12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противокорабельная крылатая ракета Gabriel (Израиль)

Противокорабельная крылатая ракета Gabriel (Израиль)

КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ

Крылатая ракета— беспилотный летательный аппарат однократного запуска, траектория полёта которого определяется аэродинамической подъемной силой крыла , тягой двигателя и силой тяжести.

1. Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию , что создаёт трудности для ПВО противника.

2. Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа.

3.Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью.

Недостатки

1. Иногда относительно небольшие скорости (порядка скорости звука).

2. Высокая стоимость.

Первые образцы

Идея создания беспилотных летательных аппаратов для поражения кораблей противника появилась ещё в Первую мировую войну. Первые попытки применения авиации против военных кораблей продемонстрировали, что это существенно сложнее, чем предполагалось в теории: попасть бомбой в маневрирующий и отстреливающийся из зенитных орудий корабль оказалось чрезвычайно сложно, а торпедоносная авиация и пикирующие бомбардировщики только начинали разрабатываться.

Ещё в 1914 году американский изобретатель Сперри предложил проект «летающей торпеды», управляемой гироскопическим автопилотом. Торпеда должна была запускаться с палубы военного корабля по кораблю противника, и, автоматически удерживаясь на курсе, поражать противника в борт или в надстройку. Немецкий флот в 1915—1918 годах экспериментировал с планирующими торпедами «Сименс», управляемыми по кабелю с борта цеппелина.

После окончания Первой мировой войны быстрое совершенствование торпедоносной авиации и появление пикирующих бомбардировщиков дало, как представлялось, достаточно эффективные авиационные средства поражения кораблей противника и интерес к управляемому противокорабельному оружию временно уменьшился. Вновь появился он уже в годы Второй мировой войны, когда развитие радаров, средств управления зенитным огнём и палубной авиации сделали атаки пикировщиков и торпедоносцев чрезвычайно затруднительными и рискованными.

Первыми специализированное противокорабельное оружие создали немцы. В 1943 году ими была успешно применена планирующая бомба/ракета [К 1] Henschel Hs 293. Управляемая с борта самолёта-носителя, бомба запускалась за пределами радиуса эффективного действия, по крайней мере малокалиберной зенитной артиллерии противника. Ряд кораблей союзников был потоплен или повреждён этим оружием в 1943—1944 годах, но развитие средств РЭБ и усовершенствование ПВО положило конец её применению.

В 1945 году ВМФ США в рамках программы SWOD разработал прямого предшественника современных противокорабельных крылатых ракет — самонаводящуюся планирующую бомбу ASM-N-2 Bat. Бомба наводилась на цель с помощью активной радиолокационной головки самонаведения и могла поразить цель с расстояния в 32 километра. Принятая на вооружение в январе 1945 года, бомба применялась с относительным успехом во время боевых действий на Тихом Океане, но скорое окончание войны и практически полное прекращение японского судоходства помешало её широкому развёртыванию.

Противокорабельные ракеты эпохи «Холодной войны»

После окончания Второй мировой эстафета в развитии противокорабельных ракет перешла к СССР. США, рассматривая атомную бомбу как «абсолютное оружие», в том числе и в войне на море, мало интересовались развитием специализированного противокорабельного управляемого оружия.

В 1950-х в СССР были разработаны первые противокорабельные ракеты: авиационная КС-1 Комета и КСЩ корабельного базирования. Ракеты рассматривались советским командованием как эффективное средство парирования подавляющего превосходства НАТО в тяжёлых надводных кораблях. Именно в СССР была создана получившая широкое распространение ракета П-15 «Термит» — первая в мире противокорабельная ракета контейнерного хранения, приспособленная к установке практически на любой военный корабль или катер.

Ввиду появления в середине 1950-х зенитных ракет корабельного базирования, вроде RIM-2 «Terrier» и RIM-8 «Talos», эффективность дозвуковых противокорабельных ракет существенно снизилась и в 1960-х, чтобы решить эту проблему, СССР принял на вооружение сверхзвуковые противокорабельные ракеты, К-10С, Х-22 и П-35.
В других странах развитию противокорабельных ракет не уделялось особого внимания. Единственной страной, кроме СССР, где ПКР активно разрабатывались в 1950-х, была Швеция [К 2] .
21 октября 1967г у берегов Порт-Саида ракетами П-15 «Термит» выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» был потоплен израильский эсминец Эйлат, то был первый случай боевого применения противокорабельных ракет [1] [2] .
Только в 1960-х, после первых случаев успешного применения противокорабельных ракет советского производства в локальных конфликтах, эффективность специализированного противокорабельного оружия была оценена должным образом. Первой разработанной не в СССР и не в Швеции противокорабельной ракетой была израильская Gabriel, принятая на вооружение в 1970 году.

Противокорабельные ракеты современного типа

К 1970-м стало ясно, что летящие на большой высоте сверхзвуковые противокорабельные ракеты не являются идеальным решением. Из-за большой высоты полёта они засекались радарами противника на значительной дистанции и, несмотря на сверхзвуковую скорость ПКР, у противника было вполне достаточно времени для принятия контрмер: использования средств радиоэлектронной борьбы или зенитных ракетных комплексов. Практика Вьетнамской войны показала, что даже для пилотируемых самолётов скорость и высота полёта не гарантируют защиты от ЗРК подобных С-75.

Решением проблемы мог бы стать переход на малые и сверхмалые высоты полёта. Но для сверхзвуковых противокорабельных ракет полёт на сверхмалой высоте был затруднителен из-за резкого роста сопротивления воздуха и, соответственно, расхода топлива, что сильно сокращало радиус действия. Как частичное решение проблемы были разработаны сверхзвуковые ракеты с комбинированной схемой полёта, вроде П-700 Гранит и П-800 Оникс: ракета летела большую часть траектории на большой высоте (порядка 15000-20000 метров), и лишь вблизи цели снижалась до высоты 20-50 метров, тем самым затрудняя сопровождение ракеты радарами противника. Но это было лишь частичным решением проблемы — барражирующие перехватчики Grumman F-14 Tomcat и дальнобойные зенитные ракеты SM-1ER могли сбить ПКР ещё на высотном участке траектории.

В качестве решения проблемы была разработана концепция дозвуковой крылатой ракеты, совершающей ВЕСЬ полёт на сверхмалых высотах 2-4 метра над водой. Атака такой ракеты была бы для корабля противника полным сюрпризом: его радары засекли бы ракету только тогда, когда она появилась бы из-за радиогоризонта в непосредственной близости от него, оставляя противнику минимум времени для обороны.

Первой ракетой, реализующей (не полностью) подобную концепцию, стал появившийся в 1972 году советский П-70 Аметист, хотя он не полностью соответствовал требованиям из-за сравнительно большой высоты полёта над водой — 60 метров. За ним последовала в 1975 году французская MM-38 Exocet, первая «классическая» противокорабельная ракета, имевшая дозвуковую скорость полёта при высоте 1-2 метра над поверхностью воды. Развитием концепции стали появившийся в 1977 американский RGM-84 «Harpoon», итальянская Otomat, советская Х-35 «Уран» и противокорабельная версия КР «Томагавк» — TASM (Tomahawk anti-ship missile).

Современные ПКР

В настоящее время развитие противокорабельного оружия продолжается. Основным направлением развития ПКР стало уменьшение их заметности для радаров противника (путём внедрения технологий малой заметности), усовершенствование ГСН, увеличение дальности пуска и увеличение скорости ракеты. Подавляющее большинство современных противокорабельных ракет — низколетящие дозвуковые крылатые ракеты. Ряд стран, включая Россию, Индию, Китай и Тайвань, продолжают разработку сверхзвуковых противокорабельных ракет. Главной проблемой являются значительные габариты сверхзвуковых ПКР и их небольшой радиус действия при полёте на сверхмалых высотах (не по комбинированной траектории). Так, радиус действия российско-индийской сверхзвуковой ПКР PJ-10 «БраМос» при полёте по комбинированной траектории составляет 300 км, а при полете исключительно на малой высоте — 120 км.

В попытке решить эту проблему в России была разработана противокорабельная ракета Калибр, выполняющая основную часть полёта на сверхмалой высоте и на дозвуковой скорости, а вблизи цели — резко ускоряющейся для быстрейшего преодоления оставшейся до противника дистанции.

В США в настоящее время разрабатывается малозаметная высокоавтономная противокорабельная ракета LRASM, которая будет способна осуществлять самостоятельный поиск, идентификацию цели, прокладку маршрута и поражение противника на большой дистанции без необходимости предварительной прокладки курса или внешнего целеуказания. Также, состоящая на вооружении ЗУР SM-6 (оснащенная активной головкой самонаведения) была адаптирована для поражения надводных целей на дистанции 250-400 км, и успешно испытана в роли сверхзвуковой противокорабельной ракеты.

Читать еще:  Водородная бомба Mk.53 (США)

В 2016 году СМИ сообщили, что Россия разрабатывает и испытывает гиперзвуковую противокорабельную крылатую ракету Циркон, которой планируется вооружить тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», а также проектируемые атомные многоцелевые подводные лодки пятого поколения «Хаски». [3] [4]

Наземный компонент триады

Основным средством доставки наземного базирования, возможно, являются 16 ракет «Иерихон-3». Как сообщает израильская пресса, разработка этой модели была завершена в 2005 году. «Иерихон-3» является развитием ракеты «Иерихон-2» [9] .

Технические характеристики ракет «Иерихон-3» [10] :

  • Класс: Баллистическая ракета средней дальности
  • Перемещение: Автоплатформа
  • Количество ступеней: 3 твердотопливные
  • Длина: 15,50 м
  • Диаметр: 1,56 м
  • Стартовая масса: 29 000 кг
  • Масса головной части: 1300 кг
  • Полезная нагрузка: 750 кг
  • Дальность полёта: до 6500 км
  • На боевом дежурстве с: 2008 года
Внешние видеофайлы
Испытания баллистической ракеты. Израиль. 04.05.2015 года.

Успешное проведение испытаний баллистической ракеты, запущенной с военного полигона, расположенного в центре Израиля, состоялось в мае 2015 года. Министерство обороны Израиля сообщило, что испытания были нацелены на тестирование работы ракетного двигателя. Речь идет о ракете, способной не только нести ядерный заряд, но и выводить на орбиту спутники [11] .

Информация

Все права на информационные материалы принадлежат их владельцам . Место: Новости ВМФ России/NavyOfRussia, Россия

Другое

  • Статьи 30
  • Участники 1 077
  • Фотографии 135
  • Ещё.
  • Аудиозаписи 2
  • Видео 155
  • Ссылки 15
  • Контакты 1
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    3 584 записи

    Для Кронштадтского морского кадетского военного корпуса созданы и испытаны два радиоуправляемых катамарана.

    Для Кронштадтского морского кадетского военного корпуса созданы два радиоуправляемых катамарана. Показать полностью. Катамараны успешно прошли испытания на открытой воде Финского залива. По своей сути катамараны представляют собой мобильные многоцелевые роботизированные комплексы (катамараны-лаборатории), получившие наименование «Кадет-М». Учебные и технологические задачи для катамарана разработаны методистами лабораторий инновационных образовательных технологий и технических средств обучения Кронштадтского Морского Кадетского Военного Корпуса, а также кадетами и преподавателями кружка «Инженеры будущего». Создание корпуса катамаранов велось в тесном сотрудничестве с Центром развития инноваций Политехнического университета (Санкт-Петербург) и Объединенной судостроительной корпорации, в лице Средне-Невского судостроительного завода. В проекте безэкипажного катамарана реализован искусственный интеллект.

    Катамаран предназначен для учебных научно-исследовательских целей:

    — проведения экспериментов и исследований в условиях морского похода в разных широтах, проведения экспериментов и исследований акваторий,

    Катамаран смоделирован как легкосборный конструктор — алюминиевая рама с поплавками из углепластика, вес около 100 кг; развивает скорость — 12 узлов. Несет на борту три сменных модуля с исследовательским оборудованием, в том числе и модуль с роботизированным рукой-манипулятором. Наряду с этим, катамаран оснащен датчиками системы технического зрения и навигации. В настоящее время идет внедрение радиоуправляемого безэкипажного ктамарана в учебный процесс (разрабатываются специальные образовательные методики).

    Внедрение данного вида высокотехнологичного учебного оборудования в систему образования Кронштадтского морского военного корпуса позволяет существенно повысить интерес кадет к изучению предметов, как основного общего образования, так и поднять на более высокий качественный уровень их технические навыки и компетенции.

    Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов дал указание проанализировать опыт использования радиоуправляемых катамаранов в учебном процессе военно-морских учебных заведений и широко использовать его в довузовских образовательных организациях ВМФ. Прорабатывается вопрос создания кадетского флота морских беспилотников, в рамках организуемой по указанию Главкома ВМФ на базе Кронштадтского Морского Кадетского Военного Корпуса инженерно-технической школы IT-технологий военно-морской направленности.

    В реализации проекта участвуют Кронштадтский морской кадетский военный корпус, Санкт-Петербургского политехнический университет, Объединенная судостроительная корпорация, Фонд содействия инновациям, научно-технический центр «Хэвел» и другие.

    Содержание

    Данную ракету разрабатывает концерн Israel Aerospace Industries.

    Предполагается, что данная ракета станет основным противокорабельным вооружением кораблей ВМС Израиля.

    По размерам Gabriel Mk5 будет соответствовать противокорабельным ракетам типа Exocet и Harpoon. Вероятно, что 5-й Габриэль будет обладать более высокими показателями, чем большая часть современных противокорабельных ракет, в особенности при использовании Gabriel Mk5 в прибрежных водах и при преодолении продвинутых средств противоракетной обороны противника (soft-kill, hard-kill).

    Новая ракета будет использовать передовую активную ГСН, поддерживаемую современной системой управления, предназначенную для оптимизации общей боевой эффективности ПКР. У Gabriel Mk5 будет значительно повышена способность различения и выбора целей, особенно в прибрежных водах как правило перегруженных морским транспортом, а также в условиях создания обширных и сложных сигналов ложных целей. Ракета будет способна преодолевать противоракетную оборону противника — и средства функционального вывода из строя, и средства огневого поражения.

    Gabriel Mk5 разрабатывается с учетом современных действий по нарушению работы средств радиоэлектронной борьбы противника, использования передовых приманок и активных помех.

    По-видимому, Габриэль 5 станет интегральной частью нового комплекса наступательных и оборонительных систем разрабатываемых в Israel Aerospace Industries. Это новая система вооружения будет также включать ЗРК дальнего радиуса действия Barak-8, многорежимную интегрированную систему боевого управления и многофункциональною корабельную РЛС Elta(IAI) EL/M-2248 MF-STAR, которая как утверждает Elta превосходит по своим показателям РЛС SPY-1 AEGIS.

    • преодолеть проблемы селективности, то есть различения и выбора целей, в загруженных прибрежных водах.
    • справится с быстро меняющейся тактической обстановкой.
    • справится с рядом прибрежных целей.
    • преодолеть близкие дипольные отражатели, ложные цели и активные помехи.
    • преодолеть средства огневого поражения противника (hard-kill defense) [1] ..

    Первые образцы [ править | править код ]

    Идея создания беспилотных летательных аппаратов для поражения кораблей противника появилась ещё в Первую мировую войну. Первые попытки применения авиации против военных кораблей продемонстрировали, что это существенно сложнее, чем предполагалось в теории: попасть бомбой в маневрирующий и отстреливающийся из зенитных орудий корабль оказалось чрезвычайно сложно, а торпедоносная авиация и пикирующие бомбардировщики только начинали разрабатываться.

    Ещё в 1914 году американский изобретатель Сперри предложил проект «летающей торпеды», управляемой гироскопическим автопилотом. Торпеда должна была запускаться с палубы военного корабля по кораблю противника, и, автоматически удерживаясь на курсе, поражать противника в борт или в надстройку. Немецкий флот в 1915—1918 годах экспериментировал с планирующими торпедами «Сименс», управляемыми по кабелю с борта цеппелина.

    После окончания Первой мировой войны быстрое совершенствование торпедоносной авиации и появление пикирующих бомбардировщиков дало, как представлялось, достаточно эффективные авиационные средства поражения кораблей противника и интерес к управляемому противокорабельному оружию временно уменьшился. Вновь появился он уже в годы Второй мировой войны, когда развитие радаров, средств управления зенитным огнём и палубной авиации сделали атаки пикировщиков и торпедоносцев чрезвычайно затруднительными и рискованными.

    Первыми специализированное противокорабельное оружие создали немцы. В 1943 году ими была успешно применена планирующая бомба/ракета [К 1] Henschel Hs 293. Управляемая с борта самолёта-носителя, бомба запускалась за пределами радиуса эффективного действия, по крайней мере малокалиберной зенитной артиллерии противника. Ряд кораблей союзников был потоплен или повреждён этим оружием в 1943—1944 годах, но развитие средств РЭБ и усовершенствование ПВО положило конец её применению.

    В 1945 году ВМФ США в рамках программы SWOD разработал прямого предшественника современных противокорабельных крылатых ракет — самонаводящуюся планирующую бомбу ASM-N-2 Bat. Бомба наводилась на цель с помощью активной радиолокационной головки самонаведения и могла поразить цель с расстояния в 32 километра. Принятая на вооружение в январе 1945 года, бомба применялась с относительным успехом во время боевых действий на Тихом Океане, но скорое окончание войны и практически полное прекращение японского судоходства помешало её широкому развёртыванию.

    Противокорабельные ракеты эпохи «Холодной войны» [ править | править код ]

    После окончания Второй мировой эстафета в развитии противокорабельных ракет перешла к СССР. США, рассматривая атомную бомбу как «абсолютное оружие», в том числе и в войне на море, мало интересовались развитием специализированного противокорабельного управляемого оружия.

    В 1950-х в СССР были разработаны первые противокорабельные ракеты: авиационная КС-1 Комета и КСЩ корабельного базирования. Ракеты рассматривались советским командованием как эффективное средство парирования подавляющего превосходства НАТО в тяжёлых надводных кораблях. Именно в СССР была создана получившая широкое распространение ракета П-15 «Термит» — первая в мире противокорабельная ракета контейнерного хранения, приспособленная к установке практически на любой военный корабль или катер.

    Ввиду появления в середине 1950-х зенитных ракет корабельного базирования, вроде RIM-2 «Terrier» и RIM-8 «Talos», эффективность дозвуковых противокорабельных ракет существенно снизилась и в 1960-х, чтобы решить эту проблему, СССР принял на вооружение сверхзвуковые противокорабельные ракеты, К-10С, Х-22 и П-35.
    В других странах развитию противокорабельных ракет не уделялось особого внимания. Единственной страной, кроме СССР, где ПКР активно разрабатывались в 1950-х, была Швеция [К 2] .
    21 октября 1967г у берегов Порт-Саида ракетами П-15 «Термит» выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» был потоплен израильский эсминец Эйлат, то был первый случай боевого применения противокорабельных ракет [1] [2] .
    Только в 1960-х, после первых случаев успешного применения противокорабельных ракет советского производства в локальных конфликтах, эффективность специализированного противокорабельного оружия была оценена должным образом. Первой разработанной не в СССР и не в Швеции противокорабельной ракетой была израильская Gabriel, принятая на вооружение в 1970 году.

    Противокорабельные ракеты современного типа [ править | править код ]

    К 1970-м стало ясно, что летящие на большой высоте сверхзвуковые противокорабельные ракеты не являются идеальным решением. Из-за большой высоты полёта они засекались радарами противника на значительной дистанции и, несмотря на сверхзвуковую скорость ПКР, у противника было вполне достаточно времени для принятия контрмер: использования средств радиоэлектронной борьбы или зенитных ракетных комплексов. Практика Вьетнамской войны показала, что даже для пилотируемых самолётов скорость и высота полёта не гарантируют защиты от ЗРК подобных С-75.

    Решением проблемы мог бы стать переход на малые и сверхмалые высоты полёта. Но для сверхзвуковых противокорабельных ракет полёт на сверхмалой высоте был затруднителен из-за резкого роста сопротивления воздуха и, соответственно, расхода топлива, что сильно сокращало радиус действия. Как частичное решение проблемы были разработаны сверхзвуковые ракеты с комбинированной схемой полёта, вроде П-700 Гранит и П-800 Оникс: ракета летела большую часть траектории на большой высоте (порядка 15000-20000 метров), и лишь вблизи цели снижалась до высоты 20-50 метров, тем самым затрудняя сопровождение ракеты радарами противника. Но это было лишь частичным решением проблемы — барражирующие перехватчики Grumman F-14 Tomcat и дальнобойные зенитные ракеты SM-1ER могли сбить ПКР ещё на высотном участке траектории.

    В качестве решения проблемы была разработана концепция дозвуковой крылатой ракеты, совершающей ВЕСЬ полёт на сверхмалых высотах 2-4 метра над водой. Атака такой ракеты была бы для корабля противника полным сюрпризом: его радары засекли бы ракету только тогда, когда она появилась бы из-за радиогоризонта в непосредственной близости от него, оставляя противнику минимум времени для обороны.

    Первой ракетой, реализующей (не полностью) подобную концепцию, стал появившийся в 1972 году советский П-70 Аметист, хотя он не полностью соответствовал требованиям из-за сравнительно большой высоты полёта над водой — 60 метров. За ним последовала в 1975 году французская MM-38 Exocet, первая «классическая» противокорабельная ракета, имевшая дозвуковую скорость полёта при высоте 1-2 метра над поверхностью воды. Развитием концепции стали появившийся в 1977 американский RGM-84 «Harpoon», итальянская Otomat, советская Х-35 «Уран» и противокорабельная версия КР «Томагавк» — TASM (Tomahawk anti-ship missile).

    Современные ПКР [ править | править код ]

    В настоящее время развитие противокорабельного оружия продолжается. Основным направлением развития ПКР стало уменьшение их заметности для радаров противника (путём внедрения технологий малой заметности), усовершенствование ГСН, увеличение дальности пуска и увеличение скорости ракеты. Подавляющее большинство современных противокорабельных ракет — низколетящие дозвуковые крылатые ракеты. Ряд стран, включая Россию, Индию, Китай и Тайвань, продолжают разработку сверхзвуковых противокорабельных ракет. Главной проблемой являются значительные габариты сверхзвуковых ПКР и их небольшой радиус действия при полёте на сверхмалых высотах (не по комбинированной траектории). Так, радиус действия российско-индийской сверхзвуковой ПКР PJ-10 «БраМос» при полёте по комбинированной траектории составляет 300 км, а при полете исключительно на малой высоте — 120 км.

    В попытке решить эту проблему в России была разработана противокорабельная ракета Калибр, выполняющая основную часть полёта на сверхмалой высоте и на дозвуковой скорости, а вблизи цели — резко ускоряющейся для быстрейшего преодоления оставшейся до противника дистанции.

    В США в настоящее время разрабатывается малозаметная высокоавтономная противокорабельная ракета LRASM, которая будет способна осуществлять самостоятельный поиск, идентификацию цели, прокладку маршрута и поражение противника на большой дистанции без необходимости предварительной прокладки курса или внешнего целеуказания. Также, состоящая на вооружении ЗУР SM-6 (оснащенная активной головкой самонаведения) была адаптирована для поражения надводных целей на дистанции 250-400 км, и успешно испытана в роли сверхзвуковой противокорабельной ракеты.

    В 2016 году СМИ сообщили, что Россия разрабатывает и испытывает гиперзвуковую противокорабельную крылатую ракету Циркон, которой планируется вооружить тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», а также проектируемые атомные многоцелевые подводные лодки пятого поколения «Хаски». [3] [4]

    Первые образцы

    Идея создания беспилотных летательных аппаратов для поражения кораблей противника появилась ещё в Первую мировую войну. Первые попытки применения авиации против военных кораблей продемонстрировали, что это существенно сложнее, чем предполагалось в теории: попасть бомбой в маневрирующий и отстреливающийся из зенитных орудий корабль оказалось чрезвычайно сложно, а торпедоносная авиация и пикирующие бомбардировщики только начинали разрабатываться.

    Ещё в 1914 году американский изобретатель Сперри предложил проект «летающей торпеды», управляемой гироскопическим автопилотом. Торпеда должна была запускаться с палубы военного корабля по кораблю противника, и, автоматически удерживаясь на курсе, поражать противника в борт или в надстройку. Немецкий флот в 1915—1918 годах экспериментировал с планирующими торпедами «Сименс», управляемыми по кабелю с борта цеппелина.

    После окончания Первой мировой войны быстрое совершенствование торпедоносной авиации и появление пикирующих бомбардировщиков дало, как представлялось, достаточно эффективные авиационные средства поражения кораблей противника и интерес к управляемому противокорабельному оружию временно уменьшился. Вновь появился он уже в годы Второй мировой войны, когда развитие радаров, средств управления зенитным огнём и палубной авиации сделали атаки пикировщиков и торпедоносцев чрезвычайно затруднительными и рискованными.

    Первыми специализированное противокорабельное оружие создали немцы. В 1943 году ими была успешно применена планирующая бомба/ракета [К 1] Henschel Hs 293. Управляемая с борта самолёта-носителя, бомба запускалась за пределами радиуса эффективного действия, по крайней мере малокалиберной зенитной артиллерии противника. Ряд кораблей союзников был потоплен или повреждён этим оружием в 1943—1944 годах, но развитие средств РЭБ и усовершенствование ПВО положило конец её применению.

    В 1945 году ВМФ США в рамках программы SWOD разработал прямого предшественника современных противокорабельных крылатых ракет — самонаводящуюся планирующую бомбу ASM-N-2 Bat. Бомба наводилась на цель с помощью активной радиолокационной головки самонаведения и могла поразить цель с расстояния в 32 километра. Принятая на вооружение в январе 1945 года, бомба применялась с относительным успехом во время боевых действий на Тихом Океане, но скорое окончание войны и практически полное прекращение японского судоходства помешало её широкому развёртыванию.

    Противокорабельные ракеты эпохи «Холодной войны»

    После окончания Второй мировой эстафета в развитии противокорабельных ракет перешла к СССР. США, рассматривая атомную бомбу как «абсолютное оружие», в том числе и в войне на море, мало интересовались развитием специализированного противокорабельного управляемого оружия.

    В 1950-х в СССР были разработаны первые противокорабельные ракеты: авиационная КС-1 Комета и КСЩ корабельного базирования. Ракеты рассматривались советским командованием как эффективное средство парирования подавляющего превосходства НАТО в тяжёлых надводных кораблях. Именно в СССР была создана получившая широкое распространение ракета П-15 «Термит» — первая в мире противокорабельная ракета контейнерного хранения, приспособленная к установке практически на любой военный корабль или катер.

    Ввиду появления в середине 1950-х зенитных ракет корабельного базирования, вроде RIM-2 «Terrier» и RIM-8 «Talos», эффективность дозвуковых противокорабельных ракет существенно снизилась и в 1960-х, чтобы решить эту проблему, СССР принял на вооружение сверхзвуковые противокорабельные ракеты, К-10С, Х-22 и П-35.
    В других странах развитию противокорабельных ракет не уделялось особого внимания. Единственной страной, кроме СССР, где ПКР активно разрабатывались в 1950-х, была Швеция [К 2] .
    21 октября 1967г у берегов Порт-Саида ракетами П-15 «Термит» выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» был потоплен израильский эсминец Эйлат, то был первый случай боевого применения противокорабельных ракет [1] [2] .
    Только в 1960-х, после первых случаев успешного применения противокорабельных ракет советского производства в локальных конфликтах, эффективность специализированного противокорабельного оружия была оценена должным образом. Первой разработанной не в СССР и не в Швеции противокорабельной ракетой была израильская Gabriel, принятая на вооружение в 1970 году.

    Противокорабельные ракеты современного типа

    К 1970-м стало ясно, что летящие на большой высоте сверхзвуковые противокорабельные ракеты не являются идеальным решением. Из-за большой высоты полёта они засекались радарами противника на значительной дистанции и, несмотря на сверхзвуковую скорость ПКР, у противника было вполне достаточно времени для принятия контрмер: использования средств радиоэлектронной борьбы или зенитных ракетных комплексов. Практика Вьетнамской войны показала, что даже для пилотируемых самолётов скорость и высота полёта не гарантируют защиты от ЗРК подобных С-75.

    Решением проблемы мог бы стать переход на малые и сверхмалые высоты полёта. Но для сверхзвуковых противокорабельных ракет полёт на сверхмалой высоте был затруднителен из-за резкого роста сопротивления воздуха и, соответственно, расхода топлива, что сильно сокращало радиус действия. Как частичное решение проблемы были разработаны сверхзвуковые ракеты с комбинированной схемой полёта, вроде П-700 Гранит и П-800 Оникс: ракета летела большую часть траектории на большой высоте (порядка 15000-20000 метров), и лишь вблизи цели снижалась до высоты 20-50 метров, тем самым затрудняя сопровождение ракеты радарами противника. Но это было лишь частичным решением проблемы — барражирующие перехватчики Grumman F-14 Tomcat и дальнобойные зенитные ракеты SM-1ER могли сбить ПКР ещё на высотном участке траектории.

    В качестве решения проблемы была разработана концепция дозвуковой крылатой ракеты, совершающей ВЕСЬ полёт на сверхмалых высотах 2-4 метра над водой. Атака такой ракеты была бы для корабля противника полным сюрпризом: его радары засекли бы ракету только тогда, когда она появилась бы из-за радиогоризонта в непосредственной близости от него, оставляя противнику минимум времени для обороны.

    Первой ракетой, реализующей (не полностью) подобную концепцию, стал появившийся в 1972 году советский П-70 Аметист, хотя он не полностью соответствовал требованиям из-за сравнительно большой высоты полёта над водой — 60 метров. За ним последовала в 1975 году французская MM-38 Exocet, первая «классическая» противокорабельная ракета, имевшая дозвуковую скорость полёта при высоте 1-2 метра над поверхностью воды. Развитием концепции стали появившийся в 1977 американский RGM-84 «Harpoon», итальянская Otomat, советская Х-35 «Уран» и противокорабельная версия КР «Томагавк» — TASM (Tomahawk anti-ship missile).

    Современные ПКР

    В настоящее время развитие противокорабельного оружия продолжается. Основным направлением развития ПКР стало уменьшение их заметности для радаров противника (путём внедрения технологий малой заметности), усовершенствование ГСН, увеличение дальности пуска и увеличение скорости ракеты. Подавляющее большинство современных противокорабельных ракет — низколетящие дозвуковые крылатые ракеты. Ряд стран, включая Россию, Индию, Китай и Тайвань, продолжают разработку сверхзвуковых противокорабельных ракет. Главной проблемой являются значительные габариты сверхзвуковых ПКР и их небольшой радиус действия при полёте на сверхмалых высотах (не по комбинированной траектории). Так, радиус действия российско-индийской сверхзвуковой ПКР PJ-10 «БраМос» при полёте по комбинированной траектории составляет 300 км, а при полете исключительно на малой высоте — 120 км.

    В попытке решить эту проблему в России была разработана противокорабельная ракета Калибр, выполняющая основную часть полёта на сверхмалой высоте и на дозвуковой скорости, а вблизи цели — резко ускоряющейся для быстрейшего преодоления оставшейся до противника дистанции.

    В США в настоящее время разрабатывается малозаметная высокоавтономная противокорабельная ракета LRASM, которая будет способна осуществлять самостоятельный поиск, идентификацию цели, прокладку маршрута и поражение противника на большой дистанции без необходимости предварительной прокладки курса или внешнего целеуказания. Также, состоящая на вооружении ЗУР SM-6 (оснащенная активной головкой самонаведения) была адаптирована для поражения надводных целей на дистанции 250-400 км, и успешно испытана в роли сверхзвуковой противокорабельной ракеты.

    В 2016 году СМИ сообщили, что Россия разрабатывает и испытывает гиперзвуковую противокорабельную крылатую ракету Циркон, которой планируется вооружить тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», а также проектируемые атомные многоцелевые подводные лодки пятого поколения «Хаски». [3] [4]

    В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелеты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах.

    В 1932 году в Группе изучения реактивного движения была организована бригада крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем.

    Первые крылатые ракеты были разработаны и применены Германией в конце Второй мировой войны. Эти ракеты были известны под названием V1 («Фау-1») и использовались в боевых действиях против Великобритании.

    История крылатых ракет в России началась в сентябре 1944 года. Именно тогда в московское КБ были доставлены обломки V-1. Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею. Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян.

    В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря», работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет. Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark, очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.

    Информация

    Все права на информационные материалы принадлежат их владельцам . Место: Новости ВМФ России/NavyOfRussia, Россия

    Другое

    • Статьи 30
    • Участники 1 077
    • Фотографии 135
    • Ещё.
    • Аудиозаписи 2
    • Видео 155
    • Ссылки 15
    • Контакты 1
    • Действия

      • Уведомлять о записях
      • Сохранить в закладках
      • Поиск записей
      • Пожаловаться

      3 584 записи

      Для Кронштадтского морского кадетского военного корпуса созданы и испытаны два радиоуправляемых катамарана.

      Для Кронштадтского морского кадетского военного корпуса созданы два радиоуправляемых катамарана. Показать полностью. Катамараны успешно прошли испытания на открытой воде Финского залива. По своей сути катамараны представляют собой мобильные многоцелевые роботизированные комплексы (катамараны-лаборатории), получившие наименование «Кадет-М». Учебные и технологические задачи для катамарана разработаны методистами лабораторий инновационных образовательных технологий и технических средств обучения Кронштадтского Морского Кадетского Военного Корпуса, а также кадетами и преподавателями кружка «Инженеры будущего». Создание корпуса катамаранов велось в тесном сотрудничестве с Центром развития инноваций Политехнического университета (Санкт-Петербург) и Объединенной судостроительной корпорации, в лице Средне-Невского судостроительного завода. В проекте безэкипажного катамарана реализован искусственный интеллект.

      Катамаран предназначен для учебных научно-исследовательских целей:

      — проведения экспериментов и исследований в условиях морского похода в разных широтах, проведения экспериментов и исследований акваторий,

      Катамаран смоделирован как легкосборный конструктор — алюминиевая рама с поплавками из углепластика, вес около 100 кг; развивает скорость — 12 узлов. Несет на борту три сменных модуля с исследовательским оборудованием, в том числе и модуль с роботизированным рукой-манипулятором. Наряду с этим, катамаран оснащен датчиками системы технического зрения и навигации. В настоящее время идет внедрение радиоуправляемого безэкипажного ктамарана в учебный процесс (разрабатываются специальные образовательные методики).

      Внедрение данного вида высокотехнологичного учебного оборудования в систему образования Кронштадтского морского военного корпуса позволяет существенно повысить интерес кадет к изучению предметов, как основного общего образования, так и поднять на более высокий качественный уровень их технические навыки и компетенции.

      Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов дал указание проанализировать опыт использования радиоуправляемых катамаранов в учебном процессе военно-морских учебных заведений и широко использовать его в довузовских образовательных организациях ВМФ. Прорабатывается вопрос создания кадетского флота морских беспилотников, в рамках организуемой по указанию Главкома ВМФ на базе Кронштадтского Морского Кадетского Военного Корпуса инженерно-технической школы IT-технологий военно-морской направленности.

      В реализации проекта участвуют Кронштадтский морской кадетский военный корпус, Санкт-Петербургского политехнический университет, Объединенная судостроительная корпорация, Фонд содействия инновациям, научно-технический центр «Хэвел» и другие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: