2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Р-27К, советская баллистическая ракета

Р-27К, советская баллистическая ракета

В марте 1949 года ВМС США провели эксперимент, в ходе которого с борта тяжелого авианосца Coral Sea взлетел бомбардировщик P2V-3C (модифицированный Neptune) с макетом атомной бомбы. Результаты эксперимента подтвердили возможность использования авианосцев в качестве носителей ядерного оружия. Ранее единственным средством доставки атомных бомб были стратегические бомбардировщики ВВС, размещавшиеся на авиабазах на территории США и их союзников.

Ракета разработана микояновским ОКБ-155, где в 1954 году была организована бригада Н. Н. Завидонова (из числа бывших ракетчиков КБ завода № 51 Челомея ставшего филиалом ОКБ-155) и бригада «Б» ракетной техники Л. Ф. Назарова. Главный конструктор — М. И. Гуревич. Система управления К-10У разработана КБ-1 Минвооружения под руководством С. Ф. Матвеевского.

Создание системы К-10 велось согласно Постановления правительства от 3 февраля 1955 года. Ведущей организацией назначалось туполевское ОКБ-256. Тактико-техническое задание на проектирование системы «Комета-10» были сформулированы 16 ноября 1955 года.

Отладка оборудования и систем К-10 производилась на летающих лабораториях на базе Ли-2 и Ми-4 и двух «пилотируемых» ракетах СМ-К на базе МиГ-19. Первый пуск ракеты в «бросковом режиме» выполнен 28 мая 1958 года. До конца 1959 года, на полигоне НИИ ВВС во Владимировке последовали ещё 17 пусков, из которых только 6 были удачными. В дальнейшем, на совместных государственных испытаниях с тактическими и реальными пусками на Чёрном море задействовали 34 ракеты, два СМ-К и пару Ту-16К-10. Выполнено 184 полёта Ту-16 и 62 полёта аналогов СМ-К, а также дополнительно были построены и испытаны 10 ракет, оснащённых телеметрической аппаратурой.

В результате, вероятность попадания ракеты в цель составляла около 50 %. Преследовали частые отказы как аппаратуры, так и силовой установки. Все пять пусков на предельную дальность окончились неудачно. Отмечалась сложность работы экипажа самолёта Ту-16К-10, особенно штурманов (оператор работал в герметичной «бочке» в грузоотсеке, в полной изоляции от остального экипажа). Представитель Морской Авиации генерал-лейтенант И. И. Борзов упорно не подписывал акт испытаний, считая, что достигнутая дальность пуска практически не превосходила КС-1. От запланированного запуска в серию ракетоносцев Ту-22К-10 пришлось отказаться.

И всё же ракетный комплекс К-10 Постановлением Правительства от 12 августа 1961 года был принят на вооружение Авиации ВМФ.

Самолёты Ту-16К-10 и ракеты поступили для опытной эксплуатации в 33 учебный центр АВМФ в г. Николаеве (с 1967 года — 33 Центр боевой подготовки и переучивания личного состава АВМФ им. Е. Преображенского). Учебно-боевые пуски выполнялись под надзором специального конструкторско-технологического бюро (СКТБ), с участием инженеров МАП, КБ, НИИ и АВМФ. При этом устранялись недостатки и вырабатывалась технология обслуживания и применения комплекса.

Крылатая противокорабельная ракета к-10с.

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1961 г.

Постоянное совершенствование средств ПВО надводных судов, в особенности оснащение их ЗРК, снизило возможность поражения морских целей крылатыми ракетами типа КС и КСС. Это послужило предпосылкой для сверхзвуковой противокорабельной ракеты К-10С. Крылатая ракета К-10С в составе ракетного оружия самолета-носителя Ту-16К-10 (совокупность К-10) предназначалась для поражения надводных кораблей ВМФ и транспортов.

В состав совокупности К-10 входили:
— самолет-носитель Ту-16К-10, оборудованный совокупностью подготовки и подвески ракет к пуску и станцией радиоуправления;
— крылатая ракета К-10С с аппаратурой управления, двигательной установкой и боевой частью;
— средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.

Создание сверхзвукового самолета-боеприпаса c избирательной совокупностью наведения было поручено ОКБ-155 еще в феврале 1955 года. Главным конструктором нового изделия стал М.И.Гуревич. Самолет-боеприпас взял уникальную компоновку с вынесенным размещением двигателя. В его конструкции в первый раз были применены монолитные (без присоединяемого силового комплекта) панели оперения. Они, и силовые рамы фюзеляжа изготавливались из сплава МЛ-5 литьем в почву.

Новинкой кроме этого был обтекатель ГСН сотовой конструкции, производство которого было освоено при участии экспертов из ВИАМ. До того данный серьёзный агрегат, воздействующий на чертей ГСН, изготавливался из материалов с нерегулярным размещением волокон, что создавало определенные неприятности для прохождения сигнала. Сейчас его характеристики были стабильными, и их возможно было учесть при проектировании ГСН.

Конструкция планера по большей части выполнялась из алюминиевых сплавов Д-16АТ и АМГ-6. Для хранения ракеты и удобства транспортирования консоли крыла складывались вверх без расстыковки тяг управления элеронами. При стартовой массе 4600 кг масса боевой части составляла 940 кг, дальность пуска — приблизительно 220 км. Для ракеты была создана фугасно-кумулятивная боевая часть, что повысило эффективность поражения цели.

Ракета подвешивалась под фюзеляж самолета-носителя полуутопленной в бомбовом люке на особом балочном держателе.

Совокупность управления создавалась в КБ-1 Минспецмаша под управлением С.Ф.Матвеевского. ОКБ-156 (головное предприятие) выпустило особую модификацию самолета Ту-16, оснащенную РЛС ЕН, командной аппаратурой и центральным балочном держателем БД-238.

Опробования РЛС ЕН носителя совершили на умелом Ту-16К-10, а станции ЕС боеприпаса — на ЛЛ на базе вертолета Ми-4 и самолетов Ли-2 и МиГ-19СМК. Опробования самолета-боеприпаса К-10С начались 28.05.1958 г. По их итогам были сделаны доработки:
-поменяна форма ВЗ;
-увеличен угол отклонения элеронов;
-доработана гондола двигателя;
-поменяна форма носового кока и хвостового стекателя и перекомпонована носовая часть.

Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 года на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру «Чкалов». Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170-175 км.

Из пяти пусков четыре были успешными. Совокупность К-10 была принята на вооружение в августе 1961 года. Выпуск боеприпаса был начат на заводе № 31 в Тбилиси (часть агрегатов и первые серии строились заводом № 256), а носителя Ту-16К-10 на заводе № 18 в Куйбышеве (всего выстроено 173 самолета).

По сложившимся тогда нормам в частях Авиации ВМФ на любой носитель поддерживался боекомплект из двух самолетов-снарядов.

Самолет-боеприпас К-10 на период 1960-х годов владел высокими чертями по скорости, мощности и дальности как с простой, так и особой БЧ. Серийные станции ЕН обнаруживали корабль типа крейсер с громадной высоты на дальности до 400 км, а помехозащищенность обеспечивалась функционированием станции на нескольких частотах, одна из которых (рабочая) стабилизировалась. К недочётам возможно отнести сложность и низкую надёжность в эксплуатации элементов совокупности наведения, установленных на носителе.

Расчеты показывали, что для уничтожения авианосной ударной группы при применения лишь фугасно-кумулятивных БЧ требуется произвести групповой вылет одного полка самолетов Ту-16К-10. Но применение ядерных боевых частей разрешит уменьшить костюм самолетов.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Skyflash (Великобритания)

Двадцать второго августа 1962 года экипажем комполка Ту-16К-10 ВВС Северного Флота майора В.Крупякова был произведен пуск ракеты К-10СН с ядерной БЧ по морской цели в районе СИПНЗ. За полчаса перед вылетом были обнаружены отклонения в записях КЗА в полете с имитатором, произведенном днем раньше. Совокупность контролировал лично начальник 5-й МРАД Недодаев, что имел паузу в полетах.

Не смотря на то, что экипаж, руководство полка и находившиеся командующий КСФ В.А.Касатонов и и.о. командующего ВВС КСФ Кузнецов нервничали, было дано «добро» на вылет. В расчетной точке пуск не случился из-за неточности навигатора-оператора. Потом при проверке не сработал радиолокационный ответчик. Но СБЧ была уже взведена.

В следующей попытке ракета сошла с держателя и взорвалась в заданном районе.

Во время 1960-1962 годов ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков.

Совокупностью К-10 предполагалось оснастить кроме этого модификации самолетов Ту-95 и Ту-22, но данный замысел реализован не был. В мае 1964 года начались работы по дооснащению Ту-16К-10 ракетами КСР-5. Новый ракетный комплекс К-36 (Ту-16К-26) на то время был самым замечательным в СССР до появления самолета Ту-22М2 и состоял на вооружении В первую очередь 70-х годов до 1994 года.

Во время с 1958-го по 1979 год был создан последовательность модификаций боеприпаса:
К-10СН — серийный вариант со особой БЧ, К-10СНБ.
К-10СП — серийный беспилотный постановщик помех.
К-10П — варианты с двигателями МФ-9К и КР5-26 с увеличенной скоростью и дальностью полета (проекты).
К-14 — умелый вариант с новой совокупностью наведения для самолета 3МД (М-6К).
К-10СД и СДВ — умелые варианты с повышенной дальностью.

Протяженность, м: 9,45-9,75
Макс. диаметр, м: 0,9-0,92
Размах крыла, м: 4,18-4,4
Высота, м: 2,27
Стартовый вес, кг: 4,53
Двигатель: ТРД М-9ФК (РД-9ФК)
Запас горючего, л: 1575
Стреловидность крыла, °: 55
Самолетная РЛС: «ЕН»
Пусковая установка: балочный держатель БД-238
Боевая часть
— фугасно-куммулятивная: ФК-10 (ФК-1М)
— термоядерная: 200-600 кТ
Вес БЧ, кг: 1000
Совокупность управления: радиокомандная ЕС с АРЛГСН ЕС-2
Дальность захвата ГСН, км: 15-20
Дальность стрельбы, км: 185-220
Скорость ракеты, м/с: 420
Макс. скорость ракеты, км/ч: 2030
Высота полета, км: 0,5-8
Высота пуска, км: 1,5-11
Самолет-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10.

Схема наведения ракеты К-10С.

Крылатая ракета К-10С на тележке.

Крылатая ракета К-10СД на тележке.

Пуск ракеты К-10С.

Пуск ракеты К-10С.

Компоновочная схема ракеты К-10С.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «K-10C».

Москит тактическая крылатая противокорабельная ракета России гроза авианосцев видео Antiship missile

Увлекательные записи:

  • Истребитель-перехватчик миг-19п.
  • Ближнемагистральный пассажирский самолет ил-114.
  • Стратегический бомбардировщик ту-95.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Разработчик: ОКБ-155 Страна: СССР Опробования: 1957-1959 гг. Принятие на вооружение: 1960 г. В марте 1954 года началось проектирование первой в СССР…

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Начало серийного производства: 1980 г. Принятие на вооружение: 1983 г. Х-55 —…

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Принятие на вооружение: 1976 г. На протяжении эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации…

Разработчик: ОКБ-2-155 Страна: СССР Начало разработки: 1957 г. Начало опробований: 1958 г. Принятие на вооружение: 1961 г. КСР-2 — советская крылатая…

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1967 г. Опробования: 1974-1982 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. Опыт использования на…

Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1972 г. Опробования: 1975-1976 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. 15 августа 1972 года вышло…

Тактико-технические характеристики ракет К-10 [ править ]

  • Длина: 9,75 м
  • Диаметр: 0,92 м
  • Высота ракеты: 2,27 м
  • Размах крыла: 4,18 м
  • Стартовый вес: 4,50-4,53 т
  • Скорость полёта: 2030 км/ч
  • Дальность стрельбы: 220—325 км
  • Высота применения: 5-10 (К-10С), 1,5-11 (К-10СН)
  • Система наведения: АРЛГСН
  • Боевая часть:
    • Масса БЧ: до 940 кг
    • Тип БЧ: Фугасно-кумулятивная ФК-10
  • Двигатель: короткоресурсный ТРДФ М-9ФК
  • Топливо: керосин ТС, Т-1
  • Тип ПУ: БД-238
  • Самолёт-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10Д, Ту-16К-10Н, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10 (проект), Ту-22К-10 (проект)

Снова баллистическая?

В 1970-х годах появились предпосылки для со-здания более совершенной противокорабельной ракеты. На этот раз ее основой могла стать новая БРПЛ Р-29, имеющая межконтинентальную дальность полета. В 1971 году было принято решение о создании ракетного комплекса Д-13 с баллистической противокорабельной ракетой Р-33. В отличие от Р-27К, предусматривалось использование комбинированной (активно-пассивной) аппаратуры самонаведения головных частей на атмосферном участке траектории полета. ПКБР Р-33 должна была иметь массу и габариты, аналогичные ракете Р-29 (стартовая масса 33,3 т, длина 13 м, диаметр корпуса 1,8 м) и дальность стрельбы до 2000 км. Предусматривалось оснащение ракеты моноблочной и разделяющейся головными частями с ядерным и обычным снаряжением. В качестве носителя были определены ПЛ проекта 667Б с 16 пусковыми установками. В ходе разработки ракетного комплекса предстояло решить такие проблемные вопросы, как обеспечение работы комбинированного визира в условиях плазмообразования, защита антенн от тепловых и механических воздействий при баллистическом полете, получение целеуказания от существующих и перспективных средств космической и гидроакустической разведки. Разработка ракетного комплекса дошла до аванпроекта, но не имела дальнейшего продолжения. Это было связано как с техническими трудностями, так и с введением в действие договоров об ограничении стратегических вооружений, по которым эта ракета считалась стратегической.

Эксплуатация [ править ]

Переучивание личного состава велось в Николаевском 33 ЦПБ и ПЛС и в 540 инструкторском полку. С появлением на вооружении АВМФ ракет К-10 минно-торпедные авиационные полки (МТАП) стали переименовываться в морские ракетоносные (МРАП) (Приказ МО СССР от 21 марта 1961 года). Первыми среди строевых частей осваивали ракетное оружие 924-й и 987-й МТАП 5-й Краснознамённой Киркинесской минно-торпедной авиационной дивизии Северного флота. Затем переучивался 5 МТАП ЧФ, 574 МРАП СФ и 170 МРАП БФ. Практические пуски ракет К-10 начались в 1960 году. Экипажи, взлетая с Николаевского аэродрома Кульбакино, работали по притопленному на мелководье танкеру «Чкалов» в Каспийском море.

Балочный держатель БД-238, установленный в грузоотсеке самолёта, имел механизм уборки и выпуска ракеты, позволявший транспортировать её в полуутопленном положении (подобная система в дальнейшем применялась на Ту-22К и Ту-22М с ракетой Х-22). Над балочным держателем, в пространстве грузоотсека находился топливный бак на 500 кг керосина, который использовался при запуске и выводе на форсаж двигателя ракеты до отцепки. В том же отсеке находилась аппаратура ракетного вооружения, дополнительные электромашинные преобразователи, а в задней части подвешивалась бочкообразная гермокабина штурмана-оператора.

Наведение ракеты К-10С осуществлялось комбинированным способом, так как из-за ограничений бортовой аппаратуры устойчивый захват цели ГСН были возможен только с небольшого расстояния (15-20 км). После запуска двигателя и отцепки ракета просаживалась вниз на 1000—1500 метров, затем переходила в горизонтальный полёт со стабилизацией барометрической высоты. С 70 секунды управление переводилось на командный режим по лучу самолётной РЛС, осуществившийся оператором по азимуту. На удалении от цели 105 км ракета по команде с носителя переводилась в пикирование 13-18°. Начиная с высоты 2400 м угол снижения уменьшался до 3-7°. Ракета снижалась до 800—1000 метров и снова стабилизировалась по высоте. На удалении 15-20 км от цели включалась ГСН, выполнялся захват и автосопровождение до самого попадания. Сближение самолёта-носителя с целью при этом не превышало 150 км. При пуске ракеты К-10СД с предельной дальности удавалось выходить из атаки на удалении 265 км.

Читать еще:  Бесшумный патрон «СП-2» (СССР)

В 1960—1962 годах ракетным комплексом К-10 были вооружены: 2 МРАД ЧФ, 5 МРАД СФ, 25 и 143 МРАД ТОФ, 57 МРАД БФ. К началу 80-х годов в АВМФ насчитывалось около 200 ракетоносцев Ту-16К-10 (тогда уже поступили на вооружение Ту-22М2 с ракетами Х-22). Окончательное снятие с вооружения К-10 произошло со списанием в 1994 году всех Ту-16. Ракета К-10 ядерной БЧ пускалась по условной цели на Новой Земле.

Самолёты Ту-16К-10 активно эксплуатировались на всех флотах Советского Союза. 21 сентября 1964 года 3 эскадрильи ракетоносцев СФ на малой высоте прорвались к эскадре кораблей НАТО, проводившей учения «Тим Уорк-64» в северной Атлантике, и условно разгромили всю группировку. Ракетный удар выполнялся с трёх направлений и никаких ответных действий вероятный противник не предпринимал. В ходе учений «Океан-70» был выполнен межфлотский манёвр — 10 самолётов 143 МРАД с ТОФ перелетели на СФ и отработали по целям на Кольском полуострове. Ту-16К-10 ВВС БФ 8 ноября 1975 года поднимались на перехват мятежного СКР «Сторожевой». К счастью, применять ракеты по реальной цели не пришлось.

В 1964 году произошёл случай атаки ракеты К-10С на японскую шхуну «Шино Мару». Шхуна проходила в запретной зоне сахалинского полигона «Мыс Тык» (полигон расформирован в 2009 году), где работал экипаж Ту16К-10 169 МРАП 25 МРАД (Кневичи). Ракета, включив ГСН, обнаружила новую цель, перенацелилась и взорвалась в 400 метрах от шхуны (взрыватель был установлен на подрыв на траектории, с целью сохранности мишеней на полигоне). Двигатель ракеты прошил шхуну насквозь, обломками повредило надстройки. Японцы срочно направились в порт Холмск для ремонта и оказания медицинской помощи раненым морякам. Международного скандала удалось избежать, отчасти потому, что японская сторона искренне считала, что в судно попали обломки советского истребителя и выражали соболезнование по погибшему лётчику.

Крылатая противокорабельная ракета к-10с.

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1961 г.

Постоянное совершенствование средств ПВО надводных судов, в особенности оснащение их ЗРК, снизило возможность поражения морских целей крылатыми ракетами типа КС и КСС. Это послужило предпосылкой для сверхзвуковой противокорабельной ракеты К-10С. Крылатая ракета К-10С в составе ракетного оружия самолета-носителя Ту-16К-10 (совокупность К-10) предназначалась для поражения надводных кораблей ВМФ и транспортов.

В состав совокупности К-10 входили:
— самолет-носитель Ту-16К-10, оборудованный совокупностью подготовки и подвески ракет к пуску и станцией радиоуправления;
— крылатая ракета К-10С с аппаратурой управления, двигательной установкой и боевой частью;
— средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.

Создание сверхзвукового самолета-боеприпаса c избирательной совокупностью наведения было поручено ОКБ-155 еще в феврале 1955 года. Главным конструктором нового изделия стал М.И.Гуревич. Самолет-боеприпас взял уникальную компоновку с вынесенным размещением двигателя. В его конструкции в первый раз были применены монолитные (без присоединяемого силового комплекта) панели оперения. Они, и силовые рамы фюзеляжа изготавливались из сплава МЛ-5 литьем в почву.

Новинкой кроме этого был обтекатель ГСН сотовой конструкции, производство которого было освоено при участии экспертов из ВИАМ. До того данный серьёзный агрегат, воздействующий на чертей ГСН, изготавливался из материалов с нерегулярным размещением волокон, что создавало определенные неприятности для прохождения сигнала. Сейчас его характеристики были стабильными, и их возможно было учесть при проектировании ГСН.

Конструкция планера по большей части выполнялась из алюминиевых сплавов Д-16АТ и АМГ-6. Для хранения ракеты и удобства транспортирования консоли крыла складывались вверх без расстыковки тяг управления элеронами. При стартовой массе 4600 кг масса боевой части составляла 940 кг, дальность пуска — приблизительно 220 км. Для ракеты была создана фугасно-кумулятивная боевая часть, что повысило эффективность поражения цели.

Ракета подвешивалась под фюзеляж самолета-носителя полуутопленной в бомбовом люке на особом балочном держателе.

Совокупность управления создавалась в КБ-1 Минспецмаша под управлением С.Ф.Матвеевского. ОКБ-156 (головное предприятие) выпустило особую модификацию самолета Ту-16, оснащенную РЛС ЕН, командной аппаратурой и центральным балочном держателем БД-238.

Опробования РЛС ЕН носителя совершили на умелом Ту-16К-10, а станции ЕС боеприпаса — на ЛЛ на базе вертолета Ми-4 и самолетов Ли-2 и МиГ-19СМК. Опробования самолета-боеприпаса К-10С начались 28.05.1958 г. По их итогам были сделаны доработки:
-поменяна форма ВЗ;
-увеличен угол отклонения элеронов;
-доработана гондола двигателя;
-поменяна форма носового кока и хвостового стекателя и перекомпонована носовая часть.

Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 года на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру «Чкалов». Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170-175 км.

Из пяти пусков четыре были успешными. Совокупность К-10 была принята на вооружение в августе 1961 года. Выпуск боеприпаса был начат на заводе № 31 в Тбилиси (часть агрегатов и первые серии строились заводом № 256), а носителя Ту-16К-10 на заводе № 18 в Куйбышеве (всего выстроено 173 самолета).

По сложившимся тогда нормам в частях Авиации ВМФ на любой носитель поддерживался боекомплект из двух самолетов-снарядов.

Самолет-боеприпас К-10 на период 1960-х годов владел высокими чертями по скорости, мощности и дальности как с простой, так и особой БЧ. Серийные станции ЕН обнаруживали корабль типа крейсер с громадной высоты на дальности до 400 км, а помехозащищенность обеспечивалась функционированием станции на нескольких частотах, одна из которых (рабочая) стабилизировалась. К недочётам возможно отнести сложность и низкую надёжность в эксплуатации элементов совокупности наведения, установленных на носителе.

Расчеты показывали, что для уничтожения авианосной ударной группы при применения лишь фугасно-кумулятивных БЧ требуется произвести групповой вылет одного полка самолетов Ту-16К-10. Но применение ядерных боевых частей разрешит уменьшить костюм самолетов.

Двадцать второго августа 1962 года экипажем комполка Ту-16К-10 ВВС Северного Флота майора В.Крупякова был произведен пуск ракеты К-10СН с ядерной БЧ по морской цели в районе СИПНЗ. За полчаса перед вылетом были обнаружены отклонения в записях КЗА в полете с имитатором, произведенном днем раньше. Совокупность контролировал лично начальник 5-й МРАД Недодаев, что имел паузу в полетах.

Не смотря на то, что экипаж, руководство полка и находившиеся командующий КСФ В.А.Касатонов и и.о. командующего ВВС КСФ Кузнецов нервничали, было дано «добро» на вылет. В расчетной точке пуск не случился из-за неточности навигатора-оператора. Потом при проверке не сработал радиолокационный ответчик. Но СБЧ была уже взведена.

Читать еще:  Крылатая ракета Х-22 (Россия)

В следующей попытке ракета сошла с держателя и взорвалась в заданном районе.

Во время 1960-1962 годов ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков.

Совокупностью К-10 предполагалось оснастить кроме этого модификации самолетов Ту-95 и Ту-22, но данный замысел реализован не был. В мае 1964 года начались работы по дооснащению Ту-16К-10 ракетами КСР-5. Новый ракетный комплекс К-36 (Ту-16К-26) на то время был самым замечательным в СССР до появления самолета Ту-22М2 и состоял на вооружении В первую очередь 70-х годов до 1994 года.

Во время с 1958-го по 1979 год был создан последовательность модификаций боеприпаса:
К-10СН — серийный вариант со особой БЧ, К-10СНБ.
К-10СП — серийный беспилотный постановщик помех.
К-10П — варианты с двигателями МФ-9К и КР5-26 с увеличенной скоростью и дальностью полета (проекты).
К-14 — умелый вариант с новой совокупностью наведения для самолета 3МД (М-6К).
К-10СД и СДВ — умелые варианты с повышенной дальностью.

Протяженность, м: 9,45-9,75
Макс. диаметр, м: 0,9-0,92
Размах крыла, м: 4,18-4,4
Высота, м: 2,27
Стартовый вес, кг: 4,53
Двигатель: ТРД М-9ФК (РД-9ФК)
Запас горючего, л: 1575
Стреловидность крыла, °: 55
Самолетная РЛС: «ЕН»
Пусковая установка: балочный держатель БД-238
Боевая часть
— фугасно-куммулятивная: ФК-10 (ФК-1М)
— термоядерная: 200-600 кТ
Вес БЧ, кг: 1000
Совокупность управления: радиокомандная ЕС с АРЛГСН ЕС-2
Дальность захвата ГСН, км: 15-20
Дальность стрельбы, км: 185-220
Скорость ракеты, м/с: 420
Макс. скорость ракеты, км/ч: 2030
Высота полета, км: 0,5-8
Высота пуска, км: 1,5-11
Самолет-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10.

Схема наведения ракеты К-10С.

Крылатая ракета К-10С на тележке.

Крылатая ракета К-10СД на тележке.

Пуск ракеты К-10С.

Пуск ракеты К-10С.

Компоновочная схема ракеты К-10С.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «K-10C».

Москит тактическая крылатая противокорабельная ракета России гроза авианосцев видео Antiship missile

Увлекательные записи:

  • Истребитель-перехватчик миг-19п.
  • Ближнемагистральный пассажирский самолет ил-114.
  • Стратегический бомбардировщик ту-95.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Разработчик: ОКБ-155 Страна: СССР Опробования: 1957-1959 гг. Принятие на вооружение: 1960 г. В марте 1954 года началось проектирование первой в СССР…

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Начало серийного производства: 1980 г. Принятие на вооружение: 1983 г. Х-55 —…

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Принятие на вооружение: 1976 г. На протяжении эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации…

Разработчик: ОКБ-2-155 Страна: СССР Начало разработки: 1957 г. Начало опробований: 1958 г. Принятие на вооружение: 1961 г. КСР-2 — советская крылатая…

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1967 г. Опробования: 1974-1982 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. Опыт использования на…

Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1972 г. Опробования: 1975-1976 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. 15 августа 1972 года вышло…

Уникальная, но невостребованная

Другой из прорабатывавшихся вариантов основывался на применении двукратной коррекции траектории полета на баллистическом участке без наведения головной части на атмосферном участке полета. При этом значительно упрощались система управления, конструкция ракеты и головной части. Однако точность наведения на цель снижалась, и поэтому требовалось использование ядерного заряда повышенного класса мощности. Поскольку максимальная дальность полета ракеты соответствовала заданной заказчиком, этот вариант и был принят для дальнейшей разработки. Противокорабельная баллистическая ракета Р-27К в значительной степени была унифицирована со стратегической ракетой Р-27, включая двигатель 1-й ступени, ракетно-стартовую систему, технологии изготовления обечаек и днищ, технологию заводской заправки топливом и ампулизации. Создание ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27 явилось революционным шагом в отечественном ракетостроении. В этой ракете были реализованы принципиально новые, оригинальные технические решения, определившие дальнейшее развитие ракетных комплексов с БРПЛ. Среди них — двигательная установка, «утопленная» в компоненте топлива, компоновка, исключающая традиционные сухие отсеки (хвостовой, межбаковый, приборный), не заполненные компонентами топлива, заправка баков ракеты на заводе-изготовителе и их ампулизация, применение резинометаллических амортизаторов вместо традиционных пружинно-рычажных систем).

Ввиду большой сложности разработка противокорабельной ракеты Р-27К шла с запаздыванием относительно стратегической ракеты Р-27 и ее усовершенствованного варианта Р-27У. Они были приняты на вооружение соответственно в 1968 и 1974 годах. Летные испытания ракеты Р-27К с ПЛ начались только в декабре 1972 года. Для испытаний по проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ проекта 629. В ноябре 1973 года испытания завершились двухракетным залпом. Из одиннадцати пусков с ПЛ десять были успешными. Максимальная дальность полета ракеты составила 900 км.

Однако к моменту окончания разработки все ПЛ проекта 667А, на которых предусматривалось размещение обоих вариантов ракет комплекса Д-5, были уже заняты стратегической ракетой. Противокорабельную ракету решили не размещать на ПЛ проекта 667А. Более приоритетным считалось оснащение этих лодок стратегическими ракетами. Для поражения крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, имелись авиационные ПКР Х-22, морские — «Аметист», «Малахит», «Базальт». На флоте в 1975 году начались испытания сверхзвуковой ПКР «Гранит», размещавшейся на ПЛ проекта 949А. Эта крылатая ракета впоследствии и была признана основным средством борьбы с авианосцами. Ракета Р-27К, в отличие от ПКР, имевших варианты ядерного и конвенционального оснащения, не могла применяться в условиях неядерного конфликта. Используемый пассивный способ самонаведения ограничивал боевые возможности оружия в случае радиомолчания или пауз в работе радиоизлучающих систем авианосца. Все это предопределило судьбу уникальной ракеты. Единственную подводную лодку проекта 605 с ракетами Р-27К в 1975 году приняли в опытную эксплуатацию, на которой она находилась до 1982 года.

Снова баллистическая?

В 1970-х годах появились предпосылки для со-здания более совершенной противокорабельной ракеты. На этот раз ее основой могла стать новая БРПЛ Р-29, имеющая межконтинентальную дальность полета. В 1971 году было принято решение о создании ракетного комплекса Д-13 с баллистической противокорабельной ракетой Р-33. В отличие от Р-27К, предусматривалось использование комбинированной (активно-пассивной) аппаратуры самонаведения головных частей на атмосферном участке траектории полета. ПКБР Р-33 должна была иметь массу и габариты, аналогичные ракете Р-29 (стартовая масса 33,3 т, длина 13 м, диаметр корпуса 1,8 м) и дальность стрельбы до 2000 км. Предусматривалось оснащение ракеты моноблочной и разделяющейся головными частями с ядерным и обычным снаряжением. В качестве носителя были определены ПЛ проекта 667Б с 16 пусковыми установками. В ходе разработки ракетного комплекса предстояло решить такие проблемные вопросы, как обеспечение работы комбинированного визира в условиях плазмообразования, защита антенн от тепловых и механических воздействий при баллистическом полете, получение целеуказания от существующих и перспективных средств космической и гидроакустической разведки. Разработка ракетного комплекса дошла до аванпроекта, но не имела дальнейшего продолжения. Это было связано как с техническими трудностями, так и с введением в действие договоров об ограничении стратегических вооружений, по которым эта ракета считалась стратегической.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector