2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеавтомобиль Marauder (ЮАР)

Бронеавтомобиль

Броневой автомобиль [1] , панцирный автомобиль [1] (сокращённо бронеавтомобиль, устаревшее — блиндированный автомобиль, просторечие — броневик, позднее бронированный автомобиль — автомобиль (боевая машина), как правило за основу взят грузовик, позднее специальный автомобиль, оснащённый бронёй и вооружением, пулемётным или пушечным.

Появился перед Первой мировой войной в различных государствах мира. В период Первой и Второй мировой войн данный автомобиль в отличие от колёсного бронетранспортёра, не был предназначен для транспортировки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский броневой автомобиль «Роллс-Ройс».

Экспорт продукции военного назначения

В 2013 г. ЮАР поставила ПВН на сумму 3,15 млрд рэндов ($ 323,6 млн) по сравнению с 10,6 млрд рэндов годом ранее (см. рисунок 1). Было выдано 2057 лицензий на экспорт ПВН за отчетный период. 83 страны стали потребителями южноафриканской ПВН. Результаты 2013 г. стали одними из самых низких за последние шесть лет.

Общая стоимость портфеля лицензий (разрешенных к исполнению контрактов) ЮАР за отчетный период составила 79,85 млрд рэндов ($ 8,33 млрд), также уступая показателям прошлого года — 171,05 млрд рэндов ($ 20,85 млрд).

Крупнейшим импортером ПВН из ЮАР стала Швеция (1,23 млрд рэндов, см. рисунок 2). Этой стране была передана 161 легкая бронированная машина (ЛБМ) RG-32 Scout стоимостью 1,08 млрд рэндов.

Вторым по объемам поставок покупателем стали США (572,7 млн рэндов). После начала американской «глобальной войны с терроризмом» и военных компаний США в Ираке и Афганистане разразился настоящий бум в области ЛБМ, одним из бенефициаров которого стала промышленность ЮАР 1 . Вывод военного контингента США из Ирака и Афганистана создал избыточное предложение на рынке поддержанной бронетехники и способствовал снижению расходов на программы, связанные с ЛБМ. Это привело к снижению закупок бронетехники американскими ВС и ЧВК с 2,50–5,11 млрд рэндов до 565 млн рэндов в отчетном году.

Традиционным клиентом ЮАР являются Объединенные Арабские Эмираты (275,1 млн рэндов), в эту страну были поставлены: 28 бронированных машин Reva и 12 машин RG-31. Четвертое и пятое места заняли Финляндия (128,5 млн рэндов) и Германия (106,1 млн рэндов). Главным образом этим странам были поставлены ЛБМ RG-32M с усиленной противоминной защитой и перископы для неатомных субмарин соответственно.

Рисунок 2. Первые пять стран-покупателей ПВН из ЮАР в 2013 г. Источник: данные отчета за 2013 г.

Среди стран СНГ ПВН из ЮАР импортировали Азербайджан (30 млн рэндов) и Россия (16,6 млн рэндов). В Азербайджан было поставлено 12 ЛБМ Marauder, а в Россию — 1 бортовая система наблюдения-разведки.

Около 75% стоимости поставок в 2013 г. традиционно приходится на бронетехнику. Остальное это боеприпасы, коммуникационное оборудование, лазерные дальномеры, перископы и прочее оборудование. Как отмечалось выше, снижение объемов экспорта некоторые эксперты связывают с выводом военного контингента США из Ирака и Афганистана, но другой причиной может быть завершение ряда программ международных организаций — Африканского Союза и ООН 2 . Однако, учитывая текущую ситуацию в Сомали, Южном Судане и Ираке можно ожидать сохранения интереса к продукции оборонно-промышленного комплекса ЮАР.

Широкое участие европейских компаний в ОПК обеспечивает стабильный доход ЮАР, например, поставки оптоэлектроники для Германии (бывший завод Denel Optronics в г. Центурион, проданный Carl Zeiss Optronics, с 2012 г. принадлежит Cassidian), производство бронетехники контролируется британской BAE Systems, обеспечивая присутствие на рынках США, Швеции и ОАЭ.

Термин «бронеавтомобиль» [ править | править код ]

С точки зрения классификации военной техники отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Драгун» (Россия)

В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» [2] или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина» [3] .

Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled) ) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго» [4] ) используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище [5] , что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).

БРДМ-1 в музее. 2012

Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами — применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля:
    • Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60—70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна. Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём вооружение. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Экономичность Более низкая масса машины требует менее мощный двигатель, также колёсный движитель имеет меньшие механические потери при движении, следовательно у бронеавтомобиля ниже расход горючего. Его ремонт (в большинстве случаев) не отличается от ремонта обычного автомобиля, что также упрощает его эксплуатацию.
    • Надёжность. За счёт большой массы танка, его двигатель подвергается высоким нагрузкам; ресурс этого двигателя относительно невысок. Траки танковых гусениц также испытывают при движении высокие нагрузки, что ведёт к их быстрому разрушению. Всё это вело к низкой надёжности танков 20—30-х годов. В результате, бронеавтомобили в те годы, как правило, были значительно надёжнее танков. Лишь после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество. Тем не менее, на большие дистанции их всё равно предпочитают перебрасывать на специальных колёсных транспортёрах, тогда как колёсные машины чаще всего преодолевают путь своим ходом.
    • Преимущества в миротворческих операциях — простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля:
    • Плохая проходимость. Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более совершенными шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости. Лишь появление многоосных шасси (колёсная формула 8×8) с системой централизованной подкачки шин, колёсными редукторами и блокируемыми дифференциалами подарило бронеавтомобилям проходимость практически на уровне танков.
    • Недостаточные защищённость и вооружение. Являются следствием слабого колёсного шасси. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением и толстой бронёй. Бронеавтомобили 1930-х годов ещё могли соревноваться с танками (например, советские БА-11 и Т-26 имеют одинаковое вооружение и сопоставимое бронирование). Но с развитием защищённости и вооружения танков бронеавтомобили навсегда отстали от них.
Читать еще:  Основной боевой танк Type 96 (ZTZ96) (Китай)

Импорт продукции военного назначения

Объем импорта ПВН ЮАР в 2013 г. также снизился и составил около 169,5 млн рэндов. В основном импортировались компоненты вооружений, в том числе в интересах ОПК страны. Крупнейшие пять поставщиков представлены на рисунке 4.

Главным поставщиком ПВН в ЮАР в отчетном году стала Франция, поставив один вертолет Gazelle и ракеты на сумму 76,03 млн. рэндов. Второе место с поставками различных боеприпасов занял Сингапур, который еще недавно был одним из главных клиентов ОПК ЮАР. С третьего по пятое место разместились Германия, Канада и Великобритания с поставками комплектующих, элементной базы для бронетехники и оптоэлектроники в интересах ОПК ЮАР.

Термин «бронеавтомобиль»

В принципе, отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.

В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» [2] или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина» [3] .

Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled) ) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго» [4] ) используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище [5] , что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).

БРДМ-1 в музее. 2012

Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена

Термин «бронеавтомобиль»

В принципе, отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.

Читать еще:  Боевая машина пехоты Dardo (Италия)

В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» [2] или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина» [3] .

Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled) ) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго» [4] ) используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище [5] , что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).

БРДМ-1 в музее. 2012

Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена

Содержание

  • 1 Термин «бронеавтомобиль»
  • 2 Сравнение бронеавтомобиля и танка
  • 3 История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей
    • 3.1 Появление бронеавтомобилей
    • 3.2 Бронеавтомобили в Первой мировой войне
    • 3.3 Бронеавтомобили межвоенного периода
    • 3.4 Бронеавтомобили Второй мировой войны
    • 3.5 Послевоенное развитие бронеавтомобилей
  • 4 Конструкция бронеавтомобиля
  • 5 Классификация бронеавтомобилей
  • 6 Бронеавтомобили Российской империи
  • 7 Советские бронеавтомобили
  • 8 Российские бронеавтомобили
  • 9 Современные иностранные бронемашины
  • 10 Исторические бронеавтомобили
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Литература
  • 14 Ссылки

Заключение

Результаты экспорта вооружений в 2013 г. промышленностью ЮАР характеризуются негативным показателем по стоимости поставок, который на 7,45 млрд рэндов ниже среднегового значения за период в пять лет. В поставках ПВН, благодаря контрактам на ЛБМ, по-прежнему доминирует бронетехника.

Из данных доклада видно, что локомотивом поставок для промышленности ЮАР были программы, связанные с потребностями контингента (в том числе и ЧВК) США в Ираке и Афганистане. Кроме того заметно определенное насыщение некоторых рынков продукцией ОПК ЮАР. Азербайджан был одним из главных получателей бронеавтомобилей типа MRAP Marauder и Matador, пик поставок пришелся на 2009–2010 гг. В настоящее время бронеавтомобили будут собираться на СП в Баку 3 . Ряд военных программ был завершен также в Индии и Алжире, что привело к снижению поставок в эти страны.

Промышленность ЮАР также остается поставщиком ряда комплектующих в европейские страны, например, перископы в Германию или компоненты бронетехники в Великобританию.

Стоимость заключенных контрактов дает основания полагать, что результаты 2014 г. будут несколько лучше показателей 2013 г. Несмотря на возросшую детализацию отчета об экспорте в нем не расшифрована стоимость портфеля лицензий (разрешенных к исполнению контрактов) ЮАР по странам и видам ПВН.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector