала |
На вооружении | ![]() |
История производства | |
Разработан | 1963—1964 |
Производитель | North American (ракета), (РДТТ), Texas Instruments (система наведения) [1] |
Годы производства | 1965 |
Всего выпущено | 12 УРВП (опытная партия) |
Характеристики | |
Масса, кг | 45 |
Длина, мм | 1830 |
Hornet ( [ˈhɔːrnɪt] чит. «Хо́нит», с англ. — «шершень», войсковой индекс — AGM-64) — американская противотанковая управляемая ракета класса «воздух—поверхность». Предназначалась для борьбы с бронетехникой противника, танками и другими образцами сухопутной военной техники [1] . Была разработана компанией North American Aviation по заказу ВВС США [2] . Проект финансировался ВВС США одновременно с аналогами, в первую очередь AGM-65 Maverick, реализующей идентичную систему наведения, которой в итоге было отдано предпочтение (за рубежом конкуренцию составляла англо-французская УРВП AS-37/AJ.168 Martel). [3] Несмотря на то, что финансирование разработки ракеты в конечном итоге было прекращено, на основе полученного задела впоследствии была создана ракета AGM-114 Hellfire, в модифицированном виде находящаяся на вооружении военно-воздушных сил различных государств до настоящего времени [4] .
- AGM-114A — модификация «Hellfire» принятая на вооружение в 1985 году[4] . Ею оснащались вертолёты AH-64A с пусковыми устройствами на две и четыре направляющих. Учебными вариантами AGM-114 были учебная управляемая ракета M36 для полётов с ракетами, статически закреплёнными на носителе (CATM-114), и ракета-макет M34 для обучения обращению с ракетой в наземных условиях (DATM-114). Всего было выпущено 31 616 ракет этого типа;
- AGM-114B — первая модификация ракеты для ВМС и Корпуса морской пехоты США применявшаяся в составе вооружения вертолётов типа AH-1, конструктивно, она в основном подобна AGM-114A, за исключением наличия системы предохранения и взведения SAD (англ. Safing/Arming Device ) для безопасной эксплуатации на кораблях. Также, в составе AGM-114B использован новый малодымный двигатель Thiokol TX-657 (M120E1) и внесён ряд улучшений в ГСН и автопилот. Существует учебный вариант ракеты лишённый БЧ — ATM-114B;
- AGM-114C — армейская версия AGM-114B, лишённая системы предохранения и взведения SAD;
- AGM-114D и AGM-114E — модификации AGM-114C, соответственно, для Сухопутных войск США и ВМС/КМП США (с SAD), которые предполагалось оснастить новым цифровым автопилотом. От разработки отказались;
- AGM-114F Interim Hellfire (буквально «промежуточный Хеллфайр») — вариант ракеты для Армии США, оснащённый тандемнойкумулятивной боевой частью. Лидирующий заряд тандемной БЧ располагался между секцией ГСН и основным зарядом, что вызвало небольшое увеличение длины ракеты. В составе AGM-114F использовалась секция управления с улучшенным подавлением пассивных помех. Увеличение массы ракеты вызвало уменьшение максимальной дальности стрельбы до 7 км. Серийно производилась с 1991 года;
- AGM-114G — обозначение, зарезервированное под версию AGM-114F, оснащённую системой предохранения и взведения SAD для ВМС и КМП США, никогда не производилась;
- AGM-114H — вариант AGM-114F в котором аналоговый автопилот последней заменён на новую перепрограммируемую цифровую систему. Этот тип ракеты никогда не производился;
- AGM-114K Hellfire II — «Hellfire» с улучшенной помехозащищённой полуактивной лазерной ГСН, принята на вооружение в 1991 году;
- AGM-114P — ракета AGM-114K оптимизированная для применения с БПЛА;
- AGM-114L Longbow Hellfire — единственная ракета, соответствующая принципу «выстрелил и забыл», представляет собой ПТУР AGM-114K с тандемной кумулятивной БЧ и комбинированной системой наведения: активной радиолокационной ГСН диапазона 94 ГГц и инерциальной системой управления (ИНС). Принята на вооружение в 1998 году. Произведено более 13 тыс. ед. [5] ;
- AGM-114M — модификация предназначенная для поражения бункеров и оснащённая осколочно-фугасной БЧ;
- AGM-114N — ракета оснащённая термобарической БЧ;
- ATM-114Q — практический вариант ракеты с инертной боевой частью [прояснить] ;
- AGM-114R (Hellfire Romeo) — может быть запущена с любого носителя, новая многоцелевая БЧ обеспечивает поражение таких целей как бронетехника, средства ПВО, патрульные корабли, живая сила противника в укрытиях или пещерах. Ранее, для поражения каждой из этих целей требовалась специальная модель ракеты «Hellfire II». Система наведения — комбинированная, полуактивная лазерная ГСН и ИНС;
- RBS-17 — модификация ракеты AGM-114C для использования подразделениями береговой обороныШвеции в качестве противокорабельной ракеты малой дальности против кораблей малого водоизмещения. Контракт на доработку «Hellfire» для Швеции был заключен в 1984 году, в 1987 году был подписан контракт на производство ракет, тогда же комплекс поступил на вооружение Швеции. Ракета RBS-17 имеет осколочно-фугасную БЧ фирмы Bofors подрыв которой осуществляется с замедлением. Может применяться и по наземным целям. [4]
- Brimstone — модификация производимая компанией MBDA, оснащается трехрежимной радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона длин волн и лазерной ГСН. По состоянию на февраль 2012 года на фабрике в Англии произведено 1242 ед. [6] , и 500 ед. ракет Dual Brimstone (200 использованы в боях [7] ), могут поражать как подвижные, так и неподвижные цели, ГСН 2-х канальная [8][9][10] .
- Brimstone 2, с 2013 года.
Устройство
Ракета имела оптико-электронную (телевизионную) систему наведения. Двигательная установка ракеты представляла собой твердотопливный ракетный двигатель быстрой выработки с топливом высокой интенсивности сгорания. Управление полётом ракеты осуществлялось посредством крестообразного хвостового оперения, сигналы управления с летательного аппарата преобразовывались в электрические импульсы на приводы рулевых поверхностей ракеты. Захват цели головкой самонаведения ракеты осуществлялся до пуска, в полёте бортовая электроника ракеты сопоставляла входящее изображение с зафиксированным в момент пуска и корректировала параметр возникающий отклонения от цели [2] .
В 1975 году ВВС США инициировали программу разработки противотанковых боеприпасов сплошного поражения (Wide-Area Anti-Armour Munitions, сокр. WAAM) в рамках которой разрабатывалось семейство новых противотанковых вооружений класса «воздух—поверхность» для применения авиацией непосредственной поддержки. Программа WAAM привела к разработке кластерных управляемых авиационных противотанковых бомб CBU-90/B ACM, управляемых авиационных противотанковых бомб увеличенной дальности CBU-92/B ERAM, а также к созданию компактных противотанковых ракет Wasp [1] .
Работы над проектом Wasp стартовали в 1979 году распределением контрактов между компаниями Boeing и Hughes на создание опытных прототипов малогабаритных авиационных ПТУР, предназначенных для стрельбы залповым способом (отсюда аллюзия в названии на «осиный рой»). По итогам рассмотрения результатов работы двух компаний командованием ВВС США проект Boeing был отклонён, а с Hughes был заключён контракт на проведение испытаний [1] .
Ракета разрабатывалась под оснащение ею авиации непосредственной поддержки в количестве несколько десятков ракет на один боевой вылет. В боевой обстановке предполагалось отстреливать по десять и более ракет в одном залпе. Для этих целей основным тактико-техническим требованием к создаваемой ракете были относительно лёгкий вес и малые размеры. Конкретных требований к системе наведения ракет не предъявлялось, рассматривались как варианты с инфракрасным самонаведением, так и с радиолокационным самонаведением. В конечном итоге выбор остановился на последних как более дешёвых [1] .
Испытания радиолокационных головок самонаведения для ракет в заводских лабораториях Hughes начались в 1981 году, но лётные испытания самих ПТУР стартовали только в начале 1983 года. Исходный производственный план предполагал приступить к производству модели AGM-124A уже в 1987 году, но в октябре 1983 года проект был свёрнут по причинам экономии бюджетных средств [1] .
- AGM-114A — модификация «Hellfire» принятая на вооружение в 1985 году[4] . Ею оснащались вертолёты AH-64A с пусковыми устройствами на две и четыре направляющих. Учебными вариантами AGM-114 были учебная управляемая ракета M36 для полётов с ракетами, статически закреплёнными на носителе (CATM-114), и ракета-макет M34 для обучения обращению с ракетой в наземных условиях (DATM-114). Всего было выпущено 31 616 ракет этого типа;
- AGM-114B — первая модификация ракеты для ВМС и Корпуса морской пехоты США применявшаяся в составе вооружения вертолётов типа AH-1, конструктивно, она в основном подобна AGM-114A, за исключением наличия системы предохранения и взведения SAD (англ. Safing/Arming Device ) для безопасной эксплуатации на кораблях. Также, в составе AGM-114B использован новый малодымный двигатель Thiokol TX-657 (M120E1) и внесён ряд улучшений в ГСН и автопилот. Существует учебный вариант ракеты лишённый БЧ — ATM-114B;
- AGM-114C — армейская версия AGM-114B, лишённая системы предохранения и взведения SAD;
- AGM-114D и AGM-114E — модификации AGM-114C, соответственно, для Сухопутных войск США и ВМС/КМП США (с SAD), которые предполагалось оснастить новым цифровым автопилотом. От разработки отказались;
- AGM-114F Interim Hellfire (буквально «промежуточный Хеллфайр») — вариант ракеты для Армии США, оснащённый тандемнойкумулятивной боевой частью. Лидирующий заряд тандемной БЧ располагался между секцией ГСН и основным зарядом, что вызвало небольшое увеличение длины ракеты. В составе AGM-114F использовалась секция управления с улучшенным подавлением пассивных помех. Увеличение массы ракеты вызвало уменьшение максимальной дальности стрельбы до 7 км. Серийно производилась с 1991 года;
- AGM-114G — обозначение, зарезервированное под версию AGM-114F, оснащённую системой предохранения и взведения SAD для ВМС и КМП США, никогда не производилась;
- AGM-114H — вариант AGM-114F в котором аналоговый автопилот последней заменён на новую перепрограммируемую цифровую систему. Этот тип ракеты никогда не производился;
- AGM-114K Hellfire II — «Hellfire» с улучшенной помехозащищённой полуактивной лазерной ГСН, принята на вооружение в 1991 году;
- AGM-114P — ракета AGM-114K оптимизированная для применения с БПЛА;
- AGM-114L Longbow Hellfire — единственная ракета, соответствующая принципу «выстрелил и забыл», представляет собой ПТУР AGM-114K с тандемной кумулятивной БЧ и комбинированной системой наведения: активной радиолокационной ГСН диапазона 94 ГГц и инерциальной системой управления (ИНС). Принята на вооружение в 1998 году. Произведено более 13 тыс. ед. [5] ;
- AGM-114M — модификация предназначенная для поражения бункеров и оснащённая осколочно-фугасной БЧ;
- AGM-114N — ракета оснащённая термобарической БЧ;
- ATM-114Q — практический вариант ракеты с инертной боевой частью [прояснить] ;
- AGM-114R (Hellfire Romeo) — может быть запущена с любого носителя, новая многоцелевая БЧ обеспечивает поражение таких целей как бронетехника, средства ПВО, патрульные корабли, живая сила противника в укрытиях или пещерах. Ранее, для поражения каждой из этих целей требовалась специальная модель ракеты «Hellfire II». Система наведения — комбинированная, полуактивная лазерная ГСН и ИНС;
- RBS-17 — модификация ракеты AGM-114C для использования подразделениями береговой обороныШвеции в качестве противокорабельной ракеты малой дальности против кораблей малого водоизмещения. Контракт на доработку «Hellfire» для Швеции был заключен в 1984 году, в 1987 году был подписан контракт на производство ракет, тогда же комплекс поступил на вооружение Швеции. Ракета RBS-17 имеет осколочно-фугасную БЧ фирмы Bofors подрыв которой осуществляется с замедлением. Может применяться и по наземным целям. [4]
- Brimstone — модификация производимая компанией MBDA, оснащается трехрежимной радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона длин волн и лазерной ГСН. По состоянию на февраль 2012 года на фабрике в Англии произведено 1242 ед. [6] , и 500 ед. ракет Dual Brimstone (200 использованы в боях [7] ), могут поражать как подвижные, так и неподвижные цели, ГСН 2-х канальная [8][9][10] .
- Brimstone 2, с 2013 года.
Первоначально разрабатывавшаяся как противотанковая управляемая ракета [3] , по мере своего развития — оснащения новыми типами боевых частей и модернизации системы наведения, стала многоцелевой высокоточной системой вооружений, которая может применяться с авиационных, морских и наземных платформ по бронированной технике, укреплениям и другим видам наземных и надводных целей на дальности до 8 километров.
Для серийного производства ракет исходными генеральными подрядчиками («Рокуэлл интернешнл» и «Локхид Мартин») было создано совместное предприятие «Хэллфаер системз» с основными производственными мощностями и головным офисом в Орландо, штат Флорида. Впоследствии, вместо «Рокуэлл» к производству подключилась компания «Боинг». В Великобритании производство ракет было освоено по лицензии компанией «Талес».
Первоначально разрабатывавшаяся как противотанковая управляемая ракета [3] , по мере своего развития — оснащения новыми типами боевых частей и модернизации системы наведения, стала многоцелевой высокоточной системой вооружений, которая может применяться с авиационных, морских и наземных платформ по бронированной технике, укреплениям и другим видам наземных и надводных целей на дальности до 8 километров.
Для серийного производства ракет исходными генеральными подрядчиками («Рокуэлл интернешнл» и «Локхид Мартин») было создано совместное предприятие «Хэллфаер системз» с основными производственными мощностями и головным офисом в Орландо, штат Флорида. Впоследствии, вместо «Рокуэлл» к производству подключилась компания «Боинг». В Великобритании производство ракет было освоено по лицензии компанией «Талес».
В 1975 году ВВС США инициировали программу разработки противотанковых боеприпасов сплошного поражения (Wide-Area Anti-Armour Munitions, сокр. WAAM) в рамках которой разрабатывалось семейство новых противотанковых вооружений класса «воздух—поверхность» для применения авиацией непосредственной поддержки. Программа WAAM привела к разработке кластерных управляемых авиационных противотанковых бомб CBU-90/B ACM, управляемых авиационных противотанковых бомб увеличенной дальности CBU-92/B ERAM, а также к созданию компактных противотанковых ракет Wasp [1] .
Работы над проектом Wasp стартовали в 1979 году распределением контрактов между компаниями Boeing и Hughes на создание опытных прототипов малогабаритных авиационных ПТУР, предназначенных для стрельбы залповым способом (отсюда аллюзия в названии на «осиный рой»). По итогам рассмотрения результатов работы двух компаний командованием ВВС США проект Boeing был отклонён, а с Hughes был заключён контракт на проведение испытаний [1] .
Ракета разрабатывалась под оснащение ею авиации непосредственной поддержки в количестве несколько десятков ракет на один боевой вылет. В боевой обстановке предполагалось отстреливать по десять и более ракет в одном залпе. Для этих целей основным тактико-техническим требованием к создаваемой ракете были относительно лёгкий вес и малые размеры. Конкретных требований к системе наведения ракет не предъявлялось, рассматривались как варианты с инфракрасным самонаведением, так и с радиолокационным самонаведением. В конечном итоге выбор остановился на последних как более дешёвых [1] .
Испытания радиолокационных головок самонаведения для ракет в заводских лабораториях Hughes начались в 1981 году, но лётные испытания самих ПТУР стартовали только в начале 1983 года. Исходный производственный план предполагал приступить к производству модели AGM-124A уже в 1987 году, но в октябре 1983 года проект был свёрнут по причинам экономии бюджетных средств [1] .
Устройство
Ракета имела оптико-электронную (телевизионную) систему наведения. Двигательная установка ракеты представляла собой твердотопливный ракетный двигатель быстрой выработки с топливом высокой интенсивности сгорания. Управление полётом ракеты осуществлялось посредством крестообразного хвостового оперения, сигналы управления с летательного аппарата преобразовывались в электрические импульсы на приводы рулевых поверхностей ракеты. Захват цели головкой самонаведения ракеты осуществлялся до пуска, в полёте бортовая электроника ракеты сопоставляла входящее изображение с зафиксированным в момент пуска и корректировала параметр возникающий отклонения от цели [2] .