9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)

Управляемая ракета С-25Л/ЛД использовала стандартный двигательный блок, на который крепилась новая головная часть с лазерной системой наведения. Модуль управления с блоком рулей весил 42 кг, вся ракета – более трехсот килограмм. При этом использовались элементы с «настоящих» УР X-25 и Х-29Л, включая ГСН типа 24Н1. По сути дела С-25Л стала дополнением к созданной ранее линейке управляемого оружия, не особо выделяясь ценовыми показателями.

Как известно, большинство актуальных типов неуправляемых ракет удерживаются на траектории благодаря вращению вокруг своей оси, что заметно повышает устойчивость в полете, хотя и требует дополнительного расхода топлива. Осевое вращение С-25 идет с угловой скоростью порядка десяти оборотов в секунду. Чтобы оно не вызывало сбои в работе системы управления С-25Л, модуль управления с блоком рулей установили на подшипник. Тем самым обеспечивается его свободное вращение так, что в земной системе координат угловое положение блока остается неподвижным.


С-8ОФП и С-8Кор

Всплеск интереса к теме конвертации НАР в УР в новой России произошел на рубеже веков. Толчком стала презентация проекта системы авиационного ракетного оружия «Угроза» разработки НТЦ АО «АМЕТЕХ» («Автоматизация и механизация технологий»). Она прошла на международном авиакосмическом салоне «МАКС-99». Основу комплекса составляли корректируемые ракеты С-5Кор, С-8Кор и С-13Кор, созданные на базе стандартных НАР калибра 57, 80 и 122 мм, соответственно. Последние дооборудовались системами лазерного полуактивного самонаведения, подающей команды на сопла импульсной газодинамической системы управления. Стрельба велась из стандартных пусковых блоков.

Согласно задумке инженеров-конструкторов, ракеты с суффиксом «Кор» оснащались отделяемыми в полете головными частями. Этим они существенно отличались от С-24Л, С-25Л, АР-8Л, Laser Guided Zuni Rocket и им подобным. Стабилизация головной части (ГЧ) на конечном участке траектории осуществлялась с помощью оперения. Здесь речь идет не о «лепестках» стандартных НАР, а собственном хвостового оперении, которое до сепарации с двигательным отсеком хранилось в сложенном виде.

По сути, доработанная в вариант «Кор» ракета становилась двухступенчатой, где стартовый ускоритель с твердотопливным зарядом и лепестковыми стабилизаторами выступал в качестве разгонного блока. Отделившись от основного корпуса ракеты, ГЧ (по сути – отдельный корректируемый в полете боеприпас, она же – вторая ступень) наводилась на цель самолетом и вертолетом, осуществившим пуск, либо другим летательным аппаратом оборудованным аппаратурой лазерной подсветки. Эту работу мог выполнить и наземный наводчик. Продолжительность подсветки – до одной секунды.

Коррекция траектории движения проводилась импульсами миниатюрных ракетных двигателей. Это побудило зарубежных экспертов дать «Угрозе» собственное название — Russian Concept of Impulse Correction, сокращенно RCIC. Для уверенного поражения одиночной цели рекомендовалось произвести залп из нескольких ракет, с наведением одним излучателем. Круговое вероятное отклонение (КВО) составляло метр-полтора. Разработчик заявлял повышение эффективности поражения подвижных бронированных объектов по критерию «эффективность-стоимость» в три-четыре раза, и снижение расхода боеприпасов на уничтожение одной цели в пятьдесят раз.

Комплекс «Угроза» задумывался как недорогое средство малой дальности для поражения бронетехники противника сверху, в слабозащищенную крышку башни, моторного и десантного отсеков. Боевая часть (БЧ) обеспечивала пробитие брони толщиной 200 мм в случае калибра 57мм, и 400мм для 80мм. Однако сведений о поступлении ракет С-5Кор, С-8Кор и С-13Кор на вооружение в данный момент нет.

дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления — в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационного высотомера . Он может быть запущен со скоростью от 600 до 1000 км / ч (370 до 620 миль в час) на высотах от 0,2 до 11 км (660 до 36090 футов) и имеет СЕР от 2 -х до 3 -х метров. Он установлен на стартовом пилоне АКУ-58-1 .

Читать еще:  Патрон с экспансивной пулей «ПСВ» (Россия)

Х-59МЭ имеет внешний турбовентиляторный двигатель под корпусом прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальной системы наведения, которая направляет его в целевую зону, и телевизионной системы, которая направляет его к самой цели.

36MT турбореактивный двигатель разработан для класса Х-59м ракет изготовлен НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, а начальный этап полета проводится с инерционным наведением . На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

ВОЗМОЖНОСТИ «ТРИДЦАТКИ»

Многоцелевой истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием самолетов семейства Су-30. Новая модификация основана на технологиях экспортного истребителя Су-30МКИ, однако была адаптирована для отечественной авиации в части бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме того, была изменена номенклатура применяемых авиасредств поражения и установлено новое катапультное кресло.

Су-30СМ (серийный модернизированный) предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолета применено переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги. За счет этого он обладает сверхманевренностью.

На «тридцатке» установлена многофункциональная радиолокационная станция управления «Барс», система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствована система жизнеобеспечения.

Выполнять боевые действия Су-30СМ способен на большой дальности и продолжительности полета: радиус боевого применения — 1500 км. Также он может применяться в качестве машины для подготовки летчиков для перспективных одноместных истребителей.

Су-30СМ оснащен 12 точками подвески. В состав номенклатуры применяемого вооружения входят как управляемые боеприпасы классов «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», так и не управляемые фугасные авиабомбы и ракеты.

Самолет может применять ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности из семейства Р-27 (до восьми единиц), Р-77 (до десяти единиц) и малой дальности Р-73 (до шести единиц).

С применением противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31П и Х-31А (до шести единиц) машина способна участвовать в операциях по подавлению ПВО противника и уничтожению надводных кораблей. Также Су-30СМ может наносить точечные удары с применением:

  • ракет семейства Х-59 (до пяти единиц);
  • корректируемых авиационных бомб семейств КАБ-250 (до шести единиц), КАБ-500 (до шести единиц) и КАБ-1500 (до трех единиц);
  • ракет Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения (до шести единиц);
  • неуправляемых фугасных авиабомб калибров 100, 250 и 500 кг;
  • блоков неуправляемых ракет С-8 (блок Б-8М) и С-13 (Б-13Л), ракет С-24 и С-25.

Самолет может оснащаться станциями комплекса постановки активных помех «Хибины» на законцовках крыла. Су-30СМ оборудован 30-миллиметровой авиационной пушкой ГШ-30-1 с боезапасом 150 снарядов.

дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления — в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационного высотомера . Он может быть запущен со скоростью от 600 до 1000 км / ч (370 до 620 миль в час) на высотах от 0,2 до 11 км (660 до 36090 футов) и имеет СЕР от 2 -х до 3 -х метров. Он установлен на стартовом пилоне АКУ-58-1 .

Х-59МЭ имеет внешний турбовентиляторный двигатель под корпусом прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальной системы наведения, которая направляет его в целевую зону, и телевизионной системы, которая направляет его к самой цели.

36MT турбореактивный двигатель разработан для класса Х-59м ракет изготовлен НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, а начальный этап полета проводится с инерционным наведением . На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета AIM-9 Sidewinder (США)

Электронные взрыватели

Перспективным направлением совершенствования серийных боеприпасов сегодня считается замена механических взрывателей электронными («цифровыми»). При этом все остальные компоненты ракеты сохраняются. Подобная мера, конечно, не превращает летящий по баллистической траектории снаряд в корректируемый. Но может существенно повысить его поражающую способность при действии по ряду типовых целей на поле боя.

Суть новинки в том, что электронный взрыватель выполнен на основе миниатюрного вычислительного устройства (компьютерной платы). Он обрабатывает данные, поступающие от удаленных внешних устройств по специальному выделенному каналу передачи информации. Создание подобных систем стало возможным благодаря последним достижениям научно-технического прогресса. Внедрение миниатюрных компьютерных плат делает возможным так называемую «бесконтактную» загрузку данных в снаряд непосредственно перед стрельбой. Простой способ – использование «индукционной линии». Есть и более продвинутые в технологичном отношении решения.

Применение электронных взрывателей дает возможность подорвать боевую часть снаряда на оптимальном расстоянии от цели с тем, чтобы ее покрыл поток осколков. Тем самым повышается вероятность уничтожения цели. Подобные схемы уже реализованы российской промышленностью применительно к снарядам для танковых пушек калибра 125 мм. Помимо того, по всему миру активно ведутся работы по внедрению электронных взрывателей в артиллерийские системы, особенно гаубицы калибра 152-155 мм.

Напомним, что «традиционно» НАР комплектуются дистанционным взрывателем, осуществляющим подрыв боевой части на заданном удалении (по продолжительности полета), либо контактным, срабатывающим при соприкосновении. Также используются и радио-взрыватели, инициирующие подрыв БЧ на заданной высоте от земной поверхности. По нашему мнению, замена их на электронные взрыватели – вопрос времени.

ПОТЕНЦИАЛ «КРИПТОНОВ»

В 2015 году на вооружение армии и флота было поставлено более десяти модернизированных и новых образцов крылатых ракет. Одной из интересных новинок стало семейство противокорабельных и противолокационных ракет Х-31АД (также известна как Х-31М, по классификации НАТО — AS-17 Krypton). Они созданы корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Разработка началась еще в 1975 году, «Криптон» стал первой в мире серийной ракетой, оснащенной комбинированным реактивным двигателем. Его возможности позволяют ракете реализовать режим маловысотного полета (3–5 метров) и при этом поддерживать скорость 2 Маха (более 2300 км/ч). Благодаря этому в сочетании с высокими маневренными способностями повышается выживаемость ракет при преодолении объектовой ПВО и эффективное поражение выбранной цели, несмотря на противодействие систем РЭБ противника.

Известно, что в конце 90-х годов американская компания Boeing намеревалась приобрести до 100 сверхзвуковых противокорабельных ракет Х-31А для их последующей переделки в сверхзвуковые воздушные мишени и применения для отработки средств противоракетной обороны надводных кораблей.

На сегодняшний день существует четыре версии высокоскоростных авиационных управляемых ракет типа Х-31:

  • противорадиолокационные: Х-31П и Х-31ПД;
  • противокорабельные: Х-31А и Х-31АД.

Есть варианты этой ракеты для иностранных заказчиков.

Х-31ПД предназначена для поражения радиолокационных станций (РЛС) зенитных ракетных комплексов и систем. Дальность пуска ракеты увеличена до 250 км, масса боевой части — до 110 кг.

Противокорабельная Х-31АД, как заявляют разработчики, по показателям боевой эффективности значительно превосходит своих предшественников и не уступает последним зарубежным разработкам. Она создана для поражения боевых и десантных надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп или следующих одиночно. По сравнению со своим прототипом (Х-31А) у ракеты увеличена на 15% мощность боевой части и практически в два раза (120–160 км) — дальность пуска.

Ракеты Х-31АД стоят на вооружении истребителей семейства Су-30/35 и МиГ-29К/35. В 2015 году сообщалось, что в перспективе применять противокорабельные ракеты Х-31/35 смогут палубные вертолеты Ка-52К, обладая новой бортовой радиолокационной станцией.

дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления — в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационного высотомера . Он может быть запущен со скоростью от 600 до 1000 км / ч (370 до 620 миль в час) на высотах от 0,2 до 11 км (660 до 36090 футов) и имеет СЕР от 2 -х до 3 -х метров. Он установлен на стартовом пилоне АКУ-58-1 .

Читать еще:  Водородная бомба Mk.53 (США)

Х-59МЭ имеет внешний турбовентиляторный двигатель под корпусом прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальной системы наведения, которая направляет его в целевую зону, и телевизионной системы, которая направляет его к самой цели.

36MT турбореактивный двигатель разработан для класса Х-59м ракет изготовлен НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, а начальный этап полета проводится с инерционным наведением . На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

Корректируемая авиационная ракета АР-8Л

Попытку переделать стандартную НАР в управляемый снаряд предприняло и Киевское конструкторское бюро «Луч» (Украина). На основе АР-8 (советская С-8, выстреливаемая из стандартных пусковых блоков Б8М и Б8В20) там создали «корректируемую авиационную ракету» АР-8Л. Она неоднократно демонстрировалась на различных выставках еще до Майдана. Основу системы наведения АР-8Л составляет т.н. «флюгерная» полуактивная головка самонаведения, взаимодействующая с рулевым блоком. По сути, выбранные КБ «Луч» решения мало чем отличаются от использованных в Laser Guided Zuni Rocket.


Ракета АР-8Л киевского КБ «Луч»

Как и в случае с APKWS/HYDRA-70, наведение осуществляется лазерным лучом с борта летательного аппарата, либо наземным оператором. Заявляется возможность ведения огня по одиночной цели залпом из нескольких ракет. Согласно утверждениям разработчика, АР-8Л предназначена для применения с самолетов типа Су-17, Су-24, Су-25 и МиГ-27К, а также вертолётов, оснащённых системой лазерной подсветки целей.

Внедрение дополнительных элементов привело к увеличению габаритной длины снаряда на 14 см, до 1725 мм, массы – на 2,2 кг, до 14,7 кг. При этом используется кумулятивно-осколочная боевая часть весом 4,3 кг, обеспечивающая пробитие броневого листа толщиной до 400мм. При взрыве формируется поток из полтысячи осколков. Эффективная дальность пуска не изменилась и находится в пределах 1,2-4 км.

Однако все же более интересным решением представляется U.S. Navy Low-Cost Guided Imaging Rocket (LOGIR) применительно к все той же HYDRA-70. Главное ее отличие в том, что разработчики отказались от системы наведения по лазерному лучу, требующей внешнего указания, в пользу инфракрасной головки самонаведения. Словом, используется принцип «выстрелил и забыл» — ИК-головка сама обнаружит цель по тепловому полю и наведется на него. Правда, здесь возникает другая сложность: как отличить реальный танк или бронетранспортер от жилого дома, костра, легковой автомашины, не говоря уже о ложных целях?

  • Х-59 (АС-13 «Кингболт») — оригинальный вариант со сдвоенными твердотопливными ракетными двигателями. Впервые показан в 1991 году; экспортируется как Х-59 или Х-59Э.
  • Х-59М (АС-18 «Казоо») — добавляет турбореактивный двигатель и боеголовку большего размера. Дальность 115 км.
  • Х-59МЭ — вариант с дальностью 200 км, выставленный на экспорт в 1999 году.
  • Х-59МК — противокорабельный вариант дальности 285 км с ТРДД и активной РЛС АРГС-59.
  • Х-59МК2 — наземный вариант Х-59МК ( стрелял-забыл ), оснащенный либо пробивающей боеголовкой массой 320 кг, либо гранулированной боевой частью массой 285 кг (628 фунтов).
  • Х-59М2 — Х-59М / Х-59МК с новыми искателями TV / IIR, зарегистрированный в 2004 году.
  • Х-20 — возможное название варианта с ядерной боеголовкой семейства Су-27 .
  • Х-59Л — разработанный вариант с лазерным наведением.
  • Х-59Т — вариант с ТВ-наведением вместо лазерного.
  • Х-59МК2 (АС-22) — малозаметный противотанковый вариант, с дальностью полета 290 км, массой боевой части до 320 кг и стартовой массой до 770 кг. Впервые представлен на МАКС- 2015.

Предлагаемые варианты развития Х-59М / МЭ включают альтернативные полезные нагрузки (в том числе кассетные боеприпасы ), но их текущий статус разработки неясен.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: