Ядерная торпеда Т-5 «53-58» (СССР)
Содержание
Т-5/53-58
Т-5 / 53 — 58 — прямоидущая бесследная торпеда с ядерным боезарядом. [1]
Торпеды состоят на вооружении надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации. В ВМФ СССР торпеды классифицируют в зависимости от заряда БЧ — ядерная или обычная, по виду энергосиловой установки — парогазовая (тепловая), электрическая или реактивная и по масс-габаритным характеристикам обычные или малогабаритные.
Что стоит за «Посейдоном»
Насколько мощная эта торпеда? Поначалу сообщалось, что «Посейдон» несет боевую часть мощностью в 100 мегатонн — это больше, чем у советской сбрасываемой с воздуха «Царь-бомбы». Идея заключается в том, что взрыв способен породить гигантское цунами на большом расстоянии от берега, то есть «Посейдону» даже не нужно близко подходить к берегу, чтобы уничтожать прибрежные города.
Размеры «Посейдона» теоретически позволяют нести заряд такой мощности. В 1950-х годах советское руководство планировало создать гигантскую ядерную торпеду — Т-15, которая должна была нести боеголовку класса «Царь-бомбы». Другого способа доставки боеголовки такой мощности не существовало. Однако в мае 2018 года один источник сообщил российскому информационному агентству ТАСС, что мощность боевого заряда «Посейдона» на самом деле составит «до 2 мегатонн». Это звучит гораздо более реалистично, однако такой мощности не хватит для того, чтобы вызвать цунами, если «Посейдон» вообще способен вызывать цунами.
Вооруженные силы США вели исследования в этой области в 1950-х и 1960-х годах, и им удалось выяснить, что волны, вызванные при помощи ядерного взрыва, нельзя считать эффективным оружием.
«Большая часть энергии волн рассеивается, разбиваясь о континентальный шельф еще до того, как волны достигнут берега», — заключил ведущий специалист В.Г. ван Дорн (WG Van Dorn) в своем итоговом докладе «Вызванные взрывом волны», подготовленном для Управления по морским исследованиям США. Феномен, когда гигантские волны постепенно уменьшаются, не успев достичь берега, с тех пор называется эффектом ван Дорна, и более поздние исследования с применением компьютерных технологий его подтвердили.
Таким образом, угроза будет исходить не столько от волн, образовавшихся далеко в море, сколько от самого ядерного взрыва.
Сверхбыстрая суперкавитация
Предполагаемая скорость «Посейдона» — это еще одна неизвестная. Поначалу Россия заявляла, что его скорость составит до 185 километров в час, однако это слишком высокая скорость для подводного аппарата — примерно в два раза больше скорости любой американской торпеды — и ее вряд ли можно обеспечить, даже при наличии атомного двигателя. Позже агентство ТАСС сообщило, что скорость «Посейдона» составит 110-130 километров в час, что вызывает гораздо больше доверия (хотя это все равно слишком высокая скорость).
Но, согласно последнему сообщению ТАСС, скорость «Посейдона» будет достигать 200 километров в час. По этой информации, полученной из неназванных военных источников, при создании «Посейдона» были использованы те же технологии суперкавитации, которые были использованы в российских сверхбыстрых торпедах «Шквал» и «Хищник». Эти ракеты приводятся в движение прямоточными гидрореактивными движителями. Они движутся внутри заполненной газом полости, что позволяет уменьшать сопротивление и развивать при этом скорость до 320 километров в час.
Однако заявления о том, что в «Посейдоне» использована технология суперкавитации, неубедительны, по словам эксперта по подводным лодкам Г. Саттона (H. Sutton), который создал сайт Covert Shores, посвященный технологиям подлодок. По словам Саттона, некоторые характеристики, включая размеры рулевых систем, форму носовой части и длину «Посейдона», делают применение технологии суперкавитации невозможным для такой конфигурации.
Кроме того, по словам Саттона, видео испытаний «Посейдона» показывает, что в движение его приводит гидрореактивный движитель наносного типа, который относится к такому типу пропульсивной установки, которая не сможет работать внутри заполненной газом полости. Кроме того, она производила бы очень много шума.
«Суперкавитирующее ядерное оружие производило бы очень много шума, что лишило бы его главного преимущества — малозаметности, — сказал Бронк. — На тактическом уровне это не имеет никакого смысла».
Сталь, стоящая за якобы несуществующим оружием
Остаются и другие вопросы. Почему «Посейдона» всегда называют дроном, а не торпедой? Действительно ли его мишенями являются города, военно-морские базы и авианосные группы, как это показано на видео? Учитывая большое количество противоречивой информации, возникают сомнения в том, что «Посейдон» вообще существует.
Разумеется, многие ставили факт его существования под сомнение. Впервые в российской прессе информация о нем прозвучала в 2015 году, когда в видеоматериале представитель военного командования, разговаривавший с Путиным, держал в руках то, что якобы было планами создания сверхсекретного оружия под названием «Статус-6». Это была настолько неуклюжая «утечка», что большинство восприняло ее как очевидную попытку ввести в заблуждение.
Однако в докладе Пентагона от 2016 года подтверждалось, что это оружие действительно существует. В 2018 году министерство обороны России провело публичное голосование, в результате которого «Статус-6» был переименован в «Посейдона», который стал первым секретным оружием, вызвавшим такой широкий резонанс.
Затем агентство ТАСС стало публиковать сообщения от «военных источников». ТАСС перестал быть независимым информационным агентством, а стал тем средством массовой информации, которое полностью контролируется российским правительством. Оно печатает то, что нужно окружению Путина и что, по мнению этого окружения, Запад должен читать. «Нет причин полагать, что все эти сообщения о «Посейдоне» не могут быть частью информационных операций, проводимых российской разведкой», — сказал Бронк.
В российской военной теории большое внимание уделяется маскировке, то есть обману противника. Наш прошлый опыт показывает, что многие из разрекламированных российских вооружений на самом деле никогда не существовали. «Такая система вооружений нужна только в качестве системы ядерного сдерживания, — говорится на российском сайте MilitaryRussia.ru. — Но тут есть крамольная мысль — именно в таком качестве эта система не обязательна к реальному существованию — достаточно просто обеспечить некоторую вероятность ее существования».
Между тем Саттон сомневается, что весь проект «Посейдон» — это фейк, призванный заставить Запад тратить деньги на защиту против несуществующей угрозы. «Фактически, подтвержденные элементы слишком дороги и слишком долги в создании, чтобы быть фальшивыми, — говорит он. — В первую очередь подлодка «Саров», которая была специально построена, чтобы испытать это оружие. Объяснить ее создание каким-то другим проектом или какой-то другой правдоподобной задачей невозможно».
«Саров» — это единственная в своем роде атомная подводная лодка, у которой нет ракет или торпед. Вместо этого у нее есть специальный люк в том месте, где обычно располагаются ракеты. Создается впечатление, что ее специально создали как подлодку-носитель для «Посейдона».
«Подумайте над тем, как дорого обходится строительство и обслуживание «Сарова», — говорит Саттон. — Это не фейк».
Впечатлить соседей
В настоящее время Россия строит еще две атомные подлодки, «Хабаровск» и «Белгород», которые тоже похожи на потенциальные подлодки-носители «Посейдона». Если эта торпеда — фейк, то он обходится слишком дорого. По словам Бронка, Путин, возможно, пытается убедить россиян и весь мир в том, что Россия до сих пор остается великой державой.
«Путину необходимо повышать авторитет российского ядерного оружия на мировой арене, потому что это практически единственное, что позволяет России ставить себя на один уровень с США, — сказал Бронк. — Без этого оружия Россия была бы еще одной отсталой и коррумпированной страной».
Другими словами, «Посейдон» представляет собой не столько «торпеду апокалипсиса», сколько престижный проект, призванный впечатлить соседей России.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Самое интересное в истории Российского флота
Ядерное оружие ВМФ
21 сентября — День специалиста ядерного оружия ВМФ. Дата этого профессионального праздника связана с проведением в 1955 году нашего первого подводного ядерного взрыва. К середине 1950-х годов советский ВМФ по своему составу и вооружению значительно уступал ВМС США. Их основной ударной силой являлись авианосцы, подводные лодки и надводные корабли с баллистическими и крылатыми ракетами. Кроме того, США приступили к созданию морской компоненты триады стратегических ядерных сил. Угроза ядерного нападения на нашу страну с моря резко возросла.
Советский Союз ответил на этот вызов строительством надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами и торпедами с обычной и ядерной боевой частью. Одновременно наша страна приступила к созданию морских стратегических ядерных сил (МСЯС). 8 сентября 1949 г. при Главнокомандующем ВМФ был создан Шестой отдел. На него возлагалась организация противоатомной защиты военно-морских объектов и подготовка сил флота к применению собственного атомного оружия.
Разработка ядерного оружия
Отечественная история ядерных вооружений начинается с КБ-11 в городе «Арзамас-16», ныне крупнейший ядерный центр — Всероссийский НИИ экспериментальной физики. Там в 1953 году началась разработка ядерного заряда для торпеды. Научным руководителем и главным конструктором заряда стал академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс РДС-9. Ядерная боевая часть (ЯБЧ) для торпеды получила индекс 19Т.
Технические трудности при разработке ядерного боеприпаса были связаны с тем, что максимальный калибр торпедных аппаратов 533 мм, а диаметр испытанной к этому времени ядерной авиабомбы составлял 1500 мм. В связи с этим работы шли по двум направлениям: сверхмощная электрическая торпеда (индекс Т-15, калибр 1550 мм, длина – 23,5 м, масса — 40 т, дальность хода — 50 км) под термоядерный заряд и 533-мм торпеда Т-5. В качестве носителя сверхбольшой торпеды («царь-торпеды») предполагалась атомная подводная лодка проекта 627 с 1550-мм торпедным аппаратом. О полной драматизма истории создания отечественного торпедного оружия читайте в статье Торпедное оружие России.
Военно-морские специалисты высказались за торпеду Т-5, поскольку ее могли нести подводные лодки почти всех уже реализованных проектов. В дополнение к этому они предложили создать большую подводную лодку с усиленным торпедным вооружением — восемь торпедных аппаратов калибром 533-мм с 20 торпедами. Часть из этих торпед должна была нести ядерный боезаряд. Это сразу выводило наш подводный флот в разряд стратегического оружия.
В связи с этим все дальнейшие работы были сконцентрированы на создание торпеды Т-5. Ее главным конструктором стал Г.И. Портнов. Но и работы над проектом Т-15 не пропали даром. Идея сверхмощной торпеды продолжала жить, и уже в наше время, через 67 лет после ее появления, она воплотилась в беспилотный подводный аппарат «Посейдон». Он оснащён ядерной энергоустановкой и предназначен для доставки ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника с целью поражения важных прибрежных объектов и нанесения ему гарантированного неприемлемого ущерба.
Для испытаний нового оружия, а также для изучения поражающих факторов подводного ядерного взрыва нужен был полигон. В конце 1953 года начались поиски территории, а 17 сентября 1954 года полигон («Объект 700») был сформирован и начались работы по созданию его инфраструктуры. Он располагался на южном острове архипелага Новая Земля с прилегающей к нему акваторией. Общая площадь полигона составляет 90 тыс. кв. км, из них 35 тыс. – море. С 1955 по 1990 год на нем было проведено 130 ядерных испытаний, в том числе 88 атмосферных, 3 подводных и 39 подземных. В настоящее время это Центральный полигон Российской Федерации (ЦП РФ).
Испытания
Постановление о подготовке к проведению первого испытания ядерного зарядного устройства на Новой Земле было принято 13 апреля 1955 года. Ответственным за подготовку к испытаниям стал Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Все обеспечивающие мероприятия легли на плечи североморцев. Их боевым делам посвящена статья об истории Северного флота. К 1 сентября 1955 года полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.
Корабли с измерительной аппаратурой, а также специальные приборные стенды были расставлены на акватории губы Чёрной. На боевых постах кораблей разместили опытовых животных, расставили бачки с пищей и водой. Во всех отсеках кораблей выставили запасы автономного продпайка, питьевой воды для определения степени их заражения. Кроме кораблей на акватории были установлены боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля. На прибрежной полосе губы Чёрной были возведены причальные стенки, гидроаэродром и береговые батареи.
Торпеда с ЯБЧ была подвешена под днищем тральщика на глубине 12 м, что примерно соответствовало глубине ее хода. В 10.00 21 сентября был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен первый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 кт. Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих факторов подводного ядерного взрыва.
Реальная стрельба
Полученные данные позволили приступить к созданию унифицированной ядерной боевой части для установки на любую торпеду стандартного калибра 533 мм. Стрельба с использованием новой боевой части была выполнена 10 октября 1957 года. Особенность этого эксперимента состояла в том, что он проводился в условиях нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе.
Стрельба производилась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2 ранга Г.В. Лазарев. После выхода торпеды лодка полным ходом под водой ушла из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию и взорвалась на глубине 35 метров. Мощность взрыва нового ядерного заряда составила 10 кт.
В начале 1958 г. первая ядерная торпеда Т-5, получившая индекс 53-58, была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. она поступила в части флота. Успешные испытания ядерного боезаряда 19Т позволили оснастить им и ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой, который был принят на вооружение ВМФ в феврале 1959 года. Таким образом, к началу 1960-х годов в СССР была сформирована морская компонента стратегических ядерных сил, предназначенных для предотвращения любой агрессии против нашей страны.
Подготовка флота к ядерной войне
После испытаний, в проектах надводных кораблей были ликвидированы открытые боевые посты, уменьшены размеры надстроек и рубок, убраны иллюминаторы, повышена ударостойкость систем корабля, усилены поперечные переборки, а также повышена живучесть подводных лодок. Кроме того, были разработаны рекомендации по построению противоатомных ордеров и по уклонению от ударной волны ядерного взрыва. О том, как советские подводники осваивали это грозное оружие и обеспечивали возможность его применения в любой точке мирового океана читайте здесь.
Таким образом, решение сложнейшей задачи по разработке и оснащению подводных лодок торпедным оружием с ЯБЧ было успешно завершено. В США противолодочная торпеда Мк-45 «Astor» с ЯБЧ была принята на вооружение лишь в 1963 году.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- В. Садаков. «Рождение ядерного оружия ВМФ». «Морской сборник» № 9 за 2015 год.
- А. Коряковцев и С. Ташлыков. Развитие отечественного ВМФ в период доминирования ядерного оружия в вооруженном противоборстве (1954-1970 гг.). «Морской сборник» № 3 за 2019 год.
- С.Т. Брезкун. Новая Земля — объект особой секретности. «Независимое военное обозрение» № 32 за 12-18.09.2014 год.
Торпеда 53-56 разработанная в НИИ-400 (впоследствии — ЦНИИ «Гидроприбор») под руководством главного конструктора А.М. Борушко была взята как основа для несения ядерного заряда. Ядерная боевая часть и система управления торпеды Т-5 проектировались специалистами КБ-11.
В 1958 году торпеда Т-5/53-58 принята на вооружение ВМФ СССР и малыми партиями поступила на подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов.
Торпеда Т-5/53-58 имеет стандартную сигарообразную форму разделённую на 5 основных отсеков:
- Головная часть;
- Боевое зарядное отделение;
- Резервуарное отделение;
- Кормовая часть;
- Хвостовая часть.
В боевом зарядном отделении находился ядерный боевой заряд.
В кормовой части имелись силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды.
В хвостовой части монтировались два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине. [2]
Самое интересное в истории Российского флота
Ядерное оружие ВМФ
21 сентября — День специалиста ядерного оружия ВМФ. Дата этого профессионального праздника связана с проведением в 1955 году нашего первого подводного ядерного взрыва. К середине 1950-х годов советский ВМФ по своему составу и вооружению значительно уступал ВМС США. Их основной ударной силой являлись авианосцы, подводные лодки и надводные корабли с баллистическими и крылатыми ракетами. Кроме того, США приступили к созданию морской компоненты триады стратегических ядерных сил. Угроза ядерного нападения на нашу страну с моря резко возросла.
Советский Союз ответил на этот вызов строительством надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами и торпедами с обычной и ядерной боевой частью. Одновременно наша страна приступила к созданию морских стратегических ядерных сил (МСЯС). 8 сентября 1949 г. при Главнокомандующем ВМФ был создан Шестой отдел. На него возлагалась организация противоатомной защиты военно-морских объектов и подготовка сил флота к применению собственного атомного оружия.
Разработка ядерного оружия
Отечественная история ядерных вооружений начинается с КБ-11 в городе «Арзамас-16», ныне крупнейший ядерный центр — Всероссийский НИИ экспериментальной физики. Там в 1953 году началась разработка ядерного заряда для торпеды. Научным руководителем и главным конструктором заряда стал академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс РДС-9. Ядерная боевая часть (ЯБЧ) для торпеды получила индекс 19Т.
Технические трудности при разработке ядерного боеприпаса были связаны с тем, что максимальный калибр торпедных аппаратов 533 мм, а диаметр испытанной к этому времени ядерной авиабомбы составлял 1500 мм. В связи с этим работы шли по двум направлениям: сверхмощная электрическая торпеда (индекс Т-15, калибр 1550 мм, длина – 23,5 м, масса — 40 т, дальность хода — 50 км) под термоядерный заряд и 533-мм торпеда Т-5. В качестве носителя сверхбольшой торпеды («царь-торпеды») предполагалась атомная подводная лодка проекта 627 с 1550-мм торпедным аппаратом. О полной драматизма истории создания отечественного торпедного оружия читайте в статье Торпедное оружие России.
Военно-морские специалисты высказались за торпеду Т-5, поскольку ее могли нести подводные лодки почти всех уже реализованных проектов. В дополнение к этому они предложили создать большую подводную лодку с усиленным торпедным вооружением — восемь торпедных аппаратов калибром 533-мм с 20 торпедами. Часть из этих торпед должна была нести ядерный боезаряд. Это сразу выводило наш подводный флот в разряд стратегического оружия.
В связи с этим все дальнейшие работы были сконцентрированы на создание торпеды Т-5. Ее главным конструктором стал Г.И. Портнов. Но и работы над проектом Т-15 не пропали даром. Идея сверхмощной торпеды продолжала жить, и уже в наше время, через 67 лет после ее появления, она воплотилась в беспилотный подводный аппарат «Посейдон». Он оснащён ядерной энергоустановкой и предназначен для доставки ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника с целью поражения важных прибрежных объектов и нанесения ему гарантированного неприемлемого ущерба.
Для испытаний нового оружия, а также для изучения поражающих факторов подводного ядерного взрыва нужен был полигон. В конце 1953 года начались поиски территории, а 17 сентября 1954 года полигон («Объект 700») был сформирован и начались работы по созданию его инфраструктуры. Он располагался на южном острове архипелага Новая Земля с прилегающей к нему акваторией. Общая площадь полигона составляет 90 тыс. кв. км, из них 35 тыс. – море. С 1955 по 1990 год на нем было проведено 130 ядерных испытаний, в том числе 88 атмосферных, 3 подводных и 39 подземных. В настоящее время это Центральный полигон Российской Федерации (ЦП РФ).
Испытания
Постановление о подготовке к проведению первого испытания ядерного зарядного устройства на Новой Земле было принято 13 апреля 1955 года. Ответственным за подготовку к испытаниям стал Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Все обеспечивающие мероприятия легли на плечи североморцев. Их боевым делам посвящена статья об истории Северного флота. К 1 сентября 1955 года полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.
Корабли с измерительной аппаратурой, а также специальные приборные стенды были расставлены на акватории губы Чёрной. На боевых постах кораблей разместили опытовых животных, расставили бачки с пищей и водой. Во всех отсеках кораблей выставили запасы автономного продпайка, питьевой воды для определения степени их заражения. Кроме кораблей на акватории были установлены боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля. На прибрежной полосе губы Чёрной были возведены причальные стенки, гидроаэродром и береговые батареи.
Торпеда с ЯБЧ была подвешена под днищем тральщика на глубине 12 м, что примерно соответствовало глубине ее хода. В 10.00 21 сентября был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен первый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 кт. Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих факторов подводного ядерного взрыва.
Реальная стрельба
Полученные данные позволили приступить к созданию унифицированной ядерной боевой части для установки на любую торпеду стандартного калибра 533 мм. Стрельба с использованием новой боевой части была выполнена 10 октября 1957 года. Особенность этого эксперимента состояла в том, что он проводился в условиях нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе.
Стрельба производилась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2 ранга Г.В. Лазарев. После выхода торпеды лодка полным ходом под водой ушла из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию и взорвалась на глубине 35 метров. Мощность взрыва нового ядерного заряда составила 10 кт.
В начале 1958 г. первая ядерная торпеда Т-5, получившая индекс 53-58, была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. она поступила в части флота. Успешные испытания ядерного боезаряда 19Т позволили оснастить им и ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой, который был принят на вооружение ВМФ в феврале 1959 года. Таким образом, к началу 1960-х годов в СССР была сформирована морская компонента стратегических ядерных сил, предназначенных для предотвращения любой агрессии против нашей страны.
Подготовка флота к ядерной войне
После испытаний, в проектах надводных кораблей были ликвидированы открытые боевые посты, уменьшены размеры надстроек и рубок, убраны иллюминаторы, повышена ударостойкость систем корабля, усилены поперечные переборки, а также повышена живучесть подводных лодок. Кроме того, были разработаны рекомендации по построению противоатомных ордеров и по уклонению от ударной волны ядерного взрыва. О том, как советские подводники осваивали это грозное оружие и обеспечивали возможность его применения в любой точке мирового океана читайте здесь.
Таким образом, решение сложнейшей задачи по разработке и оснащению подводных лодок торпедным оружием с ЯБЧ было успешно завершено. В США противолодочная торпеда Мк-45 «Astor» с ЯБЧ была принята на вооружение лишь в 1963 году.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- В. Садаков. «Рождение ядерного оружия ВМФ». «Морской сборник» № 9 за 2015 год.
- А. Коряковцев и С. Ташлыков. Развитие отечественного ВМФ в период доминирования ядерного оружия в вооруженном противоборстве (1954-1970 гг.). «Морской сборник» № 3 за 2019 год.
- С.Т. Брезкун. Новая Земля — объект особой секретности. «Независимое военное обозрение» № 32 за 12-18.09.2014 год.
Результаты
Взрыв произошёл в районе, имевшем глубину 55 — 60 м. По кинематическим характеристикам мощность взрыва определена с точностью ±0,3 кт, по измерениям подводной ударной волны — с точностью ±0,7 кт. Итого, точный тротиловый эквивалент равен 3,5 килотонны.
Название | Расстояние от эпицентра, м | Повреждения |
---|---|---|
С-81 (U-1057) | 500 | Затоплен шестой отсек, разрушена аккумуляторная батарея, вмята обшивка лёгкого корпуса, подлодка полностью вышла из строя. |
Б-9 (К-56) | 800 | Из-за нарушения плотности сальников за 30 часов внутрь поступило около 30 тонн воды и залило электродвигатели (повреждения устранены личным составом в течение трёх дней). |
С-84 | 800 | Незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность и устраняемые личным составом. |
С-19 | 1200 | Из-за того, что выбило пробку на торпедном аппарате (в соответствии с программой испытаний передняя крышка была открыта), в первый отсек поступило около 15 тонн воды (повреждения устранены личным составом за два дня). |
Примечание: подводные лодки С-19 и Б-9 находились в подводном положении.
Название | Расстояние от эпицентра, м | Повреждения |
---|---|---|
«Реут» | 300 | Затонул сразу от гидродинамического удара столба воды (султана). |
«Гремящий» | 1 200 | Ослаблены заклёпочные швы, и вода попала в междудонные топливные цистерны, вмятины в надстройке, сорваны с мест отдельные приборы и многие светильники (повреждения устранены личным составом, за исключением деформации надстроек). |
«Куйбышев» | 1 200 | Получил незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность. |
«Карл Либкнехт» | 1 600 | Имел постоянную течь корпуса, которая после взрыва усилилась, и корабль пришлось отбуксировать на мель, механизмы не пострадали. |
Название | Расстояние от эпицентра, м | Повреждения |
---|---|---|
Т-219 | 800 | Повреждено ограждение ходового мостика, вмятины на крышках люков, дымовой трубе, трещины в отдельных трубопроводах, нарушена центровка гидромуфты. |
Т-218 | 1 600 | Затоплен отсек гребных валов, небольшие повреждения в корабельных системах, повреждения устранены личным составом за несколько часов. |
В отсеках кораблей затонуло 6 собак, лучевая болезнь I и II степени развилась лишь у 11 собак, доза у них превысила 80 рентген. У одной собаки доза приблизилась к 300 рентгенам, животное получило лучевую болезнь III степени. Остальные собаки не пострадали.
При тротиловом эквиваленте около 3,5 кт радиус потопления составил 300 — 400 м.
Значительные повреждения лёгких надводный кораблей от ударной волны на удалении 500 — 600 м.
Повреждения лёгких надстроек кораблей от воздушной ударной волны — на расстоянии 700 — 800 м.
Незначительные повреждения — на удалении 1 200 — 1 300 м.
На подводных лодках значительные повреждения получили аккумуляторные батареи на расстоянии 400 — 500 м и незначительные повреждения — на удалении 700 — 800 м.
Результат испытаний показал, что корабли наиболее уязвимы, находясь на близком расстоянии друг от друга. При правильном противоатомном ордере (при максимальном расстоянии друг от друга) больше одного корабля торпедой не потопить.
После испытаний строительство кораблей продолжили по откорректированным проектам с учётом противоатомной защиты.
Что стоит за «Посейдоном»
Насколько мощная эта торпеда? Поначалу сообщалось, что «Посейдон» несет боевую часть мощностью в 100 мегатонн — это больше, чем у советской сбрасываемой с воздуха «Царь-бомбы». Идея заключается в том, что взрыв способен породить гигантское цунами на большом расстоянии от берега, то есть «Посейдону» даже не нужно близко подходить к берегу, чтобы уничтожать прибрежные города.
Размеры «Посейдона» теоретически позволяют нести заряд такой мощности. В 1950-х годах советское руководство планировало создать гигантскую ядерную торпеду — Т-15, которая должна была нести боеголовку класса «Царь-бомбы». Другого способа доставки боеголовки такой мощности не существовало. Однако в мае 2018 года один источник сообщил российскому информационному агентству ТАСС, что мощность боевого заряда «Посейдона» на самом деле составит «до 2 мегатонн». Это звучит гораздо более реалистично, однако такой мощности не хватит для того, чтобы вызвать цунами, если «Посейдон» вообще способен вызывать цунами.
Вооруженные силы США вели исследования в этой области в 1950-х и 1960-х годах, и им удалось выяснить, что волны, вызванные при помощи ядерного взрыва, нельзя считать эффективным оружием.
«Большая часть энергии волн рассеивается, разбиваясь о континентальный шельф еще до того, как волны достигнут берега», — заключил ведущий специалист В.Г. ван Дорн (WG Van Dorn) в своем итоговом докладе «Вызванные взрывом волны», подготовленном для Управления по морским исследованиям США. Феномен, когда гигантские волны постепенно уменьшаются, не успев достичь берега, с тех пор называется эффектом ван Дорна, и более поздние исследования с применением компьютерных технологий его подтвердили.
Таким образом, угроза будет исходить не столько от волн, образовавшихся далеко в море, сколько от самого ядерного взрыва.
Сверхбыстрая суперкавитация
Предполагаемая скорость «Посейдона» — это еще одна неизвестная. Поначалу Россия заявляла, что его скорость составит до 185 километров в час, однако это слишком высокая скорость для подводного аппарата — примерно в два раза больше скорости любой американской торпеды — и ее вряд ли можно обеспечить, даже при наличии атомного двигателя. Позже агентство ТАСС сообщило, что скорость «Посейдона» составит 110-130 километров в час, что вызывает гораздо больше доверия (хотя это все равно слишком высокая скорость).
Но, согласно последнему сообщению ТАСС, скорость «Посейдона» будет достигать 200 километров в час. По этой информации, полученной из неназванных военных источников, при создании «Посейдона» были использованы те же технологии суперкавитации, которые были использованы в российских сверхбыстрых торпедах «Шквал» и «Хищник». Эти ракеты приводятся в движение прямоточными гидрореактивными движителями. Они движутся внутри заполненной газом полости, что позволяет уменьшать сопротивление и развивать при этом скорость до 320 километров в час.
Однако заявления о том, что в «Посейдоне» использована технология суперкавитации, неубедительны, по словам эксперта по подводным лодкам Г. Саттона (H. Sutton), который создал сайт Covert Shores, посвященный технологиям подлодок. По словам Саттона, некоторые характеристики, включая размеры рулевых систем, форму носовой части и длину «Посейдона», делают применение технологии суперкавитации невозможным для такой конфигурации.
Кроме того, по словам Саттона, видео испытаний «Посейдона» показывает, что в движение его приводит гидрореактивный движитель наносного типа, который относится к такому типу пропульсивной установки, которая не сможет работать внутри заполненной газом полости. Кроме того, она производила бы очень много шума.
«Суперкавитирующее ядерное оружие производило бы очень много шума, что лишило бы его главного преимущества — малозаметности, — сказал Бронк. — На тактическом уровне это не имеет никакого смысла».
Сталь, стоящая за якобы несуществующим оружием
Остаются и другие вопросы. Почему «Посейдона» всегда называют дроном, а не торпедой? Действительно ли его мишенями являются города, военно-морские базы и авианосные группы, как это показано на видео? Учитывая большое количество противоречивой информации, возникают сомнения в том, что «Посейдон» вообще существует.
Разумеется, многие ставили факт его существования под сомнение. Впервые в российской прессе информация о нем прозвучала в 2015 году, когда в видеоматериале представитель военного командования, разговаривавший с Путиным, держал в руках то, что якобы было планами создания сверхсекретного оружия под названием «Статус-6». Это была настолько неуклюжая «утечка», что большинство восприняло ее как очевидную попытку ввести в заблуждение.
Однако в докладе Пентагона от 2016 года подтверждалось, что это оружие действительно существует. В 2018 году министерство обороны России провело публичное голосование, в результате которого «Статус-6» был переименован в «Посейдона», который стал первым секретным оружием, вызвавшим такой широкий резонанс.
Затем агентство ТАСС стало публиковать сообщения от «военных источников». ТАСС перестал быть независимым информационным агентством, а стал тем средством массовой информации, которое полностью контролируется российским правительством. Оно печатает то, что нужно окружению Путина и что, по мнению этого окружения, Запад должен читать. «Нет причин полагать, что все эти сообщения о «Посейдоне» не могут быть частью информационных операций, проводимых российской разведкой», — сказал Бронк.
В российской военной теории большое внимание уделяется маскировке, то есть обману противника. Наш прошлый опыт показывает, что многие из разрекламированных российских вооружений на самом деле никогда не существовали. «Такая система вооружений нужна только в качестве системы ядерного сдерживания, — говорится на российском сайте MilitaryRussia.ru. — Но тут есть крамольная мысль — именно в таком качестве эта система не обязательна к реальному существованию — достаточно просто обеспечить некоторую вероятность ее существования».
Между тем Саттон сомневается, что весь проект «Посейдон» — это фейк, призванный заставить Запад тратить деньги на защиту против несуществующей угрозы. «Фактически, подтвержденные элементы слишком дороги и слишком долги в создании, чтобы быть фальшивыми, — говорит он. — В первую очередь подлодка «Саров», которая была специально построена, чтобы испытать это оружие. Объяснить ее создание каким-то другим проектом или какой-то другой правдоподобной задачей невозможно».
«Саров» — это единственная в своем роде атомная подводная лодка, у которой нет ракет или торпед. Вместо этого у нее есть специальный люк в том месте, где обычно располагаются ракеты. Создается впечатление, что ее специально создали как подлодку-носитель для «Посейдона».
«Подумайте над тем, как дорого обходится строительство и обслуживание «Сарова», — говорит Саттон. — Это не фейк».
Впечатлить соседей
В настоящее время Россия строит еще две атомные подлодки, «Хабаровск» и «Белгород», которые тоже похожи на потенциальные подлодки-носители «Посейдона». Если эта торпеда — фейк, то он обходится слишком дорого. По словам Бронка, Путин, возможно, пытается убедить россиян и весь мир в том, что Россия до сих пор остается великой державой.
«Путину необходимо повышать авторитет российского ядерного оружия на мировой арене, потому что это практически единственное, что позволяет России ставить себя на один уровень с США, — сказал Бронк. — Без этого оружия Россия была бы еще одной отсталой и коррумпированной страной».
Другими словами, «Посейдон» представляет собой не столько «торпеду апокалипсиса», сколько престижный проект, призванный впечатлить соседей России.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Самое интересное в истории Российского флота
Ядерное оружие ВМФ
21 сентября — День специалиста ядерного оружия ВМФ. Дата этого профессионального праздника связана с проведением в 1955 году нашего первого подводного ядерного взрыва. К середине 1950-х годов советский ВМФ по своему составу и вооружению значительно уступал ВМС США. Их основной ударной силой являлись авианосцы, подводные лодки и надводные корабли с баллистическими и крылатыми ракетами. Кроме того, США приступили к созданию морской компоненты триады стратегических ядерных сил. Угроза ядерного нападения на нашу страну с моря резко возросла.
Советский Союз ответил на этот вызов строительством надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами и торпедами с обычной и ядерной боевой частью. Одновременно наша страна приступила к созданию морских стратегических ядерных сил (МСЯС). 8 сентября 1949 г. при Главнокомандующем ВМФ был создан Шестой отдел. На него возлагалась организация противоатомной защиты военно-морских объектов и подготовка сил флота к применению собственного атомного оружия.
Разработка ядерного оружия
Отечественная история ядерных вооружений начинается с КБ-11 в городе «Арзамас-16», ныне крупнейший ядерный центр — Всероссийский НИИ экспериментальной физики. Там в 1953 году началась разработка ядерного заряда для торпеды. Научным руководителем и главным конструктором заряда стал академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс РДС-9. Ядерная боевая часть (ЯБЧ) для торпеды получила индекс 19Т.
Технические трудности при разработке ядерного боеприпаса были связаны с тем, что максимальный калибр торпедных аппаратов 533 мм, а диаметр испытанной к этому времени ядерной авиабомбы составлял 1500 мм. В связи с этим работы шли по двум направлениям: сверхмощная электрическая торпеда (индекс Т-15, калибр 1550 мм, длина – 23,5 м, масса — 40 т, дальность хода — 50 км) под термоядерный заряд и 533-мм торпеда Т-5. В качестве носителя сверхбольшой торпеды («царь-торпеды») предполагалась атомная подводная лодка проекта 627 с 1550-мм торпедным аппаратом. О полной драматизма истории создания отечественного торпедного оружия читайте в статье Торпедное оружие России.
Военно-морские специалисты высказались за торпеду Т-5, поскольку ее могли нести подводные лодки почти всех уже реализованных проектов. В дополнение к этому они предложили создать большую подводную лодку с усиленным торпедным вооружением — восемь торпедных аппаратов калибром 533-мм с 20 торпедами. Часть из этих торпед должна была нести ядерный боезаряд. Это сразу выводило наш подводный флот в разряд стратегического оружия.
В связи с этим все дальнейшие работы были сконцентрированы на создание торпеды Т-5. Ее главным конструктором стал Г.И. Портнов. Но и работы над проектом Т-15 не пропали даром. Идея сверхмощной торпеды продолжала жить, и уже в наше время, через 67 лет после ее появления, она воплотилась в беспилотный подводный аппарат «Посейдон». Он оснащён ядерной энергоустановкой и предназначен для доставки ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника с целью поражения важных прибрежных объектов и нанесения ему гарантированного неприемлемого ущерба.
Для испытаний нового оружия, а также для изучения поражающих факторов подводного ядерного взрыва нужен был полигон. В конце 1953 года начались поиски территории, а 17 сентября 1954 года полигон («Объект 700») был сформирован и начались работы по созданию его инфраструктуры. Он располагался на южном острове архипелага Новая Земля с прилегающей к нему акваторией. Общая площадь полигона составляет 90 тыс. кв. км, из них 35 тыс. – море. С 1955 по 1990 год на нем было проведено 130 ядерных испытаний, в том числе 88 атмосферных, 3 подводных и 39 подземных. В настоящее время это Центральный полигон Российской Федерации (ЦП РФ).
Испытания
Постановление о подготовке к проведению первого испытания ядерного зарядного устройства на Новой Земле было принято 13 апреля 1955 года. Ответственным за подготовку к испытаниям стал Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Все обеспечивающие мероприятия легли на плечи североморцев. Их боевым делам посвящена статья об истории Северного флота. К 1 сентября 1955 года полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.
Корабли с измерительной аппаратурой, а также специальные приборные стенды были расставлены на акватории губы Чёрной. На боевых постах кораблей разместили опытовых животных, расставили бачки с пищей и водой. Во всех отсеках кораблей выставили запасы автономного продпайка, питьевой воды для определения степени их заражения. Кроме кораблей на акватории были установлены боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля. На прибрежной полосе губы Чёрной были возведены причальные стенки, гидроаэродром и береговые батареи.
Торпеда с ЯБЧ была подвешена под днищем тральщика на глубине 12 м, что примерно соответствовало глубине ее хода. В 10.00 21 сентября был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен первый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 кт. Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих факторов подводного ядерного взрыва.
Реальная стрельба
Полученные данные позволили приступить к созданию унифицированной ядерной боевой части для установки на любую торпеду стандартного калибра 533 мм. Стрельба с использованием новой боевой части была выполнена 10 октября 1957 года. Особенность этого эксперимента состояла в том, что он проводился в условиях нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе.
Стрельба производилась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2 ранга Г.В. Лазарев. После выхода торпеды лодка полным ходом под водой ушла из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию и взорвалась на глубине 35 метров. Мощность взрыва нового ядерного заряда составила 10 кт.
В начале 1958 г. первая ядерная торпеда Т-5, получившая индекс 53-58, была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. она поступила в части флота. Успешные испытания ядерного боезаряда 19Т позволили оснастить им и ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой, который был принят на вооружение ВМФ в феврале 1959 года. Таким образом, к началу 1960-х годов в СССР была сформирована морская компонента стратегических ядерных сил, предназначенных для предотвращения любой агрессии против нашей страны.
Подготовка флота к ядерной войне
После испытаний, в проектах надводных кораблей были ликвидированы открытые боевые посты, уменьшены размеры надстроек и рубок, убраны иллюминаторы, повышена ударостойкость систем корабля, усилены поперечные переборки, а также повышена живучесть подводных лодок. Кроме того, были разработаны рекомендации по построению противоатомных ордеров и по уклонению от ударной волны ядерного взрыва. О том, как советские подводники осваивали это грозное оружие и обеспечивали возможность его применения в любой точке мирового океана читайте здесь.
Таким образом, решение сложнейшей задачи по разработке и оснащению подводных лодок торпедным оружием с ЯБЧ было успешно завершено. В США противолодочная торпеда Мк-45 «Astor» с ЯБЧ была принята на вооружение лишь в 1963 году.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- В. Садаков. «Рождение ядерного оружия ВМФ». «Морской сборник» № 9 за 2015 год.
- А. Коряковцев и С. Ташлыков. Развитие отечественного ВМФ в период доминирования ядерного оружия в вооруженном противоборстве (1954-1970 гг.). «Морской сборник» № 3 за 2019 год.
- С.Т. Брезкун. Новая Земля — объект особой секретности. «Независимое военное обозрение» № 32 за 12-18.09.2014 год.
Результаты
Взрыв произошёл в районе, имевшем глубину 55 — 60 м. По кинематическим характеристикам мощность взрыва определена с точностью ±0,3 кт, по измерениям подводной ударной волны — с точностью ±0,7 кт. Итого, точный тротиловый эквивалент равен 3,5 килотонны.
Название | Расстояние от эпицентра, м | Повреждения |
---|---|---|
С-81 (U-1057) | 500 | Затоплен шестой отсек, разрушена аккумуляторная батарея, вмята обшивка лёгкого корпуса, подлодка полностью вышла из строя. |
Б-9 (К-56) | 800 | Из-за нарушения плотности сальников за 30 часов внутрь поступило около 30 тонн воды и залило электродвигатели (повреждения устранены личным составом в течение трёх дней). |
С-84 | 800 | Незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность и устраняемые личным составом. |
С-19 | 1200 | Из-за того, что выбило пробку на торпедном аппарате (в соответствии с программой испытаний передняя крышка была открыта), в первый отсек поступило около 15 тонн воды (повреждения устранены личным составом за два дня). |
Примечание: подводные лодки С-19 и Б-9 находились в подводном положении.
Название | Расстояние от эпицентра, м | Повреждения |
---|---|---|
«Реут» | 300 | Затонул сразу от гидродинамического удара столба воды (султана). |
«Гремящий» | 1 200 | Ослаблены заклёпочные швы, и вода попала в междудонные топливные цистерны, вмятины в надстройке, сорваны с мест отдельные приборы и многие светильники (повреждения устранены личным составом, за исключением деформации надстроек). |
«Куйбышев» | 1 200 | Получил незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность. |
«Карл Либкнехт» | 1 600 | Имел постоянную течь корпуса, которая после взрыва усилилась, и корабль пришлось отбуксировать на мель, механизмы не пострадали. |
Название | Расстояние от эпицентра, м | Повреждения |
---|---|---|
Т-219 | 800 | Повреждено ограждение ходового мостика, вмятины на крышках люков, дымовой трубе, трещины в отдельных трубопроводах, нарушена центровка гидромуфты. |
Т-218 | 1 600 | Затоплен отсек гребных валов, небольшие повреждения в корабельных системах, повреждения устранены личным составом за несколько часов. |
В отсеках кораблей затонуло 6 собак, лучевая болезнь I и II степени развилась лишь у 11 собак, доза у них превысила 80 рентген. У одной собаки доза приблизилась к 300 рентгенам, животное получило лучевую болезнь III степени. Остальные собаки не пострадали.
При тротиловом эквиваленте около 3,5 кт радиус потопления составил 300 — 400 м.
Значительные повреждения лёгких надводный кораблей от ударной волны на удалении 500 — 600 м.
Повреждения лёгких надстроек кораблей от воздушной ударной волны — на расстоянии 700 — 800 м.
Незначительные повреждения — на удалении 1 200 — 1 300 м.
На подводных лодках значительные повреждения получили аккумуляторные батареи на расстоянии 400 — 500 м и незначительные повреждения — на удалении 700 — 800 м.
Результат испытаний показал, что корабли наиболее уязвимы, находясь на близком расстоянии друг от друга. При правильном противоатомном ордере (при максимальном расстоянии друг от друга) больше одного корабля торпедой не потопить.
После испытаний строительство кораблей продолжили по откорректированным проектам с учётом противоатомной защиты.