1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗРК «Роланд»: оборона в любых условиях

ЗРК «Роланд»: оборона в любых условиях. Как Франция и ФРГ создали высокотехнологичный комплекс ПВО

Появление на рубеже 50-х и 60-х гг. ХХ века на вооружении ВВС СССР и его союзников сверхзвуковых тактических самолетов, способных нести ядерное оружие, заставило крепко призадуматься стратегов НАТО. Отныне объекты, находящиеся в приграничной зоне, могли быть эффективно поражены в случае гипотетического военного конфликта в Европе. Существующие же средства ПВО уже не обеспечивали надежной защиты.

Особо остро проблема ПВО встала перед руководством ФРГ — страны, находящейся на переднем крае противостояния ОВД и НАТО. Не удивительно, что именно в этой стране появилась концепция комплекса ПВО ближнего действия для прикрытия объектов корпусного звена — позиций тактических ракет и артиллерии, командных пунктов, узлов связи, складов и т.п. Комплекс должен был быть относительно дешевым — ведь подобных объектов, требующих прикрытия, насчитывалось довольно много. Естественно, можно было увеличить дальность стрельбы комплекса, прикрыв тем самым сразу несколько объектов. Но подобное решение было признано нецелесообразным — в случае одновременной атаки нескольких объектов, прикрываемых одной огневой единицей, все равно огонь мог вестись лишь по одной из групп самолетов, другие же действовали безнаказанно.

Оставалось выбрать средство поражения для нового комплекса: ракета или пушка? Выбор был далеко не предопределенным. Если при создании комплексов большей дальности ракета была вне конкуренции, то для комплексов ближней ПВО считались вполне подходящими пушки. Они были дешевле ракет, к тому же зенитки можно использовать не только для поражения воздушных целей, но и — в случае необходимости — наземных. В конечном итоге, в 1962 г. в ФРГ приняли решение о параллельной разработке двух комплексов ПВО — артиллерийского для дивизий (будущая ЗСУ «Гепард») и ракетного для корпусного звена. От ЗРК требовалась высокая подвижность и способность действовать в условиях применения оружия массового поражения. То есть, комплекс должен был иметь гусеничное шасси и герметичное боевое отделение. В то же время, поскольку корпусные объекты находятся, как правило, на некотором удалении от линии соприкосновения войск, снижались требования к броневой защите ЗРК, и не требовалось обеспечить возможность поражения наземных целей.

Подобные требования выдвигали и военные специалисты Франции. Правда, ситуация здесь была несколько иной. Французская армия действовала во второй линии обороны, поэтому «первую скрипку» в обеспечении ПВО играла истребительная авиация и ЗРК средней дальности «Хок». Для войсковой ПВО предусматривалось создание ЗРК ближнего действия, которые, в отличие от ФРГ, должны были стать основным средством — развертывание многочисленных ЗСУ не предусматривалось.

Специалисты обеих стран предусматривали полную автономность новых ЗРК — все элементы комплекса должны были монтироваться на одном шасси.

В марте 1945 года компанией AMX был представлен проект № 141, в соответствии с которым было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним. Танк создавался под влиянием немецких танков Пантера и Тигр II. В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять на борт. Поначалу была принята максимальная толщина брони в 30 мм. Однако в окончательном варианте по требованию военных защита была значительно усилена. Одновременно башня традиционного типа была заменена на недавно спроектированную FAHM качающуюся.

В 1949 году был построен корпус первого прототипа, который теперь обозначался AMX 50. Зимой прототип получил новую 100 мм пушку, разработанную Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший 100 мм орудие, но в слегка изменённой башне. Масса этих прототипов уже составила 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как по первоначальным планам танк должен был превосходить все существующие на тот момент средние танки в скорости. Испытывались немецкий карбюраторный Maybach HL 295 и дизельный двигатель компании Saurer. Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины в общем-то неплохое достижение).

В 1951 году, после завершения предварительных испытаний прототипов, было решено усилить вооружение установкой 120 мм орудия. Вновь была повышена защищённость. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня обычного типа, но впоследствии проект переработали под качающуюся башню. В результате всех внесенных изменений снаряженная масса танка, теперь обозначавшегося как «тяжёлый», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов DEFA предъявила в 1953 году.

За ним последовало решение вновь усилить бронирование. Носовую часть выполнили на манер ИС-3. Масса танка при этом увеличилась до 64 тонн. Испытания построенного прототипа выявили многочисленные проблемы, в первую очередь с подвеской, которая так же требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания «пониженной» версии, заново спроектировав новый литой корпус уменьшенной высоты, и иную башню («Tourelle D»).

Работы принесли свои плоды, и появившийся в 1958 году заключительный прототип весил всего 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно не были решены, и предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была продемонстрирована.

Всего было выпущено 6 прототипов.

Читать еще:  Боевая машина пехоты Norinco VN17 (Китай)

Конструкция

Основным конструкционным элементом ЗРК «Роланд» является вращающаяся башня, на которой смонтированы антенны РЛС и линии передачи команд, а также оптические датчики. Пусковые установки обоих вариантов имели две направляющие для готовых к пуску ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). ТПК имел длину 2600 мм и диаметр 270 мм, а его вес вместе с ракетой составлял 85 кг. После пуска ракеты пустой ТПК сбрасывался с пусковой установки. Срок хранения в ТПК ракет первых серий составлял пять лет без проверки и обслуживания. По бокам вращающейся башни с направляющими и антенными устройствами в корпусе боевой машины находились два вращающихся магазина револьверного типа на четыре ракеты каждый. Таким образом, боекомплект ПУ составлял десять ракет. Перезарядка осуществлялась автоматически, после приведения направляющих в положение для перезарядки, и занимала менее 10 секунд. Пополнение магазинов в корпусе требовало, естественно, больше времени — по нормативам, 8 минут. Расчет ЗРК состоит из трех человек — командира, оператора и механикаводителя.

При проектировании зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Роланд» был использован опыт создания ранних конструкций фирмы «Норд Авиасьон» — управляемых ракет класса «воздух-земля» «Норд 5103» (AS.20) и «земля-воздух» «Норд 5301» (АСАМ). Ракета «Роланд» является одноступенчатой, выполненной по схеме утка: в носовой части находится четыре дестабилизатора, а в центральной — четыре крыла. Дестабилизаторы и крылья после выхода ракеты из ТПК раскладываются посредством специальных пружин. ЗУР имеет длину 2400 мм, диаметр корпуса 163 мм и размах крыла 500 мм, а ее вес составляет 66 кг. Она снабжена двухрежимным твердотопливным двигателем разработки фирмы SNPE. При старте работает двигатель «Рубэкс» тягой 1600 кгс, разгоняющий ракету в течение 1,7 с до скорости 550 м/с (примерно 1,6 М). Дальше включается в работу маршевый двигатель «Лампир» тягой 200 кгс. Его время работы составляет 13,2 с, что позволяет ракете поражать цели на расстоянии до 6,5 км. Минимальная дальность стрельбы ЗРК составляет 500 м, а диапазон досягаемости по высоте — от 20 до 3000 м.

ЗУР «Роланд» не имеет аэродинамических управляющих поверхностей, а управляется исключительно газодинамическими рулями. Это делает ракету чрезвычайно маневренной — она может выполнять маневры с перегрузкой до 9 g. Поражение цели обеспечивается осколочной боевой частью (БЧ) весом 6,5 кг с принудительной фрагментацией (в заряд взрывчатого вещества впрессованы 65 готовых поражающих элементов). БЧ комплектуется двумя взрывателями — дистанционным и контактным. Радиус поражения при взрыве БЧ составляет 6 м.

Для первых вариантов ЗРК производились ракеты в вариантах «Роланд-1» и «Роланд-2». Первый из них, имеющий инфракрасный маркер для инфрагониометра оптического канала слежения, производился серийно с 1977 г. до начала 80-х гг. Второй, кроме инфракрасного маркера, снабжался радиолокационным ответчиком. Такие ракеты выпускались до конца 80-х гг. Носовая часть ракеты с БЧ производилась в ФРГ, хвостовая, с двигателями — во Франции. Такое «разделение труда» было определено еще в 1964 г., на самых ранних стадиях работы над проектом. Окончательная сборка ЗУР осуществлялась во Франции.

В марте 1945 года компанией AMX был представлен проект № 141, в соответствии с которым было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним. Танк создавался под влиянием немецких танков Пантера и Тигр II. В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять на борт. Поначалу была принята максимальная толщина брони в 30 мм. Однако в окончательном варианте по требованию военных защита была значительно усилена. Одновременно башня традиционного типа была заменена на недавно спроектированную FAHM качающуюся.

В 1949 году был построен корпус первого прототипа, который теперь обозначался AMX 50. Зимой прототип получил новую 100 мм пушку, разработанную Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший 100 мм орудие, но в слегка изменённой башне. Масса этих прототипов уже составила 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как по первоначальным планам танк должен был превосходить все существующие на тот момент средние танки в скорости. Испытывались немецкий карбюраторный Maybach HL 295 и дизельный двигатель компании Saurer. Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины в общем-то неплохое достижение).

В 1951 году, после завершения предварительных испытаний прототипов, было решено усилить вооружение установкой 120 мм орудия. Вновь была повышена защищённость. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня обычного типа, но впоследствии проект переработали под качающуюся башню. В результате всех внесенных изменений снаряженная масса танка, теперь обозначавшегося как «тяжёлый», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов DEFA предъявила в 1953 году.

За ним последовало решение вновь усилить бронирование. Носовую часть выполнили на манер ИС-3. Масса танка при этом увеличилась до 64 тонн. Испытания построенного прототипа выявили многочисленные проблемы, в первую очередь с подвеской, которая так же требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания «пониженной» версии, заново спроектировав новый литой корпус уменьшенной высоты, и иную башню («Tourelle D»).

Работы принесли свои плоды, и появившийся в 1958 году заключительный прототип весил всего 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно не были решены, и предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была продемонстрирована.

Читать еще:  Ракетный комплекс «Pluton» (Франция)

Всего было выпущено 6 прототипов.

Конструкция

Основным конструкционным элементом ЗРК «Роланд» является вращающаяся башня, на которой смонтированы антенны РЛС и линии передачи команд, а также оптические датчики. Пусковые установки обоих вариантов имели две направляющие для готовых к пуску ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). ТПК имел длину 2600 мм и диаметр 270 мм, а его вес вместе с ракетой составлял 85 кг. После пуска ракеты пустой ТПК сбрасывался с пусковой установки. Срок хранения в ТПК ракет первых серий составлял пять лет без проверки и обслуживания. По бокам вращающейся башни с направляющими и антенными устройствами в корпусе боевой машины находились два вращающихся магазина револьверного типа на четыре ракеты каждый. Таким образом, боекомплект ПУ составлял десять ракет. Перезарядка осуществлялась автоматически, после приведения направляющих в положение для перезарядки, и занимала менее 10 секунд. Пополнение магазинов в корпусе требовало, естественно, больше времени — по нормативам, 8 минут. Расчет ЗРК состоит из трех человек — командира, оператора и механикаводителя.

При проектировании зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Роланд» был использован опыт создания ранних конструкций фирмы «Норд Авиасьон» — управляемых ракет класса «воздух-земля» «Норд 5103» (AS.20) и «земля-воздух» «Норд 5301» (АСАМ). Ракета «Роланд» является одноступенчатой, выполненной по схеме утка: в носовой части находится четыре дестабилизатора, а в центральной — четыре крыла. Дестабилизаторы и крылья после выхода ракеты из ТПК раскладываются посредством специальных пружин. ЗУР имеет длину 2400 мм, диаметр корпуса 163 мм и размах крыла 500 мм, а ее вес составляет 66 кг. Она снабжена двухрежимным твердотопливным двигателем разработки фирмы SNPE. При старте работает двигатель «Рубэкс» тягой 1600 кгс, разгоняющий ракету в течение 1,7 с до скорости 550 м/с (примерно 1,6 М). Дальше включается в работу маршевый двигатель «Лампир» тягой 200 кгс. Его время работы составляет 13,2 с, что позволяет ракете поражать цели на расстоянии до 6,5 км. Минимальная дальность стрельбы ЗРК составляет 500 м, а диапазон досягаемости по высоте — от 20 до 3000 м.

ЗУР «Роланд» не имеет аэродинамических управляющих поверхностей, а управляется исключительно газодинамическими рулями. Это делает ракету чрезвычайно маневренной — она может выполнять маневры с перегрузкой до 9 g. Поражение цели обеспечивается осколочной боевой частью (БЧ) весом 6,5 кг с принудительной фрагментацией (в заряд взрывчатого вещества впрессованы 65 готовых поражающих элементов). БЧ комплектуется двумя взрывателями — дистанционным и контактным. Радиус поражения при взрыве БЧ составляет 6 м.

Для первых вариантов ЗРК производились ракеты в вариантах «Роланд-1» и «Роланд-2». Первый из них, имеющий инфракрасный маркер для инфрагониометра оптического канала слежения, производился серийно с 1977 г. до начала 80-х гг. Второй, кроме инфракрасного маркера, снабжался радиолокационным ответчиком. Такие ракеты выпускались до конца 80-х гг. Носовая часть ракеты с БЧ производилась в ФРГ, хвостовая, с двигателями — во Франции. Такое «разделение труда» было определено еще в 1964 г., на самых ранних стадиях работы над проектом. Окончательная сборка ЗУР осуществлялась во Франции.

В марте 1945 года компанией AMX был представлен проект № 141, в соответствии с которым было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним. Танк создавался под влиянием немецких танков Пантера и Тигр II. В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять на борт. Поначалу была принята максимальная толщина брони в 30 мм. Однако в окончательном варианте по требованию военных защита была значительно усилена. Одновременно башня традиционного типа была заменена на недавно спроектированную FAHM качающуюся.

В 1949 году был построен корпус первого прототипа, который теперь обозначался AMX 50. Зимой прототип получил новую 100 мм пушку, разработанную Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший 100 мм орудие, но в слегка изменённой башне. Масса этих прототипов уже составила 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как по первоначальным планам танк должен был превосходить все существующие на тот момент средние танки в скорости. Испытывались немецкий карбюраторный Maybach HL 295 и дизельный двигатель компании Saurer. Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины в общем-то неплохое достижение).

В 1951 году, после завершения предварительных испытаний прототипов, было решено усилить вооружение установкой 120 мм орудия. Вновь была повышена защищённость. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня обычного типа, но впоследствии проект переработали под качающуюся башню. В результате всех внесенных изменений снаряженная масса танка, теперь обозначавшегося как «тяжёлый», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов DEFA предъявила в 1953 году.

За ним последовало решение вновь усилить бронирование. Носовую часть выполнили на манер ИС-3. Масса танка при этом увеличилась до 64 тонн. Испытания построенного прототипа выявили многочисленные проблемы, в первую очередь с подвеской, которая так же требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания «пониженной» версии, заново спроектировав новый литой корпус уменьшенной высоты, и иную башню («Tourelle D»).

Работы принесли свои плоды, и появившийся в 1958 году заключительный прототип весил всего 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно не были решены, и предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была продемонстрирована.

Читать еще:  Основной боевой танк Pokpung-ho (Корея)

Всего было выпущено 6 прототипов.

Конструкция

Основным конструкционным элементом ЗРК «Роланд» является вращающаяся башня, на которой смонтированы антенны РЛС и линии передачи команд, а также оптические датчики. Пусковые установки обоих вариантов имели две направляющие для готовых к пуску ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). ТПК имел длину 2600 мм и диаметр 270 мм, а его вес вместе с ракетой составлял 85 кг. После пуска ракеты пустой ТПК сбрасывался с пусковой установки. Срок хранения в ТПК ракет первых серий составлял пять лет без проверки и обслуживания. По бокам вращающейся башни с направляющими и антенными устройствами в корпусе боевой машины находились два вращающихся магазина револьверного типа на четыре ракеты каждый. Таким образом, боекомплект ПУ составлял десять ракет. Перезарядка осуществлялась автоматически, после приведения направляющих в положение для перезарядки, и занимала менее 10 секунд. Пополнение магазинов в корпусе требовало, естественно, больше времени — по нормативам, 8 минут. Расчет ЗРК состоит из трех человек — командира, оператора и механикаводителя.

При проектировании зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Роланд» был использован опыт создания ранних конструкций фирмы «Норд Авиасьон» — управляемых ракет класса «воздух-земля» «Норд 5103» (AS.20) и «земля-воздух» «Норд 5301» (АСАМ). Ракета «Роланд» является одноступенчатой, выполненной по схеме утка: в носовой части находится четыре дестабилизатора, а в центральной — четыре крыла. Дестабилизаторы и крылья после выхода ракеты из ТПК раскладываются посредством специальных пружин. ЗУР имеет длину 2400 мм, диаметр корпуса 163 мм и размах крыла 500 мм, а ее вес составляет 66 кг. Она снабжена двухрежимным твердотопливным двигателем разработки фирмы SNPE. При старте работает двигатель «Рубэкс» тягой 1600 кгс, разгоняющий ракету в течение 1,7 с до скорости 550 м/с (примерно 1,6 М). Дальше включается в работу маршевый двигатель «Лампир» тягой 200 кгс. Его время работы составляет 13,2 с, что позволяет ракете поражать цели на расстоянии до 6,5 км. Минимальная дальность стрельбы ЗРК составляет 500 м, а диапазон досягаемости по высоте — от 20 до 3000 м.

ЗУР «Роланд» не имеет аэродинамических управляющих поверхностей, а управляется исключительно газодинамическими рулями. Это делает ракету чрезвычайно маневренной — она может выполнять маневры с перегрузкой до 9 g. Поражение цели обеспечивается осколочной боевой частью (БЧ) весом 6,5 кг с принудительной фрагментацией (в заряд взрывчатого вещества впрессованы 65 готовых поражающих элементов). БЧ комплектуется двумя взрывателями — дистанционным и контактным. Радиус поражения при взрыве БЧ составляет 6 м.

Для первых вариантов ЗРК производились ракеты в вариантах «Роланд-1» и «Роланд-2». Первый из них, имеющий инфракрасный маркер для инфрагониометра оптического канала слежения, производился серийно с 1977 г. до начала 80-х гг. Второй, кроме инфракрасного маркера, снабжался радиолокационным ответчиком. Такие ракеты выпускались до конца 80-х гг. Носовая часть ракеты с БЧ производилась в ФРГ, хвостовая, с двигателями — во Франции. Такое «разделение труда» было определено еще в 1964 г., на самых ранних стадиях работы над проектом. Окончательная сборка ЗУР осуществлялась во Франции.

Порядок боевой работы комплекса

В типичной ситуации боевого применения ЗРК «Роланд» цель обнаруживается радиолокационной станцией кругового обзора MPDR-16 с параболической антенной. Этот радар представляет собой импульсно-доплеровскую станцию с дальностью действия 16 км. РЛС способна обнаруживать и сопровождать самолеты, движущиеся со скоростью от 50 до 450 м/с, а также вертолеты (в том числе находящиеся в режиме висения). Антенна радара вращается со скоростью 60 об/мин, что гарантирует высокую частоту обновления информации о воздушной обстановке и, как следствие, — высокую точность целеуказания (ошибка определения места цели, движущейся со скоростью 900 км/ч, не превышает 250 м). Радар MPDR-16 работает в диапазоне L (частота 1,0-2,0 ГГц, длина волны 15-30 см). С РЛС сопряжено устройство опознавания «свой-чужой» (MSR-400/5 на германских ЗРК и NRAI-6A на французских).

В варианте «Роланд-1» после обнаружения цели РЛС MPDR-16 сопровождение на дальности примерно 10 км берет на себя оператор, используя монокулярный оптический визир. После пуска ракеты инфрагониометр ТСА принимает сигналы маркера, находящегося в хвостовой части ракеты, и сопровождает его. Ось оптического визира вместе с информацией о расстоянии до цели, сообщаемой РЛС MPDR-16, служат для автоматического расчета команд управления для ракеты. Система наведения ракеты в значительной мере базируется на решениях, апробированных на противотанковых ракетах второго поколения «Норд Авиасьон» SS-11B1 и SS-12.

В ЗРК «Роланд-2» возможно радиолокационное слежение с помощью РЛС «Домино 30». Эта станция имеет антенну типа Кассегрена с гироскопическим стабилизирующим устройством и работает в диапазоне Ku (частота 15,35-17,35 ГГц, длина волны 1,7-2,0 см). Моноимпульсный радар излучает два луча — для слежения за целью и за ракетой. При возникновении помех РЛС слежение автоматически берет на себя инфракрасная система. Оператор также может взять на себя слежение за целью через оптический канал — так он поступает в том случае, когда замечает сбой или неточность в работе радиолокационного канала.

Аппаратура ЗРК «Роланд» обеспечивает одновременное наведение только одной ракеты на одну цель. После пуска двух ракет возможно перезаряжание ПУ еще в то время, когда осуществляется наведение последней выпущенной ракеты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector