9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета AIM-54A Phoenix (США)

Авиационная управляемая ракета AIM-54A Phoenix (США)

Р-37 (по кодификации НАТО AA-13 «Arrow», буквально «Стрела») — советско-российская ракета класса «воздух—воздух» большой дальности.

В настоящее время является наиболее дальнодействующей управляемой ракетой «воздух-воздух» в мире.

Для увеличения манёвренности ракета сделана динамически неустойчивой.

Оснащается полуактивной/активной головкой наведения 9Б-1388. Может использоваться как с истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, так и с истребителей Су-27 и Су-35 при соответственной доработке их программного обеспечения [2] . До распада СССР было произведено 2 пуска Р-37.

На базе Р-37 разрабатывается ракета «воздух-воздух» большой дальности под публичным обозначением РВВ-БД, с двухрежимным ru en РДТТ, усовершенствованной ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба» и назначенным сроком в 8 лет. Визуально РВВ-БД отличается от Р-37 укороченным на 14 см головным отсеком с радиопрозрачным обтекателем изменённой формы [3] .

Разработка «Феникса» началась в конце 1960-х годов, после прекращения проекта ВМС США палубного истребителя Douglas F6D Missileer [en] с ракетой большой дальности AAM-N-10 Eagle. Работы над новой ракетой, получившей в ВМС обозначение AAM-N-11, были начаты компанией Хьюз, одновременно с разработкой системы управления огнём AN/AWG-9. В разрабатываемой ракете и СУО использовались технологии отработанные до этого на ракете AIM-47 Falcon [en] и СУО AN/ASG-18 программы YF-12A ВВС США.

Изначально, комбинация Phoenix/AWG-9 должна была стать основным вооружением палубного F-111B [en] планировавшегося как истребитель для завоевания превосходства в воздухе и перехватчик дальнего действия.

В июне 1963 года, при смене системы обозначений AAM-N-11 стали обозначать как AIM-54A. Лётные испытания опытного образца XAIM-54A начались в 1965 году, а первый управляемый перехват успешно выполнен в сентябре 1966 года. Программа испытаний Phoenix ещё продолжалась, когда проект разработки F-111B был отменён, а AIM-54 и AN/AWG-9 были включены в состав вооружения F-14 Tomcat, взявшего на себя роль F-111B.

Первые серийные ракеты AIM-54A были отгружены в 1973 году и были готовы к размещению вместе с первой эскадрилью F-14A в 1974 году.

Развитие

Оборонительная концепция

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» началась в 1946 году. Hughes Aircraft получила контракт на дозвуковую ракету под обозначением проекта MX-798 , которая вскоре уступила место сверхзвуковой MX-904 в 1947 году.

Изначально это оружие использовалось в качестве оружия самообороны для бомбардировщиков , которые имели магазин из трех ракет в задней части фюзеляжа и стреляли ими через длинную трубу, которая вела через область, где обычно находилась хвостовая башня. В случае с B-52 ракета содержала тюнер для радара заднего вида бомбардировщика A-3 и следовала за отраженным от самолета-цели сигналом с помощью системы полуактивного радиолокационного самонаведения (SARH).

Разработка противотанковых бомбардировщиков

В то же время, когда был выпущен оригинальный MX-798, спецификация для ракеты прямого действия для истребителей была выпущена как MX-799. Это дошло до стадии тестирования опытных патронов, таких как AAM-A-1 Firebird , когда его дозвуковая скорость и ручное наведение стали серьезными проблемами.

Проект был отменен, а недавно выпущенный MX-904 был перенаправлен на замену Firebird в роли анти-бомбардировщика. На этом этапе оружие все еще было спроектировано так, чтобы стрелять из ствола, теперь ведущего из оружейного отсека за носовым радаром, а пусковая труба выходит под антенной радара. Вместо магазина с несколькими ракетами в тубусе «кончик к хвосту» поместили три ракеты.

Размещение в трубе представляло несколько проблем, но главная из них заключалась в том, что искатель ракеты не мог зафиксироваться перед запуском. Первоначальная концепция заключалась в том, чтобы стрелять по самолетам-перехватчикам , которые медленно приближались к B-52 и находились где-то довольно близко, прямо за самолетом. В случае с истребителем цель может быть не так удобно расположена, и при отсутствии возможности узнать, видит ли он цель, находясь внутри трубы, это означало, что он никогда не сможет правильно захватить цель.

Читать еще:  Зенитная самоходная установка БТР-40А с ЗТПУ-2 (СССР)

В конце концов, было решено отказаться от концепции трубного запуска и установить ракету на крыльях или в отсеках для оружия, которые будут наводить ракету на цель до запуска. Это изменение также позволило искателю использовать инфракрасное самонаведение, а также SARH. Были разработаны взаимозаменяемые искатели, позволяющие летать на борту любого типа или обоих. Кроме того, освободившиеся от трубы крылья ракеты стали больше и приобрели форму длинной дельты, которую она и ее различные потомки будут иметь в 2000-х годах.

Тестирование и сервис

Первые испытательные стрельбы состоялись в 1949 году, тогда он получил обозначение AAM-A-2 и получил популярное название Falcon . Краткая политика присвоения ракетам обозначений истребителей и бомбардировщиков привела к тому, что в 1951 году они были переименованы в F-98 . В 1955 году политика снова изменилась, и ракета была снова переименована в GAR-1 .

Начальные ГАР-1 и ВАР-2 модели был введен в эксплуатацию в 1956 году вооружили Нортроп F-89 Scorpion , McDonnell F-101B Voodoo и Конвэр F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart перехватчики . Единственными другими пользователями были Канада, Финляндия, Швеция и Швейцария, чьи CF-101 Voodoo , Saab 35 Draken и Dassault Mirage III S несли Falcon. Канада также надеялась использовать их на перехватчике Avro Canada CF-105 Arrow ; однако этого так и не произошло из-за отмены «Стрелы».

Истребители, несущие Falcon, часто проектировались с внутренними отсеками вооружения для перевозки этой ракеты. Scorpion нес их на крыльях, в то время как Delta Dagger и Delta Dart имели отсеки для живота с трапециевидным механизмом для перемещения их в воздушный поток для запуска. F-101B имел необычную компоновку отсека, где два хранились снаружи, а затем дверь отсека поворачивалась, чтобы обнажить еще две ракеты. Вполне вероятно, что во внутреннем отсеке General Dynamics F-111 могла бы разместиться и ракета, но к моменту службы ВВС уже сбросили Falcon для использования против истребителей, а также идею использования F- 111 как истребитель воздушного боя.

GAR-1 имел полуактивную радиолокационную систему самонаведения (SARH), обеспечивающую дальность действия около 5 миль (8,0 км). Было произведено около 4000 ракет. В производстве он был заменен на GAR-1D (позже AIM-4A ) с большими рулями. Было произведено около 12000 экземпляров этого варианта, основной серийной версии SARH Falcon.

ГАР-2 (позже AIM-4B ) был термически ищущим, как правило , ограничивается задним аспектом обязательств , но с тем преимуществом того , чтобы быть « огнем и забыть » оружия. Как и в советской практике, было обычным делом стрелять из оружия залпами обоих типов, чтобы увеличить вероятность попадания (сначала стреляла ракета с тепловым наведением, а через несколько мгновений — ракета с радарным наведением). GAR-2 был примерно на 1,5 дюйма (40 мм) длиннее и на 16 фунтов (7 кг) тяжелее, чем его аналог SARH. Его диапазон был аналогичным. В производстве он был заменен на ГАР-2А (позже AIM-4C ) с более чувствительной инфракрасной ГСН . Всего было построено около 26 тысяч самонаводящихся «соколов».

Все ранние Falcon имели небольшую боеголовку 7,6 фунта (3,4 кг), что ограничивало их смертельный радиус. Также их тактически ограничивало то, что у Falcon отсутствовал неконтактный взрыватель : взрыватель ракеты находился в передних кромках крыльев, и для взрыва требовалось прямое попадание.

В 1958 году Хьюз представил слегка увеличенную версию Falcon, первоначально получившую название Super Falcon , с более мощным ракетным двигателем с длительным горением, увеличивающим скорость и дальность полета. У него была боеголовка большего размера (28,7 фунта / 13 кг) и улучшенные системы наведения. Вариантами SARH были GAR-3 ( AIM-4E ) и улучшенный GAR-3A ( AIM-4F ). Инфракрасной версией был GAR-4A ( AIM-4G ). Было произведено около 2700 ракет SARH и 3400 IR Super Falcon, которые заменили самые ранние версии этого оружия.

Читать еще:  Артиллерийская установка Mark 45 (Mk.45) (США)

В сентябре 1962 года Falcon был переименован в AIM-4 .

Последней версией оригинального Falcon был GAR-2B (позже AIM-4D ), который поступил на вооружение в 1963 году. Он был задуман как боевое оружие истребителя, объединяя более легкий и меньший планер более раннего GAR-1 / GAR-2. оружие с улучшенной ИК-ГСН ГАР-4А / АИМ-4G.

Попытка устранить ограничения AIM-4D привела к разработке в 1970 году XAIM-4H , который имел лазерный неконтактный взрыватель , новую боеголовку и лучшую маневренность. Он был отменен в следующем году без ввода в эксплуатацию.

Увеличенная версия Falcon с ядерной боеголовкой мощностью 0,25 килотонн была разработана как GAR-11 (позже обозначенная как AIM-26 Falcon ), а версия большой дальности была разработана для североамериканских XF-108 Rapier и Lockheed YF- 12 перехватчиков как GAR-9 (позже AIM-47 Falcon ).

F-15C Eagle

F-15C Eagle был запущен в производство в 1978 году, всего через два года после начала эксплуатации F-15A. Новая модификация значительно превосходила своих предшественников. Разработанный с учетом опыта Вьетнамской войны и в качестве замены F-4E Phantom, новый истребитель отличался высокой маневренностью, мощной РЛС, большой дальностью и высокой полезной нагрузкой, обеспечивавшей ему преимущество перед советскими самолетами второго и третьего поколений. Он представлял собой своеобразный ответ истребителю-перехватчику МиГ-25.

В отличие от F-14 Tomcat, F-15 не получил гиперзвуковых ракет или ракет большой дальности. Его основным вооружением стали ракеты AIM-7 Sparrow средней дальности, устаревшие к концу холодной войны.

Улучшения в конструкцию самолета вносят до сих пор. F-15 остается самым мощным и самым распространенным западным истребителем четвертого поколения. Ожидается, что в скором времени он получит новую ракету AIM-260.

Ударная группа авианосцев, состоящая из 3-4 авианосцев с атомными двигателями и сопровождающими конвоев, обладает силой, сравнимой с авиацией многих крупных стран

Уже один авианосец может принять на борт около ста машин. Типичный состав крыла самолета на базе авианосца Nimitz в 90-х годах состоит из 36 истребителей F-18 Hornet, 14 перехватчиков F-14 Tomcat, 8 истребителей подводных лодок S-3 Viking и 10 разведывательных и боевых машин E-2. Ястребиный глаз и EA-6 Prowler. Вместе насчитывается 68 машин, в том числе 50 истребителей.

Однако в случае конфликта авианосец становится наиболее важной целью для противника. Большая часть военно-морской задачи Советского Союза заключалась только в борьбе с американскими авианосцами — специально построенными для этой цели подводными лодками, вооруженными маневрирующими ракетами, такими как корабли проекта 949, известные как Оскар. Кроме того, сильная военно-морская авиация, использующая сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, имела одну из главных целей уничтожения авианосцев с помощью маневрирующих ракет.

Вот почему ВМС США нуждался в самолете, который мог бы захватывать такие ракеты и их носители на безопасном расстоянии от их собственной группы кораблей. С начала 1960-х годов эту функцию выполнял McDonnell-Douglas F-4 Phantom II, однако, если бы он мог сражаться с самолетами противника, у него не было оружия или радара, способного уничтожать противокорабельные ракеты.

Однако в поисках экономии было решено разработать общий самолет для флота и военно-воздушных сил. Но вскоре выяснилось, что потребности различных типов вооруженных сил расходятся, и попытки адаптировать стационарную линию F-111 для обслуживания на авианосцах не приведут ни к чему хорошему. Как оказалось, наземная версия палубы имела только 30% общих частей, что не могло снизить затраты, а сам самолет оказался фатальным — он был слишком большим, слишком тяжелым и имел плохую видимость из кабины, поэтому посадка была на авианосце опасной. Проект Douglas F-6D Missileer также потерпел фиаско — дозвуковой самолет большой дальности, способный нести и запускать ракеты большой дальности.

Содержание

  • 1 Развитие
    • 1.1 Оборонительная концепция
    • 1.2 Разработка противотанкового бомбардировщика
    • 1.3 Тестирование и сервис
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Война во Вьетнаме: победы США AIM-4 Falcon в воздухе
  • 3 оператора
    • 3.1 Бывшие операторы
  • 4 Технические характеристики (GAR-1D / -2B / AIM-4C / D)
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Библиография
Название, индексСтранаСтатусМаксимальная
дальность [ср 1] , км
Год принятия
на вооружение
Масса (стартовая /
боевой части), кг
Количество
ступеней
Носители [ср 2]Изображение
AIM-47 Falcon [en]США СШАНа вооружение не принималась210360 / ?1YF-12 [en]
В-148СССР СССРНа вооружение не принималась250650 / 601Ту-148, МиГ-25
AIM-54 PhoenixСША СШАВ настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана [ср 3]
1841974460 / 60,751F-14
Р-33СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется1601981490 / 471МиГ-31
Р-37СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется3001989600 / 601МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM [ср 4]США СШАНа вооружение не принималась270[4]172 / 22,71F-15, F-22
КС-172Россия РоссияВ разработке (лётные испытания)400750 / 502Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57
  1. ↑ Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. ↑ Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. ↑ В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. ↑ Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.
Читать еще:  Средний танк TAM (Аргентина)

И Ракета, и F-111, отчасти также Фантом II, были типичными самолетами начала 1960-х годов — в воздушном бою они полагались исключительно на управляемые ракеты

Как показывает опыт войны во Вьетнаме, когда возвращался МиГ-i-17. Причем быстрое и все же более надежное возвращение, чем возвращение американских машин МиГ-i-21, причинило американцам значительные потери, это была ошибочная концепция. Новый самолет должен был быть лучше во всех отношениях. Ему также предстояло столкнуться с новым советским МиГ-25, который американские военные считали супергероем. Как оказалось позже, Tomcat отлично справлялся с ними.

Современные

  • Военно-воздушные силы Ирана
    • Grumman F-14A Tomcat

  • Военно-морские силы США
    • Grumman F-14A Tomcat
    • Grumman F-14B Tomcat
    • Grumman F-14D Super Tomcat

Планировалось, что ракета AIM-54 будет устанавливаться на истребитель F-15N, который является палубной версией истребителя F-15 Eagle, однако его разработка была прекращена.

Тактико-технические характеристики [ править ]

МодификацияAIM-54AAIM-54BAIM-54CAIM-54C+AIM-54C ECCM/Sealed
AIM-54C Sealed
Год начала поставок19741977198619861988
Максимальная дальность пуска, км135150
Минимальная дальность пуска3,7 км
Длина ракеты4,01 м (13 футов 1,8 дюйма)
Диаметр корпуса ракеты381 мм (15 дюймов)
Размах крыла925 мм
(36,4 дюйма)
Размах рулей925 мм
(36,4 дюйма)
Стартовая масса, кг453462
Максимальная скорость полета4,3 М5 М
Боевая частьMk82
осколочно-фугасная
WDU-29/B
осколочно-фугасная
Масса БЧ60 кг (132 фунта)
Система наведенияКомбинированная: ПРЛ ГСН + АРЛ ГСНИНС + АРЛ ГСН
Отсек БЧ (Warhead Section)WAU-16/B
WAU-20/B
WAU-19/B
WAU-21/B
ВзрывательDSU-28/B
Навигационный отсек (Guidance Section)WGU-11/BWGU-17/B
Двигательный отсек (Propulsion Section)MXU-637/B (WPU-3/B)
Маршевый РДТТAerojet Mk 60Rocketdyne Flexadyne Mk 47
Блок управления (Control Section)DCU-190/BWCU-7/BWCU-12/B

МиГ-25

МиГ-25 был создан в качестве истребителя-перехватчика третьего поколения, однако он значительно опередил свое время по целому ряду характеристик, что позволило на равных сражаться с самолетами четвертого поколения. МиГ-25 остается самым быстрым боевым самолетом, когда-либо поступавшим на вооружение. Также он способен вести бой на большой высоте, именно на нем был установлен один из мировых рекордов высоты — 37 650 метров.

Сообщалось, что во время холодной войны вооруженные ракетами Р-40 иракские и сирийские «двадцать пятые» уничтожили несколько западных истребителей третьего и четвертого поколений. МиГ-25 часто оказывались почти неуязвимыми для огня противника. Управляемые советскими летчиками самолеты неоднократно совершали полеты над Синайским полуостровом, находившимся в то время под контролем Израиля, не получая никакого ущерба. Израиль обладал современными на тот момент западными истребителями и средствами ПВО, однако так и не смог перехватить МиГ-25. Даже в руках иностранных летчиков они оставались чрезвычайно опасным противником для самых современных модификаций F-14 и F-15.

По мнению автора статьи, если бы «двадцать пятые» оснастили новой РЛС, авионикой и новым вооружением, они и сегодня оставались бы очень грозными истребителями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector