23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник» (Россия)

Бронеавтомобиль

Броневой автомобиль [1] , панцирный автомобиль [1] (сокращённо бронеавтомобиль, устаревшее — блиндированный автомобиль, просторечие — броневик, позднее бронированный автомобиль — автомобиль (боевая машина), как правило за основу взят грузовик, позднее специальный автомобиль, оснащённый бронёй и вооружением, пулемётным или пушечным.

Появился перед Первой мировой войной в различных государствах мира. В период Первой и Второй мировой войн данный автомобиль в отличие от колёсного бронетранспортёра, не был предназначен для транспортировки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский броневой автомобиль «Роллс-Ройс».

Служба по контракту

Минобороны готовит новую госпрограмму вооружений до 2015 года, и между предприятиями—поставщиками техники из разных гражданских министерств и ведомств развернулась борьба за право быть представленными в этом документе. В реальных полевых условиях эту борьбу наблюдал Иван Сафронов — на выставке военной автомобильной техники, проходившей в середине марта в Бронницах в 21-м научно-исследовательском и испытательном институте Минобороны.

Год от года объемы госзакупок вооружений и военной техники растут — в нынешнем году на это планируется потратить 164 млрд руб., тогда как в прошлом было выделено 112 млрд руб. В Бронницах за госзаказ боролись в первую очередь «Урал» и КамАЗ. Выставка предусматривала не только показательные выступления, но и совещание с представителями автозаводов, которое провел начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский. По его словам, Минобороны уже определилось с концепцией развития военной автомобильной техники. Автозаводам предписано разрабатывать и выпускать автотехнику на основе унифицированных базовых платформ с использованием российских комплектующих. В частности, в концепцию отлично вписывается разработанное КамАЗом семейство армейских автомобилей «Мустанг», а также «Мотовоз», созданный ОАО «Автозавод ‘Урал'» (входит в холдинг «Руспромавто»). К 2020 году, по словам генерала Полонского, должно произойти полное переоснащение армейского автопарка.

КамАЗ рвется в небо

Газ 3937, «Водник»

В этом году ОАО КамАЗ порадовало военных сразу двумя новинками. На базе грузовика КамАЗ-4350 (4×4) создана версия для воздушно-десантных войск (ВДВ) — авиатранспортабельный КамАЗ-43501. Эта машина призвана заменить снимаемые с эксплуатации ГАЗ-66. Кроме того, камские автомобилестроители совместно с МГТУ имени Баумана впервые создали бронеавтомобиль — КамАЗ-43269. Он разработан на базе КамАЗ-4326 (4×4) и получил название «боевая пограничная машина БПМ-97 ‘Выстрел'». Этот бронеавтомобиль создавался по заказу пограничной службы ФСБ, но приглянулся и военным. Машина весит 11,6 т, она может перевозить восемь-десять полностью экипированных военнослужащих. По сведениям «Ъ-Авто», сейчас конструкторы работают над новыми бронетранспортерами семейства «Выстрел» — КамАЗ-4326901 (6×6) для перевозки десанта из 12-15 человек и КамАЗ-432602 (8×8) для 16-20 человек. Компоновка этих боевых машин не нова: в 50-е годы на ГАЗе и ЗиЛе были разработаны и приняты на вооружение бронетранспортеры БТР-40 (на базе ГАЗ-63, колесная формула 4×4) и БТР-152 (на базе ЗиС-151, колесная формула 6×6), а первая отечественная восьмиколесная бронемашина БТР-60 была создана на ГАЗе в 60-е годы. Первые две в 70-х годах были сняты с вооружения Советской армии (однако и сейчас используются во многих странах Азии и Африки). В отличие от них, БТР-60 послужил базой для создания целой гаммы бронетранспортеров — БТР-70, БТР-80 и БТР-90, серийно выпускавшихся на Арзамасском машиностроительном заводе. Однако к закупкам новых БТР-90 российская армия так и не приступила, предпочтя модернизировать выпущенные в большом количестве во времена СССР БТР-60 и БТР-70. При этом их модернизация в версии БТР-60ПБМ и БТР-70М стоит втрое дешевле, чем, например, более нового БТР-80. К тому же, по словам первого заместителя руководителя Федеральной службы по оборонному заказу Сергея Маева, БТР-60 является самым миноустойчивым отечественным бронетранспортером со времени войны в Афганистане.

Сочленный транспортер «Витязь»

ГАЗ предложил военным модернизировать не только БТР, но и боевую разведывательно-дозорную машину БРДМ-2 (4×4). Дело в том, что созданную на базе БТР-80 новую БРДМ-3 Минобороны пока не закупает, а на базах хранения скопилось много устаревших БРДМ-2. В результате появилась версия БРДМ-2М, которая сулит ОАО «Арзамасский машзавод» в том числе и неплохие экспортные перспективы — только в арабских странах на вооружении состоит более 2 тыс. БРДМ-2. Кстати, принятые на вооружение создаваемых сейчас в Северокавказском военном округе горнострелковых бригад гусеничные бронетранспортеры МТ-ЛБМ тоже не новы. Выпущенные в советские времена в большом количестве в Харькове, они до недавнего времени находились на хранении. После проверки в условиях Чечни эти легкобронированные машины прошли модернизацию в ОАО «Муромтепловоз», получив новый мотор и башню с 30-миллиметровой пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ от БТР-80А.

«Урал» берет армию числом

БРДМ-2М

Наряду с камазовским «Мустангом» на выставке в Бронницах было представлено и семейство «Мотовоз» Уральского автозавода. По мнению начальника 21-го НИИ генерал-майора Владислава Шипилова, наличие в России двух крупных заводов, производящих армейскую автотехнику, оправданно: таким образом создается здоровая конкуренция. К тому же уральские и камские грузовики имеют разное назначение: «Уралы» поступают на вооружение частей тактического (войскового) звена, а КамАЗы — оперативного. По мнению военных, капотные автомобили больше подходят для эксплуатации на переднем крае, ведь в случае взрыва мины под передней осью машины двигатель берет основную силу удара на себя, спасая жизнь водителя. Не исключено, что именно это обстоятельство подтолкнуло конструкторов КамАЗа к разработке первого грузовика капотной компоновки КамАЗ-4355 (6×6). Кстати, именно заботой о жизни водителя и пассажиров объясняется требование Минобороны оснащать бронекожухами кабины и кузова армейских грузовиков, предназначенных для действий на переднем крае.

Газ 2330 «Тигр»

Кроме того, сейчас шасси армейских машин снабжаются системой самопогрузки и разгрузки «Мультилифт» для перевозки быстросъемных контейнеров. Здесь преуспел УралАЗ, выпустив низкорамное шасси «Урал-532365» (8×8), а также спецшасси «Урал-692341» (10×8) грузоподъемностью до 23,5 т, оборудованное платформой для перевозки по дорогам БМП-2. А КамАЗ вырвался вперед на другом направлении, создав седельный тягач КамАЗ-65228 (8×8) для буксировки полуприцепов с бронетехникой общей массой до 41 т.

Газ 3409 «Бобр»

Впрочем, во взаимоотношениях Минобороны с автозаводами не все гладко. Более благополучный с экономической точки зрения КамАЗ выпускает машины, соответствующие требованиям военного ведомства полностью, а УралАЗ — лишь частично. Поэтому камские автомобили дороже уральских: два КамАЗа стоят как три «Урала». Поэтому Минобороны закупает больше «Уралов», что вызывает упреки руководства КамАЗа. Впрочем, из-за нехватки средств закупки армейских грузовиков пока не стали массовыми — в этом году будет закуплено 4 тыс. машин (в 2004 году — 3 тыс.).

«Барс», «Тигр» и другие

КамАЗ БПМ 97 «Выстрел»

После прекращения в конце 90-х годов выпуска массового армейского грузовика ГАЗ-66 его ниша так и осталась незаполненной. Пришедший ему на смену ГАЗ-3308 «Садко» (4×4) Минобороны не закупало из-за нехватки средств. Если в ВДВ на смену ГАЗ-66 поступит КамАЗ-43501, то внутренние войска МВД предпочли «Садко», а МЧС — еще и его модификацию «Егерь». Кроме того, ГАЗ преуспел в разработке первого в России армейского модульного двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-3937 «Водник», а также создал новый армейский джип ГАЗ-2330 «Тигр» (4×4). Минобороны пока только демонстрирует заинтересованность в приобретении «Водников» и «Тигров» для армейского спецназа (эти машины сейчас проходят испытания в 21-м институте), а МВД действует: первая созданная для спецназа партия ГАЗ-233036 уже поступила на вооружение.

ОАО «Ульяновский автозавод» (входит в холдинг «Северсталь») занимается модернизацией полноприводных автомобилей семейства 3151. Выпускаемый предприятием армейский джип УАЗ-3159 «Барс» имеет постоянный спрос в Минобороны, прежде всего из-за невысокой стоимости.

Далеко не все автомобили, даже успешно прошедшие испытания в 21-м институте, поступали на вооружение. В частности, в 90-е годы такая участь постигла плавающий джип ВАЗ-2122 «Река». Предпочтение тогда было отдано уже находившемуся в серии более дешевому ЛуАЗ-967М (он был создан на базе «Запорожца» и серийно выпускался Луцким автозаводом). В прежние времена одним из основных поставщиков армейских грузовиков был московский Автозавод имени Лихачева, но сейчас он практически ничего не выпускает. Однако зиловская авиатранспортабельная плавающая поисково-эвакуационная машина ПЭМ-1 (ЗиЛ-4906 «Синяя птица») (6×6) послужила прототипом аварийно-спасательных машин ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205, созданных АО «Вездеход-ГВА». С 1995 года по заказу МЧС они выпускаются Правдинским заводом радиорелейной аппаратуры (Нижегородская область), входящим в концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Сообщений 1 страница 11 из 11

Поделиться116-10-2015 12:30:05

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2739
  • Возраст: 59 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    26 дней 17 часов
  • Последний визит:
    Вчера 19:34:41

ГАЗ-3937 «Водник» АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Фото: «За рулем» №4 1994 г
Проектирование этого принципиально нового плавающего автомобиля колесной формулы 4х4 под индексом НАМИ-0281 начато в 1985 году. Характерные особенности машины: расположенный в задней части кузова силовой агрегат, независимая гидропневматическая подвеска всех колес; шины с регулируемым на ходу давлением воздуха, несущий водонепроницаемый кузов. НАМИ-0281 может плавать, двигаться по заболоченным участкам. Благодаря тому, что грузопассажирский отсек размещен в середине автомобиля, его осевые нагрузки и дифферент на плаву не зависят от величины перевозимого груза. Разработка легла в основу армейского автомобиля ГАЗ-3937 «Водник».

Фото: «За рулем» №11 1994 г.
Прототип ГАЗ-3937 «Водник» — один из экспонатов выставки «Средства спасения-94» (ВВЦ, Москва).

Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости — с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия. В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей — специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя — на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля — передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.

Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
Бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник»

Читать еще:  Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)

В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ.

Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек. Масса буксируемого прицепа — до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса — передние. Подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.








Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937 «Водник»
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ

Служба по контракту

Минобороны готовит новую госпрограмму вооружений до 2015 года, и между предприятиями—поставщиками техники из разных гражданских министерств и ведомств развернулась борьба за право быть представленными в этом документе. В реальных полевых условиях эту борьбу наблюдал Иван Сафронов — на выставке военной автомобильной техники, проходившей в середине марта в Бронницах в 21-м научно-исследовательском и испытательном институте Минобороны.

Год от года объемы госзакупок вооружений и военной техники растут — в нынешнем году на это планируется потратить 164 млрд руб., тогда как в прошлом было выделено 112 млрд руб. В Бронницах за госзаказ боролись в первую очередь «Урал» и КамАЗ. Выставка предусматривала не только показательные выступления, но и совещание с представителями автозаводов, которое провел начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский. По его словам, Минобороны уже определилось с концепцией развития военной автомобильной техники. Автозаводам предписано разрабатывать и выпускать автотехнику на основе унифицированных базовых платформ с использованием российских комплектующих. В частности, в концепцию отлично вписывается разработанное КамАЗом семейство армейских автомобилей «Мустанг», а также «Мотовоз», созданный ОАО «Автозавод ‘Урал'» (входит в холдинг «Руспромавто»). К 2020 году, по словам генерала Полонского, должно произойти полное переоснащение армейского автопарка.

КамАЗ рвется в небо

Газ 3937, «Водник»

В этом году ОАО КамАЗ порадовало военных сразу двумя новинками. На базе грузовика КамАЗ-4350 (4×4) создана версия для воздушно-десантных войск (ВДВ) — авиатранспортабельный КамАЗ-43501. Эта машина призвана заменить снимаемые с эксплуатации ГАЗ-66. Кроме того, камские автомобилестроители совместно с МГТУ имени Баумана впервые создали бронеавтомобиль — КамАЗ-43269. Он разработан на базе КамАЗ-4326 (4×4) и получил название «боевая пограничная машина БПМ-97 ‘Выстрел'». Этот бронеавтомобиль создавался по заказу пограничной службы ФСБ, но приглянулся и военным. Машина весит 11,6 т, она может перевозить восемь-десять полностью экипированных военнослужащих. По сведениям «Ъ-Авто», сейчас конструкторы работают над новыми бронетранспортерами семейства «Выстрел» — КамАЗ-4326901 (6×6) для перевозки десанта из 12-15 человек и КамАЗ-432602 (8×8) для 16-20 человек. Компоновка этих боевых машин не нова: в 50-е годы на ГАЗе и ЗиЛе были разработаны и приняты на вооружение бронетранспортеры БТР-40 (на базе ГАЗ-63, колесная формула 4×4) и БТР-152 (на базе ЗиС-151, колесная формула 6×6), а первая отечественная восьмиколесная бронемашина БТР-60 была создана на ГАЗе в 60-е годы. Первые две в 70-х годах были сняты с вооружения Советской армии (однако и сейчас используются во многих странах Азии и Африки). В отличие от них, БТР-60 послужил базой для создания целой гаммы бронетранспортеров — БТР-70, БТР-80 и БТР-90, серийно выпускавшихся на Арзамасском машиностроительном заводе. Однако к закупкам новых БТР-90 российская армия так и не приступила, предпочтя модернизировать выпущенные в большом количестве во времена СССР БТР-60 и БТР-70. При этом их модернизация в версии БТР-60ПБМ и БТР-70М стоит втрое дешевле, чем, например, более нового БТР-80. К тому же, по словам первого заместителя руководителя Федеральной службы по оборонному заказу Сергея Маева, БТР-60 является самым миноустойчивым отечественным бронетранспортером со времени войны в Афганистане.

Сочленный транспортер «Витязь»

ГАЗ предложил военным модернизировать не только БТР, но и боевую разведывательно-дозорную машину БРДМ-2 (4×4). Дело в том, что созданную на базе БТР-80 новую БРДМ-3 Минобороны пока не закупает, а на базах хранения скопилось много устаревших БРДМ-2. В результате появилась версия БРДМ-2М, которая сулит ОАО «Арзамасский машзавод» в том числе и неплохие экспортные перспективы — только в арабских странах на вооружении состоит более 2 тыс. БРДМ-2. Кстати, принятые на вооружение создаваемых сейчас в Северокавказском военном округе горнострелковых бригад гусеничные бронетранспортеры МТ-ЛБМ тоже не новы. Выпущенные в советские времена в большом количестве в Харькове, они до недавнего времени находились на хранении. После проверки в условиях Чечни эти легкобронированные машины прошли модернизацию в ОАО «Муромтепловоз», получив новый мотор и башню с 30-миллиметровой пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ от БТР-80А.

«Урал» берет армию числом

БРДМ-2М

Наряду с камазовским «Мустангом» на выставке в Бронницах было представлено и семейство «Мотовоз» Уральского автозавода. По мнению начальника 21-го НИИ генерал-майора Владислава Шипилова, наличие в России двух крупных заводов, производящих армейскую автотехнику, оправданно: таким образом создается здоровая конкуренция. К тому же уральские и камские грузовики имеют разное назначение: «Уралы» поступают на вооружение частей тактического (войскового) звена, а КамАЗы — оперативного. По мнению военных, капотные автомобили больше подходят для эксплуатации на переднем крае, ведь в случае взрыва мины под передней осью машины двигатель берет основную силу удара на себя, спасая жизнь водителя. Не исключено, что именно это обстоятельство подтолкнуло конструкторов КамАЗа к разработке первого грузовика капотной компоновки КамАЗ-4355 (6×6). Кстати, именно заботой о жизни водителя и пассажиров объясняется требование Минобороны оснащать бронекожухами кабины и кузова армейских грузовиков, предназначенных для действий на переднем крае.

Газ 2330 «Тигр»

Кроме того, сейчас шасси армейских машин снабжаются системой самопогрузки и разгрузки «Мультилифт» для перевозки быстросъемных контейнеров. Здесь преуспел УралАЗ, выпустив низкорамное шасси «Урал-532365» (8×8), а также спецшасси «Урал-692341» (10×8) грузоподъемностью до 23,5 т, оборудованное платформой для перевозки по дорогам БМП-2. А КамАЗ вырвался вперед на другом направлении, создав седельный тягач КамАЗ-65228 (8×8) для буксировки полуприцепов с бронетехникой общей массой до 41 т.

Газ 3409 «Бобр»

Впрочем, во взаимоотношениях Минобороны с автозаводами не все гладко. Более благополучный с экономической точки зрения КамАЗ выпускает машины, соответствующие требованиям военного ведомства полностью, а УралАЗ — лишь частично. Поэтому камские автомобили дороже уральских: два КамАЗа стоят как три «Урала». Поэтому Минобороны закупает больше «Уралов», что вызывает упреки руководства КамАЗа. Впрочем, из-за нехватки средств закупки армейских грузовиков пока не стали массовыми — в этом году будет закуплено 4 тыс. машин (в 2004 году — 3 тыс.).

«Барс», «Тигр» и другие

КамАЗ БПМ 97 «Выстрел»

После прекращения в конце 90-х годов выпуска массового армейского грузовика ГАЗ-66 его ниша так и осталась незаполненной. Пришедший ему на смену ГАЗ-3308 «Садко» (4×4) Минобороны не закупало из-за нехватки средств. Если в ВДВ на смену ГАЗ-66 поступит КамАЗ-43501, то внутренние войска МВД предпочли «Садко», а МЧС — еще и его модификацию «Егерь». Кроме того, ГАЗ преуспел в разработке первого в России армейского модульного двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-3937 «Водник», а также создал новый армейский джип ГАЗ-2330 «Тигр» (4×4). Минобороны пока только демонстрирует заинтересованность в приобретении «Водников» и «Тигров» для армейского спецназа (эти машины сейчас проходят испытания в 21-м институте), а МВД действует: первая созданная для спецназа партия ГАЗ-233036 уже поступила на вооружение.

ОАО «Ульяновский автозавод» (входит в холдинг «Северсталь») занимается модернизацией полноприводных автомобилей семейства 3151. Выпускаемый предприятием армейский джип УАЗ-3159 «Барс» имеет постоянный спрос в Минобороны, прежде всего из-за невысокой стоимости.

Далеко не все автомобили, даже успешно прошедшие испытания в 21-м институте, поступали на вооружение. В частности, в 90-е годы такая участь постигла плавающий джип ВАЗ-2122 «Река». Предпочтение тогда было отдано уже находившемуся в серии более дешевому ЛуАЗ-967М (он был создан на базе «Запорожца» и серийно выпускался Луцким автозаводом). В прежние времена одним из основных поставщиков армейских грузовиков был московский Автозавод имени Лихачева, но сейчас он практически ничего не выпускает. Однако зиловская авиатранспортабельная плавающая поисково-эвакуационная машина ПЭМ-1 (ЗиЛ-4906 «Синяя птица») (6×6) послужила прототипом аварийно-спасательных машин ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205, созданных АО «Вездеход-ГВА». С 1995 года по заказу МЧС они выпускаются Правдинским заводом радиорелейной аппаратуры (Нижегородская область), входящим в концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Термин «бронеавтомобиль»

В принципе, отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.

В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» [2] или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина» [3] .

Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled) ) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго» [4] ) используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище [5] , что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).

Читать еще:  Лёгкий танк M551 Sheridan (США)

БРДМ-1 в музее. 2012

Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена

Сообщений 1 страница 11 из 11

Поделиться116-10-2015 12:30:05

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2739
  • Возраст: 59 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    26 дней 17 часов
  • Последний визит:
    Вчера 19:34:41

ГАЗ-3937 «Водник» АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Фото: «За рулем» №4 1994 г
Проектирование этого принципиально нового плавающего автомобиля колесной формулы 4х4 под индексом НАМИ-0281 начато в 1985 году. Характерные особенности машины: расположенный в задней части кузова силовой агрегат, независимая гидропневматическая подвеска всех колес; шины с регулируемым на ходу давлением воздуха, несущий водонепроницаемый кузов. НАМИ-0281 может плавать, двигаться по заболоченным участкам. Благодаря тому, что грузопассажирский отсек размещен в середине автомобиля, его осевые нагрузки и дифферент на плаву не зависят от величины перевозимого груза. Разработка легла в основу армейского автомобиля ГАЗ-3937 «Водник».

Фото: «За рулем» №11 1994 г.
Прототип ГАЗ-3937 «Водник» — один из экспонатов выставки «Средства спасения-94» (ВВЦ, Москва).

Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости — с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия. В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей — специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя — на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля — передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.

Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
Бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник»

В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ.

Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек. Масса буксируемого прицепа — до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса — передние. Подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.








Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937 «Водник»
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ

Служба по контракту

Минобороны готовит новую госпрограмму вооружений до 2015 года, и между предприятиями—поставщиками техники из разных гражданских министерств и ведомств развернулась борьба за право быть представленными в этом документе. В реальных полевых условиях эту борьбу наблюдал Иван Сафронов — на выставке военной автомобильной техники, проходившей в середине марта в Бронницах в 21-м научно-исследовательском и испытательном институте Минобороны.

Год от года объемы госзакупок вооружений и военной техники растут — в нынешнем году на это планируется потратить 164 млрд руб., тогда как в прошлом было выделено 112 млрд руб. В Бронницах за госзаказ боролись в первую очередь «Урал» и КамАЗ. Выставка предусматривала не только показательные выступления, но и совещание с представителями автозаводов, которое провел начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский. По его словам, Минобороны уже определилось с концепцией развития военной автомобильной техники. Автозаводам предписано разрабатывать и выпускать автотехнику на основе унифицированных базовых платформ с использованием российских комплектующих. В частности, в концепцию отлично вписывается разработанное КамАЗом семейство армейских автомобилей «Мустанг», а также «Мотовоз», созданный ОАО «Автозавод ‘Урал'» (входит в холдинг «Руспромавто»). К 2020 году, по словам генерала Полонского, должно произойти полное переоснащение армейского автопарка.

КамАЗ рвется в небо

Газ 3937, «Водник»

В этом году ОАО КамАЗ порадовало военных сразу двумя новинками. На базе грузовика КамАЗ-4350 (4×4) создана версия для воздушно-десантных войск (ВДВ) — авиатранспортабельный КамАЗ-43501. Эта машина призвана заменить снимаемые с эксплуатации ГАЗ-66. Кроме того, камские автомобилестроители совместно с МГТУ имени Баумана впервые создали бронеавтомобиль — КамАЗ-43269. Он разработан на базе КамАЗ-4326 (4×4) и получил название «боевая пограничная машина БПМ-97 ‘Выстрел'». Этот бронеавтомобиль создавался по заказу пограничной службы ФСБ, но приглянулся и военным. Машина весит 11,6 т, она может перевозить восемь-десять полностью экипированных военнослужащих. По сведениям «Ъ-Авто», сейчас конструкторы работают над новыми бронетранспортерами семейства «Выстрел» — КамАЗ-4326901 (6×6) для перевозки десанта из 12-15 человек и КамАЗ-432602 (8×8) для 16-20 человек. Компоновка этих боевых машин не нова: в 50-е годы на ГАЗе и ЗиЛе были разработаны и приняты на вооружение бронетранспортеры БТР-40 (на базе ГАЗ-63, колесная формула 4×4) и БТР-152 (на базе ЗиС-151, колесная формула 6×6), а первая отечественная восьмиколесная бронемашина БТР-60 была создана на ГАЗе в 60-е годы. Первые две в 70-х годах были сняты с вооружения Советской армии (однако и сейчас используются во многих странах Азии и Африки). В отличие от них, БТР-60 послужил базой для создания целой гаммы бронетранспортеров — БТР-70, БТР-80 и БТР-90, серийно выпускавшихся на Арзамасском машиностроительном заводе. Однако к закупкам новых БТР-90 российская армия так и не приступила, предпочтя модернизировать выпущенные в большом количестве во времена СССР БТР-60 и БТР-70. При этом их модернизация в версии БТР-60ПБМ и БТР-70М стоит втрое дешевле, чем, например, более нового БТР-80. К тому же, по словам первого заместителя руководителя Федеральной службы по оборонному заказу Сергея Маева, БТР-60 является самым миноустойчивым отечественным бронетранспортером со времени войны в Афганистане.

Сочленный транспортер «Витязь»

ГАЗ предложил военным модернизировать не только БТР, но и боевую разведывательно-дозорную машину БРДМ-2 (4×4). Дело в том, что созданную на базе БТР-80 новую БРДМ-3 Минобороны пока не закупает, а на базах хранения скопилось много устаревших БРДМ-2. В результате появилась версия БРДМ-2М, которая сулит ОАО «Арзамасский машзавод» в том числе и неплохие экспортные перспективы — только в арабских странах на вооружении состоит более 2 тыс. БРДМ-2. Кстати, принятые на вооружение создаваемых сейчас в Северокавказском военном округе горнострелковых бригад гусеничные бронетранспортеры МТ-ЛБМ тоже не новы. Выпущенные в советские времена в большом количестве в Харькове, они до недавнего времени находились на хранении. После проверки в условиях Чечни эти легкобронированные машины прошли модернизацию в ОАО «Муромтепловоз», получив новый мотор и башню с 30-миллиметровой пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ от БТР-80А.

«Урал» берет армию числом

БРДМ-2М

Наряду с камазовским «Мустангом» на выставке в Бронницах было представлено и семейство «Мотовоз» Уральского автозавода. По мнению начальника 21-го НИИ генерал-майора Владислава Шипилова, наличие в России двух крупных заводов, производящих армейскую автотехнику, оправданно: таким образом создается здоровая конкуренция. К тому же уральские и камские грузовики имеют разное назначение: «Уралы» поступают на вооружение частей тактического (войскового) звена, а КамАЗы — оперативного. По мнению военных, капотные автомобили больше подходят для эксплуатации на переднем крае, ведь в случае взрыва мины под передней осью машины двигатель берет основную силу удара на себя, спасая жизнь водителя. Не исключено, что именно это обстоятельство подтолкнуло конструкторов КамАЗа к разработке первого грузовика капотной компоновки КамАЗ-4355 (6×6). Кстати, именно заботой о жизни водителя и пассажиров объясняется требование Минобороны оснащать бронекожухами кабины и кузова армейских грузовиков, предназначенных для действий на переднем крае.

Читать еще:  Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 (Россия)

Газ 2330 «Тигр»

Кроме того, сейчас шасси армейских машин снабжаются системой самопогрузки и разгрузки «Мультилифт» для перевозки быстросъемных контейнеров. Здесь преуспел УралАЗ, выпустив низкорамное шасси «Урал-532365» (8×8), а также спецшасси «Урал-692341» (10×8) грузоподъемностью до 23,5 т, оборудованное платформой для перевозки по дорогам БМП-2. А КамАЗ вырвался вперед на другом направлении, создав седельный тягач КамАЗ-65228 (8×8) для буксировки полуприцепов с бронетехникой общей массой до 41 т.

Газ 3409 «Бобр»

Впрочем, во взаимоотношениях Минобороны с автозаводами не все гладко. Более благополучный с экономической точки зрения КамАЗ выпускает машины, соответствующие требованиям военного ведомства полностью, а УралАЗ — лишь частично. Поэтому камские автомобили дороже уральских: два КамАЗа стоят как три «Урала». Поэтому Минобороны закупает больше «Уралов», что вызывает упреки руководства КамАЗа. Впрочем, из-за нехватки средств закупки армейских грузовиков пока не стали массовыми — в этом году будет закуплено 4 тыс. машин (в 2004 году — 3 тыс.).

«Барс», «Тигр» и другие

КамАЗ БПМ 97 «Выстрел»

После прекращения в конце 90-х годов выпуска массового армейского грузовика ГАЗ-66 его ниша так и осталась незаполненной. Пришедший ему на смену ГАЗ-3308 «Садко» (4×4) Минобороны не закупало из-за нехватки средств. Если в ВДВ на смену ГАЗ-66 поступит КамАЗ-43501, то внутренние войска МВД предпочли «Садко», а МЧС — еще и его модификацию «Егерь». Кроме того, ГАЗ преуспел в разработке первого в России армейского модульного двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-3937 «Водник», а также создал новый армейский джип ГАЗ-2330 «Тигр» (4×4). Минобороны пока только демонстрирует заинтересованность в приобретении «Водников» и «Тигров» для армейского спецназа (эти машины сейчас проходят испытания в 21-м институте), а МВД действует: первая созданная для спецназа партия ГАЗ-233036 уже поступила на вооружение.

ОАО «Ульяновский автозавод» (входит в холдинг «Северсталь») занимается модернизацией полноприводных автомобилей семейства 3151. Выпускаемый предприятием армейский джип УАЗ-3159 «Барс» имеет постоянный спрос в Минобороны, прежде всего из-за невысокой стоимости.

Далеко не все автомобили, даже успешно прошедшие испытания в 21-м институте, поступали на вооружение. В частности, в 90-е годы такая участь постигла плавающий джип ВАЗ-2122 «Река». Предпочтение тогда было отдано уже находившемуся в серии более дешевому ЛуАЗ-967М (он был создан на базе «Запорожца» и серийно выпускался Луцким автозаводом). В прежние времена одним из основных поставщиков армейских грузовиков был московский Автозавод имени Лихачева, но сейчас он практически ничего не выпускает. Однако зиловская авиатранспортабельная плавающая поисково-эвакуационная машина ПЭМ-1 (ЗиЛ-4906 «Синяя птица») (6×6) послужила прототипом аварийно-спасательных машин ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205, созданных АО «Вездеход-ГВА». С 1995 года по заказу МЧС они выпускаются Правдинским заводом радиорелейной аппаратуры (Нижегородская область), входящим в концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Термин «бронеавтомобиль»

В принципе, отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.

В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» [2] или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина» [3] .

Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled) ) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго» [4] ) используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище [5] , что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).

БРДМ-1 в музее. 2012

Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена

Сообщений 1 страница 11 из 11

Поделиться116-10-2015 12:30:05

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2739
  • Возраст: 59 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    26 дней 17 часов
  • Последний визит:
    Вчера 19:34:41

ГАЗ-3937 «Водник» АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Фото: «За рулем» №4 1994 г
Проектирование этого принципиально нового плавающего автомобиля колесной формулы 4х4 под индексом НАМИ-0281 начато в 1985 году. Характерные особенности машины: расположенный в задней части кузова силовой агрегат, независимая гидропневматическая подвеска всех колес; шины с регулируемым на ходу давлением воздуха, несущий водонепроницаемый кузов. НАМИ-0281 может плавать, двигаться по заболоченным участкам. Благодаря тому, что грузопассажирский отсек размещен в середине автомобиля, его осевые нагрузки и дифферент на плаву не зависят от величины перевозимого груза. Разработка легла в основу армейского автомобиля ГАЗ-3937 «Водник».

Фото: «За рулем» №11 1994 г.
Прототип ГАЗ-3937 «Водник» — один из экспонатов выставки «Средства спасения-94» (ВВЦ, Москва).

Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости — с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия. В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей — специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя — на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля — передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.

Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
Бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник»

В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ.

Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек. Масса буксируемого прицепа — до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса — передние. Подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.








Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937 «Водник»
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: