Авиационная управляемая ракета Х-55 (СССР)
Содержание
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 3 Модификации
- 4 Эксплуатация
- 5 Тактико-технические характеристики ракеты
- 6 Литература
- 7 Ссылки
- 7.1 Русскоязычные
- 7.2 Иноязычные
Создание авиационной системы ракетного оружия «К-20» на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 со сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-20 было начато в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11 марта 1954 года. Главной задачей, стоявшей перед разработчиками, было создание стратегического носителя, способного поражать цели на территории США, не входя в зону действия их ПВО.
Самолёт-снаряд разрабатывался в ОКБ-155 А. И. Микояна, главный конструктор — М. И. Гуревич. Система наведения разработана КБ-1 Минвооружений под руководством В. М. Шабанова. Головным предприятием (интеграция с носителем на базе Ту-95) было назначено туполевское ОКБ-156. Термоядерная БЧ создавалась в КБ-11 Министерства среднего машиностроения.
Для отработки систем использовались пилотируемые самолёты-аналоги СМ-20 на базе МиГ-19. В 1957—1958 годах проходили лётные испытания Х-20. В 1958 году ракету и самолёт Ту-95К продемонстрировали Н. С. Хрущёву. Совместные государственные испытания проводились в 1958—1959 годах, по результатам которых ракета была доработана, преимущественно по двигателю. Ракета получила индекс Х-20М.
Серийные ракеты выпускались заводом № 256 в Дубне, затем заводом № 86 в Таганроге.
Ту-95МС / Стратегический бомбардировщик
- Общие данные
- Мониторинг
- Дата изменения данных: 06.06.2018
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-95МС
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 50,05 м, длина самолета 47,09 м (со штангой топливоприемника — 49,13 м); высота самолета 13,20 м; площадь крыла 295,00 м2.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 7 человек.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Ту-95МС состоит из четырех ТВД НК 12М (MB) мощностью 4 х 15000 л. с. с соосными четырехлопастными винтами АВ-60Н.
Топливо размещается в центральном фюзеляжном баке, в двух центропланных баках и четырех интегральных баках в крьше. Заправка топливом централизованная.
Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе (при использовании дозаправки полетная масса может достигать 187.700 кг при боевой нагрузке 25.000 кг, а максимальная дальность полета-18.000 км.)
МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг: максимальная взлетная 185.000; максимальная полетная при дозаправке топливом в воздухе 187.700; пустого самолета 94.400; топлива 87.000, максимальная посадочная 135.000; целевая нагрузка: нормальная 9000, максимальная 20.000.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость (без внешних подвесок); у земли 650 км/ч, на высоте 7600 м — 825 км/ч, на высоте 11.600 м — 830 км/ч; крейсерская скорость 710 км/ч; практический потолок: нормальный 12.000 м, с максимальной боевой нагрузкой 9100 м; практическая дальность. с нормальной боевой нагрузкой 10.500 км, с максимальной боевой нагрузкой 6500 км.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор».
На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех.
В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй пилоты,приборные панели которых снабжены обычными приборами с круговыми шкалами(основные приборы аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление осуществляется посредством штурвалов,каждый летчик имеет свои РУД(кроме того двигателями может управлять и бортинженер).По центру приборной доски расположена панель управления автопилотом.Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер,служащий для аварийного покидания самолета в воздухе.Непосредственно за пилотами расположен бортинженер(справа)и радиооператор(слева).За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой,за радиооператором-химический туалет. Далее по левому борту распологается оператор вооружения,справа находится запасное откидное кресло.Непосредственно за входным люком спиной к летчикам сидит штурман.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения.
Крыло — стреловидное свободнонесущее трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4 хорд — 35╟, удлинение -7).
Оперение оснащено антиоблединительной системой. Руль высоты и руль поворота снабжены гидроусилителями, в корневой части руля высоты имеется триммер.
Экипаж из семи человек размещается в двух гермокабинах. Катапультные кресла отсутствуют.
ВООРУЖЕНИЕ. Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под крылом на двух узлах внешней подвески самолета Ту-95МС-6 допускается размещение еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске).
Допускается оснащение самолета и обычными свободно-падающими бомбами.
Оборонительное вооружение бомбардировщика состоит из двух пушек ГШ-23 или ГШ-23Л (23 мм).
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство приостановлено в 1992 году. В настоящее время идут работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и вооружением.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию межконтинентального (т е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В») начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе предварительных исследований для нового бомбардировщика рассматривались различные варианты силовой установки — ТРД, ТВД, их комбинации. Окончательный выбор был остановлен на схеме с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 12.000-15.000 л с. Самолет предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками — 32.000 км.)
На первом опытном экземпляре бомбардировщика, самолете «95-1», бьло решено установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором, «95-2» — двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500 л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля — А.Перелет). В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 г (командир — М Нюхтиков). В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 гг, на этой машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для самолетов с винтовыми движителями) и практическая дальность (т. е дальность с АНЗ и сбросом нормальной бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута) 15 040 км. Для сравнения, техническая (т.е. чисто расчетная, до полной выработки топлива) дальность американского реактивного стратегического бомбардировщика Боинг В-52В «Стратофортресс», также совершившего первый полет в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг, составляла 11 530 км, а максимальная скорость — 957 км/ч.
В августе 1955 г в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от самолета «95-2» фюзеляжем, удлиненным на 2 м. Максимальная взлетная масса серийных Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая дальность полета — 12 100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных более мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и имевших максимальную взлетную массу 182.000 кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч, практическая дальность — 13 200 км, а техническая дальность — 16.750 км (американский аналог В-52Е выпуска 1957 года имел максимальную взлетную массу 204.100 кг, техническую дальность 12 300 км и максимальную скорость 960 км/ч). В 1955- 1958 гг. в Куйбышеве на заводе №18 был построен 31 самолет Ту-95 и 19 — Ту-95М. В дальнейшем все бомбардировщики Ту-95 были доработаны до уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю до середины 80-х годов, после чего часть их была переоборудована в учебно-тренировочные самолеты Ту-95У, использовавшиеся до начала 1990-х.
Для военно-морского флота в 1962 году был создан разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, принятый на вооружение в 1966 году (выпущено 53 самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки. Этот самолет стал первым из семейства «девяностопятых», получившим систему дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус». Четыре Ту-95МР эксплуатировались до второй половины 80-х, после чего были переобородуваны в учебные Ту-95У (в настоящее время утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность использования его в качестве носителя управляемых снарядов класса «воздух-поверхность». 11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальностии Х-20, входящая в комплекс, разрабатывавлась в ОКБ А.Н. Микояна. Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше, в марте 1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные — утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела к уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить ракетоносцы системой дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус», уже отработанной на стратегических бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля 1961 г начались летные испытания самолета Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника, установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему наземной заправки топливом. В 1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до 1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была доработана до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена модернизация БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ. Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались поисковые работы по оснащению Ту-95КМ ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп, а также стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись, и первый переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь 30 октября 1973 г. В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс был официально принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший обозначение Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса значительный вклад принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС рассматривался в качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему многорежимному бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В дальнейшем было принято решение продолжать работы по программам параллельно.
Первоначально предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками, каждый из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных ПУ. Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем доработок заставили конструкторов ограничиться одним грузоотсеком на шесть ракет. Бомбардировщик получил, также, усовершенствованные, более экономичные двигатели НК-12МП с новым приводом более мощного генератора переменного тока.
Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант Ту-95М-55, предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977 г. и завершилось в июле 1978 г. 31 июля модернизированный самолет совершил первый полет. В дальнейшем он активно использовался для испытаний КР. В 1978 г. на ММЗ «Опыт» приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения. Работы были завершены в сентябре 1979 г. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе, а в 1983 году его производство было переведено в Куйбышев. Строились две модификации бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС-6 с ракетным вооружением, размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23 было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п.
В дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6.
Серийное производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагает Украина (в 1998 году началась их утилизация, ведутся переговоры о передаче России части самолетов).
В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом.
В 80-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России и обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими КР.
Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Предполагается, что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов.
Мониторинг:
05.04.2016 Компания «Туполев» передала ВКС России очередной стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Интерфакс-АВН: Обновленный турбовинтовой стратегический ракетоносец Ту-95МС, прошедший модерниз…
11.02.2016 ВКС получили модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МС
РИА «Новости»: Воздушно-космическим силам России передали очередной модернизированный стратегич…
Крылатая ракета Х-15 — тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета, разработка МКБ «Радуга», аналог американской ракеты SRAM.
Авиационная крылатая ракета Х-15
Произносится как «Ха-15». Крылатая ракета Х-15 — советская и российская авиационная баллистическая ракета класса «воздух-поверхность». Другие названия — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback». Является аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM.
Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» (г. Дубна) с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. А также доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась.
Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые ракету публично увидели лишь в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).
Х-15 предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Самолётами-носителями Х-15 являются стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.
Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Сразу после старта Х-15 начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.
Конструкция ракеты Х-15
Ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту 6 в результате аэродинамического нагрева подвергаются воздействию значительных тепловых потоков, превышающих (102 103) кВт/м2, температура в пограничном слое набегающего потока может достигать 2000 °С и выше, что требует высокоэффективной тепловой защиты корпусов. Одним из способов защиты корпусов ГЛА является использование абляционных композиционных теплозащитных материалов (ТЗМ).»> ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).
Технологии
При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам в пределах ±50°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ Радуга С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Совместно с институтом им. Патона была проведена очень важная работа по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). К сожалению, закончить эту работу не удалось ввиду конверсии (источник).
Тактико-технические характеристики ракеты Х-15
Характеристика | Х-15 | Х-15С |
Система наведения | инерциальная без коррекции | |
Двигатель | твердотопливный, двухкамерный РДТТ-160 | |
Длина | 4,78 м | |
Диаметр корпуса | 455 мм | |
Размах крыла | 0,8 м | 0,92 м |
Стартовая масса | 1100 кг | 1200 кг |
Максимальная скорость на траектории | число Маха М = 5 | |
Дальность пуска | 50-280 км | 50-150 км |
Максимальная высота полёта по аэробаллистической траектории | 40 км | |
Максимальная высота полёта по баллистической траектории | 90 км | |
Минимальная высота пуска | 300 м | |
Боевая часть | термоядерная мощностью |
Модификации
Авиационная крылатая ракета Х-15 существует в нескольких модификациях.
Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку или корабельную группу без истребительного прикрытия уничтожить таким боеприпасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут брать на боевое задание до 24 ракет Х-15С.
Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-15С.
1 — Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
2 — Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
3 — Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до подлёта в район цели.
4 — Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
5 — Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.
Конструкция
Ракета Х-20 представляла собой классический беспилотный самолёт-снаряд со стреловидным крылом и оперением. При создании изделия широко использовались конструктивные решения МиГ-19 и опытного перехватчика И-7У. Двигатель — короткоресурсный АЛ-7ФК (тяга на форсаже 9200 кгс), установленный в фюзеляже, с лобовым автоматически регулируемым воздухозаборником с подвижным конусом.
Крыло с элеронами площадью 25,14 кв.м., имело стреловидность 55°. Цельноповоротный стабилизатор, киль с рулём направления и небольшой подкилевой гребень. Киль и крыло — съёмные.
Носовую часть, сразу после входного устройства воздухозаборника, занимает топливный бак № 1 на 1390 килограмм топлива. В следующем отсеке устанавливается специальная БЧ «изделие 37Д». В центральной части фюзеляжа находился мягкий топливный бак № 2 на 2100 кг и баки № 3 и № 4 — всего 5090 кг авиакеросина ТС или Т-1. Возле бака № 3 располагался бак пускового топлива (бензин Б-70) и маслобак двигателя. В хвостовом отсеке над и под двигателем находились блоки электрооборудования, блоки автопилота, аппаратура радиоуправления, энергоузел, контрольный разъём.
Ту-95МС / Стратегический бомбардировщик
- Общие данные
- Мониторинг
- Дата изменения данных: 06.06.2018
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-95МС
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 50,05 м, длина самолета 47,09 м (со штангой топливоприемника — 49,13 м); высота самолета 13,20 м; площадь крыла 295,00 м2.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 7 человек.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Ту-95МС состоит из четырех ТВД НК 12М (MB) мощностью 4 х 15000 л. с. с соосными четырехлопастными винтами АВ-60Н.
Топливо размещается в центральном фюзеляжном баке, в двух центропланных баках и четырех интегральных баках в крьше. Заправка топливом централизованная.
Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе (при использовании дозаправки полетная масса может достигать 187.700 кг при боевой нагрузке 25.000 кг, а максимальная дальность полета-18.000 км.)
МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг: максимальная взлетная 185.000; максимальная полетная при дозаправке топливом в воздухе 187.700; пустого самолета 94.400; топлива 87.000, максимальная посадочная 135.000; целевая нагрузка: нормальная 9000, максимальная 20.000.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость (без внешних подвесок); у земли 650 км/ч, на высоте 7600 м — 825 км/ч, на высоте 11.600 м — 830 км/ч; крейсерская скорость 710 км/ч; практический потолок: нормальный 12.000 м, с максимальной боевой нагрузкой 9100 м; практическая дальность. с нормальной боевой нагрузкой 10.500 км, с максимальной боевой нагрузкой 6500 км.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор».
На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех.
В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй пилоты,приборные панели которых снабжены обычными приборами с круговыми шкалами(основные приборы аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление осуществляется посредством штурвалов,каждый летчик имеет свои РУД(кроме того двигателями может управлять и бортинженер).По центру приборной доски расположена панель управления автопилотом.Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер,служащий для аварийного покидания самолета в воздухе.Непосредственно за пилотами расположен бортинженер(справа)и радиооператор(слева).За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой,за радиооператором-химический туалет. Далее по левому борту распологается оператор вооружения,справа находится запасное откидное кресло.Непосредственно за входным люком спиной к летчикам сидит штурман.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения.
Крыло — стреловидное свободнонесущее трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4 хорд — 35╟, удлинение -7).
Оперение оснащено антиоблединительной системой. Руль высоты и руль поворота снабжены гидроусилителями, в корневой части руля высоты имеется триммер.
Экипаж из семи человек размещается в двух гермокабинах. Катапультные кресла отсутствуют.
ВООРУЖЕНИЕ. Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под крылом на двух узлах внешней подвески самолета Ту-95МС-6 допускается размещение еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске).
Допускается оснащение самолета и обычными свободно-падающими бомбами.
Оборонительное вооружение бомбардировщика состоит из двух пушек ГШ-23 или ГШ-23Л (23 мм).
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство приостановлено в 1992 году. В настоящее время идут работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и вооружением.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию межконтинентального (т е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В») начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе предварительных исследований для нового бомбардировщика рассматривались различные варианты силовой установки — ТРД, ТВД, их комбинации. Окончательный выбор был остановлен на схеме с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 12.000-15.000 л с. Самолет предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками — 32.000 км.)
На первом опытном экземпляре бомбардировщика, самолете «95-1», бьло решено установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором, «95-2» — двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500 л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля — А.Перелет). В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 г (командир — М Нюхтиков). В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 гг, на этой машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для самолетов с винтовыми движителями) и практическая дальность (т. е дальность с АНЗ и сбросом нормальной бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута) 15 040 км. Для сравнения, техническая (т.е. чисто расчетная, до полной выработки топлива) дальность американского реактивного стратегического бомбардировщика Боинг В-52В «Стратофортресс», также совершившего первый полет в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг, составляла 11 530 км, а максимальная скорость — 957 км/ч.
В августе 1955 г в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от самолета «95-2» фюзеляжем, удлиненным на 2 м. Максимальная взлетная масса серийных Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая дальность полета — 12 100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных более мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и имевших максимальную взлетную массу 182.000 кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч, практическая дальность — 13 200 км, а техническая дальность — 16.750 км (американский аналог В-52Е выпуска 1957 года имел максимальную взлетную массу 204.100 кг, техническую дальность 12 300 км и максимальную скорость 960 км/ч). В 1955- 1958 гг. в Куйбышеве на заводе №18 был построен 31 самолет Ту-95 и 19 — Ту-95М. В дальнейшем все бомбардировщики Ту-95 были доработаны до уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю до середины 80-х годов, после чего часть их была переоборудована в учебно-тренировочные самолеты Ту-95У, использовавшиеся до начала 1990-х.
Для военно-морского флота в 1962 году был создан разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, принятый на вооружение в 1966 году (выпущено 53 самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки. Этот самолет стал первым из семейства «девяностопятых», получившим систему дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус». Четыре Ту-95МР эксплуатировались до второй половины 80-х, после чего были переобородуваны в учебные Ту-95У (в настоящее время утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность использования его в качестве носителя управляемых снарядов класса «воздух-поверхность». 11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальностии Х-20, входящая в комплекс, разрабатывавлась в ОКБ А.Н. Микояна. Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше, в марте 1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные — утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела к уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить ракетоносцы системой дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус», уже отработанной на стратегических бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля 1961 г начались летные испытания самолета Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника, установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему наземной заправки топливом. В 1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до 1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была доработана до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена модернизация БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ. Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались поисковые работы по оснащению Ту-95КМ ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп, а также стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись, и первый переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь 30 октября 1973 г. В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс был официально принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший обозначение Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса значительный вклад принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС рассматривался в качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему многорежимному бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В дальнейшем было принято решение продолжать работы по программам параллельно.
Первоначально предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками, каждый из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных ПУ. Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем доработок заставили конструкторов ограничиться одним грузоотсеком на шесть ракет. Бомбардировщик получил, также, усовершенствованные, более экономичные двигатели НК-12МП с новым приводом более мощного генератора переменного тока.
Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант Ту-95М-55, предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977 г. и завершилось в июле 1978 г. 31 июля модернизированный самолет совершил первый полет. В дальнейшем он активно использовался для испытаний КР. В 1978 г. на ММЗ «Опыт» приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения. Работы были завершены в сентябре 1979 г. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе, а в 1983 году его производство было переведено в Куйбышев. Строились две модификации бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС-6 с ракетным вооружением, размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23 было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п.
В дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6.
Серийное производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагает Украина (в 1998 году началась их утилизация, ведутся переговоры о передаче России части самолетов).
В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом.
В 80-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России и обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими КР.
Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Предполагается, что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов.
Мониторинг:
05.04.2016 Компания «Туполев» передала ВКС России очередной стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Интерфакс-АВН: Обновленный турбовинтовой стратегический ракетоносец Ту-95МС, прошедший модерниз…
11.02.2016 ВКС получили модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МС
РИА «Новости»: Воздушно-космическим силам России передали очередной модернизированный стратегич…
Крылатая ракета Х-15 — тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета, разработка МКБ «Радуга», аналог американской ракеты SRAM.
Авиационная крылатая ракета Х-15
Произносится как «Ха-15». Крылатая ракета Х-15 — советская и российская авиационная баллистическая ракета класса «воздух-поверхность». Другие названия — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback». Является аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM.
Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» (г. Дубна) с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. А также доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась.
Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые ракету публично увидели лишь в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).
Х-15 предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Самолётами-носителями Х-15 являются стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.
Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Сразу после старта Х-15 начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.
Конструкция ракеты Х-15
Ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту 6 в результате аэродинамического нагрева подвергаются воздействию значительных тепловых потоков, превышающих (102 103) кВт/м2, температура в пограничном слое набегающего потока может достигать 2000 °С и выше, что требует высокоэффективной тепловой защиты корпусов. Одним из способов защиты корпусов ГЛА является использование абляционных композиционных теплозащитных материалов (ТЗМ).»> ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).
Технологии
При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам в пределах ±50°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ Радуга С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Совместно с институтом им. Патона была проведена очень важная работа по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). К сожалению, закончить эту работу не удалось ввиду конверсии (источник).
Тактико-технические характеристики ракеты Х-15
Характеристика | Х-15 | Х-15С |
Система наведения | инерциальная без коррекции | |
Двигатель | твердотопливный, двухкамерный РДТТ-160 | |
Длина | 4,78 м | |
Диаметр корпуса | 455 мм | |
Размах крыла | 0,8 м | 0,92 м |
Стартовая масса | 1100 кг | 1200 кг |
Максимальная скорость на траектории | число Маха М = 5 | |
Дальность пуска | 50-280 км | 50-150 км |
Максимальная высота полёта по аэробаллистической траектории | 40 км | |
Максимальная высота полёта по баллистической траектории | 90 км | |
Минимальная высота пуска | 300 м | |
Боевая часть | термоядерная мощностью |
Модификации
Авиационная крылатая ракета Х-15 существует в нескольких модификациях.
Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку или корабельную группу без истребительного прикрытия уничтожить таким боеприпасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут брать на боевое задание до 24 ракет Х-15С.
Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-15С.
1 — Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
2 — Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
3 — Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до подлёта в район цели.
4 — Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
5 — Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.
Конструкция
Ракета Х-20 представляла собой классический беспилотный самолёт-снаряд со стреловидным крылом и оперением. При создании изделия широко использовались конструктивные решения МиГ-19 и опытного перехватчика И-7У. Двигатель — короткоресурсный АЛ-7ФК (тяга на форсаже 9200 кгс), установленный в фюзеляже, с лобовым автоматически регулируемым воздухозаборником с подвижным конусом.
Крыло с элеронами площадью 25,14 кв.м., имело стреловидность 55°. Цельноповоротный стабилизатор, киль с рулём направления и небольшой подкилевой гребень. Киль и крыло — съёмные.
Носовую часть, сразу после входного устройства воздухозаборника, занимает топливный бак № 1 на 1390 килограмм топлива. В следующем отсеке устанавливается специальная БЧ «изделие 37Д». В центральной части фюзеляжа находился мягкий топливный бак № 2 на 2100 кг и баки № 3 и № 4 — всего 5090 кг авиакеросина ТС или Т-1. Возле бака № 3 располагался бак пускового топлива (бензин Б-70) и маслобак двигателя. В хвостовом отсеке над и под двигателем находились блоки электрооборудования, блоки автопилота, аппаратура радиоуправления, энергоузел, контрольный разъём.
Ту-95МС / Стратегический бомбардировщик
- Общие данные
- Мониторинг
- Дата изменения данных: 06.06.2018
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-95МС
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 50,05 м, длина самолета 47,09 м (со штангой топливоприемника — 49,13 м); высота самолета 13,20 м; площадь крыла 295,00 м2.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 7 человек.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Ту-95МС состоит из четырех ТВД НК 12М (MB) мощностью 4 х 15000 л. с. с соосными четырехлопастными винтами АВ-60Н.
Топливо размещается в центральном фюзеляжном баке, в двух центропланных баках и четырех интегральных баках в крьше. Заправка топливом централизованная.
Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе (при использовании дозаправки полетная масса может достигать 187.700 кг при боевой нагрузке 25.000 кг, а максимальная дальность полета-18.000 км.)
МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг: максимальная взлетная 185.000; максимальная полетная при дозаправке топливом в воздухе 187.700; пустого самолета 94.400; топлива 87.000, максимальная посадочная 135.000; целевая нагрузка: нормальная 9000, максимальная 20.000.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость (без внешних подвесок); у земли 650 км/ч, на высоте 7600 м — 825 км/ч, на высоте 11.600 м — 830 км/ч; крейсерская скорость 710 км/ч; практический потолок: нормальный 12.000 м, с максимальной боевой нагрузкой 9100 м; практическая дальность. с нормальной боевой нагрузкой 10.500 км, с максимальной боевой нагрузкой 6500 км.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор».
На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех.
В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй пилоты,приборные панели которых снабжены обычными приборами с круговыми шкалами(основные приборы аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление осуществляется посредством штурвалов,каждый летчик имеет свои РУД(кроме того двигателями может управлять и бортинженер).По центру приборной доски расположена панель управления автопилотом.Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер,служащий для аварийного покидания самолета в воздухе.Непосредственно за пилотами расположен бортинженер(справа)и радиооператор(слева).За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой,за радиооператором-химический туалет. Далее по левому борту распологается оператор вооружения,справа находится запасное откидное кресло.Непосредственно за входным люком спиной к летчикам сидит штурман.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения.
Крыло — стреловидное свободнонесущее трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4 хорд — 35╟, удлинение -7).
Оперение оснащено антиоблединительной системой. Руль высоты и руль поворота снабжены гидроусилителями, в корневой части руля высоты имеется триммер.
Экипаж из семи человек размещается в двух гермокабинах. Катапультные кресла отсутствуют.
ВООРУЖЕНИЕ. Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под крылом на двух узлах внешней подвески самолета Ту-95МС-6 допускается размещение еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске).
Допускается оснащение самолета и обычными свободно-падающими бомбами.
Оборонительное вооружение бомбардировщика состоит из двух пушек ГШ-23 или ГШ-23Л (23 мм).
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство приостановлено в 1992 году. В настоящее время идут работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и вооружением.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию межконтинентального (т е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В») начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе предварительных исследований для нового бомбардировщика рассматривались различные варианты силовой установки — ТРД, ТВД, их комбинации. Окончательный выбор был остановлен на схеме с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 12.000-15.000 л с. Самолет предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками — 32.000 км.)
На первом опытном экземпляре бомбардировщика, самолете «95-1», бьло решено установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором, «95-2» — двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500 л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля — А.Перелет). В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 г (командир — М Нюхтиков). В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 гг, на этой машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для самолетов с винтовыми движителями) и практическая дальность (т. е дальность с АНЗ и сбросом нормальной бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута) 15 040 км. Для сравнения, техническая (т.е. чисто расчетная, до полной выработки топлива) дальность американского реактивного стратегического бомбардировщика Боинг В-52В «Стратофортресс», также совершившего первый полет в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг, составляла 11 530 км, а максимальная скорость — 957 км/ч.
В августе 1955 г в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от самолета «95-2» фюзеляжем, удлиненным на 2 м. Максимальная взлетная масса серийных Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая дальность полета — 12 100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных более мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и имевших максимальную взлетную массу 182.000 кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч, практическая дальность — 13 200 км, а техническая дальность — 16.750 км (американский аналог В-52Е выпуска 1957 года имел максимальную взлетную массу 204.100 кг, техническую дальность 12 300 км и максимальную скорость 960 км/ч). В 1955- 1958 гг. в Куйбышеве на заводе №18 был построен 31 самолет Ту-95 и 19 — Ту-95М. В дальнейшем все бомбардировщики Ту-95 были доработаны до уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю до середины 80-х годов, после чего часть их была переоборудована в учебно-тренировочные самолеты Ту-95У, использовавшиеся до начала 1990-х.
Для военно-морского флота в 1962 году был создан разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, принятый на вооружение в 1966 году (выпущено 53 самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки. Этот самолет стал первым из семейства «девяностопятых», получившим систему дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус». Четыре Ту-95МР эксплуатировались до второй половины 80-х, после чего были переобородуваны в учебные Ту-95У (в настоящее время утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность использования его в качестве носителя управляемых снарядов класса «воздух-поверхность». 11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальностии Х-20, входящая в комплекс, разрабатывавлась в ОКБ А.Н. Микояна. Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше, в марте 1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные — утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела к уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить ракетоносцы системой дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус», уже отработанной на стратегических бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля 1961 г начались летные испытания самолета Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника, установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему наземной заправки топливом. В 1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до 1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была доработана до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена модернизация БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ. Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались поисковые работы по оснащению Ту-95КМ ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп, а также стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись, и первый переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь 30 октября 1973 г. В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс был официально принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший обозначение Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса значительный вклад принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС рассматривался в качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему многорежимному бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В дальнейшем было принято решение продолжать работы по программам параллельно.
Первоначально предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками, каждый из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных ПУ. Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем доработок заставили конструкторов ограничиться одним грузоотсеком на шесть ракет. Бомбардировщик получил, также, усовершенствованные, более экономичные двигатели НК-12МП с новым приводом более мощного генератора переменного тока.
Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант Ту-95М-55, предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977 г. и завершилось в июле 1978 г. 31 июля модернизированный самолет совершил первый полет. В дальнейшем он активно использовался для испытаний КР. В 1978 г. на ММЗ «Опыт» приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения. Работы были завершены в сентябре 1979 г. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе, а в 1983 году его производство было переведено в Куйбышев. Строились две модификации бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС-6 с ракетным вооружением, размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23 было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п.
В дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6.
Серийное производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагает Украина (в 1998 году началась их утилизация, ведутся переговоры о передаче России части самолетов).
В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом.
В 80-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России и обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими КР.
Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Предполагается, что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов.
Мониторинг:
05.04.2016 Компания «Туполев» передала ВКС России очередной стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Интерфакс-АВН: Обновленный турбовинтовой стратегический ракетоносец Ту-95МС, прошедший модерниз…
11.02.2016 ВКС получили модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МС
РИА «Новости»: Воздушно-космическим силам России передали очередной модернизированный стратегич…
Крылатая ракета Х-15 — тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета, разработка МКБ «Радуга», аналог американской ракеты SRAM.
Авиационная крылатая ракета Х-15
Произносится как «Ха-15». Крылатая ракета Х-15 — советская и российская авиационная баллистическая ракета класса «воздух-поверхность». Другие названия — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback». Является аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM.
Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» (г. Дубна) с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. А также доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась.
Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые ракету публично увидели лишь в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).
Х-15 предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Самолётами-носителями Х-15 являются стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.
Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Сразу после старта Х-15 начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.
Конструкция ракеты Х-15
Ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту 6 в результате аэродинамического нагрева подвергаются воздействию значительных тепловых потоков, превышающих (102 103) кВт/м2, температура в пограничном слое набегающего потока может достигать 2000 °С и выше, что требует высокоэффективной тепловой защиты корпусов. Одним из способов защиты корпусов ГЛА является использование абляционных композиционных теплозащитных материалов (ТЗМ).»> ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).
Технологии
При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам в пределах ±50°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ Радуга С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Совместно с институтом им. Патона была проведена очень важная работа по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). К сожалению, закончить эту работу не удалось ввиду конверсии (источник).
Тактико-технические характеристики ракеты Х-15
Характеристика | Х-15 | Х-15С |
Система наведения | инерциальная без коррекции | |
Двигатель | твердотопливный, двухкамерный РДТТ-160 | |
Длина | 4,78 м | |
Диаметр корпуса | 455 мм | |
Размах крыла | 0,8 м | 0,92 м |
Стартовая масса | 1100 кг | 1200 кг |
Максимальная скорость на траектории | число Маха М = 5 | |
Дальность пуска | 50-280 км | 50-150 км |
Максимальная высота полёта по аэробаллистической траектории | 40 км | |
Максимальная высота полёта по баллистической траектории | 90 км | |
Минимальная высота пуска | 300 м | |
Боевая часть | термоядерная мощностью |
Модификации
Авиационная крылатая ракета Х-15 существует в нескольких модификациях.
Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку или корабельную группу без истребительного прикрытия уничтожить таким боеприпасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут брать на боевое задание до 24 ракет Х-15С.
Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-15С.
1 — Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
2 — Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
3 — Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до подлёта в район цели.
4 — Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
5 — Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.