5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПТРК «Конкурс» — комплекс, которого опасаются танкисты

ПТРК «Конкурс» — комплекс, которого опасаются танкисты

Самые первые образцы противотанковых управляемых ракет (ПТУР) появились в Германии в 1940-х годах. Впервые в лабораториях компании, которая сейчас занимается выпуском знаменитых на весь мир автомобилей БМВ, началась разработка оружия. По задумке инженеров, оно должно было стать огромной головной болью для всех танкистов. Однако, предсерийные образцы, которые были готовы уже к концу 1943 года, имевшие название «Красная шапочка» были испытаны на восточном фронте в 1944-м, но с серию данные ПТУР так и не поступили. Руководство нацистов посчитало их выпуск нецелесообразным.

Советские конструкторские умы, изобрели ПТУР гораздо позже: «Фалангу»(1967г.) и «Дракон»(1968г.), которые, несмотря на свои громкие названия, не прославили себя особой славой боевого применения. В 70-х годах на вооружение поступила новая управляемая ракета, с весьма неординарным названием, входящая в состав комплекса, который и по сей день считается грозой танков — ПТРК «Конкурс».

  1. История создания
  2. Устройство
  3. Тактико-технические характеристики ПТРК «Конкурс»
  4. Принцип действия
  5. Видео

Боевая машина 9П148 [ править ]

Кузов пусковой установки 9П148 ПТРК «Конкурс» видоизменен по отношению к базовому кузову БРДМ-2. Изменения обеспечивают размещение пусковой установки, визира, а также электроприводов их наведения и синхронизации. В оригинальном листе крыши корпуса сделан вырез под выход пусковых направляющих. Вырез закрыт прямоугольным люком с электроприводом. В люке командира размещен визир (прицел — прибор наблюдения) 9Ш119 с возможностью быстрой грубой переброски вручную по горизонту, либо плавным слежением за целью с помощью электропривода. Визир в походном положении закрыт броневой заслонкой с ручным приводом. С целью предохранения оптики имеется «боевое стекло», открываемое только при боевой работе, тоже вручную. Предусмотрен светофильтр для защиты зрения наводчика от воздействия светового излучения ядерного взрыва, лазерного излучения и т. п. Привод фильтра — тоже ручной.

Пусковая установка 9П135 [ править ]

Аппаратурная часть боевой машины 9П148 выполнена на основе блоков переносной установки 9П135, размещенных в корпусе. Также в комплекте уложен станок 9П56 от носимого варианта. Таким образом, возможно полноценное использование противотанкового комплекса вне боевой машины, для чего необходимо демонтировать визир, аппаратуру управления, извлечь из укладки станок и собрать ПУ. Специальных инструментов для этого не требуется — все блоки закреплены барашковыми гайками, визир вынимается вверх через специальный лючок в своей башенке с использованием стандартного башенного ключа.

Помимо стандартных блоков установки 9П135, в БМ «Конкурс» содержатся специальные блоки:

  • блок индикации световых помех (позволяет обнаружить световые помехи, мешающие полуавтоматическому наведению ракеты в цель);
  • встроенная аппаратура контроля и проверки цепей пуска;
  • электромеханические приводы наведения и синхронизации.

Возможность проверки цепей пуска позволяет проконтролировать работоспособность всей цепочки процедуры запуска без реального пуска изделий. Поскольку для старта ракеты используется безоткатный принцип, запуск сопровождается выбросом факела пламени из торцевой части контейнера на примерно 10—15 м. В связи с этим крайне важна надежная изоляция двигательного и боевого отсеков от воздействия пламени. Проверка цепей пуска позволяет диагностировать неисправности механизма сброса защитных жалюзи воздухопритока, обрывы в линиях концевых выключателей механизмов стопорения «по-походному» и сигнализации закрытия люков экипажа и оружия.

ПТУР 9М113 [ править ]

Ракеты комплекса 9М113, 9М111 (и их модификации) достаточно широко описаны в литературе. Отдельного описания заслуживает процесс пуска. Сложный, на первый взгляд, он обеспечивает пуск изделия только при полной отработке всех процедур, необходимых для надежного старта, и исключающий пуск изделия при каких-либо неполадках.

  1. При нажатии кнопки «пуск» оператором замыкается электроцепь пиропатрона откидной передней крышки ТПК, крышка открывается, освобождая нажимную тягу замыкателя пиропатрона отсека энергопитания (на нем же расположен разъем Ш9, обеспечивающий коммутацию электороцепей ракеты и боевой машины).
  2. Под воздействием импульса пиропатрона разделённые элементы питания смыкаются, и подают энергопитание в бортовую сеть изделия. Воспламеняется пороховой генератор гироскопа. После раскрутки гироскопа до рабочих оборотов (порядка 10000 об/мин) инерционный замыкатель коммутирует запал вышибного заряда.
  3. Вышибной заряд воспламеняется, выталкивая изделие из ТПК.
  4. Маршевый двигатель воспламеняется от собственного инерционного замыкателя, после достижения ракетой скорости порядка 300 м/с (что происходит на удалении примерно 70 метров от боевой машины).
Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (СССР)

Боевая машина 9П148 с ПТРК 9К113 «Конкурс» (СССР)

Основным назначением боевой машины 9П148 является транспортировка, наведение и запуск противотанковых управляемых ракет 9М111-2 или 9М113. Машина способна поражать ракетами как подвижные цели, перемещающиеся со скоростью до 60 км/ч, так и неподвижные цели типа дот и дзот в условиях оптической видимости. Боевые машины действуют в составе мотострелковых подразделений. Запуск ракет возможен с подготовленных и неподготовленных огневых позиций, кроме того пуск может выполняться и на плаву как по наземным так и по плавающим целям. При ведении огня на суше пуск производится только с места [1] .

Машина 9П148 осуществляет работу в нескольких режимах. Режим обнаружения цели предназначен для поиска и слежения за целями, а также для обзора местности. Во время режима перевода машины из походного положения в боевое осуществляется подготовка цепей к пуску, а также выбор направляющей для запуска ракеты. При переходе в режим пуска производится непрерывное наблюдение за целью через прибор 9Ш119М1, запуск и управление противотанковой управляемой ракетой 9М113 или 9М111-2. Сброс использованных транспортно-пусковых контейнеров производится при переводе машины из боевого положения в походное. Перезарядка ракет производится в режиме перезаряжания [2] .

Броневой корпус и башня

Корпус машины разделён на три отсека: боевое отделение, отделение управления и силовое отделение. В носовой части машины располагается отделение управления [3] . Силовое отделение отделено от остальной части машины специальной перегородкой, в которой находятся люки [4] .

Вооружение

В качестве основного вооружения используются противотанковые ракеты 9М113 или 9М111-2. Боекомплект зависит от типа перевозимых ракет. Боевая машина способна перевозить до 15 ракет 9М113, либо до 20 ракет 9М113 и 9М111-2, при этом в боекомплекте не более 10 ракет 9М113. Дальность стрельбы ракетами 9М113 составляет от 75 до 4000 метров, а 9М111-2 — от 70 до 2000 метров. Время перевода машины из походного положения в боевое и обратно составляет не более 25 секунд [5] .

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью, поиска и выбора цели рабочее место старшего оператора оборудовано двумя приборами наблюдения ТНПО-170 и оптическим прицелом 9Ш119М1. Для наведения прицела 9Ш119М1 на цель в рубке машины установлены два следящих электромеханических привода, оборудованных ручными дублёрами [6] . Прибор 9Ш119М1 обладает десятикратным увеличением и перископичностью 300 мм, угол обзора визира составляет 5° [5] .

Переговоры между расчётом машины осуществляются через танковое переговорное устройство Р-124. Для осуществления дальней связи в 9П148 установлена радиостанция Р-123М. В боевых машинах выпущенных с 1 октября 1988 года установлена радиостанция Р-173 с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Радиостанция Р-173 дополнительно укомплектовывается блоком Р-173-16 для соединения с переговорным устройством Р-124 [1] .

Ходовая часть

Все блоки и аппаратура машины 9П148 размещены на шасси ГАЗ-41-08, являющимся модификацией бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 [7] .

Тактико-технические характеристики

Характеристики ракеты 9М113
Система управленияполуавтоматическая по проводам
Боевая частькумулятивная
Дальность стрельбы, м:
Минимальная75
максимальная (днём)4000
максимальная (ночью)3500
Бронепробиваемость, мм:
при угле встречи 60°250
при угле встречи 90°560
Скорость полёта, м/с:
Средняя208
Максимальная250
Время полёта на максимальную дальность, с20
Масса боевой части, кг2,7
Масса ракеты, кг14,58
Масса ТПК с ракетой25,3
Размеры ракеты, мм:
Калибр135
Длина1165
размах крыла468
Размеры ТПК, мм:
Длина1263
Ширина188
Высота230
Характеристики боевой машины 9П148
БазаБРДМ-2
Боевая масса, т7
Размеры, мм:
Длина5750
Ширина2350
Высота2310
Клиренс, мм340
Скорость максимальная, км/ч95
Запас хода, км750
Возимый боекомплект10 9М113 + 10 9М111М или 15 9М113
Число ракет на ПУ, шт5
Скорострельность, выстр./мин02.мар

Похожие главы из других книг:

Конкурс 1930 года

Конкурс 1930 года К 1930 г. несколько советских конструкторов-оружейников предложили свои варианты «легких карабинов» под недавно принятый на вооружение РККА германский пистолетный патрон Маузера с бутылочной гильзой калибра 7, 63 мм. В СССР он получил наименование « 7,6 2 – м

«Конкурс-М»

«Конкурс-М» Разработка ракеты 9М113М комплекса «Конкурс-М» предусматривала преобразование исходного образца ПТУР в основном в его передней части [12]. Наряду с размещением в передней части корпуса пред заряда (1) тандемной боевой части и применением более мощной основной

Читать еще:  Бронеавтомобиль IVECO Puma (Италия)

Боевая машина 9П148 [ править ]

Кузов пусковой установки 9П148 ПТРК «Конкурс» видоизменен по отношению к базовому кузову БРДМ-2. Изменения обеспечивают размещение пусковой установки, визира, а также электроприводов их наведения и синхронизации. В оригинальном листе крыши корпуса сделан вырез под выход пусковых направляющих. Вырез закрыт прямоугольным люком с электроприводом. В люке командира размещен визир (прицел — прибор наблюдения) 9Ш119 с возможностью быстрой грубой переброски вручную по горизонту, либо плавным слежением за целью с помощью электропривода. Визир в походном положении закрыт броневой заслонкой с ручным приводом. С целью предохранения оптики имеется «боевое стекло», открываемое только при боевой работе, тоже вручную. Предусмотрен светофильтр для защиты зрения наводчика от воздействия светового излучения ядерного взрыва, лазерного излучения и т. п. Привод фильтра — тоже ручной.

Пусковая установка 9П135 [ править ]

Аппаратурная часть боевой машины 9П148 выполнена на основе блоков переносной установки 9П135, размещенных в корпусе. Также в комплекте уложен станок 9П56 от носимого варианта. Таким образом, возможно полноценное использование противотанкового комплекса вне боевой машины, для чего необходимо демонтировать визир, аппаратуру управления, извлечь из укладки станок и собрать ПУ. Специальных инструментов для этого не требуется — все блоки закреплены барашковыми гайками, визир вынимается вверх через специальный лючок в своей башенке с использованием стандартного башенного ключа.

Помимо стандартных блоков установки 9П135, в БМ «Конкурс» содержатся специальные блоки:

  • блок индикации световых помех (позволяет обнаружить световые помехи, мешающие полуавтоматическому наведению ракеты в цель);
  • встроенная аппаратура контроля и проверки цепей пуска;
  • электромеханические приводы наведения и синхронизации.

Возможность проверки цепей пуска позволяет проконтролировать работоспособность всей цепочки процедуры запуска без реального пуска изделий. Поскольку для старта ракеты используется безоткатный принцип, запуск сопровождается выбросом факела пламени из торцевой части контейнера на примерно 10—15 м. В связи с этим крайне важна надежная изоляция двигательного и боевого отсеков от воздействия пламени. Проверка цепей пуска позволяет диагностировать неисправности механизма сброса защитных жалюзи воздухопритока, обрывы в линиях концевых выключателей механизмов стопорения «по-походному» и сигнализации закрытия люков экипажа и оружия.

ПТУР 9М113 [ править ]

Ракеты комплекса 9М113, 9М111 (и их модификации) достаточно широко описаны в литературе. Отдельного описания заслуживает процесс пуска. Сложный, на первый взгляд, он обеспечивает пуск изделия только при полной отработке всех процедур, необходимых для надежного старта, и исключающий пуск изделия при каких-либо неполадках.

  1. При нажатии кнопки «пуск» оператором замыкается электроцепь пиропатрона откидной передней крышки ТПК, крышка открывается, освобождая нажимную тягу замыкателя пиропатрона отсека энергопитания (на нем же расположен разъем Ш9, обеспечивающий коммутацию электороцепей ракеты и боевой машины).
  2. Под воздействием импульса пиропатрона разделённые элементы питания смыкаются, и подают энергопитание в бортовую сеть изделия. Воспламеняется пороховой генератор гироскопа. После раскрутки гироскопа до рабочих оборотов (порядка 10000 об/мин) инерционный замыкатель коммутирует запал вышибного заряда.
  3. Вышибной заряд воспламеняется, выталкивая изделие из ТПК.
  4. Маршевый двигатель воспламеняется от собственного инерционного замыкателя, после достижения ракетой скорости порядка 300 м/с (что происходит на удалении примерно 70 метров от боевой машины).

Похожие главы из других книг:

Конкурс 1930 года

Конкурс 1930 года К 1930 г. несколько советских конструкторов-оружейников предложили свои варианты «легких карабинов» под недавно принятый на вооружение РККА германский пистолетный патрон Маузера с бутылочной гильзой калибра 7, 63 мм. В СССР он получил наименование « 7,6 2 – м

«Конкурс-М»

«Конкурс-М» Разработка ракеты 9М113М комплекса «Конкурс-М» предусматривала преобразование исходного образца ПТУР в основном в его передней части [12]. Наряду с размещением в передней части корпуса пред заряда (1) тандемной боевой части и применением более мощной основной

Описание

ПТРК «Конкурс» — это противотанковый комплекс полкового уровня, который может успешно поражать бронетехнику противника и его фортификационные сооружения на дистанции в четыре километра.

Ракетный комплекс состоит из нескольких составляющих:

  • боевой машины (БМ) 9П148;
  • пусковой установки 9П135М;
  • управляемой ракеты 9М113.

БМ 9П148 была создана специально для ракетного комплекса «Конкурс». Ее базой является БРДМ-2, кузов которого имеет некоторые отличия, из-за размещения пусковой установки, систем прицеливания и наведения. На БМ 9П148 размещается пусковая установка с пятью ракетными контейнерами, в каждом из которых находится ПТУР 9М113. БМ 9П148 переходит в боевое положение за 25 секунд, время заряжания – пятнадцать минут. Скорострельность – примерно два выстрела в минуту.

В состав пусковой установки входит: аппаратура управления и наведения, пусковой механизм и станок. На пусковой установке 9П135М размещается пять пусковых контейнеров, каждый из которых отбрасывается после выстрела. Если стрельба происходит из БМ 9П148, то с блока питания машины напряжение подается на электровоспламенители бор­то­во­го ис­точ­ни­ка пи­та­ния, на вто­рую на­зем­ную ба­та­рею бло­ка пи­та­ния и по­ро­хо­вой за­ря­д ро­то­ра ко­ор­ди­на­то­ра. Примерно через десять метров полета включается маршевый двигатель.

Читать еще:  Лёгкий танк AMX-13SM1 (Сингапур)

Горизонтальный угол наведения составляет 360°, а вертикальный — -5…+20°.

Существует и переносная пусковая установка, которая входит в состав вооружения самоходного комплекса. Она состоит из станка, аппаратуры управления и пускового механизма. Ее вес составляет 22 кг.

Управляемая ракета 9М113 имеет классическую аэродинамическую схему «утка». Ее калибр составляет 135 мм. Четыре крупных складывающихся крыла находятся в задней части ракеты, а четыре руля управления – в передней. Также в носовой части ракеты находятся приводы рулей и кумулятивный заряд. В полете рули и крылья расположены под определенным углом к продольной оси ракеты, что заставляет ее вращаться, стабилизируя полет.

В средней части ПТУРа установлен твердотопливный двигатель, аппаратура управления находится сзади. Двигатель ракеты — однокамерный двухрежимный. В задней части находится катушка с проводом и инфракрасная лампа, по которой аппаратура слежения находит ракету в полете. Единственным сложным прибором в конструкции ракеты является координатор, в составе которого есть гироскоп.

Старт и начало работы большинства систем ракеты обеспечивают сразу несколько пиропатронов, они замыкают сеть энергопитания ракеты, раскручивают ее гироскоп, придают реактивному снаряду начальную скорость, после чего включается маршевый двигатель ПТУРа.

После выстрела инфракрасная лампа ракеты фиксируется аппаратурой управления. После чего автоматика определяет положение снаряда в пространстве и вносит поправки в полет. Сигнал передается по проводу и поступает в рулевые приводы. Оператор должен просто удерживать объект в прицеле. Кроме полуавтоматического, существует и ручной режим коррекции полета ракеты на ее завершающем этапе, это значительно увеличивает точность комплекса.

Боевая машина 9П148 с ПТРК 9К113 «Конкурс» (СССР)

Основным назначением боевой машины 9П148 является транспортировка, наведение и запуск противотанковых управляемых ракет 9М111-2 или 9М113. Машина способна поражать ракетами как подвижные цели, перемещающиеся со скоростью до 60 км/ч, так и неподвижные цели типа дот и дзот в условиях оптической видимости. Боевые машины действуют в составе мотострелковых подразделений. Запуск ракет возможен с подготовленных и неподготовленных огневых позиций, кроме того пуск может выполняться и на плаву как по наземным так и по плавающим целям. При ведении огня на суше пуск производится только с места [1] .

Машина 9П148 осуществляет работу в нескольких режимах. Режим обнаружения цели предназначен для поиска и слежения за целями, а также для обзора местности. Во время режима перевода машины из походного положения в боевое осуществляется подготовка цепей к пуску, а также выбор направляющей для запуска ракеты. При переходе в режим пуска производится непрерывное наблюдение за целью через прибор 9Ш119М1, запуск и управление противотанковой управляемой ракетой 9М113 или 9М111-2. Сброс использованных транспортно-пусковых контейнеров производится при переводе машины из боевого положения в походное. Перезарядка ракет производится в режиме перезаряжания [2] .

Броневой корпус и башня

Корпус машины разделён на три отсека: боевое отделение, отделение управления и силовое отделение. В носовой части машины располагается отделение управления [3] . Силовое отделение отделено от остальной части машины специальной перегородкой, в которой находятся люки [4] .

Вооружение

В качестве основного вооружения используются противотанковые ракеты 9М113 или 9М111-2. Боекомплект зависит от типа перевозимых ракет. Боевая машина способна перевозить до 15 ракет 9М113, либо до 20 ракет 9М113 и 9М111-2, при этом в боекомплекте не более 10 ракет 9М113. Дальность стрельбы ракетами 9М113 составляет от 75 до 4000 метров, а 9М111-2 — от 70 до 2000 метров. Время перевода машины из походного положения в боевое и обратно составляет не более 25 секунд [5] .

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью, поиска и выбора цели рабочее место старшего оператора оборудовано двумя приборами наблюдения ТНПО-170 и оптическим прицелом 9Ш119М1. Для наведения прицела 9Ш119М1 на цель в рубке машины установлены два следящих электромеханических привода, оборудованных ручными дублёрами [6] . Прибор 9Ш119М1 обладает десятикратным увеличением и перископичностью 300 мм, угол обзора визира составляет 5° [5] .

Переговоры между расчётом машины осуществляются через танковое переговорное устройство Р-124. Для осуществления дальней связи в 9П148 установлена радиостанция Р-123М. В боевых машинах выпущенных с 1 октября 1988 года установлена радиостанция Р-173 с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Радиостанция Р-173 дополнительно укомплектовывается блоком Р-173-16 для соединения с переговорным устройством Р-124 [1] .

Ходовая часть

Все блоки и аппаратура машины 9П148 размещены на шасси ГАЗ-41-08, являющимся модификацией бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 [7] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector