14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

AIM-4 Falcon

Управляемая ракета AIM-4 «Falcon» / GAR-1 (США)

После того, как стало ясно, что дозвуковая ракета AAM-A-1 Firebird не удовлетворяет требованиям ВВС США по поражению летящих с околозвуковой скоростью бомбардировщиков, было решено начать разработку новой ракеты. Экспериментальные проработки уже велись ранее (с 1947 года) фирмой «Hughes» в рамках проекта MX-904 — создания управляемой ракеты для самообороны бомбардировщиков. Предполагалось, что ракеты будут запускаться с кормовой барабанной установки бомбардировщика по заходящим в хвост истребителям противника и наводиться с помощью полуактивного радиолокационного наведения.

В 1949 году, программа была переориентирована с расчетом на базирование ракет на истребителях-перехватчиках, получив при этом индекс AAM-A-2. Первые летные испытания были проведены в 1949 году. В 1951 году, в рамках общей политики ВВС США, ракета получила «истребительное» обозначение F-89 (от англ. Fighter ), которое, впрочем, вскоре было изменено на GAR-1. После серии испытаний в 1951—1955 годах, ракета была, рекомендована к принятию на вооружение в 1956 году.

Основное назначение новой ракеты изначально видели в поражении бомбардировщиков противника. Ракеты развертывались в основном на истребителях-перехватчиках.

Содержание

  • 1 Развитие
    • 1.1 Оборонительная концепция
    • 1.2 Разработка противотанкового бомбардировщика
    • 1.3 Тестирование и сервис
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Война во Вьетнаме: победы США AIM-4 Falcon в воздухе
  • 3 оператора
    • 3.1 Бывшие операторы
  • 4 Технические характеристики (GAR-1D / -2B / AIM-4C / D)
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Библиография

Ракета до 1963 года имела название AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8.

Американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко эксплуатируется военно-воздушными силами многих стран мира.

Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder.

По состоянию на 2001 год, только на территории США, было собрано более 150 тысяч единиц этого оружия, с учётом ракет произведённых в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время. Сайдуайндер состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно используется по сей день.

Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями.

История

Разработка будущей AIM-9 стартовала ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил сделать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем оборудования широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Сконструированная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), расположенный за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.

Ещё одной удачной идеей, применённой в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.

Первые испытания ракеты стартовали в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был произведён первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Выпуск ракеты стартовал в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.

Изначально ракета создавалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно использовалась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).

Конструкция

Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на который установили ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.

Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.

Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X применяет для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.

На большинстве моделей ракеты монтировалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.

-Стартовая масса: 91 кг
-Масса боевой части: 9,4 кг
-Дальность пуска в переднюю полусферу: 18 км
-Длина: 2,85 м
-Диаметр: 0,127 м
-Размах крыла: 0,63 м

Состоит на вооружении

-США 7000 AIM-9M
-Австралия — AIM-9X на F/A-18A/B Hornet и F/A-18F Super Hornet
-Польша Заказано 93 ракеты AIM-9X-2
-ОАЭ Заказано 218 AIM-9X-2 на сумму 251 млн долл.
-Марокко Заказано 20 AIM-9X-2 на 50 млн долл.
-Турция AIM-9S/X. 117 AIM-9X заказано на сумму 140 млн долл

История эксплуатации

ВВС развернули AIM-4 в мае 1967 года во время войны во Вьетнаме на новом F-4D Phantom II , который нес его на внутренних пилонах крыла и не был подключен к AIM-9 Sidewinder . Боевые характеристики ракеты были очень низкими. Falcon, уже работающий на самолетах командования противовоздушной обороны , был разработан для использования против бомбардировщиков, и его медленное время охлаждения ГСН (целых шесть или семь секунд для захвата цели) делало его в значительной степени неэффективным против маневрирующих истребителей. Причем охлаждать его можно было только один раз. Ограниченная подача охлаждающей жидкости означала, что после охлаждения ракета израсходовала запас жидкого азота за две минуты, что сделало ее бесполезной на рельсе. Ракета также имела небольшую боевую часть и не обладала неконтактным взрывателем. В результате было совершено всего пять убийств, все с версией AIM-4D. (Falcon также экспериментально стрелял из F-102 Delta Dagger по наземным целям в ночное время с использованием инфракрасной самонаводящейся системы самонаведения.)

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной пробиваемости «СПП» 7Н9 (Россия)

Оружие не пользовалось популярностью у пилотов с самого начала и было дополнено или частично снято в 1969 году, и его заменили в F-4D на Sidewinder после установки соответствующей проводки. Полковник Робин Олдс из ВВС США, командующий 8 — м тактическим истребительным авиационным крылом , оснащенным F-4D , был откровенным критиком ракеты и сказал о ней:

К началу июня мы все возненавидели новые ракеты AIM-4 Falcon. Я ненавидел проклятые бесполезные вещи. Я хотел вернуть свои Sidewinders. В двух вылетах я выстрелил семь или восемь кровавых штуковин, и ни одной не управляемой. Они были хуже, чем я ожидал. Иногда отказывались запускаться; иногда они просто уходили в голубое небо без руководства. В гуще схватки, когда моя голова крутилась и вертелась, пытаясь уследить за другом и противником, я забывал, какой из четырех я (уже) выбрал, и не мог сказать, кто из оставшихся поднимался, а какая голова. срок его действия уже истекал. Дважды по возвращении на базу я просил технического представителя пройтись по переключателю и последовательности стрельбы. Мы так и не обнаружили, что я делаю что-то не так.

Полковник Олдс был рассержен плохими боевыми качествами «Сокола». Он приказал всему крылу истребителей переоборудовать F-4D, чтобы они несли более надежные AIM-9 Sidewinders. Хотя это была несанкционированная полевая модификация, все военно-воздушные силы в конечном итоге последовали его примеру.

Война во Вьетнаме: победы США AIM-4 Falcon Air to Air

Используемые с 1965 по 1972 год во Вьетнаме, Falcons добились своих единственных поражений во время операции Rolling Thunder (1965–68), за это время было получено только 5 успешных попаданий из 54 запусков во время воздушного боя.

ДатаСамолеты, стреляющие ракетамиМодель AIM-4 FalconСбитый самолетОперационный блок
26 октября 1967 г.F-4D Фантом IIAIM-4DМиГ-17555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США (TFS)
17 декабря 1967 г.F-4DAIM-4DМиГ-1713-я TFS
3 января 1968 г.F-4DAIM-4DМиГ-17435-я TFS
18 января 1968 г.F-4DAIM-4DМиГ-17435-я TFS
5 февраля 1968 г.F-4DAIM-4DМиГ-2113-я TFS

AIM-4C также производился как HM-58 для ВВС Швейцарии для использования на Dassault Mirage III S и производился по лицензии в Швеции для ВВС Швеции (как Rb 28 ) для оснащения Saab 35 Draken и 37 Viggen . Также была переработана ГСН ракеты.

AIM-4F / AIM-4G Super Falcon оставался на вооружении USAF и ANG , в основном с перехватчиками Convair F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart , до окончательного вывода из эксплуатации F-106 в 1988 году. Эти самолеты были спроектированы для переноски оружия и не мог быть легко преобразован для ношения более крупного оружия, такого как Sidewinder или AIM-7 Sparrow , которые были намного длиннее.

На вооружении

AIM-4 Falcon находилась на вооружении следующих государств:

США Греция Канада Финляндия Швейцария Швеция (производились по лицензии как HM-85/Rb-08)

Развитие

Оборонительная концепция

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» началась в 1946 году. Hughes Aircraft получила контракт на дозвуковую ракету под обозначением проекта MX-798 , которая вскоре уступила место сверхзвуковой MX-904 в 1947 году.

Изначально это оружие использовалось в качестве оружия самообороны для бомбардировщиков , которые имели магазин из трех ракет в задней части фюзеляжа и стреляли ими через длинную трубу, которая вела через область, где обычно находилась хвостовая башня. В случае с B-52 ракета содержала тюнер для радара заднего вида бомбардировщика A-3 и следовала за отраженным от самолета-цели сигналом с помощью системы полуактивного радиолокационного самонаведения (SARH).

Разработка противотанковых бомбардировщиков

В то же время, когда был выпущен оригинальный MX-798, спецификация для ракеты прямого действия для истребителей была выпущена как MX-799. Это дошло до стадии тестирования опытных патронов, таких как AAM-A-1 Firebird , когда его дозвуковая скорость и ручное наведение стали серьезными проблемами.

Проект был отменен, а недавно выпущенный MX-904 был перенаправлен на замену Firebird в роли анти-бомбардировщика. На этом этапе оружие все еще было спроектировано так, чтобы стрелять из ствола, теперь ведущего из оружейного отсека за носовым радаром, а пусковая труба выходит под антенной радара. Вместо магазина с несколькими ракетами в тубусе «кончик к хвосту» поместили три ракеты.

Размещение в трубе представляло несколько проблем, но главная из них заключалась в том, что искатель ракеты не мог зафиксироваться перед запуском. Первоначальная концепция заключалась в том, чтобы стрелять по самолетам-перехватчикам , которые медленно приближались к B-52 и находились где-то довольно близко, прямо за самолетом. В случае с истребителем цель может быть не так удобно расположена, и при отсутствии возможности узнать, видит ли он цель, находясь внутри трубы, это означало, что он никогда не сможет правильно захватить цель.

В конце концов, было решено отказаться от концепции трубного запуска и установить ракету на крыльях или в отсеках для оружия, которые будут наводить ракету на цель до запуска. Это изменение также позволило искателю использовать инфракрасное самонаведение, а также SARH. Были разработаны взаимозаменяемые искатели, позволяющие летать на борту любого типа или обоих. Кроме того, освободившиеся от трубы крылья ракеты стали больше и приобрели форму длинной дельты, которую она и ее различные потомки будут иметь в 2000-х годах.

Тестирование и сервис

Первые испытательные стрельбы состоялись в 1949 году, тогда он получил обозначение AAM-A-2 и получил популярное название Falcon . Краткая политика присвоения ракетам обозначений истребителей и бомбардировщиков привела к тому, что в 1951 году они были переименованы в F-98 . В 1955 году политика снова изменилась, и ракета была снова переименована в GAR-1 .

Начальные ГАР-1 и ВАР-2 модели был введен в эксплуатацию в 1956 году вооружили Нортроп F-89 Scorpion , McDonnell F-101B Voodoo и Конвэр F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart перехватчики . Единственными другими пользователями были Канада, Финляндия, Швеция и Швейцария, чьи CF-101 Voodoo , Saab 35 Draken и Dassault Mirage III S несли Falcon. Канада также надеялась использовать их на перехватчике Avro Canada CF-105 Arrow ; однако этого так и не произошло из-за отмены «Стрелы».

Читать еще:  Противоднищевая мина HPD mod.F2 (Франция)

Истребители, несущие Falcon, часто проектировались с внутренними отсеками вооружения для перевозки этой ракеты. Scorpion нес их на крыльях, в то время как Delta Dagger и Delta Dart имели отсеки для живота с трапециевидным механизмом для перемещения их в воздушный поток для запуска. F-101B имел необычную компоновку отсека, где два хранились снаружи, а затем дверь отсека поворачивалась, чтобы обнажить еще две ракеты. Вполне вероятно, что во внутреннем отсеке General Dynamics F-111 могла бы разместиться и ракета, но к моменту службы ВВС уже сбросили Falcon для использования против истребителей, а также идею использования F- 111 как истребитель воздушного боя.

GAR-1 имел полуактивную радиолокационную систему самонаведения (SARH), обеспечивающую дальность действия около 5 миль (8,0 км). Было произведено около 4000 ракет. В производстве он был заменен на GAR-1D (позже AIM-4A ) с большими рулями. Было произведено около 12000 экземпляров этого варианта, основной серийной версии SARH Falcon.

ГАР-2 (позже AIM-4B ) был термически ищущим, как правило , ограничивается задним аспектом обязательств , но с тем преимуществом того , чтобы быть « огнем и забыть » оружия. Как и в советской практике, было обычным делом стрелять из оружия залпами обоих типов, чтобы увеличить вероятность попадания (сначала стреляла ракета с тепловым наведением, а через несколько мгновений — ракета с радарным наведением). GAR-2 был примерно на 1,5 дюйма (40 мм) длиннее и на 16 фунтов (7 кг) тяжелее, чем его аналог SARH. Его диапазон был аналогичным. В производстве он был заменен на ГАР-2А (позже AIM-4C ) с более чувствительной инфракрасной ГСН . Всего было построено около 26 тысяч самонаводящихся «соколов».

Все ранние Falcon имели небольшую боеголовку 7,6 фунта (3,4 кг), что ограничивало их смертельный радиус. Также их тактически ограничивало то, что у Falcon отсутствовал неконтактный взрыватель : взрыватель ракеты находился в передних кромках крыльев, и для взрыва требовалось прямое попадание.

В 1958 году Хьюз представил слегка увеличенную версию Falcon, первоначально получившую название Super Falcon , с более мощным ракетным двигателем с длительным горением, увеличивающим скорость и дальность полета. У него была боеголовка большего размера (28,7 фунта / 13 кг) и улучшенные системы наведения. Вариантами SARH были GAR-3 ( AIM-4E ) и улучшенный GAR-3A ( AIM-4F ). Инфракрасной версией был GAR-4A ( AIM-4G ). Было произведено около 2700 ракет SARH и 3400 IR Super Falcon, которые заменили самые ранние версии этого оружия.

В сентябре 1962 года Falcon был переименован в AIM-4 .

Последней версией оригинального Falcon был GAR-2B (позже AIM-4D ), который поступил на вооружение в 1963 году. Он был задуман как боевое оружие истребителя, объединяя более легкий и меньший планер более раннего GAR-1 / GAR-2. оружие с улучшенной ИК-ГСН ГАР-4А / АИМ-4G.

Попытка устранить ограничения AIM-4D привела к разработке в 1970 году XAIM-4H , который имел лазерный неконтактный взрыватель , новую боеголовку и лучшую маневренность. Он был отменен в следующем году без ввода в эксплуатацию.

Увеличенная версия Falcon с ядерной боеголовкой мощностью 0,25 килотонн была разработана как GAR-11 (позже обозначенная как AIM-26 Falcon ), а версия большой дальности была разработана для североамериканских XF-108 Rapier и Lockheed YF- 12 перехватчиков как GAR-9 (позже AIM-47 Falcon ).

Ракета до 1963 года имела название AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8.

Американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко эксплуатируется военно-воздушными силами многих стран мира.

Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder.

По состоянию на 2001 год, только на территории США, было собрано более 150 тысяч единиц этого оружия, с учётом ракет произведённых в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время. Сайдуайндер состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно используется по сей день.

Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями.

История

Разработка будущей AIM-9 стартовала ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил сделать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем оборудования широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Сконструированная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), расположенный за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.

Ещё одной удачной идеей, применённой в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.

Первые испытания ракеты стартовали в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был произведён первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Выпуск ракеты стартовал в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.

Изначально ракета создавалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно использовалась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).

Конструкция

Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на который установили ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.

Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.

Читать еще:  Противогусеничная мина ACPM (Франция)

Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X применяет для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.

На большинстве моделей ракеты монтировалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.

-Стартовая масса: 91 кг
-Масса боевой части: 9,4 кг
-Дальность пуска в переднюю полусферу: 18 км
-Длина: 2,85 м
-Диаметр: 0,127 м
-Размах крыла: 0,63 м

Состоит на вооружении

-США 7000 AIM-9M
-Австралия — AIM-9X на F/A-18A/B Hornet и F/A-18F Super Hornet
-Польша Заказано 93 ракеты AIM-9X-2
-ОАЭ Заказано 218 AIM-9X-2 на сумму 251 млн долл.
-Марокко Заказано 20 AIM-9X-2 на 50 млн долл.
-Турция AIM-9S/X. 117 AIM-9X заказано на сумму 140 млн долл

Конструкция

  • GAR-1/AIM-4 — была основной модификацией ракеты, принятой на вооружение в 1956 году. Ракета имела полуактивное радиолокационное наведение и предназначалась почти исключительно для перехвата бомбардировщиков. Было изготовлено около 12000 ракет.
  • GAR-1D/AIM-4A — модифицированная версия GAR-1 с улучшенными управляющими плоскостями.
  • GAR-2/AIM-4B — версия ракеты, созданная в 1956 году. Отличалась от GAR-1 наличием пассивной инфракрасной головки самонаведения. Около 26000 ракет было изготовлено.
  • GAR-2A/AIM-4С — модифицированная версия GAR-2 с улучшенным инфракрасным детектором, способным работать при более высокой температуре.
  • GAR-2B/AIM-4D — ещё одна модификация GAR-2, имевшая улучшенный инфракрасный детектор. Единственная модификация, способная применяться против истребителей. Применялась во Вьетнаме с неудовлетворительным результатом.
  • GAR-3/AIM-4E «Super Falcon» — предпринятая фирмой «Hughes» модернизация ракеты GAR-1. Был установлен новый двигатель, более длительное время работы которого обеспечивало ракете дальность порядка 11,3 км. Боевая часть также была утяжелена. Поступила в производство в 1959 году.
  • GAR-3A/AIM-4F «Super Falcon» — версия «Super Falcon» с улучшенным полуактивным наведением.
  • GAR-4A/AIM-4G «Super Falcon» — версия «Super Falcon» с инфракрасным наведением

В 1970—1971 году, после получения данных о неудовлетворительном действии ракет AIM-4D во Вьетнаме, была разработана экспериментальная ракета XAIM-4H, имевшая улучшенную маневренность, более мощную боевую часть и лазерный неконтактный детонатор. Но, так как AIM-9 «Sidewinder» уже успел зарекомендовать себя более надежной ракетой и обладал большим радиусом действия, работы были прекращены.

Ракета до 1963 года имела название AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8.

Американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко эксплуатируется военно-воздушными силами многих стран мира.

Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder.

По состоянию на 2001 год, только на территории США, было собрано более 150 тысяч единиц этого оружия, с учётом ракет произведённых в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время. Сайдуайндер состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно используется по сей день.

Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями.

История

Разработка будущей AIM-9 стартовала ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил сделать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем оборудования широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Сконструированная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), расположенный за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.

Ещё одной удачной идеей, применённой в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.

Первые испытания ракеты стартовали в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был произведён первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Выпуск ракеты стартовал в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.

Изначально ракета создавалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно использовалась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).

Конструкция

Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на который установили ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.

Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.

Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X применяет для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.

На большинстве моделей ракеты монтировалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.

-Стартовая масса: 91 кг
-Масса боевой части: 9,4 кг
-Дальность пуска в переднюю полусферу: 18 км
-Длина: 2,85 м
-Диаметр: 0,127 м
-Размах крыла: 0,63 м

Состоит на вооружении

-США 7000 AIM-9M
-Австралия — AIM-9X на F/A-18A/B Hornet и F/A-18F Super Hornet
-Польша Заказано 93 ракеты AIM-9X-2
-ОАЭ Заказано 218 AIM-9X-2 на сумму 251 млн долл.
-Марокко Заказано 20 AIM-9X-2 на 50 млн долл.
-Турция AIM-9S/X. 117 AIM-9X заказано на сумму 140 млн долл

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: