Броненеавтомобиль EE-9 Cascavel
Содержание
Разведывательный бронеавтомобиль ЕЕ-9 разрабатывался по заказу вооруженных сил Бразилии в дополнение к БТР ЕЕ-11 «Уруту». Несмотря на более раннее обозначение, машину начали проектировать позже, в июле 1970 г. Опытный образец CRR (Carro de Reconhecimento sobre Rodas) был построен в ноябре 1970 г. Первые две предсерийных машины были переданы бразильской армии в 1972 году, в 1973 году – последовали еще десять. В 1974 году развернулось серийное производство БРМ «Каскавел» (вместе с БТР «Уруту») на специально построенном заводе в г. Сан-Жозе-дус-Кампус.
Бронеавтомобиль CRR
Бронеавтомобиль CRR имел одинаковые с машиной CRTA двигатель, трансмиссию и ходовую часть, но моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в заднюю часть корпуса, а сам корпус, во многом, был спроектирован заново. Сварной корпус прототипа БРМ «Каскавел» был изготовлен из листов стальной гомогенной брони. Отделение управления было размещено в передней части машины. В средней части корпуса установлена двухместная башня. На опытном и предсерийным бронеавтомобилях устанавливалась башня с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм, крупнокалиберный пулемет монтировался на крыше башни. С самого начала такой вариант вооружения рассматривался в качестве временной меры, на серийных машины предполагалось ставить пушки калибра 90 мм. Разведывательная машина не является, в отличие от БТР, амфибией.
ЕЕ-9 “КАСКАВЕЛ” МК.I
Серийные БРМ «Каскавел» отличались от предсерийных несколько большими габаритами корпуса, который был изготовлен не из гомогенной, а из двухслойной стальной брони. Вооружение машин для бразильской армии не изменилось и состояло из 37-мм пушки и двух пулеметов, причем пушки брали с американских танков МЗА1, которые снимались с вооружения.
ЕЕ-9 “КАСКАВЕЛ” МК.II
Экспортный вариант БРМ с башней CNMP Н-90, вооруженной 90-мм пушкой DEFA D-921A-90F1 и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм (такие же башни стояли на французских бронеавтомобилях AML-90).
ЕЕ-9 «КАСКАВЕЛ” МК.III
На БРМ установлена двухместная башня Енжеса ET-90-I с новой гладкоствольной 90-мм пушкой ЕС-90/1-36, разработанной бельгийской фирмой Кокерилл. С пушкой спарен 7,62 мм пулемет, второй пулемет может быть установлен на крыше башни. Хранимый в башне боезапас состоит из 24 снарядов к пушке и 2000 патронов к 7,62-мм пулеметам. Еще 20 снарядов к пушке размещаются в корпусе. Углы возвышения башенного вооружения – от -8° до +15° Приводы наведения оружия в вертикальной плоскости и поворота башни -ручные. Возможна установка лазерного дальномера. Башня ET-90-I внешне похожа на башню Н-90, но изготовлена из двухслойной стальной брони. Двигатель – такой же как и на предыдущих вариантах БРМ – Мерседес-Бенц ОМ-352А мощностью 174 л. с., но вместо ручной коробки передач установлена автоматическая Аллисон МТ-640.
ЕЕ-9 “КАСКАВЕЛ” MK.IV
Бронеавтомобиль «Каскавел» Mk.IV появился в 1978 году. От предыдущей модели он отличался двигателем (вместо дизеля Мерседес-Бенц был установлен двигатель Детройт-Дизель 6V53 мощностью 212 л. с.) и был оборудован системой централизованного регулирования давления в пневматиках. Вооружение, аналогичное варианту Mk.III, размещено в модернизированной башне ET-90-II. У командира имеется комбинированный перископический наблюдательный прибор с дневным и ночным каналами S S-141, дающий 2,7-кратное увеличение. у стрелка установлен перископический прицел SS-123 с 10-кратным увеличением, также имеющий дневной и ночной каналы. На башне монтируется лазерный дальномер. Установленный на крыше рядом с командирским люком 12,7-мм пулемет М2 НВ оснащен электроспуском. Бронеавтомобили ЕЕ-9 «Каскавел» принимали участие в ирано-иракской войне, а также в операциях против наркодельцов, которые правительство Колумбии проводит уже в течении нескольких десятилетий. В 1987 году Ливия потеряла 17 бронеавтомобилей в Чаде, еще 8 машин было захвачено подразделениями армии Чада БРМ «Каскавел» состоят на вооружении в Боливии, Бразилии, Буркина Фасо, Габоне, Зимбабве, Ираке, Иране, Кипре, Колумбии, Ливии, Нигерии, Парагвае, Суринаме, Того, Тунисе, Уругвае, Чили, Эквадоре.
Колесная формула – 6х6
Боевая масса, кг – 13700
Длина корпуса, м – 5,20
Длина с пушкой вперед, м – 6,20
Ширина, м – 2,64
Высота по корпусу, м – 1,78
Высота по крыше башни, м – 2,28
Колесная база, м – 2,34/1,41
Ширина колеи, м – 2,10
Дорожный просвет по корпусу, м – 0,50
Максимальная скорость по шоссе, км – 100
Запас хода по шоссе, км – 880
Преодолеваемые препятствия:
глубина брода, м – 1,0
высота стенки, м – 0,6
ширина траншеи, м – 1,5
подъем – 60%
Экипаж, чел. – 3
Содержание
- 1 История
- 1.1 Развитие
- 1.2 Сервис
- 2 Описание
- 2.1 Внешний
- 3 варианта
- 4 оператора
- 4.1 Текущие операторы
- 4.2 Бывшие операторы
- 4.3 Будущие операторы
- 5 См. Также
- 5.1 Серия Engesa
- 5.2 Транспортные средства сопоставимой роли, характеристик и эпохи
- 6 Примечания и цитаты
Описание конструкции
EE-3 имеет отделение управления в лобовой, боевое отделение — в средней и моторно-трансмиссионное отделение — в кормовой части машины. Штатный экипаж EE-3 состоит из трёх человек: командира машины, механика-водителя и связиста-наблюдателя.
Броневой корпус и башня
Закрытый броневой корпус ЕЕ-3 собирался из листов многослойной брони при помощи сварки.Такая броня состоит из двух слоев стали: внешний слой более твёрдый, в то время как внутренний слой является менее твёрдым, но более жёстким. Бразильский исследования показали, что такая конструкция увеличивает бронезащиту боевых машин и дополнительно защищает экипаж от осколков брони, появляющихся после прямого попадания снаряда противотанковой пушки, управляемой ракеты, или гранатомета.
Вооружение
Вооружение ЕЕ-3 состоит из одного 12,7 мм пулемёта, установленного на крыше командирской башенки. Стрельба из пулемёта может осуществляться как обычным образом, так и дистанционно, изнутри машины, с командирского места.
Средства наблюдения и связи
Водительское отделение ЕЕ-3 оснащено тремя устройствами перископического наблюдения. Механик-водитель попадает на своё место через бронелюк в крыше корпуса. Вращающаяся башенка командира машины находится за водительским отделением, с правой стороны от центральной оси корпуса, и также оснащена тремя перископическими устройствами. Место связиста-наблюдателя находится слева от места командира машины. Связист попадает на своё место через отдельный бронелюк. Кроме того, в середине каждого борта ЕЕ-3 имеется бронедверь, через которую также можно попасть в машину.
Двигатели и трансмиссия
Силовая установка EE-3 состоит из одного 4-цилиндрового дизельного двигателя «Мерседес-Бенц» (нем. «Mercedes-Benz» ) OM 314A мощностью 120 л.с. и механической трансмиссии «Кларк» (англ. «Clark» ).
Ходовая часть
ЕЕ-3 имеет колёсную формулу 4 х 4 с управляемыми передними колёсами, независимой пружинной подвеской и гидравлическими амортизаторами. Колёса большого диаметра имеют центральную систему регулировки давления воздуха.
Длина 4,19 м
Ширина 2,13 м
Высота 1,56 м
Производитель ENGESA
Год принятия на вооружение 1980
Масса 5, 2 т.
Экипаж 3 чел.
Вооружение: 12,7-мм пулемет
Двигатель дизельный, 120 л.с.
Максимальная скорость 90 км/ч
Оборудование
Небольшие руки
имя | Происхождение | Тип | Вариант | Заметки |
---|---|---|---|---|
Вальтер ПП | Германия | Полуавтоматический пистолет | ||
HK G3 | Германия | Боевая винтовка | ||
АК-47 | Россия | Штурмовая винтовка | АКМ , АК-103 , АК-12 | |
FN MAG | Бельгия | Универсальный пулемет | ||
SIG SG 540 | Швейцария | Штурмовая винтовка | ||
M2 Браунинг | Соединенные Штаты | Крупнокалиберный пулемет | M2HB | |
РПГ-7 | Советский союз | Реактивная граната |
Броня
имя | Происхождение | Тип | В сервисе | Заметки | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Боевая бронированная машина | ||||||
ACMAT Bastion | Франция | Бронетранспортер | 100+ | |||
Panhard M3 | Франция | Бронетранспортер | 13 | |||
PUMA M26-15 | Южная Африка | MRAP | 31 год | |||
Гила | Южная Африка | MBPV | 6 | |||
Эланд-90 | Южная Африка | Броневик | 4 | |||
Panhard AML 60 | Франция | Броневик | 15 | Из них 13 были AML 90 | ||
EE-9 Cascavel | Бразилия | Броневик | 24 | |||
M8 Грейхаунд | Соединенные Штаты | Броневик | 10 | В том числе 2 бронированных легковых автомобиля М20 | ||
Бронеавтомобиль Ferret | объединенное Королевство | Броневик | 30 | |||
ACMAT ALTV | Франция | Тактическая машина | 10+ |
Военная техника и история успеха бразильских инженеров
Современная Бразилия имеет право называться почти ядерной державой — это не новость. Но мало кто догадывается, что эта страна — еще и лидер региона в сфере производства оружия.
Перспективы ядерной программы Бразилии
Под руководством правительства страны в 2006 году была организована программа по обогащению урана. На сегодня это 9-ая страна мира, которая овладела целым спектром ядерных технологий в полном смысле этого слова. С 2006 года на производстве Резенди под контролем МАГАТЭ осуществляется изготовление слабообогащенного урана — полученное вещество запрещено использовать в военных целях. Используемые на заводе центрифуги (конструкция которых строго засекречена) — продукт производства сил бразильских ВМС.
Путь к званию без пяти минут ядерной державы начался в середине 1980-х годов. Примерно в это время была организована параллельная программа, в которую внесли свою лепту все виды ВВС страны. Так, над реактором в подводную субмарину трудились специалисты центра исследований ВМС Бразилии. Центр аэрокосмических технологий бразильских ВВС взял на себя контроль за созданием технологии обогащения урана на основе лазера, изготовлением ядерной взрывчатки, назначение которой — исключительно мирные цели. За реализацией проекта следили инженеры Института специальных проектов армии Бразилии.
Максимальных успехов достигли моряки, которым был необходим реактор для установки в подводную лодку. Военно-морские силы страны запустили уникальную программу — «Проект «Циклон», в рамках которой разрабатывались центрифуги, обогащающие уран. Главой программы стал Pinheiro da Silva, офицер ВМС, прослушавший курс по ядерной энергетике в Америке у известного в своем кругу Manson Benedict. Бенедикт участвовал в программе «Манхэттен» (США) и смог обучить своего слушателя основам этой сферы.
В 1982 году Пинейру да Силва собрал собственную коалицию, которая в первые в истории страны провела процедуру обогащения урана — с использованием единственной центрифуги. Несмотря на простоту конструкции центрифуги, это был весьма серьезный шаг на пути развития программы, так как конструкция включала в себя электромагнитные подшипники.
Всего 5 лет понадобилось бразильцам, чтобы создать каскад из 48 центрифуг. Позднее эта цифра увеличилась до пятисот. Причем сами центрифуги также усовершенствовались: основная особенность конструкции — ротор, парящий внутри корпуса устройства, что минимизировало влияние на работу устройства силы трения. Возможность «левитации» ротора обеспечили как раз те электромагнитные подшипники, которые использовались в самой первой модели центрифуги. Система управления, обеспечивающая максимально стабильное вращение ротора, была строго засекречена.
Бразильские подлодки и атомный реактор
В начале 70-х годов в стране началась программа по созданию проекта атомной субмарины. Параллельно была запущена задача по проектированию компактного ядерного реактора, окончание которой планировалось на 2010 год. До сегодняшнего дня результаты программы держатся в тайне. Но известно, что перед специалистами лаборатории LABGENE была поставлена задача собрать реактор в Центре и использовать его как прототип реактора АЭУ подводной лодки.
Известно, что моделирование процессов работы с ядерным топливом (речь идет о загрузке и разгрузке) уже завершено, как закончены и работы по созданию деталей 2-ого контура реактора, готово программное обеспечение.
Бразильские танки
Один из интересных этапов развития военной промышленности в стране — попытки создания боевого танка.
Первооткрывателем в этой области стала компания ENGESA, которая занялась реализацией проекта — танка с пушкой калибра 105 или 120 мм. Проект был назван ЕЕ-Т «Озориу» (Osório) и вполне соответствовал требованиям того времени: система управления огнем с электронными баллистическим вычислителем, прицел командира, скорость на пересеченной местности достигала 45 км/ч, на шоссе — 70 км/ч, автоматическое противопожарное оборудование, система навигации. Однако, несмотря на то, что компания отправила танк на конкурс британской армии, несмотря на огромные вложения бразильского государства в программу, танк на вооружение в Бразилию не попал. Выяснилось, что выгоднее и проще купить зарубежные модели. Так, за период 1997-2000 года армия Бразилии стала богаче на боевые танки «Леопард-1А1» из ФРГ.
Фиаско потерпел и проект бразильской фирмы «Бернардини», которая в начале 1980-х годов занялась разработкой тридцатитонного танка. Этот танк должен был быть дешевле своего предшественника и более соответствовать условиям Южной Америки. Появившийся в 1988 году танк МВ-3 «Тамойо» (Tamoyo) был оснащен 90-мм пушкой, соответствовал по уровню защищенности «среднему» классу, но также не прижился ни в бразильских войсках, ни за границей.
Успех колесной военной техники
А вот колесные бронемашины и армейские автомобили от компании ENGESA пользовались успехом. В частности, плавающий бронетранспортер «Уруту», на основе которого было разработано целое семейство бронемашин. Наибольшей популярностью пользовались модель ЕЕ-11 «Уруту» (Urutu) и ЕЕ-9 «Каскавел» (Cascavel), серийное производство которых началось в 1974 году. Уникальная особенность моделей — подвеска колес, которая обеспечивала повышенную проходимость на пересеченной местности, высокую скорость (до 100 км/ч), запас хода (до 880 км). За 10 лет после успешного завершения проекта компания построила 2550 «Каскавелов», которые в основном пошли на экспорт.
Далее появился более легкая разведывательная бронемашина EE-3 «Жарарака» (Jararaca). Названия этих машин происходят от опасных ядовитых амазонских змей. Эти машины поставлялись в Иорданию, Уругвай, Эквадор, на Кипр и в Габон.
Перспективы авиации в Бразилии
Многие сегодня уверены, что родиной авиации стали Европа и США. Однако мнение это не верно: первый в мире авиатор — бразилец, Alberto Santos-Dumont. В 1906 году он впервые совершил полет на самолете, построенном по его же проекту. Возможность парения обеспечивалась только тягой двигателя.
Историческое событие произошло на территории Франции, а вот на родине успех летчика почему-то не сподвиг правительство на активные действия: долгое время никаких новых технологий в этом направлении в Бразилии не появлялось. Изменилась ситуация тогда, когда в стране были образованы Институт и Центр авиационных технологий. С этого времени конструкторы получили все возможности для реализации самолетов. Инженеры воспользовались представившимся шансом и на свет появился гражданский лайнер, который в 1968 году впервые совершил полет. В следующем году в Сан-Жозедус-Кампосе появилась государственная авиастроительная компания «Эмбраэр», первый проект которой — военный транспортный самолет EMB-110.
Долгое время инженеры компании выпускали самолеты зарубежных разработок под лицензией. Но спустя несколько лет бразильские специалисты начали создавать конструкции, разработанные своими инженерами. Так, в 1980 году был создан тренировочный турбовинтовой самолет «Тукано» EMB-312, который был оснащен двигателем с винтом с тремя лопастями, вооружен пулеметами, бомбами, а также ракетами. «Тукано» стал не только первой национальной боевой машиной, но и весьма успешным маркетинговым проектом «Эмбраэра» на мировом рынке. После «Тукано» появился новый вариант — «Супер Тукано»: усовершенствованная модель до сих пор используется бразильскими ВВС.
Отдельно стоит упомянуть и разработки компании в сфере гражданской авиации. Особого внимания достоин авиалайнер EBM-145, который бразильские инженеры взяли за основу при разработке «АВАКСа» — речь идет о самолете EMB-145SA «Эриай», успешно решающем задачу радиолокационного обнаружения на больших расстояниях. Самолет совершил свой первый полет в 1999 году и был востребован среди ВВС не только Бразилии, но и Швеции, Греции. Основное предназначение самолета — контроль за воздушным пространством, патрулирование границ, наведение истребителей, поисково-спасательные операции.
Инженеры Бразилии не останавливаются на достигнутых успехах — сегодня они работают над более совершенным проектом: самолетом ДРЛО EMB-145RS.
В 2017 году начались финальные испытания первого военного транспортного самолета Эмбраер KC-390. Уже сделаны тестовые полеты в соседние страны.
Высокоточное оружие
В 1980-х года бразильское правительство инициировало программу по разработке и выпуску высокоточного оружия. В то время была начата программа по производству ракеты класса «воздух-воздух», которая была закончена только в 1996 году, ознаменовавшись появлением ракеты МАА-1, «Пиранья», «Мол», оснащенной осколочно-фугасной боевой частью, головкой самонаведения и обеспечивающей дальность пуска до 5 км.
Среди успешных проектов можно отметить систему залпового огня «Астрос-II» от компании «Брэзилс Авибрас Аэроспасьял», бельгийскую 7,62-мм штурмовую винтовку FN FAL (по лицензии), единый пулемет 7,62-мм (шел как на производство ВВС Бразилии, так и на экспорт), 9-мм пистолет «Беретта-92» и «Таурус» (производства компании «Форжас Таурус СА»).
Конструкция бронеавтомобиля ЕЕ-9 «Cascavel»
Корпус бронеавтомобиля ЕЕ-9 «Cascavel» бронированный, сварной, изготовлен из двухслойной брони (как у броневика ЕЕ-3 «Jararaca») с толщиной лобового листа 16 мм.
Место механика-водителя находится в передней части корпуса слева, места командира и наводчика — в башне. Слева от пушки размещается место командира, слева — наводчик. Они оба используют комбинированный перископический прицел дневного и ночного видения, так же командир машины дополнительно может использовать панорамный прицел дневного и ночного видения. Стрельба из пушки возможна с обоих рабочих мест.
В центре корпуса броневика установлена двухместная башня с вооружением, моторно-трансмиссионное отделение расположено в корме машины. В качестве силовой установки используется 6-цилиндровый дизельный двигатель производства «Детройт Дизель» или «Мерседес-Бенц», в зависимости от требований заказчика. Также, по желанию заказчика бронеавтомобили ЕЕ-9 «Cascavel» могут комплектоваться системой управления огнем с лазерным дальномером, ночным прицелом для командира и наводчика, кондиционерами, системой защиты от оружия массового поражения.
Шасси ЕЕ-9 «Cascavel» полноприводной, с колёсной формулой 6х6. Передние колёса имеют независимую подвеску на основе пружин и гидравлических амортизаторов, задние оси связаны по принципу «Бумеранг». Колёса оснащены центральной системой подкачки давления в шинах, машина отлично справляется с 0,6 м вертикальным подъёмом, траншеями в 1 м глубиной и препятствиями 1 м шириной.
Коробка передач может быть как ручной, так и автоматической — в зависимости от требований заказчика.
Броневик имел 7 основных модификаций, внешне практически не отличимых друг от друга.
Бразильский бронеавтомобиль ЕЕ-9 Каскавел
Разведывательный бронеавтомобиль ЕЕ-9 разрабатывался по заказу вооруженных сил Бразилии в дополнение к БТР ЕЕ-11 «Уруту». Несмотря на более раннее обозначение, машину начали проектировать позже, в июле 1970 г. Опытный образец CRR (Carro de Reconhecimento sobre Rodas) был построен в ноябре 1970 г. Первые две предсерийных машины были переданы бразильской армии в 1972 году, в 1973 году – последовали еще десять. В 1974 году развернулось серийное производство БРМ «Каскавел» (вместе с БТР «Уруту») на специально построенном заводе в г. Сан-Жозе-дус-Кампус.
Бронеавтомобиль CRR
Бронеавтомобиль CRR имел одинаковые с машиной CRTA двигатель, трансмиссию и ходовую часть, но моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в заднюю часть корпуса, а сам корпус, во многом, был спроектирован заново. Сварной корпус прототипа БРМ «Каскавел» был изготовлен из листов стальной гомогенной брони. Отделение управления было размещено в передней части машины. В средней части корпуса установлена двухместная башня. На опытном и предсерийным бронеавтомобилях устанавливалась башня с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм, крупнокалиберный пулемет монтировался на крыше башни. С самого начала такой вариант вооружения рассматривался в качестве временной меры, на серийных машины предполагалось ставить пушки калибра 90 мм. Разведывательная машина не является, в отличие от БТР, амфибией.
ЕЕ-9 “КАСКАВЕЛ” МК.I
Серийные БРМ «Каскавел» отличались от предсерийных несколько большими габаритами корпуса, который был изготовлен не из гомогенной, а из двухслойной стальной брони. Вооружение машин для бразильской армии не изменилось и состояло из 37-мм пушки и двух пулеметов, причем пушки брали с американских танков МЗА1, которые снимались с вооружения.
ЕЕ-9 “КАСКАВЕЛ” МК.II
Экспортный вариант БРМ с башней CNMP Н-90, вооруженной 90-мм пушкой DEFA D-921A-90F1 и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм (такие же башни стояли на французских бронеавтомобилях AML-90).
ЕЕ-9 «КАСКАВЕЛ” МК.III
На БРМ установлена двухместная башня Енжеса ET-90-I с новой гладкоствольной 90-мм пушкой ЕС-90/1-36, разработанной бельгийской фирмой Кокерилл. С пушкой спарен 7,62 мм пулемет, второй пулемет может быть установлен на крыше башни. Хранимый в башне боезапас состоит из 24 снарядов к пушке и 2000 патронов к 7,62-мм пулеметам. Еще 20 снарядов к пушке размещаются в корпусе. Углы возвышения башенного вооружения – от -8° до +15° Приводы наведения оружия в вертикальной плоскости и поворота башни -ручные. Возможна установка лазерного дальномера. Башня ET-90-I внешне похожа на башню Н-90, но изготовлена из двухслойной стальной брони. Двигатель – такой же как и на предыдущих вариантах БРМ – Мерседес-Бенц ОМ-352А мощностью 174 л. с., но вместо ручной коробки передач установлена автоматическая Аллисон МТ-640.
ЕЕ-9 “КАСКАВЕЛ” MK.IV
Бронеавтомобиль «Каскавел» Mk.IV появился в 1978 году. От предыдущей модели он отличался двигателем (вместо дизеля Мерседес-Бенц был установлен двигатель Детройт-Дизель 6V53 мощностью 212 л. с.) и был оборудован системой централизованного регулирования давления в пневматиках. Вооружение, аналогичное варианту Mk.III, размещено в модернизированной башне ET-90-II. У командира имеется комбинированный перископический наблюдательный прибор с дневным и ночным каналами S S-141, дающий 2,7-кратное увеличение. у стрелка установлен перископический прицел SS-123 с 10-кратным увеличением, также имеющий дневной и ночной каналы. На башне монтируется лазерный дальномер. Установленный на крыше рядом с командирским люком 12,7-мм пулемет М2 НВ оснащен электроспуском. Бронеавтомобили ЕЕ-9 «Каскавел» принимали участие в ирано-иракской войне, а также в операциях против наркодельцов, которые правительство Колумбии проводит уже в течении нескольких десятилетий. В 1987 году Ливия потеряла 17 бронеавтомобилей в Чаде, еще 8 машин было захвачено подразделениями армии Чада БРМ «Каскавел» состоят на вооружении в Боливии, Бразилии, Буркина Фасо, Габоне, Зимбабве, Ираке, Иране, Кипре, Колумбии, Ливии, Нигерии, Парагвае, Суринаме, Того, Тунисе, Уругвае, Чили, Эквадоре.
Колесная формула – 6х6
Боевая масса, кг – 13700
Длина корпуса, м – 5,20
Длина с пушкой вперед, м – 6,20
Ширина, м – 2,64
Высота по корпусу, м – 1,78
Высота по крыше башни, м – 2,28
Колесная база, м – 2,34/1,41
Ширина колеи, м – 2,10
Дорожный просвет по корпусу, м – 0,50
Максимальная скорость по шоссе, км – 100
Запас хода по шоссе, км – 880
Преодолеваемые препятствия:
глубина брода, м – 1,0
высота стенки, м – 0,6
ширина траншеи, м – 1,5
подъем – 60%
Экипаж, чел. – 3
Содержание
- 1 История
- 1.1 Развитие
- 1.2 Сервис
- 2 Описание
- 2.1 Внешний
- 3 варианта
- 4 оператора
- 4.1 Текущие операторы
- 4.2 Бывшие операторы
- 4.3 Будущие операторы
- 5 См. Также
- 5.1 Серия Engesa
- 5.2 Транспортные средства сопоставимой роли, характеристик и эпохи
- 6 Примечания и цитаты
Военная техника и история успеха бразильских инженеров
Современная Бразилия имеет право называться почти ядерной державой — это не новость. Но мало кто догадывается, что эта страна — еще и лидер региона в сфере производства оружия.
Перспективы ядерной программы Бразилии
Под руководством правительства страны в 2006 году была организована программа по обогащению урана. На сегодня это 9-ая страна мира, которая овладела целым спектром ядерных технологий в полном смысле этого слова. С 2006 года на производстве Резенди под контролем МАГАТЭ осуществляется изготовление слабообогащенного урана — полученное вещество запрещено использовать в военных целях. Используемые на заводе центрифуги (конструкция которых строго засекречена) — продукт производства сил бразильских ВМС.
Путь к званию без пяти минут ядерной державы начался в середине 1980-х годов. Примерно в это время была организована параллельная программа, в которую внесли свою лепту все виды ВВС страны. Так, над реактором в подводную субмарину трудились специалисты центра исследований ВМС Бразилии. Центр аэрокосмических технологий бразильских ВВС взял на себя контроль за созданием технологии обогащения урана на основе лазера, изготовлением ядерной взрывчатки, назначение которой — исключительно мирные цели. За реализацией проекта следили инженеры Института специальных проектов армии Бразилии.
Максимальных успехов достигли моряки, которым был необходим реактор для установки в подводную лодку. Военно-морские силы страны запустили уникальную программу — «Проект «Циклон», в рамках которой разрабатывались центрифуги, обогащающие уран. Главой программы стал Pinheiro da Silva, офицер ВМС, прослушавший курс по ядерной энергетике в Америке у известного в своем кругу Manson Benedict. Бенедикт участвовал в программе «Манхэттен» (США) и смог обучить своего слушателя основам этой сферы.
В 1982 году Пинейру да Силва собрал собственную коалицию, которая в первые в истории страны провела процедуру обогащения урана — с использованием единственной центрифуги. Несмотря на простоту конструкции центрифуги, это был весьма серьезный шаг на пути развития программы, так как конструкция включала в себя электромагнитные подшипники.
Всего 5 лет понадобилось бразильцам, чтобы создать каскад из 48 центрифуг. Позднее эта цифра увеличилась до пятисот. Причем сами центрифуги также усовершенствовались: основная особенность конструкции — ротор, парящий внутри корпуса устройства, что минимизировало влияние на работу устройства силы трения. Возможность «левитации» ротора обеспечили как раз те электромагнитные подшипники, которые использовались в самой первой модели центрифуги. Система управления, обеспечивающая максимально стабильное вращение ротора, была строго засекречена.
Бразильские подлодки и атомный реактор
В начале 70-х годов в стране началась программа по созданию проекта атомной субмарины. Параллельно была запущена задача по проектированию компактного ядерного реактора, окончание которой планировалось на 2010 год. До сегодняшнего дня результаты программы держатся в тайне. Но известно, что перед специалистами лаборатории LABGENE была поставлена задача собрать реактор в Центре и использовать его как прототип реактора АЭУ подводной лодки.
Известно, что моделирование процессов работы с ядерным топливом (речь идет о загрузке и разгрузке) уже завершено, как закончены и работы по созданию деталей 2-ого контура реактора, готово программное обеспечение.
Бразильские танки
Один из интересных этапов развития военной промышленности в стране — попытки создания боевого танка.
Первооткрывателем в этой области стала компания ENGESA, которая занялась реализацией проекта — танка с пушкой калибра 105 или 120 мм. Проект был назван ЕЕ-Т «Озориу» (Osório) и вполне соответствовал требованиям того времени: система управления огнем с электронными баллистическим вычислителем, прицел командира, скорость на пересеченной местности достигала 45 км/ч, на шоссе — 70 км/ч, автоматическое противопожарное оборудование, система навигации. Однако, несмотря на то, что компания отправила танк на конкурс британской армии, несмотря на огромные вложения бразильского государства в программу, танк на вооружение в Бразилию не попал. Выяснилось, что выгоднее и проще купить зарубежные модели. Так, за период 1997-2000 года армия Бразилии стала богаче на боевые танки «Леопард-1А1» из ФРГ.
Фиаско потерпел и проект бразильской фирмы «Бернардини», которая в начале 1980-х годов занялась разработкой тридцатитонного танка. Этот танк должен был быть дешевле своего предшественника и более соответствовать условиям Южной Америки. Появившийся в 1988 году танк МВ-3 «Тамойо» (Tamoyo) был оснащен 90-мм пушкой, соответствовал по уровню защищенности «среднему» классу, но также не прижился ни в бразильских войсках, ни за границей.
Успех колесной военной техники
А вот колесные бронемашины и армейские автомобили от компании ENGESA пользовались успехом. В частности, плавающий бронетранспортер «Уруту», на основе которого было разработано целое семейство бронемашин. Наибольшей популярностью пользовались модель ЕЕ-11 «Уруту» (Urutu) и ЕЕ-9 «Каскавел» (Cascavel), серийное производство которых началось в 1974 году. Уникальная особенность моделей — подвеска колес, которая обеспечивала повышенную проходимость на пересеченной местности, высокую скорость (до 100 км/ч), запас хода (до 880 км). За 10 лет после успешного завершения проекта компания построила 2550 «Каскавелов», которые в основном пошли на экспорт.
Далее появился более легкая разведывательная бронемашина EE-3 «Жарарака» (Jararaca). Названия этих машин происходят от опасных ядовитых амазонских змей. Эти машины поставлялись в Иорданию, Уругвай, Эквадор, на Кипр и в Габон.
Перспективы авиации в Бразилии
Многие сегодня уверены, что родиной авиации стали Европа и США. Однако мнение это не верно: первый в мире авиатор — бразилец, Alberto Santos-Dumont. В 1906 году он впервые совершил полет на самолете, построенном по его же проекту. Возможность парения обеспечивалась только тягой двигателя.
Историческое событие произошло на территории Франции, а вот на родине успех летчика почему-то не сподвиг правительство на активные действия: долгое время никаких новых технологий в этом направлении в Бразилии не появлялось. Изменилась ситуация тогда, когда в стране были образованы Институт и Центр авиационных технологий. С этого времени конструкторы получили все возможности для реализации самолетов. Инженеры воспользовались представившимся шансом и на свет появился гражданский лайнер, который в 1968 году впервые совершил полет. В следующем году в Сан-Жозедус-Кампосе появилась государственная авиастроительная компания «Эмбраэр», первый проект которой — военный транспортный самолет EMB-110.
Долгое время инженеры компании выпускали самолеты зарубежных разработок под лицензией. Но спустя несколько лет бразильские специалисты начали создавать конструкции, разработанные своими инженерами. Так, в 1980 году был создан тренировочный турбовинтовой самолет «Тукано» EMB-312, который был оснащен двигателем с винтом с тремя лопастями, вооружен пулеметами, бомбами, а также ракетами. «Тукано» стал не только первой национальной боевой машиной, но и весьма успешным маркетинговым проектом «Эмбраэра» на мировом рынке. После «Тукано» появился новый вариант — «Супер Тукано»: усовершенствованная модель до сих пор используется бразильскими ВВС.
Отдельно стоит упомянуть и разработки компании в сфере гражданской авиации. Особого внимания достоин авиалайнер EBM-145, который бразильские инженеры взяли за основу при разработке «АВАКСа» — речь идет о самолете EMB-145SA «Эриай», успешно решающем задачу радиолокационного обнаружения на больших расстояниях. Самолет совершил свой первый полет в 1999 году и был востребован среди ВВС не только Бразилии, но и Швеции, Греции. Основное предназначение самолета — контроль за воздушным пространством, патрулирование границ, наведение истребителей, поисково-спасательные операции.
Инженеры Бразилии не останавливаются на достигнутых успехах — сегодня они работают над более совершенным проектом: самолетом ДРЛО EMB-145RS.
В 2017 году начались финальные испытания первого военного транспортного самолета Эмбраер KC-390. Уже сделаны тестовые полеты в соседние страны.
Высокоточное оружие
В 1980-х года бразильское правительство инициировало программу по разработке и выпуску высокоточного оружия. В то время была начата программа по производству ракеты класса «воздух-воздух», которая была закончена только в 1996 году, ознаменовавшись появлением ракеты МАА-1, «Пиранья», «Мол», оснащенной осколочно-фугасной боевой частью, головкой самонаведения и обеспечивающей дальность пуска до 5 км.
Среди успешных проектов можно отметить систему залпового огня «Астрос-II» от компании «Брэзилс Авибрас Аэроспасьял», бельгийскую 7,62-мм штурмовую винтовку FN FAL (по лицензии), единый пулемет 7,62-мм (шел как на производство ВВС Бразилии, так и на экспорт), 9-мм пистолет «Беретта-92» и «Таурус» (производства компании «Форжас Таурус СА»).