3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Х-55 — Kh-55

Х-55 — Kh-55

Х-55 ( русское : Х -55 , также известное как Р-500 , НАТО имя отчетности : AS-15 «Кента» ) является советским / русской дозвуковым воздухом крылатой ракетой , разработанной MKB Радуги . Он имеет дальность действия до 2500 км (1350 миль) и может нести ядерные боеголовки. Х-55 запускается исключительно с самолетов-бомбардировщиков и породил ряд вариантов с обычным вооружением, в основном для тактического использования, таких как Х-65СЭ и Х-СД , но только Х-101 и Х-555, похоже, вошли в их состав. служба. Вопреки распространенному мнению, Х-55 не был основой разработанных с подводных лодок и наземного базирования S-10 Granat или RK-55 Relief (SS-N-21 «Sampson» и SSC-X-4 «Slingshot»). по НПО Новатор . РК-55 очень похож на Х-55 воздушного базирования (АС-15 «Кент»), но Х-55 имеет двухконтурный двухконтурный двигатель и был разработан МКБ «Радуга» . Обе они легли в основу ракет после окончания холодной войны, в частности, Sizzler, у которой есть фаза сверхзвукового подхода.

Завод Х-55 был доставлен в Шанхай в 1995 году и, по всей видимости, использовался для производства аналогичного оружия для Китая.

История создания

В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС. Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью – круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части – чрезмерно много.

Между тем, уже было известно, что в США разрабатывается новая крылатая ракета для бомбардировщика B-52, получившая обозначение AGM-129ACM. Она обещала стать не только более точной, чем Х-55, но и более дальнобойной – максимальная дистанция полета составляла до 3700 километров.

Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами – улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты.

Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно. Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой.

Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось – этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику – скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.

Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло.

Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101. Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи – российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца. В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания.

AGM-129 поступила в ВВС США в 1990 году, а в 2007 её уже сняли с вооружения. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году.

В качестве самолета-носителя поначалу использовался Ту-95МС. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия.

Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что строевые самолеты Ту-95МС и Ту-160 или вообще не могли применять новые ракеты, или не способны были полностью реализовать их потенциал. Бомбардировщики пришлось модернизировать, что отняло немало времени и потребовало дополнительных затрат.

К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии.

Десант на Командорских островах и Ту-160 в Анадыре: российский ответ «партнерам»

Провокации Пентагона за спинами союзников в Восточной Европе вынуждают Россию напоминать Соединенным Штатам об уязвимости их позиций на планете.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Морская пехота Тихоокеанского флота России 12 августа впервые в истории осуществила высадку парашютного десанта на Командорские острова (Берингово море), расположенные всего в 350 километрах от территории США.

Днем ранее экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 перебазировались из Саратовской области на аэродром в Анадыре (Чукотский полуостров), который находится в 530 километрах от территории Соединенных Штатов.

Подразделение морской пехоты десантировалось парашютным способом на незнакомую площадку приземления на Командорских островах в ходе планового тактического учения. Цель переброски сил – укрепление обороны дислоцированного на одном из островов военного объекта и предотвращение атак разведывательно-диверсионных групп условного противника.

Высадка с использованием парашютных систем «Арбалет» прошла в полной боевой выкладке, со штатным вооружением, и с организацией обороны в жестких временных рамках. К учению привлекалось более 50 военнослужащих, экипажи самолетов морской авиации и судов обеспечения Тихоокеанского флота. Действия учебно-боевые, и все же явно символические, напоминающие Пентагону о значительных российских возможностях сдерживания и реагирования на угрозы.

Еще более адресным сигналом американским «партнерам» выглядит передислокация в Анадырь из Саратовской области двух стратегических ракетоносцев Ту-160 российской Дальней авиации. Беспосадочный перелет «Белых лебедей» (около 7000 километров на восток) выполнен в рамках летно-тактического учения, с участием стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС, сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 и летающего танкера Ил-78.

После переброски авиатехники на оперативные аэродромы экипажи отработали боевое применение авиационных средств поражения и другие задачи по предназначению под руководством командующего Дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша. Собственно, с предназначением ракетоносцев все ясно, это компонент стратегических ядерных сил России.

Что значит командорское «Ура!»

Парашютный десант морской пехоты Тихоокеанского флота на затерянные в Тихом океане Командорские острова (с населением около 700 человек) еще раз продемонстрировал высокую боевую готовность и способность российских войск эффективно действовать за тысячи километров от пунктов постоянной дислокации, и оперативно брать под контроль военные объекты в любых точках планеты.

Российские военнослужащие первыми в мировой истории 26 апреля 2020 года десантировались в Заполярье с высоты 10 тысяч метров, и успешно действовали на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Высотное десантирование обеспечивает подразделениям спецназа скрытность и эффективность операций на значительном удалении от объекта противника и в любом регионе. В любом, включая дрейфующий лед неподалеку от Северного полюса (там российские военнослужащие десантировались еще в апреле 2014 года), не говоря уже о твердой почве соседних континентов.

В самых сложных условиях обстановки новейшие парашютные системы специального назначения «Арбалет-2» и другие позволяют военнослужащим безопасно десантироваться с высот 400 – 4000 метров с вооружением и 50-килограммовым контейнером. Безранцевый парашют «Штурм» позволяет прыгать с высоты 80 метров. И только российская бронетехника десантируется на многокупольных системах вместе с экипажами с высот до 1500 метров. Впрочем, любой парашют – лишь инструмент доставки военнослужащего и вооружений на поле боя.

Воздушные десанты (морская пехота, ВДВ и другие специалисты) предназначены для решения оперативно-тактических боевых задач в тылу противника, в локальных конфликтах и в крупномасштабной войне (самостоятельно или в составе войсковых группировок). Помещать высадке десанта может лишь эффективная система ПВО противника, однако предварительный удар издалека авиационными средствами поражения устраняет и эту проблему.

В реальной боевой операции кто-то должен расчистить дорогу десанту, подавить зенитные средства, тактические ракетные комплексы типа Lance, артиллерию и бронетехнику противника. Возможно, стратегические Ту-160, Ту-95МС и сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 совершенно неслучайно прилетели на Тихоокеанское побережье, и отработали задачи по предназначению – за день до высадки десанта на Командорские острова. Здесь необходимо подчеркнуть: Россия никому не угрожает войной, но и возможностей своих ни от кого не скрывает.

Читать еще:  Возвращение в реальность. Часть 1: Реалистичный минимальный НАЗ

Холодное предупреждение Анадыря

Развернутая 11 августа на Тихоокеанском побережье ударная группировка российской Дальней авиации способна нанести удар по объектам противника на удалении до 5500 км, не выходя из воздушного пространства России. Чисто гипотетически, от анадырского аэродрома высокоточные и малозаметные ракеты могут долететь до американских штатов Монтана и Северная Дакота, где находятся шахты с ядерными МБР Minuteman III. Из международного воздушного пространства над Тихим океаном открываются новые возможности.

Стратегический Ту-160М может использовать, к примеру, проверенные в Сирии крылатые ракеты Х-101 с обычной или ядерной боевой частью, предназначенные для поражения наземных или морских объектов противника в удаленных географических районах. Револьверные пусковые установки Ту-160М позволяют нести в отсеках до 12 крылатых ракет. Конвенционная модификация Х-101 имеет боевую часть мощностью около 400 килограммов в тротиловом эквиваленте. Специальная Х-102 может быть оснащена термоядерной боеголовкой (от 250 килотонн до одной мегатонны).

Дальний многорежимный сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с изменяемой стреловидностью крыла занимает нишу между стратегической и оперативно-тактической авиацией, эффективно поражает наземные и морские цели (убийца авианосцев) в условиях противодействия современных средств ПВО и РЭБ. Аналогов в мире не имеет.

Максимальная скорость – 2300 км/час, боевая нагрузка – до 24 тонн. Предназначен для доставки на рубеж пуска крылатых ракет Х-101 или Х-102. Способен нести Х-32, и гиперзвуковые ракеты X-47М2 «Кинжал». Бомбардировщик Ту-22М3М способен уничтожить авианосную ударную группу противника, не входя в 700-километровую зону действия его ПВО. Сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-32 дальностью 1000 км летит со скоростью 5 «махов», на высоте до 40 км, и наносит из стратосферы удар, неотразимый средствами корабельной ПРО «Иджис».

Стратегический бомбардировщик‑ракетоносец Ту‑95МС в особых представлениях не нуждается, и также предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника (на удалении до 5500 км) – днем и ночью, в любую погоду. Заметим, все упомянутые выше самолеты глубоко модернизированы, несут на борту новейшее вооружение, и представляют грозную силу.

Дальняя авиация Вооруженных сил РФ имеет в боевом составе около 70 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Главная ударная мощь ВКС и компонент стратегических ядерных сил, средство Верховного Главнокомандующего ВС России – дальняя авиация – предназначена для решения оперативно-стратегических задач, и просто так никогда не летает.

Не валяй дурака, Америка

Пентагон и НАТО все более увлекаются бессмысленным «сдерживанием» России в Восточной Европе, то есть передислокацией американских войск из Германии в Польшу и Румынию, серийными маневрами, провокационными полетами боевой и разведывательной авиации в Балтийском и Черном морях, вблизи границ РФ.

Буквально забывая о собственной безопасности (будто имеют в запасе другую планету), союзники и партнеры без устали отрабатывают «урегулирование в кризисных регионах» методами блокирования, прорыва ПВО и десантирования, имитациями ракетных ударов по позициям противника.

Пентагон стремится нарастить «гуманный» потенциал ядерного оружия малой мощности. Если «сдержать» (подчинить американским интересам) Россию не удастся, придется ее атаковать, эту линия известна с 2015 года.

Современная реальность такова, что Россия не может быть изолирована экономически или побеждена военными методами, многолетние попытки давления оказались тщетны. Это признает даже американский журнал The American Conservative:

«Существуют границы, которые Россия провела в своей непосредственной близости, и США не должны пытаться пересекать их. Мы дважды за последние 12 лет видели, насколько ужасным может быть положение стран, оказавшихся вовлеченными в своеобразное соревнование по перетягиванию каната между США и Россией. Наше правительство на примере Украины и Грузии поняло, что на самом деле США не готовы и не желают защищать эти страны».

И остается надежда, что в Пентагоне придут к аналогичным выводам – не методом грубых провокаций над Балтийским и Черным, Беринговым и Чукотским морями, которые могут привести к неприемлемым для США потерям.

История эксплуатации

Оригинальный Х-55 поступил на вооружение 31 декабря 1983 года. Х-55СМ последовал за ним в 1987 году. Х-55СЭ с обычным вооружением прошел летные испытания 13 января 2000 года и впервые использовался в учениях над Черным морем 17–22 апреля 2000 года. Считается, что Х-555 поступил на вооружение в 2004 году, первые изображения Х-101 появились в 2007 году.

Х-55 может быть установлен на Ту-95МС («Медведь-Н») и Ту-142М («Медведь-Ф»), а Х-55СМ — на Ту-160 («Блэкджек»). Шестнадцать Х-55 могут нести вариант Ту-95МС16, десять — на подкрыльевых узлах подвески и шесть — на пусковой установке МКУ-5-6. Ракета также испытывалась на бомбардировщиках Ту-22М (Backfire).

Тактический вариант Х-СД должен был нести Ту-95МС (четырнадцать ракет) и Ту-22М (восемь ракет). Предполагается, что Х-101 будет нести Ту-160 (двенадцать ракет), Ту-95МС16 (восемь ракет), Ту-22М3 (четыре ракеты) и Су-34 (две ракеты).

Конец холодной войны покинул Украину с 1612 KH-55s, часть вооружения 19 Ту-160 из 184 — го тяжелого бомбардировочного полка в Прилуках и 25 Ту-95MSs 182 — й тяжелой бомбардировочной полка в Узин-Shepelovka . Сообщалось, что Украина потребовала 3 миллиарда долларов за возврат самолетов и их ракет в Россию. В октябре 1999 года был достигнут компромисс, согласно которому Россия заплатила 285 миллионов долларов США за восемь бомбардировщиков Ту-160, три бомбардировщика Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55, в то время как остальные должны были быть уничтожены в рамках кооператива Нанна-Лугара под руководством США. Программа снижения угрозы . Однако в марте 2005 года генеральный прокурор Украины Святослав Пискун заявил, что в 2001 году 12 Х-55 были экспортированы в Иран по сделке, предположительно на сумму 49,5 миллиона долларов США. Еще шесть Х-55 были экспортированы в Китай. В марте 2015 года Иран впоследствии сообщил о существовании крылатой ракеты « Сумар » с конструкцией и дальностью полета, сопоставимой с Х-55.

В ходе российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну 17 ноября 2015 года Минобороны России сообщило, что стратегические бомбардировщики Туполев Ту-95МС и Туполев Ту-160 выпустили в общей сложности 34 крылатые ракеты воздушного базирования по 14 целям ИГИЛ в Сирии. . Если на Ту-95МС использовались крылатые ракеты Х-55, то на Ту-160 при первом боевом применении был установлен малозаметный вариант Х-101.

17 ноября 2016 года модернизированные Ту-95МС, вооруженные крылатыми ракетами воздушного базирования Х-555 и Х-101, нанесли авиаудары по объектам террористов в Сирии.

17 февраля 2017 года стратегические бомбардировщики Ту-95МС, летевшие с территории России через воздушное пространство Ирана и Ирака, атаковали якобы объекты ИГИЛ возле сирийского города Ракка с помощью крылатых ракет Х-101. Цели включали предполагаемые лагеря боевиков и учебные центры, а также командный центр крупного подразделения ИГИЛ. Российские дальние бомбардировщики Ту-95МС снова нанесли удары по целям ИАИ в Сирии 5 июля 2017 года, удары были нанесены с дальности около 1000 километров. 26 сентября 2017 года российские стратегические бомбардировщики Ту-95МС нанесли новые ракетные удары с Х-101 по ИГИЛ и сирийскому отделению Аль-Каиды (ныне известное как Хаят Тахрир аш-Шам) в провинциях Идлиб и Дейр-эз-Зор.

Несмотря на интенсивное развитие гиперзвуковых технологий, не теряет актуальности и дозвуковое крылатое оружие. Так, на смену разработанным для стратегической авиации еще в 1980-х ракетам Х-55 пришли сверхдальние Х-101 и Х-102. Друг от друга они отличаются боевой частью — неядерной и ядерной соответственно. Первыми Х-101 вооружили бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 в начале 2010-х.

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Дальность полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), (произносится «Ха-101») — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Разработана конструкторским бюро «Радуга» (1995—2013 годы).

Конструкция

Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно только российские комплектующие. Используется комбинированная система наведения: не только инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, но и головка самонаведения на конечном участке. А также может получать комплексную информацию как по маршруту, так и по координатам цели. По сравнению и в отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

Читать еще:  Беседочный узел, булинь

Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну.

По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 м на дальности 5500 км, а также способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м.

Крылатая ракета Х-101 характеристики

ПараметрЗначение
РазработчикМКБ «Радуга»
Год начала испытаний1999
Длина, м7,45
Диаметр, мм742
Размах крыла, м3
Стартовый вес, кг2200—2400
Масса боевой части, кг400
Масса топлива, кг1250
Скорость, м/с, крейсерская190—200
Скорость, м/с, максимальная250—270
Максимальная дальность, км5500 км
Профиль полётаизменяемый
Высота профиля полёта, мизменяемый от 30—70 до 10 000
ЭПР, м 20,01
Тип головки самонаведения ГСНоптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ) ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции + (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН
Силовая установкаДвигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кге
Точность (КВО), м10
Ядерный вариант ракетыХ-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт
Носители• Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках)
• Ту-95 (8 ракет на внешней подвеске)

Крылатую ракету Х-101 улучшили с учетом сирийского опыта

Дальняя крылатая ракета воздушного базирования Х-101 доработана с учетом ее боевого применения в Сирии.

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. При дальности полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции составляет всего лишь 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Свой маршрут ракета корректирует при помощи инерциальной навигационной системы, лазерного высотомера, перед целью включается головка самонаведения. Масса боевой части Х-101 400 килограммов, в зависимости от поставленной задачи она может быть осколочно-фугасной, проникающей, кассетной и объемно-детонирующей. У ракеты есть термоядерный близнец Х-102 с мегатонной боеголовкой.

Стратегические бомбардировщики приобрели ключевое преимущество

Носителями крылатых ракет Х-101 (Х-102) являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Самолеты оснащены новой подсистемой, позволяющей перенацеливать ракеты даже после запуска. Благодаря новой подсистеме в бортовом радиоэлектронном комплексе, самолет стал способен перенацеливать свои ракеты, пишет The National Interest со ссылкой на неназванных экспертов в области боевой авиации.

В ходе военной операции ВКС России в Сирии была успешно испытана подсистема СВП-24 для фронтовых бомбардировщиков Су-24. С ее помощью обычные бомбы превращаются в высокоточные. Аппаратура учитывает скорость и высоту полета бомбардировщика, силу и направление ветра, массу других параметров и выдает точку сброса, с которой бомба попадет точно в цель.

Нечто подобное придумано и для стратегических ракетоносцев. Ракеты Х-101 и так высокоточные от природы и хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии. Однако, с помощью дополнительного модуля в оборудовании самолета крылатые ракеты дальнего радиуса действия могут быть теперь перенацелены уже в воздухе. Боевую задачу для них можно ставить или изменять непосредственно перед запуском. По некоторым данным, перенацеливание Х-101 возможно и после того, как ракета отправилась в самостоятельный полет.

Ракета успешно прошла боевое крещение и активно используется российскими летчиками в Сирии. Уничтожены десятки целей — места базирования, лагеря подготовки боевиков и укрепленные командные пункты. Благодаря высокой эффективности оружия летчики в Сирии воюют по принципу «одна цель — одна бомба». По информации Минобороны, точность Х-101, отслеживаемая средствами объективного контроля, полностью соответствует заявленной разработчиком.

Удар вне зоны видимости

Безусловно, сильная сторона ракеты — высокая точность. По оценкам военных экспертов, отклонение от цели составляет всего лишь десять метров. Этого достигли за счет продвинутой инерциальной системы наведения и оптической или радиолокационной головки самонаведения. Х-101 запускается примерно в шести километрах от земли, летит на высотах от нескольких десятков до нескольких тысяч метров, маневрируя и огибая рельеф местности. Как уже отмечалось, аппаратура самолетов-носителей теперь позволяет перенацеливать ракету даже после пуска.

Еще одна особенность Х-101 — малозаметность для средств радиоэлектронной борьбы противника. Она обеспечивается специальной аэродинамической формой и выполненным с применением радиопоглощающих материалов корпусом. По мнению специалистов, эффективная площадь рассеивания примерно такая же, как и у самолетов-невидимок.

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть — 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность её использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

Десант на Командорских островах и Ту-160 в Анадыре: российский ответ «партнерам»

Провокации Пентагона за спинами союзников в Восточной Европе вынуждают Россию напоминать Соединенным Штатам об уязвимости их позиций на планете.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Морская пехота Тихоокеанского флота России 12 августа впервые в истории осуществила высадку парашютного десанта на Командорские острова (Берингово море), расположенные всего в 350 километрах от территории США.

Днем ранее экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 перебазировались из Саратовской области на аэродром в Анадыре (Чукотский полуостров), который находится в 530 километрах от территории Соединенных Штатов.

Подразделение морской пехоты десантировалось парашютным способом на незнакомую площадку приземления на Командорских островах в ходе планового тактического учения. Цель переброски сил – укрепление обороны дислоцированного на одном из островов военного объекта и предотвращение атак разведывательно-диверсионных групп условного противника.

Высадка с использованием парашютных систем «Арбалет» прошла в полной боевой выкладке, со штатным вооружением, и с организацией обороны в жестких временных рамках. К учению привлекалось более 50 военнослужащих, экипажи самолетов морской авиации и судов обеспечения Тихоокеанского флота. Действия учебно-боевые, и все же явно символические, напоминающие Пентагону о значительных российских возможностях сдерживания и реагирования на угрозы.

Еще более адресным сигналом американским «партнерам» выглядит передислокация в Анадырь из Саратовской области двух стратегических ракетоносцев Ту-160 российской Дальней авиации. Беспосадочный перелет «Белых лебедей» (около 7000 километров на восток) выполнен в рамках летно-тактического учения, с участием стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС, сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 и летающего танкера Ил-78.

После переброски авиатехники на оперативные аэродромы экипажи отработали боевое применение авиационных средств поражения и другие задачи по предназначению под руководством командующего Дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша. Собственно, с предназначением ракетоносцев все ясно, это компонент стратегических ядерных сил России.

Что значит командорское «Ура!»

Парашютный десант морской пехоты Тихоокеанского флота на затерянные в Тихом океане Командорские острова (с населением около 700 человек) еще раз продемонстрировал высокую боевую готовность и способность российских войск эффективно действовать за тысячи километров от пунктов постоянной дислокации, и оперативно брать под контроль военные объекты в любых точках планеты.

Российские военнослужащие первыми в мировой истории 26 апреля 2020 года десантировались в Заполярье с высоты 10 тысяч метров, и успешно действовали на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Высотное десантирование обеспечивает подразделениям спецназа скрытность и эффективность операций на значительном удалении от объекта противника и в любом регионе. В любом, включая дрейфующий лед неподалеку от Северного полюса (там российские военнослужащие десантировались еще в апреле 2014 года), не говоря уже о твердой почве соседних континентов.

В самых сложных условиях обстановки новейшие парашютные системы специального назначения «Арбалет-2» и другие позволяют военнослужащим безопасно десантироваться с высот 400 – 4000 метров с вооружением и 50-килограммовым контейнером. Безранцевый парашют «Штурм» позволяет прыгать с высоты 80 метров. И только российская бронетехника десантируется на многокупольных системах вместе с экипажами с высот до 1500 метров. Впрочем, любой парашют – лишь инструмент доставки военнослужащего и вооружений на поле боя.

Читать еще:  25 советов, как остаться в живых на войне и в тюрьме

Воздушные десанты (морская пехота, ВДВ и другие специалисты) предназначены для решения оперативно-тактических боевых задач в тылу противника, в локальных конфликтах и в крупномасштабной войне (самостоятельно или в составе войсковых группировок). Помещать высадке десанта может лишь эффективная система ПВО противника, однако предварительный удар издалека авиационными средствами поражения устраняет и эту проблему.

В реальной боевой операции кто-то должен расчистить дорогу десанту, подавить зенитные средства, тактические ракетные комплексы типа Lance, артиллерию и бронетехнику противника. Возможно, стратегические Ту-160, Ту-95МС и сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 совершенно неслучайно прилетели на Тихоокеанское побережье, и отработали задачи по предназначению – за день до высадки десанта на Командорские острова. Здесь необходимо подчеркнуть: Россия никому не угрожает войной, но и возможностей своих ни от кого не скрывает.

Холодное предупреждение Анадыря

Развернутая 11 августа на Тихоокеанском побережье ударная группировка российской Дальней авиации способна нанести удар по объектам противника на удалении до 5500 км, не выходя из воздушного пространства России. Чисто гипотетически, от анадырского аэродрома высокоточные и малозаметные ракеты могут долететь до американских штатов Монтана и Северная Дакота, где находятся шахты с ядерными МБР Minuteman III. Из международного воздушного пространства над Тихим океаном открываются новые возможности.

Стратегический Ту-160М может использовать, к примеру, проверенные в Сирии крылатые ракеты Х-101 с обычной или ядерной боевой частью, предназначенные для поражения наземных или морских объектов противника в удаленных географических районах. Револьверные пусковые установки Ту-160М позволяют нести в отсеках до 12 крылатых ракет. Конвенционная модификация Х-101 имеет боевую часть мощностью около 400 килограммов в тротиловом эквиваленте. Специальная Х-102 может быть оснащена термоядерной боеголовкой (от 250 килотонн до одной мегатонны).

Дальний многорежимный сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с изменяемой стреловидностью крыла занимает нишу между стратегической и оперативно-тактической авиацией, эффективно поражает наземные и морские цели (убийца авианосцев) в условиях противодействия современных средств ПВО и РЭБ. Аналогов в мире не имеет.

Максимальная скорость – 2300 км/час, боевая нагрузка – до 24 тонн. Предназначен для доставки на рубеж пуска крылатых ракет Х-101 или Х-102. Способен нести Х-32, и гиперзвуковые ракеты X-47М2 «Кинжал». Бомбардировщик Ту-22М3М способен уничтожить авианосную ударную группу противника, не входя в 700-километровую зону действия его ПВО. Сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-32 дальностью 1000 км летит со скоростью 5 «махов», на высоте до 40 км, и наносит из стратосферы удар, неотразимый средствами корабельной ПРО «Иджис».

Стратегический бомбардировщик‑ракетоносец Ту‑95МС в особых представлениях не нуждается, и также предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника (на удалении до 5500 км) – днем и ночью, в любую погоду. Заметим, все упомянутые выше самолеты глубоко модернизированы, несут на борту новейшее вооружение, и представляют грозную силу.

Дальняя авиация Вооруженных сил РФ имеет в боевом составе около 70 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Главная ударная мощь ВКС и компонент стратегических ядерных сил, средство Верховного Главнокомандующего ВС России – дальняя авиация – предназначена для решения оперативно-стратегических задач, и просто так никогда не летает.

Не валяй дурака, Америка

Пентагон и НАТО все более увлекаются бессмысленным «сдерживанием» России в Восточной Европе, то есть передислокацией американских войск из Германии в Польшу и Румынию, серийными маневрами, провокационными полетами боевой и разведывательной авиации в Балтийском и Черном морях, вблизи границ РФ.

Буквально забывая о собственной безопасности (будто имеют в запасе другую планету), союзники и партнеры без устали отрабатывают «урегулирование в кризисных регионах» методами блокирования, прорыва ПВО и десантирования, имитациями ракетных ударов по позициям противника.

Пентагон стремится нарастить «гуманный» потенциал ядерного оружия малой мощности. Если «сдержать» (подчинить американским интересам) Россию не удастся, придется ее атаковать, эту линия известна с 2015 года.

Современная реальность такова, что Россия не может быть изолирована экономически или побеждена военными методами, многолетние попытки давления оказались тщетны. Это признает даже американский журнал The American Conservative:

«Существуют границы, которые Россия провела в своей непосредственной близости, и США не должны пытаться пересекать их. Мы дважды за последние 12 лет видели, насколько ужасным может быть положение стран, оказавшихся вовлеченными в своеобразное соревнование по перетягиванию каната между США и Россией. Наше правительство на примере Украины и Грузии поняло, что на самом деле США не готовы и не желают защищать эти страны».

И остается надежда, что в Пентагоне придут к аналогичным выводам – не методом грубых провокаций над Балтийским и Черным, Беринговым и Чукотским морями, которые могут привести к неприемлемым для США потерям.

После окончания холодной войны и заключения договоров о нераспространении ядерного оружия, ограничивающих развертывание ядерных ракет большой дальности, русские предприняли усилия по разработке тактических версий Х-55 с обычными боеголовками. Сначала появился Х-65СЭ с дальностью 600 км (производный от Х-55), анонсированный в 1992 году, затем тактическая версия Х-101 с дальностью полета 300 км, предназначенная для экспорта, и, наконец, Х-555. Считается, что в 2001 году российские ВВС выбрали для разработки Х-101 и Х-555.

В российском документе 1995 года говорилось, что в Шанхай был передан весь производственный комплекс для разработки крылатой ракеты с ядерным вооружением. Первоначально считалось, что он был основан на «Радуге Х-15» дальности 300 км (АС-16 «Отдача»), но теперь выясняется, что это был Х-55, который был передан Китаю.

Х-101/102

Последняя разработка Х-55 с малым радиолокационным поперечным сечением около 0,01 квадратных метра. Х-101/102 специально спроектирован для запуска с воздуха, в нем вместо круглого поперечного сечения фюзеляжа Х-55 вместо носовой и передней части фюзеляжа «аэродинамической формы» для обеспечения подъемной силы. Его длина составляет 7,45 м (24,4 фута), его стартовая масса составляет 2200–2400 кг (4900–5300 фунтов), и он оснащен осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боеголовкой массой 400 кг (880 фунтов) или ядерной боеголовкой мощностью 250 кТ. БЧ для Х-102. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRDD-50A, развивающим крейсерскую тягу 450 кг (990 фунтов) на скорости 700–720 км / ч (430–450 миль в час; 0,57–0,59 Маха) с максимальной скоростью 970 км / ч ( 600 миль в час; 0,79 Маха) при полете на 30–70 м (100–230 футов) над землей и поражение фиксированных целей с использованием предварительно загруженной цифровой карты для отслеживания местности и ГЛОНАСС / ИНС для коррекции траектории для достижения точности 6–10 метры; Утверждается, что он способен поражать небольшие движущиеся цели, такие как транспортные средства, с помощью оконечного электрооптического датчика или инфракрасной системы формирования изображения . Оценки дальности полета варьируются от> 2000 км (1200 миль) до 4 500–5 000–5 500 км (2 800–3 100–3 400 миль), до 10 000 км (6200 миль) с продолжительностью полета 10 часов; большое расстояние очень важно, поскольку у России мало баз за границей и она не может обеспечить дальнее сопровождение истребителей. Ту-95МС может нести восемь единиц вооружения на четырех подкрыльных пилонах, а Ту-160 может быть оснащен двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых загружена шестью ракетами, всего 12 ракет, но меньший Ту-22М3 продолжит нести Х- 555, хотя он также может нести Х-101 / Х-102. По состоянию на конец 2018 года ракеты оснащены бортовой системой РЭБ. Первые испытания были проведены в 1995 году, а в 2012 году ракета была принята на вооружение.

Боевое применение

Первые реальные цели были поражены при помощи Х-101 17 ноября 2015 года. В этот день 16 крылатых ракет воздушного базирования, выпущенных с бомбардировщиков Ту-160, поразили ряд ключевых объектов, принадлежавших различным террористическим группировкам, действовавшим на территории Сирии.

19 и 20 ноября 2015 года «Белые лебеди» нанесли еще два удара по боевикам. Ровно год спустя состоялись первые боевые запуски Х-101 с самолетов Ту-95МСМ. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты – 5-го июля и 26-го сентября.

Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались (видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров) принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector