Авиадесантная САУ АСУ-57 (Россия)
Содержание
Авиадесантная САУ АСУ-57 (Россия)
- Главная
- Танки
- Бронетехника
- Военные самолеты
- Гражданские самолеты
- Пистолеты
- Автоматы
- Пулеметы
- Винтовки
- Ружья и карабины
- Артиллерия
- Вертолеты
- Ракеты
- Военные корабли
- Подводные лодки
- Авианосцы
- Войска ПВО
- Гранатометы
- Военная служба
- Страйкбольное оружие
- Главная
- Танки
- Бронетехника
- Военные самолеты
- Гражданские самолеты
- Пистолеты
- Автоматы
- Пулеметы
- Винтовки
- Ружья и карабины
- Артиллерия
- Вертолеты
- Ракеты
- Военные корабли
- Подводные лодки
- Авианосцы
- Войска ПВО
- Гранатометы
- Военная служба
- Страйкбольное оружие
Основные характеристики
Расскажите о тактико-технических характеристиках пушки или пулемета.
Доступные снаряды
Для данной пушки доступны следующие снаряды:
- БР-271СП — бронебойный тупоголовый сплошной снаряд (БС)
- БР-271М — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (БС)
- О-271 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
- БР-271Н — бронебойный подкалиберный снаряд (БПС)
Во второй половине сороковых годов стартовала разработка новых образцов военной техники, предназначенной для воздушно-десантных войск. Среди прочего, ВДВ нуждались в легких десантируемых артиллерийских самоходках. Рассказывает wofmd.com В кратчайшие сроки были предложены несколько подобных машин с разным вооружением. Одним из самых интересных образцов оказалась машина АСУ-57, разработанная в ОКБ-115.
Планер и самоходка
В создании новой бронетехники для ВДВ ведущую роль играли предприятия, имевшие необходимый опыт в этой сфере. Однако в 1948 г. свои силы в строительстве САУ решило попробовать ОКБ-115, возглавляемое А.С. Яковлевым. В тот период бюро занималось разработкой десантного планера Як-14, и параллельно планировалось создать совместимую с ним легкую САУ. Новый образец получил название АСУ-57 («Авиадесантная самоходная установка, 57 мм»), из-за которого ее можно спутать с одноименной разработкой завода №40.
Согласно некоторым источникам, проект самоходки АСУ-57 создало не ОКБ-115, а харьковский танкоремонтный завод №115. Однако данные, обнаруженные и опубликованные в последние годы, опровергают эту версию. Новый образец сухопутной техники делало именно авиационное ОКБ.
Несмотря на отсутствие опыта, ОКБ-115 быстро справилось с новой задачей. Задание на проектирование САУ появилось в начале февраля 1948 г., а к концу февраля комплект чертежей должен был пойти на производство. Старт заводских испытаний наметили на конец марта. В ходе разработки пришлось корректировать утвержденный облик машины, однако радикальные его изменения не предусматривались.
Особенности конструкции
Проект АСУ-57 предусматривал строительство гусеничной САУ рубочной компоновки с частично открытым боевым отделением. Передняя часть корпуса отдавалась под вооружение и места экипажа, а за ними находился моторный отсек. Принимались меры, направленные на упрощение эксплуатации в ВДВ, в частности десантирования.
САУ получила сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 4 до 12 мм. Лобовая проекция прикрывалась крупным наклонным листом, над которым помещался т.н. фонарь – выгнутый щиток со смотровыми приборами. Для подвески под грузовой планер фонарь складывался поворотом назад и вниз. В лобовом листе имелась ниша под орудийную установку.
В корме корпуса справа вдоль борта монтировался бензиновый двигатель ГАЗ-М-20 мощностью 50 л.с. Трансмиссия включала коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора. Управление двигателем и трансмиссией осуществлялось традиционным набором рычагов и педалей. Электросистема машины основывалась на генераторе ГБФ-4105.
Ходовая часть имела по четыре обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской на каждом борту. Такой же каток без бандажа использовался как направляющее колесо. Ведущие колеса помещались сзади. Гусеницу собрали из траков, заимствованных у тягача Т-20 «Комсомолец».
В носовой части корпуса поместили станок для монтажа основного вооружения. АСУ-57 получила автоматическую пушку 113П калибром 57 мм, изначально создававшуюся для перспективных самолетов-истребителей. Орудие монтировалось со сдвигом назад, из-за чего через амбразуру выступала только ограниченная часть ствола с дульным тормозом. Ствол проходил через обитаемый отсек, а казенник находился рядом с моторным отделением.
Пушка 113П использовала автоматику на основе короткого отката ствола. Техническая скорострельность – 133 выстрела в минуту. Рядом с ее казенником слева помещался механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм. Рядом находились два ящика на 16 и 20 снарядов. Нормальный боекомплект определялся в 31 выстрел, при перегрузке – 51 с размещением дополнительной ленты в отдельном коробе. Перезарядка после расходования первой ленты осуществлялась гидравликой. Следующая перезарядка требовала вмешательства экипажа.
Орудийная установка получила гидравлические приводы для наводки в двух плоскостях, а также гидравлический механизм перезарядки. Горизонтальная наводка велась в секторе шириной 16°, вертикальная – от -1° до +8°. Для наведения использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А. Позже его заменили изделием К8-Т, заимствованным у танковых пулеметных установок.
Экипаж состоял всего из двух человек. Справа от пушки в носу корпуса находился механик-водитель. Слева разместили командира-наводчика. Для наблюдения у них имелись собственные смотровые приборы в фонаре. Доступ к местам экипажа осуществлялся через крышу. Штатно САУ должна была иметь радиостанцию, но на опытной машине она не устанавливалась.
Длина АСУ-57 от ОКБ-115 с учетом орудия незначительно превышала 4,5 м. Ширина – 3,8 м, высота – всего 1,38 м в боевом положении или чуть более 1 м при сложенном фонаре. Боевая масса – 3255 кг. Машина должна была развивать скорость до 45 км/ч, а 120-л бак давал 167 км запаса хода. АСУ-57 должна была преодолевать разные препятствия, в т.ч. броды.
Неудачные испытания
В начале лета 1948 г. завод №115 передал опытный образец новой десантной САУ на полигон в Кубинке для проверки силами армии. В течение нескольких недель машина демонстрировала ходовые и огневые качества. Результаты испытаний оказались далеки от желаемых.
Силовая установка САУ оказалась слабой. Обслуживание было затруднено. Отсутствовало экранирование электропроводки. После 62 ч работы двигатель пришлось менять из-за серьезной поломки. Трансмиссия, впрочем, отработала штатно и без существенных проблем. Ходовая часть оказалась недостаточно прочной, и потому регулярно требовалось подтягивать болты и гайки. Над гусеницей отсутствовали предкрылки, из-за чего самоходка покрывалась пылью. Отсутствие глушителя на выхлопной трубе создавало дискомфорт и приводило к рискам возгорания.
Огневые испытания ограничились 21 выстрелом, после чего стали ясны все недостатки. Дульный тормоз пушки 113П поднимал пыль, мешая наблюдении, а также негативно воздействовал на экипаж. Кроме того, при первом же выстреле он разбил единственную фару. Гидравлическая система наведения обеспечивала недостаточные углы перемещения пушки. При этом отсутствовало синхронное перемещение пушки и прицела. Во время работы быстро падало давление в гидравлической системе, мешая наведению. Конструкция систем наведения исключала применение походного стопора пушки.
Коллиматорный авиационный прицел затруднял наводку на больших дистанциях. Система боепитания оказалась неудачной. Проект предусматривал быструю замену ленты силами наводчика, но на практике перезарядка требовала работы двух артиллеристов и занимала порядка 10-15 мин. При этом людям приходилось покидать защищенный отсек.
Также присутствовало множество других недостатков. Отмечались плохая защита экипажа от обстрела сбоку и с кормы, отсутствие шанцевого инструмента, недостаточный комплект ЗИП и т.д.
По результатам испытаний АСУ-57 признали неудачной и не соответствующей требованиям армии. Опытную машину вернули на завод-изготовитель. Вскоре завершились сравнительные испытания нескольких новых образцов, и на вооружение приняли одноименную машину от завода №40.
Попытка модернизации
В том же 1948 году ОКБ-115 предприняло попытку исправления недостатков и улучшения имеющейся САУ. Новые предложения реализовали на макете, а затем и в виде полноценного опытного образца.
Проект модернизации предусматривал отказ от полуоткрытого обитаемого отсека. Позади фонаря появлялась дополнительная броня, образовывавшая крышу рубки. Переделывались смотровые приборы в фонаре. Серьезное обновление прошли ящики для ЗИП и иного имущества, а также внешние крепления. Состав силовой установки сохранялся, но переделывались все вспомогательные агрегаты, вызвавшие нарекания на испытаниях.
Орудийная установка лишилась гидравлики и управлялась ручными механизмами. Угол склонения довели до -2° с возможностью увеличения до -5° за счет открытия люков над казенником. Гидравлику в механизме перезарядки пушки заменили пневматикой. Прицел ПБП-1А заменили изделием ОП-1 с увеличением. Внедрялись иные мелкие доработки.
АСУ-57 по-прежнему не имела пулеметного вооружения, но теперь пушку предлагалось дополнить ракетами. На корме планировалось монтировать легкую съемную пусковую установку на 30 реактивных снарядов РС-82. Управление пуском осуществлялось из-под брони или с выносного пульта.
Обновленная АСУ-57 сохранила прежние габариты, но потяжелела до 3,33 т. Пусковая установка для РС-82 добавляла 320 кг массы. Подвижность оставалась на прежнем уровне.
В конце октября 1948 г. АСУ-57 второй версии отправили в Кубинку для новых испытаний. После проверок, в начале февраля 1949-го ее вернули заводу №115 без особых нареканий относительно работы и надежности агрегатов. Однако военные уже не рассматривали проект ОКБ-115 в контексте будущего перевооружения.
Дальнейшая судьба опытной АСУ-57 достоверно неизвестна. По всей видимости, ее не стали сохранять и разобрали на запчасти. Первый и последний проект авиационного ОКБ-115 в области сухопутной бронетехники не дал желаемых результатов. Следует отметить, что бюро все же внесло заметный вклад в развитие воздушно-десантных войск. Его планер Як-14 поступил на вооружение и активно использовался в течение многих лет. Впрочем, ему пришлось возить самоходки АСУ-57 разработки другого бюро.
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (объект 572)
Создана в рамках программы оснащения воздушно-десантных войск боевой техникой. Разработана в 1948- 1950 годах в СКБ-40. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР № 3541-1648 от 19 сентября 1951 года. Серийно производилась на ММЗ с 1951 по 1962 год.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус – из стальных и алюминиевых листов, сварной и частично клепаный, открытый сверху. Двигатель и трансмиссия размещены в передней части корпуса. В боевой рубке на специальной опоре установлена 57-мм пушка 4-51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах поздних выпусков устанавливалась пушка Ч-51М с двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +12°, склонения – 5°. С 1961 года устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило 9 установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы. В 1954 году в опытном порядке на базе агрегатов АСУ-57 была создана плавающая авиадесантная самоходная установка АСУ-57П.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ АСУ-57
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,35.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина с пушкой Ч-51М – 4995,
ширина – 2086,
высота (по тенту) – 1460,
клиренс – 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ч-51М калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ОП2-50.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 6, борт – 4, корма – 5.
ДВИГАТЕЛЬ: М-20Е, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с.(36,8 кВт) при 3600 об/мин; рабочий объем 2120 см3.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре одинарных обрезиненных опорных катка на борт (последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса), два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 80 траков шириной 204 мм, шаг трака 86 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 1,4;
высота стенки, м – 0,7;
глубина брода, м – 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-12, переговорное устройство ТПУ-47.
Авиадесантные самоходные артиллерийские установки АСУ-76 и АСУ-57
Несмотря на то, что примеры успешных авиадесантов Второй Мировой войны можно пересчитать по пальцам одной руки (а вот провальных насчитывалось порядочно), после её окончания, в Советском Союзе роль воздушно-десантных войск резко возросла.
Однако мало просто доставить бойцов к заданной точке по воздуху, нужно и обеспечить им соответствующую огневую поддержку и транспортные средства. Чрезвычайно остро встал вопрос о создании боевой машины десанта, мощной в бою и компактной в транспортировке. Идеи доставки легких танков и бронемашин самолетами существовали ещё с 30-х годов, но это были лишь стандартные образцы с минимальными переделками, а вот настоящей БМД – боевой машины десанта, ещё не существовало ни в одной стране мира.
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76.
Первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для ВДВ, стала авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Ее проектирование началось в 17 октября 1946 года на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (завод № 40).
Главным конструктором установки назначили Николая Александровича Астрова. Работа велась очень быстрыми темпами: эскизный проект закончили уже в марте 1947 года, технический — в июне, а в декабре изготовили первый опытный образец!
Заводские испытания АСУ76 проводились с января по май, а междуведомственные — в июне — июле 1948 года. И те, и другие — с положительными результатами.
Войсковые испытания четырех опытных образцов проходили в 38-м воздушно-десантном корпусе с 1 июля по 1 сентября 1949 года. Комиссия признала их результаты удовлетворительными. Правда, испытывавшийся параллельно на НИИБТ Полигоне еще один образец АСУ-76 испытаний не выдержал.
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76
17 декабря 1949 года АСУ-76 приняли на вооружение, однако на серийное производство ее не поставили, и как оказалось не зря. Две изготовленных образца машины в ноябре —декабре 1950 года подверглись полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, и оба их провалили. Проект был на время отложен в стол и… окончательно забыт по решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953, тем более, что планер-носитель Ил-32 и его буксировщик к этому времени так и не были построены.
К-73, ещё одна несостоявшаяся БМД
Также «в никуда» отработало и особое конструкторское бюро инженерных войск под руководством А.Ф.Кравцева, разработавшее в 1949 году плавающую авиадесантную самоходную установку К-73.
Неплохая машина по характеристикам, К-73 относилась к типу полузакрытых самоходных установок с передним расположением двигателя. Она имела боевую массу 3,3 т и экипаж из трех человек. Основным вооружением являлась 57мм пушка 451 с щелевым дульным тормозом и эжектором. С пушкой был спарен пулемет СГ-43. В боекомплект, состоявший из 30 выстрелов, входил бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1250 м/с.
Двигатель и коробка передач, заимствованные у грузового автомобиля ГАЗ-51 обеспечивали машине максимальную скорость при движении на суше 54 км/ч, на плаву — 8 км/ч. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. В ходовой части использовались торсионная подвеска с гидроамортизаторами на крайних задних катках, и гусеница с ОМШ.
Но впечатление портила низкая проходимость по дорогам с глубокой колеей, а также совершенно никуда не годная надежности узлов и агрегатов машины.
Второе рождение АСУ-57
Тем временем, коллектив СКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода под руководством уже знакомого нам по АСУ-76 Н.А. Астрова не терял времени даром и подготовил проект ещё одной артсистемы для десантников. Калибр орудия АСУ был 57-мм, поэтому и на вооружение машину приняли под индексом АСУ-57.
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением МТО. Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса, было совмещено с отделением управления. Корпус — из стальных и алюминиевых листов (днище и корма), сварной и частично клепаный.
В боевой рубке на специальной опоре установили 57-мм пушку Ч51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах, выпускавшихся после 1955 года, устанавливалась модернизированная пушка Ч51М с двухкаморным дульным тормозом.
В МТО поперек корпуса самоходки располагался карбюраторный 4цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М20Е мощностью 50 л.с., позволявший самоходке массой 3,35 т развивать максимальную скорость 45 км/ч.
Экипаж машины состоял из трех человек и весь располагался в боевом отделении: сиденье механика водителя находилось впереди у правого борта; заряжающего — позади механика водителя. Сиденье командира, выполнявшего еще обязанности наводчика и радиста, находилось впереди у левого борта.
Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск в сравнительно небольших количествах. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило девять установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы.
В сентябре 1951 года на ММЗ начались работы по созданию на базе агрегатов АСУ-57 плавающей авиадесантной самоходной установки АСУ-57П.
В 1952 — 1955 годах были изготовлены четыре опытных образца этой боевой машины. Все они в этот период проходили заводские, войсковые и государственные испытания. Однако на вооружение АСУ-57П не принималась и в серийном производстве не состояла.
Серийное производство АСУ-57 осуществлялось с 1951 по 1962 год.
А вот и «альтернативная» АСУ-57, версии завода 115
Стоит отметить, что в 1948 коллектив завода № 115 под руководством Б.Н. Яковлева разработал собственную БМД под индексом АСУ-57, но из-за явной «сырости» проекта, машина в производство не пошла. Обращаю внимание – это были две разные машины, не смотря на одинаковые индексы.
Применение в бою
Орудие имеет хорошие боевые характеристики и хорошо подходит для борьбы с техникой противника на любых, в том числе дальних расстояниях, благодаря отличной скорости полёта снарядов и длине ствола. Исключение составляет только осколочный снаряд, который имеет довольно низкую скорость в 695 м/с. Применяется новый хороший послевоенный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком, который ещё и является каморным.
Известные игрокам своими довольно неплохими качествами пушки ЗИС-2 (ЗИС-4), в лице пушки Ч-51М получили свою реинкарнацию, и более лучшие боевые свойства благодаря послевоенным, более современным снарядам с ещё более лучшей пробиваемостью. И теперь особых проблем с пробитием даже Тигров нет. С одним исключением — только со средних дистанций. Пушка пробивает их бронебойными на дистанции 500 м в лоб. А подкалиберным снарядом и на дистанции 1000 м. Другие одноуровневые цели пробиваются без проблем в любую проекцию. Побеждать врага помогает отличная скорострельность, благодаря которой можно пробить врага несколько раз. Но это достоинство в некоторой степени невилируется довольно плохим заброневым действием снарядов (особенно сплошных и подкалиберных), поэтому всё таки есть серьёзная опасность ответного выстрела, если мы не обезвреживаем сразу наводчика и пушку у врага. Поэтому против высокоуровневых противников рекомендуется тактика неожиданных атак, фланговых маневров и атак в бока и тыл — где пушка проявит свои лучшие качества. Рекомендуется использовать каморные снаряды (обладающие лучшим заброневым действием), к тому же отлично работающие по наклонной броне. Против одноуровневых врагов со слабой броней возможна атака в лоб. Фугас можно применить против самолётов.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Хорошая бронепробиваемость.
- Отличная баллистика.
- Есть каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком.
- Есть подкалиберный снаряд.
- Отличная скорострельность.
- Посредственное заброневое действие.
- Нет кумулятивного снаряда.
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (объект 572)
Создана в рамках программы оснащения воздушно-десантных войск боевой техникой. Разработана в 1948- 1950 годах в СКБ-40. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР № 3541-1648 от 19 сентября 1951 года. Серийно производилась на ММЗ с 1951 по 1962 год.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус – из стальных и алюминиевых листов, сварной и частично клепаный, открытый сверху. Двигатель и трансмиссия размещены в передней части корпуса. В боевой рубке на специальной опоре установлена 57-мм пушка 4-51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах поздних выпусков устанавливалась пушка Ч-51М с двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +12°, склонения – 5°. С 1961 года устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило 9 установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы. В 1954 году в опытном порядке на базе агрегатов АСУ-57 была создана плавающая авиадесантная самоходная установка АСУ-57П.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ АСУ-57
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,35.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина с пушкой Ч-51М – 4995,
ширина – 2086,
высота (по тенту) – 1460,
клиренс – 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ч-51М калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ОП2-50.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 6, борт – 4, корма – 5.
ДВИГАТЕЛЬ: М-20Е, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с.(36,8 кВт) при 3600 об/мин; рабочий объем 2120 см3.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре одинарных обрезиненных опорных катка на борт (последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса), два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 80 траков шириной 204 мм, шаг трака 86 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 1,4;
высота стенки, м – 0,7;
глубина брода, м – 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-12, переговорное устройство ТПУ-47.
САУ АСУ-57 — видео
За счет использования в конструкции сплавов алюминия конструкторы добились уменьшения размеров машины, а также снижения ее массы. Носовая часть была изготовлена из двух броневых листов, сваренных между собой и с бортами корпуса. Передняя часть днища крепилась к нижнему листу. Борта корпуса составляли вертикальные бронелисты, которые были приварены к нишам подвески и бортов, а также к лобовым щитам. Днище корпуса и корма защищались дюралюминиевыми листами. Для удобства экипажа верхние части лобового и бортовых листов делались откидными.
Ходовая часть машины включала три обрезиненных опорных катка, обрезиненное натяжное колесо, являющееся и опорным, со встроенным механизмом натяжения винтового типа, два поддерживающих ролика и звездочки на каждый борт, имеющие по два зубчатых венца с ассиметричным профилем зубьев. Высокую подвижность и проходимость машина получила благодаря гусеничному движителю. Подвеска машины была трубчато-стержневой торсионной с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Металлическая мелкозвенчатая гусеничная цепь шириной 204 мм состояла из 80 траков.
Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м. Максимальный угол подъема достигал 30°. АСУ-57 могла преодолевать и водные препятствия, но только вброд, поскольку не была оснащена плавающим оборудованием. Глубина преодолеваемых бродов не должна была превышать 0,7 м. Удельное давление машины на грунт составляло всего 0,35 кг/см2, что равно давлению на грунт взрослого человека. Транспортировка установки производилась с помощью тяжелых планеров Як-14 и Ил-32, и для избежания раскачки корпуса в этот момент в машине имелось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.
Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е находился поперек корпуса в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Весь блок опирался на четыре эластичные опоры и крепился всего четырьмя болтами, что обеспечивало в случае необходимости его легкую и быструю замену. В передней части корпуса находились водяной и масляный радиаторы, а также вентилятор с приводом.
Самоходная установка АСУ-57 имела мощное вооружение. В боевой рубке устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка 4-51. Здесь на надгусечных полках размещались аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. Пушка была оборудована двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Она имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа и корытообразной люлькой, смонтированной на рамке. Ведение огня с закрытых позиций осуществлялось с помощью артиллерийской панорамы. При стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой в ночное время суток и при неудовлетворительной видимости. Боекомплект орудия включал в себя 30 унитарных, или соединенных с гильзой, снарядов трех типов: подкалиберных бронебойных, кумулятивных и осколочных гранат. Скорострельность составляла 6—10 выстрелов в минуту.
С 1955 г. АСУ-57 стала оснащаться новой модернизированной пушкой Ч-51М с щелевым тормозом, при котором открывание затвора и вытяжка гильз осуществлялась в конце наката, поворотный механизм был оснащен тормозным устройством. На АСУ-57 было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-47 на три абонента, радиостанция 10-РТ-12, находящаяся в боевом отделении и обеспечивающая связь на расстоянии до 20 км, и прибор ночного видения.
На базе АСУ-57 было создано еще две машины. АСУ-57П — плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Машина появилась в 1954 г. Ее силовая передача включала коробку отбора мощности с приводом на гребной винт, находящийся в нише днища. Сначала конструкторы оснастили машину двумя гребными винтами с приводом от направляющих колес. Это обеспечивало замечательную маневренность на воде, однако гусеницы при этом не отключались, при выходе на берег двигатель работал на низших передачах, поэтому ему не хватало тяги. Более успешным оказался вариант, уже испытанный на легком довоенном танке Т-40, где винт с рулем в потоке располагались в туннеле. Система охлаждения дополнительно оснащалась теплообменником, обеспечивающим при движении на плаву отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, отходящую от гребного винта.
Кроме того, на АСУ-57П была установлена пушка Ч-51П, усовершенствованный вариант Ч-51М, в котором труба соединялась с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизмом полу автоматики и подъемным устройством.
Этот улучшенный вариант АСУ-57П так не был принят на вооружение. Не последнюю роль в этом сыграли довольно слабая защищенность, удовлетворение потребностей вооруженных сил в таком роде машин за счет уже серийно выпускавшихся АСУ-57, а также появление к тому моменту уже более мощной машины СУ-85.
АСУ-57 КШМ десантировалась с помощью планера ЯК-14 и на протяжении нескольких лет являлась единственной в мире самоходкой, сбрасываемой на парашюте.
Во второй половине сороковых годов стартовала разработка новых образцов военной техники, предназначенной для воздушно-десантных войск. Среди прочего, ВДВ нуждались в легких десантируемых артиллерийских самоходках. Рассказывает wofmd.com В кратчайшие сроки были предложены несколько подобных машин с разным вооружением. Одним из самых интересных образцов оказалась машина АСУ-57, разработанная в ОКБ-115.
Планер и самоходка
В создании новой бронетехники для ВДВ ведущую роль играли предприятия, имевшие необходимый опыт в этой сфере. Однако в 1948 г. свои силы в строительстве САУ решило попробовать ОКБ-115, возглавляемое А.С. Яковлевым. В тот период бюро занималось разработкой десантного планера Як-14, и параллельно планировалось создать совместимую с ним легкую САУ. Новый образец получил название АСУ-57 («Авиадесантная самоходная установка, 57 мм»), из-за которого ее можно спутать с одноименной разработкой завода №40.
Согласно некоторым источникам, проект самоходки АСУ-57 создало не ОКБ-115, а харьковский танкоремонтный завод №115. Однако данные, обнаруженные и опубликованные в последние годы, опровергают эту версию. Новый образец сухопутной техники делало именно авиационное ОКБ.
Несмотря на отсутствие опыта, ОКБ-115 быстро справилось с новой задачей. Задание на проектирование САУ появилось в начале февраля 1948 г., а к концу февраля комплект чертежей должен был пойти на производство. Старт заводских испытаний наметили на конец марта. В ходе разработки пришлось корректировать утвержденный облик машины, однако радикальные его изменения не предусматривались.
Особенности конструкции
Проект АСУ-57 предусматривал строительство гусеничной САУ рубочной компоновки с частично открытым боевым отделением. Передняя часть корпуса отдавалась под вооружение и места экипажа, а за ними находился моторный отсек. Принимались меры, направленные на упрощение эксплуатации в ВДВ, в частности десантирования.
САУ получила сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 4 до 12 мм. Лобовая проекция прикрывалась крупным наклонным листом, над которым помещался т.н. фонарь – выгнутый щиток со смотровыми приборами. Для подвески под грузовой планер фонарь складывался поворотом назад и вниз. В лобовом листе имелась ниша под орудийную установку.
В корме корпуса справа вдоль борта монтировался бензиновый двигатель ГАЗ-М-20 мощностью 50 л.с. Трансмиссия включала коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора. Управление двигателем и трансмиссией осуществлялось традиционным набором рычагов и педалей. Электросистема машины основывалась на генераторе ГБФ-4105.
Ходовая часть имела по четыре обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской на каждом борту. Такой же каток без бандажа использовался как направляющее колесо. Ведущие колеса помещались сзади. Гусеницу собрали из траков, заимствованных у тягача Т-20 «Комсомолец».
В носовой части корпуса поместили станок для монтажа основного вооружения. АСУ-57 получила автоматическую пушку 113П калибром 57 мм, изначально создававшуюся для перспективных самолетов-истребителей. Орудие монтировалось со сдвигом назад, из-за чего через амбразуру выступала только ограниченная часть ствола с дульным тормозом. Ствол проходил через обитаемый отсек, а казенник находился рядом с моторным отделением.
Пушка 113П использовала автоматику на основе короткого отката ствола. Техническая скорострельность – 133 выстрела в минуту. Рядом с ее казенником слева помещался механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм. Рядом находились два ящика на 16 и 20 снарядов. Нормальный боекомплект определялся в 31 выстрел, при перегрузке – 51 с размещением дополнительной ленты в отдельном коробе. Перезарядка после расходования первой ленты осуществлялась гидравликой. Следующая перезарядка требовала вмешательства экипажа.
Орудийная установка получила гидравлические приводы для наводки в двух плоскостях, а также гидравлический механизм перезарядки. Горизонтальная наводка велась в секторе шириной 16°, вертикальная – от -1° до +8°. Для наведения использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А. Позже его заменили изделием К8-Т, заимствованным у танковых пулеметных установок.
Экипаж состоял всего из двух человек. Справа от пушки в носу корпуса находился механик-водитель. Слева разместили командира-наводчика. Для наблюдения у них имелись собственные смотровые приборы в фонаре. Доступ к местам экипажа осуществлялся через крышу. Штатно САУ должна была иметь радиостанцию, но на опытной машине она не устанавливалась.
Длина АСУ-57 от ОКБ-115 с учетом орудия незначительно превышала 4,5 м. Ширина – 3,8 м, высота – всего 1,38 м в боевом положении или чуть более 1 м при сложенном фонаре. Боевая масса – 3255 кг. Машина должна была развивать скорость до 45 км/ч, а 120-л бак давал 167 км запаса хода. АСУ-57 должна была преодолевать разные препятствия, в т.ч. броды.
Неудачные испытания
В начале лета 1948 г. завод №115 передал опытный образец новой десантной САУ на полигон в Кубинке для проверки силами армии. В течение нескольких недель машина демонстрировала ходовые и огневые качества. Результаты испытаний оказались далеки от желаемых.
Силовая установка САУ оказалась слабой. Обслуживание было затруднено. Отсутствовало экранирование электропроводки. После 62 ч работы двигатель пришлось менять из-за серьезной поломки. Трансмиссия, впрочем, отработала штатно и без существенных проблем. Ходовая часть оказалась недостаточно прочной, и потому регулярно требовалось подтягивать болты и гайки. Над гусеницей отсутствовали предкрылки, из-за чего самоходка покрывалась пылью. Отсутствие глушителя на выхлопной трубе создавало дискомфорт и приводило к рискам возгорания.
Огневые испытания ограничились 21 выстрелом, после чего стали ясны все недостатки. Дульный тормоз пушки 113П поднимал пыль, мешая наблюдении, а также негативно воздействовал на экипаж. Кроме того, при первом же выстреле он разбил единственную фару. Гидравлическая система наведения обеспечивала недостаточные углы перемещения пушки. При этом отсутствовало синхронное перемещение пушки и прицела. Во время работы быстро падало давление в гидравлической системе, мешая наведению. Конструкция систем наведения исключала применение походного стопора пушки.
Коллиматорный авиационный прицел затруднял наводку на больших дистанциях. Система боепитания оказалась неудачной. Проект предусматривал быструю замену ленты силами наводчика, но на практике перезарядка требовала работы двух артиллеристов и занимала порядка 10-15 мин. При этом людям приходилось покидать защищенный отсек.
Также присутствовало множество других недостатков. Отмечались плохая защита экипажа от обстрела сбоку и с кормы, отсутствие шанцевого инструмента, недостаточный комплект ЗИП и т.д.
По результатам испытаний АСУ-57 признали неудачной и не соответствующей требованиям армии. Опытную машину вернули на завод-изготовитель. Вскоре завершились сравнительные испытания нескольких новых образцов, и на вооружение приняли одноименную машину от завода №40.
Попытка модернизации
В том же 1948 году ОКБ-115 предприняло попытку исправления недостатков и улучшения имеющейся САУ. Новые предложения реализовали на макете, а затем и в виде полноценного опытного образца.
Проект модернизации предусматривал отказ от полуоткрытого обитаемого отсека. Позади фонаря появлялась дополнительная броня, образовывавшая крышу рубки. Переделывались смотровые приборы в фонаре. Серьезное обновление прошли ящики для ЗИП и иного имущества, а также внешние крепления. Состав силовой установки сохранялся, но переделывались все вспомогательные агрегаты, вызвавшие нарекания на испытаниях.
Орудийная установка лишилась гидравлики и управлялась ручными механизмами. Угол склонения довели до -2° с возможностью увеличения до -5° за счет открытия люков над казенником. Гидравлику в механизме перезарядки пушки заменили пневматикой. Прицел ПБП-1А заменили изделием ОП-1 с увеличением. Внедрялись иные мелкие доработки.
АСУ-57 по-прежнему не имела пулеметного вооружения, но теперь пушку предлагалось дополнить ракетами. На корме планировалось монтировать легкую съемную пусковую установку на 30 реактивных снарядов РС-82. Управление пуском осуществлялось из-под брони или с выносного пульта.
Обновленная АСУ-57 сохранила прежние габариты, но потяжелела до 3,33 т. Пусковая установка для РС-82 добавляла 320 кг массы. Подвижность оставалась на прежнем уровне.
В конце октября 1948 г. АСУ-57 второй версии отправили в Кубинку для новых испытаний. После проверок, в начале февраля 1949-го ее вернули заводу №115 без особых нареканий относительно работы и надежности агрегатов. Однако военные уже не рассматривали проект ОКБ-115 в контексте будущего перевооружения.
Дальнейшая судьба опытной АСУ-57 достоверно неизвестна. По всей видимости, ее не стали сохранять и разобрали на запчасти. Первый и последний проект авиационного ОКБ-115 в области сухопутной бронетехники не дал желаемых результатов. Следует отметить, что бюро все же внесло заметный вклад в развитие воздушно-десантных войск. Его планер Як-14 поступил на вооружение и активно использовался в течение многих лет. Впрочем, ему пришлось возить самоходки АСУ-57 разработки другого бюро.