Крылатая ракета Х-22 (СССР)
Содержание
Крылатая ракета Х-22 (СССР)
состоит на вооружении
фактически: декабрь 1968
официально: 9 февраля 1971
Х-22ПГ
Х-22ПСИ
Х-22МА, Х-22МП
Х-22П, Х-22М, Х-22НА
Х-22Б
Х-22 «Буря» (изделие Д-2, по классификации НАТО — AS-4 Kitchen — «Кухня») — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22.
Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп), с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ.
дизайн
На Х-22 установлен жидкостный ракетный двигатель Туманского , работающий на ТГ-02 ( Тонка-250 ) и IRFNA (ингибированная красная дымящая азотная кислота ), что обеспечивает ему максимальную скорость 4,6 Маха и дальность полета до 600 км ( 320 нм). Его можно запускать как на большой высоте, так и на малой высоте. В режиме большой высоты он набирает высоту 27000 м (89000 футов) и совершает высокоскоростное погружение в цель с конечной скоростью около 4,6 Маха. В режиме малой высоты он набирает высоту до 12000 м (39000 футов) и совершает мелкое погружение со скоростью около 3,5 Маха, совершая последний заход на посадку на высоте менее 500 м (1600 футов). Ракета управляется автопилотом, стабилизированным гироскопом, и радиовысотомером .
Советские испытания показали, что когда в ракете использовалась боеголовка с кумулятивным зарядом весом 1000 кг (2200 фунтов), образовавшаяся дыра имела диаметр 5 м (16 футов), площадь 19,6 м 2 (210 кв. Футов) и 12 м. (40 футов) глубиной.
К августу 2016 года Россия завершала испытания крылатой ракеты Х-32 , производной от Х-22. Созданная для бомбардировщика Ту-22М3, ракета предназначена для набора высоты до 40 км (130 000 футов) в стратосферу после пуска, перехода в горизонтальный полет и затем выполнения крутого пикирования к цели. Версия крылатой ракеты также предназначена для поражения вражеских кораблей, а также радаров и «радиоконтрастных целей», таких как мосты, военные базы, электростанции и другие. Х-32 имеет инерциальную систему навигации и радиолокационную головку самонаведения, что делает его независимым от навигационных спутников GPS / ГЛОНАСС . Предположительно, он имеет дальность полета 1000 км (620 миль; 540 миль) и скорость не менее 5000 км / ч (3100 миль в час; 4,1 Маха). Судя по всему, в том же году ракета поступила на вооружение. В 2018–2020 годах 32 ракеты Х-22 будут модернизированы до уровня Х-32.
История создания [ править ]
Создание авиационного ракетного комплекса К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 (ОКБ-156) со сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-22 «Буря» было начато в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 426—201 от 17 июня 1958 года.
Разработка [ править ]
Разработка комплекса была поручена дубненскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А. Я. Березняк). КБ-1 ГКРЭ (сейчас ГСКБ «Алмаз-Антей») разрабатывало систему наведения К-22У для ракеты Х-22 в трёх вариантах — с автономным инерциальным исчислителем пути ПСИ, с активной и пассивной радиолокационными ГСН.
Новая ракета являлась развитием проектов систем К-10П и К-14, но представляла собой качественный шаг вперед. Использование в качестве маршевой двигательной установки ЖРД позволило достигнуть высоких скоростей полёта, вплоть до M=3,5 на высоте 22,5 км (т. е. до скорости, в 3,5 раза превышающей скорость звука на данной высоте), гарантировавших преодоление любой существовавшей в то время системы ПВО.
Новая система получила индекс Д-2. Первые опытные образцы ракет были изготовлены в 1962 году заводом № 256 ГКАТ в Дубне (с 1966 года — Дубненский машиностроительный завод). Тогда же началась отработка аппаратуры ГСН ракеты с борта специально переоборудованного Ту-16К-22.
Испытания [ править ]
Первоначально был переделан из бомбардировщика в ракетоносец самолёт Ту-22 № 50500051 (в 1961 году). Параллельно ракету испытывали на Ту-16К-22. К концу 1961 года был готов второй ракетоносец Ту-22К. Испытания проводились на базе ГНИКИ ВВС в Ахтубинске силами 2-го ГУ ГОСНИИ-6 ракетного вооружения. Первый пуск ракеты Х-22ПГ в штатном режиме состоялся 2 ноября 1963 года. Из-за частых отказов аппаратуры испытания ракеты затянулись на несколько лет. В 1965 году в ВВС имелось 105 самолётов Ту-22 разных модификаций и ни одного ракетоносца. По фактам неудовлетворительного хода работ было принято несколько постановлений СМ СССР, приказов по МАП и множество других решений — перспективную ракету стремились получить любой ценой.
С третьего квартала 1965 года Казанский авиазавод начал выпуск ракетоносцев Ту-22К (№ 3504), построив до 1969 года 76 машин. При этом на вооружение Ту-22К был принят только в декабре 1968 года с условием доводки комплекса. И только 9 февраля 1971 года Постановлением СМ СССР комплекс К-22 официально принят на вооружение.
дизайн
На Х-22 установлен жидкостный ракетный двигатель Туманского , работающий на ТГ-02 ( Тонка-250 ) и IRFNA (ингибированная красная дымящая азотная кислота ), что обеспечивает ему максимальную скорость 4,6 Маха и дальность полета до 600 км ( 320 нм). Его можно запускать как на большой высоте, так и на малой высоте. В режиме большой высоты он набирает высоту 27000 м (89000 футов) и совершает высокоскоростное погружение в цель с конечной скоростью около 4,6 Маха. В режиме малой высоты он набирает высоту до 12000 м (39000 футов) и совершает мелкое погружение со скоростью около 3,5 Маха, совершая последний заход на посадку на высоте менее 500 м (1600 футов). Ракета управляется автопилотом, стабилизированным гироскопом, и радиовысотомером .
Советские испытания показали, что когда в ракете использовалась боеголовка с кумулятивным зарядом весом 1000 кг (2200 фунтов), образовавшаяся дыра имела диаметр 5 м (16 футов), площадь 19,6 м 2 (210 кв. Футов) и 12 м. (40 футов) глубиной.
К августу 2016 года Россия завершала испытания крылатой ракеты Х-32 , производной от Х-22. Созданная для бомбардировщика Ту-22М3, ракета предназначена для набора высоты до 40 км (130 000 футов) в стратосферу после пуска, перехода в горизонтальный полет и затем выполнения крутого пикирования к цели. Версия крылатой ракеты также предназначена для поражения вражеских кораблей, а также радаров и «радиоконтрастных целей», таких как мосты, военные базы, электростанции и другие. Х-32 имеет инерциальную систему навигации и радиолокационную головку самонаведения, что делает его независимым от навигационных спутников GPS / ГЛОНАСС . Предположительно, он имеет дальность полета 1000 км (620 миль; 540 миль) и скорость не менее 5000 км / ч (3100 миль в час; 4,1 Маха). Судя по всему, в том же году ракета поступила на вооружение. В 2018–2020 годах 32 ракеты Х-22 будут модернизированы до уровня Х-32.
Модификации [ править ]
Ракета Х-22 длительное время находилась в производстве и имеет множество модификаций.
Х-22ПГ (Код НАТО: AS-4A Kitchen) [ править ]
Базовый вариант оснащённый активной радиолокационной головкой самонаведения (типа ПГ), обеспечивающей захват цели ещё на подвеске носителя перед пуском и предназначенный для поражения точечных целей (например, отдельных кораблей). Данная модификация могла комплектоваться как фугасно-кумулятивной БЧ «М» массой 950 кг (500 кг ВВ), так и термоядерной БЧ «Н» 350—1000 кт.
Принята на вооружение в 1968 году. Применялась на Ту-22К, Ту-22КД, Ту-22КП, Ту-22КДП.
Другие модификации [ править ]
- Х-22ПСИ, принята на вооружение в 1971 году.
- Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полёта увеличена до 4000 км/ч.
- Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полёта увеличена до 4000 км/ч.
- Х-22П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте устанавливалась БЧ с обычным зарядом несколько уменьшенной мощности.
- Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч.
- Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности.
- Х-22Б, экспериментальная ракета с баллистической траекторией полёта, позволявшей ей разгоняться до 6 М, имела максимальную дальность полёта до 70 км. В 1970-х гг. проходила испытания, на вооружение Х-22Б принята не была.
дизайн
На Х-22 установлен жидкостный ракетный двигатель Туманского , работающий на ТГ-02 ( Тонка-250 ) и IRFNA (ингибированная красная дымящая азотная кислота ), что обеспечивает ему максимальную скорость 4,6 Маха и дальность полета до 600 км ( 320 нм). Его можно запускать как на большой высоте, так и на малой высоте. В режиме большой высоты он набирает высоту 27000 м (89000 футов) и совершает высокоскоростное погружение в цель с конечной скоростью около 4,6 Маха. В режиме малой высоты он набирает высоту до 12000 м (39000 футов) и совершает мелкое погружение со скоростью около 3,5 Маха, совершая последний заход на посадку на высоте менее 500 м (1600 футов). Ракета управляется автопилотом, стабилизированным гироскопом, и радиовысотомером .
Советские испытания показали, что когда в ракете использовалась боеголовка с кумулятивным зарядом весом 1000 кг (2200 фунтов), образовавшаяся дыра имела диаметр 5 м (16 футов), площадь 19,6 м 2 (210 кв. Футов) и 12 м. (40 футов) глубиной.
К августу 2016 года Россия завершала испытания крылатой ракеты Х-32 , производной от Х-22. Созданная для бомбардировщика Ту-22М3, ракета предназначена для набора высоты до 40 км (130 000 футов) в стратосферу после пуска, перехода в горизонтальный полет и затем выполнения крутого пикирования к цели. Версия крылатой ракеты также предназначена для поражения вражеских кораблей, а также радаров и «радиоконтрастных целей», таких как мосты, военные базы, электростанции и другие. Х-32 имеет инерциальную систему навигации и радиолокационную головку самонаведения, что делает его независимым от навигационных спутников GPS / ГЛОНАСС . Предположительно, он имеет дальность полета 1000 км (620 миль; 540 миль) и скорость не менее 5000 км / ч (3100 миль в час; 4,1 Маха). Судя по всему, в том же году ракета поступила на вооружение. В 2018–2020 годах 32 ракеты Х-22 будут модернизированы до уровня Х-32.
Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались самолёты — Ту-16К-22, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К-22.
Единственный в стране 444 БАП из гарнизона Воздвиженка был вооружён серийными Ту-16К-22, с 1968 по 1991. На самолёты можно было подвесить по две ракеты Х-22 на внешней подвеске. Задачей полка была борьба с АУГ в акватории Тихого океана.
В 1965—68 годах самолёты Ту-22К находились на вооружении трёх полков 15 гв. Гомельской ТБАД — 341 ТБАП (Озёрное), 121 гв. ТБАП (Мачулищи) и 203 гв ТБАП (Барановичи). Первый практический пуск выполнен экипажем 203 ТБАП в 1968 году. Цели дивизии находились в Северо-Западной и Центральной Европе. Также отрабатывались атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, в том числе и на предельно малых высотах.
Применение ракетоносцев Ту-22К, оснащенных ракетами Х-22, по целям типа АУГ планировалось выполнять группами самолётов составом вплоть до авиадивизии (до 80 машин) [3] по различным схемам — от фронтального удара с одного направления до разведения носителей на три группы с выстраиванием их в две волны (по дальности) и применением в авангарде уже запущенных ракет самолётов постановщиков помех. Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами самолётов-ракетоносцев по согласованию с ведущим самолётом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. Задача дивизии считалась выполненной при поражении авианосца (выводе из строя на длительное время или потоплении). Машины Ту-22 сняты с вооружения в 1992 году.
Самолёты Ту-22М в 1973 году поступили в 33 ЦБП и ПЛС в г. Николаеве (Кульбакино). В 1974 году началось перевооружение на Ту-22М2 943 МРАП ЧФ (Октябрьское, Крым). Затем в 1976 году вооружился 240 МРАП из Быхова. Далее — 5 МРАП (Весёлое, ЧФ), 924 МРАП (Оленегорск, СФ), 574 МРАП (Лахта, СФ), 568 и 570 МРАПы (Каменный ручей, ТОФ). В ДА новые самолёты поступили несколько позже. Первым получил партию из пяти Ту-22М2 полтавский 185 гв. ТБАП в 1974 году. Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в Дальней авиации РФ (2013 год).
Самолёты Ту-95К-22 переоборудовались из Ту-95КМ (носители Х-20). Процесс оказался сложным и трудоёмким, поэтому на вооружение Ту-95К-22 были приняты в 1987 году. На вооружении эти машины находились в двух полках ДА — 182 гв. ТБАП в Моздоке и 1226 в Семипалатинске. Целями этих полков были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73 гв. ТБАД, с составе двух полков — 40 гв. ТБАП и 79 гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане. [4] Сейчас Ту-95К-22 не эксплуатируются.
В техническом плане подготовка ракеты к применению трудоёмка и чрезвычайно опасна из-за использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Экипировка техников-ракетчиков включает защитный спецкостюм из толстой резины и изолирующий противогаз. При выполнении заправки принимаются серьёзные меры предосторожности — в режиме готовности находится аварийная команда. Техники РТБ, работающие с топливом, никогда не будут работать с окислителем, и наоборот. В строевых частях стараются избегать заправлять ракеты и даже по учениям ракеты не заправляют, если не ожидается реальных пусков. Разработан и серийно выпускался имитатор Х-22 — «И-098», который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать экипажи. Имитатор можно подвешивать и возить как на боевых Ту-22М, так и на учебном самолёте Ту-134УБК. Впрочем, из-за нехватки имитаторов в реальности в полках практиковалось использование боевых ракет со снятым нижнем килем (при случайном срабатывании механизма раскрытия киля ракету придётся сбросить, так как посадка с выпущеным килем подфюзеляжной ракеты запрещена).
дизайн
На Х-22 установлен жидкостный ракетный двигатель Туманского , работающий на ТГ-02 ( Тонка-250 ) и IRFNA (ингибированная красная дымящая азотная кислота ), что обеспечивает ему максимальную скорость 4,6 Маха и дальность полета до 600 км ( 320 нм). Его можно запускать как на большой высоте, так и на малой высоте. В режиме большой высоты он набирает высоту 27000 м (89000 футов) и совершает высокоскоростное погружение в цель с конечной скоростью около 4,6 Маха. В режиме малой высоты он набирает высоту до 12000 м (39000 футов) и совершает мелкое погружение со скоростью около 3,5 Маха, совершая последний заход на посадку на высоте менее 500 м (1600 футов). Ракета управляется автопилотом, стабилизированным гироскопом, и радиовысотомером .
Советские испытания показали, что когда в ракете использовалась боеголовка с кумулятивным зарядом весом 1000 кг (2200 фунтов), образовавшаяся дыра имела диаметр 5 м (16 футов), площадь 19,6 м 2 (210 кв. Футов) и 12 м. (40 футов) глубиной.
К августу 2016 года Россия завершала испытания крылатой ракеты Х-32 , производной от Х-22. Созданная для бомбардировщика Ту-22М3, ракета предназначена для набора высоты до 40 км (130 000 футов) в стратосферу после пуска, перехода в горизонтальный полет и затем выполнения крутого пикирования к цели. Версия крылатой ракеты также предназначена для поражения вражеских кораблей, а также радаров и «радиоконтрастных целей», таких как мосты, военные базы, электростанции и другие. Х-32 имеет инерциальную систему навигации и радиолокационную головку самонаведения, что делает его независимым от навигационных спутников GPS / ГЛОНАСС . Предположительно, он имеет дальность полета 1000 км (620 миль; 540 миль) и скорость не менее 5000 км / ч (3100 миль в час; 4,1 Маха). Судя по всему, в том же году ракета поступила на вооружение. В 2018–2020 годах 32 ракеты Х-22 будут модернизированы до уровня Х-32.
Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались самолёты — Ту-16К-22, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К-22.
Единственный в стране 444 БАП из гарнизона Воздвиженка был вооружён серийными Ту-16К-22, с 1968 по 1991. На самолёты можно было подвесить по две ракеты Х-22 на внешней подвеске. Задачей полка была борьба с АУГ в акватории Тихого океана.
В 1965—68 годах самолёты Ту-22К находились на вооружении трёх полков 15 гв. Гомельской ТБАД — 341 ТБАП (Озёрное), 121 гв. ТБАП (Мачулищи) и 203 гв ТБАП (Барановичи). Первый практический пуск выполнен экипажем 203 ТБАП в 1968 году. Цели дивизии находились в Северо-Западной и Центральной Европе. Также отрабатывались атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, в том числе и на предельно малых высотах.
Применение ракетоносцев Ту-22К, оснащенных ракетами Х-22, по целям типа АУГ планировалось выполнять группами самолётов составом вплоть до авиадивизии (до 80 машин) [3] по различным схемам — от фронтального удара с одного направления до разведения носителей на три группы с выстраиванием их в две волны (по дальности) и применением в авангарде уже запущенных ракет самолётов постановщиков помех. Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами самолётов-ракетоносцев по согласованию с ведущим самолётом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. Задача дивизии считалась выполненной при поражении авианосца (выводе из строя на длительное время или потоплении). Машины Ту-22 сняты с вооружения в 1992 году.
Самолёты Ту-22М в 1973 году поступили в 33 ЦБП и ПЛС в г. Николаеве (Кульбакино). В 1974 году началось перевооружение на Ту-22М2 943 МРАП ЧФ (Октябрьское, Крым). Затем в 1976 году вооружился 240 МРАП из Быхова. Далее — 5 МРАП (Весёлое, ЧФ), 924 МРАП (Оленегорск, СФ), 574 МРАП (Лахта, СФ), 568 и 570 МРАПы (Каменный ручей, ТОФ). В ДА новые самолёты поступили несколько позже. Первым получил партию из пяти Ту-22М2 полтавский 185 гв. ТБАП в 1974 году. Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в Дальней авиации РФ (2013 год).
Самолёты Ту-95К-22 переоборудовались из Ту-95КМ (носители Х-20). Процесс оказался сложным и трудоёмким, поэтому на вооружение Ту-95К-22 были приняты в 1987 году. На вооружении эти машины находились в двух полках ДА — 182 гв. ТБАП в Моздоке и 1226 в Семипалатинске. Целями этих полков были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73 гв. ТБАД, с составе двух полков — 40 гв. ТБАП и 79 гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане. [4] Сейчас Ту-95К-22 не эксплуатируются.
В техническом плане подготовка ракеты к применению трудоёмка и чрезвычайно опасна из-за использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Экипировка техников-ракетчиков включает защитный спецкостюм из толстой резины и изолирующий противогаз. При выполнении заправки принимаются серьёзные меры предосторожности — в режиме готовности находится аварийная команда. Техники РТБ, работающие с топливом, никогда не будут работать с окислителем, и наоборот. В строевых частях стараются избегать заправлять ракеты и даже по учениям ракеты не заправляют, если не ожидается реальных пусков. Разработан и серийно выпускался имитатор Х-22 — «И-098», который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать экипажи. Имитатор можно подвешивать и возить как на боевых Ту-22М, так и на учебном самолёте Ту-134УБК. Впрочем, из-за нехватки имитаторов в реальности в полках практиковалось использование боевых ракет со снятым нижнем килем (при случайном срабатывании механизма раскрытия киля ракету придётся сбросить, так как посадка с выпущеным килем подфюзеляжной ракеты запрещена).