AIM-7 Sparrow
Содержание
AIM-7 Sparrow
«Спэрроу» | |
---|---|
AIM-7 Sparrow | |
AIM-9 (вверху) и AIM-7 (внизу) под крылом F-14 Tomcat на палубе авианосца-музея «Хорнет», Калифорния | |
Тип | УРВВ |
Статус | на вооружении |
Разработчик | ![]() ![]() |
Годы разработки | AIM-7A: С 1947 AIM-7C: С 1955 |
Начало испытаний | AIM-7A: С 1948 |
Принятие на вооружение | AIM-7A: 1956 AIM-7C: август 1958 |
Производитель | ![]() |
Годы производства | AIM-7A: -1956 AIM-7C: С 1958 |
Стоимость единицы | US$165,4 тыс. (US$125 тыс. [1] ) |
Годы эксплуатации | 1956 — н. в. |
Основные эксплуатанты | США ![]() |
Модификации | RIM-7 Sea Sparrow ![]() |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
AIM-7 «Спэрроу» (англ. AIM-7 Sparrow — «Воробей») — американская управляемая ракета «воздух—воздух» средней дальности с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВМС США в 1956 году. Многократно модернизировалась и до настоящего времени используется военно-воздушными силами многих стран мира, постепенно заменяясь более совершенной ракетой AIM-120 AMRAAM. Существует зенитный вариант ракеты корабельного базирования RIM-7 Sea Sparrow.
Ракета «Терьер» была двухступенчатой ракетой, работающей на твёрдом топливе. Длина первых версий «Терьера» составляла 8,25 м, последующие модификации были несколько короче. Диаметр всех вариантов ракеты был одинаков — 0,34 м.
Наведение ракеты осуществлялось «по лучу» РЛС («осёдланный луч»), т. н. «методом трех точек». Ракета двигалась вдоль линии, описываемой узким вращающимся лучом радара, направленным в расчётную точку перехвата. Для наведения ракет использовалась бортовая РЛС AN/SPG-55.
Наведение «по лучу», хотя и было достаточно точным на средних дистанциях и мало подвержено средствам РЭБ, имело ряд недостатков: основным была невозможность применения по низколетящим целям, из-за отражения вращающегося луча от поверхности. Поздние версии ракеты использовали полуактивное наведение, при этом подсветка цели обеспечивалась тем же радаром AN/SPG-55.
Управление ракетой в полёте первоначально осуществлялось при помощи поворачивающихся крыльев. Это решение оказалась неудобным в применении, и использовалось лишь на первых двух моделях, получивших обозначение SAM-N-7 BW (англ. Beam-Riding, Wing-controlled ). Последующие модификации ракеты имели неподвижные крылья и размещённые на хвостовой части рули. Они обозначались как SAM-N-7 BT (англ. Beam-Riding, Tail-controlled ).
В качестве боевой части ракета несла 100-кг (218-фунтовый) осколочно-фугасный заряд. Последующие модификации были оснащены стержневыми боевыми частями, которые считались более эффективными для поражения самолётов и крылатых ракет. В 1957 году была создана также версия ракеты BT-3A(N), несущая ядерный заряд W-45-0 мощностью около одной килотонны. Ракеты с ядерными БЧ предназначались для эффективного поражения звеньев бомбардировщиков и торпедоносцев и перехвата высокоскоростных противокорабельных ракет вроде Х-22.
Всего с 1956 по 1966 год было выпущено около 8000 ракет всех модификаций.
Ракеты AIM-7E впервые были применены во Вьетнамской войне. Несмотря на оптимистичные ожидания ВМФ США, ракета оказалась неудобной в применении и недостаточно эффективной. Из-за несовершенства системы опознавания «свой-чужой» самолётов-носителей ракеты, вынуждавшей лётчиков сближаться с противником для визуального опознания цели, использовать большую дальнобойность ракеты почти никогда не удавалось: в режиме же ближнего боя, ракета уступала AIM-9 Sidewinder.
Ощутимым недостатком полуактивного наведения была необходимость для самолёта-носителя удерживать цель в луче бортовой РЛС, чтобы головка самонаведения ракеты принимала отражённый сигнал. В манёвренном воздушном бою это существенно ограничивало возможности носителя. В результате, вероятность поражения цели одной ракетой AIM-7 составляла в то время не более 10 %, тем не менее около 55 вьетнамских самолётов было сбито с применением (общим счётом) 600 ракет AIM-7. Кроме этого этими ракетами американские истребители F-4 Phantom II по ошибке потопили два своих же патрульных катера и нанесли повреждения американскому эсминцу и австралийскому крейсеру. [3] [4] [5] [6] [7]
В 1973 году над Калифорнией новейший американский перехватчик четвёртого поколения F-14A Tomcat с помощью ракеты AIM-7E сбил «самого себя». Во время запуска ракета разорвала топливные баки самолёта и он рухнул. [8]
После войны, ракету попытались модернизировать — в распоряжении США не было других дальнобойных ракет, приспособленных к установке на любой истребитель (AIM-54 Phoenix была очень массивной и могла базироваться лишь на специально оснащённых самолётах). Тем не менее, основной недостаток — необходимость облучения цели радаром, исправить не удавалось. Во время Войны в Персидском заливе, ракеты AIM-7M продемонстрировали несколько лучшие результаты, достигнув вероятности попадания около 40 %. Примерно 26 иракских самолётов было сбито ценой запуска 71 ракеты. Жертвами «Спэрроу» стали 6 «Миражей», 2 МиГ-25, 6 МиГ-23, 4 МиГ-29, 1 Ил-76, 1 Су-7, 2 Су-22, 2 вертолёта (Ми-24 и предположительно Ми-8), а также ещё 1 Су-22 после завершения боевых действий [9] .
Израиль также применял AIM-7 в боевых действиях. В ходе Ливанской войны в июне 1982 года этими ракетами были сбиты 10 сирийских самолётов МиГ-21 и МиГ-23 [10] .
В 2000-х, в связи с появлением более совершенной ракеты AIM-120 AMRAAM, «Sparrow» была снята с вооружения, но остается в резерве. Кроме того, вариант ракеты корабельного базирования — RIM-7 Sea Sparrow, остается на вооружении флота, как и её улучшенная версия RIM-162 ESSM.
Шеридан
M81 / MGM-51 было сначала установлена на M551 Шеридан. Шеридан был легкой ББМ с алюминиевой бронёй разработаный для перевозки авиатранспортом для противотанковой поддержки воздушно-десантных войск. В 1966 американская армия потребовала от генерала Уестморленда применить танк в Южном Вьетнаме, но он отказался, мотивируя это тем, что без боекомплекта к пушке, Шеридан является ничем иным, как пулемётом стоимостью $300,000 (то есть на порядок больше стандартного БТРа М113). В 1968 появились снаряды для 152 мм пушки и M551 Шеридан был направлен в Южный Вьетнам для военных операций в январе 1969. Ракеты Шилейла не стали проблемой при применении танка во время Вьетнамской войны, поскольку их просто не использовали.
152 мм пушка танка Шеридан проявила себя капризной во время операций во Вьетнаме. Горючие гильзы 152 мм безгильзовых боеприпасов сгорали не полностью, требуя сложной и медленной системы продувки ствола. Ракетные боеприпасы также имели большую вероятость сдетонировать при поражении укладки кумулятивными боеприпасами неприятеля. Большая отдача пушки при стрельбе подбрасывала переднюю часть танка вверх вызывая сбои в тонкой системе запуск ракет. Эти проблемы, в сочетании с отсутствием соответствующих целей (поскольку бронетехнику в тот период войны вьетнамцы применяли очень редко), привели к использованию Шеридана в качестве САУ без сложной ракетной системы.
Шиллейла была длиннее обычных снарядов, поэтому боекомплект их был мал. Боекомплект состоял из 9 ракет и 12 кумулятивных выстрелов M409 для близкого боя. Кроме того оказалась, что ракета имела очень большую минимальную дальность стрельбы. Управление ракетой начиналось только с дальности в 730 метров. Из за своей максимальной дальности в 2000 м, система была эффективна лишь на достаточно узком промежутке боевых дистанций.
Хотя максимальная дальность в 2000 г. была приемлема, в армии рассуждали о её улучшении. Ford получил контракт на разработку ракеты дальнего действия в 1963. Тестовые стрельбы MGM-51B были начаты в мае, а производство начато в октябре 1966. Кроме модификации ракет, были внесены измененения в пушку. Во время тестирования было выявлено, что ключевой паз в пушке ведёт к растрескиванию ствола после нескольких выстрелов. После изучения версий с уменьшенным пазом был избран новый ствол M81E1 / MGM-51C.
Длина новой ракеты составляла 1,1 м длины, около 150 мм в диаметре, имела вес 27 кг. Производство продолжалось до 1971, и до тех пор было выпущено 88,000 ракет, в том числе и для использования на основных боевых танках (см.ниже). В 1978—1980 годах все танки M60A2 и большая часть M551 были сняты со службы в армии США. В 1984 году последний M551 Национальной гвардии покинул службу. В одном батальоне система оставалась в эксплуатации до 1991 года. Около полудюжины ракет было отстреляно по фортификационным сооружениям (бункерам) танком Шеридан во время операции Буря в Пустыне (Ирак/Кувейт) в январе и феврале 1991. Это наверно было единственное использования ракет в боевых условиях. Преемником MGM-51 Shillelagh стали ракеты BGM-71 TOW.
Корабли — носители комплекса
Между 1956 и 1971 годом, ракета была основным зенитным средством среднего радиуса действия на ряде кораблей США и союзных НАТО флотов:
- Двух переоборудованных тяжёлых крейсерах типа «Бостон» — две ПУ Mk 4
- Трёх переоборудованных лёгких крейсерах типа «Провиденс» — одна ПУ Mk 4
- Атомном ракетном крейсере USS Long Beach (CGN-9) — две ПУ Mk 10
- 9 ракетных крейсерах типа «Леги» и их атомной версии USS Bainbridge (CGN-25) — по две ПУ Mk 10
- 9 ракетных крейсерах типа «Белкнап» и их атомной версии USS Truxtun (CGN-35) — по одной ПУ Mk 10
- 10 эскадренных миноносцах типа «Фаррагут»/«Кунц»
- Двух крейсерах-вертолётоносцах типа «Андреа Дориа» — по одной ПУ Mk 10
- Крейсере-вертолётоносце типа «Витторио Венето» — по одной ПУ Mk 10
- Лёгком ракетном крейсере «Джузеппе Гарибальди» — по одной ПУ Mk 4
- Лёгком ракетном крейсере «Де Зевен Провинсен» — по одной ПУ Mk 4
- Трёх первых авианосцах серии «Китти-Хок» — ПУ заменены на RIM-7 Sea Sparrow в 1965.
Для запуска ракет использовались пусковые установки Mk 4 или Mk 10.
Пусковая установка Mk 4, разработанная в 1952 году, весила 127 тонн и имела вместимость вертикального подпалубного магазина до 144 ракет. Скорость перезарядки пусковой установки составляла приблизительно 15 секунд на ракету (из них 11 секунд требовалось, чтобы вручную раздвинуть хранящиеся в сложенном виде стабилизаторы), что позволяло выстреливать в среднем по 4 ракеты в минуту двумя залпами по две ракеты.
Установка Mk 4 была сочтена неудобной в эксплуатации из-за вертикального хранения сравнительно длинных ракет, что требовало задействования большого вертикального объёма в корпусе корабля и не позволяло размещать установку на кораблях, уступающих в размерах крейсерам.
Разработанная позднее ПУ Mk 10 имела массу от 110 до 200 тонн, и горизонтальные подпалубные магазины различной вместимости. Ракеты располагались на вращающихся барабанах под палубой. На установку их подавали через выступающую над палубой верхнюю часть магазина, в которой по потолочным рельсам перемещался подвесной кран.
В базовой версии (Mk 10 Mod 1) использовался один вращающийся барабан на 20 ракет. Версия Mk 10 Mod 2 использовала четыре барабана с общим запасом в 80 ракет. «Промежуточная» версия Mk 10 Mod 7 имела три барабана на 60 ракет и устанавливалась только на итальянском крейсере «Витторио Венето».
После перевооружения кораблей ВМФ США на ЗУР семейства «Стандарт», пусковые установки Mk 10 использовались для размещения дальнобойных ЗУР SM-1ER.
Наземный «Терьер»
Малоизвестным фактом является использование ракет RIM-2 в наземных пусковых установках корпусом морской пехоты США. Ввиду отсутствия в 1950-х пригодных для полевого применения зенитных ракет наземного базирования, морская пехота США адаптировала морские зенитные ракеты. Пусковые установки перевозились на грузовиках, выгружаясь на грунт перед стрельбой, и перезаряжались со специально разработанного автомобиля-носителя. Эксплуатация их была недолгой, ввиду появления в начале 1960-х мобильного ЗРК MIM-23 Hawk [4]