9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета Р-33 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Р-33 (СССР)

Изначально СССР имел преимущество за счет МиГ-15 и МиГ-17, превосходивших американский F-86 Sabre во время Корейской войны. После окончания боевых действий Соединенные Штаты увеличили финансирование военной авиации, в результате чего был создан один из самых удачных истребителей третьего поколения — F-4 Phantom. В СССР после смерти Сталина стали уделять меньше внимания развитию авиации, сконцентрировавшись на создании ракет и ядерного оружия, что привело к некоторому отставанию. Затем, спустя почти 30 лет, были созданы самолеты четвертого поколения, а к концу холодной страны в обеих странах активно велись разработки машин пятого поколения.

Интернет-журнал Military Watch Magazine составил список лучших истребителей холодной войны. В него вошли два американских и три советских самолета.

Прогрессирующая неуязвимость

Палубное базирование самолетов — носителей ядерного оружия — обеспечивало их повышенную живучесть и гибкость применения, ведь авианосец мог доставить их максимально близко к территории противника. Значение авианосцев увеличивалось, и в перспективе они могли бы стать полноправной составляющей стратегических ядерных сил США. Оснащение ядерным оружием не исключало возможность участия авианосцев в решении традиционных для них задач, таких как нанесение обычным оснащением ударов по объектам на побережье и в глубине территории противника, авиационное прикрытие операций в прибрежной зоне, блокада побережья противника и др. Для нужд размещения ядерного оружия США в 1950-е годы осуществили модернизацию имевшихся авианосцев типа Essex. Кроме того, было построено четыре принципиально новых корабля этого класса типа Forrestal. В 1961 году в строй вступил Kitty Hawk (усовершенствованный авианосец типа Forrestal) и авианосец принципиально нового типа, оснащенный ядерной силовой установкой Enterprise. Число ударных авианосцев в начале 1960-х годов достигло 15 единиц. На Forrestal базировалось 36, а на Enterprise — 42 штурмовика-носителя атомных бомб. Американские авианосцы, действовавшие в составе ударных групп и соединений, представляли серьезную угрозу для СССР.

Наша страна авианосцев не имела. Их проектирование велось в 1950-х, однако планы были свернуты Н.С.Хрущевым, считавшим, что в век ракетно-ядерного оружия такой класс боевых кораблей не нужен. Вместо постройки своих авианосцев решили сделать упор на развитие средств борьбы с американскими. Для поражения крупных надводных боевых кораблей противника в 1950-х годах были созданы крылатые ракеты КСЩ, размещавшиеся на эсминцах проектов 56 и 56 М, и крылатые ракеты КСР-2 и К-10С, устанавливаемые на самолетах Ту-16.

Однако поразить авианосец было далеко не просто. Авианосные ударные группы (АУГ) помимо авианосца включали до десяти ко-раб-лей охранения, в том числе один-два крейсера, до шести эсминцев и фрегатов, одну-две подводные лодки, которые обеспечивали противовоздушную и противолодочную оборону. Корабли охранения, располагавшиеся на расстоянии до 75 км от центра ордера, были вооружены ЗРК большой дальности Talos, средней Terrier и малой Tartar. Противовоздушную оборону АУГ также обеспечивали палубные истребители. Сравнительно малая дальность полета ракеты КСЩ (до 100 км) практически исключала возможность выхода эсминца на дистанцию пуска ракет по авианосцу, так как он оказывался в зоне действия огневых средств кораблей охранения и палубных истребителей. Дальность стрельбы ракет КСР-2 составляла 160−170 км, а К-10С — от 110 до 325. Радиус зоны действия ПВО АУГ в начале 1960-х годов составлял около 200 км. Таким образом, для пуска ракет КСР-2 самолет Ту-16 должен был входить в зону действия палубных истребителей ПВО АУГ. На предельной дальности полета ПКР К-10С могли применяться без входа самолета-носителя в зону действия ПВО. Однако в США уже испытывался самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) Е-2А Hawkeye. С его развертыванием зона действия ПВО АУГ увеличивалась до 450 км. В результате выход самолетов Ту-16 на дистанцию пуска противокорабельных ракет К-10С также становился проблематичным. ПКР, запущенные с прорвавшихся носителей, несли потери при полете в зоне действия огневых средств ПВО АУГ.

Читать еще:  Авиационная ракета AS-20 Nord (Франция)

Для борьбы с авианосцами разрабатывались новые ракетные комплексы с ПКР, имеющими более высокие ТТХ, — морские комплексы П-6, П-35, «Аметист», авиационные комплексы Ту-22 с ракетой Х-22 и Т-4 с ракетой Х-33. Однако и возможности АУГ по противодействию ПКР и их носителям непрерывно возрастали. Проблема преодоления крылатыми ракетами и их носителями мощной эшелонированной системы ПВО и ПЛО авианосных соединений сохранялась. По опубликованным оценкам, для поражения авианосца, действующего в составе АУГ, могло потребоваться свыше полусотни ПКР. Кардинальным решением проблемы могло бы стать создание противокорабельной баллистической ракеты с дальностью полета около 900 км, исключающей возможность противодействия подводной лодке-носителю со стороны системы ПЛО АУГ противника. Корабельных средств перехвата головных частей баллистических ракет средней дальности тогда не существовало, и появление их в ближайшем будущем не предвиделось. В случае успешной технической реализации противокорабельные баллистические ракеты могли бы стать абсолютным оружием для борьбы с авианосцами.

РСК «МиГ» сегодня

В последние годы основные усилия Корпорации были сосредоточены на двух направлениях: модернизация самолетов четвертого поколения и разработка истребителей поколения «4+» и «4++».

В начале 2000 г. разработаны новые варианты модернизации истребителя МиГ-29: МиГ-29СД, МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ. Наиболее совершенный из них – МиГ-29СМТ – это многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС. Одновременно был проведен большой комплекс работ по улучшению эксплуатационных качеств самолетов МиГ-29. Удалось существенно увеличить летный ресурс и срок службы самолетов, а также разработать и внедрить у ряда заказчиков эксплуатацию по техническому состоянию.

История проекта, начало работ

Научно-исследовательские работы над проектами ракет дальнего действия (5-10 тыс. км) велись в СССР с 1950 года. Советскому Союзу требовался стратегический носитель, способный гарантированно доставить ядерный боезаряд на территорию главного потенциального противника — США.

Разработкой проекта занялось ОКБ-1 НИИ-88 под руководством Сергея Королева. После предварительных изысканий, доказавших теоретическую возможность создания такого оружия, 20 мая 1954 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №956-408сс о разработке, изготовлении и испытаниях межконтинентальной ракеты Р-7, получившей индекс 8К71.

Помимо «головного» разработчика — ОКБ-1 (выделенного в 1956 году в самостоятельную организацию), — к созданию ракеты были привлечены сотни НИИ и КБ по всей стране. Вместе с Королевым основные направления курировали Владимир Бармин (ГСКБ Спецмаш, стартовый комплекс); Валентин Глушко (ОКБ-456, двигательная установка); Виктор Кузнецов (НИИ-10, НИИ-944, командные гироскопические системы); Николай Пилюгин (НИИ-885, автономная инерциальная система управления); Михаил Рязанский (НИИ-885, системы радиокоррекции траектории полета); Андрей Соколов (НИИ-4, измерительные комплексы, телеметрия).

Читать еще:  Противокорабельная ракета MM 40 «Exocet» (США)

Эскизный проект первой в мире МБР был завершен летом 1954 года и одобрен в ноябре 1954 года. После этого разработчики приступили к подготовке технического проекта. Начало летных испытаний первоначально было запланировано на 1956 года, однако из-за необходимости решить большое число сложнейших технических и организационных задач сроки разработки неоднократно переносились.

МиГ-25

МиГ-25 был создан в качестве истребителя-перехватчика третьего поколения, однако он значительно опередил свое время по целому ряду характеристик, что позволило на равных сражаться с самолетами четвертого поколения. МиГ-25 остается самым быстрым боевым самолетом, когда-либо поступавшим на вооружение. Также он способен вести бой на большой высоте, именно на нем был установлен один из мировых рекордов высоты — 37 650 метров.

Сообщалось, что во время холодной войны вооруженные ракетами Р-40 иракские и сирийские «двадцать пятые» уничтожили несколько западных истребителей третьего и четвертого поколений. МиГ-25 часто оказывались почти неуязвимыми для огня противника. Управляемые советскими летчиками самолеты неоднократно совершали полеты над Синайским полуостровом, находившимся в то время под контролем Израиля, не получая никакого ущерба. Израиль обладал современными на тот момент западными истребителями и средствами ПВО, однако так и не смог перехватить МиГ-25. Даже в руках иностранных летчиков они оставались чрезвычайно опасным противником для самых современных модификаций F-14 и F-15.

По мнению автора статьи, если бы «двадцать пятые» оснастили новой РЛС, авионикой и новым вооружением, они и сегодня оставались бы очень грозными истребителями.

Структура

Указы президента РФ № 591 от 09.05.2004 г. и № 930 от 20 июля 2007 года значительно расширили состав корпорации и в неё (кроме головного) входят:

  • ОАО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» (г. Москва);
  • ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» (г. Дубна);
  • ОАО «ГНПП «Регион» (г. Москва);
  • ОАО «ПО «Азовский оптико-механический завод» (г. Азов);
  • ОАО «Горизонт» (г. Москва);
  • ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (г. Каменск-Уральский);
  • ОАО «МКБ «Искра» им. И. И. Картукова» (г. Москва);
  • ОАО «Красный гидропресс» (г. Таганрог);
  • ОАО «КБ машиностроения» (г. Москва);
  • ОАО «Смоленский авиационный завод» (г. Смоленск);
  • ОАО «Салют» (г. Самара);
  • ОАО «Тураевское МКБ «Союз» (г. Лыткарино);
  • ОАО «НИЦ АСК» (г. Москва);
  • ОАО «АНПП «ТЕМП АВИА» (г. Арзамас);
  • ОАО «ГосНИИ машиностроения» (г. Дзержинск);
  • ОАО «РКБ «Глобус» (г. Рязань):
  • ОАО «ЦКБ автоматики» (г. Омск);
  • ООО «Торговый дом «Звезда – Стрела».

Как попасть в авианосец?

В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.

Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Х-29Т (СССР)

Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.

Четвертое поколение

Еще в конце 60-х гг. ОКБ приступило к разработке первого своего – и первого в стране – истребителя четвертого поколения, которым стал двухместный истребитель-перехватчик Е-155МП, принятый позднее на вооружение под названием МиГ-31.

Испытания

Для испытаний МБР в Казахской СССР в 1995-1957 годах был построен 5-й научно-исследовательский испытательный полигон Минобороны (ныне — космодром Байконур).

Первый запуск Р-7 был произведен 15 мая 1957 года и завершился неудачей — вскоре после старта из-за негерметичности топливной магистрали загорелся один из боковых блоков первой ступени. Управляемый полет продолжался 97 секунд, затем горящий боковой блок самопроизвольно отделился, угловое отклонение превысило критическое значение, после чего произошло автоматическое отключение двигателей. Обломки ракеты упали в 300 км от старта.

Запланированный на 11 июня второй пуск не состоялся — его пришлось отменить из-за различных технических неполадок после трех неудачных попыток.

Очередной испытательный пуск состоялся 12 июля и вновь был аварийным — на 33-й секунде полета отказала система управления.

Четвертое по счету и первое успешное испытание состоялось 21 августа 1957 года. Головная часть успешно долетела до цели (полигон Кура на Камчатке), но сгорела при входе в плотные слои атмосферы. То же самое произошло и при пятом пуске 7 сентября (впервые головная часть достигла цели без разрушения и в штатном режиме при девятом испытательном запуске, 29 марта 1958 года).

Сообщение ТАСС об успешном запуске «сверхдальней, межконтинентальной, многоступенчатой баллистической ракеты» было опубликовано в СМИ 27 августа 1957 года. «Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Решение проблемы создания межконтинентальных баллистических ракет позволит достигать удаленных районов, не прибегая к стратегической авиации, которая в настоящее время является уязвимой для современных средств противовоздушной обороны», — отмечалось в тексте сообщения.

4 октября 1957 года в ходе шестого испытания ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

Летно-конструкторские испытания ракеты 8К71 завершились успешным запуском 27 ноября 1959 года.

Всего в 1957-1959 годах был проведен 31 пуск ракеты Р-7 и ее модификаций в качестве ракеты-носителя. 30 запусков состоялось в рамках летно-конструкторских испытаний, еще один — 30 июля 1959 года — при обучении ракетных расчетов РВСН.

Из 30 испытательных запусков девять были аварийными (включая второе испытание 11 июня 1957 года, когда двигатель отключился еще до старта).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector