0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

9К112 Кобра — 9K112 Kobra

Содержание

  • 1 Развитие
  • 2 Описание
  • 3 варианта
  • 4 оператора
    • 4.1 Текущие операторы
    • 4.2 Бывшие операторы
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Первое поколение советских ракетных танков началось в 1956 году, когда Никита Хрущев приказал В.А. Малышеву привить «новое мышление» в конструкторских бюро оружия. Частью этого «нового мышления» была разработка ракетных танков, в том числе IT-1, запускающего ракеты Drakon, и Obiekt 297, вооруженного Taifun. Однако эти ранние конструкции танков оказались неудачными. Танк с чисто ракетным вооружением имел 300-метровую мертвую зону вокруг него, где он не мог поражать цели — также размер ранних ракет ограничивал их количество. Гибридные конструкции скомпрометировали как огневую мощь главного орудия, так и грузоподъемность ракет.

Эти ограничения привели к разработке гибридной системы, в которой ракета запускалась через ствол основной пушки танка. Первым поколением этой концепции был танк Obiekt 775 , вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой, которая могла стрелять осколочно-фугасными неуправляемыми ракетами или управляемым по радио снарядом. Управляемый снаряд назывался Рубин (Рубин), а неуправляемый снаряд — Бур (Дрель). Танк мог нести 24 ракеты «Рубин» и 48 ракет «Бур». Проект провалился, поскольку кумулятивная боеголовка «Рубина» была недостаточно эффективной, и были опасения, что командный канал ракеты может быть заблокирован.

Разработка продолжалась в течение 1960-х годов, но только в 1970-х годах этой концепции снова стали уделять серьезное внимание. Вероятно, это произошло из-за трех факторов:

  • Разработка в США 152-мм орудийного ракетного комплекса для танков M551 Sheridan и M60 A2
  • Разработка противотанковых ракет НАТО, таких как системы TOW и Euromissile HOT , которые имели лучшую точность на большой дальности, чем современные танковые орудия.
  • Повышенная угроза со стороны вертолетов, таких как AH-1 Cobra . Ракеты могли обеспечить определенную степень защиты от вертолетов, парящих на вершинах деревьев.

Разработка второго поколения советских трубчатых управляемых снарядов началась в 1970-х годах. Ракетный комплекс «Кобра» составлял конкуренцию системе «Гюрза» с ИК-наведением. ИК-система наведения ракеты «Гюрза» оказалась проблемной, и «Кобра» была запущена в производство. 9К112 был впервые установлен на новую версию Т-64Б в 1976 году. Более поздний Т-80Б, в 1978 году, также был вооружен этой системой. Система Gyurza продолжала развиваться, отказавшись от инфракрасной системы наведения в пользу радиокомандного наведения — затем она была развита в Shturm или AT-6 Spiral .

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ-2

(Голосов: 4)

Серийный тяжелый танк с противоснарядным бронированием КВ-2 был спроектирован в Ленинграде на Кировском заводе под руководством Ж. Я. Котина и изготовлен в феврале 1940 года. Старшим группы проектировщиков был Н. Л. Духов. КВ-2 предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос (разрушения стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления подразделений, вооруженных легкими и средними танками.

Особенностью этой машины была установка в башне увеличенных размеров (по сравнению с КВ-1) 152-мм гаубицы М-10 образца 1938-1940 годов. Для мировой практики танкостроения того времени это был уникальный случай. Испытания танка боевой стрельбой проводили на траншейном стенде прямо на территории завода. Никто не знал, как поведет себя танк после выстрела из орудия такого калибра. Стреляли из положения по борту, то есть наиболее опасного для опрокидывания машины. Эксперимент прошел удачно, танк не опрокинулся, а двигатель завелся с первой попытки.

Кроме гаубицы танк КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре в кормовой стенке башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя).

Гаубица имела по тому времени сравнительно высокие показатели. Ее бронебойный снаряд (морская граната) массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м под углом встречи 60°. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м/с. Углы наведения гаубицы по горизонтали 360°, по вертикали от -5° до +12°. Для вертикальной наводки применялся секторный механизм. Стрельба велась с использованием телескопического прицела Т-5 (ТОД-9) или перископического прицела ПТ-5 (ПТ-9). Боекомплект танка состоял из 36 артиллерийских выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов к пулеметам ДТ (49 магазинов).

В кормовой части башни располагался люк для загрузки боеприпасов, на крыше имелись люки для посадки экипажа, приборы наблюдения и вентиляторы. На боковых стенках — скобы для подъема на крышу и амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрываемые изнутри коническими пробками, Такая же амбразура была на дверце кормовой стенки башни. Управление поворотом башни осуществлялось при помощи механического и электрического приводов.

Бронирование танка было изменено по сравнению с КВ-1. Оно состояло из броневых катаных листов толщиной 75 мм (лобовая часть, борта и башня), 60 мм (кормовая часть), 40 мм (днище) и 30 мм (крыша), соединяемых электросваркой. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть, а также средства внешней и внутренней связи танка унифицированы с КВ-1.

При боевой массе 52 т танк отличался неплохой для его типа профильной проходимостью, сопоставимой с КВ-1. Его запас хода по топливу по шоссе составлял 250 км, средняя скорость движения — 20 км/ч.

Экипаж состоял из шести человек: командира, механика-водителя, командира орудия (наводчика), замкового, младшего механика-водителя и стрелка-радиста. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части корпуса (отделении управления), а остальные члены экипажа — в башне (боевом отделении).

Несколько танков КВ-2 в середине февраля 1940 г. проходили испытания при прорыве линии Маннергейма. С помощью артиллерийского огня ими были сделаны проходы в гранитных надолбах и разрушены с близкого расстояния доты, мешавшие продвижению стрелковых подразделений. Броня танков выдержала при этом сильный огонь противотанковой артиллерии противника. В частности, один из танков получил 48 вмятин от попадания снарядов, но остался в строю. После успешного завершения испытаний КВ-2 был принят на вооружение и находился в серийном производстве до второй половины 1941 года.

ТТХ КВ-2
Боевая масса, т 52
Экипаж, чел. 6
Длина, мм 6950
Ширина, мм 3320
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 407
Броня, мм: 30-75
Лоб, борт, башня 75
Корма 60
Крыша 30
Днище 40
Скорость (по шоссе), км/ч 35
Запас хода (по шоссе), км 80-140
Подъем, град. 36
Высота стенки, м 1,2
Ширина рва, м 2,70
Глубина брода, м 1,60

Т-80 выходит из тени: министерство обороны России решило сформировать танковые батальоны в каждой бригаде морской пехоты ВМФ

В войска начал возвращаться легендарный танк. Именно его, первым в истории бронетанковых войск нашей страны, назвали «летающим». Потом это определение, видимо, в связи с экспортными планами (удачный рекламный слоган!), перешло к другому танку — Т-90С. Теперь же Т-80 приходит не просто в общевойсковые части, а в морскую пехоту, где танков, вроде бы, отродясь не было. Что произошло?

Легкий и маневренный «коротышка»

Как оказалось, «ларчик просто открывается». В военном ведомстве решили усилить боевую мощь «черных беретов». Им при высадке на необорудованное побережье (особенно в Арктике), если придется атаковать ожесточенно сопротивляющегося и хорошо вооруженного противника, не помешает поддержка огнем мощных танковых пушек. Осколочно-фугасные снаряды и противотанковые управляемые ракеты особенно пригодятся для подавления бронированных целей или долговременных бетонных сооружений. Важно, чтобы танкисты при этом были свои — штатные, а не из подразделений поддержки. Это крепче сплачивает воинский коллектив, повышает ответственность в бою за товарища, с которым ты стоишь в одном строю.

А для оснащения морской пехоты танками, как решили военные, как нельзя лучше, подходит именно Т-80БВМ с газотурбинным двигателем. Во-первых, у него очень небольшое удельное давление на грунт — 0,86 килограмма на квадратный сантиметр. При общем весе в 42,5 тонны «восьмидесятка» проходит по снежному насту, как таежный охотник на разлапистых лыжах, мягко и легко, не зарываясь брюхом в сугроб. А для зыбких северных почв это очень важно — не застрять в мшистых сопках.

Во-вторых, у Т-80БВМ очень мощный двигатель — свыше 1.200 лошадиных сил. Это позволяет танку развивать скорость — даже на бездорожье — до 70 км/час. Такая скорость — не самоцель, она придает боевой машине высочайшую маневренность на поле боя. В нее труднее попасть даже самому натренированному в стрельбе противнику. Тем более что по высоте Т-80 — один из самых «низкорослых» танков такого класса в мире.

Хорошо вооружен и очень опасен

«Восьмидесятка» обладает очень мощным и эффективным вооружением. 125- мм пушка 2А46М-4 способна стрелять как полным набором обычных, штатных, снарядов, так и управляемыми реактивными ракетами типа 9К112-1 «Кобра» с радиоактивным наведением, предназначенными для борьбы с бронированными целями врага, а также ДОТ, ДЗОТ и даже низколетящими вертолетами. Также хороший «подарок» любому противнику и новейший ПТУР 9К119М «Рефлекс-М». Он отличается от «Кобры» не только лазерным наведением и тандемной (пробивающей броню с динамической защитой) боевой частью, но также и повышенной дальностью поражения цели. Если обычный снаряд летит на дальность в 3 км, то ракета «Рефлекса» — на 5-6 км. А в бою, как известно, кто первый выстрелил, тем более — на предельной дальности, тот и победил.

Кроме того, на танке установлен современный многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». У него визирный, тепловизионный и дальномерный каналы, а также канал управления ракетой и автомат сопровождения цели. Наводчику необходимо только найти цель, зафиксировать ее на экране дисплея, и прицел будет самостоятельно отслеживать ее перемещение, сопоставлять с движением танка, то есть всегда держать «на мушке». В нужный момент командир или наводчик нажимает кнопку «пуск», и вражеской цели больше нет.

Пушка «восьмидесятки» стабилизирована во всех плоскостях. Механизм заряжания здесь традиционный — автоматический, как и на всех российских танках. У механика-водителя есть прибор наблюдения за полем боя — ТВН-5. А для защиты от огня противника машина снабжена противокумулятивными решетчатыми экранами и комплексом модульной динамической защиты «Реликт». Дополнительно устанавливается и система активной защиты «Арена».

Танки на заправке

Что еще очень важно — доработанный газотурбинный двигатель танка Т-80БВМ расходует теперь гораздо меньше топлива, чем раньше.

В судьбе танка Т-80 повышенный расход топлива всегда был камнем преткновения. В советское время никто, по большому счету, на это не обращал внимания. Топлива хватало на все и про все. Тем более что создавалась «восьмидесятка» для передовых западных рубежей, чтобы держать на прицеле танковых пушек натовские государства. Большинство танков Группы советских войск в Германии (ГСВГ) были как раз Т-80У.

Рев наших танков успокаивал горячие головы за Рейном

Бывший командующий ГСВГ Герой Советского Союза генерал армии Михаил Зайцев с гордостью рассказывал мне, что, когда танковая дивизия на Т-80 выходила на полигон, рев ее двигателей хорошо слышали за Рейном, и это заставляло западных политиков разговаривать с советскими лидерами подчеркнуто уважительным тоном. А создатель танка Т-80, генеральный конструктор «Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения» (КБ «Спецмаш»), Герой Социалистического труда и лауреат Ленинской премии Николай Попов объяснял автору этих строк, что двигатель на машине — многотопливный.

Если придется воевать, то в Западной Европе заправить боевую машину можно будет на любой бензоколонке. С такой скоростью, как у Т-80, танковая дивизия ГСВГ легко дошла бы по европейским автобанам до Ла-Манша за сутки.

Войны, слава Богу, не случилось. Варшавский Договор, к сожалению, рухнул. Развалился Советский Союз, и теперь не наши танки стоят у границ западных стран, а американские — у наших границ. В 90-е годы прошлого века об этом никто у нас и подумать о таком не мог. Мы надеялись, что эпоха противостояния, «холодной войны» навсегда ушла в прошлое.

С возвращением, «восьмидесятка»!

Оказалось, не так. Но что теперь вспоминать о том, чем мы сильны задним умом. А в те «перестроечные» годы в руководстве страны решили, что танки нам, по большому счету, уже не нужны. Бросков до Ла-Манша не будет, и нужно резать лишние танки, если их не удастся продать за рубеж.

Танки Т-80У решено было отправить на склады. Осталось несколько сотен таких машин в Кантемировской танковой дивизии, и, в основном, только в Ленинградском военном округе — сыграли свою роль северные условия эксплуатации. Двигатель «восьмидесятого» в лютые морозы запускался через три минуты, а дизельный Т-72 приходилось разогревать целых полчаса. И, конечно, против Т-80 была «прожорливость» его двигателя. Топлива для армии стало не хватать.

Тем более встал вопрос о закрытии одного из двух заводов по производству танков: нижнетагильского «Уралвагонзавода», где делали Т-72, или омского машиностроительного, где серийно выпускали Т-80. Мощность омского была 500 машин в год, мощность тагильского — до 3.000. Заказов не было ни для того, ни для другого. Простаивали и мерзли зимой огромные цеха, разбегались прославленные трудовые коллективы. Спасать решили «Уралвагонзавод».

В это время Индия объявила тендер на поставку в армию страны новых танков. Сначала Дели хотел модернизировать свои Т-72, но тут Украине (не без помощи специалистов отечественного «Росвооружения», так тогда назывался «Рособоронэкспорт») удалось продать Пакистану 350 танков Т-64. Это стало сигналом для Дели, что они должны тоже иметь новый танк, ничем не уступающий пакистанскому. Россия предложила глубокую модернизацию Т-72 — дизельный Т-90С. Мы даже провели в индийских горах и пустынях соревнования между газотурбинным Т-80У и дизельным Т-90С. Выиграл, понятно, какой. «Уралвагонзавод» получил заказ на полторы тысячи боевых машин. А Омск — на разделку и модернизацию Т-72.

Читать еще:  Управляемый боеприпас M712 Copperhead (США)

Не собираюсь утверждать, какая из машин — лучше. По-моему, Т-14 на платформе «Армата». Но пока этот новейший танк не пришел в войска, у нас есть различные модификации Т-90, есть Т-72Б3, который раз за разом выигрывает все международные «Танковые биатлоны». Теперь вернется в армию и на флот и модернизированный Т-80БВМ. Из открытой печати известно, что в войсках их 450 единиц и еще 3.000 — в ангарах на хранении. «Восьмидесятка» стоит на вооружении 10 стран мира: есть они на Кипре, в Южной Корее, Египте, Йемене и в Азербайджане. В 1992 году две такие машины через подставные фирмы закупила Великобритания, затем одну из них подарила США.

Пусть изучают. Это полезно. Поймут наверняка, что «точить зубы» на русские Север и Арктику, где на вооружении лихих российских «черных беретов» стоят, в том числе, и танки Т-80БВМ, — себе дороже.

Как один советский танк помешал Гитлеру

Кроме того, Т-64 был оснащен легкими стальными опорными катками небольшого диаметра, в то время как на Т-55 и Т-62 применялись большие обрезиненные катки.

Первая запущенная в серийное производство модель Т-64А выпускалась со 125-мм пушкой 2А46 «Рапира», которая стала настолько популярной, что ее начали устанавливать на все последующие российские танки — вплоть до Т-90. Примечательно то, что в итоге вес Т-64А составил всего 37 тонн, что довольно мало для танка такого размера.

Но какими бы замечательными ни были эти новшества, следует признать, что у Т-64 был капризный двигатель 5ТДФ и необычная подвеска, которые часто ломались. По этой причине Советская Армия специально направляла такие танки в те части, которые дислоцировались недалеко от харьковского завода, где они изготавливались.

Но и это еще не все. Ходили слухи, что новая автоматическая система заряжания отрывает руки зазевавшимся танкистам, которые располагались слишком близко от нее. Это вполне вероятно, если учитывать крошечное внутреннее пространство танка Т-64.

Решая проблемы Т-64А, Советы стали задумываться о создании нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладают высокой приемистостью и имеют хорошее соотношение мощность/вес. Они легко заводятся в холодную погоду без предварительного разогрева, что важно в условиях суровых русских зим. И кроме того, они легкие.

Если говорить о недостатках, то газотурбинные двигатели потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.

Первоначальная базовая модель танка Т-80 была принята на вооружение только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т-64, а к производству Т-72 готовилась, потому что это был более дешевый запасной вариант. В то же время, Советы наращивали производство танков Т-55 и Т-62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.

Первые модели Т-80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко запретил дальнейшее производство этих танков из-за слишком большого расхода топлива и незначительного увеличение огневой мощи в сравнении с Т-64А. И только спустя пять месяцев преемник Гречко Дмитрий Устинов разрешил начать серийное производство этого нового танка.

Строительство первой модели Т-80 продолжалось всего два года, поскольку его превзошел по своим характеристикам танк Т-64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая вести стрельбу из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным моментом было то, что Т-80 стоил почти в три с половиной раза дороже, чем Т-64А.

На смену базовой модели в 1978 году пришел танк Т-80Б. Он считался наиболее современным и высококлассным танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б направлялась в места самого высокого риска — в Группу советских войск в Германии.

За высокую скорость его прозвали «танком Ла-Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80Б смогут достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что у них не закончится топливо.

Новый советский танк многое позаимствовал у Т-64. В дополнение к подкалиберным, кумулятивным и противопехотным осколочным снарядам его 125-мм гладкоствольное орудие 2А46М-1 могло производить пуски тех же самых ракет 9К112 «Кобра».

Поскольку противотанковые управляемые ракеты были значительно дороже, чем обычные танковые снаряды, в боекомплект этого танка входило всего четыре ракеты, но 38 снарядов. Ракеты были предназначены для того, чтобы сбивать ударные вертолеты и поражать машины с установленными на них системами ПТУРС за пределами дальности стрельбы обычными снарядами танка Т-80Б.

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ «Утес» на командирской башенке составляли комплекс противопехотного вооружения этого танка.

Т-80 уже мог похвастаться современной композиционной броней, но еще большую бронезащиту ему обеспечивал комплекс динамической защиты (КДЗ) «Контакт-1». Оснащенные горизонтальными слоями такой брони танки Т-80 (аналогичная конфигурация КДЗ была у последних моделей Т-72А) получили название Т-80БВ.

В 1987 году вместо Т-80Б стали производиться Т-80У, хотя по общему количеству они не превзошли своих предшественников.

На танке Т-80У была установлена система динамической защиты «Контакт-5». Она представляла собой усовершенствованный вариант КДЗ «Контакт-1», которая состояла из навесных контейнеров со взрывчаткой, тогда как система «Контакт-5» имела набор направленных наружу пластин заводского изготовления для отклонения атакующего боеприпаса. Система «Контакт-1» эффективна только против кумулятивных снарядов, тогда как система «Контакт-5» также защищает от кинетических бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном.

Внутри Т-80У вместо системы управления огнем 1А33, которой оснащались модели Т-80Б, была установлена более современная система 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на управляемые по лазерному лучу ракеты 9К119 «Рефлекс». Это более надежное оружие, обладающее большей дальностью и большей силой поражения. В танке Т-80 разместили на семь 125-мм снарядов больше, чем в Т-80Б.

Однако танк Т-80У производился недолго. Его новая силовая установка ГТД-1250 по-прежнему потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо нее стали производить дизельную модель Т-80УД. Это был последний вариант танка Т-80 советского производства. Это также была первая модель, которую удалось увидеть в действии за пределами полигона… если под «действием» понимать обстрел из танкового орудия российского парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.

В декабре 1994 года началась война против сепаратистов в Чечне, где впервые применили Т-80… и это стало для него катастрофой эпического масштаба.

Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам вернуть эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т-80Б и Т-80 БВ. Экипажи не готовились воевать на танках Т-80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.

Наступление российских вооруженных сил на чеченскую столицу город Грозный было больше похоже на кровавую бойню для наступающих. В период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня около тысячи солдат погибли, а 200 единиц техники было уничтожено. Самые современные российские танки Т-80Б и Т-80БВ в составе российской наступающей группировки понесли ужасные потери.

Хотя Т-80 хорошо защищены от прямых лобовых попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных выстрелов чеченских боевиков из гранатометов РПГ-7В и РПГ-18.

Оказалось, что автомат заряжания Т-80 «Корзина» имела роковой изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды хранились в вертикальном положении, и их только частично защищали опорные катки. Направленный выше опорных катков в бок танка выстрел из РПГ часто вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.

В этом отношении Т-72А и Т-72Б наказывались аналогичным образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае бокового попадания, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже ободьев опорных катков.

Второй существенный недостаток Т-80, как и у предыдущих российских танков, был связан с минимальными углами вертикального возвышения и склонения орудия. Из танка нельзя было выстрелить по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.

Справедливости ради надо сказать, что причиной больших потерь стала слабая выучка экипажей, недостаток натренированности и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т-80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что сделало эту защиту бесполезной. Говорили даже о том, что некоторые солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы заработать дополнительные деньги к своему скудному денежному содержанию.

Российская армия к тому времени напрочь забыла тяжелые уроки боев в городских условиях времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку к ведению таких боев. Не ожидая значительного сопротивления, российские войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры терялись на улицах, потому что у них не было соответствующих карт.

Поскольку российские военнослужащие не очень хотели выходить из своих машин и зачищать здания комнату за комнатой, их чеченские противники, знавшие недостатки российской бронетехники по службе в Советской Армии, получили возможность превращать танки и бронемашины в крематории.

Российскому командованию легко сваливать вину за чеченскую катастрофу на недоработки конструкции Т-80, скрывая просчеты оперативного планирования и недостатки тактики. Но в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т-72 заменили собой Т-80, став главной машиной для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.

Когда распался Советский Союз, Россия потеряла производивший Т-80УД завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где делали Т-80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ уже не выпускал более раннюю модель Т-80БВ.

Для России больше не имело смысла держать на вооружении три типа танков: Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ, У и УД) и Т-90 (модернизированный вариант Т-72БУ). Финансовые затраты и проблемы обеспечения запчастями были слишком велики. Все эти модели имели одно 125-миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.

Если говорить упрощенно, то эти танки имели одинаковые возможности, но очень разные запчасти вместо того, чтобы иметь одинаковые запасные части и разные возможности. Поскольку Т-80У был намного дороже, чем Т-72Б, было вполне логично, что выбор испытывавшей финансовые проблемы России пал на Т-72.

Однако Москва продолжала экспериментировать с Т-80. Специалисты поставили на него активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами и применения контрмер. В результате в 1997 году появился Т-80УМ-1 «Барс». Однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.

Россия не использовала Т-80 во второй чеченской войне в 1999-2000 годах и не применяла их в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году (насколько нам известно). Пока танки Т-80 не участвовали в войне на Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Описание

Ракета 9М112 Кобра состоит из двух секций:

  • Головная часть 9М43 — с кумулятивной боевой частью 9М129 и маршевым двигателем 9Д129.
  • Хвостовая часть 9Б447 — содержащая батарею, органы управления полетом, источник света для системы наведения на танке для отслеживания и небольшую антенну для приема команд от танка.

Две отдельные секции хранятся в автомате заряжания танка так же, как и обычные 125-мм патроны. Когда патрон поднимается в ружье, две половины соединяются вместе.

Ракета может быть запущена в любом из трех режимов:

  • Основной режим — пушка поднимается на три градуса над линией визирования, чтобы уменьшить количество пыли, образующейся при запуске ракеты. Это очень важно, поскольку танк должен видеть как цель, так и источник света в задней части ракеты, чтобы иметь возможность наводить ракету на цель. Ракетная система использует наведение SACLOS , наводчик должен удерживать перекрестие прицела по центру цели, а система управления огнем 1A33 генерирует корректировки курса, которые передаются на ракету. Точность на высоте 4000 м в этом режиме оценивается в 80%.
  • Баллистический режим — пушка поднята на три градуса над линией визирования. Затем ракета летит на три-пять метров над линией обзора наводчика, падая на линию визирования непосредственно перед достижением цели. Это еще больше снижает количество пыли, поднимаемой полетом ракеты, уменьшая вероятность потери ракеты системой наведения.
  • Аварийный режим — этот режим используется только тогда, когда цель внезапно появляется в пределах 1000 м и ракета уже заряжена. Орудие находится всего на 40 угловых минутах над линией визирования цели, а командная связь активируется раньше. В этом режиме вероятность попадания ниже.

Начальная скорость ракеты составляет 125 м / с, на пике она увеличивается до 800 м / с, но в среднем составляет от 350 до 400 метров в секунду. Время полета до 4000 метров составляет от 9 до 10 секунд. Ракета имеет одиночную кумулятивную боевую часть массой 4,5 кг, способную пробить 600 мм бронебойной части.

Управляемые снаряды и ракеты для основных боевых танков

Современный основной боевой танк способен использовать не только снаряды, но и управляемое вооружение разных типов. Боевая эффективность бронемашины может повышаться при помощи управляемых снарядов или ракетных комплексов с пуском ракеты через орудие. Системы такого рода обеспечивают увеличение дальности и точности огня, что повышает вероятность поражения цели. Управляемые вооружения давно заняли свое место в сфере танков, и следует ожидать дальнейшее развитие этого направления.

Ракетные комплексы

Наибольшую известность имеют КУВТ разработки СССР. Проектирование таких систем началось в конце шестидесятых, а в середине следующего десятилетия первый отечественный танковый КУВТ 9К112 «Кобра» поступил на вооружение. В дальнейшем создали несколько других систем подобного класса, отличавшихся повышенными характеристиками. Все советские танковые КУВТ разрабатывались для орудия-пусковой установки 2А46 калибром 125 мм. Соответственно, они могли устанавливаться на все отечественные ОБТ, начиная с Т-64Б.

КУВТ «Кобра» был построен вокруг ракеты 9М112 длиной 968 мм и диаметром корпуса 125 мм, с раскладываемыми плоскостями. Использовалось полуавтоматическое наведение, в котором приборы управления танка отслеживали ракету по пеленгатору и выдавали команды по радиоканалу. Обеспечивалась стрельба на дальность до 4 км. Бронепробиваемость – до 700 мм.

Читать еще:  Бесшумный патрон «СП-16» (Россия)

Самым новым из серийных КУВТ России является изделие 9К119М «Рефлекс-М». Его ракета 9М119 самостоятельно удерживается в лазерном луче управления и способна лететь на 5 км. Имеется тандемная кумулятивная БЧ с пробиваемостью 900 мм за динамической защитой. Носителями «Рефлекса-М» могут быть современные российские ОБТ и иные образцы с 125-мм пушкой. Интересно, что 9К119 входит в состав вооружения китайского танка «Тип 99».

Советские наработки по теме КУВТ были использованы в украинском проекте «Комбат». Этот комплекс поступил на вооружение Украины в середине двухтысячных годов. Была сохранена совместимость с 125-мм орудиями и некоторые другие конструкторские решения. Ракета «Комбат» наводится по лазерному лучу, имеет дальность полета 5 км и пробивает 750 мм брони за ДЗ.

Определенный интерес представляет комплекс LAHAT израильской компании IAI. Это универсальная система, пригодная для использования на разных платформах, но изначально ее прорабатывали для танков с пушками калибров 105 и 120 мм. Ракеты LAHAT могут запускаться через ствол совместимого орудия или с других пусковых установок. Ракета имеет полуактивную лазерную ГСН и наводится на подсвеченную цель. Целеуказание может осуществляться выполняющим пуск танком или сторонним наводчиком. При стрельбе с земли максимальная дальность пуска достигает 8 км. Автопилот ракеты осуществляет маневр и приводит ракету к цели с пикирования. Пробиваемость – 800 мм за ДЗ.

Танковые комплексы управляемого вооружения с ракетами получили широкое распространение. Такие системы имеются на всех современных танках советского и российского производства, в т.ч. активно поставлявшихся на экспорт. Израильские КУВТ LAHAT имеются на танках Израиля, Германии, Индии и других стран. Прочие образцы подобного вооружения поступали в армии своих стран и ограниченно продавались зарубежным армиям.

Таким образом, в настоящее время танки с ракетным вооружением имеются в армиях нескольких десятков стран, как развитых, так и развивающихся. Фактически управляемые ракеты с пуском через ствол уже стали почти таким же распространенным и привычным явлением, как и «обычные» снаряды.

Управляемые снаряды

Одним из основных принципов повышения боевых качеств танка являлось совершенствование «обычных» снарядов. Подобные процессы продолжаются до сих пор и дают некоторые результаты. Большой потенциал имеет идея создания артиллерийского снаряда с системами самонаведения, способного показывать повышенную точность при стрельбе по различным целям.

В прошлом в рамках программы Future Combat Systems в США разрабатывались управляемые 120-мм снаряды семейств MRM (Mid-Range Munition) и TERM (Tank Extended Range Munition). На основе доступных технологий предлагалось создать кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, способные наводиться на выбранный объект. Прорабатывались несколько вариантов систем управления на основе полуактивной лазерной или инфракрасной ГСН. Ожидалось, что наличие ГСН позволит надежно поражать цели во всем диапазоне дальностей стрельбы вне зависимости от показателей точности пушки.

В середине двухтысячных годов снаряд XM-1111 MRM дошел до полигонных испытаний и показал высокие характеристики. Движущуюся цель типа «танк» удавалось поразить на дальностях более 8 км. Максимальная дальность стрельбы снарядов семейств MRM и TERM должна была достигать 10-12 км. Однако программы не были доведены до конца. В 2009 г. от них отказались ввиду сворачивания работ по FCS. В дальнейшем предпринимались попытки запуска новых схожих проектов.

Аналогичный проект успешно разработали в Южной Корее. В боекомплект ОБТ Л2 Black Panther входят 120-мм управляемые снаряды семейства KSTAM (Korean Smart Top-Attack Munition). При их создании использовались зарубежные идеи и наработки, а также собственные достижения в сфере управляемых вооружений. К проектированию привлекались иностранные организации. В линейку входят два снаряда отличающейся конструкции с разными принципами действия, предназначенные для поражения бронетехники.

Снаряд KSTAM-I представляет собой изделие с кумулятивной БЧ и, по разным данным, радиолокационной либо инфракрасной ГСН. В полете боеприпас способен отслеживать положение цели и корректировать свою траекторию. Полет осуществляется по высокой траектории с поражением цели из верхней полусферы. Снаряд KSTAM-II построен и работает иначе. При помощи танковой пушки он отправляется в район цели, где выбрасывает парашют и начинает замедленный спуск. При спуске автоматика ищет цель и поражает ее кумулятивной БЧ.

Снаряды KSTAM могут применяться на дальностях не менее 2 км. Максимальная дальность, по разным данным, достигает 5-8 км. Имеются сообщения об отказе от снаряда KSTAM-I в пользу второй модели семейства. При этом официальные источники не спешат оглашать точные данные о снарядах.

Перспективы развития

Управляемое вооружение достаточно давно вошло в боекомплект современных танков, и отказ от него попросту невозможен. При этом ведутся работы по развитию подобных систем, направленные на создание новых образцов с повышенными тактико-техническими характеристиками. Очевидно, что это будет оказывать положительное влияние на боевые качества ОБТ.

К настоящему времени в сфере управляемого танкового вооружения наметилось несколько основных тенденций. В первую очередь, продолжается развитие КУВТ с противотанковыми ракетами, запускаемыми через ствол пушки. Кроме того, ведется разработка снарядов с полноценными ГСН, но это направление пока отстает. Активно внедряются более простые программируемые взрыватели.

Можно представить пути дальнейшего развития танковых управляемых боеприпасов. Следует ожидать появление новых снарядов разного назначения с ГСН. Такие изделия позволяют увеличить дальность и точность стрельбы по разным целям, как минимум, без потерь в могуществе. Снаряды наподобие KSTAM следует рассматривать в качестве удачного дополнения к управляемым ракетам с близкими боевыми качествами.

Перспективные КУВТ должны будут получить новые ракеты с повышенными характеристиками дальности и точности стрельбы. Также следует ожидать постепенный отказ от полуавтоматического управления с переходом к принципу «запустил-забыл». Впрочем, развитие КУВТ сталкивается с габаритными ограничениями существующих танковых пушек, и потому его темпы и достижения могут быть ниже желаемых.

Нельзя исключать, что в будущем в комплекс вооружений основных боевых танков войдут принципиально новые системы, в т.ч. управляемого оружия. Какими будут такие новинки – неизвестно. Можно ожидать появление танковых боевых лазеров, БПЛА с боевой нагрузкой и прочих образцов, пока кажущихся фантастикой. Тем не менее, создание и внедрение подобных систем вряд ли приведет к отказу от пушек с неуправляемыми и «умными» снарядами или от управляемых ракет. Комплексы управляемого вооружения разного рода давно заняли свое место в боевых отделениях танков и вряд ли когда-либо выйдут из эксплуатации.

Т-80 выходит из тени: министерство обороны России решило сформировать танковые батальоны в каждой бригаде морской пехоты ВМФ

В войска начал возвращаться легендарный танк. Именно его, первым в истории бронетанковых войск нашей страны, назвали «летающим». Потом это определение, видимо, в связи с экспортными планами (удачный рекламный слоган!), перешло к другому танку — Т-90С. Теперь же Т-80 приходит не просто в общевойсковые части, а в морскую пехоту, где танков, вроде бы, отродясь не было. Что произошло?

Легкий и маневренный «коротышка»

Как оказалось, «ларчик просто открывается». В военном ведомстве решили усилить боевую мощь «черных беретов». Им при высадке на необорудованное побережье (особенно в Арктике), если придется атаковать ожесточенно сопротивляющегося и хорошо вооруженного противника, не помешает поддержка огнем мощных танковых пушек. Осколочно-фугасные снаряды и противотанковые управляемые ракеты особенно пригодятся для подавления бронированных целей или долговременных бетонных сооружений. Важно, чтобы танкисты при этом были свои — штатные, а не из подразделений поддержки. Это крепче сплачивает воинский коллектив, повышает ответственность в бою за товарища, с которым ты стоишь в одном строю.

А для оснащения морской пехоты танками, как решили военные, как нельзя лучше, подходит именно Т-80БВМ с газотурбинным двигателем. Во-первых, у него очень небольшое удельное давление на грунт — 0,86 килограмма на квадратный сантиметр. При общем весе в 42,5 тонны «восьмидесятка» проходит по снежному насту, как таежный охотник на разлапистых лыжах, мягко и легко, не зарываясь брюхом в сугроб. А для зыбких северных почв это очень важно — не застрять в мшистых сопках.

Во-вторых, у Т-80БВМ очень мощный двигатель — свыше 1.200 лошадиных сил. Это позволяет танку развивать скорость — даже на бездорожье — до 70 км/час. Такая скорость — не самоцель, она придает боевой машине высочайшую маневренность на поле боя. В нее труднее попасть даже самому натренированному в стрельбе противнику. Тем более что по высоте Т-80 — один из самых «низкорослых» танков такого класса в мире.

Хорошо вооружен и очень опасен

«Восьмидесятка» обладает очень мощным и эффективным вооружением. 125- мм пушка 2А46М-4 способна стрелять как полным набором обычных, штатных, снарядов, так и управляемыми реактивными ракетами типа 9К112-1 «Кобра» с радиоактивным наведением, предназначенными для борьбы с бронированными целями врага, а также ДОТ, ДЗОТ и даже низколетящими вертолетами. Также хороший «подарок» любому противнику и новейший ПТУР 9К119М «Рефлекс-М». Он отличается от «Кобры» не только лазерным наведением и тандемной (пробивающей броню с динамической защитой) боевой частью, но также и повышенной дальностью поражения цели. Если обычный снаряд летит на дальность в 3 км, то ракета «Рефлекса» — на 5-6 км. А в бою, как известно, кто первый выстрелил, тем более — на предельной дальности, тот и победил.

Кроме того, на танке установлен современный многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». У него визирный, тепловизионный и дальномерный каналы, а также канал управления ракетой и автомат сопровождения цели. Наводчику необходимо только найти цель, зафиксировать ее на экране дисплея, и прицел будет самостоятельно отслеживать ее перемещение, сопоставлять с движением танка, то есть всегда держать «на мушке». В нужный момент командир или наводчик нажимает кнопку «пуск», и вражеской цели больше нет.

Пушка «восьмидесятки» стабилизирована во всех плоскостях. Механизм заряжания здесь традиционный — автоматический, как и на всех российских танках. У механика-водителя есть прибор наблюдения за полем боя — ТВН-5. А для защиты от огня противника машина снабжена противокумулятивными решетчатыми экранами и комплексом модульной динамической защиты «Реликт». Дополнительно устанавливается и система активной защиты «Арена».

Танки на заправке

Что еще очень важно — доработанный газотурбинный двигатель танка Т-80БВМ расходует теперь гораздо меньше топлива, чем раньше.

В судьбе танка Т-80 повышенный расход топлива всегда был камнем преткновения. В советское время никто, по большому счету, на это не обращал внимания. Топлива хватало на все и про все. Тем более что создавалась «восьмидесятка» для передовых западных рубежей, чтобы держать на прицеле танковых пушек натовские государства. Большинство танков Группы советских войск в Германии (ГСВГ) были как раз Т-80У.

Рев наших танков успокаивал горячие головы за Рейном

Бывший командующий ГСВГ Герой Советского Союза генерал армии Михаил Зайцев с гордостью рассказывал мне, что, когда танковая дивизия на Т-80 выходила на полигон, рев ее двигателей хорошо слышали за Рейном, и это заставляло западных политиков разговаривать с советскими лидерами подчеркнуто уважительным тоном. А создатель танка Т-80, генеральный конструктор «Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения» (КБ «Спецмаш»), Герой Социалистического труда и лауреат Ленинской премии Николай Попов объяснял автору этих строк, что двигатель на машине — многотопливный.

Если придется воевать, то в Западной Европе заправить боевую машину можно будет на любой бензоколонке. С такой скоростью, как у Т-80, танковая дивизия ГСВГ легко дошла бы по европейским автобанам до Ла-Манша за сутки.

Войны, слава Богу, не случилось. Варшавский Договор, к сожалению, рухнул. Развалился Советский Союз, и теперь не наши танки стоят у границ западных стран, а американские — у наших границ. В 90-е годы прошлого века об этом никто у нас и подумать о таком не мог. Мы надеялись, что эпоха противостояния, «холодной войны» навсегда ушла в прошлое.

С возвращением, «восьмидесятка»!

Оказалось, не так. Но что теперь вспоминать о том, чем мы сильны задним умом. А в те «перестроечные» годы в руководстве страны решили, что танки нам, по большому счету, уже не нужны. Бросков до Ла-Манша не будет, и нужно резать лишние танки, если их не удастся продать за рубеж.

Танки Т-80У решено было отправить на склады. Осталось несколько сотен таких машин в Кантемировской танковой дивизии, и, в основном, только в Ленинградском военном округе — сыграли свою роль северные условия эксплуатации. Двигатель «восьмидесятого» в лютые морозы запускался через три минуты, а дизельный Т-72 приходилось разогревать целых полчаса. И, конечно, против Т-80 была «прожорливость» его двигателя. Топлива для армии стало не хватать.

Тем более встал вопрос о закрытии одного из двух заводов по производству танков: нижнетагильского «Уралвагонзавода», где делали Т-72, или омского машиностроительного, где серийно выпускали Т-80. Мощность омского была 500 машин в год, мощность тагильского — до 3.000. Заказов не было ни для того, ни для другого. Простаивали и мерзли зимой огромные цеха, разбегались прославленные трудовые коллективы. Спасать решили «Уралвагонзавод».

В это время Индия объявила тендер на поставку в армию страны новых танков. Сначала Дели хотел модернизировать свои Т-72, но тут Украине (не без помощи специалистов отечественного «Росвооружения», так тогда назывался «Рособоронэкспорт») удалось продать Пакистану 350 танков Т-64. Это стало сигналом для Дели, что они должны тоже иметь новый танк, ничем не уступающий пакистанскому. Россия предложила глубокую модернизацию Т-72 — дизельный Т-90С. Мы даже провели в индийских горах и пустынях соревнования между газотурбинным Т-80У и дизельным Т-90С. Выиграл, понятно, какой. «Уралвагонзавод» получил заказ на полторы тысячи боевых машин. А Омск — на разделку и модернизацию Т-72.

Не собираюсь утверждать, какая из машин — лучше. По-моему, Т-14 на платформе «Армата». Но пока этот новейший танк не пришел в войска, у нас есть различные модификации Т-90, есть Т-72Б3, который раз за разом выигрывает все международные «Танковые биатлоны». Теперь вернется в армию и на флот и модернизированный Т-80БВМ. Из открытой печати известно, что в войсках их 450 единиц и еще 3.000 — в ангарах на хранении. «Восьмидесятка» стоит на вооружении 10 стран мира: есть они на Кипре, в Южной Корее, Египте, Йемене и в Азербайджане. В 1992 году две такие машины через подставные фирмы закупила Великобритания, затем одну из них подарила США.

Пусть изучают. Это полезно. Поймут наверняка, что «точить зубы» на русские Север и Арктику, где на вооружении лихих российских «черных беретов» стоят, в том числе, и танки Т-80БВМ, — себе дороже.

Читать еще:  Крылатая ракета К-10С (СССР)

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ-2

(Голосов: 4)

Серийный тяжелый танк с противоснарядным бронированием КВ-2 был спроектирован в Ленинграде на Кировском заводе под руководством Ж. Я. Котина и изготовлен в феврале 1940 года. Старшим группы проектировщиков был Н. Л. Духов. КВ-2 предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос (разрушения стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления подразделений, вооруженных легкими и средними танками.

Особенностью этой машины была установка в башне увеличенных размеров (по сравнению с КВ-1) 152-мм гаубицы М-10 образца 1938-1940 годов. Для мировой практики танкостроения того времени это был уникальный случай. Испытания танка боевой стрельбой проводили на траншейном стенде прямо на территории завода. Никто не знал, как поведет себя танк после выстрела из орудия такого калибра. Стреляли из положения по борту, то есть наиболее опасного для опрокидывания машины. Эксперимент прошел удачно, танк не опрокинулся, а двигатель завелся с первой попытки.

Кроме гаубицы танк КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре в кормовой стенке башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя).

Гаубица имела по тому времени сравнительно высокие показатели. Ее бронебойный снаряд (морская граната) массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м под углом встречи 60°. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м/с. Углы наведения гаубицы по горизонтали 360°, по вертикали от -5° до +12°. Для вертикальной наводки применялся секторный механизм. Стрельба велась с использованием телескопического прицела Т-5 (ТОД-9) или перископического прицела ПТ-5 (ПТ-9). Боекомплект танка состоял из 36 артиллерийских выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов к пулеметам ДТ (49 магазинов).

В кормовой части башни располагался люк для загрузки боеприпасов, на крыше имелись люки для посадки экипажа, приборы наблюдения и вентиляторы. На боковых стенках — скобы для подъема на крышу и амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрываемые изнутри коническими пробками, Такая же амбразура была на дверце кормовой стенки башни. Управление поворотом башни осуществлялось при помощи механического и электрического приводов.

Бронирование танка было изменено по сравнению с КВ-1. Оно состояло из броневых катаных листов толщиной 75 мм (лобовая часть, борта и башня), 60 мм (кормовая часть), 40 мм (днище) и 30 мм (крыша), соединяемых электросваркой. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть, а также средства внешней и внутренней связи танка унифицированы с КВ-1.

При боевой массе 52 т танк отличался неплохой для его типа профильной проходимостью, сопоставимой с КВ-1. Его запас хода по топливу по шоссе составлял 250 км, средняя скорость движения — 20 км/ч.

Экипаж состоял из шести человек: командира, механика-водителя, командира орудия (наводчика), замкового, младшего механика-водителя и стрелка-радиста. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части корпуса (отделении управления), а остальные члены экипажа — в башне (боевом отделении).

Несколько танков КВ-2 в середине февраля 1940 г. проходили испытания при прорыве линии Маннергейма. С помощью артиллерийского огня ими были сделаны проходы в гранитных надолбах и разрушены с близкого расстояния доты, мешавшие продвижению стрелковых подразделений. Броня танков выдержала при этом сильный огонь противотанковой артиллерии противника. В частности, один из танков получил 48 вмятин от попадания снарядов, но остался в строю. После успешного завершения испытаний КВ-2 был принят на вооружение и находился в серийном производстве до второй половины 1941 года.

ТТХ КВ-2
Боевая масса, т 52
Экипаж, чел. 6
Длина, мм 6950
Ширина, мм 3320
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 407
Броня, мм: 30-75
Лоб, борт, башня 75
Корма 60
Крыша 30
Днище 40
Скорость (по шоссе), км/ч 35
Запас хода (по шоссе), км 80-140
Подъем, град. 36
Высота стенки, м 1,2
Ширина рва, м 2,70
Глубина брода, м 1,60

Как один советский танк помешал Гитлеру

Кроме того, Т-64 был оснащен легкими стальными опорными катками небольшого диаметра, в то время как на Т-55 и Т-62 применялись большие обрезиненные катки.

Первая запущенная в серийное производство модель Т-64А выпускалась со 125-мм пушкой 2А46 «Рапира», которая стала настолько популярной, что ее начали устанавливать на все последующие российские танки — вплоть до Т-90. Примечательно то, что в итоге вес Т-64А составил всего 37 тонн, что довольно мало для танка такого размера.

Но какими бы замечательными ни были эти новшества, следует признать, что у Т-64 был капризный двигатель 5ТДФ и необычная подвеска, которые часто ломались. По этой причине Советская Армия специально направляла такие танки в те части, которые дислоцировались недалеко от харьковского завода, где они изготавливались.

Но и это еще не все. Ходили слухи, что новая автоматическая система заряжания отрывает руки зазевавшимся танкистам, которые располагались слишком близко от нее. Это вполне вероятно, если учитывать крошечное внутреннее пространство танка Т-64.

Решая проблемы Т-64А, Советы стали задумываться о создании нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладают высокой приемистостью и имеют хорошее соотношение мощность/вес. Они легко заводятся в холодную погоду без предварительного разогрева, что важно в условиях суровых русских зим. И кроме того, они легкие.

Если говорить о недостатках, то газотурбинные двигатели потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.

Первоначальная базовая модель танка Т-80 была принята на вооружение только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т-64, а к производству Т-72 готовилась, потому что это был более дешевый запасной вариант. В то же время, Советы наращивали производство танков Т-55 и Т-62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.

Первые модели Т-80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко запретил дальнейшее производство этих танков из-за слишком большого расхода топлива и незначительного увеличение огневой мощи в сравнении с Т-64А. И только спустя пять месяцев преемник Гречко Дмитрий Устинов разрешил начать серийное производство этого нового танка.

Строительство первой модели Т-80 продолжалось всего два года, поскольку его превзошел по своим характеристикам танк Т-64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая вести стрельбу из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным моментом было то, что Т-80 стоил почти в три с половиной раза дороже, чем Т-64А.

На смену базовой модели в 1978 году пришел танк Т-80Б. Он считался наиболее современным и высококлассным танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б направлялась в места самого высокого риска — в Группу советских войск в Германии.

За высокую скорость его прозвали «танком Ла-Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80Б смогут достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что у них не закончится топливо.

Новый советский танк многое позаимствовал у Т-64. В дополнение к подкалиберным, кумулятивным и противопехотным осколочным снарядам его 125-мм гладкоствольное орудие 2А46М-1 могло производить пуски тех же самых ракет 9К112 «Кобра».

Поскольку противотанковые управляемые ракеты были значительно дороже, чем обычные танковые снаряды, в боекомплект этого танка входило всего четыре ракеты, но 38 снарядов. Ракеты были предназначены для того, чтобы сбивать ударные вертолеты и поражать машины с установленными на них системами ПТУРС за пределами дальности стрельбы обычными снарядами танка Т-80Б.

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ «Утес» на командирской башенке составляли комплекс противопехотного вооружения этого танка.

Т-80 уже мог похвастаться современной композиционной броней, но еще большую бронезащиту ему обеспечивал комплекс динамической защиты (КДЗ) «Контакт-1». Оснащенные горизонтальными слоями такой брони танки Т-80 (аналогичная конфигурация КДЗ была у последних моделей Т-72А) получили название Т-80БВ.

В 1987 году вместо Т-80Б стали производиться Т-80У, хотя по общему количеству они не превзошли своих предшественников.

На танке Т-80У была установлена система динамической защиты «Контакт-5». Она представляла собой усовершенствованный вариант КДЗ «Контакт-1», которая состояла из навесных контейнеров со взрывчаткой, тогда как система «Контакт-5» имела набор направленных наружу пластин заводского изготовления для отклонения атакующего боеприпаса. Система «Контакт-1» эффективна только против кумулятивных снарядов, тогда как система «Контакт-5» также защищает от кинетических бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном.

Внутри Т-80У вместо системы управления огнем 1А33, которой оснащались модели Т-80Б, была установлена более современная система 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на управляемые по лазерному лучу ракеты 9К119 «Рефлекс». Это более надежное оружие, обладающее большей дальностью и большей силой поражения. В танке Т-80 разместили на семь 125-мм снарядов больше, чем в Т-80Б.

Однако танк Т-80У производился недолго. Его новая силовая установка ГТД-1250 по-прежнему потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо нее стали производить дизельную модель Т-80УД. Это был последний вариант танка Т-80 советского производства. Это также была первая модель, которую удалось увидеть в действии за пределами полигона… если под «действием» понимать обстрел из танкового орудия российского парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.

В декабре 1994 года началась война против сепаратистов в Чечне, где впервые применили Т-80… и это стало для него катастрофой эпического масштаба.

Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам вернуть эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т-80Б и Т-80 БВ. Экипажи не готовились воевать на танках Т-80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.

Наступление российских вооруженных сил на чеченскую столицу город Грозный было больше похоже на кровавую бойню для наступающих. В период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня около тысячи солдат погибли, а 200 единиц техники было уничтожено. Самые современные российские танки Т-80Б и Т-80БВ в составе российской наступающей группировки понесли ужасные потери.

Хотя Т-80 хорошо защищены от прямых лобовых попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных выстрелов чеченских боевиков из гранатометов РПГ-7В и РПГ-18.

Оказалось, что автомат заряжания Т-80 «Корзина» имела роковой изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды хранились в вертикальном положении, и их только частично защищали опорные катки. Направленный выше опорных катков в бок танка выстрел из РПГ часто вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.

В этом отношении Т-72А и Т-72Б наказывались аналогичным образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае бокового попадания, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже ободьев опорных катков.

Второй существенный недостаток Т-80, как и у предыдущих российских танков, был связан с минимальными углами вертикального возвышения и склонения орудия. Из танка нельзя было выстрелить по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.

Справедливости ради надо сказать, что причиной больших потерь стала слабая выучка экипажей, недостаток натренированности и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т-80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что сделало эту защиту бесполезной. Говорили даже о том, что некоторые солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы заработать дополнительные деньги к своему скудному денежному содержанию.

Российская армия к тому времени напрочь забыла тяжелые уроки боев в городских условиях времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку к ведению таких боев. Не ожидая значительного сопротивления, российские войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры терялись на улицах, потому что у них не было соответствующих карт.

Поскольку российские военнослужащие не очень хотели выходить из своих машин и зачищать здания комнату за комнатой, их чеченские противники, знавшие недостатки российской бронетехники по службе в Советской Армии, получили возможность превращать танки и бронемашины в крематории.

Российскому командованию легко сваливать вину за чеченскую катастрофу на недоработки конструкции Т-80, скрывая просчеты оперативного планирования и недостатки тактики. Но в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т-72 заменили собой Т-80, став главной машиной для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.

Когда распался Советский Союз, Россия потеряла производивший Т-80УД завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где делали Т-80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ уже не выпускал более раннюю модель Т-80БВ.

Для России больше не имело смысла держать на вооружении три типа танков: Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ, У и УД) и Т-90 (модернизированный вариант Т-72БУ). Финансовые затраты и проблемы обеспечения запчастями были слишком велики. Все эти модели имели одно 125-миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.

Если говорить упрощенно, то эти танки имели одинаковые возможности, но очень разные запчасти вместо того, чтобы иметь одинаковые запасные части и разные возможности. Поскольку Т-80У был намного дороже, чем Т-72Б, было вполне логично, что выбор испытывавшей финансовые проблемы России пал на Т-72.

Однако Москва продолжала экспериментировать с Т-80. Специалисты поставили на него активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами и применения контрмер. В результате в 1997 году появился Т-80УМ-1 «Барс». Однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.

Россия не использовала Т-80 во второй чеченской войне в 1999-2000 годах и не применяла их в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году (насколько нам известно). Пока танки Т-80 не участвовали в войне на Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector