Неуправляемая ракета «воздух-воздух» AIR-2 Genie (США)
Неуправляемая ракета «воздух-воздух» AIR-2 Genie (США)
В первые годы разработка ракет «воздух-воздух» сталкивалась с серьезными технологическими ограничениями, что приводило к необходимости поиска альтернативных решений. Одним из самых интересных результатов таких процессов стала ракета Douglas MB-1 / AIR-2 Genie, разработанная для ВВС США. Она представляла собой неуправляемый реактивный снаряд с ядерной боевой частью – единственный в своем роде.
Угрозы и ограничения
К середине пятидесятых годов СССР успел накопить существенные ядерные арсеналы и создать самолеты для доставки боеприпасов к целям на территории США. Американские ВВС активно прорабатывали разные способы противодействия возможному налету, однако не все они могли показать требуемую эффективность.
Наиболее перспективными считались авиационные ракеты «воздух-воздух», но разработка головок самонаведения для них сталкивалась с разного рода трудностями. Следствием этого стало предложение о применении боевых частей повышенной мощности, способных компенсировать промах. Высокую эффективность при стрельбе по строю бомбардировщиков мог показать компактный, но достаточно мощный ядерный заряд. В теории, он даже позволял обойтись без ГСН.
В 1954 г. компания Douglas Aircraft начала проработку облика перспективной авиационной ракеты, предназначенной специально для борьбы с советскими бомбардировщиками. С целью ускорения работ было предложено использовать самые простые компоненты и устройства, отказавшись от разработки сложных новых изделий.
На стадии предварительной проработки новый проект носил несколько рабочих обозначений – Bird Dog, Ding Dong и High Card. Позже появились индекс MB-1 и название Genie. В начале шестидесятых годов ВВС ввели новую систему обозначений вооружений, и ракета MB-1 сменила название на AIR-2. Соответствующим образом переименовали и ее модификации.
Особый облик
Предложенный облик перспективной ракеты сочетал в себе простоту и смелость. Предусматривалось строительство неуправляемого боеприпаса с твердотопливным двигателем и ядерной боевой частью малой мощности. Предполагалось, что радиус поражения боеголовки будет достаточен для компенсации возможного отклонения от линии прицеливания и сможет обеспечить поражение нескольких бомбардировщиков в одном строю.
MB-1 получила цилиндрический корпус с оживальной головной частью. В хвосте корпуса поместили Х-образные стабилизаторы. Плоскость состояла из неподвижной корневой детали и выдвигаемой консоли. Стабилизаторы отличались малым удлинением и изломанной передней кромкой с большой стреловидностью. Внутренние объемы корпуса отдавались под боевую часть, связанные с ней агрегаты и двигатель. Ракета имела длину 2,95 м при диаметре корпуса 445 мм. Стартовая масса – 373 кг.
В хвосте ракеты поместили твердотопливный двигатель Thiokol SR49-TC-1 с тягой 16350 кгс. С его помощью изделие могло развить скорость до М=3,3 и пролететь около 6 миль (менее 10 км). Маневрирование в полете исключалось, но стабилизаторы должны были обеспечить удержание на заданной траектории.
Под головным обтекателем «Джини» располагалась ядерная боевая часть типа W25, созданная специально для этой ракеты. БЧ имела длину 680 мм и диаметр 440 мм, масса – ок. 100 кг. Использовался комбинированный заряд на основе урана и плутония, помещенный в герметичный корпус. Расчетная мощность подрыва – 1,5 кт ТНТ. Этого хватало для гарантированного поражения воздушных целей в радиусе 300 м и для серьезного воздействия на более удаленные объекты.
Изделие W25 оснастили дистанционным взрывателем с несколькими ступенями предохранения. Первая ступень снималась при пуске ракеты, вторая – после выгорания двигателя. За это время самолет-носитель должен был удалиться от опасной зоны. Подрыв осуществлялся при помощи дистанционного взрывателя в заранее запрограммированной точке траектории.
Носителями ракеты MB-1 Genie могли стать несколько тактических самолетов американской разработки. В этой роли рассматривались истребители и перехватчики F-89 Scorpion, F-101 Voodoo, F-102 Delta Dagger, F-104 Starfighter и F-106 Delta Dart. При этом не все планы удалось реализовать. Так, для истребителя F-102 создали комплект дополнительного оборудования, но на вооружение он не поступил. Для подвески ракеты на F-104 использовалось специальное устройство, отличавшееся сложностью и не нашедшее широкого применения.
При помощи своей аппаратуры самолет-носитель MB-1 должен был определять параметры групповой воздушной цели, а также рассчитывать момент пуска и расчетную дальность полета ракеты. Необходимые данные вводились в аппаратуру ракеты, после чего производился пуск. Затем истребитель-носитель должен был выполнять маневр уклонения и уходить из опасной зоны.
Испытания и развертывание
В 1956 г. компания «Дуглас» провела первые испытания опытной ракеты с весовым имитатором БЧ. Ракета отличалась простотой, что позволило завершить все проверки и доводку всего за несколько месяцев. Уже в первых месяцах 1957 г. вышел приказ о принятии ракеты MB-1 на вооружение ВВС США.
Отмечалось, что новое оружие имеет ряд положительных особенностей. Ядерная БЧ обеспечивала поражение или повреждение целей в радиусе нескольких сотен метров. Полет ракеты на максимальную дальность занимал всего 10-12 секунд, что не оставляло противнику времени для ответа. Отсутствие каких-либо средств наведения делало бесполезными любые системы противодействия. В условиях реального конфликта ракеты «Джини» могли внести самый серьезный вклад в защиту страны от нападения. В то же время, новое оружие оказывалось не слишком простым в эксплуатации и применении, а также достаточно опасным для носителя.
В том же 1957 г. запустили серийное производство новых ракет в нескольких версиях. Для боевого применения выпускали изделия MB-1 в полной комплектации. Также производилась учебная версия ракеты MB-1-T. Вместо ядерной БЧ она несла дымовой заряд, обозначавший точку подрыва.
Серийное производство ракет продолжалось до 1962 г. За несколько лет произвели 3150 изделий в боевой конфигурации и несколько сотен учебных. Такой запас обеспечивал подготовку летного состава и отражение возможного удара, и производство решили прекратить. Кроме того, в ближайшем будущем ожидалось появление управляемых ракет с требуемой эффективностью – после этого от неуправляемого оружия можно было отказаться.
Впрочем, это не исключало необходимость модернизации наличного оружия. В начале шестидесятых велась разработка улучшенной версии ракеты MB-1 под обозначением MMB-1. Главное ее отличие заключалось в двигателе с более высокими характеристиками. MMB-1 не пошла в серию, но двигатель использовали при модернизации ракет на хранении. Серийные MB-1 / AIR-2A с новым двигателем и увеличенной дальностью стрельбы получили обозначение AIR-2B.
Основным эксплуатантом ракет Genie были ВВС США. Они получили основную массу серийных ракет и располагали большим количеством самолетов-носителей. Также такое оружие поставлялось ВВС Канады в рамках программы ядерного обмена. Канадские ракеты использовались истребителями CF-101 Voodoo. Интерес к американскому оружию проявляли КВВС Великобритании. Они планировали использовать импортные ракеты на самолетах Lightning, но это предложение не было реализовано.
Ракета в эксплуатации
Всего через несколько месяцев после принятия на вооружение ракету MB-1 Genie в боевой конфигурации использовали в испытаниях. 19 июля 1957 г. в рамках операции Plumbbob состоялся подрыв с шифром John. Истребитель F-89J ВВС США под управлением капитана Эрика У. Хатчисона и капитана Альфреда С. Барби выполнил пуск ракеты над полигоном в Неваде. Взрыв изделия W25 произошел на высоте ок. 5,5-6 км.
Согласно расчетам, подрыв и излучение от него не должны были оказать существенного влияния на наземные объекты. Для подтверждения этого под точкой взрыва присутствовала группа из пяти офицеров и фотографа в летнем обмундировании. Регистрирующая аппаратура подтвердила, что поражающие факторы не добрались до земли. Самолет-носитель тоже не пострадал. Он продолжил службу в ВВС, потом попал в Нацгвардию, а после списания стал памятником самому себе и ракетам.
Самолеты с ядерными неуправляемыми ракетами заступили на дежурство и вносили существенный вклад в обеспечение ПВО США и Канады. В 1963 г. была введена новая система обозначений, и «Джини» продолжили службу под измененными названиями. Базовую MB-1 переименовали в AIR-2A, модернизированную – в AIR-2B. Учебный вариант стали называть ATR-2A.
Несмотря на ограниченные летные характеристики и сравнительно низкую точность, ракеты MB-1 / AIR-2 считались достаточно эффективным и удачным оружием для истребителей-перехватчиков, пригодным для дальнейшей эксплуатации. Уже в шестидесятых годах истребители ПВО получили новое управляемое ракетное вооружение, но от неуправляемых Genie отказываться не торопились. Обычные и ядерные ракеты дополняли друг друга.
ВВС Канады продолжали эксплуатацию ракет AIR-2 до 1984 г. Отказ от такого оружия был связан, в первую очередь, с устареванием самолетов-носителей CF-101, а более новая авиационная техника уже не могла использовать имеющиеся ядерные ракеты. Схожие процессы наблюдались и в ВВС США. К середине восьмидесятых из всех носителей AIR-2 в строю оставались только истребители F-106. В 1988 г. их сняли с вооружения, и вместе с этим завершилась служба ракет «Джини».
По мере истечения сроков хранения ракеты AIR-2 списывались и утилизировались. Последние остатки арсеналов отправились на разборку в начале девяностых. Впрочем, не все Genie были уничтожены. Около двух десятков таких изделий лишились внутренних агрегатов и стали экспонатами разных музеев США. Истребитель F-89J, в свое время выполнивший единственный учебный запуск боевой ракеты, тоже стал любопытным историческим экспонатом.
Неуправляемая ядерная ракета «воздух-воздух» MB-1 / AIR-2 состояла на вооружении около 30 лет и внесла заметный вклад в ПВО США. На момент своего появления такое оружие было весьма эффективным и полезным, но новые технологии вскоре сделали бесперспективной ее базовую концепцию. А также позволили создать управляемую ракету с ядерным оснащением.
Пожар, вызванный самозапуском ракеты, произошедший 29 июля 1967 года около 10:50 по местному времени в Тонкинском заливе на борту авианосца «Форрестол».
По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты «Зуни» под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолётов F-4 «Фантом». Самолёт готовился к нанесению удара по территории Вьетнама в ходе участия США в войне во Вьетнаме (1965—1973 годы).
В результате инцидента погибло 134 и ранен 161 человек. Материальный ущерб составил 75 млн долл. (509 млн долл. в современных ценах), не считая стоимости сгоревших самолётов [2] [3] .
![]() | |
![]() | Образцы НАР в аэробаллистической лаборатории ИСВ (1957) |
---|
- Калибр снаряда: 127 мм
- Длина снаряда: 2790 мм
- Масса снаряда: 48,5 кг
- Масса боевой части: 21,0 кг
- Тип боевой части: осколочно-фугасная, фугасная, бронебойная
- Наибольшая скорость снаряда: 1000 м/с
- Дальность стрельбы: 9000 м
- Число направляющих пусковой установки: 1—4
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации F-89D. Источник данных: Standard Aircraft Characteristics [3] .
Технические характеристики
- Экипаж: 2 (пилот и бортоператор)
- Длина: 16,4 м
- Размах крыла: 18,2 м (с блоками НАР на законцовках)
- Высота: 5,33 м
- Площадь крыла: 60,39 м²
- Стреловидность по передней кромке: 5° 8′
- Коэффициент удлинения крыла: 5,15
- Средняя аэродинамическая хорда: 3,7 м
- Профиль крыла: NACA 0009-64
- Колея шасси: 6,68 м
- Масса пустого: 11 428 кг
- Масса снаряжённого: 13 082 кг
- Нормальная взлётная масса: 19 160 кг
- Максимальная взлётная масса: 21 155 кг
- Максимальная посадочная масса: 17 581 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 5224 кг (+ 1769 кг в ПТБ под крылом)
- Объём топливных баков: 6708 л (+ 2270 л в ПТБ под крылом)
- Силовая установка: 2 × ТРДФAllisonJ35-A-35
- Бесфорсажная тяга: 2 × 24,2 кН (2468 кгс) (максимальная)
- нормальная: 2 × 21,6 кН (2202 кгс)
- Форсажная тяга: 2 × 32,0 кН (3266 кгс)
- Длина двигателя: 4,97 м
- Диаметр двигателя: 0,94 м
- Сухая масса двигателя: 1293 кг
- Бесфорсажная тяга: 2 × 24,2 кН (2468 кгс) (максимальная)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1032 км/ч
- Крейсерская скорость: 713 км/ч
- Скорость сваливания: 219 км/ч (при нормальной взлётной массе)
- Боевой радиус: 615 км
- с ПТБ под крылом: 950 км
- Перегоночная дальность: 2200 км
- Практический потолок: 14 783 м
- Скороподъёмность: 42,47 м/с
- Время набора высоты:
- 12192 м за 11,4 мин
- 15240 м за 29,2 мин
- Нагрузка на крыло: 317 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 0,26 / 0,34 (на максимале / с форсажем)
- Длина разбега: 1036 м (при нормальной взлётной массе)
- Длина пробега: 828 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 5,67 g
Вооружение
- Неуправляемые ракеты: 104 × 70 мм ракеты FFAR на законцовках
- Подвесные топливные баки: 2 × 1135 л под крылом
Операция Plumbbob John [ править ]
Операция Plumbbob John, ядерное испытание 19 июля 1957 года — было единственным испытанием AIR-2 «Genie» со штатной боевой частью. Опыт был проведен по настоянию ВВС США, желавших продемонстрировать безвредность ядерной боеголовки для применения над населенными районами США. Истребитель-перехватчик F-89J, пилотируемый капитаном Эриком В. Хатчинсоном и капитаном Альфредом С. Барби запустил ракету над атомным полигоном в Неваде.
Ракета взорвалась на высоте 4,6 км над расчётной точкой. Группа из пяти добровольцев офицеров ВВС США стояла прямо под эпицентром взрыва с непокрытыми головами, чтобы продемонстрировать низкую опасность воздушных ядерных взрывов. Полученная ими доза радиации оказалась незначительной, и даже меньшей чем у пилотов самолётов, пролетевших через облако взрыва спустя десять минут.
Ракеты класса «воздух-земля»
Тактическая ракета AGM-12 «Булпап» («Bullpup») является первой системой управляемого оружия класса «воздух-земля» (рис. 1.53), производство которого осуществлялось крупными сериями. Толчком к созданию управляемой ракеты послужил негативный опыт бомбардировок мостов палубной авиацией ВМС США в ходе войны в Корее. Принята на вооружение в 1957 г. Эта ракета имела радиокомандную систему наведения и, наряду с полубронебойной боевой частью, могла оснащаться ядерной БЧ с ЯЗ W-45 весом 75 кг.
Ракета с ядерной БЧ имела индекс GAM-83В, замененный в последствии на AGM-12D. Мощность ядерного заряда W45 составляла 15 кт.
С 1959 по 1970 гг. было собрано более 22100 ракет AGM-12В/D. Серийное производство ракет было прекращено в 1970 г. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, состояли на вооружении с 1961 г. по 1977 г.
На вооружении тактической авиации также находилась ракета «Срэм», носителем которой из числа тактической авиации являлся только истребитель-бомбардировщик FB-111.
Ракета «Хопи» была одним из элементов программы комплексного перевооружения ВМС США, которая включала в себя как неуправляемые авиационные ракеты, так и управляемые авиационные ракеты различного класса, противолодочные ракеты, исследовательские ракеты и образцы конвенционального ракетно-артиллерийского вооружения флота [4] [5] .
«Хопи» представляла собой дальнейшее развитие НАР «BOAR», также разработанной в Чайна-Лейк. Основными конструктивными отличиями от исходника были увеличившаяся масса и дальность действия, изменившиеся аэродинамические характеристики [6] . Для снаряжения ракеты была предназначена термоядерная боевая часть W50, идентичная используемой на зенитных управляемых ракетах армейского комплекса противоракетной обороны Nike Zeus [3] .
Испытания ракеты велись в 1958 году. Уже в июне 1958 года авторитетное издание в сфере ракетостроения журнал Missiles and Rockets опубликовал материал, в котором со ссылкой на информированные источники в ВМС США сообщалось, что ракета уже вышла за пределы стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [4] . Дальнейшие работы над проектом были прекращены в декабре того же года и более не возобновлялись [6] .
- 2 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
В ходе боев за Филиппины 1941 года императорская армия захватила несколько Bantam BRC-40. Эти легкие вездеходы были новинкой и вскоре их отправили в Японию для изучения.
( Читать дальшеCollapse )
- 1 comment
- Leave a comment
- Share
- Flag
Справочник строго секретен, только для пилотов и астронавигаторов космофлота СССР-3 — перед просмотром сьесть!
- 5 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Летом 1944 года ВВС Армии США поручили Republic разработать реактивный истребитель-бомбардировщик на замену Р-47. Одной из самых первых идей было использование планера от Р-47 с минимальным количеством изменений, благо, что размеры самолёта позволяли поместить реактивный двигатель без особых проблем. Предполагалось установить на самолёт двигатель TG-180 (позже был предложен J35). Всего было проработано 4 варианта размещения силовой установки.
( Read more. Collapse )
- 3 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
- 6 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Дизельпанк — понятие , как ни крути, аморфное. Когда эта эпоха началась и когда закончилась определить непросто. Характеризуется она некими артефактами материальной и художественной культуры, а также некоторыми, с точки зрения людей начала 21-го века, совершенно фантастическими трендами, например, трансформацией изобретателей века 19-го во всесильных техноманьяков-отшельников. На самом деле никаких техноманьяков не было, так как к началу второй четверти 20-го века техника стала настолько сложной, что для продвижения вперед потребовался согласованный труд больших творческих коллективов.
Вернемся к материальным артефактам. Итак, в эпоху дизельпанка в Америке и Азии архитектура должна быть исключительно в стиле «арт-деко» (как и все внутренности этой архитектуры), а в Европе, конечно же, в стиле , который так и не получил общепризнанного названия. Его называли «европейский стиль», «большой стиль» и , даже, «модерн», хотя «модерн» относится к эпохе , известной как «бель-арт». Этот стиль был известен в США, как «международный». Когда в 1950х возобновилось строительство небоскребов , он стал доминировать повсюду в мире. Если дело происходит в Америке, то желательно обилие небоскребов, ежели в Европе, то не обязательно.
PSFS Building
150 метров, 38 этажей. Самое высокое здание в Пеннсильвании и Филадельфии с 1932 по 1972 годы. Но главное то, что это единственный довоенный небоскреб в США, построенный в «международном стиле».
15 000 футов (4,5 км).
Перехват советских стратегических бомбардировщиков был главной военной задачей конца 1940-х и 1950-х годов. Открытие в 1947 году, что Советский Союз произвел реконструированную копию Boeing B-29 Superfortress , Туполев Ту-4 (по классификации НАТО «Бык»), который мог достичь континентальной части Соединенных Штатов в результате односторонней атаки. , а затем Советы, разработавшие свою атомную бомбу в 1949 году, вызвали серьезное беспокойство.
Второй мировой войны -Возраст истребитель Вооружение пулеметов и пушек было недостаточно , чтобы остановить нападения массированных формирований высокоскоростных бомбардировщиков. Стрельба большими залпами неуправляемых ракет по группам бомбардировщиков была не намного лучше, а настоящие ракеты класса «воздух-воздух» находились в зачаточном состоянии. В 1954 году компания Douglas Aircraft начала программу по исследованию возможности создания ядерного оружия класса «воздух-воздух». Чтобы обеспечить простоту и надежность, оружие не будет управляемым, поскольку большой радиус взрыва делает ненужной точность.
Тогдашний сверхсекретный проект имел разные кодовые названия, такие как Bird Dog , Ding Dong и High Card . Полномасштабная разработка началась в 1955 году, с испытательных пусков ракет с инертной боеголовкой, начавшихся в начале 1956 года. Окончательный проект имел ядерную боеголовку W25 мощностью 1,5 килотонны и был оснащен твердотопливным ракетным двигателем Thiokol SR49-TC-1 мощностью 162 кН. (36000 фунтов силы ) тяги, достаточной для разгона ракеты до 3,3 Маха во время ее двухсекундного горения. Общее время полета составило около 12 секунд, за это время ракета преодолела 10 км (6,2 мили). Наведение, взведение и стрельба орудия координировались системой управления огнем самолета-носителя. Детонация производилась с помощью взрывателя с временной задержкой , хотя взрыватель не включал боеголовку до тех пор, пока двигатель не сгорел, чтобы дать самолету-стартеру достаточно времени, чтобы развернуться и уйти. Однако механизма обезвреживания боевой части после пуска не было. Смертельный радиус взрыва оценивался примерно в 300 метров (980 футов). После выстрела из-за короткого времени полета и большого радиуса взрыва бомбардировщик практически не смог избежать разрушения.
Новая ракета поступила на вооружение под обозначением MB-1 Genie в 1957 году. Первые эскадрильи перехватчиков, несущие MB-1, заявили о своей начальной боевой готовности 1 января 1957 года, когда несколько ракет и 15 перехватчиков F-89 могли нести они были размещены на базе ВВС Вуртсмит на севере Мичигана и на базе ВВС Гамильтон за пределами Сан-Франциско. К следующему году 268 F-89 получили необходимые модификации пилона крыла и системы управления огнем для ношения оружия. Официально известная как MB-1 Genie , экипажи и пилоты часто прозвали ракету «Динг-Донг». Около 3150 ракет Genie было произведено до окончания производства в 1963 году. В 1962 году оружие было переименовано в AIR-2A Genie . Многие снаряды были модернизированы улучшенными ракетными двигателями с увеличенным сроком службы; модернизированное вооружение, иногда известное (по-видимому, только полуофициально) как АИР-2Б . Инертный учебный снаряд, первоначально MB-1-T, а затем ATR-2A , также производился в небольших количествах — учебный вариант был известен канадским экипажам как «дум-дум».
Живой «Джинн» был взорван только один раз, во время операции «Пламбоб», 19 июля 1957 года. Он был запущен капитаном ВВС Эриком Уильямом Хатчисоном (пилот) и капитаном ВВС Альфредом Барби (оператор радара), летевшими на F-89J над Юкка-Флэтс . Источники различаются в зависимости от высоты взрыва, но она была между 18 500 и 20 000 футов (5600 и 6 100 м) над средним уровнем моря. Группа из пяти офицеров ВВС США вызвалась стоять без шляпы в своей легкой летней форме под взрывом, чтобы доказать, что оружие безопасно для использования в населенных пунктах. Их сфотографировал фотограф Министерства обороны Джордж Йошитаке, который стоял рядом с ними. Дозы гамма- и нейтронов, полученные наблюдателями на земле, были незначительны. Дозы, полученные экипажем, были самыми высокими для летчиков, которым было поручено проникнуть в облако взрыва через десять минут после взрыва.
Находясь на вооружении ВВС США, Genie эксплуатировался на F-89 Scorpion , F-101B Voodoo и F-106 Delta Dart . Хотя изначально предполагалось, что Genie будет перевозиться на истребителе F-104 Starfighter с использованием уникальной трапециевидной направляющей для запуска, проект так и не продвинулся дальше фазы испытаний. Convair предложил модернизированный F-102 Delta Dagger , который был бы совместим с Genie, но он тоже не был принят. Оперативное использование Genie было прекращено в 1988 г. с изъятием из эксплуатации перехватчика F-106.
Единственным другим пользователем Genie была Канада, чьи CF-101 Voodoos перевозили Genies до 1984 года по схеме с двойным ключом, когда ракеты хранились под контролем Соединенных Штатов и отправлялись в Канаду при обстоятельствах, требующих их использования. RAF кратко рассмотрели ракету для использования на английском языке Electric Lightning .
Функции безопасности включали окончательную постановку на охрану путем определения ускорения и замедления быстроходного самолета на большой высоте. Оружие было сконструировано слишком рано, чтобы использовать устройство защиты канала разрешающего действия .
F-89J, который использовался для запуска единственного живого испытания, выставлен на статической выставке в Национальной гвардии Монтаны в Грейт-Фоллс, штат Монтана .
Развёртывание [ править ]
Ракеты развертывались на истребителях-перехватчиках с 1958 года. Их основными носителями стали Northrop F-89 Scorpion, McDonnell F-101 Voodoo и Convair F-106 Delta Dart. Предполагалось также применять ракету с борта истребителей-перехватчиков Lockheed F-104 Starfighter. Ряд самолётов был оборудован трапецией для выведения ракеты из-под фюзеляжа, во избежание повреждения конструкции реактивной струей. Но на практике ни одна AIR-2 на F-104 не базировалась — было выяснено, что небольшая длина стоек шасси с трудом позволяет даже подвешивать ракету и взлетать с ней, но садиться было уже невозможно. [3] .
Единственным экспортным эксплуатантом AIR-2 «Genie» была Канада, ВВС которой получили запас ракет для своих перехватчиков CF-101 в 1963 году. Ракеты оставались в арсенале канадских ВВС до 1984 года, хотя при этом считались собственностью США и оставались на базах хранения под наблюдением американских офицеров.
В 1963 году, обозначение ракеты было сменено на AIR-2 (литера «R» обозначала «Rocket», то есть неуправляемый снаряд). Производство ракет было прекращено в 1962 году, после производства почти 3500 снарядов, включая учебные. С 1965 года, Thiokol начала производство улучшенных двигателей, которые вскоре смонтировали на всех ракетах в ходе модернизации.
Ракета оставалась на вооружении очень долго — более 25 лет. Она намного пережила более совершенный управляемый атомный снаряд класса «воздух-воздух» — AIM-26 Falcon, снятый с вооружения ещё в 1972. Причиной тому была её чрезвычайная простота и надежность, при достаточно высокой расчётной эффективности. Ракета не была подвержена действию средств РЭБ противника, ибо попросту не имела системы управления, на которую можно было бы воздействовать. Ни один тип советских бомбардировщиков не смог бы избежать поражения точно запущенной AIR-2, из-за её скорости и огромной разрушительной силы. Списание ракеты состоялось в 1984 году лишь потому, что были списаны Convair F-106 Delta Dart — последние самолёты, способные её нести. Фирма Douglas предлагала продлить эксплуатацию ракет, разместив её на борту более новых самолетов, но решение было сочтено неэкономичным.