3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатая ракета КСР-2 (СССР)

Крылатая ракета КСР-2 (СССР)

снята с вооружения

Завод № 256 (Дубна, опытные)
Завод № 475 (Смоленск, серия)

КСР-2 (изделие 085, по классификации НАТО AS-5 Kelt) — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса.

Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.

Содержание

  • 1 Сравнение с другими видами ракет
    • 1.1 Достоинства
    • 1.2 Недостатки
  • 2 Сравнение с самолётами
  • 3 История
  • 4 Классификация
  • 5 Существующие системы
    • 5.1 Производства в разных странах
    • 5.2 СССР и Россия
    • 5.3 Крылатые ракеты производства США
    • 5.4 Другие страны
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Как попасть в авианосец?

В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.

Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.

Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.

  • Длина: 8,59-8,65 м
  • Диаметр: 1,0-1,22 м
  • Высота ракеты: 1,75 м
  • Размах крыла: 4,6 м
  • Стартовый вес: 4,77-4,08 т
  • Скорость полёта: 1250 км/ч (0,9М — 1,2М)
  • Дальность стрельбы: 170—220 (70-150) км
  • Высота полета: 1,5-10 км
  • Высота применения: до 9 (1,5-10) км
  • Система наведения: ИНС + АРЛГСН КС-11М
  • Боевая часть: масса БЧ до 684 кг
    • Ядерная — 1 Мт,
    • Фугасно-кумулятивная — ФК-2, 850 кг
    • Фугасно-осколочная с активной оболочкой — ФК-2Н
  • Двигатель: ЖРД С2.72
    • Топливо: ТГ-02 «Самин»
    • Окислитель: АК-20Ф
  • Тип ПУ: БД-352
  • Самолёт-носитель: Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5
Читать еще:  Патрон 7,62x39 спортивно-охотничий «ПСО» (Россия)

Война Судного дня [ править ]

Ракетоносцы Ту-16К-11-16 36-й эскадрильи 403-ей бомбардировочной бригады генерала Мохаммеда Османа Эль Генди египетских ВВС выпустили в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11 во время Войны Судного дня в октябре 1973 года [1] , из которых двадцать, по израильским данным, были сбиты и только пять поразили цели — две РЛС и склад снабжения [2] .

Классификация [ править | править код ]

Крылатые ракеты делятся

  • по типу заряда:
    • с ядерным снаряжением
    • с обычным снаряжением
  • по решаемым задачам (назначению):
    • стратегические
    • тактические
    • оперативно-тактические (чаще всего противокорабельные)
  • по типу базирования:
    • наземного
    • воздушного
    • морского
    • подводного

В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).

Уникальная, но невостребованная

Другой из прорабатывавшихся вариантов основывался на применении двукратной коррекции траектории полета на баллистическом участке без наведения головной части на атмосферном участке полета. При этом значительно упрощались система управления, конструкция ракеты и головной части. Однако точность наведения на цель снижалась, и поэтому требовалось использование ядерного заряда повышенного класса мощности. Поскольку максимальная дальность полета ракеты соответствовала заданной заказчиком, этот вариант и был принят для дальнейшей разработки. Противокорабельная баллистическая ракета Р-27К в значительной степени была унифицирована со стратегической ракетой Р-27, включая двигатель 1-й ступени, ракетно-стартовую систему, технологии изготовления обечаек и днищ, технологию заводской заправки топливом и ампулизации. Создание ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27 явилось революционным шагом в отечественном ракетостроении. В этой ракете были реализованы принципиально новые, оригинальные технические решения, определившие дальнейшее развитие ракетных комплексов с БРПЛ. Среди них — двигательная установка, «утопленная» в компоненте топлива, компоновка, исключающая традиционные сухие отсеки (хвостовой, межбаковый, приборный), не заполненные компонентами топлива, заправка баков ракеты на заводе-изготовителе и их ампулизация, применение резинометаллических амортизаторов вместо традиционных пружинно-рычажных систем).

Ввиду большой сложности разработка противокорабельной ракеты Р-27К шла с запаздыванием относительно стратегической ракеты Р-27 и ее усовершенствованного варианта Р-27У. Они были приняты на вооружение соответственно в 1968 и 1974 годах. Летные испытания ракеты Р-27К с ПЛ начались только в декабре 1972 года. Для испытаний по проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ проекта 629. В ноябре 1973 года испытания завершились двухракетным залпом. Из одиннадцати пусков с ПЛ десять были успешными. Максимальная дальность полета ракеты составила 900 км.

Читать еще:  Авиационная крылатая ракета SCALP EG «Storm Shadow» (США)

Однако к моменту окончания разработки все ПЛ проекта 667А, на которых предусматривалось размещение обоих вариантов ракет комплекса Д-5, были уже заняты стратегической ракетой. Противокорабельную ракету решили не размещать на ПЛ проекта 667А. Более приоритетным считалось оснащение этих лодок стратегическими ракетами. Для поражения крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, имелись авиационные ПКР Х-22, морские — «Аметист», «Малахит», «Базальт». На флоте в 1975 году начались испытания сверхзвуковой ПКР «Гранит», размещавшейся на ПЛ проекта 949А. Эта крылатая ракета впоследствии и была признана основным средством борьбы с авианосцами. Ракета Р-27К, в отличие от ПКР, имевших варианты ядерного и конвенционального оснащения, не могла применяться в условиях неядерного конфликта. Используемый пассивный способ самонаведения ограничивал боевые возможности оружия в случае радиомолчания или пауз в работе радиоизлучающих систем авианосца. Все это предопределило судьбу уникальной ракеты. Единственную подводную лодку проекта 605 с ракетами Р-27К в 1975 году приняли в опытную эксплуатацию, на которой она находилась до 1982 года.

Конструкция [ править ]

Ракета КСР-2 сходна по схеме с ракетой КС-1 и конструктивно включала подобные агрегаты — крыло и оперение стреловидностью 55°, цельнометаллический сигарообразный фюзеляж но без воздухозаборника и менее в диаметре. Крыло складывалось при хранении и транспортировке ракеты. Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы. Носовой радиопрозрачный обтекатель из двух слоёв стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем.

Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М, с дальностью захвата до 160 км. За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типа ФК-2. Последняя имела 681 кг взрывчатого вещества при общем весе 840 кг и пробивала 300-мм корабельную броню.

Затем в ракете располагались: бак окислителя ёмкостью 990 литров (1570 кг) и бак горючего на 630 л (530 кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02, известный как «самин» (смесь ксилидина и изомерных триэтиламинов в соотношении 1/1, разработанная в Германии, сокращение «ТГ» расшифровывается как «трофейное горючее»). Окислитель АК-20И — 20 % раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте с ингибитором коррозии. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРД С2.721В (С5.6.000) турбонасосным агрегатом.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета R.530 Matra (Франция)

Между баками и двигателем расположен отсек аппаратуры с пневматичским автопилотом АП-72-4, ампульной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей (рассчитанной на 500 сек. работы), блоками электроспецоборудования и воздушными баллонами.

ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400—1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч. На удалении 15 км от цели происходила перенастройка ГСН и ракета переводилась автопилотом в пологое пикирование.

Модернизированная ракета КСР-2М предназначена для низковысотных пусков. Автопилот сокращал просадку ракеты после отцепки до 150—200 м. Ракета после запуска ЖРД плавно набирала высоту более высоты самолёта-носителя 500—800 м, затем переходя на наклонную траекторию с управлением от ГСН, при этом практическая дальность пуска не превышала 70-80 км.

На базе КСР-2 была разработана и применялась крылатая ракета-мишень КРМ-2.

Носителем ракеты КСР-2 являлись переоборудованные и доработанные ракетоносцы Ту-16КС (50 машин) и бомбардировщики Ту-16А (155 машин). Доработанный ракетоносец получил индекс Ту-16КСР-2. В дальнейшем были доработаны под КСР-2 и близкую по конструкции КСР-11 ещё 156 бомбардировщиков, а также носители ракет КС-1 (Ту-16КС), спасатели Ту-16СТу-16К-11-16). Всего под комплексы К-11 и К-16 прошёл доработку 441 самолёт, из которых 211 несли службу в Дальней авиации и 230 — в Морской.

Содержание

  • 1 Сравнение с другими видами ракет
    • 1.1 Достоинства
    • 1.2 Недостатки
  • 2 Сравнение с самолётами
  • 3 История
  • 4 Классификация
  • 5 Существующие системы
    • 5.1 Производства в разных странах
    • 5.2 СССР и Россия
    • 5.3 Крылатые ракеты производства США
    • 5.4 Другие страны
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • Длина: 8,59-8,65 м
  • Диаметр: 1,0-1,22 м
  • Высота ракеты: 1,75 м
  • Размах крыла: 4,6 м
  • Стартовый вес: 4,77-4,08 т
  • Скорость полёта: 1250 км/ч (0,9М — 1,2М)
  • Дальность стрельбы: 170—220 (70-150) км
  • Высота полета: 1,5-10 км
  • Высота применения: до 9 (1,5-10) км
  • Система наведения: ИНС + АРЛГСН КС-11М
  • Боевая часть: масса БЧ до 684 кг
    • Ядерная — 1 Мт,
    • Фугасно-кумулятивная — ФК-2, 850 кг
    • Фугасно-осколочная с активной оболочкой — ФК-2Н
  • Двигатель: ЖРД С2.72
    • Топливо: ТГ-02 «Самин»
    • Окислитель: АК-20Ф
  • Тип ПУ: БД-352
  • Самолёт-носитель: Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5

Война Судного дня [ править ]

Ракетоносцы Ту-16К-11-16 36-й эскадрильи 403-ей бомбардировочной бригады генерала Мохаммеда Османа Эль Генди египетских ВВС выпустили в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11 во время Войны Судного дня в октябре 1973 года [1] , из которых двадцать, по израильским данным, были сбиты и только пять поразили цели — две РЛС и склад снабжения [2] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector