Бронеавтомобиль Reva Mk II (ЮАР)
- 1 История
- 2 Конструкция
- 2.1 Двигатель и трансмиссия
- 2.2 Вооружение
- 3 Варианты и модификации
- 4 Страны-эксплуатанты
- 5 Примечания
Бронемашина была разработана на шасси грузовика Iveco Eurocargo 150 E28 [6] при содействии компании IVECO. Первый демонстрационный образец бронемашины был впервые представлен 30 ноября 2014 на полигоне учебного центра Национальной гвардии под селом Новые Петровцы в Киевской области [7] [8] .
В декабре 2014 стоимость производства одного «Kozak-2014» составляла 250—280 тыс. долларов США [9] (в августе 2015 года — 300 тыс. долларов США) [2] .
7 марта 2015 года стало известно, что начата подготовка к серийному производству бронемашин «Kozak-2» [10] .
14 марта 2015 [11] две бронемашины «Kozak-2» (вооружённых установленным на крыше 12,7-мм пулемётом НСВТ) вновь представили на полигоне учебного центра НГУ под селом Новые Петровцы. Сообщается, что противоминная защита днища машины усилена за счёт установки противоосколочного покрытия из прессованного кевлара [12] [13] .
11 мая 2015 на полигоне 169-го учебного центра «Десна» был представлен образец бронемашины «Kozak-2», вооружённый ПТРК [14] .
В июне 2015 года один «Kozak-2» был дооборудован: он получил крепления для установки на борта решётчатых противокумулятивных экранов и был направлен на полигонные испытания [15] .
6 ноября 2015 года министерство обороны Украины сообщило, что в ходе эксплуатации бронемашины «Казак-2» в войсках в их конструкцию вносят улучшения (укреплены запорные устройства на дверях и крышках люков, облегчён доступ к колёсным дискам и системе подкачки колёс, изменены крепления для размещения личного оружия и др.) [16] .
17 февраля 2016 года одна бронемашина была направлена на практические испытания по противоминной стойкости, проведённые в соответствии с методикой Центрального НИИ МВД Украины на полигоне учебного центра Национальной гвардии Украины. В ходе испытаний под дном и под передним колесом машины были взорваны заряды массой 6 кг тротила, также был произведён обстрел бронемашины из 5,45-мм автомата Калашникова, 7,62-мм снайперской винтовки СВД и пулемёта ПКМ. Сообщается, что бронемашина получила повреждения, но успешно прошла испытания и подтвердила заявленные показатели противоминной стойкости [17] [18] .
3 ноября 2016 года приказом министерства обороны Украины № 588 бронемашины «Казак-2» были официально допущены к эксплуатации в вооружённых силах Украины [19] .
Также, в 2016 году бронемашина была включена в каталог продукции государственного концерна «Укроборонпром» в качестве образца бронетехники, которая может быть изготовлена и поставлена на экспорт [20] .
Боевые столкновения на юге Африки с участием тяжелой техники не были редкостью. Анголо-кубинские войска широко использовали танки Т-54/55, с которыми могли бороться бронеавтомобили “Эланд” и “Ратель”. Более современные Т-62 были им уже не по зубам. На вооружении сухопутных войск ЮАР состояло несколько сотен танков “Центурион”, 105-мм пушки которых могли пробивать броню Т-62, однако специфические условия полупустынь и рейдовый (со стороны ЮАР) характер боевых действий говорили за то, что лучшим истребителем танков будет колесная машина.
Разработка тяжелого бронеавтомобиля, получившего название “Руикат” (рысь), началась в 1976 году. Южноафриканские конструкторы имели относительно небольшой опыт проектирования колесной бронированной техники, видимо и военные не очень ясно представляли какая машина им нужна, поэтому было построено три опытных варианта, которые хотя и имели похожую компоновку, внешне очень сильно друг от друга отличались. В конце концов, заказчик определил “Руикат” как бронеавтомобиль для ведения разведки в ходе глубоких рейдов, однако на начальных этапах разработки и испытаний машины ставилась и задача борьбы с танками. После продолжительных испытаний было принято решение сконцентрировать усилия на дальнейшей разработке четырехосной машины, вооруженной 76-мм пушкой. За годы разработки и испытаний машины военно-политическая обстановка в мире резко изменилось. Прекратился и поток вооружений в Анголу. Масштабных танковых боев больше не предвиделось, поэтому командование вооруженных сил ЮАР справедливо посчитало, что 76-мм пушки будет вполне достаточно для вооружения тяжелого разведывательного бронеавтомобиля. Дополнительным фактором в пользу 76-мм пушки по сравнению со 105-мм была возможность размещения в бронеавтомобиле большего числа снарядов. Программе был дан “зеленый свет” и в дополнение к опытной машине, в 1986-1987 гг. было построено пять бронеавтомобилей, еще четыре предсерийных машины вышли на испытания в 1989 году. Серийное производство началось в 1990 году. Пушечный бронеавтомобиль скомпонован по образцу классического танка: отделение управления спереди, в средней части боевое отделение с вращающейся башней и в задней – моторно-трансмиссионное отделение. Корпус машины сварной, из стальных бронелистов. Лобовая броня устойчива к попаданию 23мм бронебойных снарядов советской зенитной установки ЗУ-23, широко использовавшейся в сражениях на юге Африки как для борьбы с воздушными, так – и с наземными целями. Испытания опытных образцов также показали, что корпус обеспечивает защиту членов экипажа от детонации противотанковых мин. Между второй и третьей осью в бортах имеются люки для аварийного покидания бронеавтомобиля экипажем. Место водителя находится в передней части корпуса по оси машины. Над его сиденьем расположен люк. Перед люком находятся три перископических наблюдательных прибора, вместо центрального предусмотрена возможность установки бесподсветочного прибора ночного видения. Для движения в темное время суток имеются прикрытые бронестеклами фары. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. Боевое отделение расположено в средней части машины. В трехместной сварной башне LIW-76 установлена 76-мм пушка GT4 длиной 62 калибра. Стальная броня башни обеспечивает защиту от попаданий снарядов калибра 23 мм в лобовой части и от 7,62-мм бронебойных пуль с бортов и с кормы. Орудие GT4 разработано на базе морской пушки ОТО/Мелара 76/62, Подкалиберный оперенный снаряд пушки GT4 имеет начальную скорость 1600 м/с и способен пробивать броню танков Т-54/55/62 на дистанции до 2000 м. Максимальная дальность стрельбы 12.000 м, дальность прямого выстрела – 3000 м. На пушку одет термоизоляционный кожух, установлена система продувки канала ствола после выстрела. Боекомплект 49 снарядов, из них 9 размещаются вертикально в башне. С левой стороны от орудия установлен 7,62-мм пулемет. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Цифровая система управления огнем учитывает поправки на дальность до цели, ее скорость, атмосферные условия, тип боеприпаса, температуру внутри машины и в совокупности с системой стабилизации силового типа на поплавковых датчиках угловой скорости позволяет вести стрельбу без остановки бронеавтомобиля. Время реакции на угрозу у подготовленного экипажа всего 2 сек. Угол возвышения пушки и пулемета от -10° до +20°. У командира, сиденье которого находится справа от пушки, по периметру командирской башенки установлено восемь неподвижных перископических смотровых приборов. Над командирской башенкой смонтирован 7,62-мм пулемет на кольцевой турели. Боезапас к обеим пулеметам составляет 3600 патронов. Наводчик размещается непосредственно за местом командира. Установленный на крыше башни перископический наблюдательный прибор наводчика GS-35 имеет дневной, с 8-кратным увеличением, и ночной, с 7-кратным увеличением на базе электронного усилителя изображения, каналы, а также встроенный лазерный дальномер. Дополнительно, у наводчика установлен телескопический прицел с 5,5-кратным увеличением. С левой стороны орудия расположено сиденье заряжающего. Моторно-силовое отделение находится в задней части корпуса. На бронеавтомобиле установлен десятицилиндровый двигатель водяного охлаждения V-10 мощностью 563 л. с. Коробка передач автоматическая, семискоростная (шесть скоростей для переднего хода, одна – для заднего). Дизельный двигатель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого блока для простоты замены в полевых условиях. Автоматическая система пожаротушения установлена и в моторно-трансмиссионном, и в боевом отделениях. Бронеавтомобиль “Руикат” оборудован фильтро-вентиляционной установкой, защищающей экипаж от химического и бактериологического оружия. Внутри корпуса поддерживается небольшое избыточное давление. Все восемь колес машины ведущие, передние четыре колеса управляемые, в контур управления включены гидроусилители. Подвеска независимая, пружинного типа с гидроамортизаторами. Колеса оснащены шинами размерами 14,00 х 20. Бронеавтомобиль “Руикат” не оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха в пневматиках. Большое внимание при разработке машины уделялось защите от детонации мин. “Руикат” способен сохранять способность двигаться даже при подрыве на мине двух колес с одной стороны. Серийное производство бронеавтомобилей началось в 1989 году. Первая строевая часть была полностью оснащена ими в 1990 году. К началу 1997 года на вооружениии сухопутных войск ЮАР состояло 170 бронеавтомобилей “Руикат”, их серийное производство продолжается, всего планируется построить более 200 машин.
“РУИКАТ” 105
Для возможных зарубежных заказчиков был разработан вариант бронеавтомобиля “Руикат”, вооруженный 105-мм пушкой. Постройка трех опытных образцов закончилась в 1995 году. испытания с боевой стрельбой начались в начале 1996 года. Пушка GT7 представляет собой модернизированную для установки на колесную машину английскую танковую пушку L7. На “Руикате”, вооруженном 105-мм пушкой, смонтирована система управления огнем, аналогичная системе основного боевого танка “Олифант” Mk.1. Машина оснащена приемником LNS-90 спутниковой навигационной системы GPS. Достоверной информации о принятии на вооружение бронеавтомобилей “Руикат” со 105-мм пушкой не имеется, однако в западной прессе сообщалось, что в ЮАР построено 28 машин для неназванного заказчика.
“РУИКАТ” ZA-35
На шасси бронеавтомобиля “Руикат” установлена двухместная башня с двумя 35-мм автоматическими пушками. Система управления огнем имеет радиолокационный и оптический каналы. Построен опытный образец.
“РУИКАТ” ZA-HVM
ЗРК на базе бронеавтомобиля «Руикат» с четырьмя УР класса “земля-воздух” SAHV-3, система наведения имеет радиолокационный и оптический каналы. Работы по программе ЗРК ZA-HVM находятся в стадии испытаний опытного образца.
Серийная БРМ “Руикат”
Колесная формула – 8х8
Боевая масса, кг – 28000
Длина корпуса, м – 7,1
Длина с пушкой вперед, м – 8,2
Ширина,м – 2,9
Высота по крыше корпуса, м – 1,76
Высота по крыше башни, м – 2,5
Высота габаритная, м – 2,8
Колесная база, м – 1,55/2,03/1,63
Ширина колеи, м – 2,5
Дорожный просвет, м – 0,41
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 120
Запас хода по шоссе, км – 900
Емкость топливного бака, л – 540
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 1,0
ширина траншеи, м – 2,0
подъем – 70%
Экипаж, чел. – 4
Украина
- Государственная пограничная служба Украины: 28 мая 2015 [23] пограничной службе передали бронемашину «Казак-2» [24] , 11 февраля 2016 года были поставлены ещё шесть бронемашин [4]
- Национальная гвардия Украины: 14 марта 2015 НГУ была получена одна ранее заказанная бронемашина «Kozak-2» [25] и было объявлено о намерении закупить для НГУ [26] десять [27] или 15 [28] бронемашин «Kozak-2». В июне 2015 года был заключён контракт на поставку 22 бронемашин «Kozak-2» [29] . 6 июля 2015 получены 10 из заказанных машин [3]
- Вооружённые силы Украины — 14 марта 2015 года секретарь СНБО Украины А. В. Турчинов заявил, что бронемашины «Kozak-2» будут использоваться вооружёнными силами Украины [30] ; в ноябре 2016 года они были допущены к эксплуатации и в 2017 году были выделены средства на закупку 10 бронемашин для сухопутных войск [31]
11 марта 2017 года в программе «Техника войны № 73» начальник отдела развития НПО «Практика» Сергей Вилков сообщил, что на данный момент было выпущено уже 64 единицы автомобиля «Казак-2»