5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронированный «Волат»

Бронированный «Волат»

Ещё в начале 2000-х годов в большинстве специальных подразделений Беларуси либо отсутствовали лёгкие бронированные машины, либо использовались советские БТР-80. Для современных целей и задач белорусского спецназа бронетранспортёры обладали избыточной мощностью, а также невысокой ремонтопригодностью. Первыми лёгкими бронемашинами в 2006 году в МВД Беларуси стали три российских автомобиля «Тигр». С 2014 года Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) начал лицензионную сборку «Тигров». В 2015 году собранные машины были доработаны для Минобороны Беларуси в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Лис-ПМ». В итоге именно «Лисы» первыми пришли на замену БТР-80 во внутренних войсках. В том же 2014 году по поручению президента Республики Беларусь на МЗКТ начались совершенно новые ОКР «V-1» по разработке полностью белорусского бронеавтомобиля.

От эскиза до модели

Примерно в то же время автору этой статьи посчастливилось увидеть эскизный рисунок проекта V-1, представленный для ознакомления представителям спецподразделений. Тогда я скептически отнёсся к будущему этого концепта, не поверив, что такой привлекательный и амбициозный проект сможет воплотиться в жизнь. Более того, было трудно представить, что такой бронеавтомобиль примут на вооружение и мне доведётся на практике убедиться в мудрости решений, принятых в 2014 году.

За непростую задачу разработки бронеавтомобиля «с нуля» взялись инженеры Минского завода колёсных тягачей под руководством Юрия Ивановича Николаева, имевшего многолетний опыт создания военной колёсной техники повышенной проходимости. Первый опытный образец, получивший наименование МЗКТ-490100, имел автоматическую трансмиссию МЗКТ-2361, одноступенчатую раздаточную коробку МЗКТ-4901 и двигатель ЯМЗ-5345. Впервые его продемонстрировали в Париже на международной выставке обороны и безопасности Eurosatory-2016.

К 2017 году броневик претерпел незначительные изменения по сравнению с прототипом. Основные метаморфозы коснулись конструкции задней двери: вместо опускающейся рампы теперь это обычная распашная дверь без крепления запасного колеса. МЗКТ-490100-010 массой более 10 т и грузоподъёмностью свыше 1 т способен перевозить экипаж из десяти человек. Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. способен разогнать «Волата» до 110 км/ч. Два топливных бака по 130 л дают машине запас хода в 1000 км. Цельнометаллический сварной бронированный корпус класса Бр4 надёжно защищает экипаж автомобиля от поражения стрелковым оружием.

В базовое исполнение легкобронированного автомобиля (ЛБА) вошёл целый комплекс дополнительного оборудования: навигация; фильтровентиляционная установка; предпусковой подогреватель-отопитель; автономная двухзонная система отопления и система кондиционирования обитаемого отсека; система дымоудаления; энергопоглощающие сидения десантного отсека; ограничители радиального давления для езды на повреждённых шинах; система центральной накачки шин; лебёдка самовытаскивания; аккумулятор увеличенной ёмкости; система пуска двигателя с разряжёнными аккумуляторами; электрообогреваемые передние ветровые и боковые бронестёкла; зеркала заднего вида.

Военный броневик минского СОБР

Новый ЛБА разрабатывался в первую очередь в интересах Минобороны и в 2017 году, успешно пройдя государственные испытания, был принят на вооружение белорусской армии. На основе базовой комплектации МЗКТ разработал целый модельный ряд автомобилей различного назначения. Первым в этом семействе стал МЗКТ-490100-011, на крыше которого монтируется пулемётно-гранатомётный модуль для стрелка с возможностью одновременной установки пулемёта типа ПКМ и гранатомёта типа АГ-17. Штатный боекомплект экипажа армейского автомобиля составляют по 20 оборонительных (Ф-1) и наступательных (РГД-5) ручных гранат, ящик с тротиловыми шашками массой 32 кг, а также 3240 патронов калибра 5,45 мм или 2640 патронов калибра 7,62 мм.

Новый бронеавтомобиль в базовом исполнении прошёл обкатку и в других силовых структурах Беларуси, таких как внутренние войска и органы пограничной службы. Вскоре инженеры МЗКТ совместно со специалистами Главного управления командующего внутренними войсками при непосредственном участии представителей минского СОБР начали доработку ЛБА в интересах милицейского спецназа. Так появился МЗКТ-490100-017, который впервые открыто демонстрировался на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» в подмосковной Кубинке.

Новый автомобиль для СОБР претерпел значительные изменения в сравнении со своим старшим собратом. Для начала на крышу «Волата» установили боевой функциональный модуль (БФМ), вращающийся на 360 градусов и аналогичный таковому на «Лис-ПМ». Для облегчения модуля в конструкции имеется вырез в задней стенке. При этом спину пулемётчика во время стрельбы надёжно прикрывает люк в откинутом положении. В качестве основного вооружения БФМ был выбрал мощный крупнокалиберный пехотный пулемёт НСВ-12,7, установленный на постель UPM-160. В салоне возле места командира экипажа установлена аппаратура внутренней и внешней связи ПУ-2 разработки ОАО «Агат-Систем».

Так как для СОБР это прежде всего штурмовой автомобиль, то увеличилось количество бойниц для десантного отсека. С каждой стороны появились по две дополнительные бойницы, и теперь каждый член экипажа мог вести огонь из стрелкового оружия, не покидая салон бронеавтомобиля. Для более удобной стрельбы бойницы на задней двери переместили выше и установили в бронированные стеклоблоки. К тому же, в отличие от базового варианта, здесь установлены бойницы увеличенного диаметра (с 98 до 116 мм).

Автомобиль можно использовать и при непосредственном сближении с объектом штурма. Для этого в передних боковых дверях имеются дополнительные откидные листы бронезащиты, предназначенные для защиты спецназовцев при действиях в пешем порядке от возможного огневого поражения. В этих же дверях на высоте 1,5 м от грунта установлены дополнительные бойницы для ведения огня. Для преодоления десантом различных препятствий и штурма первых этажей зданий на капоте имеется съёмная платформа, оборудованная противоскользящими элементами и откидной консольной двухстворчатой секцией, которая может фиксироваться в вертикальном положении, обеспечивая дополнительную защиту экипажа. В таком максимально активном штурмовом состоянии «Волат» напоминает белорусский вариант всемирно знаменитых трансформеров.

Боковые откидные подножки предназначены для размещения бойцов во время движения транспорта в готовности к штурму. Для этого на корпусе возле задней боковой двери имеется дополнительный поручень, а верхний поручень имеет удлинённую конструкцию. На задней стенке также установлен дополнительный трап.

МЗКТ-490100-017 успешно прошёл испытания и был принят на вооружение внутренних войск МВД Беларуси. Первые две машины поступили в минский СОБР в декабре 2017 года и сразу же заступили на круглосуточное боевое дежурство.

Вышеуказанные изменения, сделанные в интересах МВД, устроили и Государственный пограничный комитет Беларуси, хотя пограничники решили отказаться от автоматической трансмиссии. Таким образом, МЗКТ-490100-117 имеет механическую трансмиссию СААЗ-4334МЗ, двухступенчатую раздаточную коробку МЗКТ-5002 и двигатель ЯМЗ-5345-20. Основным вооружением БФМ стал пулемёт ПКМ, на крыше над лобовым стеклом появились проблесковые маячки и дополнительные светодиодные фары.

Автомобили специального назначения

Как любая универсальная платформа, МЗКТ-490100 стал родоначальником целого семейства автомобилей специального назначения, таких как разведывательный, медицинский, машина связи и радиоэлектронной борьбы и многие другие. Одним из первых в этом ряду стал разведывательно-огневой модуль МЗКТ-490100-015 с комплексом «Адунок» разработанный ОАО «АГАТ — системы управления». Этот автомобиль предназначен для ведения специальных и разведывательных действий, борьбы с незаконными вооружёнными формированиями и диверсионно-разведывательными группами противника, сопровождения колонн, охраны тыловых районов, несения комендантской службы и участия в миротворческих операциях.

Помимо автоматизированного дистанционно-управляемого наблюдательного огневого комплекса с 12,7-мм пулемётом либо 30-мм автоматическим гранатомётом, бронеавтомобиль имеет средства связи и обмена данными обстановки (4G/LTE), средства разведки (тактический беспилотный авиационный комплекс «Беркут»), оптоэлектронное устройство наблюдения. Штатное отделение машины — 6-8 человек с индивидуальным и групповым вооружением и экипировкой. Также комплекс имеет шесть пусковых установок для постановки дымовых завес типа «Туча».

К 2018 году разведывательный комплекс претерпел значительные изменения и получил наименование БРДМ-4Б. Скорее всего, это связано с доработкой комплекса в интересах Минобороны Беларуси. В пользу этой версии говорит и появившийся официальный индекс системы — 1А038-1. Впервые модернизированный вариант был продемонстрирован широкой публике на выставке «Милекс-2019». Машина «потеряла» свой огневой модуль, зато значительно усовершенствовала разведывательный. Теперь БРДМ может вести оптоэлектронную (инфракрасную и телевизионную) наземную (на глубину до 6 км) и воздушную (на глубину до 40 км) разведку, радиоэлектронную разведку радиосредств диапазонов ОВЧ (на глубину до 30 км), радиолокационную (на глубину до 18 км) и сейсмическую (на глубину до 40 км) разведку. Кроме того, машина может обеспечивать обработку разведывательной информации, радиосвязь на дальности 30 км в движении и 350 км на стоянке, осуществлять передачу данных и навигации.

Свой вариант автомобиля разведки «Рубон» на шасси МЗКТ-490100-018, также впервые на выставке «Милекс-2019», представило ЧП «Белтех Оптроникс». «Волат» вновь обрёл дистанционный огневой модуль — на этот раз ДБМ-Т12,7, разработанный совместно с российским ОАО «Специальное конструкторское бюро приборостроения и автоматики» (город Ковров). В качестве вооружения в модуле могут использоваться 12,7-мм пулемёты типа «Корд» или НСВ с горизонтальными углами наводки в 360 градусов и вертикальными от −20 до +70 градусов. Дальность обнаружения цели типа «танк» составляет 8,5 км днём и 5,5 км ночью, а распознавания — 5,5 и 3,5 км соответственно. «Рубон» способен как днём, так и ночью поражать автоматически сопровождаемые беспилотные летательные аппараты, огневые и транспортные средства как с места, так и с ходу.

В наши дни не менее актуальна станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами «Гроза-С» на шасси МЗКТ-490100-014 (разработка ОАО «КБ Радар»). «Гроза-С» способна обнаруживать БПЛА по излучениям радиолиний управления аппаратами, подавлять линии передачи данных, формировать дезинформирующие помехи бортовой аппаратуре навигации. Иными словами, такая станция РЭБ может посадить беспилотник, лишив его канала связи, либо взять управлением им на себя. Дальность радиоподавления приёмника БПЛА — до 30 км, а наземного пункта управления — до 10 км. Вмешательство в контроль канала GPS (либо GLONASS, GALILEO, BeiDou) может происходить на дальности до 40 км.

Читать еще:  Средний танк Pz.68 (Швейцария)

Одной из последних разработок в области средств связи и телекоммуникации для военных является комбинированная радиостанция Р-186 «Богатырь-2» на шасси МЗКТ-490100-019. Она предназначается для организации связи при ведении различных видов боя, выполнения задач мирного времени и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях управления. Такой «Богатырь» способен на организацию открытой и засекреченной телефонной связи на дальности до 300 км. В комплекс входит аппаратура связи белорусского производства: система спутниковой связи «Восход», радиостанции УКВ и КВ диапазонов, аппаратура шифрования «Ксенон», автоматизированные рабочие места оператора связи и командования.

Наиболее мощным оружием в семействе «Волатов» является ПТРК «Шершень-М» на шасси МЗКТ-490100-016 разработки минского ЗАО «ЦНИП». Для управления такой системой достаточно экипажа машины в количестве трёх человек. В боекомплект входит не менее восьми управляемых ракет в любом из трёх вариантов калибров: 107-мм типа РК-3, 130-мм типа РК-2 или 152-мм типа РК-2М. В качестве боевой части ракет используются либо осколочно-фугасная, либо тандемная кумулятивная. Такие боеприпасы способны пробивать от 550 до 1100 мм брони на дальности от 2,5 до 8 км.

Из ещё не реализованных замыслов Минского завода колёсных тягачей пока известен лишь медицинский автомобиль МЗКТ-490100-012. До сих пор остаётся загадочным вариант под номером 13, хотя может оказаться, что и инженеры — люди суеверные. Хотелось бы верить, что мы ещё увидим новых представителей «богатырской династии». По непроверенной информации, на заводе ведутся работы над модернизацией базового образца и родоначальника всего семейства «V-1». Быть может, не за горами второе поколение бронеавтомобилей «V-2»?

Источники и литература:

  1. Боевая легкобронированная машина МЗКТ-233036. Формуляр 233036-0000010 ФО
  2. Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-017. Руководство по эксплуатации 490100-0000017 РЭ

Броня «Славянского братства»

Ежегодно три стратегических военных партнёра: Беларусь, Сербия и Россия — проводят совместные учения «Славянское братство». В этих манёврах участвует немалое количество бронированной техники. В этом году в каждой из стран-участниц прошли выставки вооружений: сначала в Минске («Милекс»), потом в Белграде («Партнёр»), а затем и в Подмосковье («Армия»). Чем не повод поговорить о последних новинках колёсной легкобронированной техники стран-союзниц?

Белорусский «Защитник»

Ещё в 2013 году белорусское и российское правительства приняли программу военно-технического сотрудничества, в рамках которой в Беларуси до 2020 года планировалась сборка российских бронеавтомобилей «Тигр». В 2014 году были собраны первые два автомобиля, которые продемонстрировали президенту Республики Беларусь. Именно тогда Александр Лукашенко поставил задачу белорусским предприятиям ВПК самостоятельно разработать образцы бронированной техники. В этот процесс активно включились Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) и 140-й ремонтный завод (город Борисов).

В итоге МЗКТ собрало семь лицензионных «Тигров». Затем в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Лис-ПМ» машины были доработаны и приняты на вооружение МВД под индексом МЗКТ-233036. В том же 2014 году на МЗКТ начались ОКР «V-1». Итогом работ над абсолютно новым автомобилем стало целое семейство легкобронированной техники МЗКТ-490100, уже используемое в Вооружённых силах, МВД и ГПК Республики Беларусь. На выставке «Милекс» впервые были представлены МЗКТ-490100-117 для пограничной службы, дистанционный боевой модуль «Рубон» на базе МЗКТ-490100-018, комбинированная радиостанция Р-186 «Богатырь-2» на базе МЗКТ-490100-019, а также обновлённый МЗКТ-490100-015 под наименованием БРДМ-4Б и индексом 1А038-1.

140-й ремонтный завод в том же 2014 году начал разработку своего плавающего бронеавтомобиля «Кайман» на базе БРДМ-2. На сегодняшний день бронированное транспортное средство «Кайман» с пулемётно-гранатомётным модулем поставляется в ССО Беларуси и экспортируется за рубеж. На выставке «Милекс» впервые была показана комплексная аппаратная связи П-240МБ «Кайман-КАС». Не менее интересен и проект разведывательной химической машины «Химера» с новейшим белорусским модулем радиационно-химической разведки РМ2100, представленный ОАО «Агат-ЭМЗ».

Однако наибольший интерес у любителей и специалистов вызвало защищённое транспортное средство многоцелевого назначения «Защитник». Бронеавтомобиль на базе шасси МАЗ-631708 поражает своими размерами и грозным видом. Имея около 4 м в высоту и массу почти в 20 т, он способен перевозить 14 человек с защитой класса Бр4 (кормовая и боковая проекции) и Бр5 (лобовая проекция и стёкла). Двигатель ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. может разогнать этого тяжеловеса до скорости в 90 км/ч. Изделие 140-го завода сразу же привлекло внимание представителей нескольких подразделений специального назначения, а значит, скоро мы сможем увидеть, чего стоит «Защитник» в реальных боевых условиях.

Ещё один представитель класса белорусских тяжеловесов — это универсальная боевая платформа (УБП) для транспортирования модулей различного функционального назначения и их применения в боевых условиях, показанная НПООО «ОКБ ТСП». Машина массой 17 т и длиной более 6 м имеет защиту от пуль, осколков и мин. В машине используется новый двигатель мощностью 350 л.с. с максимальной скоростью 110 км/ч, разработанный совместно с Минским автомобильным заводом. Экипаж из 10 человек надёжно защищён 16-мм бронёй и стёклами толщиной 92 мм от бронебойных винтовочных пуль, а также от подрыва 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Изделие пока остаётся безымянным, но на отдельных элементах корпуса имеется маркировка «Секач» (Sekach).

ГВТУП «Белспецвнештехника» показало семейство бронеавтомобилей «Асiлак» (бел. — «Силач») — совместную белорусско-российскую разработку. По заявлению производителя, в Беларуси пока осуществляется лишь сборка из машинокомплектов, поставляемых из Нижнего Новгорода. На выставке был представлен ряд автомобилей: медицинский AMEV; разведывательный APC-6; машина для перевозки личного состава APC-10; машина для выполнения специальных задач ASV; грузовой CARGO; тягач SHTS. Все автомобили имеют 4,4-л дизельный двигатель ЯМЗ-53442 мощностью 200 л.с., механическую коробку передач, полноприводную распределительную коробку, два топливных бака по 105 л с запасом хода 1100 км, массу от 5,6 до 9,4 т и вместимость до 10 человек. Корпус бронеавтомобиля имеет класс защиты Бр4, а также дополнительную противоминную защиту V-образной формы. Машина может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м, по словам представителя компании, конечная стоимость изделия в сравнении с другими белорусскими конкурентами в разы дешевле.

Сербские «князья» на защите родины

Выставка «Партнёр-2019» в Белграде собрала 128 компаний из 22 государств. В этом году компания «Югоимпорт» представляла уже знакомые многим разработки: бронеавтомобиль «Милош» и бронетранспортёр «Лазарь 3». Техника, названная в честь сербских князей Милоша Обреновича и Лазаря Хребеляновича, уже состоит на вооружении силовых структур Сербии. На этот раз на выставке состоялся динамический показ техники с выполнением боевых стрельб.

Первый прототип колёсного БТР «Лазарь» появился ещё в 2008 году, однако так и не вышел за рамки опытного образца. Второе поколение машины было представлено в 2013 году, стало более совершенным, но и в три раза более дорогим. Для серийного производства бронетехники, в том числе и «Лазарь 2», в городе Велика Плана был построен завод бронетанковой техники, торжественно открытый в 2014 году. Согласно заявленной концепции, разработчики хотели совместить MRAP (минно-защищённый) и MRAV (многоцелевой) варианты исполнения бронеавтомобилей. От первого варианта у «Лазаря» высокая противоминная защита, а от второго — независимая подвеска и возможность размещения различного вооружения.

БТР «Лазарь 3», разработанный в 2015 году, представляет собой полноприводную машину с колёсной формулой 8×8, которая позволяет разместить командира, механика-водителя, стрелка-оператора и до десяти десантников. От предыдущего поколения её отличают новый несколько увеличенный корпус (длиной 7,92 м, шириной 2,95 м и высотой 2,32 м), а также повышенная баллистическая и противоминная защита (не ниже уровня 3 STANAG 4569). Машина массой от 24 до 26 т может развивать скорость до 110 км/ч благодаря двигателю Cummins (500 л.с.). Трансмиссия — автоматическая Allison. В качестве основного вооружения используется дистанционно управляемый модуль М15 с 12,7-мм пулемётом М87 (типа НСВТ). Возможна и установка более мощного российского модуля МБ2-03 в составе 30-мм пушки 2А42, 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 30-мм гранатомёта АГ-17 и системы постановки дымовых завес «Туча».

Новейшей разработкой сербских конструкторов является легкобронированный автомобиль «Милош» с колёсной формулой 4×4 и массой 14 т. Машина габаритами 5,45×2,51 м и высотой 2,3 м способна вместить 8 членов экипажа, четверо из которых могут десантироваться через рампу в задней части автомобиля. Двигатель в триста «лошадей» развивает скорость до 110 км/ч. Баллистическая защита корпуса 3-го уровня и противоминная 2-го уровня стандартов НАТО позволяют защитить солдат от 7,62-мм винтовочных пуль и подрыва 6 кг тротила. Как и на «старшем» собрате, на «Милоше» установлен тот же дистанционный модуль с 12,7-мм пулемётом.

На базе этих колёсных машин были разработаны и два варианта ракетных систем: ALAS и RALAS. Первая, с заимствованием узлов и механизмов «Милоша», является уменьшенным вариантом уже хорошо известной системы на базе автомобиля Nimr, пусковая установка второго впервые разместилась на шасси «Лазарь 3». Машины «Лазарь 3» и «Милош» уже поступили на вооружение Минобороны и МВД Сербии, а также поставляются на экспорт. Таким образом, спустя десятилетия после распада Югославии и выхода из-под советского влияния Сербия начала замену устаревших образцов бронетехники на новейшие разработки собственной военной промышленности.

Российский «Атлет» на смену «Тигру»

Российский военно-технический форум «Армия-2019» запомнился прежде всего двумя новыми разработками компании ООО «ВПК». В первую очередь это АМН-2, представитель нового поколения «Тигров», разработанный в рамках ОКР «Атлет». В новом автомобиле ВПК-233120 конструкторы учли все замечания по итогам эксплуатации легкобронированной техники в зонах вооружённых конфликтов. В изменённом внешнем облике легко угадываются черты предшественника. Главное, что бросается в глаза, — одностворчатая задняя дверь для десантирования экипажа. Российский «Атлет» набрал массу до 9 т, увеличил грузоподъёмность до 1600 кг, получил новое 300-сильное «сердце» ЯМЗ-5347-24 и второй класс противоминной защиты. В зависимости от исполнения в машину вмещается от двух до восьми человек. В динамическом показе на полигоне «Алабино» участвовала другая модификация «Атлета» — трёхдверный автомобиль специального назначения АСН с поворотной платформой на крыше для установки пулемётно-гранатомётного вооружения.

Читать еще:  Самоходная гаубица Palmaria (Италия)

Другая новинка, «ВПК-Урал», крупнее и мощнее «Атлета». Масса — 14,5 т, двигатель — четырёхтактный ЯМЗ-536 мощностью 360-450 л.с., габаритные размеры — 6500×2550×2800 мм, экипаж — 12 человек. Класс противопульной защиты обитаемого отсека — Бр5, уровень противоминной защиты корпуса — 2-й (до 6 кг тротила). По заверению производителя, благодаря заимствованию шасси грузового Урала (4×4) удалось добиться снижения стоимости в базовом варианте до 7-8 млн рублей (для сравнения, цена ВПК-233136 «Тигр-М» в 2018 году превысила 10 млн рублей).

Новое поколение российских бронеавтомобилей пока только прокладывает себе путь на вершину, где уже более десяти лет господствует «тигриное» семейство. К 2019 году произведено более полутора тысяч «Тигров» в восьмидесяти модификациях, которые эксплуатируются в 16 странах мира. На выставке посетители могли увидеть «Тигр-Рейд». Модификация для иностранного заказчика получила комплект откладывающихся бронещитков вокруг каждого люка, дополнительную бойницу в лобовом стекле, комплект решёток на все окна, изменённые расположения сидений для быстрого десантирования, инфракрасный прожектор, подножки и поручни вдоль бортов.

Эпоха броневиков вновь находится на пике своего развития, но среди пёстрого многообразия образцов лишь немногим обеспечено счастливое будущее. Время покажет, какие из новинок в будущем смогут потягаться в популярности с современными образцами.

  1. 9-я Международная выставка вооружения и военной техники «Милекс-2019»
  2. 9-я Международная выставка вооружения и военной техники «Партнёр-2019»
  3. Международный военно-технический форум «Армия-2019»

Как белорусам извлечь выгоду из предприимчивости арабов и россиян

Отечественному ВПК не следует игнорировать рыночную конъюнктуру

На параде в честь 70-летия Великой Победы 9 мая 2015 года в Минске среди других перспективных образцов вооружения и военной техники белорусской армии впервые были публично показаны новейшие бронеавтомобили «Лис-ПМ», производство которых налажено в Беларуси.

На данный момент бронеавтомобили «Лис-ПМ» собираются на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии. При их изготовлении используются узлы и агрегаты, поставляемые из России. Прототипом «Лиса» является бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр», разработанный и выпускаемый предприятиями Группы ГАЗ. Однако доля белорусских комплектующих неуклонно растет. Уже сейчас она составляет 85% и в будущем должна увеличиться еще больше.

Здесь нельзя не отметить, что российский «Тигр» (как, соответственно, и белорусский «Лис») являются в своем роде «наследниками» американского армейского защищенного внедорожника HMMWW M998 (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle Model 998), разработкой которого начиная с 1979 года занималась компания American Motors.

Что снег, что песок…

С 22 марта 1983 года этот автомобиль официально поступил на вооружение американской армии. Был заключен один из самых больших контрактов в истории армии США: за 55 тыс. ед. государство отдало около 1,2 млрд. долларов. Затем последовали поставки во многие другие страны.

Правда, чтобы упростить произношение, в обиходе машину переименовали в Humvee. Однако поистине всемирную известность приобрела его гражданская версия, получившая название Hummer («Молот»), которая, несмотря на высокую цену, продолжительное время пользовалась достаточно высоким и устойчивым спросом среди зажиточных покупателей (ввиду чего это наименование перешло и на военный прототип).

Вероятно, под влиянием истории этого успеха тем же путем решила пойти и Группа ГАЗ. Как и в предыдущем случае, отправной точкой стал армейский бронированный внедорожник.

Воздадим хвалу Абдуле

В 1999 году король Иордании Абдула II с целью повышения боеспособности своих вооруженных сил создал для их развития специальную компанию, получившую название King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Одной из рекомендаций KADDB стало переоснащение иорданской армии новыми специальными внедорожниками. Состоявший на ее вооружении Hummer не устраивал арабов по причине как высокой цены самого автомобиля, так и стоимости его обслуживания – Hummer не выдерживал тяжелых условий пустыни.

Заниматься этой проблемой должна была компания Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая готова была потратить на разработку нового армейского внедорожника 60 млн. долларов. Специалисты BJG сформулировали общие технические требования к этой машине, главное из которых — она должна превзойти Hummer по большинству характеристик.

В качестве генподрядчика для реализации данного проекта был выбран Горьковский автозавод, ныне входящий в Группу ГАЗ. Главным исполнителем и координатором работ стала дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ).

Как определили разработчики, главной причиной низкой надежности знаменитого американского внедорожника в тяжелых дорожных условиях стало использование в его конструкции «легковых» узлов и агрегатов, имеющих относительно невысокие прочностные характеристики. А посему было решено для создания альтернативы «американцу» применить узлы и компоненты армейского бронетранспортера БТР-80 и броневика «Водник».

Это позволило выполнить заказ за достаточно короткий период времени: были созданы бронированная и небронированная версии машины, получившей заводской индекс ГАЗ-2975.

В 2000 году опытные образцы автомобилей и конструкторская документация были переданы компании Bin Jabr Group, которая осталась довольна результатами испытаний прототипов. А в 2001 году машины, получившие обозначение Tiger HMTV, с большим успехом были продемонстрированы на оружейной выставке в Абу-Даби.

Тем не менее по неизвестной причине заказчик российских «тигров» их не выкупил. Правда, вскоре в Иордании в Аль Дулайле было организовано совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA – 80% его акций принадлежит BJG), которое с июня 2005 года начало производство нескольких версий бронеавтомобилей AR-17 Nimr, разработанных совместно с Renault на базе Tiger HMTV.

Горьковский же автозавод получил право оставить себе все наработки по новому внедорожнику и распоряжаться ими как угодно. И вскоре практически готовый к реализации проект бронеавтомобиля был востребован в России: большой интерес к его высоким техническим характеристикам проявили силовые ведомства, а также представители нефтегазовой отрасли.

Учитывая пожелания потенциальных заказчиков, первоначальный проект был значительно переработан. В 2002 году эта модификация под обозначением ГАЗ-2330 «Тигр» была представлена на Московском международном автомобильном автосалоне MIMS-2002. А с конца 2002 года ее серийное производство началось на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в Группу ГАЗ. И хотя изначально «Тигр» разрабатывался как сугубо армейская машина (мощная, высокопроходимая, оснащенная солидной броней), вскоре возник спрос на его гражданскую версию со стороны любителей экстрима и активного отдыха, да и просто тех, кто имеет средства, чтобы выделиться в транспортном потоке.

Так что в настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе, помимо полицейских и военных версий «Тигра», изготавливается (пусть и по индивидуальным заказам) также гражданская – ГАЗ-2975.

Анатомия кошачьих

Невоенный «Тигр» имеет шасси рамной конструкции, на нем монтируется основная часть агрегатов и кузов. Кузов — цельнометаллический, однообъемный, пятидверный с грузовым отсеком — рассчитан на перевозку четырех человек и до 1500 кг груза. Грузовое отделение отгорожено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человек.

Броневик во фраке.

Несмотря на военное происхождение, он имеет необходимые «прибамбасы», упрощающие вождение по дорогам и вне их: гидроусилитель руля, независимую торсионную подвеску всех колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточную коробку с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, систему автоматической подкачки шин, предпусковой подогреватель, электрическую лебедку.

Что касается силовой установки, то здесь вариантов пока не так много. Наиболее популярные: проверенный дизель ЯМЗ-5347-10 (215 л. с.) с механической коробкой передач, либо Cummins B-180 (180 л. с.) с той же механикой, либо Cummins B-205 с турбонаддувом (205 л. с.), трудящийся в паре с автоматической трансмиссией родной фирмы.

Теперь о салоне. Помимо стандартной – спартанской, существует также VIP-версия его внутреннего дизайна. При таком варианте в отделке салона использованы натуральная кожа и высококачественная пластмасса. Кузов оборудован кондиционером с фильтром, подогревом сидений и декоративной подсветкой. В крыше имеется люк с электроприводом. Мощная стереосистема оснащена шестью динамиками. Автомобиль имеет и другие атрибуты повышенной комфортности: анатомический руль, регулировку сидений, подлокотники для пассажиров и подстаканники на центральной консоли.

«Тигр» может комплектоваться электростеклоподъемниками, дополнительным и независимым отопителем и даже ABS.

Но элементы роскоши не влияют на ходовые качества этого «бойца». Благодаря шасси от БТР «Тигр» обладает способностью передвигаться в условиях полного бездорожья, преодолевая самые сложные препятствия: снег глубиной 50 см, водные преграды до 1,5 м, рвы 50 см, вертикальные стенки до 40 см, косогоры 20 градусов. Не имеет большого значения и несущая способность поверхности – легко преодолеваются и болота, и пески. Более того, спецназовцы, использующие эту технику, утверждают: «Тигр» пройдет там, где увязнет БТР.

Пока не упущенные возможности

Если говорить о недостатках «Тигра», то главный – это цена, которая варьируется в пределах 100-120 тыс. долларов. Основная причина в том, что в настоящее время гражданские машины делают поштучно, основные мощности Арзамасского завода загружены военными заказами. Но даже несмотря на это, многие российские депутаты, высокопоставленные чиновники и представители культурной элиты уже приобрели этот внедорожник. В их числе Владимир Жириновский, Дмитрий Рогозин, Никита Михалков и др.

Как отмечают эксперты, снизить цену позволит только наращивание объемов производства, что, учитывая сегодняшние реалии (выполнение программы перевооружения российской армии), произойдет нескоро.

Воспользоваться этой рыночной ситуацией вполне мог бы Минский завод колесных тягачей, у которого на дочерних предприятиях существуют избыточные мощности. Наладив сборку аналога военной версии «Тигра», он вполне в состоянии потянуть и гражданскую. Тем более что есть возможность повысить степень локализации производства.

А ведь заказы МЗКТ могли бы благоприятно сказаться на экономическом положении ряда ведущих белорусских предприятий. Например, позволили бы Минскому моторному заводу наконец-то освоить производство двигателей Д-249, которые ничем не уступают российским дизелям серии ЯМЗ-534.

Если бы дело происходило на Западе, то уже завтра наши покупатели могли бы прицениться к гражданским внедорожникам «Лис» со 100-процентной местной комплектацией. Но как это будет в условиях нашей чудесной экономической модели, неизвестно.

Бронетехника военного типа

Военные бронетранспортеры непосредственно милицией у нас не используются, но у Внутренних войск такая техника есть. И на улицах города мы ее видели.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Урал-63095 «Тайфун-У» (Россия)

Основной бронетранспортер Внутренних войск — это БТР-80, одна из самых массовых машин своего класса в мире. В Минск такие бронетранспортеры въезжали с целью дополнительной охраны Дворца Независимости и непосредственно с протестующими, по сути, не пересекались.

В зарубежных странах, в отличие от нас, сугубо военная бронетехника состоит на вооружении полиции очень давно.

В СССР далеко не все граждане знали, что такое массовые протесты, а в Европе и США эти явления существуют много дольше и в разных, порой агрессивных формах, потому и история бронетехники в полиции других государств куда богаче.

Во французской полиции, точнее жандармерии, до сих пор служат и активно используются бронетранспортеры Berliet VXB-170 образца 1968 года. Первый прототип 12,7-тонного полицейского броневика действительно был построен в 1968-м, а первые серийные машины пришли в жандармерию в 1971-м. Почти полвека эта техника состоит на службе без конструктивных изменений. Всего же во французскую жандармерию поступило без малого полторы сотни таких машин. По официальным данным, 71 штука до сих пор в строю. Использовались такие и в бывших французских колониях — Габоне, Сенегале и Тунисе.

Немецкий полицейский бронетранспортер TM-170 — такая же классика, как и Berliet VXB-170, только еще более многотиражная. Начиная с 1979 года было построено, по официальным данным, 370 экземпляров. Разработана эта машина концерном Thyssen-Henschel на основе агрегатов Mercedes-Benz Unimog. Проектировалась специально для полиции и пограничной службы.

Первые поставки серийных броневиков состоялись в 1983 году. Автомобили из той партии до сих пор состоят на службе, причем не только в Германии. Специальные бронетранспортеры использует также полиция Австрии, Исландии, Северной Македонии, Египта, Кувейта. И даже полиция крошечного Люксембурга имеет в своем парке TM-170.

А это претендент на звание будущей полицейской бронеклассики Европы. Спецавтомобиль называется RMMV Survivor R. Базируется на агрегатах MAN TGM и является совместной разработкой немецкого концерна Rheinmetall MAN Military Vehicles и австрийской фирмы Achleitner. Первый опытный образец показали в 2014 году, а первая коммерческая поставка состоялась в 2017-м. Пока таких машин построено мало. Один экземпляр есть у полиции Берлина, по одному — у полиции Саксонии и земли Северный Рейн-Вестфалия. А их крупнейший оператор на сегодняшний день — это пограничная служба. Туркменистана, бывшей советской республики.

А этот полицейский броневик навевает ассоциации с классикой. У какого производителя заказывала для себя бронеавтомобиль полиция канадского Калгари, определить сложно, но фирма-производитель явно вдохновлялась дизайном былинно-мифологизированного броневика «Враг капитала», с которого по легенде выступал Ленин в Петрограде в 1917 году.

Вероятно, крупнейший оператор полицейских броневиков — это США. Их здесь очень много, причем разных. Спецавтомобиль на переднем плане принадлежит многочисленному семейству Lenco BearCat и построен на агрегатах тяжелого пикапа Ford F550 Duper Duty. Компания Lenco Armored Vehicles из штата Массачусетс изготовила несколько тысяч единиц таких. Они распространены во всех штатах, а также используются полицией Австралии. Кроме того, такие автомобили служат в Канаде, Бразилии, Бангладеш, Марокко и Тайване. А на заднем плане — еще более грозная машина. Что за она?

Это сугубо военный MRAP-броневик — International MaxxPro. Он считается эталоном минозащищенности, так как создавался на основе боевого опыта операций США в Ираке. Это очень массовая машина, таких построено больше 9000 экземпляров. После завершения ближневосточных кампаний американцам даже столько не нужно. И эти броневики передают армиям дружественных США стран, а также своей родной американской полиции. Для полицейских нужд автомобиль, конечно, излишне защищен, но благодаря армии броневиков International MaxxPro с логотипами полиции появляется все больше и больше.

Армия США дарила больше не нужные ей броневики полиции и прежде. Теперь полиция передаривает их дальше. На фото ниже — классический американский легкий армейский броневик Cadillac Gage Ranger. Такие массово состояли на вооружении ВВС и ВМС США. После вывода из армейской эксплуатации их передавали полиции, а когда и у полицейских появлялась более свежая техника, те передавали машины коллегам из дружественных стран. Именно так экземпляр на снимке перекочевал из Пенсильвании в Ливан.

Бронезащитой обладают и некоторые модели водометов, но это уже другой тип техники. О нем — в следующий раз.

Зенитно-ракетный комплекс

Модернизированная ЗРК Оса – вариант оптимизации самоходного комплекса от 2566 завода по ремонту радиоэлектронного вооружения. В ходе модернизации было затронуто порядка 70% радиоэлектронного оборудования комплекса, введена система защиты от различных видов помех, введена новая оптико-электронная система с матрицей для работы в ИК-диапазоне и т.д. По итогу модернизации сокращено время цикла стрельбы, повышена точность наведения, повышена вероятность обнаружения малозаметных целей, введено автоматическое ведение цели. Таким образом, максимальная дальность обнаружения цели составляет теперь 60 км, а максимальная дальность поражения – 12 км. Кроме того, новый ЗРК получил возможность использования новых типов ракет. Боевая и транспортно-заряжающая машины комплекса используют шасси МАЗ-6317. Переход на новое шасси вызван частыми проблемами при обслуживании и отсутствием запчастей для использовавшихся в оригинальной версии комплекса боевых машин 9А33БМ2. МАЗ-6317 представляет собой армейский грузовик с колёсной формулой 6х6. На стандартную версию грузовика устанавливается двигатель ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. Боевые машины на новом шасси получили обозначения 9А33-2Б.

Если вам понравился данный материал, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал Военные Машины

Бронетехника военного типа

Военные бронетранспортеры непосредственно милицией у нас не используются, но у Внутренних войск такая техника есть. И на улицах города мы ее видели.

Основной бронетранспортер Внутренних войск — это БТР-80, одна из самых массовых машин своего класса в мире. В Минск такие бронетранспортеры въезжали с целью дополнительной охраны Дворца Независимости и непосредственно с протестующими, по сути, не пересекались.

В зарубежных странах, в отличие от нас, сугубо военная бронетехника состоит на вооружении полиции очень давно.

В СССР далеко не все граждане знали, что такое массовые протесты, а в Европе и США эти явления существуют много дольше и в разных, порой агрессивных формах, потому и история бронетехники в полиции других государств куда богаче.

Во французской полиции, точнее жандармерии, до сих пор служат и активно используются бронетранспортеры Berliet VXB-170 образца 1968 года. Первый прототип 12,7-тонного полицейского броневика действительно был построен в 1968-м, а первые серийные машины пришли в жандармерию в 1971-м. Почти полвека эта техника состоит на службе без конструктивных изменений. Всего же во французскую жандармерию поступило без малого полторы сотни таких машин. По официальным данным, 71 штука до сих пор в строю. Использовались такие и в бывших французских колониях — Габоне, Сенегале и Тунисе.

Немецкий полицейский бронетранспортер TM-170 — такая же классика, как и Berliet VXB-170, только еще более многотиражная. Начиная с 1979 года было построено, по официальным данным, 370 экземпляров. Разработана эта машина концерном Thyssen-Henschel на основе агрегатов Mercedes-Benz Unimog. Проектировалась специально для полиции и пограничной службы.

Первые поставки серийных броневиков состоялись в 1983 году. Автомобили из той партии до сих пор состоят на службе, причем не только в Германии. Специальные бронетранспортеры использует также полиция Австрии, Исландии, Северной Македонии, Египта, Кувейта. И даже полиция крошечного Люксембурга имеет в своем парке TM-170.

А это претендент на звание будущей полицейской бронеклассики Европы. Спецавтомобиль называется RMMV Survivor R. Базируется на агрегатах MAN TGM и является совместной разработкой немецкого концерна Rheinmetall MAN Military Vehicles и австрийской фирмы Achleitner. Первый опытный образец показали в 2014 году, а первая коммерческая поставка состоялась в 2017-м. Пока таких машин построено мало. Один экземпляр есть у полиции Берлина, по одному — у полиции Саксонии и земли Северный Рейн-Вестфалия. А их крупнейший оператор на сегодняшний день — это пограничная служба… Туркменистана, бывшей советской республики.

А этот полицейский броневик навевает ассоциации с классикой. У какого производителя заказывала для себя бронеавтомобиль полиция канадского Калгари, определить сложно, но фирма-производитель явно вдохновлялась дизайном былинно-мифологизированного броневика «Враг капитала», с которого по легенде выступал Ленин в Петрограде в 1917 году.

Вероятно, крупнейший оператор полицейских броневиков — это США. Их здесь очень много, причем разных. Спецавтомобиль на переднем плане принадлежит многочисленному семейству Lenco BearCat и построен на агрегатах тяжелого пикапа Ford F550 Duper Duty. Компания Lenco Armored Vehicles из штата Массачусетс изготовила несколько тысяч единиц таких. Они распространены во всех штатах, а также используются полицией Австралии. Кроме того, такие автомобили служат в Канаде, Бразилии, Бангладеш, Марокко и Тайване. А на заднем плане — еще более грозная машина. Что за она?

Это сугубо военный MRAP-броневик — International MaxxPro. Он считается эталоном минозащищенности, так как создавался на основе боевого опыта операций США в Ираке. Это очень массовая машина, таких построено больше 9000 экземпляров. После завершения ближневосточных кампаний американцам даже столько не нужно. И эти броневики передают армиям дружественных США стран, а также своей родной американской полиции. Для полицейских нужд автомобиль, конечно, излишне защищен, но благодаря армии броневиков International MaxxPro с логотипами полиции появляется все больше и больше.

Армия США дарила больше не нужные ей броневики полиции и прежде. Теперь полиция передаривает их дальше. На фото ниже — классический американский легкий армейский броневик Cadillac Gage Ranger. Такие массово состояли на вооружении ВВС и ВМС США. После вывода из армейской эксплуатации их передавали полиции, а когда и у полицейских появлялась более свежая техника, те передавали машины коллегам из дружественных стран. Именно так экземпляр на снимке перекочевал из Пенсильвании в Ливан.


©

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector