БМП MCV-80 (FV510) «Warrior» (Великобритания)
Содержание
- 1 БМП MCV-80 (FV510) «Warrior» (Великобритания)
БМП MCV-80 (FV510) «Warrior» (Великобритания)
Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior («Уорриор», Воин) разрабатывалась 8 лет — 1972 по 1980 г.г., а в серию пошла только в 1985 г., после длительных всесторонних испытаний. Разработчиком БМП MCV-80 Warrior выступила фирма «Элвис» (на момент разработки машины — GKN Sankey), сама аббревиатура MCV расшифровывалась как Mechanised Combat Vehicle.
MCV-80 «Уорриор» предназначался на замену уже отслужившим срок FV432 «Троуджен», однако, несмотря на внушительный опыт разработки как колесных, так и гусеничных машин для перевозки и огневой поддержки пехоты в Великобритании, к проекту изначально отнеслись с большой долей осторожности.
В результате, за 9 лет производства БМП «Уорриор», их было изготовлено всего около тысячи единиц, включая экспортную модель «Десерт Уорриор» (Воин Пустыни) для Кувейта (254 машины). В настоящее время БМП MCV-80 «Уорриор» все ещё состоит на вооружении и является единственной боевой машиной пехоты Великобритании.
Возможно, причиной довольно прохладного отношения к машине, в большой степени, стала слабость её вооружения. «Родная» 30-мм пушка «рарден» явно слабовата даже для борьбы с другими БМП, не говоря уже о танках. При этом, у неё ещё и отсутствует стабилизация, что исключает возможность сколько бы то ни было точной стрельбы с ходу.
Чертеж БМП MCV-80 Warrior
БМП «Уорриор» применялась британскими войсками во время военной операции в Персидском заливе, в Афганистане и Ираке, однако специфические особенности этих конфликтов (подавляющее превосходство войск вторжения, при неспособности обороняющихся оказать какое-либо серьезное сопротивление) затрудняют оценку реальной боевой эффективности этой машины.
История
БМП MCV-80 Warrior была разработана в 1977–1983 гг. фирмой GKN Sankey. Серийное производство БТР Warrior для британской армии осуществлялось в 1985–1994 гг. Суммарно фирма поставила в войска свыше 1000 машин, включая модификации на ее базе.
Из них 254 машины (модификация Desert Warrior) были выпущены специально для Кувейта. БМП Warrior британские войска активно использовали в войнах в Афганистане, Персидском заливе и Ираке. На данный момент это штатная БМП британской армии.
Компоновка и возможности БМП
Новая английская гусеничная боевая машина пехоты получила классическую компоновку, характерную для БМП других стран мира. В передней части корпуса конструкторы установили двигатель, здесь же находилось место механика-водителя (слева от моторно-трансмиссионного отделения). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, которое венчала башня, рассчитанная на работу двух членов экипажа – командира машины и наводчика.
В корме БМП располагалось десантное отделение, где могли разместиться 7 пехотинцев. Высадка десанта осуществлялась через широкую кормовую дверь, также для покидания боевой машины бойцы могли воспользоваться двустворчатыми люками в крыше десантного отделения. При этом бойницы для ведения огня из стрелкового оружия в бортах корпуса отсутствовали, а десантники сидели лицом друг к другу (трое вдоль левого борта, четверо – вдоль правого). Все места экипажа и десанта получили ремни безопасности.
В движение БМП приводит четырехтактный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель Perkins-Rolls-Royce V8 Condor. V-образный двигатель работает в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Мощности двигателя достаточно, чтобы обеспечить машине с боевой массой более 25 тонн максимальную скорость хода 75 км/ч (по шоссе). Запас хода по шоссе составляет 660 км.
Любопытной особенностью является то, что 12-цилиндровый вариант дизельного двигателя Condor устанавливается на британские танки «Челленджер». Таким образом, конструкторы добились унификации производимой техники, двигатели боевой машины пехоты и основного боевого танка включены в один конструктивный ряд, что также упрощает процесс их эксплуатации и обслуживания.
Сварной корпус британской БМП изготовлен из катаной листовой брони, основу которой составляет алюминиево-магниевый сплав, башня восьмигранной формы изготовлена из стали. Первые версии боевой машины обеспечивали экипажу и десанту надежную защиту от обстрела из стрелкового оружия до крупнокалиберных 14,5-мм пулеметов включительно. Помимо этого броня «Уорриора» обеспечивала надежную защиту от осколков снарядов и мин, в том числе калибра 155-мм.
Дополнительную защиту экипажу обеспечивал внутренний противоосколочный подбой, дополнительной защитой для десантников служат ЗИП и имущество самих пехотинцев, которое складируется в пространстве между их сиденьями и бортами корпуса. В ходе модернизации защита машины была усилена за счет установки дополнительной брони, что обеспечило защиту от 30-мм снарядов в лобовой проекции.
Подумали британские конструкторы и о защите экипажа и десанта от воздействия противотанковых мин и фугасов. Днище боевой машины в состоянии выдержать подрыв 9-кг противотанковой мины.
Основным оружием новой БМП стала 30-мм автоматическая пушка L21A1, с которой спарен 7,62-мм пулемет L94A1. Считалось, что возможностей данного орудия и разработанных к нему бронебойных боеприпасов будет достаточно для того, чтобы бороться с советской БМП-2. Любопытной особенностью боевой машины пехоты стало то, что ее оружие не было стабилизировано.
Согласно британским представлениям о подобной боевой техники, эффективно вести огонь по противнику она могла только с остановок. Отчасти отсутствие стабилизации пушки, а это, безусловно, недостаток для БМП второго поколения, компенсировалось невысоким темпом стрельбы, который составляет 80-90 выстрелов в минуту. При этом вести огонь из 30-мм орудия можно либо одиночными выстрелами, либо очередями по 3-6 снарядов, это объясняется тем, что питание орудия кассетное (кассеты на 3 снаряда).
Помимо невысокой скорострельности за повышение точности стрельбы отвечали демпферы, которые конструкторы разместили на конце кожуха ствола. Данные устройства гасят колебания ствола пушки при стрельбе.
БМП Warrior зарекомендовали себя надежной и хорошо защищенной машиной. Они принимали активное участие в боевых действиях в Ираке в рамках операции «Буря в пустыне». Также они участвовали в конфликте в Боснии на территории бывшей республики Югославия. В ходе боевых действия боевая машина пехота продемонстрировала хорошую живучесть, надежно защищая экипаж и десант от осколков снарядов и мин, противотанковых ракет и реактивных гранат, подрывов на фугасах.
БМП Её Величества. Боевая машина пехоты «Уорриор»
Великобритания – это консервативная страна, руководство которой всегда умело считать деньги. В настоящее время на вооружении армии Туманного Альбиона находится единственная гусеничная боевая машина пехоты – БМП «Уорриор». Серийное производство данной БМП началось в 1985 году, а в 1987 году боевая машина была официально принята на вооружение британской армии. Она остается единственной британской БМП и в 2019 году.
Британская БМП Warrior (с англ. «Воин») является ровесником отечественной БМП-3. Британские конструкторы активно работали над новой гусеничной боевой машиной пехоты для Вооруженных Сил Её Величества с 1977 по 1983 год. Эксплуатация новой БМП в войсках началась в 1987 году, тогда же, когда на вооружение Советской Армии была принята боевая машина пехоты БМП-3. Любопытно, что единственным экспортным покупателем новой британской БМП стал Кувейт. В настоящее время на вооружении этой страны находятся как британские БМП Desert Warrior (модификация для пустынной местности), так и российские БМП-3.
БМП Warrior: от проекта до реализации
Работы над созданием новой боевой машиной пехоты начались в Великобритании в 1972 году, именно тогда был дан старт программе Project Definition 1, которая предусматривала создание БМП для британской армии. Анализ и оценка предлагаемых проектов продолжались до 1979 года, после чего военные определились с выбором основного подрядчика. Работы по созданию гусеничной БМП возглавила компания «GKN Sankey», тогда же проект получил официальное обозначение MCV-80 (Mechanised Combat Vehicle – 80). Первый ходовой макет, а затем и три готовых прототипа будущей боевой машины пехоты, один из которых получил двухместную башню с установленной внутри 30-мм автоматической пушкой, были переданы военным уже в 1980 году. Любопытным представляется тот факт, что параллельно с разработкой своей БМП британские военные провели испытания и опытных американских боевых машин, ранних прототипов будущей БМП M2 Bradley, но в итоге сделали выбор в пользу британского проекта.
К будущей боевой машине пехоты британские военные выдвигали ряд требований. Ключевыми назывались: вместимость – до 10 человек, включая трех членов экипажа БМП; маневренность, достаточная для взаимодействия на поле боя с основным боевым танком «Челленджер»; защищенность – от огня любого стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин; наличие вооружения, позволяющего бороться с любыми легкобронированными целями вероятного противника. При этом приоритет по основным боевым качествам будущей боевой машины пехоты был расставлен следующим образом: 1. подвижность, 2. защищенность, 3. огневая мощь.
Готовые прототипы будущей БМП произвели на британских военных хорошее впечатление и уже в июне 1980 года первые прототипы MCV-80 признали удовлетворяющими всем основным требованиям, но доведение гусеничной БМП до серийного образца затянулось на несколько лет. В ходе длительных испытаний 12 предсерийных боевых машин успешно преодолели 200 тысяч километров, а также подвергались испытаниям обстрелом. Один образец БМП с реализованным дистанционным управлением испытывался подрывом на противотанковой мине. Доведение боевой машины до серийного образца, который можно было отправлять в производство, потребовало от конструкторов и инженеров заново разработать 250 узлов, комплектующих и агрегатов БМП. Практически полностью готовые две боевых машины прошли первые испытания в 1983 году на Ближнем Востоке, а осенью 1984 года еще четыре БМП участвовали в военных учениях, проводящихся в ФРГ.
Согласно первоначальным планам армия готова была приобрести 1900 новых БМП, а общие затраты на программу оценивались в 1,2 миллиарда фунтов стерлингов, но уже в 1981 году заказ в целях сокращения расходов был урезан до 1053 БМП, из которых лишь 602 боевых машины должны были получить башню с 30-мм автоматической пушкой. В конечном итоге компанией GKN Defense было выпущено всего 789 БМП для британской армии, согласно принятой в армии классификации они получили обозначение FV510 и собственное имя Warrior. При этом в линейном, основном варианте с пушечным вооружением было изготовлено только 489 машин.
Компоновка и возможности БМП
Новая английская гусеничная боевая машина пехоты получила классическую компоновку, характерную для БМП других стран мира. В передней части корпуса конструкторы установили двигатель, здесь же находилось место механика-водителя (слева от моторно-трансмиссионного отделения). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, которое венчала башня, рассчитанная на работу двух членов экипажа – командира машины и наводчика. В корме БМП располагалось десантное отделение, где могли разместиться 7 пехотинцев. Высадка десанта осуществлялась через широкую кормовую дверь, также для покидания боевой машины бойцы могли воспользоваться двустворчатыми люками в крыше десантного отделения. При этом бойницы для ведения огня из стрелкового оружия в бортах корпуса отсутствовали, а десантники сидели лицом друг к другу (трое вдоль левого борта, четверо – вдоль правого). Все места экипажа и десанта получили ремни безопасности.
В движение БМП приводит четырехтактный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель Perkins-Rolls-Royce V8 Condor. V-образный двигатель работает в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Мощности двигателя достаточно, чтобы обеспечить машине с боевой массой более 25 тонн максимальную скорость хода 75 км/ч (по шоссе). Запас хода по шоссе составляет 660 км. Любопытной особенностью является то, что 12-цилиндровый вариант дизельного двигателя Condor устанавливается на британские танки «Челленджер». Таким образом, конструкторы добились унификации производимой техники, двигатели боевой машины пехоты и основного боевого танка включены в один конструктивный ряд, что также упрощает процесс их эксплуатации и обслуживания.
Сварной корпус британской БМП изготовлен из катаной листовой брони, основу которой составляет алюминиево-магниевый сплав, башня восьмигранной формы изготовлена из стали. Первые версии боевой машины обеспечивали экипажу и десанту надежную защиту от обстрела из стрелкового оружия до крупнокалиберных 14,5-мм пулеметов включительно. Помимо этого броня «Уорриора» обеспечивала надежную защиту от осколков снарядов и мин, в том числе калибра 155-мм. Дополнительную защиту экипажу обеспечивал внутренний противоосколочный подбой, дополнительной защитой для десантников служат ЗИП и имущество самих пехотинцев, которое складируется в пространстве между их сиденьями и бортами корпуса. В ходе модернизации защита машины была усилена за счет установки дополнительной брони, что обеспечило защиту от 30-мм снарядов в лобовой проекции. Подумали британские конструкторы и о защите экипажа и десанта от воздействия противотанковых мин и фугасов. Днище боевой машины в состоянии выдержать подрыв 9-кг противотанковой мины.
Основным оружием новой БМП стала 30-мм автоматическая пушка L21A1, с которой спарен 7,62-мм пулемет L94A1. Считалось, что возможностей данного орудия и разработанных к нему бронебойных боеприпасов будет достаточно для того, чтобы бороться с советской БМП-2. Любопытной особенностью боевой машины пехоты стало то, что ее оружие не было стабилизировано. Согласно британским представлениям о подобной боевой техники, эффективно вести огонь по противнику она могла только с остановок. Отчасти отсутствие стабилизации пушки, а это, безусловно, недостаток для БМП второго поколения, компенсировалось невысоким темпом стрельбы, который составляет 80-90 выстрелов в минуту. При этом вести огонь из 30-мм орудия можно либо одиночными выстрелами, либо очередями по 3-6 снарядов, это объясняется тем, что питание орудия кассетное (кассеты на 3 снаряда). Помимо невысокой скорострельность за повышение точности стрельбы отвечали демпферы, которые конструкторы разместили на конце кожуха ствола. Данные устройства гасят колебания ствола пушки при стрельбе.
БМП Warrior зарекомендовали себя надежной и хорошо защищенной машиной. Они принимали активное участие в боевых действиях в Ираке в рамках операции «Буря в пустыне». Также они участвовали в конфликте в Боснии на территории бывшей республики Югославия. В ходе боевых действия боевая машина пехота продемонстрировала хорошую живучесть, надежно защищая экипаж и десант от осколков снарядов и мин, противотанковых ракет и реактивных гранат, подрывов на фугасах.
Проекты модернизации БМП «Уорриор»
Проекты по модернизации боевой машины пехоты «Уорриор» появились практически сразу же после начала её серийного производства. Первый шаг модернизации был предпринят уже в 1990-1991 годах, когда британцы отправили для участия в операции против Ирака три мотопехотных батальона, вооруженных БМП FV510 Warrior. Для участия в боевых действиях машины модернизировали, их состав вооружения был расширен за счет установки двух ПТУР Milan, которые разместили на башне. В дальнейшем данные ПТУР заменят на американский комплекс Javelin.
Также британские конструкторы усилили защиту машины, установив на БМП дополнительное бронирование. На боевой машине пехоты появилась такая же броня, как и на танке «Челленджер». Это была композитная броня, которую в Великобритании и англоговорящих странах называют «Чобхэм» по имени Чобхэмского исследовательского центра танкостроения, где её и разработали в 1960-е годы. Данная броня состоит из множества керамических плиток, размещенных в специальной металлической матрице, с опорной пластиной они связываются несколькими эластичными слоями. Подобная броня показа высокую эффективность при защите бронетехники как от кумулятивных, так и от подкалиберных боеприпасов. Известен случай, когда во время военной кампании в Ираке, одна БМП Warrior, оснащенная подобной броней, успешно пережила 12 попаданий из ручных противотанковых гранатометов.
После завершения операции «Буря в пустыне» интерес к британской БМП предсказуемо проявил Кувейт, который был освобожден от иракской оккупации. Специально для Кувейта британцы создали версию боевой машины, адаптированную для использования в пустынном жарком климате. Подобная БМП получила собственное название «Desert Warrior». Основным отличием является не адаптация под пустынный климат, а новая башня LAV-25TOW, в которой установили 25-мм автоматическую пушку M242 американской компании Bushmaster. Также на башне появились две пусковых установки для запуска противотанковых управляемых ракет TOW.
Одним из нереализованных вариантов модернизации остается представленный во второй половине 1990-х годов вариант боевой разведывательной машины (БРМ) на базе БМП «Уорриор». Данная модель также отличалась наличием башни LAV-25TOW и обновленной ходовой частью, количество опорных катков в которой было уменьшено с шести до пяти штук, что позволило уменьшить габариты боевой машины. Данная версия должна была комплектоваться новым комплексом сбора разведывательных данных, центром комплекса была матча телескопической формы, которая размещалась за башней. Особенностью машины, которая демонстрировалась в 1997 году на выставке техники для британских сухопутных и военно-морских сил, являлся также необычный цвет. Машина была полностью черной, по замыслу инженеров компании GKN Defence, это должно было способствовать увеличению скрытности БРМ.
Последний вариант модернизации боевой машины пехоты «Воин», который реализуется сегодня в Великобритании и должен продлить срок эксплуатации машин до 2040 года, предполагает установку новой башни с 40-мм автоматической пушкой. Данная модификация уже получила неофициальное обозначение Warrior 2. Первые восемь модернизированных БМП поступили для прохождения войсковых испытаний в испытательный центр британской армии, расположенный в Дорсете в январе 2018 года. Обновленная БМП получает в свое распоряжение более мощную 40-мм автоматическую пушку CTA International CT40, вместе с которой используются телескопические боеприпасы. Серьезно обновляется также система управления огнем, что обеспечивает боевой машине возможность всепогодного и всесуточного применения.
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (7) »
Боевые машины мира, 2015 № 30 Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор»
Художник: М. Франклин.
Фотографии: стр. 4,5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева: стр. 10-11 из частной коллекции.
Автор статьи «Британская мотопехота» А. Харук.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ
Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор»
В 1969-1971 годах Управление исследований и разработок боевых машин выработало концепцию новой машины для замены БТР «Троуджен». После уточнения в 1977 году военным министерством Великобритании тактико-технических требований к БМП работы активизировались и привели в начале 1980-х годов к появлению британской БМП «Уорриор».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП «УОРРИОР»
БОЕВАЯ МАССА, т: 23,5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6330, ширина – 3300, высота – 2760, клиренс – 490.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 75.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2,5; высота стенки, м – 0,75; глубина брода, м -1,3.
Проработка проекта продолжалась до 1979 года, когда основным подрядчиком была выбрана фирма GKN Sankey, а сам проект получил обозначение MCV-80 (MCV – Mechanised Combat Vehicle). В июне 1980 года прототип MCV-80 был признан соответствующим требованиям, выдвинутым британской армией, однако доведение его до серийного производства затянулось. Оставался открытым вопрос и об основном подрядчике – на получение контракта кроме GKN претендовали фирмы «Алвис», «Ройал Орднанс» и «Виккерс Дефенс Системз».
ПЕРВАЯ ПАРТИЯ
В 1984 году, после испытаний четырех прототипов на учениях «Лайонхерт» на территории Германии, министерство обороны Великобритании объявило о намерении закупить первую партию из 250 машин. На следующий год БМП получила имя «Уорриор» (warrior – воин) и стандартный для британской бронетехники индекс FV510. Основным подрядчиком стала GKN, которая по соглашению с министерством обороны могла выбирать субподрядчиков. Так, сборку корпусов и шасси GKN производила сама, башни с вооружением поставляла фирма «Виккерс Дефенс», силовой блок – «Перкинс Энджайн». Свою часть заказа получила и компания «Алвис».
Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор»
КОНСТРУКЦИЯ MCV-80
Компоновка MCV-80 выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от МТО на регулируемом сиденье с опускающейся спинкой и подголовником располагается механик-водитель. Его люк находится в лобовом листе и имеет откидывающуюся назад крышку. На марше в зоне боевых действий она может фиксироваться в промежуточном горизонтальном положении, прикрывая механика-водителя от осколков снарядов и мин. В центре находится двухместная башня, небольшое смещение которой влево уравновешивает расположение МТО и более равномерно распределяет нагрузку на гусеницы. В башне справа от орудия находится рабочее место командира, слева – наводчика. Для них предусмотрены одинаковые сиденья с валиком-подголовником и люки в крыше башни с откидывающимися назад крышками. Башня снабжена подвесным поликом с ограждением и сдвигающейся влево сетчатой дверью для прохода в десантное отделение, занимающее кормовую часть машины. Здесь вдоль бортов на откидных сиденьях размещаются семь десантников – трое у левого борта и четверо у правого. Расположение десантников вдоль бортов лицом друг к другу связано с отсутствием бортовых амбразур и стремлением обеспечить максимально быструю высадку. Посадка и высадка производится через широкую кормовую дверь, открывающуюся вправо и управляемую гидроприводом. Гидропривод двери контролируется с места механика-водителя, дублирующий ручной выключатель расположен под правым сиденьем десанта. Кроме того, десантники могут пользоваться верхним люком с двустворчатой крышкой, у которой предусмотрено фиксирование створок в открытом положении. Места экипажа и десанта снабжены ремнями безопасности.
БМП Warrior: от проекта до реализации
Работы над созданием новой боевой машиной пехоты начались в Великобритании в 1972 году, именно тогда был дан старт программе Project Definition 1, которая предусматривала создание БМП для британской армии. Анализ и оценка предлагаемых проектов продолжались до 1979 года, после чего военные определились с выбором основного подрядчика. Работы по созданию гусеничной БМП возглавила компания «GKN Sankey», тогда же проект получил официальное обозначение MCV-80 (Mechanised Combat Vehicle – 80).
Первый ходовой макет, а затем и три готовых прототипа будущей боевой машины пехоты, один из которых получил двухместную башню с установленной внутри 30-мм автоматической пушкой, были переданы военным уже в 1980 году. Любопытным представляется тот факт, что параллельно с разработкой своей БМП британские военные провели испытания и опытных американских боевых машин, ранних прототипов будущей БМП M2 Bradley, но в итоге сделали выбор в пользу британского проекта.
К будущей боевой машине пехоты британские военные выдвигали ряд требований. Ключевыми назывались:
- вместимость – до 10 человек, включая трех членов экипажа БМП;
- маневренность, достаточная для взаимодействия на поле боя с основным боевым танком «Челленджер»;
- защищенность – от огня любого стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин;
- наличие вооружения, позволяющего бороться с любыми легкобронированными целями вероятного противника.
При этом приоритет по основным боевым качествам будущей боевой машины пехоты был расставлен следующим образом:
1. подвижность,
2. защищенность,
3. огневая мощь.
Готовые прототипы будущей БМП произвели на британских военных хорошее впечатление и уже в июне 1980 года первые прототипы MCV-80 признали удовлетворяющими всем основным требованиям, но доведение гусеничной БМП до серийного образца затянулось на несколько лет. В ходе длительных испытаний 12 предсерийных боевых машин успешно преодолели 200 тысяч километров, а также подвергались испытаниям обстрелом.
Один образец БМП с реализованным дистанционным управлением испытывался подрывом на противотанковой мине. Доведение боевой машины до серийного образца, который можно было отправлять в производство, потребовало от конструкторов и инженеров заново разработать 250 узлов, комплектующих и агрегатов БМП. Практически полностью готовые две боевых машины прошли первые испытания в 1983 году на Ближнем Востоке, а осенью 1984 года еще четыре БМП участвовали в военных учениях, проводящихся в ФРГ.
Согласно первоначальным планам армия готова была приобрести 1900 новых БМП, а общие затраты на программу оценивались в 1,2 миллиарда фунтов стерлингов, но уже в 1981 году заказ в целях сокращения расходов был урезан до 1053 БМП, из которых лишь 602 боевых машины должны были получить башню с 30-мм автоматической пушкой.
В конечном итоге компанией GKN Defense было выпущено всего 789 БМП для британской армии, согласно принятой в армии классификации они получили обозначение FV510 и собственное имя Warrior. При этом в линейном, основном варианте с пушечным вооружением было изготовлено только 489 машин.
БМП Её Величества. Боевая машина пехоты «Уорриор»
Великобритания – это консервативная страна, руководство которой всегда умело считать деньги. В настоящее время на вооружении армии Туманного Альбиона находится единственная гусеничная боевая машина пехоты – БМП «Уорриор». Серийное производство данной БМП началось в 1985 году, а в 1987 году боевая машина была официально принята на вооружение британской армии. Она остается единственной британской БМП и в 2019 году.
Британская БМП Warrior (с англ. «Воин») является ровесником отечественной БМП-3. Британские конструкторы активно работали над новой гусеничной боевой машиной пехоты для Вооруженных Сил Её Величества с 1977 по 1983 год. Эксплуатация новой БМП в войсках началась в 1987 году, тогда же, когда на вооружение Советской Армии была принята боевая машина пехоты БМП-3. Любопытно, что единственным экспортным покупателем новой британской БМП стал Кувейт. В настоящее время на вооружении этой страны находятся как британские БМП Desert Warrior (модификация для пустынной местности), так и российские БМП-3.
БМП Warrior: от проекта до реализации
Работы над созданием новой боевой машиной пехоты начались в Великобритании в 1972 году, именно тогда был дан старт программе Project Definition 1, которая предусматривала создание БМП для британской армии. Анализ и оценка предлагаемых проектов продолжались до 1979 года, после чего военные определились с выбором основного подрядчика. Работы по созданию гусеничной БМП возглавила компания «GKN Sankey», тогда же проект получил официальное обозначение MCV-80 (Mechanised Combat Vehicle – 80). Первый ходовой макет, а затем и три готовых прототипа будущей боевой машины пехоты, один из которых получил двухместную башню с установленной внутри 30-мм автоматической пушкой, были переданы военным уже в 1980 году. Любопытным представляется тот факт, что параллельно с разработкой своей БМП британские военные провели испытания и опытных американских боевых машин, ранних прототипов будущей БМП M2 Bradley, но в итоге сделали выбор в пользу британского проекта.
К будущей боевой машине пехоты британские военные выдвигали ряд требований. Ключевыми назывались: вместимость – до 10 человек, включая трех членов экипажа БМП; маневренность, достаточная для взаимодействия на поле боя с основным боевым танком «Челленджер»; защищенность – от огня любого стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин; наличие вооружения, позволяющего бороться с любыми легкобронированными целями вероятного противника. При этом приоритет по основным боевым качествам будущей боевой машины пехоты был расставлен следующим образом: 1. подвижность, 2. защищенность, 3. огневая мощь.
Готовые прототипы будущей БМП произвели на британских военных хорошее впечатление и уже в июне 1980 года первые прототипы MCV-80 признали удовлетворяющими всем основным требованиям, но доведение гусеничной БМП до серийного образца затянулось на несколько лет. В ходе длительных испытаний 12 предсерийных боевых машин успешно преодолели 200 тысяч километров, а также подвергались испытаниям обстрелом. Один образец БМП с реализованным дистанционным управлением испытывался подрывом на противотанковой мине. Доведение боевой машины до серийного образца, который можно было отправлять в производство, потребовало от конструкторов и инженеров заново разработать 250 узлов, комплектующих и агрегатов БМП. Практически полностью готовые две боевых машины прошли первые испытания в 1983 году на Ближнем Востоке, а осенью 1984 года еще четыре БМП участвовали в военных учениях, проводящихся в ФРГ.
Согласно первоначальным планам армия готова была приобрести 1900 новых БМП, а общие затраты на программу оценивались в 1,2 миллиарда фунтов стерлингов, но уже в 1981 году заказ в целях сокращения расходов был урезан до 1053 БМП, из которых лишь 602 боевых машины должны были получить башню с 30-мм автоматической пушкой. В конечном итоге компанией GKN Defense было выпущено всего 789 БМП для британской армии, согласно принятой в армии классификации они получили обозначение FV510 и собственное имя Warrior. При этом в линейном, основном варианте с пушечным вооружением было изготовлено только 489 машин.
Компоновка и возможности БМП
Новая английская гусеничная боевая машина пехоты получила классическую компоновку, характерную для БМП других стран мира. В передней части корпуса конструкторы установили двигатель, здесь же находилось место механика-водителя (слева от моторно-трансмиссионного отделения). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, которое венчала башня, рассчитанная на работу двух членов экипажа – командира машины и наводчика. В корме БМП располагалось десантное отделение, где могли разместиться 7 пехотинцев. Высадка десанта осуществлялась через широкую кормовую дверь, также для покидания боевой машины бойцы могли воспользоваться двустворчатыми люками в крыше десантного отделения. При этом бойницы для ведения огня из стрелкового оружия в бортах корпуса отсутствовали, а десантники сидели лицом друг к другу (трое вдоль левого борта, четверо – вдоль правого). Все места экипажа и десанта получили ремни безопасности.
В движение БМП приводит четырехтактный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель Perkins-Rolls-Royce V8 Condor. V-образный двигатель работает в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Мощности двигателя достаточно, чтобы обеспечить машине с боевой массой более 25 тонн максимальную скорость хода 75 км/ч (по шоссе). Запас хода по шоссе составляет 660 км. Любопытной особенностью является то, что 12-цилиндровый вариант дизельного двигателя Condor устанавливается на британские танки «Челленджер». Таким образом, конструкторы добились унификации производимой техники, двигатели боевой машины пехоты и основного боевого танка включены в один конструктивный ряд, что также упрощает процесс их эксплуатации и обслуживания.
Сварной корпус британской БМП изготовлен из катаной листовой брони, основу которой составляет алюминиево-магниевый сплав, башня восьмигранной формы изготовлена из стали. Первые версии боевой машины обеспечивали экипажу и десанту надежную защиту от обстрела из стрелкового оружия до крупнокалиберных 14,5-мм пулеметов включительно. Помимо этого броня «Уорриора» обеспечивала надежную защиту от осколков снарядов и мин, в том числе калибра 155-мм. Дополнительную защиту экипажу обеспечивал внутренний противоосколочный подбой, дополнительной защитой для десантников служат ЗИП и имущество самих пехотинцев, которое складируется в пространстве между их сиденьями и бортами корпуса. В ходе модернизации защита машины была усилена за счет установки дополнительной брони, что обеспечило защиту от 30-мм снарядов в лобовой проекции. Подумали британские конструкторы и о защите экипажа и десанта от воздействия противотанковых мин и фугасов. Днище боевой машины в состоянии выдержать подрыв 9-кг противотанковой мины.
Основным оружием новой БМП стала 30-мм автоматическая пушка L21A1, с которой спарен 7,62-мм пулемет L94A1. Считалось, что возможностей данного орудия и разработанных к нему бронебойных боеприпасов будет достаточно для того, чтобы бороться с советской БМП-2. Любопытной особенностью боевой машины пехоты стало то, что ее оружие не было стабилизировано. Согласно британским представлениям о подобной боевой техники, эффективно вести огонь по противнику она могла только с остановок. Отчасти отсутствие стабилизации пушки, а это, безусловно, недостаток для БМП второго поколения, компенсировалось невысоким темпом стрельбы, который составляет 80-90 выстрелов в минуту. При этом вести огонь из 30-мм орудия можно либо одиночными выстрелами, либо очередями по 3-6 снарядов, это объясняется тем, что питание орудия кассетное (кассеты на 3 снаряда). Помимо невысокой скорострельность за повышение точности стрельбы отвечали демпферы, которые конструкторы разместили на конце кожуха ствола. Данные устройства гасят колебания ствола пушки при стрельбе.
БМП Warrior зарекомендовали себя надежной и хорошо защищенной машиной. Они принимали активное участие в боевых действиях в Ираке в рамках операции «Буря в пустыне». Также они участвовали в конфликте в Боснии на территории бывшей республики Югославия. В ходе боевых действия боевая машина пехота продемонстрировала хорошую живучесть, надежно защищая экипаж и десант от осколков снарядов и мин, противотанковых ракет и реактивных гранат, подрывов на фугасах.
Проекты модернизации БМП «Уорриор»
Проекты по модернизации боевой машины пехоты «Уорриор» появились практически сразу же после начала её серийного производства. Первый шаг модернизации был предпринят уже в 1990-1991 годах, когда британцы отправили для участия в операции против Ирака три мотопехотных батальона, вооруженных БМП FV510 Warrior. Для участия в боевых действиях машины модернизировали, их состав вооружения был расширен за счет установки двух ПТУР Milan, которые разместили на башне. В дальнейшем данные ПТУР заменят на американский комплекс Javelin.
Также британские конструкторы усилили защиту машины, установив на БМП дополнительное бронирование. На боевой машине пехоты появилась такая же броня, как и на танке «Челленджер». Это была композитная броня, которую в Великобритании и англоговорящих странах называют «Чобхэм» по имени Чобхэмского исследовательского центра танкостроения, где её и разработали в 1960-е годы. Данная броня состоит из множества керамических плиток, размещенных в специальной металлической матрице, с опорной пластиной они связываются несколькими эластичными слоями. Подобная броня показа высокую эффективность при защите бронетехники как от кумулятивных, так и от подкалиберных боеприпасов. Известен случай, когда во время военной кампании в Ираке, одна БМП Warrior, оснащенная подобной броней, успешно пережила 12 попаданий из ручных противотанковых гранатометов.
После завершения операции «Буря в пустыне» интерес к британской БМП предсказуемо проявил Кувейт, который был освобожден от иракской оккупации. Специально для Кувейта британцы создали версию боевой машины, адаптированную для использования в пустынном жарком климате. Подобная БМП получила собственное название «Desert Warrior». Основным отличием является не адаптация под пустынный климат, а новая башня LAV-25TOW, в которой установили 25-мм автоматическую пушку M242 американской компании Bushmaster. Также на башне появились две пусковых установки для запуска противотанковых управляемых ракет TOW.
Одним из нереализованных вариантов модернизации остается представленный во второй половине 1990-х годов вариант боевой разведывательной машины (БРМ) на базе БМП «Уорриор». Данная модель также отличалась наличием башни LAV-25TOW и обновленной ходовой частью, количество опорных катков в которой было уменьшено с шести до пяти штук, что позволило уменьшить габариты боевой машины. Данная версия должна была комплектоваться новым комплексом сбора разведывательных данных, центром комплекса была матча телескопической формы, которая размещалась за башней. Особенностью машины, которая демонстрировалась в 1997 году на выставке техники для британских сухопутных и военно-морских сил, являлся также необычный цвет. Машина была полностью черной, по замыслу инженеров компании GKN Defence, это должно было способствовать увеличению скрытности БРМ.
Последний вариант модернизации боевой машины пехоты «Воин», который реализуется сегодня в Великобритании и должен продлить срок эксплуатации машин до 2040 года, предполагает установку новой башни с 40-мм автоматической пушкой. Данная модификация уже получила неофициальное обозначение Warrior 2. Первые восемь модернизированных БМП поступили для прохождения войсковых испытаний в испытательный центр британской армии, расположенный в Дорсете в январе 2018 года. Обновленная БМП получает в свое распоряжение более мощную 40-мм автоматическую пушку CTA International CT40, вместе с которой используются телескопические боеприпасы. Серьезно обновляется также система управления огнем, что обеспечивает боевой машине возможность всепогодного и всесуточного применения.
История
БМП MCV-80 Warrior была разработана в 1977–1983 гг. фирмой GKN Sankey. Серийное производство БТР Warrior для британской армии осуществлялось в 1985–1994 гг. Суммарно фирма поставила в войска свыше 1000 машин, включая модификации на ее базе.
Из них 254 машины (модификация Desert Warrior) были выпущены специально для Кувейта. БМП Warrior британские войска активно использовали в войнах в Афганистане, Персидском заливе и Ираке. На данный момент это штатная БМП британской армии.
Конструкция и модификации БМП MCV-80 Warrior
Корпус БМП MCV-80 Warrior сварной из листового бронированного алюминия. Башня изготовлена из бронированной стали с наполнителем между листами. Компоновка классическая — моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса, боевое — в средней, а десантное — в кормовой. В задней стенке десантного отделения предусмотрены две широкие двери для посадки и высадки пехотинцев — до 7 человек.
Собственный экипаж БМП «Уорриор» состоит из 3 человек: механика-водителя, командира и наводчика, из которых два последних размещаются в башне фирмы «Виккерс дифенс системз». Здесь же установлена автоматическая нарезная 30-мм пушка «Рарден» и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. По бокам башни смонтированы две установки 4-ствольных дымовых гранатометов.
БМП MCV-80 «Уорриор», хорошо видны двери для высадки десанта, в задней части машины
Имеются следующие разновидности БМП:
- FV510 — базовая боевая машина пехоты.
- FV511 — командно-штабная машина.
- FV512 — ремонтная машина.
- FV513 — эвакуационная машина.
- FV514 — машина артиллерийских наблюдателей.
- FV515 — подвижный артиллерийский командный пункт.
- FV516 — самоходный противотанковый комплекс.
Экспортная модификация БМП MCV-80 Warrior — БМП Desert Warrior для Кувейта была разработана в 1993 году. Её главное отличие от оригинала — башня американского производства с 25-мм пушкой М242 и контейнерами пусковых установок противотанковых управляемых ракет TOW по бокам башни.
Модель БМП MCV-80 Warrior с навесной броней
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (7) »
Боевые машины мира, 2015 № 30 Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор»
Художник: М. Франклин.
Фотографии: стр. 4,5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева: стр. 10-11 из частной коллекции.
Автор статьи «Британская мотопехота» А. Харук.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ
Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор»
В 1969-1971 годах Управление исследований и разработок боевых машин выработало концепцию новой машины для замены БТР «Троуджен». После уточнения в 1977 году военным министерством Великобритании тактико-технических требований к БМП работы активизировались и привели в начале 1980-х годов к появлению британской БМП «Уорриор».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП «УОРРИОР»
БОЕВАЯ МАССА, т: 23,5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6330, ширина – 3300, высота – 2760, клиренс – 490.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 75.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2,5; высота стенки, м – 0,75; глубина брода, м -1,3.
Проработка проекта продолжалась до 1979 года, когда основным подрядчиком была выбрана фирма GKN Sankey, а сам проект получил обозначение MCV-80 (MCV – Mechanised Combat Vehicle). В июне 1980 года прототип MCV-80 был признан соответствующим требованиям, выдвинутым британской армией, однако доведение его до серийного производства затянулось. Оставался открытым вопрос и об основном подрядчике – на получение контракта кроме GKN претендовали фирмы «Алвис», «Ройал Орднанс» и «Виккерс Дефенс Системз».
ПЕРВАЯ ПАРТИЯ
В 1984 году, после испытаний четырех прототипов на учениях «Лайонхерт» на территории Германии, министерство обороны Великобритании объявило о намерении закупить первую партию из 250 машин. На следующий год БМП получила имя «Уорриор» (warrior – воин) и стандартный для британской бронетехники индекс FV510. Основным подрядчиком стала GKN, которая по соглашению с министерством обороны могла выбирать субподрядчиков. Так, сборку корпусов и шасси GKN производила сама, башни с вооружением поставляла фирма «Виккерс Дефенс», силовой блок – «Перкинс Энджайн». Свою часть заказа получила и компания «Алвис».
Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор»
КОНСТРУКЦИЯ MCV-80
Компоновка MCV-80 выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от МТО на регулируемом сиденье с опускающейся спинкой и подголовником располагается механик-водитель. Его люк находится в лобовом листе и имеет откидывающуюся назад крышку. На марше в зоне боевых действий она может фиксироваться в промежуточном горизонтальном положении, прикрывая механика-водителя от осколков снарядов и мин. В центре находится двухместная башня, небольшое смещение которой влево уравновешивает расположение МТО и более равномерно распределяет нагрузку на гусеницы. В башне справа от орудия находится рабочее место командира, слева – наводчика. Для них предусмотрены одинаковые сиденья с валиком-подголовником и люки в крыше башни с откидывающимися назад крышками. Башня снабжена подвесным поликом с ограждением и сдвигающейся влево сетчатой дверью для прохода в десантное отделение, занимающее кормовую часть машины. Здесь вдоль бортов на откидных сиденьях размещаются семь десантников – трое у левого борта и четверо у правого. Расположение десантников вдоль бортов лицом друг к другу связано с отсутствием бортовых амбразур и стремлением обеспечить максимально быструю высадку. Посадка и высадка производится через широкую кормовую дверь, открывающуюся вправо и управляемую гидроприводом. Гидропривод двери контролируется с места механика-водителя, дублирующий ручной выключатель расположен под правым сиденьем десанта. Кроме того, десантники могут пользоваться верхним люком с двустворчатой крышкой, у которой предусмотрено фиксирование створок в открытом положении. Места экипажа и десанта снабжены ремнями безопасности.