SM-62 Snark
Содержание
SM-62 Snark
снята с вооружения
Northrop Corporation
Нортроп SM-62 «Снарк» (англ. Northrop SM-62 Snark , с 1947 по 1951 годы обозначалась SSM-A-3, с 1951 по 1955 — B-62) — американская стратегическая межконтинентальная крылатая ракета (КР). Единственная когда-либо принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета. Состояла на вооружении ВВС США с 1958 по 1961 год (фактически, боевое дежурство несла лишь в 1961 году) и вскоре была списана из-за морального устаревания.
Ракеты, которые проиграли
Иногда получается так, что логичное и правильное решение останавливает развитие технологий, которые оказались бы очень к месту лет через тридцать. Межконтинентальные баллистические ракеты, летящие со скоростью 22 Маха, оказались проще, чем межконтинентальные крылатые ракеты, которые летели к цели со скоростью 3 Маха. Советские «Буря» и «Буран», американские Snark и Navaho проиграли Р-7 и «Атласам». Но кто знает, может быть, сейчас космос был бы ближе, если бы их разрабатывали дальше?
Исторически, первыми межконтинентальные крылатые ракеты стали разрабатывать американцы, поэтому начнем с них.
SM-62 Snark
Американцев впечатлил успех немецкой крылатой ракеты «Фау-1» и, после окончания войны, они захотели себе такую же, только получше. В 1946 году ВВС США заключили контракт с компанией Нортроп на разработку двух крылатых ракет дальнего действия — дозвукового MX-775A «Снарка» и сверхзвукового MX-775B «Буджума». Снарк и Буджум — вымышленные существа из поэмы Льюиса Кэрролла, и если Снарк по тексту был просто опасен, то встреча с Буджумом для человека была смертельна. Очевидно, тогда у военных и инженеров было отличное чувство юмора…
Программа никогда не пользовалась большой поддержкой Конгресса в виде щедрого финансирования, поэтому первые испытания начались только в 1951 году. Но к этому времени ВВС США вместо дальности в 2500 км захотели межконтинентальную дальность в 10 000 км. Конструкцию «Снарка» пришлось переделывать, а «Буджум» был признан слишком амбициозным и закрыт.
Эскиз «Буджума». Финансовые ограничения и политика оказались смертельными даже для страшного вымышленного существа
«Снарк» же в итоге получил стремительный красивый вид со скошенными крыльями и фирменной неортодоксальностью Нортропа:
На ракете не было горизонтального хвостового оперения, и в полете она управлялась по тангажу элевонами, летя с заметным положительным тангажом (носом вверх).
Проект шел тяжело. Многочисленные аварии при испытательных запусках с мыса Канаверал привели к тому, что вокруг него на морском дне валялось множество упавших и утонувших ракет, а посвященные в тайны проекта острословы шутили про Снарка — нового хищника вод Флориды. Немного помогла замена двигателя J71 на J57. Но когда в 1955 году стали тестировать систему навигации, проблемы начались по новой, уже с ней. Инерциальная система при длительности полета в десять часов давала ошибку в 30 км, что никуда не годилось даже для атомного оружия. Пришлось дополнять ее системой навигации по звездам. Комбинированная астроинерциальная система позволила улучшить точность до 2,4 км. В одном тесте ракета долетела до островов Вознесения с ошибкой 7,4 км, но при расследовании выяснилось, что сами острова были расположены на карте недостаточно точно, и ошибка на самом деле была меньше. В то же время, надежность оставляла желать лучшего — другая ракета улетела в Бразилию, где ее нашли в джунглях 30 лет спустя.
Интересной особенностью ракеты было то, что в испытательных полетах она могла возвращаться на базу после десятичасового полета, и использоваться повторно. В таких полетах на ракету ставили лыжное шасси и тормозной парашют. А аэродром мыса Канаверал получил сохранившееся до сих пор неофициальное название Skid Strip (в вольном переводе «лыжня»).
В случае же боевого применения маршевая часть с двигателем и крыльями должна была эффектно сбрасываться:
А боеголовка — падать в цель. Боеголовкой служил термоядерный заряд W39 тротиловым эквивалентом 3,8 мегатонны.
«Снарк» стал единственной ракетой из всей этой публикации, которая была развернута для боевого применения. В 1959 году на базу Преск-Айл в штате Мэн поступила первая ракета, а 18 марта 1960 ракеты встали на боевое дежурство. Всего на базе было боеготово до 30 ракет. Но к 1960 году «Снарк» уже безнадежно отставал от баллистических ракет. МБР долетала до СССР за двадцать минут и была неуязвима для ПВО, а дозвуковой «Снарк» легко обнаруживался, перехватывался и уничтожался. Уже весной 1961 президент Кеннеди объявил ракету «устаревшей и не имеющей военной ценности», и «Снарка» сняли с вооружения. Сейчас его можно увидеть в нескольких американских музеях.
SM-64 Navaho
Разработка проекта Navaho была начата тоже в 1946 году. Как и в случае со «Снарком», изначальный проект был проще и меньше — под шифром Nativ предполагалось создать систему с ракетным стартом и планирующим полетом на базе технологий V-2 и дальностью 1600 км:
Фото с испытаний Nativ. Пропорции V-2 вполне узнаваемы
Но со временем требования стали меняться. Вооруженные силы США получили достаточное количество ракет небольшой дальности, и они хотели все более дальнобойную ракету. К началу 1950-х годов в требования входили дальность в 10 000 км и скорость в 3 Маха. Конструкцию приходилось менять:
В итоге, вместо концепции «ракетный разгон и планирование» пришлось ставить маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, а для того, чтобы он смог запуститься, разгонять его отдельной ракетной ступенью. Для испытаний сделали уменьшенную на треть версию с индексом Navaho G-26.
В ноябре 1956 года состоялись первые испытания. Ракета взорвалась спустя 26 секунд. Следующие десять испытаний также закончились провалом. Только на двенадцатый раз, 22 марта 1957 года, ракета смогла пролететь почти пять минут.
Следующий пуск — снова взрыв на старте. 26 июня — сравнительный успех, еще 4,5 минуты полета. А 13 июля 1957 проект внезапно закрыли. Испытания полноразмерной версии даже не успели начаться. Причина закрытия была очевидна — баллистические ракеты Jupiter, Thor и Atlas приступили к испытаниям весной 1957. Они тоже взрывались на старте, но БРСД Thor смогла пролететь 2100 км в мае, и преимущества баллистических ракет были очевидны. Компания North American, в качестве компенсации за отмененный контракт, получила заказ на разработку крылатой ракеты воздушного старта Hound Dog. И есть некоторая ирония судьбы в том, что инженеры, делавшие Navaho, участвовали потом в разработке кораблей Apollo и, позднее, Space Shuttle.
Впрочем, несмотря на закрытие проекта, тестовые полеты уже изготовленных ракет продолжались до весны 1958. Систему наведения сочли перспективной для возможного использования на других ракетах. В феврале 1958 года одна ракета сумела пролететь больше 2000 км. Увы, к возобновлению программы это не привело. Navaho ждал тот же самый конец — музей.
Все-таки на редкость уродливая конструкция получилась.
СССР
В СССР работы по межконтинентальным ракетам начались позже, но шли интенсивней. Решение о создании беспилотных средств доставки ядерного заряда на межконтинентальную дальность не менее 8000 км было принято Совмином СССР в 1954 году. Одновременно стартовали два направления — баллистические и крылатые ракеты. И если из баллистических ракет выросла знаменитая «семерка», то крылатых ракет было две — Ла-350 «Буря» КБ Лавочкина и М-40 «Буран» КБ Мясищева.
Ла-350 «Буря»
Эскизное проектирование «Бури» было завершено в августе 1954 года. Ракета должна была стартовать вертикально на двух ускорителях первой ступени, подниматься на высоту 17 км и разгоняться до скорости 3М. Там сбрасывались ускорители и включался маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). На нем вторая ступень должна была лететь на высоте 17-18 км, на подлете к цели набирать 25 км для противозенитного маневра и пикировать на цель. Масса ракеты составляла 95 тонн, а система наведения с навигацией по звездам должна была обеспечивать точность до 10 км.
Три проекции
Ракета в монтажно-испытательном комплексе
Испытания начались в июле 1957 года. В первом полете из-за нештатной работы реле были сразу сброшены газовые рули у первой ступени, ракета потеряла управление, кувыркнулась и упала недалеко от старта. Только с пятого раза, весной 1958 года, получилось провести успешный пуск. Испытания шли хорошо, ракета летала все дальше, однако пришла беда, откуда не ждали. Маршевый ПВРД, который можно было проверить только в полете, оказался менее эффективным, чем это было по расчетам. Двигатель потреблял больше топлива, выдавал меньший удельный импульс, и вместо расчетной дальности в 8500 км удалось получить максимум 6500. К тому же, на дворе стоял уже 1960 год, баллистическая ракета Р-7, которая приступила к испытаниям весной 1957 года, уже была принята на вооружение, велись работы по созданию МБР Р-16. «Бурю» закрыли, предложения по созданию на ее базе фоторазведчика или ракеты-мишени были отвергнуты, сейчас о ней напоминают только сохранившиеся в удивительно большом количестве кадры испытаний:
И рендеры сайта «Буран.ру»
Так выглядела вторая ступень в полете
М-40 «Буран»
Про «Буран» известно меньше всего. Он должен был быть почти в два раза тяжелее из-за использования более тяжелой боеголовки, конструктивно был похож на «Бурю», использовал ту же связку «ПВРД + ускорители на ЖРД», только ускорителей было четыре. Дальность «Бурана» по расчетам должна была превысить 9000 км.
Известно, что в 1957 году была построена одна ракета, которая дошла до стадии стендовых испытаний. Проект «Буран» был закрыт уже в 1958 году.
О пользе забытого
По обе стороны океана решение о закрытии проектов межконтитентальных крылатых ракет было логичным, оправданным и верным. Однако вместе с крылатыми ракетами были утеряны технологии создания сверхзвуковых ПВРД большой тяги. Если бы «Буря» сохранилась, например, как фоторазведчик, то наработки по ее двигателю могли бы быть использованы в проекте «Спираль». Да, по плану «Спирали» нужен был гиперзвуковой самолет-разгонник, со скоростью до 6 М, но из-за очевидной технической сложности его создания проект мог бы пытаться использовать наработки по «Буре»/«Бурану» для создания упрощенного носителя первой очереди. К тому же, не будем забывать о том, что, если бы проект сохранился и по нему финансировались бы дальнейшие исследования, были бы шансы на то, чтобы поднять мощность, удельный импульс и максимальную рабочую скорость двигателя. Связка «мини-шаттл+ЖРД+ПВРД+разгонник» при наличии освоенных ПВРД большой тяги вполне могла бы проверить масштабируемость многоразовых систем и, кто знает, может быть, облегчить нам доступ в космос?
Публикации о военном космосе по тегу «военный космос». Всех, кого это касается — с Днем защитника Отечества!
Публикации про варианты и идеи облегчения доступа в космос по одноименному тегу.
Небольшое объявление для жителей Уфы: Моя лекция «Холодные сокровища дальнего внеземелья» пройдет в Уфимском планетарии 26 февраля в 19:00. Для жителей других городов я стараюсь записывать лекции и выкладывать видео.
Предполагаемое применение
Основным назначением для ракеты «Снарк» должны были быть трансполярные атаки объектов второстепенной важности в глубине территории СССР. В отличие от пилотируемых бомбардировщиков B-47 и B-52 SM-62 не нуждался в летающих танкерах, был менее зависим от погодных условий. Также он был гораздо дешевле и в силу малых размеров значительно сложнее обнаруживался радарами даже при сплошном радарном покрытии. В подобном рассмотрении, применение его в качестве вспомогательного средства для ударов по второстепеным объектам было оправдано, с учетом недостатков радарного покрытия Сибири в середине 1950-х.
В то же время, «Снарк» был более уязвим в случае обнаружения противником. Его скорость уступала скорости современных истребителей, а отсутствие пилота и оборонительного вооружения не позволяло избегать их атаки. Значительную угрозу также представляли комплексы ПВО С-25 и С-75
В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелеты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах.
В 1932 году в Группе изучения реактивного движения была организована бригада крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем.
Первые крылатые ракеты были разработаны и применены Германией в конце Второй мировой войны. Эти ракеты были известны под названием V1 («Фау-1») и использовались в боевых действиях против Великобритании.
История крылатых ракет в России началась в сентябре 1944 года. Именно тогда в московское КБ были доставлены обломки V-1. Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею. Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян.
В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря», работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет. Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark, очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.
АМЕРИКАНСКИЕ ФАУ ПОСЛЕ II МВ 12 июля 1944 г из
АМЕРИКАНСКИЕ ФАУ ПОСЛЕ II МВ
12 июля 1944 г из Великобритании в США самолётами отправили свыше тонны обломков ФАУ-1. Через сутки обломки доставили на базу Райт-Паттерсон Филд, где специалисты ВВС в течение трёх недель изучили конструкцию ФАУ-1 и собрали один само-лёт-снаряд.
Через несколько недель американцы изготовили модифицированный самолёт-снаряд, получивший обозначение JB-2 и отличавшийся от немецкой V-1 типом старта (с помощью твердотопливного ракетного ускорителя) и радиокомандной системой наведения, повысившей точность ракеты.
В марте 1950 г ВМС США закрыли прог-рамму «Лун» в пользу более современной крылатой ракеты типа «Регулус I»
JB-2 (1944-1945)
Лётно-технические характеристики:
Размах крыльев — 5395 мм (17,7 футов)
Длина — 7193 мм (23,6 футов)
Взлётная масса — 2277,5 кг (5021 фунтов)
Масса боевой части — 952,5 кг (2100 фунтов)
Тип и марка двигателя — 1 × ПВРД Ford PJ31-F-1 + твердотопливные ракетные ускорители
Тяга на земле — 4.0 кН (363 кГс)
Мощность двигателя — 850…900 амер. л.с.
Маршевая скорость — 563…684 км/ч (350…425 миль в час)
Дальность полёта — 241 км (150 миль)
Аналоги [ править ]
MX-767 Banshee, проект беспилотного межконтинентального самолёта-снаряда на базе бомбардировщика B-29, кратковременно рассматривавшийся в 1940-х годов.
Сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета SSM-A-5 «Буджум», разрабатывавшаяся с 1946 по 1951 год. Проект эволюционировал в SM-64 Navaho.
Сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета SM-64 «Навахо», разрабатывавшаяся с 1951 по 1957 год. Программа закрыта после лётных испытаний.
SLAM, циркумпланетарная [прим. 4] крылатая ракета с ядерным двигателем, разрабатывавшаяся с 1957 по 1967 год. Закрыта после стендовых испытаний ядерного двигателя Плутон ввиду технической сложности и крайней экологической опасности.
Сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета «Буря», разрабатывавшаяся с 1954 по 1960 год. Программа закрыта после лётных испытаний.
Сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета «Буран», разрабатывавшаяся с 1954 по 1957 год. Программа закрыта.
Сверхзвуковая крылатая ракета средней/большой дальности Robot 330, разрабатывавшаяся с 1957 по 1959 год [2] .
Техническое описание
Межконтинентальная крылатая ракета «Снарк» была выполнена по классической монопланной схеме с высокорасположенным крылом. Его длина составляла 20,47 метра при размахе крыла 12,88 метров и стартовой массе 21 839 кг (27 200 кг с учетом массы стартовых ускорителей).
Двигательная установка снаряда состояла из турбореактивного двигателя J-57 (англ. Pratt & Whitney J57 ) компании Пратт-Уитни и двух твердотопливных стартовых ускорителей компании Аэроджет-Дженерал, необходимых для старта без разгонной катапульты или длительного разбега.
Радиус действия ракеты составлял около 10 180 км при средней скорости 1050 км/ч. Потолок достигал 17 000 метров, что было уже недостаточно по меркам времени чтобы являться неуязвимым для средств ПВО и перехватчиков. Теоретическое КВО составляло около 2,4 км, но на практике таких результатов редко удавалось добиться. При необходимости, система управления могла выполнить противозенитный маневр на угол до 90 градусов с последующим возвращением на курс. Запоминающее устройство ракеты могло хранить в памяти до 8 заранее запрограммированных маневров.
Система управления ракеты была основана на астрокоррекции, с предельным отклонением от курса до 120 км. Комплекс управления состоял из 3 телескопов, фиксируемых на соответствующих звездах. Эта часть конструкции была одной из самых сложных и ненадежных, и подавляющее большинство отказов ракет было связано именно с блоком астровизирования. Существовала резервная система радиокомандного управления, применяемая лишь на небольших расстояниях.
Носовая часть ракеты была отделяемой (для проведения атаки цели на сверхзвуковой скорости) и снаряженной 4-мегатонной боевой частью W39 [en] . При приближении к рассчётной цели на 80 км, ракета переходила в режим разгона на высоте до 18 км, и вблизи цели отделяла носовую часть при помощи пиропатронов. Основной корпус ракеты при этом разрушался, создавая облако радиоконтрастных осколков, маскирующих полет боевой части от средств обнаружения. Мощность боевой части в определенной мере компенсировала низкое КВО ракеты.
Старт ракеты осуществлялся с бустера, с легкой подвижной платформы. В этом было одно из немногих преимуществ «Снарка» над МБР, обретшими мобильность много позже. Система управления снаряда могла вывести его на цель даже при весьма сильном отклонении от точки старта.
Интересной особенностью ракеты являлась возможность (при условии отмены боевого задания) приведения ее к аэродрому и приземления для повторного использования. Из-за отсутствия шасси, для посадки ракеты подходили только очень ровные аэродромы — такие как летное поле Skid Strip [en] на Базе ВВС США на мысе Канаверал.
Работа над проектом началась в 1946 году. Первоначально было разработано две ракеты — дозвуковая (MX775A Snark ) и сверхзвуковая ( MX775B Boojum ) (из того же стихотворения: «Снарк был буджумом, понимаете». Сокращение бюджета угрожало проекту в первый год его реализации, но вмешательство генерала ВВС Карла Спаатца и промышленника Джека Нортропа спасло проект. Несмотря на это, ее финансирование Конгрессом было низким, и эта программа была упорна из-за изменений в спецификациях. Самый ранний запланированный срок — 1953 год — прошел, а проект все еще находился в разработке, и Стратегическое авиационное командование постепенно становилось все менее поддерживающим его. В 1955 году президент Дуайт Д. Эйзенхауэр приказал отдать первоочередное внимание межконтинентальным баллистическим ракетам и связанным с ними программам управляемых ракет .
Несмотря на значительные трудности с разработкой «Снарка» и оговорки Министерства обороны в отношении него, инженерные работы продолжались.
В 1957 году испытания «Снарка» показали предполагаемую круговую вероятную ошибку (CEP) в 31 километр; 20 миль (17 миль). К 1958 году система астрономической навигации, используемая «Снарком», позволила провести наиболее точный тест, который оказался на 7,4 км (4 морских мили) от цели. Однако этот очевидный сбой был, по крайней мере, частично вызван тем, что британские навигационные карты, используемые для определения положения острова Вознесения , основывались на определениях местоположения менее точных, чем те, которые используются на «Снарке». Ракета приземлилась там, где находился бы остров Вознесения, если бы при разработке карты использовались более точные методы навигации. Однако, даже с уменьшенным CEP, конструкция была заведомо ненадежной, и в большинстве испытаний возникали механические отказы за тысячи миль до достижения цели. Другие факторы, такие как уменьшение рабочей высоты с 46 000 до 17 000 метров (от 150 000 до 55 000 футов) и неспособность «Снарка» обнаруживать контрмеры и выполнять маневры уклонения, также сделали его сомнительным средством стратегического сдерживания.
Техническое описание
Струи самоходный 20,5 метровый Снарк ракета имела максимальную скорость около 1 050 километров в час (650 миль в час) и максимальный диапазон приблизительно 10200 километров (5,500 NMI). Его сложная система астрономической навигации дала заявленный КВО около 2400 метров (8000 футов).
Снарк представляла собой ракету с воздушным двигателем, предназначенную для запуска с платформы, установленной на грузовике, двумя твердотопливными ракетными ускорителями. Затем «Снарк» перешел на внутренний турбореактивный двигатель для остальной части полета. Это был двигатель Pratt and Whitney J57 , который был первым реактивным двигателем с тягой 44 000 Н (10 000 фунт-сил) или более. Поскольку у «Снарка» не было горизонтального хвостового оперения, он использовал элевоны в качестве основных управляющих поверхностей, и во время горизонтального полета он летел с необычно высоким углом носа. На заключительном этапе полета его ядерная боеголовка отделилась бы от фюзеляжа и затем следовала бы по баллистической траектории к цели. Из-за резкого смещения центра тяжести, вызванного разделением, фюзеляж совершил бы резкий маневр по тангажу, чтобы избежать столкновения с боеголовкой.
Одной из необычных возможностей ракеты «Снарк» была ее способность улетать от точки запуска на срок до 11 часов, а затем возвращаться для приземления. Если его боеголовка не отделяется от корпуса, то «Снарк» может летать неоднократно. Без какого-либо шасси «Снарк» должен был бы скользить до остановки на плоской ровной поверхности. Взлетно-посадочная полоса на станции ВВС на мысе Канаверал до сих пор известна как «Skid Strip» .
Классификация
Крылатые ракеты делятся
- по типу заряда:
- с ядерным снаряжением
- с обычным снаряжением
- по решаемым задачам (назначению):
- стратегические
- тактические
- оперативно-тактические
- по типу базирования:
- наземного
- воздушного
- морского
- подводного
В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).